Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах: их права и основные обязанности
ПЛАН
Вопрос 1. Конституционные основы возникновения и прекращения
полномочий Президента Российской Федерации……................……3
Библиографический список …………………….…………….……...11
Вопрос 2. Полномочные представители Президента РФ в федеральных
округах: их права и основные обязанности ………….......................13
Библиографический список ……………….…………………….…....21
1. Конституционные основы возникновения и прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Институт главы государства как высшего должностного лица страны существовал со времен возникновения первых государств. В исторический период Нового времени идея божественного происхождения власти окончательно уступила место теории общественного договора, согласно которой высшая власть была поставлена народом для удовлетворения его повседневных потребностей и общей организации жизни. С утверждением демократии глава государства наделялся не только правами, но и большим количеством обязанностей, а система сдержек и противовесов призвана была минимизировать риск узурпации власти и установления диктатуры1.
На настоящий момент конституции всех демократических государств подробно регламентируют правовой статус главы государства, требования к его кандидатуре и, прежде всего, конституционные основы возникновения и прекращения его полномочий. Строгая правовая регламентация порядка приобретения статуса главы государства имеет первостепенную важность, являясь, в том числе и своеобразной гарантией общества от произвола власти. Порядок же прекращения полномочий главы государства помимо осуществления вышеуказанной функции также необходим для периодической смены власти, являющейся традиционной для демократических государств. Рассмотрим особенности конституционных основ возникновения и прекращения полномочий главы государства применительно к России.
В соответствие с частью 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации, «Президент Российской Федерации является главой государства»2. При этом конституционной основой возникновения его полномочий являются демократические выборы. Нормативной базой проведения таких выборов помимо Конституции являются также Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иные федеральные законы.
В соответствие с частью 1 статьи 1 федерального закона № 19-ФЗ, Президент России «избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»3. При этом срок его полномочий, в соответствии с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», составляет шесть лет (как известно, ранее данный срок составлял четыре года). Порядок проведения выборов Президента, выдвижения кандидатов, предвыборной агитации, подсчета и объявления результатов голосования подробнейшим образом регламентируется в двух указанных нами выше федеральных законах. Мы остановимся лишь на некоторых основных положениях, имеющих значение для исследуемого нами вопроса.
Основные требования к личности кандидата на должность главы государства, содержатся в части 2 статьи 81 Конституции. Согласно положениям указанной статьи, «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет»4. Из этого можно сделать вывод о том, что на конституционном уровне к должности Президента не предъявляется каких-либо профессиональных, практических или даже образовательных требований. Основными здесь являются возрастной критерий и критерий оседлости. При этом, что касается первого из них, то Конституция Российской Федерации устанавливает только нижний возрастной порог.
Однако стоит отметить, что ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» все же расширяет конституционный перечень требований. Так, в соответствие с нормами статьи 3 данного закона, главой государства не может быть избран осужденный, находящийся в местах лишения свободы, лицо, имеющее гражданство иностранного государства, недееспособный гражданин. Особые требования также предъявляются к так называемой «неопороченности по суду» такого кандидата. Данное требование означает, что главой государства не может быть избрано лицо, которое в прошлом было осуждено к лишению свободы за тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление экстремистской направленности и имеет непогашенную или неснятую судимость за это деяние. Кроме того, к должности Президента России не может быть допущено лицо, которое считается подвергнутым административному наказанию за правонарушения националистической и экстремистской направленности. Только в том случае, если все указанные требования соблюдены, лицо может претендовать на должность Президента.
Стоит также отметить, что ни одно лицо не может замещать должность главы государства более двух сроков подряд, что, конечно, не исключает повторного избрания такого лица на третий, четвертый и последующие сроки, с соблюдением установленных перерывов. Из этого следует, что лицо, занимавшее данную должность два срока подряд, не может стать кандидатом в Президенты Российской Федерации на следующих выборах.
В соответствии с положениями федеральных законов № 19-ФЗ и № 67-ФЗ, любой кандидат на должность главы государства пользуется равными правами и гарантиями своего пассивного избирательного права с другими кандидатами. Эти нормы, а также минимально возможные ограничительные цензы, рассмотренные нами выше, являются законодательно закрепленными возможностями проведения демократических состязательных выборов и способствуют, насколько это возможно, расширению круга кандидатов на должность главы государства.
В силу пункта «д» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, выборы Президента назначает Совет Федерации. Днем голосования при этом является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента России. При этом кандидаты на должность главы государства могут быть выдвинуты двумя основными способами: либо своей политической партией, либо путем самовыдвижения.
В соответствие с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия является единственным видом общественного объединения, имеющего право выдвигать кандидатов на выборные государственные должности и, в том числе, на должность Президента5. При этом партии, имеющие представительство в парламенте, освобождаются от процедуры сбора подписей за своего кандидата. Таким образом, соблюдается политическое равновесие и состязательность партий в стране.
Порядок самовыдвижения кандидата на должность Президента закрепляется в статье 34 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Процедура создания группы избирателей и сбора подписей при этом является дополнительной гарантией народной поддержки данного кандидата, которая является необходимой для главы государства.
Порядок проведения выборов, предвыборной агитации, финансирования кандидатов и подсчета голосов не относится к рассматриваемому нами вопросу. Поэтому, на наш взгляд, в данном отношении целесообразно лишь отметить, что победившим на выборах будет считаться кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов (более 50%). В случае, если ни один из претендентов на должность Президента по результатам голосования не наберет указанное большинство, Центральная избирательная комиссия выбирает двух кандидатов, набравших большее количество голосов по сравнению со всеми остальными, и проводит между ними второй тур, где победитель определяется простым большинством.
Однако, победивший кандидат не вступает в должность Президента с момента подписания протокола результатов выборов Центризбиркомом. В соответствии со статьей 82 федерального закона № 19-ФЗ, избранный Президент может вступить в должность, только если истек четырехлетний (в будущем шестилетний) срок с момента избрания предыдущего главы государства. В этом случае осуществляется процедура инаугурации, которая проводится на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Данное мероприятие проводится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда с обязательным его освещением в средствах массовой информации. В соответствие со статьей 82 Конституции Российской Федерации, для того, чтобы вступить в должность избранный Президент должен принести народу присягу, содержание которой закрепляется в части 1 данной статьи.
В силу части 1 статьи 92 Конституции, «Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации»6. Каковы же основания прекращения полномочий Президента России?
Исходя из норм указанной статьи, к таким основаниям, помимо окончания срока полномочий действующего главы государства и вступления в должность нового избранного Президента, относятся:
1. Отставка Президента. Данное основание предполагает свободное волеизъявление действующего Президента. Так, 31 декабря 1999 года первый Президент Российской Федерации за полгода до истечения срока полномочий издал Указ о прекращении исполнения полномочий с 12 часов 00 минут, и с этого времени полномочия перешли к Председателю Правительства.
2. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие главе государства полномочия. Порядок определения такой неспособности не регулируется Конституцией. Однако, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11 июля 2000 года № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия», установил, что досрочное прекращение полномочий Президента в силу данного основания «требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации»7. Данная процедура не может носить сокращенный или упрощенный характер, не обязательно требует согласия самого Президента на ее проведение и, во всяком случае, должна исключать возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а также являться неконституционным способом присвоения каким-либо органом или лицом его властных полномочий. Данное постановление также отмечает тот факт, что при осуществлении указанной процедуры должна быть обеспечена непрерывность и стабильность осуществления полномочий Президента Российской Федерации, исключение факторов, препятствующих нормальному функционированию институтов власти.
В целом можно отметить, что, благодаря указанному Постановлению, конституционное основание прекращения исполнения полномочий Президентом было конкретизировано и получило дополнительные правовые гарантии. На данный момент подобная процедура ни разу не проводилась и более конкретный порядок ее осуществления не указан ни в одном нормативном правовом акте.
3. Отрешение от должности. Данная процедура именуется в зарубежном конституционном праве импичментом и представляет собой исключительные меры, направленные против лица, занимающего должность главы государства. Согласно части 1 статьи 93 Конституции Российской Федерации, Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации «только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления»8. Причем к данному обвинению предъявляется ряд серьезных требований:
1) решение о вынесении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети от их общего числа и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой;
2) указанное обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления;
3) Конституционный Суд также должен вынести заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Только при соблюдении всех этих требований Совет Федерации может рассмотреть предъявленное обвинение и вынести окончательное решение об отрешении Президента от должности на основании голосов не менее чем двух третей членов Совета Федерации. Согласно части 3 статьи 93 Конституции Российской Федерации, такое решение должно быть принято не позднее, чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения в отношении Президента, иначе такое обвинение будет считаться отклоненным.
Такая многоступенчатая процедура отрешения от должности главы государства является не только дополнительной гарантией его защиты от необоснованного обвинения, но и реализует на практике систему сдержек и противовесов, когда и законодательная, и судебная ветви власти участвуют в указанной процедуре, что подтверждает справедливость и обоснованность обвинения. Правительство Российской Федерации как исполнительный орган не участвует в данной процедуре по вполне логичным основаниям, так как данный орган формируется под контролем Президента из числа его сторонников, которые в силу этих обстоятельств не смогут вынести объективного решения. При этом стоит отметить, что выдвинутое против Президента обвинение может повлечь за собой только конституционно-правовую ответственность. Вопрос об уголовно-правовой ответственности будет решаться уже после завершения процедуры импичмента.
В рамках данного подвопроса также стоит отметить тот факт, что при наступлении любого из трех перечисленных оснований прекращения полномочий действующим Президентом, его функции временно возлагаются на Председателя Правительства Российской Федерации. Как правило, момент перехода функций главы государства оформляется соответствующим указом. Именно такой Указ был издан 19 сентября 1996 года Б.Н. Ельциным в связи с предстоящей ему хирургической операцией и действовал до подписания главой государства Указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства обязанностей Президента РФ.
При этом исполняющий обязанности Президента наделяется всей совокупностью прав и обязанностей главы государства за исключением нескольких наиболее важных. Так, в соответствие с частью 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, Председатель Правительства «не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации»9. Указанные полномочия не могут быть возложены на исполняющего обязанности Президента России в силу того, что он получает свой мандат не непосредственно от народа.
В заключение ответа на данный вопрос можно сделать вывод о том, что на данный момент конституционные основы приобретения и прекращения Президентом Российской Федерации своего статуса в целом удовлетворяют общим демократическими принципам и, прежде всего, принципу разделения властей и связанной с ним системе сдержек и противовесов.
Необходимым условием приобретения статуса главы государства в России являются демократические выборы. При этом Конституция РФ и акты федерального законодательства четко определяют требования к личности кандидата на рассматриваемую должность, его права, условия, которые необходимо соблюсти для получения статуса кандидата.
Кандидат на должность Президента РФ, победивший на выборах, не сразу приступает к исполнению обязанностей главы государства. В соответствие с Конституцией Российской Федерации, этому должна предшествовать процедура вступления избранного Президента в должность, в ходе которой им приносится присяга строго определенного содержания.
Президент России прекращает исполнение своих полномочий с момента вступления в должность вновь избранного главы государства. Основаниями досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий выступает его самовольная отставка, стойкая неспособность осуществлять свои функции по состоянию здоровья, а также отрешение от должности. В случае наступления одного из указанных оснований функции главы государства с некоторыми изъятиями возлагаются на Председателя Правительства РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые документы, судебная практика
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. О политических партиях : федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ : в ред. от 07.05.2013. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ : в ред. от 21.02.2014. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
4. О выборах Президента Российской Федерации : федер. закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ : в ред. от 12.03.2014. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
5. По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия : постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 № 12-П. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
Специальная литература
6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. М. : Норма, 2007. 784 с.
7. Васильева, С.В. Конституционное право России / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. М. : Эксмо, 2010. 560 с.
8. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право России : учебник / Б.Н. Габричидзе. М. : Дашков и К, 2010. 1121 с.
9. Козлова, Е.И. Конституционное право России : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М. : Проспект, 2010. 603 с.
10. Чиркин, В.Е. Конституционное право России : учебник / В.Е. Чиркин. М. : Норма, 2009. 496 с.
2. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах: их права и основные обязанности
Значимым шагом, оказавшим непосредственное воздействие на управление в Российской Федерации, стало образование федеральных округов и введение в них института полномочных представителей Президента России. При этом ставилась вполне практическая задача, которая не только и не столько была направлена на создание сильного государства, сколько на формирование государства эффективного. Именно этой проблеме в 2000 году было посвящено Послание Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию.
Возможность назначения главой государства своих полномочных представителей была изначально предусмотрена пунктом «к» статьи 83 Конституции Российской Федерации. Однако на нормативном и практическом уровне предоставленная возможность была реализована только семь лет спустя, когда был издан Указ Президента России от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Согласно пункту 1 Положения, утвержденного этим Указом, полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа10. При этом основной задачей данного должностного лица является реализация конституционных полномочий главы государства на территории федерального округа.
Существование подобной должности логично вытекает из федеративного устройства России и наличия у нее обширной территории. Не смотря на то, что номинально субъекты федерации наделяются некоторой долей самостоятельности в принятии решений, все же независимость их достаточно относительна и влияние центральной федеральной власти во многом является определяющим. При такой организации власти существование полномочных представителей главы государства на местах позволяет быстрее внедрять политические решения и президентские программы на окружном уровне и своевременно проводить мониторинг эффективности их действия.
Изначально перед федеральными округами ставилось пять главных задач, реализации которых в том числе должны были содействовать полномочные представители Президента РФ11:
1) приведение регионального законодательства в соответствие Конституции Российской Федерации;
2) нуллификация договоров о разграничении полномочий между центром и субъектами Федерации;
3) установление должного контроля за соблюдением законодательства в регионах;
4) выведение органов местного самоуправления из-под фактического контроля глав администраций регионов;
5) разработка прогноза возможного варианта реформирования федеративного устройства России по итогам решения двух задач.
Многие из этих задач успешно выполнены. Так, на настоящий момент аннулированы практически все договоры о разграничении полномочий. Немалую роль в этом сыграли полномочные представители Президента РФ.
Полномочный представитель Президента в федеральном округе является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации. Срок его полномочий строго не определяется Указом, однако, во всяком случае, он не может превышать срока исполнения полномочий самим главой государства.
Правовой статус данного должностного лица характеризуется наличием у него определенного круга прав и обязанностей. При этом в процессе осуществления своей деятельности полномочный представитель должен руководствоваться основными задачами своей деятельности, указанными в разделе II Указа № 849. В соответствии с данным нормативно-правовым документом, основными задачами полномочного представителя Президента в федеральном округе являются:
1) организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
2) организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти;
3) обеспечение реализации кадровой политики главы государства;
4) представление Президенту России регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение соответствующих предложений.
Стоит отметить, что задачи деятельности рассматриваемого нами должностного лица сформулированы достаточно четко и выделяют определенные сферы его деятельности, в которых реализуется правовой статус представителя. Для реализации указанных задач, в соответствие с пунктом 7 Указа, полномочный представитель Президента в федеральном округе наделяется достаточно обширным комплексом прав. Рассмотрим их более подробно.
1. Данное должностное лицо может запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц.
Указанное полномочие является необходимым для осуществления первых двух задач деятельности полномочного представителя главы государства. При этом объем поступающей информации и сама деятельность по ее сбору, как правило, не осуществляется им лично. Для этого, на основании пункта 10 Указа при каждом полномочном представителе создается аппарат, в состав которого входят заместители данного должностного лица, их помощники и иные служащие. Структура и штатная численность такого аппарата, а также количество заместителей полномочного представителя утверждается Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.
Данное право входит в комплекс так называемых информационных прав представителя Президента, к которым также относятся:
1) право пользоваться банками данных Администрации Президента и федеральных органов государственной власти;
2) право использовать государственные системы связи и коммуникации.
2. Следующее полномочие касается именно вышеуказанных сотрудников аппарата и заключается в праве полномочного представителя направлять своих заместителей и сотрудников аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа. Данное полномочие необходимо для осуществления локального контроля за реализацией президентских требований на местах.
3. Полномочный представитель Президента Российской Федерации имеет право организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений главы государства, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе. При этом для проведения проверок и анализа состояния дел в организациях данного округа он может привлекать сотрудников Контрольного управления Президента, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.
4. Следующее полномочие данного должностного лица состоит в том, что он имеет право направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан. Это право действует на основании принципа свободного предоставления информации указанными органами, а также во исполнение положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
5. При исполнении своих должностных обязанностей полномочный представитель имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа. Как правило, такой доступ предоставляется при предъявлении служебного удостоверения. Однако в случае, если данная организация имеет какое-либо отношение к государственной тайне или располагает информацией, носящей конфиденциальный характер, то для доступа в такую организацию необходимо специальное разрешение. Кроме того, полномочный представитель в этом случае будет предупрежден об ответственности за разглашение указанной информации.
6. Для принятия решений или обсуждения возникших вопросов, полномочный представитель Президента России также имеет право образовывать совещательные и консультативные органы.
7. Кроме того, как непосредственный представитель федеральной власти на окружном уровне, данное должностное лицо имеет право вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания.
Представленный комплекс прав адекватно отражает специфику деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации и является достаточным для решения его основных задач. Помимо прав статус представителя также предполагает наличие определенных обязанностей. Такие обязанности вытекают из пункта 5 Указа № 849. Рассмотрим основные из них12:
1. В целях реализации первой основной задачи полномочного представителя Президента, данное должностное лицо обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе, а также организует взаимодействие этих органов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями. Указанная обязанность имеет своей целью также мониторинг мнения отдельных субъектов, с целью более эффективного внедрения основных направлений внутренней политики государства.
В случае возникновения разногласий между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации на полномочного представителя также возложена обязанность организовать по поручению Президента проведение согласительных процедур для разрешения таких разногласий.
2. В целях реализации четвертой основной задачи, данное должностное лицо анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах. На основании полученных данных полномочный представитель вносит Президенту РФ соответствующие предложения. Данная обязанность возлагается на весь аппарат представителя в целом.
3. В целях обеспечения кадровой политики Президента, его полномочный представитель согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих, а также на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом, Правительством или федеральными органами исполнительной власти.
Также во исполнение указанной задачи полномочный представитель Президента России согласовывает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления таких обществ. Здесь, однако, стоит отметить, что казачьи общества наделены достаточной самостоятельностью в выборе своих атаманов.
4. Также в обязанности полномочного представителя входит разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программ социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа. При осуществлении указанной обязанности, представитель обязан руководствоваться основными направлениями внутренней и внешней политики государства и федеральных программ.
5. Непосредственно в целях реализации второй основной задачи полномочный представитель организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, за реализацией федеральных программ в федеральном округе.
6. Полномочный представитель Президента Российской Федерации также обязан одновременно осуществлять контроль за соблюдением как федеральных, так и региональных интересов. В этих целях на него возложены функции по согласованию проектов решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа, а также внесение предложений Президенту о приостановлении действия актов органов государственной власти субъектов федерации, в случае их несоответствия Конституции России и федеральному законодательству. При этом Указом не предусмотрена ответственность представителя за невыполнение указанных функций, и не содержится указания на то, обязан ли он вносить соответствующие предложения главе государства.
7. Выполняя представительские функции главы государства на территории федерального округа, полномочный представитель вручает по поручению Президента государственные награды Российской Федерации, почетные грамоты главы государства, а также объявляет о поощрении в виде благодарности от его имени. Стоит отметить, что внесение представлений о награждении указанными наградами главе государства, а также согласование материалов о награждении также в полной мере возлагается на полномочного представителя. Кроме того, данное должностное лицо вручает удостоверение судьи судьям арбитражных судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции.
8. Помимо обязанностей, непосредственно связанных со статусом полномочного представителя Президента, на него также возложены полномочия по непосредственной координации деятельности его аппарата. При этом общая координация, в силу пункта 9 Указа, осуществляется Руководителем Аппарата Президента Российской Федерации. На полномочного представителя же в свою очередь возложены обязанности по распределению обязанностей между заместителями, утверждению должностных инструкций, решению кадровых вопросов, а также по непосредственному руководству деятельностью аппарата.
В целом можно отметить, что весь комплекс обязанностей полномочного представителя непосредственно связан с основными задачами его деятельности и направлен на их реализацию.
В заключение ответа на данный вопрос хотелось бы отметить, что создание института полномочных представителей Президента Российской Федерации привело к утверждению трехуровневого управленческого механизма в стране: федеральный центр федеральный округ субъект Федерации13. Стоит также отметить, что практика деятельности данных должностных лиц показала, что объем полномочий, предоставляемых им Указом № 849 не является достаточным. В частности, положения о праве осуществлять контроль за исполнением федерального законодательства, подзаконных актов и федеральных целевых программ. Не совсем понятны пределы осуществления такого контроля и вмешательства полномочных представителей в деятельность органов государственной власти. На наш взгляд, все недостатки нормативного регулирования деятельности данных должностных лиц должны быть проанализированы и исправлены в ближайшем времени для повышения эффективности их деятельности в процессе реализации поставленных Президентом задач.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 : в ред. от 21.03.2014. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
Специальная литература
3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. М. : Норма, 2007. 784 с.
4. Зиновьев, А.В. Конституционное право России : учебник / А.В. Зиновьев. СПб. : Юридический центр «Пресс», 2010. 624 с.
5. Козлова, Е.И. Конституционное право России : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М. : Проспект, 2010. 603 с.
6. Муравьев, А.А. К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах : науч. статья / А.А. Муравьев. Режим доступа : www.uristy.ucoz.ru.
1 См. : Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. М. : Норма, 2007. С. 451.
2 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2009. - № 4. - Ст. 445.
3 О выборах Президента Российской Федерации : федер. закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ : в ред. от 12.03.2014. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
4 Конституция Российской Федерации. Указ. изд.
5 См. : О политических партиях : федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ : в ред. от 07.05.2013. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
6 Конституция Российской Федерации. Указ. изд.
7 По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия : постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 № 12-П. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
8 Конституция Российской Федерации. Указ. изд.
9 Конституция Российской Федерации Указ. изд.
10 См. : О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 : в ред. от 21.03.2014. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
11 См. : Зиновьев, А.В. Конституционное право России : учебник / А.В. Зиновьев. СПб. : Юридический центр «Пресс», 2010. С. 342.
12См. : О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849. Указ. изд.
13 См. : Муравьев, А.А. К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах : науч. статья / А.А. Муравьев. Режим доступа : www.uristy.ucoz.ru.
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах: их права и основные обязанности