Что год грядущий нам готовит?


Ещё не так давно кипели вступительно-выпускные страсти, писались и проверялись экзаменационные сочинения, а время уже вновь подталкивает нас к очередной подготовке — теперь уже к экзаменам 2002 года. Какими будут они по нашему с вами предмету? Что вообще ждёт школьную литературу в нынешнем учебном году? Об этом нам любезно согласилась рассказать Елена Андреевна Зинина, ведущий специалист по литературе Министерства образования РФ, преподаватель московского лицея № 1535. Беседу с ней записал старший редактор газеты Сергей Волков.

С. В.: Главный вопрос, который волнует всех учителей 11-х классов, — это форма выпускного экзамена, тем более что вокруг сочинения в предыдущем учебном году ломалось много копий. Что принесёт нам год нынешний?

Е. З.: Первое и самое важное (если хотите, аксиома) — сочинение как основной жанр выпускного экзамена сохранится. Существует оно в школьной практике с дореволюционных времен, и пока ничего лучшего не придумано. Именно на сочинении мы можем проверить и уровень обученности ребенка, и глубину постижения им литературного произведения, и умение связно излагать свою точку зрения.

При этом очевидно, что минусы есть и у этой экзаменационной формы. Наличие огромного числа всевозможных сборников типа «200 золотых сочинений» оказёнивает экзамен, делает его формальным. Поэтому попытки найти иные формы итогового контроля объяснимы и заслуживают пристального внимания: в процессе такого поиска могут быть наработаны рациональные идеи, в том числе и в подходах к выпускному сочинению.

В качестве “соперника” сочинения в этом году выступило изложение с творческим заданием (я, кстати, за то, чтобы мы корректно называли эту форму экзамена — всё-таки это не простое изложение). Сейчас рано подводить итоги прошедшего эксперимента, над ними работает целый аналитический центр, собираются мнения по всем регионам России.

Поиски альтернативных форм экзамена будут продолжены. В частности, есть мысль провести экзамен по олимпиадному принципу: учащемуся предлагается неизвестное произведение (естественно, небольшого объёма), с которым он знакомится непосредственно на экзамене и по которому он пишет сочинение в форме свободного рассуждения. Задание может быть и сужено: не рассуждение вообще, а аспектный анализ рассказа или какой-то главы большого произведения, имеющей целостный характер. В этой форме итогового контроля тоже есть минусы. Чрезвычайно трудно найти достаточное количество высокохудожественных текстов малой формы, соответствующих задачам выпускного экзамена и не изучавшихся в школе. Но пробовать такую форму экзамена всё равно стоит.

С. В.: Как вы относитесь к тестам и использованию их на экзамене?

Е. З.: Вопрос этот непростой. В этом году проводился широкомасштабный эксперимент, связанный с единым экзаменом. Я в качестве эксперта принимала участие в процессе рассмотрения контрольно-измерительных материалов, поступивших на конкурс. Приходится признать, что такая, казалось бы, объективная и удобная в обработке форма проверки знаний, как тест, не подходит для экзамена по нашему предмету. Особенно это касается тестов закрытого типа, в которых нужно выбрать один ответ из уже предложенных.

Я не против самой формы теста. Многие учителя совершенно справедливо считают, что тесты удобны для проверки знания текста произведения, и с успехом используют их в процессе обучения. Но для итогового контроля такая форма — нонсенс. Она не позволяет выявить уровень овладения важнейшими умениями, которые формируются в процессе обучения литературе. Понятно, почему в этом году эксперимент по литературе в рамках единого экзамена не проводится.

Может быть, со временем будет разработана такая форма теста, которая бы в полной мере соответствовала задачам выпускного и вступительного экзаменов. Я убеждена, что грамотно сформулированный вопрос обладает огромным энергетическим зарядом, он может выявить интеллектуальные способности выпускника. Тесты открытого типа (а именно за ними, как мне кажется, будущее) предполагают лаконичные или развёрнутые ответы, то есть фактически мини-сочинения. А значит, эта форма экзамена воспроизводит всё те же достоинства и трудности привычного сочинения. Вновь закладывается некоторая неизбежная приблизительность оценки достигнутых успехов. Может быть, это и хорошо, соответствует специфике дисциплины.

Так что, как видите, проблем тут много, и скороспелые решения в пользу той или иной точки зрения принесут только вред.

С. В.: Итак, всё-таки нас ждёт сочинение. Как же будет выглядеть пакет тем выпускного экзамена 2002 года?

Е. З.: Принципиальных изменений не будет, поскольку мы не можем подвергать дополнительному стрессу выпускников, уже нацеленных на определённый тип выпускных сочинений всей логикой предшествующего обучения. И тем не менее, совершенно очевидно, что в пакет тем будут внесены поправки. О них я скажу особо, а пока познакомлю вас с примерным списком тем выпускного сочинения 2002 года (примерным, потому что в них могут быть внесены дополнительные коррективы — прежде всего это касается самих формулировок).

Всего тем будет восемь:

1. Тема сопоставительного характера (сформулирована по русской литературе XIX века; автор и произведение указаны).

2. Тема сформулирована по русской литературе XX века (в виде цитаты с указанием автора и произведения для анализа).

3. Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века (эпизод и произведение указаны).

4. Анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).

5. Тема связана с мастерством писателя XIX века (автор и произведение указаны).

6. Тема связана с мастерством писателя XX века (автор и произведение указаны).

7. Анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой формы (рассказ, повесть, сказка, баллада, поэма) XIX или XX века (автор назван; произведение выбирает ученик).

8. Тема, предполагающая раскрытие социальных, нравственных, этико-философских понятий (любовь, честь, патриотизм и т. п.) на материале произведений русской литературы по выбору учащихся.

Хотелось бы дать необходимые комментарии к темам. Прежде всего следует помнить, что отбор литературного материала для экзамена будет производиться на базе «Обязательного минимума содержания образования» с учётом принципа вариативности, нашедшего отражение в этом документе.

Среди привычных, ставших традиционными тем — анализ стихотворения и эпизода, хорошо зарекомендовавший себя на экзамене. Анализ эпизода в рамках темы № 3 подразумевает рассмотрение его в контексте художественного целого — вместе с тем необходим тщательный анализ идейно-образной структуры предложенного фрагмента. Раскрытие темы № 4 может включать в себя элементы свободного истолкования поэтического текста, его индивидуальной трактовки.

Войдёт в пакет тем и сопоставительная тема, которая периодически появлялась на экзамене. Умение сопоставлять — одно из высших интеллектуальных умений, и ребёнок, готовый провести сопоставление на литературном материале, должен такую возможность на экзамене получить. Тема № 1 предполагает как сопоставление на уровне одного произведения, так и соотнесение героев и проблематики произведений различных авторов, например «Элен и Наташа Ростова в романе Л. Толстого “Война и мир”», «Проблема наполеонизма в романах Толстого и Достоевского» (последний вариант темы адресуется в первую очередь школам с углублённым изучением литературы).

Тема № 2, сформулированная в виде цитаты, даёт выпускнику большую свободу в выборе ракурса анализа произведения. Примерные формулировки таковы: «Существует только человек...» (по пьесе М. Горького «На дне»); «Я последний поэт деревни...» (по лирике С. Есенина).

Будут темы (№ 5 и № 6), связанные со спецификой литературы как искусства слова. В них пойдёт речь о мастерстве писателя. Такие темы традиционно присутствовали на экзамене. При формулировке этих тем необходимо сохранить чувство меры, не выйти за пределы реальных возможностей выпускников, которые не готовили себя к профессии литературоведа. Но мы вправе ожидать, что выпускник может рассмотреть некоторые особенности стиля писателя, показать, как строится художественный образ, как проявляется в произведении авторская позиция.

С. В.: Среди тем не видно привычной уже нам рецензии...

Е. З.: Появление её возможно внутри темы № 7. Но — в отличие от предыдущих лет — необязательно. Рецензия сыграла положительную роль в развитии литературного образования. Учителя и ученики обратились к современной литературе, которая часто по нехватке времени выпадала из школьного курса, особенно в старших классах. Однако сейчас эта форма сочинения несколько “износилась”. Давайте вспомним о том, что рецензия — это рекомендательная статья к читающей общественности, предлагающая познакомиться с литературными новинками. Круг писательских имён, художественных произведений, “годных” для такого жанра сочинения, естественным образом сужается, поэтому у ученика появляется лазейка для того, чтобы в течение учебного года подготовить несколько рецензий, выучить их наизусть и, таким образом, счастливо пережить экзамен, не занимаясь собственно литературой.

Мы решили выйти из этого положения так: в теме № 7 ученику будет предложено проанализировать небольшое произведение, необязательно современного автора, которое должно быть рассмотрено с точки зрения особенностей его содержания и формы. Возможный список писательских имён включает В. Жуковского, М. Лермонтова, М. Салтыкова-Щедрина, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна, М. Горького, А. Блока, А. Платонова, М. Шолохова, В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, В. Быкова, В. Кондратьева, А. Солженицына. Сочинение на эту тему не предполагает исчерпывающего рассмотрения всех сторон произведения; оценивается умение выбрать ракурс анализа, грамотно сузить тему и построить связное рассуждение, показывающее владение приёмами анализа художественного текста.

Естественно, что если на экзамене ученику попадётся современный автор, то никто не запрещает написать сочинение в жанре рецензии.

С. В.: Как обстоят дела со свободной темой?

Е. З.: Здесь тоже предполагается изменение: в этом году будет снято указание на возможность раскрытия темы “по жизненным впечатлениям”. Сохраняется установка на свободное рассуждение, но с опорой на литературное произведение. В теме № 8 отражена связь литературы с социологией, этикой, философией.

В основу традиционного выпускного экзамена по литературе заложена идея так называемой секторной сдачи экзамена. К ней пришли и вузы, и школа. Все знают, что по XIX веку будет столько-то тем, по XX — столько-то, и если ребёнок обстоятельно подготовит материал по одной из литературных эпох, то он в какой-то мере будет застрахован от неожиданностей на экзамене. Это важно, так как отчасти снимается перегрузка выпускников и абитуриентов.

С. В.: Будут ли на экзамене сквозные темы? В последние годы они традиционно входили в список тем выпускных сочинений.

Е. З.: Да, они возможны там, где речь идёт о сопоставлении. Слишком широкие сквозные темы тоже давать неправильно. «Образ дороги в русской литературе» или «Евангельские мотивы в литературе XX века» — такие темы требуют от пишущего навыка сужения их границ, иначе задача становится неподъёмной даже для сильного ученика. Я бы даже сказала, что сильный ученик окажется в большей зоне риска, он лучше других почувствует масштабы темы и ощутит достаточность своих знаний, но его может подвести фактор времени.

С. В.: В течение нескольких лет наша газета консультирует учителей перед выпускными сочинениями. Лучшие консультации вошли в сборник «Я иду на урок. Готовимся к экзаменационному сочинению». Как вы относитесь к самой идее консультаций и к нашим материалам? Стоит ли эту работу продолжать?

Е. З.: Безусловно. У вас очень точный подбор материалов, это статьи опытных методистов и учителей. Таких разработок никогда не будет много. Многие консультации прошлых лет вы вполне могли бы продублировать на страницах газеты — они нисколько не устарели. Я считаю, что ваши консультационные номера и сборники чрезвычайно полезны всем учителям, это вообще очень ценный вклад в методику преподавания литературы.

С. В.: Как вы относитесь к разнице тем выпускных и вступительных сочинений?

Е. З.: Некоторая разница между требованиями школы и вуза всегда существовала (и не только, кстати, в нашей стране), и наша задача состоит в том, чтобы эта щель не превращалась в непреодолимую пропасть. Любой вуз, особенно престижный, будет стараться поднимать планку — это реальность, с которой должен считаться выпускник. И в общем-то он должен уважать то учебное заведение, куда он собирается поступать. Существует целая система довузовской подготовки, в ней есть своё рациональное зерно; совершенно ясно, что эта система в том или ином виде будет сохраняться.

Это, однако, не значит, что нужно закрывать глаза на возникающие иногда перекосы в вузовских требованиях. Впрочем, многие вузы и сами осознают проблему и корректируют свои подходы к вступительным экзаменам. Кстати, идея проведения эксперимента по единому экзамену связана в том числе и с этой проблемой.

С. В.: Второй блок вопросов, который волнует практически всех учителей — и наша читательская почта подтверждает это, — связан с судьбой литературы как предмета в эпоху перехода на двенадцатилетку. Сколько будет часов? Как успеть пройти программу? Острота этих вопросов связана ещё и с тем, что школа, как кажется, не вполне освоила концентрический курс и проблемы здесь как бы наслаиваются друг на друга.

Е. З.: Давайте обо всем по порядку. Сначала о концентрической программе. В «Законе об образовании» сказано, что обязательным образованием у нас является девятилетка. Раньше молодой человек после девятого класса проходил дальнейшую программу — и по литературе тоже — в стенах ПТУ или техникума. Сейчас эта система во многом разрушена, часто ребята идут работать и не получают законченного десятилетнего образования. В этих условиях вполне закономерно возникает вопрос: почему нужно обрывать литературное образование детей, покидающих школу после 9-го класса, на Гоголе? Они тоже должны получить представление о литературном процессе XIX—XX веков, иначе их права по сравнению с оставшимися в 10-м классе будут ущемлены.

Собственно, поэтому и началась разработка концентрической программы. Однако мы честно должны признать, что в 9-м классе при таком подходе литература первой половины XIX века — традиционное ядро программы этого класса — изучается обзорно, да и весь последующий литературный процесс рассматривается тоже бегло. Наносится ущерб и программе 10-го класса — в нём оказался весь XIX век, а не только его вторая половина, и сколько бы часов на литературу ни было отпущено, от калейдоскопического мелькания имён и произведений не уйти. Собственно изучение текста, с постепенным погружением, вживанием в него (а именно этого требуют крупные произведения 2-й половины XIX века), в таких условиях не ведётся, да и вестись не может. На него просто не хватает времени и сил.

Что можно сделать в этих условиях? Нужно перераспределить материал — это совершенно очевидно. Сейчас я готовлю методическое письмо (надеюсь, к моменту выхода номера оно уже дойдёт до регионов), в котором будет рассказано, как это можно сделать. Идея завершения обучения в 9-м классе сохраняется, но в центре программы этого класса должна всё-таки остаться литература 1-й половины XIX века. Обзору же литературных событий последующих периодов мы рекомендуем отвести один месяц в четвёртой четверти. Такой обзор можно организовать на повторении материала программы 5–8-го классов, ведь мы на протяжении этих лет знакомим учащихся с большим числом писательских имён, опираясь на произведения, ставшие классикой литературы XIX–XX веков. В ряде случаев можно опереться на небольшое количество новых произведений для расширения читательского кругозора учащихся.

Соответственно, с повторения начнётся и 10-й класс. Это тоже оправданно, поскольку десятиклассники должны вновь ощутить ритмы развития литературы, вспомнить основные литературные эпохи. Историко-литературный курс 10-го класса начинается с обращения к творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Но круг произведений достаточно узок, поскольку задачи развёрнутого знакомства с этими крупнейшими художниками должны ставиться в 9-м классе. Основу же 10-го класса должны составить крупные произведения 2-й половины XIX века. Ребята уже в какой-то мере дорастают до того, чтобы поблуждать в тайниках писательской мысли, и лишать их удовольствия неспешного знакомства с классикой нельзя.

Конечно, изучать русскую классическую литературу в 9-м, да и в 10-м классе трудно, она написана для взрослых людей, а не для детей. Но может быть, в этой трудности постижения, в этом отсутствии форы для школьников и состоит изыск и прелесть нашего образования. Может быть, именно раннее приобщение к литературе “без скидки” является одним из способов формирования нашей загадочной “русской души”.

С. В.: А как будет представлен наш предмет в 12-летней школе?

Е. З.: В основу двенадцатилетки заложена идея профильного обучения. Поэтому для тех, кто связывает своё будущее с гуманитарными дисциплинами, в 10-м классе (а именно о нём сейчас будет идти речь, поскольку в этом году в эксперимент вступают как раз десятиклассники) предполагается отвести для литературы 5 часов. Для всех остальных — 2 часа. Это катастрофически мало (особенно с учётом того, что я говорила о программе 10-го класса). Поэтому в методическом письме мы будем настоятельно просить регионы добавить на изучение литературы из школьного компонента как минимум ещё один час.

Эксперимент начался в этом году в 20% школ из 10 субъектов Российской Федерации. В целом это составит приблизительно 2% от общего количества общеобразовательных учреждений страны. Результаты эксперимента будут тщательно обрабатываться. Не исключено, что они могут быть и отрицательными — тогда начнётся процесс корректировки многих параметров, и количества часов тоже.

Если идея оставить для литературы два часа возобладает, то фактически большинство школьников России будет лишено возможности полноценно изучать нашу великую классическую литературу. Два часа — это разрушение великолепной образовательной традиции. Я говорю сейчас не только как представитель определённого профессионального сообщества, но и как гражданин страны, который по праву гордится многими её завоеваниями. Безусловным таким завоеванием в образовательной сфере я считаю устоявшиеся, традиционно сложившиеся позиции нашего предмета, в том числе и привычное количество часов на изучение литературы.

При этом не могу не сказать, что опытный учитель может уложить ядро своего предмета в небольшое количество учебных часов. Здесь многое зависит от мастерства. Требование же увеличивать количество часов до каких-то невиданных размеров порождено, как мне кажется, и педагогической незрелостью тоже.

С. В.: Многие подходы к достаточно острым проблемам, высказанные вами сегодня, отличаются тщательной продуманностью и какой-то исключительной взвешенностью. Как вам, школьному учителю, который продолжает вести уроки, удаётся находить время и для серьёзной работы в министерстве?

Е. З.: Из школы я уходить не хочу и не уйду. Я работаю в одном из лучших московских лицеев, в замечательном коллективе умных, талантливых людей, которые меня поддерживают. Большую помощь я получила также и в Министерстве образования — здесь много конструктивно настроенных коллег. Особую признательность я хотела бы выразить Татьяне Алексеевне Калгановой, которую я недавно сменила на посту главного специалиста по литературе. Она много сделала для развития литературного образования в России, опираясь на науку, на опыт учителей-практиков. Естественно, время вносит коррективы в работу. Главное — полагаться на здравый смысл, учитывать пройденный путь, не бояться накапливать новый опыт, действуя в этом направлении с учётом принципа медиков: “Не навреди”.

С. В.: Последний вопрос — планируете ли вы ещё давать интервью нашей газете? Какие темы, с вашей точки зрения, наиболее актуальны сегодня?

Е. З.: Интервью дам с удовольствием. Среди первоочередных тем — разговор о программах, учебниках, пособиях. При их колоссальном разнообразии существует определённый информационный голод — часто непонятно, что выбрать. Очень хорошо, что в вашей газете появилась рубрика «Книжная полка», в которой вы рецензируете научно-методическую литературу. Приглашайте авторов учебников, методических комплексов, давайте анонсы, рецензии — сейчас это очень актуально.

Стоит обсудить и проблемы олимпиад по литературе. Здесь есть много спорного и неоднозначного. Разговор может получиться интересным. Проблема критериев оценки сочинений тоже важна в сегодняшней школе. Мне кажется, что обязательно нужно обсудить новые технологии проведения уроков, в частности, у нас накоплен уникальный опыт использования драматических техник на уроках литературы, организации работы в малых группах, проведения семинаров и так далее. Специального разговора заслуживает место психологических знаний на уроке литературы: они нужны и ребёнку для постижения литературных произведений, и учителю — для выстраивания контакта с учеником. Проблема одарённых детей в современной школе тоже заслуживает эпитета “важная”. Литературная одарённость имеет свою специфику, которую стоит учитывать в практике работы с детьми.

Словом, вопросов много. Так что будем встречаться чаще!

С. В.: Спасибо! Как всегда, мы будем печатать консультации к экзамену, но в нынешнем учебном году у нас есть возможность начать это нужное дело гораздо раньше, чем обычно. Мы учтём пожелания и предложения наших читателей. Ждём писем.