Жизненный путь Ивана Грозного

Введение

Иван IV, прозванный современниками «Грозным», входит в число ключевых фигур российской истории. Одновременно он является одной из самых противоречивых исторических личностей. С ней связано немало тайн, которые стремятся раскрыть историки, археологи, наконец, литераторы. В наши дни, как и на протяжении двух предыдущих столетий, различные аспекты деятельности Ивана Грозного в качестве правителя Русского государства находят своё отражение в многочисленных исследованиях, публикуемых в виде монографий и отдельных статей, в произведениях художественной литературы. Для ученых и беллетристов представляют немалый интерес и многие эпизоды частной жизни первого русского царя. Особое же место в трудах историков и литературных произведениях, посвященных Ивану Грозному и его эпохе, занимает тема «опричнины». При этом содержащийся в них спектр мнений относительно человеческих качеств этого выдающегося правителя, содержания и результатов его деятельности, оказывается весьма широким. Следовательно, цель данной курсовой работы можно сформулировать так: дать как можно более объективную характеристику Ивану Грозному как человеку и государю. Из этой цели вытекают следующие задачи:

  1. анализ мнений современников Ивана IV по поводу его личных качеств;
  2. изучение жизненного пути Ивана Грозного;
  3. рассмотрение деятельности Ивана IV в качестве правителя Московского государства;
  4. выявление содержания термина «опричнина»;
  5. выявление основных результатов правления Ивана Грозного.

Объект исследования – Иван IV как человек и как правитель. Предмет исследования – жизненный путь Ивана Грозного. Хронологические рамки исследования – годы жизни Ивана IV (1530 – 1584). При написании данной курсовой работы использовался историко-генетический (описательный) метод.

Из источников по теме курсовой работы наибольшее значение имеют:

  • сочинения иностранных авторов – современников Ивана Грозного;
  • законодательные акты;
  • тарханные грамоты (которыми подтверждались те или иные привилегии);
  • материалы приказного делопроизводства (в частности, челобитные);
  • летописи, хронографы, краткие «летописцы» и «хронографцы»;
  • воинские повести;
  • публицистические произведения русских авторов – современников Ивана IV.

Историография вопроса о личности Ивана Грозного и его деяниях столь обширна, что придется ограничиться перечислением лишь тех историков, работы которых наиболее известны широкой публике. Среди них – Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, А. А. Зимин, В. Б. Кобрин, Р. Г. Скрынников.

Глава первая. Иван Грозный в детстве и ранней юности

Двадцатилетний брак Великого князя Московского Василия III с Соломонией Сабуровой был бесплоден. Знаменитый оппонент Ивана IV князь Андрей Курбский утверждал, что Василий III разыскивал лекарей и колдунов, способных помочь ему обрести мужскую силу. В итоге, ему с помощью митрополита Даниила и ряда других представителей православного духовенства удалось отправить жену в монастырь, вопреки ее воле, и жениться на литовской княжне Елене Глинской.

Свадьба состоялась в 1526 г. Иван IV, в зрелые годы получивший прозвище «Грозный», родился в 1530 г., когда Василию III было уже больше пятидесяти лет. Он был ребенком крайне желанным. Когда Елена забеременела, некий юродивый сказал ей, что она будет матерью наследника престола. 25 августа 1530 г. у нее и ее венценосного супруга действительно родился сын, нареченный Иваном. Пишут, что в эту минуту земля и небо содрогнулись от мощнейших громовых раскатов, что это было воспринято как хорошее предзнаменование. Все русские города отправили в Москву послов с поздравлениями. Но великий князь после рождения сына недолго задержался на этом свете: в 1534 он скончался, и трон перешел к Елене Глинской. В 1538 г. и она умерла (как утверждали современники, была отравлена боярами). Властью овладели бояре во главе с Шуйскими. Именно они и взяли в свои руки воспитание Ивана IV.

Иван IV который долгое время рос практически без надлежащего надзора со стороны взрослых, рано научился ориентироваться в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия. Детство осталось в его памяти как время обид и унижений, которые он много лет спустя обрисовал в своих письмах к князю Курбскому. Особенно ненавистны Ивану IV были князья Шуйские, после смерти Елены Глинской прибравшие к своим рукам власть в Москве. В этот период были устранены фаворит вдовы Василия III князь И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский, князь И. Ф. Бельский, сведен с кафедры митрополит Даниил, противник преобразований, осуществлявшихся тогда на Руси. Бесконтрольное распоряжение государственным достоянием, невнимательное, пренебрежительное отношение к маленьким великим князьям Ивану и Юрию характеризуют двухлетнее господство Шуйских.

В 1540 г. по инициативе митрополита Иоасафа были освобождены князь Бельский, занявший место князя И. Шуйского, отправленного на воеводство, и удельный князь В. А. Старицкий с матерью. В 1542 г. - новый переворот в пользу Шуйских, в ходе которого погиб И. Ф. Бельский, лишился своего сана митрополит Иоасаф, замененный новгородским архиепископом Макарием. Глава пришедшей к власти группировки, князь А. М. Шуйский, всячески оберегал ее позиции от посягательств со стороны «чужаков», часто в довольно жестких формах.

В 1543 г. 13-летний Иван взбунтовался против бояр: он приказал своими доверенным людям схватить главного из Шуйских и предать его лютой смерти. С тех пор бояре стали опасаться Ивана IV. Теперь власть перешла к Глинским - Михаилу и Юрию, дядям Ивана, устранявших от власти своих политических противников посредством ссылок и казней, вовлекавшим в свои действия юного наследника московского престола, поощрявшим звериные инстинкты, произраставшие в душе будущего Ивана Грозного. Не зная семейного уюта, живя в атмосфере насилия, страха и раболепия, Иван IV с пятилетнего возраста примерял на себя роль могущественного монарха в ритуалах и придворных праздниках. К 1543 г. интриги и насилие, окружавшие Ивана IV, развили в будущем самодержце такие качества, как недоверчивость, мстительность, злость. К тому же в детстве Иван IV проявлял жестокость по отношению к живым существам, а его приближенные поощряли подобные наклонности.

Но следует отметить, что в то же время Иван Четвертый был любознателен, он много читал. Под влиянием прочитанного в дворцовой и митрополичьей библиотеках формировались его литературные вкусы. Князь Курбский утверждал, что Иван IV, как правило, не читал книгу до конца. В любом сочинении его интересовало лишь то, что могло обосновать власть законного государя. Эта власть имела принципиально иное происхождение, нежели власть узурпаторов-бояр. Царь часто оперировал цитатами (хотя они были и не всегда точными), и в итоге за ним репутация одного из самых образованных людей XVI в., к тому же обладавшего удивительно цепкой памятью1.

Глава вторая. Начало правления Ивана IV Грозного

  1. Венчание Ивана Грозного на царство.

На семнадцатом году жизни Иван IV объявил митрополиту Макарию, что принял решение жениться. В это же время он выступил с речью о том, что желает принять титул царя. 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания великого князя Московского на царство. На него были возложены знаки царского достоинства - крест Животворящего Древа, бармы и так называемая «шапка Мономаха». После приобщения Святых Тайн Иван IV был помазан на царство. Царский титул дозволял занять принципиально новую позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или не переводили, или переводили как «император». Действительно, слово «царь» - производное от слова «цесарь» (т. е. император). Московский государь, таким образом, оказывался как бы на одном уровне с единственным в Европе императором – главой Священной Римской империи.

3 февраля 1547 г. царь обвенчался с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с этой добродетельной и скромной представительницей известной старомосковской фамилии если и не смягчил суровый характер Ивана IV, то, во всяком случае, создал предпосылки для его дальнейшего изменения в лучшую сторону.

  1. Московское восстание 1547 г.

В период юности Ивана Грозного сильнейшее впечатление на него произвели грандиозный московский пожар 1547 г. и последовавшее за ним восстание горожан.

Весной и летом 1547 г. Москва страшно пострадала от сильнейшего пожара. Наибольший ущерб был нанесен городу 21 июня 1547 г., когда пламя бушевало десять часов. В этот день обратилась в пепел большая часть строений (25 тыс. домов), около трех тысяч человек погибло. В этих бедствиях москвичи обвинили Глинских, находившихся в то время у власти.

В это же время среди жителей столицы стал распространяться слух о том, что крымский хан выступил с войском в поход на Русь. Молодой государь и его приближенные, встревоженные разговорами о появлении крымской конницы в пределах Московского государства, поспешно удалились в подмосковное село Воробьево, затем укрывались в близлежащих монастырях.

26 июня 1547 г. в опустошенной пожарами Москве, которую покинул правитель, началось восстание. После вечевого сбора москвичи двинулись в направлении Кремля, чтобы потребовать выдачи Глинских им на расправу. Дворы родственников покойной царицы подверглись разгрому, один из Глинских – Юрий – был убит взбунтовавшейся чернью. 27 и 28 июня Москва находилась в руках посадских людей, которые, по мнению Н. Е. Носова, предприняли попытку создать органы городского самоуправления. 29 июня восставшие жители столицы явились в село Воробьево, где в это время находился монарх. Они потребовали от своего государя выдачи им на суд и расправу всех представителей рода Глинских. «Вниде испуг в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой», - вспоминал Иван Грозный в зрелые годы. Но царю удалось убедить разъяренных повстанцев отказаться от их намерений и удалиться из села.

В это время происходили волнения во многих городах Руси. Она были обусловлены преимущественно неурожаем, ростом налогов и злоупотреблениями местных властей. Когда бунтарские настроения горожан пошли на спад, государь отдал приказ о задержании главных виновников беспорядков и предании их суду.

В результате событий лета 1547 г. Иван IV утвердился в мысли, что монарх должен обладать неограниченной, самодержавной властью. Кроме того, он пришел к следующему выводу: Россия нуждается в широкомасштабных реформах. Эти реформы во многом представляли собой логическое продолжение тех преобразований, которые осуществлялись на Руси в период правления Елены Глинской и ее фаворита И.Ф. Овчины-Телепнева-Оболенского.

  1. Избранная рада.

Планы реформ разрабатывала группа приближенных Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, считавшийся одним из наиболее образованных русских людей. В число реформаторов входил и священник московского Благовещенского собора Сильвестр. Ещё один из авторов планов преобразований, осуществлявшихся в России в конце 1540-х – 1550-е гг., - дворянин А. Ф. Адашев, человек незнатного происхождения.

К началу 1549 г. иерей Сильвестр и Адашев приобрели особенное значение при царском дворе. Как следствие, Адашев превратился, по существу, в главу русского правительства, которое Андрей Курбский именовал в своих сочинениях «Избранной радой». Сильвестр же убедил молодого государя встать на путь очищения себя и подвластной ему страны от всякого рода зла. В то же время он указывал царю, на кого из потенциальных советников можно опереться в ходе осуществления запланированных преобразований. Эти люди вошли в состав Избранной рады, которая в 1550-е гг. взяла на себя многие административные и законодательные функции Боярской думы. Впрочем, влияние членов Избранной рады на Ивана IV было несколько ограничено, т. к. позиции Захарьиных (родственников царицы Анастасии) при дворе были прочными.

Инициаторы реформ начали подготовительную работу в конце 1540-х гг. Их деятельность позволила провести ряд важнейших мероприятий уже в 1550 г. В ней участвовали не только государь и его приближенные, но и довольно широкие круги тогдашнего русского социума. Начался процесс обсуждения наиболее актуальных вопросов внутренней и внешней политики Московии. Происходили дискуссии по поводу проблемы роли аристократии в деле управления государством, вопросов, связанных с земельными владениями церкви, обеспечением служилых людей поместьями, планами создания в Москве законосовещательного сословно-представительного органа и др.

В самом начале своего самодержавного правления Иван Грозный дал резко негативную оценку итогам боярского правления, охарактеризовав его как период забвения государственных начал и время всенародных бедствий. Последующие преобразования в ряде сфер жизни русского общества и успехи, достигнутые Россией в области внешней политики в 1550-е гг., связываются преимущественно с именем Алексея Адашева. Но наряду с ним в выработке планов реформ, их реализации активно участвовали Захарьины, Д. И. Курлятев, А. И. Курбский и др.

Глава 2. Реформы 1550-х гг.

1. Реформирование центральных и местных органов власти.

В феврале 1549 г. началась история Земских соборов – русских сословно-представительных органов. Как писал Л. В. Черепнин, Земские соборы, пришедшие на смену городскому вечу, следовали древнерусской традиции участия представителей различных социальных слоев в решении вопросов государственного значения.

В качестве даты начала работы первого Земского собора рассматривается 27 февраля 1549 г., когда состоялось совещание, созванное государем. Оно началось с речи, произнесенной царем перед боярами, окольничими, казначеями и дворецкими. При этом присутствовал церковный «освященный собор». В этот же день монарх выступил с речью перед воеводами, боярами-княжатами и дворянами.

После окончания работы Земского собора начался первый тур реформ Избранной рады. В 1551 - 1552 гг. было упразднено наместничье управление в отдельных областях страны, а в 1555 - 1556 гг. согласно «боярскому приговору» и решению государя, наместничье управление отменялось уже в общегосударственном масштабе. Его место должны были занять органы местного самоуправления, которые отнюдь не были единообразны, отражая специфику социального состава населения той или иной области.

В центральных уездах, где получило значительное развитие частное землевладение, вводилось губное управление, а местные дворяне выбирали из своей среды губных старост. Вместе с городовыми приказчиками (также выборными) они возглавили уездную администрацию. Таково было основное содержание губной реформы.

Выборные должности в системе местного управления существовали в 1550-е гг. и в тех уездах, где не было частного землевладения. Здесь из зажиточных слоев черносошного населения выбирались земские старосты. Следует подчеркнуть, что на территориях, где большинство населения составляли черносошные крестьяне, и ранее существовали традиции местного самоуправления: общины землепашцев располагали своими выборными мирскими властями (старосты, сотские, пятидесятские, десятские и т. д.). Эти волостные администраторы генетически восходили к представителям сотенной общинной организации Руси домонгольского периода. Они осуществляли надзор за общинными землями, занимались раскладкой и сбором налогов, разрешали относительно малозначимые судебные дела, рассматривали вопросы, затрагивающие интересы общины в целом. Разумеется, представителями мирские власти являлись более или менее зажиточные крестьяне («лутчие люди» и «средние люди»). Важно заметить, что «черные» волости при переходе в разрял частновладельческих земель, сохраняли прежнюю структуру мирского самоуправления.

Земская реформа, наряду с черносошными землями, затронула и города, где также выбирались земские старосты (из числа зажиточных посадских людей). Губные и земские старосты, в отличие от кормленщиков, которые были присланы центральной властью и которым интересы местного населения были чужды, учитывали интересы жителей тех уездов, городов и общин, которые находились под их контролем. Следует, однако, отметить что местные реформы были осуществлены в полном объеме лишь на севере России.

Иногда утверждалось, что губная и земская реформы представляли собой один из значительных этапов движения Русского государства по пути централизации. При этом не учитывался тот факт, что власти на местах становились выборными, следовательно, речь идет о развитии системы местного самоуправления. Институты самоуправления, функционировавшие в середине XVI в., можно рассматривать как продолжение демократических вечевых традиций Древней Руси в условиях формирования аппарата государственного управления в едином Московском государстве. Эти традиции играли известную роль и начале XVII в., когда на Руси формировались Земские ополчения, задачей которых было освобождение территории нашей страны от интервентов.

К периоду существования Избранной рады относится начало формирования системы приказов - функциональных органов управления. Именно в середине XVI в. возникают важнейшие приказы. К ним относится Челобитенный приказ, в котором принимались жалобы, отправленные государю, и проводилось расследование по ним. По существу, это был высший орган государственного контроля. Возглавлял его Алексей Адашев. Посольский приказ возглавлял дьяк Иван Висковатый, проявивший себя в качестве весьма способного дипломата. Поместный приказ занимался вопросами, связанными с «испомещением» служилых людей, а в ведении Разбойного приказа находилось поддержание правопорядка и судопроизводство. Разрядный приказ организовывал сбор дворянского ополчения и распределял командные посты. Разрядным приказом некоторое время руководил дьяк Иван Выродков, при котором вверенное ему учреждение стало своеобразным генеральным штабом русского войска. Стрелецкий приказ ведал созданными в 1550 г. стрелецкими полками. Финансовые вопросы находились в сфере компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). После ликвидации Казанского и Астраханского ханств и присоединения их территории к Московскому государству был сформирован приказ Казанского дворца. Окончательное же завершение процесса формирования приказной системы приходится на XVII в.2

2. Реформы в социально-экономической сфере, осуществлявшиеся в 1550-е гг.

В Судебнике 1550 г. затрагиваются вопросы, связанные с землевладением. В частности, в его состав были включены статьи, затрудняющий увеличение массива вотчинных земель.

Особое место в Судебнике 1550 г. занимают статьи о частновладельческом населении. Право перехода крестьян в Юрьев день сохранялось (ст. 88), но при этом плата за «пожилое» (проживание на владельческой земле) возросла. В статье 78 рассматривался вопрос о кабальных холопах. Согласно ей, обращение служилых людей, ставших должниками, в холопов было воспрещено.

Но наиболее существенные изменения в социально-экономической сфере были связаны с правительственным курсом на обеспечение служилых людей поместьями. В 1551 г. на Стоглавом соборе Иван Грозный заявил о необходимости перераспределения («переверстания») земель между землевладельцами («у кого лишек, ино недостаточно пожаловати»). Таким образом, подчеркивалось, что служилые люди «испомещены» не столь щедро, как требуется для обеспечения военной мощи государства. С целью совершенствования учета земельного фонда Русского государства была предпринята всеобщая перепись земель. В процессе ее осуществления прежнее подворное налоговое обложение заменялось поземельным. На основных территориях России вводилась новая единица налогообложения – «большая соха». Ее размеры колебались в зависимости от социального положения землевладельца: на «соху» черносошного крестьянина приходилось меньше земли, но больше налогов. Интересы церкви также оказались ущемлены. Но в результате осуществления налоговой реформы социальное положение помещиков весьма существенно улучшилось3.

Размерами земельных владений были обусловлены многие условия службы дворян. «Уложение о службе», принятое в 1555 г., устанавливало правовые основы поместного землевладения. Каждый служилый человек имел право требовать поместье не меньше 100 четвертей земли (150 десятин, или примерно 170 гектаров), так как именно такие размеры поместья могли обеспечить службу «человека на коне и в доспехе полном». С первых 100 четвертей «выходил» сам землевладелец, а со следующих - его холопы-послужильцы. Согласно «Уложению о службе», вотчины в отношении службы приравнивались к поместьям, а вотчинники были обязаны нести службу на тех же основаниях, что и помещики.

Изменения в положении служилых людей тесно связаны с отменой наместничьего управления (кормлений). Вместо «кормленичего дохода», шедшего в основном в руки наместников и волостелей, вводился общегосударственный налог, известный как «кормленый окуп». Он поступал в государственную казну, откуда поступал в распоряжение служилых людей в качестве жалованья, которое выплачивалось в денежной форме. Жалованье («помогу») платили тем из «дворян и детей боярских», кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф. Наказанием же за неявку на службу были конфискация владений и битье провинившегося служилого человека батогами.

3. Военные преобразования и присоединение к России новых территорий

Основу вооруженных сил в 1550-е гг. составляло конное ополчение землевладельцев, являвшихся служилыми людьми «по отечеству». Помещик или вотчинник был обязан выходить на службу «конно, людно и оружно». Кроме них, существовали служилые люди «по прибору» (т. е. по набору). «По прибору» служили стрельцы, пушкари, затинщики, городская стража и др. Существовало также ополчение крестьян и горожан (посоха), которое выполняло вспомогательные функции.

В 1550 г. была предпринята попытка организации под Москвой трехтысячного корпуса «выборных стрельцов из пищали», обязанных быть всегда наготове для исполнения ответственных поручений. В него вошли представители знатнейших русских фамилий и элиты Государева Двора. Первоначально стрельцы представляли собой регулярное войско, вооруженное новейшим оружием и содержавшееся за счет государства. Организационное строение стрелецкого войска было позднее распространено и на другие составляющие русских вооруженных сил.

Управление дворянским войском существенно затруднял обычай местничества. Согласно принципу местничества, высшие посты в армии занимали представители аристократии, чьи пращуры служили московским князьям. При этом полководческие способности кандидатов в военачальники учитывались в последнюю очередь. Перед каждым походом (а иногда и в походе) происходили споры по вопросу о том, кому командовать тем или иным подразделением в соответствии с местническим счетом. «С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается», - отмечал в 1550 г. царь. Поэтому местническое начало в деле подбора военных кадров было в 1550-е гг. серьезно ограничено: предписывалось несение воинской службы «без мест».

Первоочередной задачей в середине XVI в. стала борьба с Казанским ханством. Это государство непосредственно граничило с русскими землями и контролировало судоходство по Волге. Татарские мурзы совершали набеги на Русь, причем не только летом, но и зимой. Первоначально московское правительство предпринимало попытки решить казанский вопрос дипломатическим путем, посадив на престол московского ставленника. Однако этот замысел не удалось реализовать. Неудачными оказались первые походы русских войск на Казань, предпринятые в 1547 – 1548 и 1549 – 1550 гг.

В 1551 г. началась подготовка к новому походу. Весной 1551 г. к западу от Казани, на р. Свияга, из деталей, заготовленных в районе Углича и доставленных затем по Волге, в кратчайшие сроки была возведена деревянная крепость Свияжск. Строительством Свияжска руководил дьяк Разрядного приказа Иван Выродков. В августе 1552 г. русское войско, насчитывавшее в своих рядах 150 тыс. воинов, осадило Казань. Осада длилась почти полтора месяца. В ходе ее отличился И. Ф. Выродков, организовавший доставку к стенам Казани подвижные осадные башни «гуляй-города». Под его руководством был сделан ряд подкопов под стены осажденной столицы Казанского ханства. В результате взрывов бочек пороха, заложенных в подкопы, был разрушен большой участок стены, благодаря чему 2 октября 1552 г. Казань была взята.

Падение Казанского ханства предопределило судьбу Астраханского ханства, имевшего важное стратегическое и торговое значение. В августе 1556 г. территория этого государства была присоединена к России. В это же время признала вассальную зависимость от России Ногайская орда, кочевавшая между средним течением Волги и Яиком. В 1557 г. было завершено присоединение Башкирии к России. Таким образом, земли Поволжья были включены в состав Русского государства, торговый путь по Волге перешел под контроль Московии.

Успешные военные действия русских войск на восточном и юго-восточном направлениях уменьшили опасность агрессии со стороны Крымского ханства. Алексей Адашев настаивал на активных действиях против Крыма, однако Иван IV полагал, что первоочередной задачей России в сфере внешней политики является завоевание Россией территорий, расположенных у Балтийского моря. Поэтому было принято решение ограничиться на южном направлении мероприятиями оборонительного характера: в 1550-е гг. началось строительство Засечной черты - оборонительной линии, состоявшей из лесных засек, крепостей и естественных преград, проходившей южнее Оки, на территории современных Тульской и Рязанской областей. Эта мера вполне оправдала себя, и все же крымская конница проникала в центральные уезды. Так, в 1571 г. войско хана Девлет-Гирея предало огню Москву, а в 1572 г. крымцы были разгромлены в 50 километрах от столицы Русского государства4.

Присоединение Поволжья создало предпосылки для дальнейшей экспансии России в восточном направлении. Теперь русским предстояло осваивать Сибирь, основным богатством которой являлась пушнина. В 1550-е гг. правитель Сибирского ханства Едигер признал себя вассалом России. Но хан Кучум, сменивший Едигера, объявил о прекращении зависимости своего государства от Московии.

Большую роль в освоении Сибири сыграли купцы и промышленники Строгановы, располагавшие владениями по рекам Кама и Чусовая. Для охраны территорий, переданных в распоряжение Строгановых, по распоряжению последних был возведен ряд городов-крепостей, населенных казаками. Около 1581 - 1582 гг. (среди исследователей существуют разные мнения относительно более точной датировки) Строгановы снарядили за Урал военную экспедицию казаков и ратных людей из городов. Во главе этого отряда (около 600 человек) оказался казачий атаман Ермак Тимофеевич.

Люди Ермака, перейдя Уральские горы, дошли до Иртыша. Близ г. Кашлык, столицы Сибирского ханства, они разгромили войско хана Кучума. После вступления русского отряда в Кашлык Ермак распорядился о начале сбора ясака (дани) с коренного населения Сибири. Однако успехи казаков оказались непрочными, а через несколько лет после взятия Кашлыка Ермак погиб в бою с людьми Кучума.

Поход Ермака на Сибирское ханство не привел к непосредственному присоединению земель, расположенных за Уралом, к России, но процессу освоения Сибири было положено. Со второй половины 1580-х гг. в западной части данного региона стали возводиться города и остроги (Тюмень, Тобольский острог, Сургут, Томск). Тобольск превратился в административный центр сибирских земель. Находившийся в Тобольске воевода ведал сбором ясака, занимался рассмотрением вопросов, связанных с торговлей и промыслами. В его подчинении находились стрельцы, казаки, другие служилые люди. В Сибирь стали прибывать и крестьяне – носители традиций русского земского самоуправления.

4. Судебник 1550 г. и Стоглавый собор 1551 г.

В ходе работы первого Земского собора Иван Грозный принял решение о создании нового правового кодекса - Судебника. В основу этого законодательного памятника был положен Судебник 1497 г.

В Судебнике 1550 г. из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. В целом сохранялись прежние центральные и местные органы управления, однако вносились важные изменения в характер их деятельности. Наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам (это право признавалось лишь за центральными органами власти). В то же время Судебник 1550 г. расширил сферу компетенции городовых приказчиков и губных старост, которые отныне контролировали наиболее важные отрасли местного управления. Их помощники (старосты и «лутчие люди») должны были, согласно постановлению нового Судебника, принимать участие в наместничьем суде. Этим решением устанавливался контроль со стороны выборных от населения над деятельностью наместников. Устанавливалось также, что служилые люди («дворяне и дети боярские») находятся вне сферы действия суда наместников (таким образом, статус служилых людей «по отечеству» существенно повышался).

Процесс усиления государственной власти предполагал постановку вопроса о положении церкви в государстве. Источники доходов государства были скудными, при том, что расходы неизменно были велики. В то же время церковь обладала впечатляющими материальными ресурсами.

В сентябре 1550 г. в ходе совещания Ивана IV с митрополитом Макарием была достигнута договоренность, содержание которой заключалась в установлении ряда ограничений в отношении хозяйственной жизни Русской православной церкви. Монастырям было воспрещено создавать в городах новые слободы, а в старых слободах - ставить новые дворы. Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские слободы, подлежали возвращению на прежнее место жительства. Это решение было обусловлено финансовыми интересами государства.

Но представители государственной власти не были удовлетворены данными мерами, компромиссными по своему характеру. В начале1551 г. начал свою работу церковный собор, на котором были зачитаны вопросы, составленные иереем Сильвестром от имени государя. Иван IV и его ближайшее окружение поставили проблему морального аспекта приобретения духовенством земельных владений, получения разного рода льгот. Ответы на «царские вопросы» составили основное содержание постановлений собора. Сборник этих постановлений состоял из 100 глав, поэтому получил название «Стоглав». Сам же собор 1551 г. стали называть «Стоглавым».

Согласно решениям церковного собора 1551 г., прекратилась практика материальной поддержки монастырей, имеющих села и другие владения, со стороны государства. Для монастырей был установлен запрет давать деньги в «рост» и хлеб в «насп» (т. е. под проценты). Это решение шло вразрез с экономическими интересами монастырей. Многие из участников Стоглавого собора, преимущественно иосифляне, подвергли программу, изложенную в «царских вопросах», яростной критике. Наиболее существенные пункты данной программы были отвергнуты церковниками. В результате иосифляне вступили в конфликт с государем, и тот ответил на их вызов. 11 мая 1551 г., через несколько дней после завершения работы церковного собора, была запрещена покупка монастырями вотчинных земель «без доклада» лично монарху. У монастырей отбирались все прежние боярские вотчины, которые оказались в распоряжении церкви в годы малолетства Ивана IV (после смерти Василия III). Таким способом был установлен частичный контроль центральной власти над земельными владениями церкви.

В это же время осуществлялись преобразования и во внутренней жизни Русской православной церкви. Был утвержден пантеон общерусских святых (все прежние местночтимые святые отныне стали общерусскими), подверглись некоторому упорядочению церковные обряды. Кроме того, были приняты меры по искоренению безнравственности среди лиц духовного звания.

5. Судьба реформ 1550-х гг.

Принято считать, что реформы Избранной рады проводились в целях укрепления социального положения «дворян и детей боярских» и, соответственно, ослабления позиций боярства, которое многими историками рассматривалось в качестве консервативной силы. Однако В. Б. Кобрин полагал, что в усилении государства были заинтересованы практически все слои общества. Поэтому, по мнению исследователя, реформы 1550-х гг. проводились не интересах лишь одного сословия. Они не были направлены против тех или иных социальных групп. В процессе формирования системы управления обширными территориями соблюдался паритет в вопросе распределения властных полномочий между отдельными сословиями (Земские соборы) и правительством (Избранная рада). Но в силу целого ряда обстоятельств равновесие властных структур стало неустойчивым уже в первой половине 1550-х гг. В первой половине 1560-х гг. реформы были свернуты, а многие из их результатов в течение последующих лет были утрачены под воздействием внешнеполитических (Ливонская война) и внутриполитических (политика опричнины) факторов. В данном случае следует учитывать и особенности личности Ивана Грозного, обладавшего не только государственным умом, но и непомерным властолюбием.

Впоследствии (вероятно, стремясь оправдать свои действия) Иван Грозный утверждал, что Алексей Адашев и иерей Сильвестр «сами государилися как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел». Но исследователи подчеркивают, что роль монарха в делах управления государством была в годы существования Избранной рады весьма значительна: «Участие Ивана IV в правительственной деятельности в 60-х годах не противоречит тому, что многие реформы (возможно, даже их большинство) были задуманы деятелями Избранной Рады. Главной заслугой Ивана IV в эти годы было то, что он призвал к правлению таких политиков, как Адашев и Сильвестр, и, видимо, действительно подчинялся их влиянию», - доказывал В. Б. Кобрин.

Разрыв Ивана Грозного с государственными деятелями, разрабатывавшими реформы 1550-х гг., наступил не сразу. Их колебания во время болезни Ивана в 1553 г., напряженные отношения с родственниками царицы Захарьиными и, возможно, с ней самой имели своим следствием возникновение психологической несовместимости государя с его прежним окружением. Стремление же членов Избранной рады к проявлению большей самостоятельности в разработке и осуществлении правительственного курса привело к политической несовместимости. К осени 1559 г. реформы были приостановлены. В 1560 г. оказался в опале иерей Сильвестр (его отправили в Кирилло-Белозерский монастырь) Алексей Адашев был отправлен на ливонский театр военных действий, однако вскоре последовал его арест. В 1561 г. Адашев скончался. В опале оказались и другие члены Избранной рады. По мнению некоторых историков, Сильвестр и Адашев, понимая, что Ливонская война не принесен России успеха, советовали Ивану Грозному пойти на соглашение с противником, чем и вызвали гнев государя.

В 1563 г. русские войска овладели Полоцком, который представлял собою сильнейший укрепленный пункт. Русский монарх особенно гордился этой победой, одержанной уже после падения Избранной рады. Но в 1564 г. русские рати потерпели серьезные поражения, и Иван Грозный стал искать «виновных» в военных неудачах. На Руси началась череда опал и казней.

Глава третья. Самовластие Ивана Грозного и его наследие.

1. Опричнина5.

Русский историк В. О. Ключевский высказался об опричнине так: «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал». И в самом деле, дискуссии относительно причин опричнины, ее целей, содержания и результатов не прекращаются.

Большая часть суждений, высказанных историками, сводится к двум взаимоисключающим утверждениям: 1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла (В. О. Ключевский, С. Б. Веселовский, И. Я. Фроянов); 2) опричнина представляла собой тщательно продуманное Иваном IV мероприятие, направленное направлена против тех социальных сил, которые противостояли его стремлению к обретению абсолютной власти. Второе из этих суждений имеет два варианта. Первый из них представлен мнениями исследователей, которые полагали, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества (С. М. Соловьев, С. Ф. Платонов, Р. Г. Скрынников и др.). Другие же исследователи (А. А. Зимин, В. Б. Кобрин и др.) стремились доказать, что опричнина была призвана покончить с остатками удельных порядков, подавить сепаратистские тенденции среди жителей Новгорода и сломить сопротивление планировавшимся преобразованиям со стороны церкви, которая якобы представляла собой противостоящую государству организацию. Ни одно из этих положений не является бесспорным, поэтому дискуссии на тему опричнины, по-видимому, будут продолжаться.

Скорее всего, причины появления опричнины следует искать не в противоборстве государственного начала и сепаратистских тенденций, а в реакции самодержавной власти на развитие земского начала, представленного сословно-представительными учреждениями. Но в данном случае важно иметь представление не только о мнениях, высказанных учеными, но и о ходе событий, связанных с опричниной.

3 декабря 1564 г. царь неожиданно для многих выехал из Москвы вместе с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян. Взял он также с собой казну и священные реликвии. После посещения Троице-Сергиева монастыря он направился в свою летнюю резиденцию - Александровскую слободу (ныне г. Александров в 100 км к северо-востоку от Москвы). Отсюда в начале января 1565 года Иван Грозный отослал в Москву две грамоты. Первая из них были адресована боярам, духовенству и служилым людям. Согласно тексту грамоты, они обвинялись государем в измене государству и лично царю. Во второй грамоте государь объявлял московским посадским людям, что у него «гневу на них и опалы никоторые нет». Послания царя, прочитанные на Красной площади, вызвали в городе огромное волнение. Жители столицы потребовали, чтобы царя уговорили вернуться на престол, угрожая, что в противном случае они сами займутся истреблением «государственных лиходеев и изменников».

Через несколько дней в Александровской слободе царь принял делегацию от духовенства и боярства. Он согласился вернуться на престол, но с условием, что он, во-первых, получит в свое личное распоряжение (в удел, который назывался «опричниной») обширные территории, где будет установлен особый порядок управления, а во-вторых, ему будет предоставлена неограниченная возможность казнить своих противников и производить конфискацию их имущества в пользу государства.

Термин «опричнина» был не изобретен Иваном Грозным. С давних пор так именовался удел, который князь выдавал своей вдове («опричь», т. е. «кроме» других земельных владений). Но теперь словом «опричнина» обозначался личный удел монарха. Остальная же часть территории Русского государства стала именоваться «земщиной». Управление волостями, оказавшимися в составе земщины, должно было осуществляться Боярской думой. Политическим и административным центром опричнины стал «особый двор», со своей Боярской думой и приказами, частично переведенными из земщины. В землях, взятых в опричнину, была особая казна. Первоначально в опричнину была переведена тысяча (к концу опричнины - уже 6 тысяч) человек, в основном «дворян и детей боярских». Однако были в числе опричников и представители старых княжеских и боярских фамилий. К шеям своих лошадей опричники привязывали собачьи головы, а у колчана со стрелами – метлу (это означало, что они призваны «выгрызать» «государевых изменников» и «выметать» измену).

Принято считать, что в опричнину были взяты территории, где господствовало княжеско-боярское землевладение. Выселение оттуда крупных землевладельцев на земли земщины, таким образом, подрывало их экономическую базу, ослабляло их позиции в политической борьбе. Но исследователи выяснили, что ставшие опричными земли были заселены в основном или служилыми людьми («дворянами и детьми боярскими»), или другими верными слугами государя (так было в западных уездах). В Поморье на землях, взятых в опричнину, жили черносошные крестьяне. Опричная часть была выделена и в Москве. Многие из землевладельцев, чьи владения находились на территории опричнины, просто встали в ряды опричников. Имели место и выселения, однако их масштабы не следует преувеличивать, к тому же пострадавшие вскоре были возвращены на места. В. Б. Кобрин подчеркивал, что опричнина не изменила структуру крупной собственности на землю: боярское и княжеское землевладение существовало и в конце XVI в. Но, разумеется, многие бояре оказались в числе жертв подозрений государя, которому постоянно мерещились заговоры, составленные против него.

Борьба Ивана Грозного и опричников против действительных и мнимых противников государя достигла своего апогея в 1569 - 1570 гг. Церковные иерархи не поддерживали опричную политику: митрополит Афанасий удалился в монастырь, а сменивший его митрополит Филипп (Федор Колычев) выступил с обличениями опричнины. В результате Филипп был сведен с кафедры и отправлен в монастырь. После своего категорического отказа благословить поход на Новгород он был умерщвлен (по преданию, задушен Г. Г. Скуратовым-Бельским, который вошел в историю как Малюта Скуратов). Но факт отстранения митрополитов и других церковников от власти еще не свидетельствует об ослаблении позиции церкви в целом.

Еще в начале 1550-х гг. государь принял решение об устранении последнего удельного князя на Руси - Владимира Андреевича Старицкого, который, как показали события 1553 года, связанные с болезнью Ивана Грозного, вполне мог претендовать на российский престол. После ряда опал и унижений Владимир Старицкий был отравлен (октябрь 1569 г.).

В декабре 1569 г. опричное войско, которое возглавил лично Иван IV, выступило в поход на Новгород Великий. Поводом к этой акции послужило подозрение в желании Новгорода присоединиться к Речи Посполитой. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Царское войско словно продвигалось по территории неприятеля: опричники разоряли города (Тверь, Торжок), села и деревни, убивали и грабили население. В самом Новгороде разгром длился 6 недель. Новгородцев, заподозренных в измене, тысячами пытали и топили в реке Волхов. Город был полностью разграблен, имущество церквей, монастырей и купцов - конфисковано. Избиение мнимых врагов государя продолжалось и в новгородских пятинах. Затем опричное войско направилось к Пскову, но встреча государя с неким псковским юродивым заставила Ивана Грозного отказаться от решения разорить и этот город.

Новгородский поход опричников позволяет сделать вывод, что Иван Грозный опасался не только представителей аристократии (которых он мог рассматривать препятствие на пути к неограниченной власти), но также городского и сельского населения, представленного на Земских соборах.

После возвращения Ивана Грозного из Новгорода начались казни самих опричников. На смену тем, кто был казнен, пришли те, кто наиболее отличился в погромах и казнях (среди них - Малюта Скуратов и Василий Грязной). Опричный террор продолжался. На 1570 г. приходятся последние массовые казни в Москве.

В 1572 г. опричнина была официально отменена («государь опричнину оставил»). Это решение было во многом обусловлено последствиями нашествия на Москву в 1571 г. 120-тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея. Опричное войско не смогло остановить крымцев, и 24 мая 1571 г. столица Московского царства была сожжена. Количество погибших составило несколько сот тысяч человек, до 150 тысяч было уведено в плен. Государь всея Руси бежал в Александровскую слободу, оттуда - в Ростов.

Некоторые исследователи полагают, что изменена была лишь вывеска, а опричнина под именем «государева двора» продолжала существовать и далее. Другие ученые считают, что царь попытался вернуться к опричным порядкам в 1575 г., когда вновь «получил во владение удел», а остальной территорией поставил управлять Саин-хана, крещеного татарина, известного под именем Симеона Бекбулатовича. Последний официально именовался «великим князем всея Руси», в то время как Иван Грозный объявил себя «князем Московским». Менее чем через год после этого события Саин-хан был «сведен» с великого княжения, и все вернулось на свои места.

Опричнина в целом не смогла усилить на более или менее продолжительное время самодержавное правление (после смерти Ивана Грозного государственными делами занималось окружение царя Федора Иоанновича), ни ликвидировать центральные сословно-представительные органы и местное самоуправление. Опричнину не следует рассматривать как ступень к новой, «прогрессивной» (самодержавной) форме правления, как нередко определяли ее значение историки. В известной степени она представляла собой возвращение к временам удельного правления (если иметь в виду разделение территории страны на опричнину и земщину). Опричнина была реформой, но реформой с противоположным знаком. Об этом свидетельствуют и ее последствия.

2. Сыновья и жены Ивана Грозного

Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 г. в Александровской слободе царь случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, размышлял о таком варианте завершения своей карьеры, как уход в монастырь. Точно неизвестно количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой, которая была любимой женой, родилось три сына, Дмитрий, Иван и Федор. Царевич Дмитрий-старший родился вскоре после взятия Казани (1552 г.). Иван Грозный, поклявшийся в случае победы совершить паломничество в Кириллов монастырь на Белоозере, взял в путешествие младенца. Родня царевича Дмитрия со стороны матери, бояре Романовы, сопровождали царя и его сына. Они следили за неукоснительным соблюдением церемониала, подчеркивавшего их высокое положение при дворе. Где бы ни появлялась нянька с царевичем на руках, ее неизменно поддерживали под руки двое бояр из фамилии Романовых. Царская семья путешествовала на богомолье в стругах. Боярам случилось однажды вступить вместе с кормилицей на шаткие сходни струга. Все тут же упали в воду. Для взрослых купание в реке не причинило вреда, младенец же захлебнулся, и откачать его так и не удалось.

Второй женой Ивана Грозного была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна, третьей - Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. Согласно церковным установлениям, жениться более трех раз запрещалось. В мае 1572 г. был созван церковный собор, чтобы разрешить четвертый брак - с Анной Колтовской. В том же году она была пострижена в монахини. Пятой женой стала в 1575 г. Анна Васильчикова, умершая в 1579 г., шестой, вероятно, Василиса Мелентьева. Последний брак был заключен осенью 1580 г. с Марией Нагой. 19 ноября 1582 г. родился третий сын царя - Дмитрий Иванович, погибший в 1591 г. в Угличе.

3. Смерть первого русского царя и его наследие

По свидетельству антрополога Михаила Герасимова, обследовавшего останки Ивана IV, у государя, получившего прозвание «Грозный», в последние годы жизни на позвоночнике развились соляные отложения (остеофиты), которые причиняли ему сильные боли при каждом движении. Перед смертью царь выглядел стариком, хотя ему было лишь 53 года. В последний год он уже не мог самостоятельно передвигаться.

Некоторые из современников Грозного утверждали, что царя отравили. Дьяк Иван Тимофеев обвинял в этом Бориса Годунова и Богдана Бельевого. Голландец Исаак Масса утверждал, что Бельский подмешивал яд в лекарство, которое он вручал государю.

Вот как описывал смерть Грозного Н. И. Костомаров: «В начале 1584 года открылась у него страшная болезнь; какое-то гниение внутри; от него исходил отвратительный запах. Иноземные врачи расточали над ним свое искусство; по монастырям раздавались обильные милостыни, по церквам ведено молиться за больного царя, и в то же время суеверные Иван приглашал к себе знахарей и знахарок. Их привозили из далекого севера; какие-то волхвы предрекли ему, как говорят, день смерти... Иван то падал духом, молился, приказывал кормить нищих и пленных, выпускал из темниц заключенных, то опять порывался к прежней необузданности... Ему казалось, что его околдовали, потом он воображал, что это колдовство было уже уничтожено другими средствами. Он то собирался умирать, то с уверенностью говорил, что будет жив. Между тем тело покрывалось волдырями и ранами. Вонь от него становилась невыносимее.

Наступило 17 марта. Около третьего часа царь отправился в приготовленную ему баню и мылся с большим удовольствием; там его тешили песнями. После бани царь чувствовал себя свежее. Его усадили на постели; сверх белья на нем был широкий халат. Он велел подать шахматы, сам стал расставлять их, никак не мог поставить шахматного короля на свое место и в это время упал. Поднялся крик; кто бежал за водкой, кто за розовей водой, кто за врачами и духовенством. Явились врачи со своими снадобьями, начали растирать его; явился митрополит и наскоро совершил обряд пострижения [в монахи], нарекая Иоанна Ионою. Но царь уже был бездыханен. Ударили в колокол на исход души. Народ заволновался, толпа бросилась в Кремль. Борис [Годунов] приказал затворить, ворота. На третий день тело царя Ивана Васильевича было предано погребению в Архангельском соборе, рядом с могилою убитого им сына».

Разделение территории страны на опричнину и земщину пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено. В первой половине 1580-х гг. (предположительно в 1581 г.) с целью предотвратить запустение имений царь ввел «заповедные лета» - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день. Этот шаг московского правительства означал новый этап процесса становления крепостнических отношений в России. В условиях массовой и скоротечной смены землевладельцев, измельчания землевладения и усиления эксплуатации крестьяне стремились покинуть обжитые места, перебраться в Поволжье и иные регионы, и в результате многие из центральных уездов обезлюдели. Политика Ивана Грозного, таким образом, подготавливала системный кризис Русского государства, приведший в 1604 г. к гражданской войне.

Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал почти всех внутри- и внешнеполитических начинаний. Ливонская война завершилась поражением России и утратой завоеванных на западном направлении территорий.

С 1578 г. казни по политическим мотивам в России приостановились. Почти в это же время царь распорядился составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании, написанном в 1579 г., он раскаивался в содеянном.

Следует заметить, что Иван Грозный вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, неплохо ориентировался в вопросах теологии. Этот государь - автор многочисленных публицистических сочинений (в числе которых – хорошо известные послания к Андрею Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Иван Грозный способствовал организации книгопечатания в Москве, строительству храма Василия Блаженного на Красной площади, возведенного в ознаменование покорения Казанского ханства.

Заключение

Реконструируя психологический портрет Ивана IV, невозможно выяснить, что послужило импульсом к проявлению в деятельности этого монарха таких противоречивых черт, как крайняя мнительность и рассудительность, изощренная жестокость и забота о рядовых воинах, невероятная гордыня и истинно христианское смирение. Психологи считают, что чем больше того или иного человека ненавидят окружающие, тем больше он, в свою очередь, ненавидит и презирает человечество. Жестокость Ивана Грозного, его недоверие к близким ему людям могли быть заложены в самой человеческой природе монарха, а гипертрофированное развитие этих качеств явилось следствием неправильного воспитания и особенностями обстановки, в которой приходилось взрослеть будущему самодержцу. Однако жестокость, присущую грозному царю Ивану Васильевичу, нельзя объяснять лишь особенностями личности этого великого правителя. Дело в том, что для средневекового общества, и на Западе, и на Востоке, характерна атмосфера насилия и пренебрежение к личности отдельного человека.

Относительно личности Ивана Грозного, значительная часть правления которого представляла собой чудовищную тиранию, в историографии существует множество мнений. Но, в любом случае, появление на московском престоле государя, правление которого современники связывали с многочисленными злодеяниями, можно рассматривать как вполне закономерное. В странах Европы в период, когда в национальных государствах происходил процесс укрепления централизованной власти, подобные правители оказывались у власти достаточно часто.

В памяти современников правление первого русского правителя, принявшего титул «Царь», оставило глубокий след: народ наградил Ивана Грозного прозванием «Мучитель». И все же, по словам Н. М. Карамзина, «добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти». Действительно, имя Ивана Грозного «блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками…». Но, как заметил Карамзин, «история злопамятнее народа», и дискуссии относительно личности Ивана IV, содержания его внутренней и внешней политики продолжаются и в XXI веке.

Список литературы

  1. Виппер Р. Ю. Иван Грозный. — М - Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1944.
  2. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. - М., 1964.
  3. Луков В. А. Иван Грозный, русский современник Шекспира//Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». - http://around-shake.ru/personae/3760.html.
  4. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М.: АСТ, 2001.
  5. Фомин С. В. Правда о первом русском царе: кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). - М.: Русский издательский центр, 2012.
  6. http://www.i-grozny.ru.

1 Виппер Р. Ю. Иван Грозный. — М - Л., 1944.

2 Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М.: АСТ, 2001.

3 Фомин С. В. Правда о первом русском царе: кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). - М.: Русский издательский центр. 2012.

4 http://www.i-grozny.ru.

5 Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. - М., 1964.

Жизненный путь Ивана Грозного