Воспитательная работа как педагогическое явление
ВВЕДЕНИЕ
Работа классного руководителя сложна и многообразна, поэтому требует высокой квалификации педагога, творческого подхода и личной заинтересованности в успешном развитии каждого ученика класса и ученического коллектива в целом, что является актуальным в вопросе организации воспитательной системы школы.
В данной связи необыкновенную остроту получает проблема организации воспитательной работы в коллективе учащихся, которая в педагогической литературе довольно изучена. Тем не наименее, имеющиеся абстрактные и методические выработки скоро устаревают, изменяется хозяйка жизнь и система ценностей в сообществе на фоне усиливающегося воздействия социально-педагогических причин, мало выученных исследователями заморочек обучения, являясь актуальной темой, обусловленной постоянным развитием и совершенствованием воспитательного процесса.
На базе выделенной трудности, было сформулировано содержание курсовой работы: «Воспитательная работа с учащимся и её роль в организации воспитательной системы школы».
Произошедшие реформы в социально-политической и экономической жизни казахстанского сообщества содействовали существенному изменению социокультурной жизни подрастающего поколения, а, еще устройств функционирования образовательных учреждений. При этом инновационная образовательная практика обучения, организации воспитательной работы в образовательных учреждениях столкнулись с противоречиями, осматриваемыми как антагонизм, несоответствие, какие препятствуют предстоящему развитию личности.
Анализ научно-педагогической литературы указывает, что у большинства исследователей отсутствует серьезное деление мнений «воспитательная работа», «воспитательная деятельность», «воспитательный процесс», «воспитательная система» и т. д., невзирая на то, что некие демонстрируют соответствие данных категорий (И.А. Колесникова, Л.И. Маленкова, В.А. Сластенин, М.М. Поташник, Н.Е. Щуркова и др.).
Обычно воспитание рассматривается в широком и узком значении:
- в широком значении предполагается социализация;
- в узеньком значении целеустремленный воспитательский процесс, исполняемый преподавателем.
С этих позиций предметом нашей курсовой работы выступает воспитание в узком смысле. Следовательно, с этих позиций нам необходимо рассмотреть сущность понятия «воспитательная работа». При этом, необходимо учитывать актуальность сущности и содержания воспитательной работы и дальнейшего определения путей повышения ее эффективности в школах республики; преемственность в изучении и использовании имеющегося отечественного опыта, которая дает возможность выбрать то, что может быть использовано в системе воспитательной работы в условиях дагестанской национальной школы, обеспечивая сохранение связи с прошлым, со всеми ценностями, которые накоплены в системе образования и воспитания. Объектом исследования курсовой работы является целостный процесс воспитательной работы с учащимся.
Целью курсовой работы является - обсуждение процесса воспитательной работы как педагогического явления.
В работе установлены последующие задачи:
1. Взгляды действенной воспитательной работы с учащимся;
2. Найти оглавление мнения «воспитания»;
3. Обнаружить индивидуальности разных способов контроля;
Методологической основой курсовой работы послужили работы: Л.А. Байковой, О.С. Газмана, Е.Е. Чепурных, Н.Е. Щурковой и др. которые определяют личность педагога в качестве ведущего звена в воспитательной работе с учащимся.
В работах В.А. Караковского, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой и других представлены теории современного воспитания, а исследования А.А. Бодалева, Е.В. Бондаревской, В.3. Вульфова, С.В. Кульневича, Л.И. Новиковой, Г.К. Селевко, А.М. Сидоркина, Н.М. Таланчука, С.А. Шмакова и др. рассматривают технологии воспитания.
Проблемы подготовки будущего учителя к воспитательной деятельности исследованы в работах Л.А. Блохиной, Г.П. Гайбдуллина, Е.А. Дмитренко, П.Д. Джумаевой, Д.И. Икматовой, И.А. Колесниковой, С.Ф. Петрушкина, Л.Ф. Спирина, Н.А. Томина, Р.Н. Ходяевой, Н.М. Яковлевой и др.
Теоретические основы подготовки специалистов к воспитательной работе в педагогических вузах и университетах исследованы в работах Н.А. Асташовой, П.Р. Атутова, Б.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, Л.В. Загрековой, И.А. Колесниковой, Б.П. Невзорова, Л.И. Новиковой, В.А. Сластенина, Т.И. Шалавиной и др.
Аспектам формирования педагогических умений, необходимых классному руководителю в воспитательной работе с коллективом учащихся посвящены исследования Е.А. Антипиной, А.А Деркача, Н.З. Еловой, Р.А. Ереминой, В.И. Журавлева, В.И. Зайченко, Е.А. Левановой, Р.И. Пеньковой, Г.И. Сущенко и др. Изучению значимости педагогической практики в системе подготовки будущего учителя посвящены воспитателя исследования Э.А. Васильевой, В.И. Воробей, Л.Т. Кикнадзе, Н.А. Соловьевой и др.
Проблемы значимости студенческого коллектива в подготовке будущих учителей к воспитательной работе рассмотрены в работах Э.З. Бабаевой, А.П. Войченко, М.И. Волошкиной, Н.П. Добронравова, Н.Ю. Крутогорской и др.. Кроме того, имеются исследования, посвященные подготовке учителя к осуществлению отдельных направлений воспитательной работы: гражданского (А.М. Бабаев), эстетического (И.А. Трубина, Н.А. Шмырева) воспитания, работе с детскими общественными объединениями (С.В. Бобрышов), воспитание школьников в системе дополнительного образования (Н. А. Чернова) и др.
Методы исследования: анализ научнометодической базы литературы, педагогическое наблюдение.
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, трех параграфов, заключения. Список использованной литературы включает 21 библиографический источник.
1. Основные вопросы воспитательной работы с учащимся в организации воспитательной системы школы
Анализ воспитательной работы с учащимся в научно-методической, педагогической литературе
Воспитание это процесс систематического и целенаправленного действия на учащегося, на его духовное и телесное формирование в целях подготовки его к производственной, публичной и культурной деловитости. Однако воспитание не единичный процесс, он прочно связан с обучением и образованием, так как вышеназванные процессы ориентированы на человека как единое, потому воспитательная служба перемещает целеустремленный нрав.
Одной из основных задач обучения человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации 2-ух важных критерий.
Первым из их является снабжение включенности юных людей в настоящие общественные дела, т. е. происхождение у них личного состояния сообразно отношению к деловитости, несущее в себе беспристрастные и индивидуальные составляющие. Беспристрастным компонентом является фактически активность личности, субъективным известие личности к предоставленной деловитости. При этом имеет место быть таковая изюминка социальных отношений деток: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям зрелых, с иной носят передовой нрав. Дети, включаясь в настоящие дела, ориентируются на родное безупречное понятие об данных отношениях.
Вторым условием является самореализация деток в процессе общественного взаимодействия. Это ограничение подразумевает предоставление способности ребенку наиболее много открыть себя в отношениях с окружающими, когда главны понимание цели и смысл деловитости для собственного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком собственного «Я», присутствие точных и светлых перспектив (близких и далеких)в той деловитости, в которую малыш включается.
Таковым образом, формирование, социализация и воспитание действуют на индивидума с одной и той же целью совершенной реализации себя в сообществе. При этом формирование обращено к тому, что уже свойственно индивидуму, а воспитание обращено, не считая этого, к тому, что у него недостает, что дано в публичной морали, в высоконравственных нормах и качествах людей. В собственном согласье формирование, социализация и воспитание сочиняют суть формирования личности.
В современной педагогике воспитание становит перед собой массу задач, важными из которых являются:
1)целостное, гармоничное, многостороннее создание личности;
2)привитие социально приспособленных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности;
3) развитие нравственных и эстетических сторон личности;
4) развитие волевой и эмоциональной сфер человеческого характера, его целеустремленности;
5) приобщение к научным, культурным, историческим ценностям общества;
6) воспитание патриотизма и патриотической идеологии в соответствии с современной политикой государства;
7) развитие индивидуальных способностей, склонностей, желаний и возможностей человеческой личности в интеллектуальной, физической или другой области жизнедеятельности;
8) творение критерий для различных видов познавательной деловитости в целях расширения кругозора, повышения уровня образования и культурного эксперимента;
9) формирование гибкости и возможности к стремительной и адекватной реакции на модифицирование наружных причин со стороны общественной, политической и культурной жизни сообщества.
Воспитание прочно соединено с нуждами сообщества, однако регламентируется государством. Воспитание новейшего поколения обязано содействовать формированию определенной идеологии, политических взоров, обязано существовать ориентировано на упрочнение муниципального строя. Преподаватель, выполняющий роль воспитателя, не волен в выборе содержания воспитательного процесса. Воспитательный процесс должен вытекать из гос. стратегии обучения, и, в согласовании с ним, ориентировать свои стремления на создание определенных личных свойств, соответственных социально-адекватному типу личности. Лучшего итога разрешено добиться при условии совпадения муниципальных, публичных и собственных интересов всех сторон, оказывающих действие на воспитание.
Целями обучения являются ожидаемые конфигурации в человеке, исполняемые проведением умышленно организованных воспитательных действий и акций. Но ключевой целью обучения является создание и формирование малыша как личности с теми свойствами, какие нужны ей для жизни в сообществе. Воспитание процесс двухсторонний, предполагающий как компанию и управление, этак и свою энергичность личности. Но водящая роль в этом процессе принадлежит преподавателю. Для педагогики очень принципиальным является то, что мерка личного развития учащегося зависит не лишь от самого факта его роли в деловитости, однако основным образом от ступени той энергичности, которую он проявляет в данной деловитости, а еще от её нрава и направлению, что в совокупы принято именовать отношением к деловитости.
Сопоставляя понятия «воспитательный процесс» и «воспитательная работа» М.М. Поташник определяет воспитательный процесс как «сложную динамическую систему, существующую объективно, ибо она задаётся целью, принципами воспитания, уставом общеобразовательной школы, другими документами, на основе которых функционирует школа, и которые являются системными по самой своей сути». При этом воспитательная работа рассматривается как более широкое понятие, чем процесс, так как она включает и подготовку, и создание условий, и анализ результатов и т.д. [1].
Сообразно понятию И. А. Колесниковой воспитательная служба представляет собой «индивидуальный метод реализации учителем собственной педагогической концепции в конкретной социокультурной ситуации воспитания» [2].
Малыш непрерывно подключен в те либо другие формы публичной практики; и ежели отсутствует её особая организация, то воспитательное действие на малыша оказывают наличные, обычно сложившиеся её формы, итог деяния которых может очутиться в противоречии с целями обучения.
Исторически сформировавшаяся система обучения гарантирует присвоение детками определенного кружка возможностей, высоконравственных норм и духовных ориентиров, соответственных потребностям конкретного сообщества, однако равномерно средства и методы организации стают непродуктивными.
Л. И. Маленкова, определяя суть категории «воспитательная работа», охарактеризовывает её как целенаправленную активность субъекта обучения. Предполагается хоть какой преподаватель: преподаватель - ежели стиль идёт о внеклассной работе сообразно предмету; потрясающий управляющий - воспитатель определенного класса; куратор - преподаватель, курирующий некоторое количество классов, воспитатель группы продленного дня; управляющий касса, секции, клуба в системе доп образования и т. д. [3].
Создание человека как личности просит от сообщества неизменного и преднамеренно организуемого совершенствования системы публичного обучения, преодоления застойных, обычных, подсознательно сформировавшихся форм. Таковая практика преображения сформировавшихся форм обучения немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое познание закономерностей развития малыша в процессе онтогенеза, потому что без опоры на такое познание есть угроза происхождения волюнтаристского, манипулятивного действия на процесс развития, преломления его настоящей человечной природы, техницизм в подходе к человеку.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом, выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.
Почти все эксперты, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особенная сфера и не может рассматриваться в качестве добавления к обучению и образованию. Понятие обучения как доли структуры образования принижает его роль и не подходит реалиям общественной практики духовной жизни. Задачки обучения и образования не имеют все шансы существовать отлично решены без выхода преподавателя в сферу обучения. В данной связи инновационная школа рассматривается как непростая система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важных элементов частей её педагогической системы.
Основным для воспитательного процесса является ориентация на воспитание человека, отделанного существовать и действовать в современном для него сообществе, однако для этого нужен отлично созданный контроль за действием обучения. Контроль представляет собой систему надзоров, проверок, разбора и оценки. Отбор различных форм и способов контроля определяется его целями и задачками. Однако внедрение различных форм может быть при условии точного, обоснованного планирования и подключения в его прочерчивание всех тружеников образовательного учреждения. Целью контроля является обнаружение ступени отличия настоящего процесса от планируемого, а итогом является банчок педагогической инфы о ходе настоящего педагогического процесса.
Цель контроля выявление степени соответствия воспитательного процесса целям и задачам воспитания, которые стоят перед образовательным учреждением.
Основной задачей при организации контроля следует считать выявление соответствия реального хода воспитательного процесса с теми целями воспитания, которые ставит перед образовательным учреждением общество.
Так как нынешний воспитательский процесс образовательного учреждения это система непростая, то для решения установленных задач контроль обязан существовать:
Универсальный - то имеется, ориентирован на испытание разных вопросцев;
Разносторонний то имеется, ориентирован на использование разных форм и способов контроля к одному и тому же объекту;
Многостадийный контроль 1-го и такого же объекта разными уровнями органов управления [5].
Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько:
Одна из их - неудовлетворенность преподавателей плодами собственного труда, понимание такого, что цена значимой доли практиков на"чудодейственное лекарство", на"волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новейшие технологии, не может коренным образом поменять учебно-воспитательный процесс. А. С. Макаренко на заре новейшей школы осуждал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса [4]. Не прием, не способ, не метод, какими бы соблазнительными они ни казались, а система является главным мнением в педагогике грядущего.
2-ая фактор связана с наличием в педагогических коллективах не плохих идей, эксперимента работы, дозволяющих формировать авторские воспитательные системы.
3-я фактор связана с тем, что мысль сотворения воспитательной системы плодотворна. Первоочередной задачей сообразно реализации "Программы развития обучения в системе образования РК" является создание воспитательной системы, включающей в себя целый учебно-воспитательный процесс, поднятие воспитательного потенциала обучения, эффективности обучения.
Мнение обучения не является однозначным. С одной стороны, обучением разрешено полагать умышленно созданный, целеустремленный процесс формирования и развития личности. С иной стороны, развивает и сообщество, и семья, и находящаяся вокруг среда со всеми стихийными событиями, какие часто не прогнозируемы и не поддаются планированию. Осматривая воспитательский процесс, как умышленно организованную активность в специализированных для этого учреждениях, то главный индивидуальностью его является целенаправленность.
В этом случае удачливость обучения во многом зависит от нрава и ступени сотрудничества воспитателя и ученика. Обе стороны обязаны воспринимать окончательную мишень и обладать внутренние мотивы к её достижению. Сложность процесса обучения состоит в том, что невозможно несомненно найти его итоги, как, к примеру, в обучении. Итоги обучения не поддаются тестированию, они изменчивы и разноплановы, а этак же, во многом зависят от личных необыкновенностей личности. Сообразно сути, процесс обучения продолжается всю жизнь, он динамичен и постоянен, этак как все обилие человечного окружения постоянно оказывает воздействие на этот процесс.
Организованный процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Причем важнее именно обратные связи, потому что именно они содержат информацию об индивидуальных особенностях человека, его реакции на те или иные действия со стороны педагога.
Н.Е. Щурковой отводится принципиальная роль готовности учителя следить, разбирать и корректировать процесс обучения и развития личности, при этом осматривая воспитательную работу как совокупные деяния учителя и учащихся, направленные на обогащение общечеловеческими духовными ценностями, на Знание себя и иного человека, на формирование саморегуляции, самоорганизации деловитости и поведения [6].
В решении данных вопросцев главную роль играет водящий субъект педагогического процесса преподаватель. Мы считаем, что эксперимент организации воспитательной работы под управлением потрясающего управляющего оправдан нынешней социально-экономической обстановкой, тем наиболее, что неимение твердой регламентации, предписаний выше дает вероятность потрясающему руководителю для проявления инициативы и творчества в организации воспитательной работы, а эффективность предоставленного процесса во многом зависит от продуманности воспитательных действий. Не считая такого, действенная активность педагога-воспитателя подразумевает творение критерий, способствующих разностороннему и гармоничному развитию личности школьника чрез его роль в различных видах внеурочной деловитости: познавательной, спортивной, трудящийся и т. д., а еще координацию и корректировку действия среды на личность малыша.
Анализ теории и практики организации воспитательной работы в школе показывает, что она осуществляется по разным направлениям:
в рамках процесса обучения;
при организации внеклассной, внеурочной, внешкольной деятельности педагогов и учащихся с привлечением родителей и всех заинтересованных людей; в системе дополнительного образования и т.д.
Внеклассная служба, владея широкими воспитательными способностями, содействует развитию личности малыша, при организации которой преподавателю следует учесть: традиции и индивидуальности образовательного учреждения, потрясающего коллектива, региона; возрастные и личные индивидуальности учащихся: интересы, склонности и увлечения личности ученика. Не считая такого, в воспитательной работе актуальны условия, содействующие разностороннему раскрытию личных возможностей малыша; обогащению собственного эксперимента методом пополнения познаний о разных видах деловитости, развитию и проявлению энтузиазма к сиим обликам деловитости, хотения участвовать в их.
Анализ практики воспитания показывает, что современная система образования дает возможность учителю самому выбирать воспитательную тактику, определять позиции, устанавливать стиль и тон отношений с учащимися. Кроме того, в процессе совместной деятельности между взрослыми и детьми возможно установление отношений сотрудничества, направленных на саморазвитие и самореализацию личности ученика. Безусловно, такой эффективной работе должна предшествовать фундаментальная подготовка будущих учителей в педагогических вузах.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.
В. А. Сластенин описывает воспитательную работу как педагогическую активность, направленную на компанию воспитательной среды и управление различными обликами деловитости учеников с целью решения задач гармоничного развития личности» [7].
"Взращивать это, означает ориентировать формирование субъективного решетка человека", с одной стороны, действуя в согласовании с тем высоконравственным прототипом, совершенством, который воплощает запросы сообщества к растущему человеку, а с иной стороны, преследуя мишень наибольшего развития личных необыкновенностей всякого малыша. Как ориентировал Л. С. Выготский,"учитель с научной точки зрения - лишь координатор общественной воспитательной среды, стабилизатор и ревизор её взаимодействия с каждым воспитанником" [8].
На базе сравнительного разбора, в качестве мнения «воспитательная работа» мы станем воспринимать целенаправленную активность преподавателя сообразно творению подходящих критерий организации общей жизнедеятельности зрелых и деток с целью более совершенного их саморазвития и самореализации.
Сущность действительно гуманистического дела к обучению малыша проявлена в тезисе о его энергичности как полноправного субъекта, а не объекта процесса обучения. Личная энергичность малыша имеется нужное ограничение воспитательного процесса, однако хозяйка данная энергичность, формы её проявления и, основное, степень воплощения, устанавливающий её действенность, обязаны существовать сформированы, сделаны у малыша на базе исторически сформировавшихся образчиков, но не слепого их воссоздания, а творческого применения.
Следственно, принципиально этак основывать преподавательский процесс, чтоб воспитатель управлял деловитостью малыша, организуя его функциональное самовоспитание методом совершения самостоятельных и серьезных поступков. Педагог-воспитатель может и должен посодействовать растущему человеку войти этот - постоянно неповторимый и независимый - путь морально-нравственного и общественного развития.
Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на "чудодейственное средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.
Большое влияние, на наш взгляд, на эффективность организации воспитательной работы в образовательном учреждении имеет морально-психологический климат школьного коллектива. При этом содержание, формы, средства и технология реализации в образовательном учреждении определяются её воспитательной системой. Воспитательная система представляет собой целостный социальный организм, включающий взаимосвязанные компоненты воспитания (субъекты, цели, способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т.д.
В современной педагогической науке водящими творцами теории воспитательных систем являются В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. Они довольно оперативно учили суть, структуру, функции, закономерности управления и развития воспитательной системы. В итоге что было известно, что эффективность построения воспитательной системы школы, класса зависит от применения системного подхода в воспитательной деловитости.
Следственно, эффективность построения воспитательной системы школы, класса зависит от применения системного подхода в воспитательной деловитости. Потому одним из водящих методологических подходов на всех возрастных ступенях является целый подъезд [7].
Его необходимость в процессе обучения личности содержится в последующем:
личность школьника способна развиваться как целостная интегрированная система в целостном интегрированном педагогическом процессе при условии взаимосвязанных компонентов;
системный подход позволяет объединению усилий всех субъектов воспитания и максимально способствует повышению педагогического влияния на школьников;
воспитательная система позволяет с наименьшими затратами сил и времени педагогического коллектива соблюдать и удерживать новый режим жизнедеятельности образовательного учреждения;
системный подход позволяет осуществлять моделирование и создание условий для самореализации и самоутверждения личностей всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);
создание воспитательной системы формирует модель-образ конкретного образовательного учреждения, что создает привлекательный бренд для индивидуальных членов школьных сообществ;
воспитательная система значительно расширяет возможности воздействия на личность.
1.2 Методы и принципы эффективной воспитательной работы с учащимся c целью организации воспитательной системы школы
Методами воспитания называются определенные способы взаимодействия деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей воспитания как средства образования и воспитания. При выборе методов воспитания необходимо учитывать определенную цель и задачи воспитания, особенности регламентированного учебной программой содержания обучения, а также конкретные условия обучения, уровень развития детского коллектива (группы, класса) и каждого ребенка в отдельности. При выборе наиболее подходящих методов, определяющим является уровень профессионального мастерства учителя. Необходимо продумать использование определенных форм организации воспитательной работы с учащимся [9].
Одной из главнейших задач обучения является создание определенного типа поведения.
Конкретно деяния и поступки человека являются аспектами для оценки ступени его воспитанности. Преподаватель, подключая учеников в практическую работу, обязан управлять их деловитостью, корректируя и ориентируя их деяния в необходимое русло. Целый процесс деловитости учеников чрезвычайно труден и разнороден, потому целенаправлено расколотить его на наиболее маленькие доли, чтоб проще было учесть все вероятные аспекты воспитательного процесса на предоставленном шаге. Благодаря умышленно организованной и управляемой практической деловитости в процессе обучения, человек обучается взаимодействию с иными людьми, адекватному поведению в той либо другой ситуации, производит свою линию поведения, подобающую обстановке.
Наиболее эффективным и часто используемым методом организации деятельности является упражнение [9].
Упражнение утилитарный способ обучения, командированный на выработку у ученика навыков, повадок и данного типа поведения. Ежели способ используется системно, в совокупы с способом убеждения, то он практически наверное станет обладать успех. Упражняясь, человек на практике чувствует надобность к формированию определенных свойств. Это выступает стимулом к функциональной деловитости в облике неизменных упражнений. Преподаватель, в свою очередность обязан помочь это рвение и, сообразно способности, увеличить его, зафиксировать приобретенные итоги. Повадки имеют все шансы организовываться осмысленно, когда человек соображает окончательную мишень упражнений, значимость и полезность их содержания, и не осмысленно, когда стимул к исполнению упражнений не преобразуется во внутреннюю мотивацию, а только вызывает реакцию ученика. В случае механического исполнения упражнений, нужные итоги все одинаково достигаются, желая не этак скоро и не являются настолько устойчивыми и незыблемыми. Для намеренного метода исполнения упражнений преподаватель прибегает к поддержке способа убеждений, заполняя, таковым образом, рассудок человека информацией, способной заставить его к добровольной, хотимой практической деловитости требуемого типа.
Упражнения должны составлять систему, содержащую разные уровни сложности, совокупность последовательных этапов, соответствующее содержание конкретных упражнений.
Беря во внимание мишень обучения создание высоконравственных свойств человека, упражнения воспитательного нрава обязаны использоваться в движение долгого времени, чтоб добиться требуемого итога. Основой для разработки упражнений обязаны проявляться конкретные жизненные ситуации, чтоб выработанные навыки были могут быть полезны в настоящей жизни, подсобляли избирать подобающую линию поведения, управляться с желаниями и соблазнами в случае противоречия их исполнению повинностей либо потребностям культуры поведения сообщества, обнаруживать волевые стремления, расценивать ситуацию и благородно вылезать из нее. Мишень способа упражнений считается достигнутой, когда человек во почти всех противоречивых житейских обстановках предохраняет свою позицию и неприклонно проявляет высоконравственные свойства.
А. С. Макаренко со всей определенностью ориентировал на надобность высоконравственной натренированности учеников, вооружения их нравственным экспериментом. «Необходимо, заявлял он, жаждать к тому, чтоб у деток как разрешено сильнее складывались отличные повадки, а для данной цели более принципиальным является неизменное упражнение в верном поступке. Неизменные же размышления и разглагольствования о верном поведении имеют все шансы попортить какой-никакой угодно опыт».
Впоследствии проблема формирования умений, навыков и привычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внимание психологов. «Качество личности, отмечала Л.И. Божович, нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике».
Что же следует понимать под методом упражнений (приучения)? Как писал Н.И. Болдырев, под методом упражнений (приучения) понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.
Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой.
«Наше воспитание, обучение, дисциплинирование каждого рода, различные повадки, заявлял И. П. Павлов, представляют собой длинноватые ряды относительных рефлексов. Кто не знает, как поставленные, обретенные связи узнаваемых критерий, т. е. определенных раздражений, с нашими деяниями упрямо воспроизводятся сами собой, нередко даже, невзирая на нарочитое сопротивление с нашей стороны?Это идиентично дотрагивается как изготовления тех либо остальных действий, этак и выработанного их задерживания, т. е. как позитивных, этак и отрицательных рефлексов. Понятно дальше, как время от времени тяжело взростить необходимое подтормаживание в случае как отдельных бесполезных движений при забавах, при манипуляции в различных искусствах, этак и действий. Буквально этак же практика издавна обучила, как выполнение тяжелых задач достигается лишь постепенными и аккуратными подходами к ним».
Заявочное пожелание способа обучения, который напрямик либо непрямо повлияет на поведение человека, вдохновляет или тормозит его деяния. Прямое заявочное пожелание обязано существовать непоколебимым, напористым, произноситься убежденным тоном, не подвергается дискуссии и подразумевает неукоснительное выполнение. Косвенное заявочное пожелание перемещает наиболее мягенький нрав и основано на побуждении хотения человека сделать его, делая упор на ощущения, эмоции и треволнения. К косвенным потребностям относятся:
1) совет, являющийся эффективным при условии высокого авторитета советчика в совокупности с его способностью убеждать;
2) игровое требование используется главным образом при воспитании детей, способных, увлекшись игрой выполнить многие, даже кажущиеся сложными для них требования;
3) доверие, используемое как средство достижения выполнения требования. Доверяя своему наставнику, воспитанник охотно и без сомнений выполнит его требование;
4) просьба мягкая форма требования, используемая при наличии между педагогом и воспитанником взаимного уважения, сотруднических отношений, положительного эмоционального контакта;
5) намек неявная форма требования, которая при умелом использовании имеет успех, так как содержит элементы проявления собственных побуждающих мотивов воспитанника, а не однозначное подчинение воле педагога;
6) требование-одобрение, примененное своевременно, является сильнейшим стимулом к выполнению требуемых действий.
Использование косвенных требований обычно имеет больший успех, не вызывая при этом негативного отношения к педагогу и содержанию требования. Прямые требования часто приводят к отрицательному эффекту, порождая противодействие, желание сделать наоборот, сокрытие истинных намерений и отношений к сути требования. Требование может быть непосредственным от педагога к воспитаннику, и опосредованным от воспитанника к воспитаннику. Забота о возникновении опосредованных требований является задачей педагога.
Приучение является более прямолинейным и твердым способом обучения. Внедрение этого способа нередко смешивается с использованием наказаний, что противоречит гуманистической педагогике. Педагоги-гуманисты выгораживают неминуемость внедрения этого способа тем, что он ориентирован на усовершенствование свойств личности и действует ей во добро, при этом сводят его внедрение к важному минимуму. Для смягчения протекания приучения в группах учеников младшего возраста его преподносят в форме забавы.
В современной педагогической науке есть разряд требований, обеспечивающих верное использование способа приучения:
1) четкое понимание воспитателем и воспитанником целей воспитания тех или иных качеств посредством приучения;
2) обоснованность приучения, понятная воспитаннику;
3) соответствие содержания метода временному интервалу, отведенному на его осуществление, возрасту и возможностям воспитанника;
4) демонстрация и сравнение результатов, получаемых в результате выработки качеств, являющихся целью приучения, наглядные доказательства их необходимости и полезности;
5) сочетаемость вырабатываемых качеств с уже выработанными или планируемыми для формирования;
6) наличие контроля и самоконтроля.
К методам организации деятельности относится так же метод поручения. Он дает хороший эффект, в силу того, что повышает у человека веру в себя, рождает внутренние мотивы к выполнению полезных, с точки зрения воспитателя, действий, создает почву для проявления творчества, вынуждает искать пути решения посильных проблем.
Более популярные и обширно применимые с старых пор способы стимулирования это одобрение и возмездие, имея антипод нрав действия, они призваны работать одним и тем же целям и задачкам. Сравнительно новеньким способом, вызывающим внутреннюю мотивацию к достижению цели является способ соревнования, неявно сопутствующей будничной жизнедеятельности, а этак же используемый организованно, в воспитательных целях. Условия современной жизни наложили след на известие к обучению новейшего подрастающего поколения, ставшего прагматичным и предъявляющим конкретные, диктуемые жизнью и социумом, запросы к содержанию обучения. На базе этого появился новейший способ обучения субъективно-прагматический.
Сравнительно новейший способ педагогического стимулирования, продиктованный критериями современной жизни, субъективно-прагматический способ. Инновационные детки и дети ориентируют свои стремления на формирование тех свойств, какие имеют все шансы посодействовать им в будущем достигнуть фуррора, отыскать неплохую работу, взять в долг благородное пространство в современном сообществе. Потому воспитатель, делая упор на существующую социальную и общественную ситуацию, обязан доказывать и убедительно показывать надобность наличия определенных целью обучения личных свойств в критериях современной жизни и деловитости, обосновывать их общественную и экономическую соразмерность, вызывая тем самым мотивы и рвения у учеников к их выработке.
Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, к его содержанию, организации и методам. В них отмечается ведущее направление воспитательной деятельности, характеризуется особый стиль воспитания, помогающий творчески подойти к воспитательному процессу.
Комплексный подход к воспитанию требует целостности, согласования всех влияний на личность. Он предполагает единство цели, задач и всех направлений воспитания. Сердцевина комплексного подхода, его существо - это единство умственного, трудового и нравственного воспитания. Лишь такое единство создает прочную основу для гражданского и нравственного становления личности [9].
Полный подъезд призван снабдить единство воспитательного процесса, направленного на многостороннее, гармоническое формирование личности. Это один из методологических принципов, в котором обретает представление повальная ассоциация явлений. Потому полный подъезд подразумевает целостность и взаимозависимость, взаимопроникновение и взаимоподчинение главных задач и направлений обучения. Этак, в процессе умственного обучения сразу исполняются почти все задачки высоконравственного, трудового и эстетического обучения.
В ряде случаев приходится концентрировать интерес на одном из видов обучения. Но это не значит отречения, недооценки остальных видов либо направлений воспитательной деловитости. Все они тесновато соединены и не подменяют, а дополняют и обогащают друг друга.
Ассоциация обучения с жизнью просит широкого ознакомления учеников с жизнью нашего сообщества и функционального роли в её преображении. Пути и формы ознакомления с жизнью разнородны. Разрешено вводить школьников с общественно-политическими событиями, происходящими в нашей стране и за рубежом, приваживать их часто декламировать газеты, выслушивать радио либо глядеть телевизионные передачи о текущих событиях. Учащиеся обязаны существовать в курсе дел страны, вылезать за «рамки», за порог школьной жизни.
Новое время рождает новые формы общественно полезного труда школьников: учебно-опытные хозяйства при школах, различные трудовые объединения школьников.
В разнообразной деятельности не только формируются, но и совершенствуются, проверяются моральные убеждения школьников, развивается сознание, интенсивно накапливается опыт, развиваются и обогащаются нравственные чувства [10]. Правильная организация практической, общественно полезной деятельности создает тот фундамент, на котором воспитывается ребенок. Общественно полезная деятельность - это взаимодействие личности с окружающим миром. Она не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, а включает в себя и вооружение умениями и навыками, необходимыми в труде и в общественной жизни. Эта деятельность создает реальные пути для формирования личности. Вне такой деятельности воспитание лишается материальной основы и сводится к бесплодному морализированию.
Удачному решению задач высоконравственного обучения способствуют и остальные виды деловитости школьников - преподавание, различные забавы, занятия физкультурой и спортом, роль в художественной самодеятельности, служба в технических, сельскохозяйственных и остальных кружках [11].
В. А. Сухомлинский огромное смысл придавал духовной деловитости. Он писал: «Духовная активность - это не какие-то оторванные от ежедневного труда самоуглубление и анализ. Это созидательный труд, кипучая социальная активность, одухотворенная добропорядочной целью. Реальным человеком делается лишь тот, у кого в душе появляются, утверждаются великодушные хотения, какие инициируют поведение, порождают влечения и поступки, в которых человек опять-таки утверждается, в которых появляются новейшие желания» [12].
Воспитание в труде, в функциональной деловитости основывается на идее, что труд - мощный воспитатель. Он формирует материальную базу для развития задатков и возможностей человека, для формирования его мировоззрения и нравственного вида.
Принцип целостности требовательности и почтения к личности учеников был сформулирован А. С. Макаренко: «…Как разрешено более запросы к человеку, однако совместно с тем и как разрешено более почтения к нему» [13]. Взыскательное известие к ученикам и почтение к ним - это две стороны разумного дела к личности. Ежели преподаватели веруют в силы и способности учеников, верят им, ребята пытаются обелить это доверие, у их возникает эмоция убежденности в собственных мощах.
Воплощение принципа целостности требований и почтения к личности значит, что воспитатели обязаны непрерывно показывать детям посильные запросы, не благоволить беспомощностям и капризам. Совместно с тем принципиально обнаруживать к ним задушевное и попечительное известие, умную влюбленность. При этом условии формируется воздух обоюдного доверия.
Правильность, последовательность и беспрерывность обучения - один из принципиальных принципов организации педагогического процесса в ребяческом саду и школе. Воспитание - долгий и непростой процесс, поочередная, постоянная служба сообразно формированию основ научного мировоззрения, больших нравственных свойств, навыков и повадок поведения. Детки прибывают в ребяческий сад, начальную школу с определенным запасом позитивных и отрицательных свойств. Позитивные свойства следует совершенствовать и укреплять, а отрицательные - изживать, справляться.
Сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативы детей предполагает единство педагогических требований со стороны всех учителей, сочетание индивидуальной воспитательной работы с воздействием на ученический коллектив, с развитием творческой активности, инициативы и самостоятельности. Взаимозависимая деятельность воспитателей и детей строится на доверии и уважении друг к другу. Там, где нет доверия и уважения к воспитанникам, где нарушается педагогический такт, возникают конфликты. К сожалению, есть еще сторонники «жесткого» воспитания, применения «силовых» мер воздействия. Это несовместимо с гуманизмом, с педагогикой уважения и убеждения. Порой допускается и другая крайность - самоустранение воспитателей, педагогов от руководства деятельностью детским коллективом, невмешательство в его дела. Преодолению подобных недостатков содействует творческая реализация принципа сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности детей.
Заслуживает внимания и принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. По мере развития ребенка и перехода от одной возрастной ступени к другой изменяются формы, методы и средства воспитательной работы. Например, в воспитании дошкольников и младших школьников приучение занимает гораздо большее место по сравнению с убеждением, и это не случайно. Ведь малыш не всегда в состоянии осмыслить важность и необходимость соблюдения принятых в обществе норм и правил поведения. К ним его подводят постепенно в процессе систематической работы. «Чем моложе ребенок, - писал В. Г. Белинский, - тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более, должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий»'[14].
2. Особенности критерий оценивания эффективности воспитательной работой с учащимся
Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития:
во-первых, моделирование строящейся системы;
во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;
в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих в этом процессе отношений;
в-четвертых, рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды, что очень важно в процессе отдыха и оздоровления ребенка.
Четвертый компонент воспитательной системы - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:
а) критерии и показатели эффективности воспитательной системы;
б) формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы.
Надобность подключения диагностико-результативного компонента в состав главных компонентов системы разъясняется тем, что при неимении достоверной, подвергнутой кропотливому разбору инфы о развитии личности малыша, формировании ребяческого коллектива, состоянии и итогах воспитательного процесса, ставится под колебание педагогическая необходимость всей, довольно трудной и трудозатратной, деловитости сообразно моделированию и построению воспитательной системы учреждения.
При разработке диагностико-аналитического инвентаря преподаватели исходят из такого, что эффективность - это эффективность, действенность в реализации целей воспитательной системы. Она определяется как"отношение достигнутого итога(сообразно тому либо другому аспекту)к очень достижимому либо заблаговременно запланированному результату". Мерилом эффективности воспитательной системы являются аспекты и надлежащие им характеристики. Этак как целевые ориентиры и активность воспитательной системы ориентированы, до этого только, на помощь развития личности малыша, то в качестве главных критериев и характеристик избираются или культурность учащихся, или комплектность главных потенциалов личности школьников, или их интеллектуальная, моральная развитость.
В согласовании с избранными аспектами и показателями подбираются либо формируются диагностические способа, дозволяющие заполучить достоверную информацию о разных гранях исследуемого парадокса. Как верховодило, наравне с педагогическими, употребляются социологические и психологические способа, что содействует наиболее беспристрастному и подробному исследованию эффективности воспитательной системы.
Главное предназначение критериев эффективности работы школы - определение основных направлений повышения мастерства учителей на базе комплексного разбора и оценки итогов педагогической деловитости. Аспекты служат для решения внутренних задач управления школой, для самоанализа и самомнения работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.
Перечень основных критериев сводится к следующим:
Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).
Уровень воспитанности (критерий факта).
Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
Подготовленность к жизни (критерий времени).
Критерий "открытости школы".
Критерий системности работы.
Для определения уровня сформированности воспитательной системы можно использовать две группы оценок:
- критерии факта
- и критерии качества.
Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:
- упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);
- наличие сложившегося единого школьного коллектива;
- интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.
Аспекты свойства складываются из таковых характеристик, как:
- ступень приближенности системы к поставленным целям, осуществление педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в базе воспитательной системы;
- совместный психический климат школы, манера отношений, настроение воспитанника, его соц огражденность, врождённый удобство; степень воспитанности учащихся.
Данные аспекты довольно условны, они имеют все шансы существовать конкретизированы употребительно к той либо другой воспитательной системе школы. Любая сфера воспитательного процесса владеет высококачественные свойства, адекватные перечисленным аспектам.
Высококачественными показателями являются верная посадка задач работы с детками, родителями, преподавателями, общественностью в данных критериях, отбор содержания и способов действия, издержка времени и силы преподавателей, время и энергичность учащихся. Высококачественные характеристики эффективности воспитательной системы:
Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.
Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
Отношение к внутришкольным конфликтам.
Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
Событийный характер деятельности.
Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).
Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.
Таким образом организация воспитательного процесса и осуществление установленных целей и задач исполняется средством разных ВУЗов обучения: семьи, школы, средств массовой инфы и иных.
Конкретно воспитательная система школы способна начинать основой для построения модели грядущей новейшей системы отношений в русском сообществе и государстве в целом.
В процессе обучения человека ключевой целью является создание многосторонне и согласованно развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деловитости в современных критериях. В связи с сиим исполняется умственное, эстетическое, трудовое, телесное, правовое, экологическое и остальные направленности обучения.
Воспитание в значимой ступени перемещает целеустремленный нрав, который подразумевает определенное направленность воспитательной деловитости, понимание её окончательных целей, а еще охватывает средства и способы заслуги данных целей.
Аспектами свойства воспитательной работы обязаны ходить те характеристики жизни школы, какие определяют обучаемость и культурность школьников, их известие к обучению и обучению, к школе и преподавателям, подготовленность их к сознательному выбору профессии, дееспособность приспособиться к современным жизненным условиям.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, формирование личности человека требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.
Воспитание представляет собой особенное педагогическое явление, которое чрезвычайно принципиально в настоящее время. От обучения юного поколения зависит грядущее. Наиболее основное держать в голове, что взращивать необходимо с самого раненого юношества, не необходимо подчинятся капризам малыша, не необходимо его холить.
Наиболее основное моральное свойство, которое обязано существовать сформировано у всякого возрастающего человека, - эффективность его мировоззрения, морально-нравственных эталонов, убеждений. Малыш, ребенок, парень(женщина)обязан не лишь мыслить, однако и делать сообразно совести, в согласовании со собственным мировоззрениям.
Управление действием обучения, исполняемое как целенаправленное построение и формирование системы задаваемой многоплановой деловитости малыша, реализуется преподавателями, вводящими деток в "зону наиблежайшего развития". Это значит, что на определенном шаге развития малыш может продвигаться далее не без помощи других, однако под управлением зрелых и в сотрудничестве с наиболее разумными"сотоварищами", а уж потом и полностью без помощи других.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Поташник М.М. «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Глава 1. Параграф 5).
Воспитательная деятельность педагога. Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2002.
Макаренко А.С. О воспитании М; Политиздат, 1990г.
Щуркова, Н. Е., Савченко, Н., Рогозина, Л. Р. Программа воспитания школьников. Общая модель и ее возрастные модификации, должностные обязанности, требования к классному руководителю, личность классного руководителя.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
Воронцов А.Б.: “Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся”, журнал « Начальная школа», №1, 1999 г.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии-М.1997.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие для студентов среднего учебного заведения. М. «Академия». 1998 г. 176 с.
Сухомлинский В. А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М., 1975. - 173 с.
Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. / М.Д. Баборидзе. - М. : Педагогика, 1988.
Сухомлинский В.А. ст. «Сердце отдаю детям» / В.А. Сухомлинский. - М., - 1975.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания : в 5 ч. / А.С. Макаренко. М. : Наука, 1958.
Белинский В.Г. Сочинения. 3-е изд. Павленкова. Т. IV. С. 1085. Педагогические сочинения Белинского собраны Фоминым А.Г. и изданы в 1912 г. В СПб (издательство газеты "Школа и жизнь").
Хомяков А.С. Сочинения. М., 1911. Т.1.
Гегель Г. Работы разных лет. М.: ИНФРА, 2002.-869с.
Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М.: Наука, 2002.-659с.
Божович Л. И., Возрастной подход в работе школы. М.: Дрофа, 2000.-568с.
Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв., т. 1,2001.-798с.
Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Психология воспитания подростка. М.: ИНФРА, 2003.-697с.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб: Дельта, 2002.
PAGE 5
Воспитательная работа как педагогическое явление