ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
КОСТАНАЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА З.АЛДАМЖАР
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДИДАКТИКА
ТЕМА: ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Выполнила: Сулейманова
Диана Жумашевна
2 курса специальности
ПиМНО, ОО
Научный руководитель:
Мажитова А.М.
доцент
Костанай
2012
КОСТАНАЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА З. АЛДАМЖАР
Кафедра Гуманитарных наук
Дисциплина Дидактика
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой ________
«___»_______ 20__г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу студенту
____________________________________________________________________
Тема курсовой работы «____________________________________________________»
Целевая установка ________________________
Объем курсовой работы ___________
Срок доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы:
а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой
работы до « » 20 г.
б) доклад о ходе написания курсовой работы до
« »___________ 20 г.
Срок сдачи курсовой работы - « » 20_ г.
Руководитель курсовой работы: « » 20_ г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 4
1 Роль общения в развитии личности……………………………………………. 5
1.1 Понятие «общение», его виды………………………………………………7
1.2 Классификация общения………………..……………………………………7
2 Общение как фактор формирования личности…………………………………10
2.1 Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности………………………………………………………………………..10
2.2 Выготский Л.С. о роли общения в развитии личности …………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. ..26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер показывают, что проблема общения является актуальной. Общение имеет большое значение в формировании психики человека, её развитии и становлении разумного, культурного поведения, с помощью общения с психологически развитыми членами общества, благодаря широким возможностям к научению, общество приобретает все свои имеющиеся высшие производительные способности и индивидуальные качества.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованной, культурно и нравственно развитой личностью, был бы до конца жизни обречён, только внешне физиологически напоминающим человека.
Общение формирует человека как личность, предоставляет ему возможность приобрести конкретные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать правильные и доступные пути их реализации. Общение это - генетически одна из самых ранних форм активности, которая проявляется у ребёнка. Следовательно, в общении проявляется особенность социального существа человека. Оно содержит в себе огромное количество разнообразнейших оттенков отношений к людям: родителям, учителям, знакомым, незнакомым, сверстникам, младшим, друзьям. Ребенок выбирает друзей, он ищет общения с определенным кругом лиц, оказывает воздействие на других. В самом различном коллективе он выступает как организатор, как исполнитель.
Активность общения способствует формированию таких важных сторон личности, как гуманность, отзывчивость, забота, чувство ответственности за себя, свои поступки перед окружающими людьми. Активность является природным свойством человека. В психологии понятие «активность» принято называть деятельностью. Активность личности вызывается потребностями (материальными или духовными, личными, или общественными). Активность человека или деятельность связана также с его мотивами, с постановкой цели и задачи, выбором средств их выполнения.
В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Понимание данного явления приводит к тому, что все те воздействия и влияния, которые здесь возникают, сказываются на развитии и формировании личности.
Среди огромного количества проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и глубоко исследуемых проблем. Общение выступает в качестве одного из важных элементов эффективности человеческой деятельности.
Целью написания работы является изучить роль общения в развитии личности.
Объектом является общение человека.
Предмет исследования: влияние феномена общения на психическое
развитие личности.
Цель исследования реализуется в решении следующих задач:
- Дать понятие «общение», его видам, рассмотреть функции общения;
- Изучить классификацию общения;
- Проанализировать особенности развития личности в процессе
общения и определить личность в общении и деятельности.
1 Роль общения в развитии личности
1.1 Понятие общения, и его виды
Потребность в общении взаимодействия, взаимной помощи возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые побуждают, его объединяться с другими людьми, чтобы всем вместе осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному человеку.
Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, целью которого, является установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общение это взаимодействие двух или более людей, целью которого, является установление и поддержание межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности [1, с 34].
Общение один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей, которые будут необходимы ему в течение жизни, посредством общения люди взаимодействуют друг с другом, меняются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать различные действия и поступки.
Г.И. Андреева считает, что процесс общения это более широкое определение, которое включает коммуникацию, как один из своих главных аспектов. Выделяются 3 взаимосвязанные стороны [2, с 78].
Общение как целенаправленное взаимодействие между людьми, в процессе общения вырабатываются и соблюдаются определенные правила, тактика и стратегия поведения конкретного человека в течение жизни.
Коммуникативной стороне предлагается обмен информацией между людьми.
Интерактивной стороне предполагает взаимодействие общающихся людей, в процессе которого, происходит не только обмен полезной информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение личные характеристики участников процесса общения
Общение имеет также и перцептивный аспект, который представляет собой восприятие и познание партнерами друг друга, что в конечном итоге ведет к достижению взаимопонимания и сближению позиций.
Общение выполняет, роль совокупности данных компонентов. Общение как сложнейший многосторонний процесс может рассматриваться, с психологической точки зрения, как явление взаимодействия с целью установления контактов, обмена информацией и осуществления взаимного влияния субъектов при выполнении деятельности и поведении в едином социокультурном пространстве. Большое значение межличностного общения объясняется важными функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в процессе общения происходит обмен информацией между разными людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или другой форме и степени взаимодействует со всеми формами деятельности людей.
Таким образом, процесс общения выполняет так называемую регуляционную коммуникативную функцию. В процессе общения вырабатываются определенно установленные правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается определенная структура ценностей, или шкала социализации конкретного человека. Не удивительно, что именно в процессе общения человек познает и определяет свою значимость в обществе, и в целом, в этом огромном мире. Следовательно, его правильная направленность является источником, одним из важнейших факторов становления человеческой личности [2, с 564].
Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, и создает психологическую разрядку, формирует тот эмоциональный фон, в котором происходит наша деятельность, и который в большой степени получила название аффективно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, даже независимо от его формы, таким образом, в отдельном акте общения обычно все они присутствуют. Оно может осуществляться как в форме диалога, так и в форме монолога. Главным результатом общения это доверие, которое возникает между людьми, которые являются участниками процесса общения. Потребность в общении это базовая потребность каждого человека.
Как и всякое сложное явление, общение имеет свои определенные мотивы, средства, способы и виды.
Мотивы общения могут быть личные и социальные. Личные мотивы связаны с субъективными психологическими состояниями людей, с их идеальным поведением и деятельностью, а также с теми конкретными событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Социальные мотивы обусловлены статусом человека в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми с определенной категорией в соответствии с должностными обязанностями.
Средства общения могут быть вербальные и невербальные, главным средством общения выступает язык, представляющий собой, как уже указывалось, систему словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления всего окружающего мира. Невербальные средства общения выполняют второстепенную функцию и их используют как дополнительные средства к языковым средствам. Это мимика, пантомимика, жесты, и прикосновения.
К тому же, процесс общение может быть активным и пассивным. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю свою душу, в которую полностью вкладывает свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Таким образом, важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, которая проявляется в той или иной деятельности [3, с 112].
Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые. Материальное общение является самым древним способом обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи естественных природных объектов, так при помощи предметов, которые создал человек. Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию.
Речевое общение дает огромную возможность, т.е. добыть разностороннюю и обобщенную информацию о внешнем мире, и о его субъективных состояниях конкретного человека, о его мыслях, чувствах, мечтах, желаниях, и идеалах. Процесс речевого общения происходит с помощью слов. Оно может быть устным и письменным.
Устное речевое общение происходит, как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так при помощи специальных аппаратов, воспроизводящие звуковую речь человека (радио, телевидение, телефон).
Письменно речевое общение основано на использовании графических знаков. Посредством, письменной речи каждый человек может получить безграничную во времени, и в пространстве конкретную информацию о всем окружающем мире, и о внутренних состояниях каждого человека.
Ролевое общение занимает главное место при выполнении людьми своих индивидуальных социальных ролей. В официальной группе ролевое общение носит определенный характер, в неофициальной группе межличностный характер. В неформальных группах ролевое общение имеет неофициальный характер, и его структура зависит от психических свойств людей, участвующих в процессе общения и от межличностных отношений, которые существуют между людьми.
1.2 Классификация общения
Психическое развитие детей осуществляется благодаря процессу общения. Общение является первым видом социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому, растущий организм получает необходимую информацию для своего индивидуального развития.
Все проявления активности носят один и тот же постоянный источник, т.е. это потребности, главную основу каждого общения составляют потребности людей в обеспечении благоприятных условий для жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуально-личностных целей. При этом, процесс общения должен быть, ориентирован на правильное решение деловых и профессиональных задач, либо только, может происходить в различных сферах жизни, и деятельности людей. Большое многообразие человеческих потребностей порождает и огромное многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему организму полезные действия, и максимально ослабить неправильные направления его же активности: постоянная и одновременно очень сложная задача процесса воспитания. В процессе деятельности осуществляется всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его личное отношение к окружающему миру, для того, чтобы эта деятельность привела к правильному формированию запроектированного образа личности, её необходимо организовать и разумно направить. В этом же и заключается, самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях, оно не может предоставить всех реальных возможностей для правильного и быстрого развития; так как, воспитанники иногда лишены самого необходимого активного участия в общественной, трудовой, и познавательной деятельности, обречены на её пассивное созерцание и утверждение, же имеющихся, истин [4, с 321].
Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает в роли главного условия и средства психического развития, то она появляется немного позже на втором, третьем году жизни ребенка. В общении, сначала через прямое подражание, а потом и через словесные инструкции образуется основной жизненный опыт растущего организма. Люди, с которыми он общается, которых видит, являются для ребёнка носителем правильно-построенного опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен в процессе общения.
Интенсивность общения, и большое разнообразие его содержания, основных целей, поставленных задач, а так же средств являются важными факторами, которые определяют развитие детей. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и правильного поведения человека. Так, деловое общение, формирует и развивает его способности, является средством приобретения различных знаний и основных навыков. В нём же, ребенок получает возможность быстро находить контакт с людьми, тем самым, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.
Личностное общение формирует человека, как личность, и даёт ему реальную возможность получить определённые черты характера, интересы, привычки, изучить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать реальные средства для их полной реализации.
Принято выделять два типа коммуникаций ролевые и личностные. В ролевом же общении люди взаимодействуют между собой совместно, т.е. как представители одной огромной социальной общности [5, с 325].
Эти оба типа могут быть открытыми и закрытыми. Различают и смешанные виды общения. Это одностороннее выспрашивание и, оно обычно встречается во взаимоотношениях учителя и ученика, нехотение учесть обстоятельства других людей. При этом, эффективное общение более успешно формируется только при открытом взаимопонимании обеих сторон. В процессе общения, обе стороны не должны скрывать свое мнение и должны учесть позицию своего собеседника. Таким образом, между ними возникнет некая совместимость. Она так же, может возникнуть между людьми разного пола, не одного возраста, и людей, которые занимают разное положение в обществе. Однако, для этой совместимости нужны взаимные интересы и обязательно нужно, чтобы присутствовала взаимная уступчивость.
Большое видовое разнообразие по содержанию, цели, средство общения так же может выполнять специфическую роль в психическом и индивидуальном развитии личности. Материальное общение позволяет людям получить все необходимые для нормальной жизни, предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условий для индивидуального развития.
Когнитивное общение выступает, как фактор интеллектуального развития, так как индивиды, которые общаются между собой, получают нужную информацию для себя, и обогащают друг друга знаниями.
Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Оно косвенно способствует индивидуальному развитию человека.
Мотивационное общение является источником энергии для человека, своеобразной для него подзарядкой. Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели, человек развивает свой личностный потенциал, который будет развивать его.
Деятельное общение, которое определяется, как межличностный обмен действиями, знаниями, умениями и навыками, носит для индивида прямой и развивающий эффект поскольку совершенствуется и обогащается его собственная деятельность.
Биологическое общение служит самосохранению организма в роли важного условия поддерживания и развития его жизненных функций.
Социальное общение обслуживает потребности людей и является источником, способствующим правильному развитию форм общественной жизни, отдельных групп и специальных коллективов.
Непосредственное общение нужно людям для того, чтобы общаться и получать воспитание в результате правильного использования данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств, например, условно-рефлекторного, викарного и вербального.
Опосредованное общение обеспечивает более широкое усовершенствование средств общения и совершенствует их на определенной базе самообразования и самовоспитания человека, а также самоуправлением общением [6, с 321].
Посредством, невербального общения общество научилось получать возможность психологически развиваться ещё до того, как оно усвоило и научилось пользоваться речью. Кроме того, невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностному общению и открывается более широкие возможности для развития. Вербальное общение тесно взаимосвязано с усвоением речи, так как, лежит в основе всего процесса развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.
В процессе вербального общения возникает несколько проблем, успешное и правильное решение которых, делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным и конкретным.
Первая заключается в том, что коммуникатор, который имеет потребность в передаче реципиенту определенного образа своих мыслей, позиций, отношений, представлений о том или ином событии, факте должен позаботиться не только об адекватном кодировании всего этого с помощью слов, суждений, умозаключений, но и том, чтобы реципиент его правильно понял.
Вторая же состоит в форме передачи сообщения в той системе невербальных средств, которая сопровождает вербально оформленное сообщение. Однако, при этом, большую роль здесь выполняет степень адекватности полезной информацией, проходящая через вербальное и невербальное общение, тем самым, снижая конкретную двойственность и противоречивость сообщения.
Третья проблема заключается в адекватности восприятия и понимания реципиентом различного сообщения. У реципиента происходит обратный процессу кодирования, а у коммуникатора осуществляется процесс декодирования полезной информации. Он воспринимает различные слова, речь, невербальную информацию коммуникатора, и на основе полученных знаний, он получает возможность понять смысл информации, мыслительной деятельности, у реципиента, в таком случае, возникают соответствующие образы, смысловые и ценностные образования, различные отношения.
Следовательно, если у коммуникатора главная проблема состоит в том, чтобы найти адекватные мысли, образы, переживания средств и осуществить передачу информации реципиенту, то у последнего происходит наоборот, обратный процесс: он получает декодирующую информацию, и в конечном результате у него возникают уже собственные мысли, образы, переживания.
Главным является, чтобы общение было функционально наполненным, чтобы в каждом акте общения по возможности формировался весь комплекс его основных функциональных задач [6, с 165].
В целом же преобладание тех или других функций в конкретном общении зависит от того, по поводу чего и для чего люди общаются между собой, посредством общения. В этом понимании выделяют пять главных видов общения в зависимости от определяющих их целей.
Цели общения находятся вне самого процесса взаимодействия субъектов, в котором происходит определенное складывание межличностных отношений. Это называется деловое общение.
Цели общения заключаются в приобщении реципиента к конкретным ценностям, различным интересам инициатора, в передаче партнеру своего социального опыта - это педагогическое общение.
Цели общения состоят в познании собеседника по общению и получении от него важной для коммуникатора информации - познавательное общение.
Цели общения заключаются в побуждении и мобилизации собеседника к соответствующему поведению, конкретному действию управленческое общение.
Цели общения находятся в нём самом, когда общение выступает главным фактором жизнедеятельности людей и полного удовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоциональное общение.
Первые четыре разновидности общения социально обусловлены и обычно профессионально необходимы. Они являются одной из неотъемлемых сторон общения матери и ребенка, влюбленных, близких и друзей.
Различают и другие виды общения в зависимости от уровня его развития:
Можно сделать вывод, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.
2 Общение как фактор формирования личности
2.1 Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности.
Общество, как всё живое в природе, развивается, усваивает опыт, который человечество приобрело на всём протяжении своего долгого существования.
Развитие человека это сложный и противоречивый процесс, прежде всего качественных изменений в организме и в психике человека. Данные изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной обстановки, воздействия окружающих его людей [7, с 432].
В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне имеющую ему активность в игре, труде, учении. Данная деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.
Первоначальное развитие человека рассматривается в психологии как сложный переход от простого тождества индивида и рода к выделению единичности. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми.
Развитие человека и формирование его личности это единый и целостный процесс. В этом процессе большая роль отводится собственной активности человека, который может в значительной мере сам способствовать формированию своей личности, если перед ним будут поставлены воспитателем соответствующие цели, и если он будет добиваться их выполнения, развивая у себя определенные качества, которые будут необходимы для их достижения.
В процессе этого сложного взаимодействия внешних влияний и внутренних процессов всегда возникают определенные противоречия, например: между порождаемыми деятельностью новыми потребностями и реальными возможностями, а так же между формами взаимоотношений.
Главными движущими силами развития человека являются различные противоречия. В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и процесс формирования его личности, отражающей социальную сторону его индивидуального развития, его общественную сущность.
В условиях социалистического общества, особо благоприятной социальной среды, огромную функцию может играть и процесс воспитание.
Советская педагогика признает за воспитанием решающую и ведущую роль в развитии и формировании личности.
Учёные относят признаки развития, наиболее важными из них являются дифференциация, расчленение ранее бывшего элемента; появление новых сторон, элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.
Прежде отмечают, качественное изменение, которое характеризуется появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией - определённым к миру вещей и к самому себе.
В самом общем виде «развитие личности», есть становление особой формы целостности, включающая в себя четыре формы субъективности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения, и самосознания. Развитие совершается во внутреннем пространстве личности, но это пространство его связей с другими людьми.
Личность это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта общественного развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность это конкретный человек, является носителем сознания и самосознания.
Сознание личности носит общественно-исторический характер. Самосознание это самый высший уровень развития сознания человека, основой формирования его умственной активности и самостоятельности личности в её суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. Это осознание личностью своих реальных возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности [8, с 342].
По мере того как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается процесс формирования личности. Хотя личность несёт в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых психических реалий, феноменов, инстинктов, определенных установок, влечений и различных стереотипов.
Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек формируется, раскрывается, и проявляет себя как, вполне сформированная личность.
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства. Большую роль в формировании и развитии личности, её отдельных сфер и функциональных структур играет она сама, как одно из важных условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. Если же личность развита более чем, её основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.
В целом же, личность как системное психическое образование человека результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя её содержательное наполнение и системно - структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде, как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов. Большую роль в становлении личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, и совокупность их воздействий.
Главную роль в формировании и становлении личности, её отдельных структур играют общение, определенные виды взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий происходит социализация личности, формируется и развивается её субъективность.
В то время как активно-неадаптивные действия базируются не на прототипах, они открыты неизвестному будущему, они достраивают себя до степени завершенности и тем самым теряют себя в них, противоречат себе; сущностное в личности человека быть первопричиной активности вступает в противоречие с существованием быть отражённым в других людях и в себе самом.
Личность в общении сочетает в себе уникальные и всеобщие качества. Достигшая состояния совершенства, внутреннего единства, личность строит новые отношения с обществом, в котором живёт, поднимается над цивилизацией, к которой принадлежит. Она сопротивляется приобщению к массовой культуре, становится членом рода человеческого и членом локальной группы общения.
Главный акцент делают на предельном одиночестве и единственности человека. И именно данная идея дает остроту проблеме, взаимодействия. Понимание возможно посредством интуиции и сопереживания, любви и альтруизма, отождествления себя с другими.
Развитие глубинной человеческой сущности, её восхождение к своему духовному совершенству, тем самым, составляет истинную природу общения. Потребность в развитии и саморазвитии побуждает человеческие объединения не только к самопознанию, но и взаимопроникновение в процессе развития человеческой цивилизации. Взаимное проникновение реализуется как в позитивной, дружелюбной, так и негативной, иногда в агрессивной форме.
Можно сделать выводы, что одним из самых важных условий для развития личности является общение с окружающими и те, отношения которые устанавливает сам человек в процессе данного общения.
Проблема соотношения процессов общения и деятельности дискутировалась и в психологии. Многие из психологов утверждают, что общение это деятельность или, частный случай деятельности, другие исходят из того, что это два различных процесса.
Конечно, вопрос о том, является ли процесс общения частью процесса деятельности или, наоборот, деятельность является стороной общения, применительно к традиционному пониманию общения, как коммуникации явно не имеет правильного решения. Если же понимать, взаимоотношения людей в качестве опосредованного субъективного процесса, то отношения двух и более людей опосредствуется взаимоотношением с участником деятельности и тогда общение станет стороной, частью деятельности.
Вопрос о соотношении общения и деятельности может быть углублён в контексте предлагаемой концепции.
Человек должен объединиться с другими людьми, чтобы получить взаимопонимания, и должную информацию. Общение, как уже было сказано, выступает частью, стороной деятельности, как важнейший её информативный аспект, т.е. как коммуникация. Таким образом, создав предмет в процессе деятельности, включившей в себя общение как коммуникацию, общество на этом не останавливается. Оно транслирует, свои особенности, свою индивидуальность окружающим, для которых он создал этот предмет. Через созданный предмет человек, находит в нем свою идеальную представленность, продолжая себя в других людях и в себе как другом [9, с 432].
Следовательно, потребность быть личностью возникает на основе социально генерированной возможности осуществления соответствующих действий способности быть личностью. Эта способность, можно полагать, есть не что иное, как индивидуально - психологические особенности человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, обеспечивающие его адекватную персонализацию в других людях.
Личность понимается как организованная система более или менее важных конструкторов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Если человек изменит свои конструкторы, то он изменит своё поведение и свою жизнь.
Проблема личности - одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других наук: философии, педагогики, социологии. Все эти науки опираются на общее, акцент при этом на своём аспекте ее изучения.
Личность, как объект и субъект педагогического процесса, обучения и развития. Одной из главных проблем личности выявление психологических механизмов её функционирования, различных проявлений всей регуляции жизнедеятельности человека. В исследовании проблем личности занимает одну из ведущих, определяющих позиций. Разработки проблем личности являются основополагающими в решении своих аспектов личности другими науками.
Можно сделать вывод о том, что одним из самых важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.
2.2 Выготский Л.С. о роли общения в развитии личности
Л.С. Выготский психолог, педагог и является основателем «школы Выготского» в отечественной психологии. Огромный вклад внёс основоположник культурно исторической психологии Л.С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности раскрывается при исследовании Л.С. Выготским проблем мышления и речи.
Вся научная деятельность Л.С. Выготского была ориентирована на то, чтобы наука психология перешла от описательного и эмпирического исследования к раскрытию сущности данных исследований. Он ввел экспериментально-генетический способ исследования психических исследований. Выдвинул другое познание хода, условий, источника, специфики и главных движущих сил психического развития.
Без преувеличений можно сказать, о том, что именно он сделал, чтобы детская психология была полноценной наукой, которая имеет свой предмет, способы и определенные закономерности. Л. С. Выготский сделал все, чтобы наука смогла решить важную практическую задачу обучения и воспитания детей.
Истина теории Л. С. Выготского осветила не только заблуждения современных ему биологизаторских теорий развития, но и предостерегала будущие поколения ученых от различных заимствований научного мировоззрения.
Выготский писал: «Для диалектически-материалистического мышления неувязка правильного детского развития является основной для всех областей реальности и для областей научного знания. Однако не всякое решение приближает нас к истинному пониманию объективной диалектики реальности. Поэтому, этому истинному пониманию противостоят не только метафизические теории, которые отрицают саму идею развития, но и теории приводящие идеи развития [10, с 436].
Таким образом, к данным идеям относят все теории эмпирического исследования. Эмпирический характер, приводит к тому, что они теряют всю теоритическую устойчивость, тем самым, вбирая в себя инородные элементы.
Каждая форма, согласно Л.С. Выготскому, уже продукт исторического развития человечества, а не простого, органического созревания. В процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели важные изменения, появились и начали свое развитие новые человеческие потребности.
Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал Л. С. Выготский, это продукт исторического развития человечества. Природный материал превратился в исторически-сложную форму, процесс сложной конфигурации самого развития, а не только обычного созревания.
Все современные теории развития, существующие в настоящее время, трактовали этот процесс с биологизаторской точки зрения. В этом можно удостовериться, так как, самые крупные концепции отвечают на вопросы о параметрах индивидуального развития каждого человека, как его индивидуальный ход, условия, источник и форма.
С точки зрения Л. С. Выготского, все теории изменили ход развития, как процесс перехода от общественного перехода, к индивидуальному переходу. Следовательно, что центральной неувязкой без исключения, конечно, психологией до сих пор остается неувязка социализации, перехода от биологического существования к жизни в качестве личности.
Условия для развития, с точки зрения зарубежных представителей психологии, являются наследственность и среда. Источник развития находится внутри личности и в его индивидуальной природе. Главная черта всех концепций - это понимание развития в качестве приспособления человека к окружающей среде [11, с 23].
По Л.С. Выготскому, окружающая среда выступает в отношении развития психических функций в роли главного источника развития. Человек это - социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не откроет себе этих свойств, которые развивались в процессе развития всего человечества.
Высшие психические функции развиваются как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с окружающими людьми, и только потом, они становятся индивидуальными функциями. Например, речь это средство общения между членами общества, однако в ходе развития она становится внутренней, и начинает переходить интеллектуальную функцию.
Отношение к среде изменяется с возрастом и роль среды в развитии, Л. С. Выготский подчеркивал, что окружающую среду нужно рассматривать не полностью, а частично, так как, влияние среды определяется переживаниями.
Л. С. Выготский определил ряд конкретных законов индивидуального психического развития.
Детское развитие имеет сложность во времени, так как, ритм, который не совпадает со временем, он изменяется течении всей жизни.
Закон метаморфозы в развитии: развитие это - цепь качественных конфигураций.
Закон неравномерности развития индивидуален, поэтому, сторона в психике имеет свой определенный период развития. С этим законом связана и гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом развитии сознания.
Высшие психические функции проявляются как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с окружающими и лишь пройдя определенный ряд процессов, только потом они становятся внутренними формами. Отличительными признаками высших психических функций, являются опосредованность, осознанность, произвольность и системность.
Специфика индивидуального развития личности состоит в том, что оно подчиняется не законам, а конкретному действию биологических законов. Это морфофизиологические особенности мозга и общение. Эти условия приведены в движение деятельностью. Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности формируются в потребности в общении детей с взрослыми.
Движущая сила психического развития - обучение. Следует отметить, что развитие и обучение - это совершенно разные процессы. Процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. Развитие же это - процесс формирования личности, совершающийся методом возникновения на каждой ступени свойств.
Зона ближайшего развития - логическое следствие закона, т.е. становление определенных функций личности, которые формируются в совместной деятельности, в общении с разными членами общества. После формирования он становится формой актуального развития [12, с 398].
Одним из главных доказательств, влияния обучения на развитие служит гипотеза Л. С. Выготского о системном строении сознания и его развития. Предполагая данную идею, Л. С. Выготский выступал против современной психологии. Он считал, что человеческое сознание это не сумма отдельно взятых действий, а система их. Развитие функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место оно занимает.
По Л.С. Выготскому, процесс психического развития заключается в перестройке системной структуры, которая обуславливается его фигурой смысловой структуры.
Анализируя формирование внутренней речи, в логическом плане, это - процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных образов культуры, её готовых феноменов в культуру мышления.
Объективно развитая культура оказывается обращенной в будущее формой творчества новых, еще не появившихся, но возможных образов культуры. Социальные связи не только погружаются во внутреннюю речь, но они в ней главным образом преобразуются, получая еще не реализованный смысл, т.е. новое направление во внешнюю деятельность [13, с 235].
Особое место во взаимодействии человека с окружающей средой от рождения и в течение всей жизни занимает процесс общения. В концепции Л. С. Выготского процессом общения является, единица психики, которая генетически предшествует высшим психическим процессам, структурно детерминирует их универсальной составляющей, в том смысле, что психические процессы всегда будут включены в общение. Л. С. Выготский считал, что если развитие ребенка происходит в процессе общения, то вход в сознание возможен лишь через речь. Переход от одной структуры к другой, возможен благодаря значению слова, тем самым, формируя общение, переводя его на более высокий уровень.
Он писал о единстве общения и обобщения. Сознанием является продукт речевого общения ребенка в условиях деятельности по отношению к окружающей его действительности, необходимо из сознания ребенка сделать продукт его человеческой по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях речевого общения. Понимание Л. С. Выготским о огромной функции языка в становлении человеческого сознания и деятельности реализует его более важный тезис о культурно-исторической природе человеческой психики.
Коммуникативная речь, прежде всего, это средство общения, средство высказывания и понимания. Эта главная функция речи обычно разлагается на элементы, и отрывается от интеллектуальной функции, таким образом, эти обе функции приписываются речью независимо друг от друга. Речь совмещает в себе функцию общения, и функцию мышления, но в каком отношении стоят эти обе функции по отношению друг к другу, и что обусловило наличие обеих функций в речи. Происходит их развитие и как себе и как обе структурно объединены между собой - все это оставалось и остается до сих пор неисследованным.
Известно, что общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, возможно, только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. В сущности, это общение с помощью выразительных движений не заслуживает названия общения, должно быть названо заражением.
Между тем, значение слова представляет в такой же мере единицу, обеих функций речи, как единицу мышления. Непосредственно общение людей невозможно, и это является научной аксиомой.
Общение, это - профессиональный инструмент педагогической деятельности. Общение, обеспечивает процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.
Функция общения выступает и самоутверждение личности. Общение базируется на разумном понимании и на намеренной передаче мысли и переживаний, непременно требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда останется человеческая речь, возникшая из потребности общаться в процессе труда [14, с 452].
Слово является главным образом, только внешней стороной речи, предполагалось, что звук сам по себе способен ассоциироваться с любым переживанием, с любым содержанием психической жизни и в силу этого передавать или сообщить это переживание другому человеку.
Изучение данной проблемы общения, процессов понимания и развития их в детском возрасте привело разных исследователей к совершенно другому выводу. Невозможно общение без знаков, оно невозможно и без значения. Для того, чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме как отнесения передаваемого содержания к известному классу, к известной группе явлений, а это непременно требует обобщения.
Общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения, то есть обобщение становится возможным при развитии общения. Присущие человеку формы психического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.
Развитие высших функций совершается в общении. Выготский трактует процесс развития как сознание. В связи с этим Выготский показал, что это речь, не сводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Исполняет роль организатора реального практического действия.
«Мышление и речь» - главная, обобщающая книга Выготского. В ней он, опираясь на обширный материал, проследил развитие понятий. На передний план выступило значение слова [15, с 546].
В данном процессе не только мысль и слово, но и мысль и мотив. Их интегралом является переживание как целостность, которую Выготский назвал важнейшей единицей развития личности. Это развитие как драма, в которой имеется несколько возрастных эпох.
Формирование человека как личности это процесс социальный в самом глубоком смысле. Со всем сложным миром окружающей действительности ребёнок входит в число отношений, которое развивается и переплетается с другими отношениями в связи с развитием ребенка. И эти отношения с окружающей действительностью есть отношения, осуществляемые через другого человека [16, с 543].
Развитие личности представление о своём я, степень его уверенности, эмоциональное благополучие в целом определяются в значительной степени взаимодействия отдельной микросреды. Однако личностное качество ребенка прививаются извне. Специфически человеческие свойства, качества формируется в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе активной деятельности.
Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие. В процессе реализуется, проявляются и формируются межличностные отношения. Роль общения в формировании личности ребенка.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, восстановить благоприятный стиль в семье. Проблемы у ребенка начинаются намного раньше, чем общество себе представляет. Практически с первого месяца жизни. Бывает, что и сознательно, родители отрабатывают на своих детях методы из своего же детства [17, с 326].
Безусловный интерес представляет авторская методика «активное послушание». За короткое время, можно узнать о своих детях много нового, чего раньше невозможно было даже представить. Суть методики в возврате плохих эмоций. При проведении данной методики, можно достигнуть, применяя активное слушание. Однако зачем же оно нужно? Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен или когда потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно и страшно, когда с ним обходятся грубо или несправедливо, первое что надо сделать - это дать ему понять, что мы знаем о его переживании и слышим его.
С первого месяца жизни, родители начинают вслушиваться в ребенка. Мама повторяет все его движения, тем самым, он понимает, что его слышат, и что, он не одинок. Вы развиваете эмоциональный план ребенка, но и предупредим многие проблемы в дальнейшем. Дети приходят в этот мир со стерильной душой и впитывают в себя впечатления, они всегда настроены на контакт, и в общении с ними важно все, потому что они всегда видят и знают.
С рождения у ребенка нет никаких способностей, есть лишь задатки к их развитию. Если маленького ребенка лишить общения, то это в значительной степени задержит психическое развитие, в случае больших ограничений могут произойти изменения. Известны случаи, описанные в научной литературе, свидетельствующие о лишении возможности общения с людьми, если человек не развивается психологически, или отстает в развитии или деградирует.
Нужно избегать общаться с ребенком, находясь в другой комнате, или отвернувшись от него. Наше отношение к нему и наша поза это - первые самые сильные сигналы о том, насколько мы готовы его слушать и услышать. Нужно быть очень внимательным к этим сигналам, которые читает ребенок любого возраста и даже не отдает себе отчет своим действиям.
Подробно разбирается примеры на основе активного слушания когда ее применять не стоит или нужно слегка корректировать. Овладевая системой, родители с удивлением открывают в себе новую вершину: пластичность ума по отношению к ребенку.
Его чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать внутри себя. Не следует подавлять в себе гнев, обиду, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Такими усилиями мы не сможем обмануть никого. Ведь именно через эти несловесные сигналы передается более 90 % информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их трудно. Через время чувство, прерывается и выливается в резкие грубость и действия.
Чтобы сказать о своих чувствах ребенку, чтобы не разрушить и не навредить его психики?
В своих трудах ученые учат, как направлять отрицательные чувства не на ребенка, не зацикливаться на его личности. Поэтому нужно говорить о себе и за себя [18, с 231].
Когда мы говорим о чувствах ребенку, следует говорить о себе, а не о нем и его плохом поведении.
В трудах перечисляются ошибки родителей в воспитании и способы их исправления. Если предоставить ребенку очень много самостоятельности, он может это воспринять это как недостаток внимания к себе. Ограничения приведут к такому же результату. Ребенок думает о себе и окружающих именно то, что говорят ему родители. Эта проекция будет вести его по жизни.
Это работа нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, стиль общения родителей сказывается на будущем ребенка.
В такой работе, такой как «Психология делового общения», обобщает подходы к проблеме обобщения, дает понимание общения и его видов. Здесь рассматривается специфика делового общения и описывается социально психологическое взаимодействие.
Деловое общение это многоплановый процесс развития общения между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Это общение формирует и развивает деловые способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нём же человек совершенствует умение взаимодействовать с окружающими, развивая у себя для этого деловые и организаторские качества. К деловому общению относятся деловые встречи, деловые переговоры и переписка. Этот вид сохраняет основные функции общения, но имеет специфические черты: нацеленность на результат, преобладание информационной составляющей над эмоциональной составляющей. Это общение как взаимодействие происходит беспроблемно, оно состоит из пяти этапов:
- Установка знакомства. Представление себя другому человеку;
- Ориентировка в ситуации общения;
- Обсуждение проблемы;
- Решение данной проблемы;
- Завершение;
Умение общаться, понимание психологии и интересов другого человека, это одно из определяющих факторов в процессе ведения разговора. Это умение преобладает не только на деловых переговорах. Прежде надо понимать желания, и побудить человека очень сильно чего-то пожелать.
Деловое общение, является частью человеческой жизни. Главным регулятором этих отношений выступает этические нормы, в которых выражаются его представления о доброте и зле, справедливости, как человек понимает моральные нормы, что он в них вкладывает. Каждый человек может облегчить или же затруднить это общение [19, с 342].
Что касается слабого развития интеллекта, оно выступает как результат недостатка общения с окружающими по нескольким причинам:
Во-первых, слабого развития речи, во-вторых, что человек лишается возможности обучаться на примере других. Общение людей имеет большое значение для развития, чем деятельность. В общении решаются задачи, не доступные другому человеку.
Именно благодаря общению люди сумели подняться над собственной биологической ограниченностью, создать общество и культуру.
Общение - это процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в нём происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Спецификой данного общения обуславливается, что оно возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.
Будучи важным фактором формирования личности, общение содержит в себе огромные педагогические возможности. В тоже время, будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в процессе благодаря экранирующему и трансформирующему характеру влияния ближайшего окружения личности [20, с 437].
Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта оно не имеет само владеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких либо других целей. Общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально волевой сферы, но и оказывают влияние на формирование личности в целом. Исходя из выше сказанного, мы делаем вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение является важной духовной потребностью человека, как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Общение это многоплановый процесс развития контактов между порождаемыми потребностями совместной деятельности.
Общение это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельностями, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В первой главе раскрываются основные моменты существующих определений общения. Мы отметили, основные понятия общения, и определили самую важную роль общения в развитии человека.
Во второй главе мы рассмотрели общение, как фактор формирования личности. Немаловажным, также является становление личности.
Общение содержит в себе обмен информации между участниками совместной деятельности, который может характеризоваться в роли коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения, взаимодействие людей - обмен в процессе не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно воспринимает один из партнеров по общению другого.
Рассматривание этих трёх сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений в ней людей. Удовлетворение потребностей человека изначально возможно лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с окружающими. Это потребность субъекта, что для него это очень важно.
Социальная природа общения проявляется, что она всегда происходит в среде окружающих, где общение всегда возникает как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом, в способах, в общественно выработанных в процессе исторического развития видах общения.
Общение охватывает все сферы человеческого бытия, их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, формируются разнообразные умения и навыки, планируются совместные действия.
Таким образом, по проделанному исследованию я пришла к такому выводу, что общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.П. Каширин.- 6-е изд. Стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 480с.
2. Андреева Г.М., Социальная психология-Л: Изд. ЛГУ, 2001.- 162-180 с.
3. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика.- Ростов н/ Д ; «Феникс», 2001.- 512с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М: Лабиринт, 2007.- 352 с.
5. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/д: «Феникс», 2003.-448с.
6. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций.- М.: Просвещение, 1984.-496 с.
7. Хмель Н.Д.. Иванова Н.Д. Педагогика. Курс лекций. Алматы: «Нрлы лем», 2003.- 368 с.
8. Кукушкин В.С. Теория и методология воспитания.- Ростов н/д: «Феникс», 2006.- 508,с.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М: 1990, 306 с.
10. Под ред. Бабанского Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение 1983.- 608 с.
11. Бодалёв А.А. Личность и общение,- М.: Просвещение,2004. 170- 282 с.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.:, 1996.- 287-304 с.
13. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 2001- 344 с.
14. Б.И. Коркина Дидактика.- Караганда:, 2004.- 211с
15. Прихожан А.М., Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Знание, 2000.- 100 с.
16. Ермакова П.Е. Психология личности. Учебное пособие./
17. Мухина В.С.. Возрастная психология.- М.: «Академия» 2007.- 608 с.
18. Днепров Г.Б., Э.Д. Корнетов, Педагогика, 2003.- 112 с.
19. Давыдов В.В., Драгунова Т.В. Психология. М.: Просвещение, 2006. 133 с.
20. Кон И.С. Психология юношеского возраста, - М.: Просвещение 2002. 149 с.
PAGE \* MERGEFORMAT1
ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ