Разработка методологических, организационных и методических основ диагностики спортивных способностей на примере легкой атлетики
ВВЕДЕНИЕ
Изменчивость морфологических и физиологических признаков у мужчин и женщин написана большим коллективом крупных специалистов и посвящена одной из важнейших проблем антропологии. Известно, что в само определение предмета антропологии входит изучение закономерностей изменчивости, т. е. той обширной группы явлений, в которых отражена морфологическая и физиологическая изменчивость у человека. Без понимания этих закономерностей не может быть освещена ни предыстория развития физического типа человека, ни его территориальные вариации, ни его возрастная динамика, ни взаимоотношения наследственных и средовых факторов в его формировании, ни проявления его полового диморфизма.
В последнее время нашли свое законное место вопросы методов изучения изменчивости с помощью статистических показателей разнообразия, а также иллюстрация применения этих методов на материалах биометрического исследования этнотерриториальной изменчивости антропометрических признаков.
Специально выделено рассмотрение изменчивости морфологических признаков в крупных группах населения разных республик и государств. Много посвящено вопросу о характере изменчивости морфологических признаков у женщин и мужчин в районах, характеризующихся различными комплексами географических условий обитания.
Большое внимание уделяется половому диморфизму в рентгеноантропологических показателях и сравнительному анализу изменчивости оксигемодинамических показателей обоих полов. Специальной, но важной теме об изменчивости уровней холестерина и белков крови у женщин и мужчин посвящено очень много изысканий. Подведены итоги изучения внутри и межгрупповой изменчивости признаков дерматоглифики области, в которой накоплены огромные материалы, представляющие выдающийся интерес для этнической антропологии, антропогенеза, судебной медицины и других областей знания[1].
В интересных и обобщающих наблюдениях приведены выводы о вариабильности морфологических и физиологических признаков у мужчин и женщин. Авторы предлагают классифицировать изменчивость в трех основных направлениях: по объекту проявления, по системам признаков и по характеру взаимодействия признаков с факторами, на них влияющими. По объекту выделяются три вида изменчивости:
1.внутрииндивидуальная, т. е. возрастная, сезонная, суточная и т. п.;
2.внутригрупповая, т. е. проявляющаяся в пределах группы;
3.межгрупповая.
В рассмотрении по системам авторы указывают на физиологические, биохимические, морфофизиологические признаки, а также на распределение их по системам организма, в которых они проявляются (костная, мускульная, покровная, кровь и др.).
Наконец, по характеру взаимодействия с факторами среды выделяются признаки лабильные, ограниченно лабильные и независимые от внешних факторов в постнатальный период. Анализы и конкретные итоги по системе признаков, разумеется, далеко не исчерпывают все богатство и разнообразие выводов отдельных ее разделов. Оказалось, что существуют межгрупповые различия в соотношении величины внутригрупповой изменчивости у мужчин и женщин рентгеноантропологических показателей.
В данной дипломной работе я хотел показать взаимосвязь антропометрических данных с системой отбора детей и подростков в спортивные секции. Проблема спортивного отбора является одной из центральных в теории и методике спортивной тренировки и сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой.
Актуальность проблемы определяется в целом необходимостью достижения максимального социально-гуманистического эффекта от развития как массового юношеского, так и резервного спорта.
Решение вопросов спортивного отбора призвано способствовать более эффективному разделению этих направлений, их автономному развитию с учетом специфических задач каждого. Потребность в создании эффективной научно обоснованной системы спортивного отбора обусловлена комплексом факторов: социально - экономических, педагогических и медицинских. Во-первых, подготовка подростков с относительно небольшим потенциалом, наряду с высоко одаренными, отвлекает тренерские кадры, финансовые и другие ресурсы, предназначенные для формирования надежного резерва национального спорта высших достижений, конкурентно-способного на мировой арене. Во-вторых, отсутствие надежной системы спортивной профориентации и отбора препятствует рациональному планированию физического воспитания недостаточно одаренного в спортивном отношении контингента. Одновременно с этим усиленные занятия спортом таких юношей и девушек отвлекают их от других видов деятельности (техники, различных видов музыкального и изобразительного искусства и т.п.). В-третьих, интенсивная тренировка спортсменов, превышающая природные возможности, наносит непоправимый вред их здоровью.
Актуальность: пришли к выводу, что нужна концепция организации разработки новых методов диагностики спортивной одаренности, основанная на системных свойствах конституции, предрасполагающей к достижению высоких результатов в определенном виде спорта.
Объект исследования: современная организационно-методическая система диагностики способности спортсменов, основанная на эффективных моделях и методах.
Предмет исследования: спртсмены занимющиеся в спортивных секциях детско-юношеских спртивных школах города, их особенности спортивной одаренности, разработка моделей тренировочной работы и правильного отбора
детей в спортивные секции.
Цель исследования: Разработка методологических, организационных и методических основ диагностики спортивных способностей на примере легкой атлетики.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию антропометрические свойства изменчивости с помощью показателей разнообразия, проанализировать по данным литературы состояние проблемы организации и методики диагностики спортивных способностей;
2. Разработать методологические принципы диагноза спортивных способностей по данным интегративной конституции спортсменов, включающей частные морфологическую, физиологическую и психологическую конституции;
3. Разработать модель спортивного отбора детей в виды легкой атлетики
Гипотеза исследования. Предполагалось, что системные свойства спортивных способностей спортсменов по виду спорта отражают многомерные конституциональные модели (морфологические, физиологические, психологические), которые являются основой для разработки методов прогноза потенциального уровня мастерства юных спортсменов.
1 Обзор научно-методической литературы об антропометрических изменениях в организме человека
1.1 Изыскания о свойствах изменчивости с помощью статистических показателей разнообразия
Обнаружилось, что минимум половой дифференциал по охенгемодинамическим признакам отмечен у населения, проживающих в экстремальных физико-географических условиях. По уровню белков и холестерина крови выяснилось, что величина полового диморфизма связана с географическими условиями. Обхватные признаки, связанные с жироотложением, оказались неоднозначными в смысле полового диморфизма: некоторые признаки оказались более изменчивы у мужчин, другие у женщин. По признакам, определяющим продольные размеры скелета, межгрупповая изменчивость у мужчин несколько выше, чем у женщин. По признакам дерматоглифики женщины обнаруживают тенденцию к большей симметрии, чем мужчины, а в межгрупповом отношении вероятна тенденция к большей изменчивости у мужчин.
Изменчивость присуща всему живому. Это общеизвестный факт. Однако не всегда хорошо осознается, как сложно явление изменчивости как трудно оно поддается исследованию. Даже термин изменчивость неоднозначен в употреблении. Изменчивостью называют свойство организмов или совокупностей индивидов, особей, изменяться, а также явление разнообразия внутри совокупностей, которое возникает как следствие этого свойства. Неоднократно предлагалось строго разграничить сферы применения терминов изменчивость и вариабельность (разнообразие), сохранив первый из них для обозначения свойства изменяться, а второй использовать как синоним разнообразия. Но, по видимому, в некоторых случаях все же целесообразно употребление термина изменчивость и в широком смысле, поскольку основной метод изучения изменчивости сравнение разнообразия в различных совокупностях.
Для изучения разнообразия необходимо научиться измерять его, а так как это явление непростое, следует хорошо знать, что измеряется и каким образом в каждой конкретной ситуации. Математическая статистика предлагает много различных показателей для измерения степени разнообразия - это и размах вариаций, определяемый минимальным и максимальным значениями признака для совокупности объектов, и среднее квадратическое отклонение, и квартальный размах, и коэффициент вариации и другие[2].
Обычно при обсуждении преимуществ того или иного показателя оценивается прежде всего его надежность при выборочном изыскании. Например, среднее квадратическое отклонение считается лучшей оценкой по сравнению с размахом вариаций, так как его величина не зависит от численности выборки и возможно довольно точно определить величину этого показателя в совокупности большого объема даже при использовании для расчетов сравнительно небольшой выборки.
Все же разнообразие показателей, что очень важно, связано не только с тем, что они обладают различными свойствами с точки зрения надежности выборочной оценки они отражают разные стороны понятия разнообразия, разные стороны сложного явления, которое обозначается общим термином разнообразие.
Приведем в качестве примера результаты сравнения изменчивости жировых складок в двух совокупностей. Минимальные и максимальные значения средней жировой складки в первой совокупности 5,8 мм и 25,8 мм, а второй 5,9 мм и 25,9 мм соответственно. Таким образом, размах вариаций в обоих случаях составил 20,0 мм. Представим разнообразие вариантов в каждой совокупности на графике, нанеся на горизонтальной оси значения отдельных вариантов, а на вертикальной частоту, с которой они встретились в соответствии с рисунком 1. Сравнение формы графиков показывает, что в первой совокупности индивиды более сходны, а во второй больше отличаются друг от друга.
Рисунок 1 Графическое представление двух вариационных рядов (по материалам Н.С. Смирновой и Т.П. Шагуриной)
I вариационный ряд, II вариационный ряд.
Пример показывает, что разнообразие можно характеризовать, с одной стороны, числом вариантов или размахом вариации и, с другой частотой, с которой встречаются различные варианты. При ручной обработке результатов измерений для каждого признака обычно получают так называемый вариационный ряд, который состоит из двух рядов чисел: первый из них варианты или границы классов значений признака, а второй частоты, соответствующие этим классам[3]. Таким образом, с одной стороны, имеем разнообразие вариантов и, с другой различия в частоте встречаемости этих вариантов в соответствии с таблицей 1.
Изменчивость толщины средней жировой складки в двух этих группах может быть выражена, как мы уже видели, размахом вариаций. Кроме того, мы ее можем измерить, определив среднюю квадратическую разницу между членами совокупности, в первой группе эта разница, по всей видимости, будет меньше, а во второй больше. Действительно, ее величина в I совокупности 3,98 мм, а во II совокупности 4,84.
В Теории статистики Дж. Юла и М. Кендэлла (1993) приведен весьма веский довод в пользу того, чтобы заменить показатель средней разности между членами совокупности показателем средней квадратической разности, так как последний равен среднему квадратическому отклонению, умноженному на У2, т. е. рекомендуется употреблять среднее квадратическое отклонение как показатель разницы между членами совокупности.
Известно, что среднее квадратическое отклонение легко вычисляется, имеет хорошие математические свойства и эта его неожиданная способность выражать среднюю квадратическую разность между членами совокупности значительно расширяет возможности его использования в качестве одного из показателей разнообразия в совокупности.
Обычно при использовании среднего квадратического отклонения как показателя разнообразия предполагается, что оно заключает полностью в себе все свойства распределения, и набор вариантов и частоты, с которой они встречаются. Однако это верно только для тех случаев, когда распределение подчиняется нормальному закону. В совокупности, где распределение строго нормально, среднее квадратическое отклонение полностью описывает разнообразие. В таких совокупностях невозможна ситуация, когда число вариантов одинаково, а степень сходства членов различна. И поскольку в выборочных исследованиях оценка среднего квадратического отклонения надежнее, чем любой квантильный размах, предпочтение отдается первому показателю.
Таблица 1
Оценка проблемы разнообразия во внутригрупповом варианте
Границы классов, мм |
Средина классов, мм |
Частоты |
Границы классов, мм |
Средина классов ,мм |
Частоты |
||
I совокупность |
II совокупность |
I совокупность |
II совокупность |
||||
4,0-5,9 6,07,9 8,09,9 10,011,9 12,0-13,9 14,015,9 |
4,95 6,95 8,95 10,95 12,95 14,95 |
1 30 89 48 22 13 |
3 9 11 27 32 21 |
16,0-17,9 18,019,9 20,021,9 22,0-23,9 24,0-25,9 26,7-27,3 |
16,95 18,95 20,95 22,95 24,95 27,1 |
5 2 1 - 10 |
22 22 17 15 6 |
Вместе с тем не следует забывать, что существует великое множество примеров, когда распределение частот признаков постоянно всегда не подчиняется нормальному закону. При этом возникают сразу две трудности: как интерпретировать среднее квадратическое отклонение и как оценить число вариантов, если последний показатель становится независимым от первого.
Рассмотрим отдельно проблему оценки разнообразия во внутригрупповом варианте изменчивости и в межгрупповом
Нет необходимости приводить доказательства широкого распространения различных отклонений от нормального закона в антропометрии. Сошлемся лишь на опыт прикладной антропологии, которая располагает фактами, относящимися к выборкам объемом в тысячи и даже десятки тысяч наблюдений (Куршакова и др., 1984, 1988). При исследованиях межгрупповых распределений, т. е. распределений частот средних арифметических величин, картина еще более ясна нормальный закон здесь для любого признака может быть встречен лишь как исключение[4].
Одна из причин этого небольшие совокупности, которыми располагают ученые на межгрупповом уровне. Обычно число групп, для которых проводится межгрупповой анализ, не превышает нескольких десятков. По-видимому, совершенно правы те авторы, которые предполагают своеобразие каждого набора популяций, этнических групп, видов или других систематических категорий (Алексеев, 1992; Заренков, 1996). Случай ли отобрал часть из бесконечного числа возможных вариантов групп или в этом сказалась неизбежность естественно-исторического процесса в данном случае несущественно: важно лишь то, что форма распределения частот может быть очень разнообразна.
Несмотря на то, что многие исследователи сомневаются в возможности использования статистических приемов к анализу межгрупповой изменчивости, подобрать адекватные оценки для этой цели, по-видимому, легче, чем при количественном изучении внутригруппового разнообразия.
Поскольку в межгрупповых сравнениях идет речь о конкретных, реальных группах и их совокупностях, легко определить диапазон изменчивости или число вариантов, достаточно установить минимальную и максимальную из средний величин. Надежность оценки при этом будет зависеть лишь от надежности оценок средних арифметических величин, которые характеризуют каждую отдельную группу.
1.2 Анализ сравнительных параметров межгрупповых распределений на территориях
Что касается второго показателя разнообразия, который должен был бы оценить степень сходства между группами, то для этих целей лучше всего может служить среднее квадратическое отклонение, поскольку выше было показано, что среднее квадратическое отклонение при любой форме вариационного ряда может интерпретироваться как показатель средней квадратической разности.
Рассматривая среднее квадратическое отклонение как показатель средней квадратической разности в любом ненормальном распределении, мы не только даем ему строгую интерпретацию, но и отказываемся от использования его в качестве оценки размаха варьирования. Насколько могут не соответствовать величины диапазона изменчивости и среднего квадратического отклонения, можно видеть на следующих материалах.
Приведем пример. Сравниваются параметры межгрупповых распределений для 39 территориальных групп русских, 16 территориальных украинских, 24 этнических групп и 77 групп, составленных из территориальных групп русских и украинских и прочих этнических групп, в том числе и Казахских. Приведены межгрупповые оценки параметров, можно видеть, что в большинстве случаев среднее квадратическое отклонение для этнических групп в 1,5 или 2 раза больше, чем для групп русских или украинцев, различаются эти совокупности и по диапазону изменчивости, однако в результате суммирования групп мы получаем во многих случаях распределение с большим диапазоном изменчивости и меньшим средним квадратическим отклонением. Если в качестве оценки разнообразия пользоваться только средним квадратическим отклонением в его привычной интерпретации, то невозможно разрешить противоречие: сумма этнотерриториальных групп оказывается содержит меньше разнообразия, чем отдельные совокупности.
Трактуя же среднее квадратическое отклонение как средний квадрат разности между членами совокупности, легко предвидеть, что добавление к 24 этническим группам 39 русских групп, которые меньше отличаются друг от друга, может уменьшить среднюю разницу между группами. (Конечно, при смешении иногда результат будет иной, и среднее квадратическое отклонение может увеличиться: например, две совокупности с одинаковыми дисперсиями и разными средними.)
Несоответствие в оценках возникает там, где распределение отличается от нормального значительной асимметричностью или эксцессом, а иногда и тем и другим вместех[5].
При больших коэффициентах асимметрии оценка среднего квадратического отклонения больше, чем в симметричных распределениях с теми же пределами вариации. Точно также увеличивается оценка среднего квадратического отклонения (а) в распределениях с отрицательным эксцессом. Например, при равномерном распределении в пределах вариации укладываются З а, в то время как при нормальном 6 а.
Сравнивая конкретные данные, можно легко увидеть, почему в некоторых случаях отношение средних квадратических отклонений и отношение пределов вариации этнических групп и территориальных групп русских отличаются значительно. Так, например, для длины второй фаланги III пальца отношение средних квадратических отклонений равно 1,82, а отношение размахов изменчивости 2,50. Это различие возникает за счет того, что распределение территориальных русских групп имеет очень большой отрицательный эксцесс и, следовательно, несколько повышенную оценку среднего квадратического отклонения по сравнению с таковой для совокупности этнических групп. Увеличение отношения средних квадратических отклонений по сравнению с отношением размахов вариации (2,32 и 1,78) для длины бедра связано с тем, что на этническом уровне сравнения велико значение коэффициента асимметрии, что гарантирует увеличение значения среднего квадратического отклонения при тех же пределах вариации (Р = 0,99).
Понятие средней квадратической разницы может быть применено также при изучении внутригрупповой изменчивости, т. е. при анализе распределений частот индивидуальных, а не средних значений признаков. Количественная оценка диапазона изменчивости для внутригрупповых распределений значительно сложнее. Воспользоваться минимальным и максимальным значениями для определения размаха межгрупповой изменчивости нельзя, так как полученная таким путем оценка крайне ненадежна. Действительно, роль случая в определении минимума и максимума очень велика. Возможно и влияние на эту оценку грубых ошибок. Особенно опасно ориентироваться на такой способ определения размаха изменчивости при использовании вычислительной техники. Рассмотрение таблиц позволяет сделать вывод, что даже очень грубые ошибки могут не обратить на себя внимание исследователя, если он обрабатывает выборки, содержащие 1000 и более наблюдений, так как отклонение одного наблюдения на 6,07,0 а от центра увеличивает коэффициенты асимметрии и эксцесса на незначительную величину. Ошибка в оценке размаха изменчивости, связанная с «засорением» при использовании минимума и максимума, одинакова и в больших, и в малых выборках. Каков же выход из этого положения? Каким образом можно надежно оценить размах вариации? По-видимому, следует предварительно определить ту долю размаха изменчивости, которой можно пренебречь, и обеспечить, отбросив крайние варианты, достаточную надежность оценки.
В биологических исследованиях изменчивости естественно стремление наиболее полно охарактеризовать размах изменчивости, поэтому оказывается невозможным определить фактические пределы вариации по выборкам небольшой и даже средней численности. Простые расчеты показывают, что за пределами 1 и 99% персентилей в выборке объемом 100 наблюдений оказывается по одному наблюдению с обоих концов упорядоченного ряда, т. е. минимальное и максимальное наблюдения, от которых мы вынуждены отказаться вследствие их малой информативности, в то же время 2 индивида на 100это немало, если речь идет о совокупностях большой численности[6].
Несмотря на весьма разочаровывающие расчеты, которые показывают, что исследование пределов вариации требует наблюдений свыше 1,52 тысяч, по-видимому, накопление материалов такого рода будет полезно в будущем, особенно в связи с возможностями, которые дает использование вычислительной техники, а также потому, что эти сведения очень нужны различного рода прикладным дисциплинам, например прикладной -антропологии для разработки эргономических стандартов и т. п.
Ранее уже упоминалось о грубых ошибках, которые могут исказить оценки статистических параметров, а также и оценки квантилей. Для их обнаружения может быть предложен довольно эффективный способ. В основе его лежит повторная ревизия тех наблюдений, значения которых выходят за пределы 3,0 или 3,5 средних квадратических отклонений. Таким способом выявляются все ошибки, величина которых превышает 6 и 7 и 50% тех, величина которых более 3 и 3,5 в соответствии с рисунком 1,2. Важным дополнением к этому методу служит прием уменьшения дисперсии, который повышает число обнаруживаемых грубых ошибок. Конечно, уменьшение среднего квадратического отклонения, например, длины тела невозможно, но грубую ошибку в определении этого признака легко обнаружить, если рассчитать среднее квадратическое отклонение для одного из отрезков, составляющих длину тела. Известно, что среднее квадратическое отклонение верхнего отрезка (длина тела высота верхнегрудинной точки) равно не 6,0, как у длины тела, а примерно в 4 раза меньше, т. е. около 1,5 см. В этом случае ошибочное значение высоты верхушечной точки приведет к появлению относительно большой (в долях среднего квадратического отклонения) ошибки в размерах верхнего отрезка. Проверка измерений, выходящих за пределы 3,5 а верхнего отрезка, позволит обнаружить все грубые ошибки, превышающие 100 см[7].
Рисунок 2 Иллюстрация на примере длины тела способа сокращения области значений признака, где грубые ошибки не обнаруживаются.
А ошибка не обнаруживается
Б ошибка обнаруживается
Следует обратить также внимание на то, что данные могут быть использованы как формальный критерий при установлении факта засорения выборки грубой ошибкой.
Сущность предлагаемого приема состоит в том, что величина коэффициентов асимметрии и эксцесса изучаемой выборки сравнивается с соответствующими значениями коэффициентов.
В реально асимметричных вариационных рядах при той же численности выборки и величине коэффициента асимметрии, что и в таблицах, значение коэффициента эксцесса всегда меньше.
Приведем пример.
Коэффициенты асимметрии (у1) и эксцесса (у2) для толщины жировой складки в выборке, включавшей 140 мужчин, имеют следующие значения: у1=1,51 и y2 = 2,03. Выбираем подходящие столбец и колонку в табл. 2 и получаем: выборка численностью 150 имеет значение у1=1,62 при отклонении ошибочного значения на 7,5 а. В табл. 3 для выборки 150 и а = 7,5 имеет у2=9,50. Сравнив значения у2, равные 2,03 и 9,50, убедимся в их существенных различиях.
Завершая обсуждение проблемы выбора показателя для измерения разнообразия, следует сказать, что краткие замечания, приведенные в этой главе, не претендуют на исчерпывающий обзор проблемы измерения изменчивости и разнообразия.
Некоторые особые ситуации, связанные с измерением изменчивости у качественных признаков, будут рассмотрены в других главах.
Все же, пожалуй, необходимо упомянуть здесь весьма популярный у биологов коэффициент вариации.
Его получают делением среднего квадратического отклонения на среднюю арифметическую величину.
Коэффициент удобен при сравнении, когда предполагается, что величина изменчивости признака прямо пропорциональна средней арифметической величине. Но для сравнения различных признаков друг с другом он не годится, так как величина коэффициента уменьшается, несмотря на увеличение средней арифметической величины по мере увеличения числа компонентов, которые входят в состав измеряемого участка тела [Куршакова, 1985, 1987].
Факт относительной устойчивости коэффициента вариации при сравнении размеров некоторых гомологичных участков тела у различных видов отмечен Я. Я. Рогинским [1989]. Можно показать, что в асимметричных вариационных рядах, которые хорошо описываются логнормальным законом, среднее квадратическое отклонение прямо пропорционально средней.
Здесь рассматривается методическая проблема оценки разнообразия в совокупности с распределением признаков, отличающимся от нормального, ввиду того, что среднее квадратическое отклонение не может служить и в асимметричных и эксцессивных распределениях для определения размаха изменчивости, а может рассматриваться только как показатель средней квадратической разницы между членами совокупности.
Приведены максимальные и минимальные средние арифметические значения для совокупностей территориальных групп русских и украинцев, а также для совокупности этнических групп. Мы полагаем, что межгрупповой размах вариаций может охарактеризовать диапазон изменчивости на территориальном и этническом уровнях разнообразии[8].
Для сравнения этнических и территориальных совокупностей были рассчитаны отношения средних квадратических отклонений и отношения размахов изменчивости у территориальных (русских) групп и в совокупности этнических групп.
Сравнение обоих индексов показывает, что для некоторых признаков несоответствие величины среднего квадратического отклонения и размаха изменчивости весьма существенно.
Рисунок 3. Полигоны распределения частот некоторых антропометрических признаков на межгрупповом уровне для разных этнических групп (3) и территориальных групп русских (Р) нормального закона существенно почти во всех случаях, о чем говорят значения максимальной погрешности.
Несмотря на очевидную относительность оценок, на основе которых проведена группировка признаков, все же можно высказать некоторые предварительные соображения, касающиеся роли территориальных и этнических факторов в изменчивости отдельных признаков.
Сравнение параметров распределений совокупностей территориальных групп русских и украинцев говорит об их большом сходстве, значительны различия в изменчивости лишь у обхвата груди и обхвата головы, при этом интересно, что значение первого признака специфично для русских, а второго для некоторых других групп.
На основании соотношения диапазонов изменчивости для территориальных (русских) групп и совокупности этнических групп можно выделить следующие три группы признаков. Для соотношения длина кисти, длина фаланги III пальца, длина III пальца, обхват голени, длина тела, высота верхнеберцовой точки, длина I фаланги III пальца, ширина стопы, обхват стопы в пучках[9].
Таблица 2
Оценки средних квадратических отклонений (см) ряда антропометрических признаков по возрастным группам
Возраст, |
годы |
|||||||||
1819 |
2029 |
ЗО-ЗЬ |
4049 |
5059 |
1819 |
2029 |
3039 |
4049 |
5059 |
|
Признак |
||||||||||
Численность выборки |
||||||||||
90 |
299 |
422 |
395 |
293 |
110 |
349 |
504 |
322 |
194 |
|
Женщины |
Мужчины |
|||||||||
Длина тела |
5,81 |
5,40 |
5,31 |
5,74 |
5,10 |
5,87 |
6,20 |
6,01 |
6,40 |
6,54 |
Высота верхнегру- |
4,81 |
5,04 |
4,63 |
|||||||
динной точки |
5,17 |
4,73 |
5,22 |
5,59 |
5,38 |
5,71 |
5,81 |
|||
Высота линии талии |
4,51 |
4,24 |
4,00 |
4,35 |
4,03 |
4,57 |
5,05 |
4,73 |
5,05 |
5,18 |
Высота остисто-под |
||||||||||
вздошной точки |
4,44 |
4,23 |
4,09 |
4,30 |
3,94 |
4,46 |
4,81 |
4,52 |
4,73 |
4,36 |
Высота коленной |
||||||||||
точки |
2,35 |
2,28 |
2,14 |
2,37 |
2,20 |
2,54 |
2,53 |
2,49 |
2,68 |
2,71 |
Высота шейной точ |
||||||||||
ки |
5,45 |
5,17 |
5,05 |
5,41 |
4,89 |
5,56 |
5,85 |
5,70 |
5,89 |
6,10 |
Обхват шеи |
1,42 |
1,73 |
2,00 |
2,17 |
2,11 |
1,49 |
1,61 |
1,79 |
2,08 |
2,31 |
Обхват груди третий |
5,15 |
7,80 |
9,41 |
9,84 |
10,14 |
4,48 |
4,94 |
5,90 |
6,47 |
7,12 |
Обхват талии |
4,87 |
7,60 |
9,79 |
10,71 |
11,32 |
4,42 |
6,02 |
7,91 |
8,84 |
9,97 |
Обхват бедер с уче |
||||||||||
том выступания жи |
||||||||||
вота |
4,76 |
7,45 |
8,74 |
9,41 |
9,78 |
4,75 |
4,93 |
6,29 |
7,51 |
8,46 |
Обхват бедра |
3,43 |
4,80 |
5,43 |
5,12 |
5,09 |
3,11 |
3,68 |
4,08 |
4,17 |
4,56 |
Обхват плеча |
2,51 |
2,95 |
3,33 |
3,30 |
3,34 |
1,80 |
2,21 |
2,44 |
2,80 |
2,97 |
Для ряда признаков соотношение прямо противоположное (например, у обхватов бедра и плеча).
Таблица 3
Результаты дисперсионного и корреляционного анализа возрастных рядов оценок средних величин и и квадратических отклонений
Признак |
sMrp |
SBHrp |
sz |
SMrp |
F-критерий |
X2 критерий Бартле- та |
г, X Возраст |
rs< возраст- |
Высота талии |
12,33 |
47,38 |
48,73 |
11,55 |
8,19 |
81,58 |
0,830 |
0,490- |
Обхват шеи |
4,44 |
19,36 |
19,77 |
4,08 |
6,36 |
158,90 |
0,673 |
0,793 |
Обхват груди |
28,65 |
66,61 |
72,10 |
28,00 |
22,36 |
211,06 |
0,925 |
0,826 |
Обхват талии |
52,12 |
82,07 |
96,54 |
51,58 |
48,76 |
674,29 |
0,972 |
0,925 |
Обхват бедра |
6,41 |
42,21 |
42,52 |
5,13 |
2,78 |
103,06 |
0,446 |
0,651 |
Ширина плечевого ската |
2,36 |
11,68 |
11,86 |
2,10 |
4,92 |
45,02 |
'0,601 |
-0,148 |
Обхват плеча |
7,67 |
25,79 |
26,78 |
7,31 |
10,71 |
109,70 |
0,751 |
0,701 |
Обхват предплечья |
4,13 |
16,65 |
17,08 |
3,85 |
7,45 |
90,28 |
0,364 |
0,701 |
Обхват кисти |
1,96 |
10,37 |
10,51 |
1,74 |
4,42 |
47,66 |
0,484 |
0,001 |
Расстояние от линии талии |
||||||||
сзади до точки основания |
||||||||
шеи |
2,90 |
22,24 |
22,34 |
2,08 |
2,06 |
65,32 |
0,011 |
-0,114 |
Дуга верхней части туло |
||||||||
вища через точку основа |
||||||||
ния шеи |
7,48 |
39,47 |
40,00 |
6,57 |
4,35 |
60,88 |
0,690 |
0,310 |
Длина плеча |
1,77 |
16,74 |
16,76 |
0,90 |
1,35 |
73,82 |
-0,436 |
-0,219 |
Длина предплечья |
1,95 |
12,58 |
12,68 |
1,58 |
2,90 |
70,53 |
-0,641 |
-0,272 |
Обхват головы |
1,81 |
15,85 |
15,89 |
1,09 |
1,57 |
50,29 |
0,257 |
0,010 |
Длина стопы |
2,05 |
12,06 |
12,18 |
1,73 |
3,48 |
47,00 |
-0,743 |
-0,160 |
Ширина стопы |
0,50 |
5,29 |
5,29 |
0,13 |
1,08 |
42,02 |
0,082 |
0,394. |
Обхват стопы через наруж |
||||||||
ный пучок |
1,11 |
11,94 |
11,94 |
0,23 |
1,05 |
48,45 |
0,231 |
0,344 |
Обхват голени |
3,42 |
25,10 |
25,23 |
2,55 |
2,25 |
76,77 |
0,252 |
0,553. |
Обхват подъема стопы |
1,64 |
16,00 |
16,02 |
0,76 |
1,27 |
58,83 |
0,167 |
0,231 |
Длина тела |
15,35 |
60,69 |
62,31 |
14,32 |
7,73 |
87,13 |
-0,822 |
-0,437 |
Высота верхнеберцовой |
||||||||
точки |
5,15 |
24,45 |
24,87 |
4,64 |
5,36 |
98,99 |
-0,705 |
0,271 |
Акромиальный диаметр |
3,80 |
17,84 |
18,16 |
3,44 |
5,49 |
42,05 |
0,773 |
-0,094 |
Тазовый диаметр |
2,78 |
15,12 |
15,30 |
2,43 |
4,12 |
48,72 |
0,807 |
0,006 |
Длина основной фаланги III |
||||||||
пальца |
0,37 |
3,23 |
3,24 |
0,22 |
1,58 |
62,33 |
-0,572 |
0,164 |
Длина средней фаланги III |
||||||||
пальца |
0,24 |
2,45 |
2,46 |
0,08 |
1,12 |
58,42 |
0,475 |
0,334 |
Толщина жировой складки под лопаткой |
2,12 |
4,91 |
- 5,32 |
2,07 |
22,47 |
803,54 |
0,967 |
0,852 |
Так, межгрупповая вариабильность у мужчин более чем в 2 раза превышает таковую у женщин, в то время как внутригрупповые средние квадратические отклонения практически одинаковы у обоих полов, соотношения высота остисто-подвздошной точки, длина стопы, длина бедра, ширина плечевого ската, длина плеча, длина верхнего отрезка спереди, обхват груди, диаметр таза, обхват кисти, длина туловища, обхват предплечья, плечевой диаметр, обхват головы, длина предплечья, обхват плеча
Для соотношения обхват бедра, расстояние от линии талии сзади через точку основания шеи до линии талии спереди, толщина жировой складки на трицепсе, обхват шеи, обхват талии, толщина жировой складки под лопаткой.
Высокий коэффициент, по-видимому, может означать, что этнические различия как наследственные, так и обусловленные факторами среды значительно больше, чем территориальные в пределах одного этноса,
Следующие материалы, которые могут способствовать выяснению факторов, влияющих на половые различия в изменчивости, приведены в в соответствии с таблицей 3.
В таблице 3 сопоставлены внутригрупповые средние квадратические отклонения для разных возрастных групп населения Р.К. у 6 продольных и 6 обхватных размеров тела.
Бросается в глаза большее сходство величин изменчивости у мужчин и женщин в первой возрастной группе. Вообще следует отметить, что степень различия между полами колеблется в зависимости от возрастной группы. Для высот точек над полом очевидна большая изменчивость мужчин в возрасте 2059 лет. Обхватные размеры с возрастом значительно увеличивают изменчивость и у мужчин и у женщин, но у женщин это увеличение гораздо значительнее проявляется уже в группе 20 29 лет, так что наибольшая разница в изменчивости между полами приходится на возраст 3039 лет, а не на возраст 5059 лет, когда у мужчин среднее квадратическое отклонение также достигает максимума[10].
При дальнейшем анализе внутригрупповой изменчивости в зависимости от возраста у взрослого населения и при попытках интерпретации наблюдаемых закономерностей следует иметь в виду принципиально разный характер связей с возрастом у скелетных размеров и признаков, зависящих от жироотложения. Продольные размеры тела и его частей практически не изменяются у мужчин и женщин в возрасте от 20 до 59 лет, и различия в средних арифметических величинах или средних квадратических отклонениях, наблюдаемые между отдельными возрастами, связаны с различиями в условиях жизни в период роста у людей различных годов рождения, особенно если брать во внимание то, что усиленный рост человека происходит до 25 лет.
В отличие от скелетных обхватные размеры могут испытывать большие колебания в течение индивидуальной жизни и имеют тенденцию
увеличиваться с возрастом, но возрастные изменения проявляются неодинаково у разных людей. Вместе с тем на средние оценки развития жироотложения у людей, родившихся в различные годы, по-видимому, также влияют не только условия жизни, предшествующие моменту измерения, но и условия жизни в период роста и развития. Подробно эта проблема освещена в книге Проблемы размерной антропологической стандартизации» (Куршакова и др., 1998).
В соответствии с таблицей 3, которая содержит результаты дисперсионно - j и корреляционного анализа средних арифметических величин и средних квадратических отклонений 30 признаков для каждого года рождения, которые здесь не приводятся. Таким образом, у мужчин по материалам 1994г. внутригруповая изменчивость для продольных размеров больше у младших поколений и меньше у старших, а для обхватных размеров можно предполагать увеличение внутригрупповой изменчивости с возрастом в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4.
Достоверные различия между средними квадратическими отклонениями у мужчин, родившихся в разные годы, по критерию Бартлета и с помощью корреляционного анализа были получены для следующих признаков:
Отрицательная корреляция с возрастом |
Положительная корреляция с возрастом |
Длина тела Высота талии Верхний отрезок спереди Длина туловища Длина бедра Высота верхнеберцовой точки Длина плеча Длина предплечья Длина III пальца |
Обхват шеи Обхват груди Обхват талии Обхват бедра Обхват плеча Обхват предплечья Обхват голени Обхват стопы Толщина жировой складки под лопаткой Толщина жировой складки на трицепсе |
Не были обнаружены возрастные различия по внутригрупповой изменчивости у мужчин для признаков: ширина плечевого ската, обхват кисти, обхват головы, длина стопы, плечевой диаметр и диаметр таза.
Наиболее существенны возрастные изменения средних квадратических отклонений у обхватов шеи, груди, талии, бедра, плеча, предплечья, голени и толщины жировых складок[11].
Различия во внутригрупповой изменчивости продольных размеров у людей разных годов рождения, по-видимому, не постоянное явление. Они обнаруживаются, очевидно, в периоды, когда наблюдается интенсивный процесс секулярного тренда. Увеличение внутригрупповой изменчивости при изменении условий жизни группы людей происходит, по-видимому, потому, что изменения неодновременно сказываются на условиях роста и развития различных детей. Можно себе представить, что после того как все дети испытают на себе благоприятные или неблагоприятные изменения, внутригрупповое среднее квадратическое отклонение у следующих поколений уменьшится и сохранится на минимальном уровне до следующих поколений.
Возможно предположить, что влияние среды на размеры тела и их изменчивость у целых поколений, выражающееся, например, в так называемом секулярном тренде (Камшилов, 1994; Куршакова и др., 1998), по-разному сказывается на мужском и женском населении, так как интенсивность и продолжительность периодов роста у обоих полов различна.
В связи с необходимостью отделения внутригрупповой изменчивости от возрастной (обхватные признаки) или эпохальной (продольные размеры скелета) был проведен дисперсионный анализ возрастных рядов средних арифметических величин и средних квадратических отклонений нескольких антропометрических признаков для выборок.
2 Теоретические аспекты отбора в секции и спортивной ориентации
Вопреки существующей до недавнего времени официальной концепции спорта, ныне необходимо объединить разрозненные высказывания отдельных ученых и сформулировать четкую методологическую позицию: спорт это не только игровая, но и сложная, тяжелая, трудовая, профессиональная деятельность, требующая от человека большого напряжения всех его физических и духовных сил. Это, прежде всего, мнение самих спортсменов о спорте. Оказалось, что независимо и от официальной концепции, и от уровня научных достижений, даже сами юные спортсмены в подавляющем большинстве считают спорт трудом и смыслом своей жизни, и основой для личного самосовершенствования, и личным интересом. В изысканиях многих светил опросивших более 200 мастеров спорта, лишь 5% спортсменов считают для себя спорт развлечением или игрой [12].
Спорт как профессиональная деятельность имеет ряд критериев по отбору и профессиональной ориентации. Спортивная деятельность характеризуется, в первую очередь, четко очерченными возрастными границами. Рациональное планирование многолетней подготовки во многом связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Обычно в процессе многолетней подготовки выделяют три возрастных зоны первых больших успехов; оптимальных возможностей; поддержания высоких результатов. В большинстве случаев выдающиеся спортсмены достигают наивысших результатов в возрастной зоне оптимальных возможностей, однако часто наблюдаются исключения. Так, примерно 15-20% от общего числа одаренных спортсменов оказываются в зоне оптимальных возможностей несколько ранее (обычно на 1-2 года) указанной границы.
Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.
Однако ориентация на оптимальные для достижения наивысших результатов возрастные границы (в целом верная для подавляющего большинства) часто не может быть применена к отдельным выдающимся спортсменам с яркими индивидуальными особенностями. Возрастное развитие таких спортсменов, адаптационные процессы, происходящие в их организме под влиянием специальной тренировки, требуют индивидуального планирования многолетней подготовки, значительного сокращения пути подготовки к достижению наивысших результатов. Двигательная одаренность, исключительная лабильность основных функциональных систем, индивидуальные темпы развития позволяют этим спортсменам, не нарушая основных закономерностей многолетнего планирования, быстро продвигаться к вершинам спортивного мастерства и добиваться выдающихся результатов часто на 1-3 года раньше оптимальных возрастных границ.
Многолетняя спортивная подготовка подразделяется на пять этапов:
1) начальной подготовки;
2) предварительной базовой подготовки;
3) специализированной базовой подготовки;
4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;
5) сохранения достижений.
В более упрощенной схеме принято рассматривать три этапа спортивной подготовки: начальной, предварительной и специализированной. В современной спортивной педагогике также существует классификация, выделяющая такие этапы как
1) начальной подготовки;
2) предварительной подготовки;
3) целенаправленной подготовки;
4) спортивного совершенствования.
Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно строго очерченные цели, задачи и содержание.
Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных учреждений.
Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик и обычно колеблется в пределах 100-150 часов и в значительной мере зависит от продолжительности этапа начальной подготовки, которая, в свою очередь, связана со временем начала занятий спортом.
Если, например, ребенок начал заниматься спортом рано, в возрасте 6-7 лет, то продолжительность этапа может составить 3 года, с относительно небольшим объемом работы в течение каждого из них (например, первый год 80 ч, второй 100, третий 120 ч).
Если же будущий спортсмен приступил к занятиям позднее, например, в 9-10 лет, то этап начальной подготовки часто сокращается до 1,5-2 лет, а объем работы, с учетом эффекта предыдущих занятий физической культурой в школе, может сразу достигнуть 200-250 ч в течение года.
Этап предварительной базовой подготовки. Основными задачами тренировки на этом этапе являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья юных спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагающего освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формированию устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправленной многолетней спортивной подготовке [13].
Этап специализированной базовой подготовки. В начале этого этапа основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника.
Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной. Здесь, как правило, определяется предмет будущей спортивной специализации, причем спортсмены часто приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы.
Например, будущие велосипедисты-спринтеры вначале часто специализируются в шоссейных гонках, будущие марафонцы в беге на более короткие дистанции.
В видах спорта, где есть соревнования на спринтерских дистанциях, в скоростно-силовых и сложно-координационных видах, следует осторожно выполнять большие объемы работы, направленной на повышение аэробных возможностей. Спортсмены в возрасте 13-16 лет легко справляются с такой работой, в результате у них резко повышаются возможности аэробной системы энергообеспечения и на этой основе резко возрастают спортивные результаты. Поэтому в практике тренировки в этом возрасте часто планируют выполнение больших объемов работы с относительно невысокой интенсивностью.
Опыт последних лет убедительно показывает, что такой подход правомерен по отношению к спортсменам, предрасположенным к достижениям в видах спорта, преимущественно связанных с проявлением выносливости.
Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей предполагает достижение максимальных результатов в видах спорта и номерах программы, избранных для углубленной специализации.
Основная задача этого этапа максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов.
Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах может достигнуть 15-20 и более, резко возрастают соревновательная практика и объем специальной психической, тактической и интегральной подготовки.
Специфика вида спорта, пол спортсмена в значительной мере определяют темпы роста достижений. Так, обобщение опыта подготовки пловцов высшего класса показало, что имеется существенная разница в темпах роста спортивных достижений у мужчин и женщин.
Мужчинам, специализирующимся на дистанциях 100 и 200 м, после выполнения норматива мастера спорта необходимо обычно не менее 3-4 лет напряженной тренировки для успешного выступления на чемпионатах Европы и мира, олимпийских играх.
В то же время у женщин этот временной промежуток, как правило, находится в пределах 1-3 лет.
Особенно долог путь к высшему спортивному мастерству в спортивных играх, многоборьях, где уровень спортивного результата определяется очень большим количеством составляющих технико-тактического, физического и психического порядка[14].
Этап сохранения достижений характеризуется сугубо индивидуальным подходом. Объясняется это следующим.
Во-первых, большой тренировочный опыт подготовки конкретного спортсмена помогает всесторонне изучить присущие ему особенности сильные и слабые стороны подготовленности, выявить наиболее эффективные методы и средства подготовки, варианты планирования тренировочной нагрузки, что дает возможность повысить эффективность и качество тренировочного процесса и за счет этого поддержать уровень спортивных достижений.
Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей, обусловленное как естественными возрастными изменениями систем и органов, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней тренировки, часто не только не позволяет увеличить нагрузки, но и затрудняет удерживание их на ранее доступном уровне. Это требует изыскания индивидуальных резервов роста мастерства, способных нейтрализовать указанные отрицательные факторы [15].
Одним из важнейших факторов поддержания спортивных достижений выступает тактическая зрелость, прямо зависящая от соревновательного опыта спортсмена.
С появлением школ «олимпийского резерва», призванных готовить спортсменов высшей квалификации, в спортивной практике стал широко пропагандироваться и применяться спортивный отбор.
Как правило, этот отбор заключался в случайном комплектовании групп. А затем по ходу тренировочного процесса проводился периодический отсев занимающихся из спортивной секции. Рассмотрим круг вопросов, который включает в себя проблема спортивного отбор.
2.1 Характеристика профессионального отбора детей в секции
В первую очередь скажем, что спортивный отбор это процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достигнуть высоких результатов в конкретном виде спорта.
Спортивная ориентация это определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства, основанное на изучении задатков и способностей спортсменов, индивидуальных особенностей формирования их мастерства.
Ориентация может касаться выбора узкой спортивной специализации в пределах определенного вида спорта (спринтер стайер, защитник нападающий и т.п.); определения индивидуальной структуры многолетней подготовки, динамики нагрузок и темпов роста достижений; установления ведущих факторов подготовленности и соревновательной деятельности, способных оказать решающее влияние на уровень спортивных результатов и т.п.
В отборе способных спортсменов в процессе многолетней тренировки можно выделить три основные ступени.
На первой из них предварительной выявляется целесообразность выбора ребенком занятий видом спорта на основе учета его морфофункциональных и психических особенностей.
Отбор на второй промежуточной ступени решает задачу выявления у занимающихся способностей к эффективному спортивному совершенствованию в процессе достаточно напряженной спортивной тренировки на втором и третьем этапах многолетней спортивной подготовки. Третья заключительная ступень отбора связана с выявлением у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса.
В основу спортивного отбора положены морфологические, физиологические и психологические критерии.
Если же отбор идет по морфологическому признаку, то чаще всего учитываются генетически наследуемые морфологические факторы (соматотип ребенка и родителей). К физиологическому критерию относится максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровоснабжения, жизненный объем легких и др., которые, по мнению, ведущих специалистов в области физиологии спорта, имеют большую зависимость от генетически обусловленных наследственных влияний.
В числе психологических признаков изучаются врожденные функциональные особенности сенсомоторики, задатки, способности и склонности.
Из всей совокупности известных задатков наиболее целесообразным считается изучение типологических особенностей нервной системы, что необходимо в оценке двигательных способностей и предрасположенности к конкретным видам спорта.
Спортивный отбор и ориентация не одномоментные события на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена. Обусловлено это невозможностью четкого выявления способностей на отдельном этапе возрастного развития или многолетней подготовки, а также сложным характером взаимоотношений между наследственными факторами, которые проявляются в виде задатков, и приобретенными, являющимися следствием специально организованной тренировки.
Даже очень высокие задатки к тому или иному виду деятельности, свидетельствующие о природной одаренности человека, служат лишь необходимой основой высоких способностей к занятиям спортом. Действительные же способности могут быть выявлены лишь в процессе обучения и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства врожденного и приобретенного, биологического и социального. Задачи отбора и ориентации на различных этапах многообразны.
Если на первом этапе важно, прежде всего, установить целесообразность серьезных занятий избранным видом спорта для того или иного подростка, то на последующих этапах круг задач значительно расширяется: ориентация спортсмена для специализации в конкретных номерах программы, отбор в сборные команды, комплектование команд и другие[16].
Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования.
Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом. Именно в этом возрасте приступили к занятиям спортом многие сильнейшие советские и зарубежные спортсмены.
В отдельных случаях нельзя отказывать в приеме в спортивную секцию и детям, чей возраст несколько превышает приведенные границы.
Достаточно сказать, что прославленная советская лыжница Г. Кулакова начала заниматься спортом в возрасте 20 лет, олимпийская чемпионка 1976 г. в скоростном беге на коньках Г. Степанская в 17 лет, известные советские велосипедисты Н. Горелов, В. Каминский, А. Чуканов в возрасте 17-19 лет.
Таблица 5
Благоприятный возраст начала занятий в ряде видов спорта (по В.Н. Платонову)
Вид спорта |
Мужчины |
Женщины |
Вид спорта |
Мужчины |
Женщины |
Гребля на байдарках |
13-16 |
13-16 |
Художественная гимнастика |
|
6-8 |
Плавание |
9-12 |
8-11 |
Конькобежный |
13-15 |
13-15 |
Велосипедный |
14-16 |
14-16 |
Тяжелая атлетика |
|
|
Академическая гребля |
15-17 |
|
Спортивная гимнастика |
8-9 |
6-8 |
Борьба |
12-14 |
|
Гандбол |
11-13 |
10-12 |
Бег, 100400 м |
13-14 |
13-14 |
Волейбол |
12-14 |
11-13 |
Бег, 8001500 м |
14-16 |
14-16 |
Футбол |
12-14 |
|
Для занятий сильнейших спортсменов на 3-5 лет больше считается директивного.
В связи с этим руководителям ДЮСШ, которые делают акцент на привлечение к занятиям детей 6-7 лет, необходимо учесть следующие обстоятельства.
Во-первых, стремление к более раннему прогнозированию спортивных способностей сопряжено с резким снижением его достоверности.
Во-вторых, особенности современной спортивной тренировки предъявляют столь высокие требования к организму спортсмена, что дети, которые раньше приступили к занятиям спортом, как правило, раньше и уходят из спорта.
И действительно, многочисленные наблюдения показывают, что дети, приступившие к занятиям в 6-8-летнем возрасте, во многих случаях прекращают занятия спортом в 15-17 лет, т.е. до оптимального возраста для достижения наивысших результатов[17].
В настоящее время в различных странах мира просматривается стремление к обучению плаванию 3-5-летних и даже грудных детей. В некоторых детских спортивных школах пытаются привлечь к занятиям спортом детей из детских садов.
С позиций решения задач массового оздоровления детей при помощи плавания или ходьбы на лыжах, их гармоничного развития такой подход целесообразен. Но ни в коем случае нельзя придавать работе с малолетними детьми спортивную направленность, как это, к сожалению, иногда делается на практике. Попытки организовать спортивную работу с 4-6-летними детьми являются нерезультативными и даже вредными для их дальнейшего спортивного совершенствования.
При начальном отборе в первую очередь нужно ориентироваться на стабильные (малоизменяемые в ходе развития и в малой степени зависящие от тренировочных воздействий) факторы. В наибольшей мере этим требованиям отвечают морфологические признаки.
В значительной мере обусловлены генетически и возможности системы энергообеспечения организма. В частности, результаты исследований, проведенных в различных лабораториях с участием близнецов, показали, что такие параметры как относительные величины максимального потребления кислорода и кислородного долга являются достаточно стабильными характеристиками.
Таблица 6
Наследуемость некоторых морфологических признаков у человека (по В.Б. Шварцу, С.В. Хрущеву)
Наследуемость, % |
Морфологические признаки |
85 90 |
Длина тела, верхних и нижних конечностей |
80 85 |
Длина туловища, плеча и предплечья, бедра и голени |
70 80 |
Масса тела, ширина таза и бедра, плечевой кости и колена |
60 70 |
Ширина плеч, голени, запястья |
60 и менее |
Окружность запястья, лодыжки, бедра, голени, плеча, предплечья, шеи, талии, ягодиц |
В видах спорта, где решающую роль играют функциональные возможности аэробной системы энергообеспечения (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, велосипедный спорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценивать такие показатели как максимальное потребление кислорода (max VO2) и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). [18]
В последние годы при отборе перспективных спортсменов все шире используются данные мышечной биопсии.
Тренировка не оказывает большого влияния на сократительные свойства волокон, различных видов и их процентное соотношение; индивидуальные различия в структуре мышечной ткани в основном обусловлены генетически.
Количество быстро сокращающихся мышечных волокон у спринтеров очень велико и может занимать до 80 % и более общей площади поперечного среза скелетных мышц.
У спортсменов, специализирующихся на средние дистанции, это соотношение изменяется, и их мышцы характеризуются равным количеством волокон различных типов.
В структуре мышечной ткани стайеров преобладают медленные сокращающиеся мышечные волокна, которые могут занимать до 80-90 % площади поперечного среза мышцы.
Таблица 7
Влияние некоторых психомоторных качеств и морфофункциональных показателей на результативность в разных видах спорта
Вид спорта |
Оценка психофизических качеств и морфофункциональных показателей |
||||||
Физические качества и антропометрические данные |
Мышечная сила |
Выносливость |
Телосложение |
Гибкость |
Координация |
Скорость |
Вестибулярная устойчивость |
Прыжки в воду |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
Плавание на дистанции |
- |
||||||
короткие |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
0 |
длинные |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
Бег на дистанции |
|||||||
короткие |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
длинные |
|||||||
Бокс |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
Борьба дзюдо |
3 |
2 |
1 |
2 |
.2 |
3 |
2 |
Фехтование |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Спортивная гимнастика |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
Настольный теннис |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Гандбол |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
Хоккей |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
Футбол |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Условные обозначения:
0 нет влияния,
1 незначительное влияние,
2 среднее влияние,
3 значительное влияние.
В процессе начального отбора следует широко использовать простые психолого-педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей. При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризуют двигательные способности в значительной мере обусловленные природными задатками.
В частности, особое внимание следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе.
Также необходимо решать вопросы формирования стойкого интереса и увлеченности занятиями спортом.
На этапах предварительной базовой и специализированной базовой подготовки спортивной подготовки необходима разработка приемов подкрепления мотивов выбора спортивной деятельности по склонностям [18].
Эффективность отбора на этих этапах в значительной мере связана с оценкой у спортсменов основных показателей, характеризующих уровень их специальной подготовленности и спортивного мастерства.
В их числе уровень развития психофизических качеств (скоростно-силовых, различных видов выносливости, гибкости, координационных способностей), возможности системы энергообеспечения, совершенство спортивной техники, экономичность работы, способность к перенесению нагрузок и эффективному восстановлению.
На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей важна оценка спортивной одаренности в избранном виде спорта, определение путей развития необходимых способностей, максимальных потенциальных возможностей спортсмена и оценка их пределов, диагностика и коррекция мотивов занятий спортом.
Особое значение приобретает оценка личностных и психических качеств спортсмена. При этом оценивают устойчивость к стрессовым, ситуациям соревнований, способность настраиваться на активную соревновательную борьбу, умение мобилизовать силы при острой конкуренции, психическую устойчивость при выполнении объемной и напряженной тренировочной работы, способность контролировать усилия, темп, скорость, направление движений, распределение силы в соревнованиях, а также умение показывать наивысшие результаты в наиболее ответственных стартах, в окружении сильных соперников.
2.2 Индивидуальные особенности детей для занятий различными видами спорта
Выдающихся спортсменов, как правило, характеризует умение вести активную борьбу в ответственейших соревнованиях, с наибольшей конкуренцией.
Недаром опытные тренеры в качестве одного из важнейших критериев оценки перспективности спортсменов используют их способность показывать в финальных стартах более высокие результаты, чем в предварительных. Практика показывает, что психическая устойчивость, способность предельно мобилизоваться в экстремальных условиях ответственных соревнований во многом обусловлены природными задатками и совершенствуются с большим трудом.
В современном спорте распространен метод ранней специализации, причем нередко без учета анатомо-физиологических особенностей, подготовленности и физического развития ребенка, хотя известно, что интенсификация тренировочных занятий ведет к травмам и заболеваниям юного спортсмена.
Одной из важных предпосылок для начала занятий спортом является отбор детей в спортивные секции и ориентация их, исходя из индивидуальных особенностей, на занятия тем или иным видом спорта в соответствии с таблицей 8.
Таблица 8
Возрастные нормы для начала занятий спортом и этапы спортивной подготовки
Вид спорта |
Возраст (лет), этапы, группы |
||
начальный |
Учебно-тренировочный |
Спортивного совершенствования |
|
Акробатика |
8-10 |
10-14 |
14-17 |
Баскетбол, волейбол |
10-13 |
13-17 |
17-18 |
Бадминтон |
10-13 |
13-17 |
16-18 |
Гимнастика спортивная |
8-10 |
10-14 |
14-17 |
Легкая атлетика |
11-13 |
13-17 |
17-18 |
Прыжки в воду |
8-11 |
12-15 |
15-17 |
Ручной мяч |
10-13 |
13-17 |
17-18 |
Теннис |
7-10 |
11-15 |
15-17 |
Тяжелая атлетика |
13-14 |
14-17 |
17-18 |
Футбол, хоккей |
7-9 |
9-13 |
13-17 |
Физические качества (быстрота, ловкость, выносливость и др.) развиваются в разные возрастные периоды с неодинаковой скоростью. При развитии того или иного качества необходимо учитывать возраст, пол, наследственные факторы, физическое развитие и др. [19]
В соответствии с таблицей 9 показаны примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития росто-весовых показателей и физических качеств детей школьного возраста.
Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств.
Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются.
Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, то есть тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.
Таблица 9
Примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития росто-весовых показателей и физических качеств детей школьного возраста
Росто-весовые показатели и физические качества |
Возраст (лет) |
||||||||||
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
Рост |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Вес |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Сила максимальная |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Быстрота |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Скоростно-силовые качества |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
Выносливость(аэробные возможности) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Скоростная выносливость |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Аэробные возможности |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Гибкость |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Координационные способности |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Равновесие |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.
Важная роль в подготовке квалифицированных спортсменов принадлежит эффективной системе отбора, которая представляет собой организационно-методические мероприятия комплексного характера, включающие педагогические, психологические, социологические, медико-биологические и другие методы исследований, на основе которых выявляются задатки способности индивида, в наибольшей мере соответствующие требованиям того или иного вида спорта. Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования[20].
Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде спорта. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов спорта, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.
Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности. Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений. [21]
Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показателей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена. Как уже говорилось выше, спортивный отбор осуществляется путем использования различных методов. Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья.Морфологические показатели: рост, масса тела, относительная длина рук и ног, соотношение туловища и ног и другие показатели. Физиологические показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и реакция на нагрузку, ЧД, ЖЕЛ, степ-тест, проба Ромберга, подвижность в суставах, позвоночнике и др.
После 1820-летнего возраста у здоровых, но медленно прогрессирующих спортсменов можно произвести дополнительные исследования с включением биопсии мышц, тестирования, биохимического анализа, в частности, исследование иммунитета, общий анализ крови и др. Полученные показатели, возможно, дадут основание для переориентировки спортсмена на другой вид спорта или на другую дистанцию (например, пловца-спринтера на стайерские дистанции или, наоборот, стайера в спринтеры и т. п.).
Биохимические показатели: иммуноглобулины, лимфоциты, гемоглобин и др., биопсия мышц (определение типа мышечных волокон, их соотношения, метаболизма в тканях после выполнения интенсивных физических нагрузок и т.п.).
Антропометрические данные не могут быть ограничением в отборе и занятиях тем или иным видом спорта. Они используются на начальном этапе отбора, то есть для начальной подготовки. Нередко при отборе этому методу отдают предпочтение, но это ошибка: нередко спортсмены, не отвечающие требованиям данного вида спорта по антропометрическим показателям, добивались выдающихся результатов. Здесь необходимо учитывать и такие факторы, как трудолюбие, мотивацию и многие другие. [22]
С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.
Психологический отбор в спорте теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Если говорить точно, то обеспечение психической надежности является одним из факторов психологического отбора, а на стадии высшего спортивного мастерства становится решающим фактором отбора.
Отбор предполагает превышение числа претендентов над числом вакантных мест. В спорте речь идет не об ограничении числа занимающихся, а о постепенном сужении к вершине пирамиды лиц, которым доступны высшие спортивные достижения. Собственно говоря, проблема психической надежности становится центральной только для высшей стадии спортивного мастерства, хотя на предыдущих стадиях отбор присутствует в гораздо большей степени, когда спортсмен проходит через сито спортивных результатов, конкурс способностей, испытание сочетанием учебы и занятий спортом.
Не зря основные этапы психологического отбора получили образные названия: отсев, адаптация и надежность.
Отсев название этапа психологического отбора, характерного для начала занятий спортом. Иногда спортсмен сразу находит подходящий для него вид спорта, иногда ему приходится сменить несколько секции и тренеров, нередко и тренер (разумеется, в интересах самого спортсмена) рекомендует ему заняться другим видом или совсем оставить спорт. Занимаясь в секции или клубе, спортсмен также долгое время будет решать проблемы общефизической подготовки и не сразу сможет проявить свои способности именно вследствие недостатка некоторых физических или психических качеств. В этом случае занятия спортом становятся для него неинтересными и он может отказаться от посещения тренировок. Только четверо из тысячи занимающихся спортом достигают результатов мастера международного класса.
Адаптация стадия психологического отбора, связанная с окончательным выбором специализации и закреплением спортсмена в спортивной деятельности. Эта стадия, не менее чем другие, изобилует проблемами психологического порядка. Здесь и переносимость повышающихся физических нагрузок, и возрастание конкуренции, и длительное пребывание вне дома и семьи на сборах и в поездках, и неясность перспектив приобретения профессии, и многое другое. Наиболее важной психической стороной этой стадии отбора является становление спортивной мотивации. Спортсмен должен почувствовать вкус победы, преодолеть трудности волевого порядка, когда приходится выполнять много самой разнообразной работы над физическими качествами, техникой, материально-техническим обеспечением. Должно произойти становление личности, четко направленной на спортивные достижения, и признание этой личности ближайшим окружением и основными соперниками. Не случайно в этот период психологи отмечают отчетливое возрастание самооценки и уровня притязаний[23].
Надежность символ и синоним завершающего этапа психологического отбора. Характеризуется становлением системы обеспечения психической надежности спортсмена.