Тактика расследования преступления, связанных с незаконным оборотом драгоценных камней и металлов
Реферат
Тактика расследования преступления, связанных с незаконным оборотом драгоценных камней и металлов
Государство всегда уделяло особое внимание экономическим отношениям, складывающимся в сфере добычи и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, а также собственным интересам по пополнению золотовалютных резервов. Учитывая важность данной отрасли экономики, а также особую ликвидность и высокую стоимость драгоценных металлов и драгоценных камней, государством установлена ограниченная оборотоспособность на указанные ценности. В связи с этим, деятельность правоохранительных органов по противодействию преступлениям в указанной сфере относится к одним из приоритетных направлений. Актуальность проблемы, кроме того, определяется тем, что совершение преступлений в сфере добычи и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней характерно для многих регионов России, а в первую очередь для большинства регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, что обусловлено географией локализации месторождений этих ценностей. Между тем, изучение следственно-судебной практики по различным регионам показывает, что подходы в выявлении и документировании преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, их квалификации и организации предварительного расследования, различны.
В связи с этим, разработка эффективной методики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, является актуальной задачей ученых. Но, разработка любой методики расследования, на наш взгляд, требует, в первую очередь, определения исходных ситуаций, возникающих на этапе выявления преступления, а также уголовно-правовых целей и систем тактических задач расследования.
В сфере добычи, переработки и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, как правило, совершаются преступления, предусмотренные ст. 191 УК РФ, а в ряде случаев, и другими статьями уголовного закона. Так, по результатам исследования, проведенного Е.Л. Ивановым, установлено явное несоответствие количества уголовных дел, возбужденных по краже и незаконному обороту золота при его добыче и переработке. Подавляющее большинство уголовных дел возбуждено по ст. 191 УК РФ, а кража и присвоение или растрата золота составили всего лишь 12,5% от общего количества изученных уголовных дел [4, С. 9].
В рамках нашего исследования будет предпринята попытка определить исходные ситуации, уголовно-правовые цели и систему тактических задач расследования преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга».
Исходные ситуации расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов. Проведенный анализ имеющейся литературы, следственной практики, опросы работников правоохранительных органов показывают, что выявление фактов незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней происходит, как правило, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, а в ряде случаев в ходе проверки сообщений, полученных из иных источников. Между тем, проверка сообщений, полученных из иных источников, также предполагает проведение проверочных мероприятий оперативными подразделениями, которые реализуются посредством проведения тех же оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, поводами к возбуждению уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 191 УК РФ, являются, как правило, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, к которым в рассматриваемых случаях относятся результаты оперативно-розыскной деятельности.
Деятельность по выявлению фактов незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней ведется «от лица к преступлению», впрочем, как и при выявлении большинства экономических преступлений. Но специфика данного вида преступлений заключается и в том, что после возбуждения уголовного дела, дальнейший процесс расследования уголовного дела, также имеет особый, специфический характер, и, как правило, также ведется «от лица к преступлению».
Изложенное дает основание для выделения типовой исходной ситуации расследования, при которой выявление фактов незаконного оборота драгоценных металлов и камней происходит в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, которая, в свою очередь, порождает определенную систему тактических задач и последовательность их решения.
Уголовно-правовые цели расследования. Необходимость выделения системы уголовно-правовых целей расследования обусловлена тем, что они задают пределы доказывания, а также корреспонденцию между тактическими и правовыми целями расследования [5, С. 131].
Действующий уголовный закон предусмотрел ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней в статье 191 УК РФ с 01.01.1997 г. Диспозиция данной статьи (в редакции Федерального закона от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ), заключается в совершении сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в сфере государственного регулирования оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней.
Предметом преступления являются драгоценные металлы, природные драгоценные камни или жемчуг в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий. Для уяснения предмета преступления последовательно разберемся с указанными понятиями.
Понятие драгоценных металлов и драгоценных камней дано в Федеральном законе от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Так, в ст. 1 данного закона указано, что драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. К ним относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). К драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням, также приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Как было отмечено, предметом преступления могут быть драгоценные металлы и драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий. Понятие ювелирных изделий раскрывается в Положении «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным», утвержденном приказом Роскомдрагмета от 30.10.1996 г. № 146, а также в письме Минфина России от 06.08.2003 г. № 23-02-04/752 «Об отнесении изделий к ювелирным». Согласно данных документов, к ювелирным относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с Законами Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации, и памятных монет, прошедших эмиссию.
Относительно ограненных драгоценных камней из этих документов следует несколько иная позиция. В частности, в отмеченном письме Минфина указано, что ограненные камни не являются законченными изделиями, а используются лишь в качестве вставок (полуфабрикатов) в ювелирных изделиях и не подпадают под указанное понятие, они (ограненные камни, в том числе и бриллианты) ювелирными изделиями не являются. Таким образом, ограненные природные драгоценные камни могут быть предметом преступления, предусмотренного ст. 191 УК.
Следует указать, что предметом преступного посягательства по значительному количеству уголовных дел является золото и золотосодержащие продукты [4, С. 3]. В то же время преступления, непосредственно связанные с незаконным оборотом драгоценных камней, составляют порядка 4% от общего количества преступлений, квалифицированных по ст. 191 УК РФ [2, С. 3].
Ранее нами было указано, что драгоценные металлы и камни являются ограниченно оборотоспособными, что означает установление нормативных ограничений в их гражданском обороте. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 129 ГК РФ, драгоценные металлы и драгоценные камни относятся к ограниченно оборотоспособным объектам в силу того, что включены в Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 (в ред. от 30.12.2000 г. № 2111). Ограниченная оборотоспособность указанных ценностей также определяется положениями рассмотренного Федерального Закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 данного Федерального закона, добыча драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться исключительно организациями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии). В соответствии с п. 4 ст. 2 рассматриваемого закона, добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, правомерно полученные при их добыче, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней, согласно этой же нормы, является Российская Федерация. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 20 рассматриваемого Федерального закона, добытые и произведенные драгоценные металлы, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. А организации, осуществляющие попутное извлечение драгоценных металлов из минерального сырья, т.е. получение драгоценных металлов без лицензии, к которым относятся горно-обогатительные, горно-металлургические и металлургические организации, в соответствии с требованиями п.п. 2, 3 Инструкции «О порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 16.06.2003 г. № 51н, должны вставать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора, районные контрольные группы которых осуществляют периодический контроль на этих предприятиях. Из изложенного следует, что драгоценные металлы и драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, не могут находиться в свободном обороте, т.е. у лиц, не относящихся к указанным правоотношениям. Поэтому, если у физического лица обнаружены такие ценности при их хранении, перевозке, пересылке, либо при совершении сделок с ними, в его действиях будут усматриваться признаки состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ.
Обязательным условием предмета преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2012 г., является крупный размер. Крупным размером, согласно примечания к ст. 169 УК РФ, законодатель признает сумму драгоценных металлов и драгоценных камней, превышающих один миллион пятьсот тысяч рублей. Данная сумма определяется исходя из стоимости ценностей, ставших предметом преступления. К примеру, стоимость драгоценных металлов определяется учетными ценами на аффинированные драгоценные металлы, установленными Центральным Банком РФ на конкретную дату, к примеру, на дату установления факта незаконного оборота драгоценных металлов и их изъятия.
Следует отметить, что в прежней редакции рассматриваемой статьи УК РФ, действовавшей до 01.01.2012 г., наличие крупного размера, превышающего один миллион пятьсот тысяч рублей, было обязательным только для квалифицированного состава, предусмотренного ч. 2 ст. 191 УК РФ, а для состава преступления по ч. 1 данной статьи, сумма драгоценных металлов и драгоценных камней значения не имела.
Объективная сторона преступления состоит в совершении действий (бездействия) указанных в диспозиции статьи, а учитывая, что состав ст. 191 УК РФ формальный, преступление признается оконченным с момента совершения деяния. В частности, в состав объективной стороны законодатель включил не только совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, но и действия (бездействия) по их незаконному хранению, перевозке или пересылке.
Понятие сделки закреплено в ст. 153 ГК РФ, где указано, что «сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». В связи с этим преступление может быть совершено под видом сделки, предусмотренной ГК РФ, например, купли-продажи, залога и др.
Под хранением, прежде всего, следует понимать действия, связанные с незаконным владением драгоценными металлами и камнями. Например, содержание в помещении, хранилище, тайнике. Это деяние является длящимся и определяется моментом его окончания (выявления).
Перевозка это умышленные действия лица, которое перемещает предметы из одного места в другое, совершенные с использованием любого вида транспорта. Данное деяние окончено с момента начала перемещения, поэтому при задержании лица с драгоценными металлами и камнями в пути следования, деяние считается оконченным.
Под пересылкой понимают действия, направленные на перемещение ценностей, например, почтовыми отправлениями, в багаже воздушного или другого вида транспорта и т.д. Преступление в этой форме окончено с момента отправления посылки, багажа и т.д., независимо от получения их адресатом.
При определении незаконности сделки, а также незаконности хранения, перевозки или пересылки следует исходить из того, что все действия с драгоценными металлами и драгоценными камнями должны осуществляться в порядке, установленном законодательством, о чем было указано при рассмотрении вопроса об ограниченной оборотоспособности предмета преступного посягательства.
Субъективная сторона преступления по ст. 191 УК РФ представлена в форме прямого умысла. Субъект общий.
Согласно ч. 2 ст. 191 УК РФ, к квалифицированным признакам относятся деяния, предусмотренные частью 1 рассматриваемой статьи, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору.
При совершении преступления группой лиц по предварительному сговору применяется положение ч. 2 ст. 35 УК РФ, а при совершении преступления организованной группой используются правила ч. 3 ст. 35 УК РФ. Очевидно, что рассматриваемое преступление характерно для организованных групп. Так, большинство авторов проводивших исследования в данной области считают, что преступления в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней характеризуются высоким уровнем латентности и носят организованный характер [см., например: 2, С. 3, 6, 12; 3, С. 4, 22, 23; 4, С. 9, 16].
Таким образом, можно сделать вывод, что изменения, внесенные Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ в ст. 191 УК РФ заключаются в том, что с 01.01.2012 г. декриминализирована ч. 1 ст. 191 УК РФ, т.е. исключен простой состав, и в качестве обязательного признака ч. 1 ст. 191 УК РФ в новой редакции, необходимо наличие крупного размера.
В связи с этим в качестве критического замечания к рассматриваемой статье уголовного закона можно отнести следующее. С 01.01.2012 г. в связи с указанными изменениями в ст. 191 УК РФ, значительно усложнилась задача правоохранительных органов по доказыванию крупного размера драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в незаконном обороте. Это обстоятельство значительно усугубило имевший место и ранее «теневой характер» преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней. Изложенное наглядно подтверждается статистическими данными ГИАЦ МВД России.
Так, за 2010 и 2011 гг. согласно данным ГИАЦ МВД России на территории Российской Федерации было выявлено 985 и 710 преступлений соответственно, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, уголовные дела по которым возбуждены по ст. 191 УК РФ. С 01.01.2012 г., т.е. с момента вступления в законную силу указанных изменений в УК РФ, ситуация изменилась коренным образом. Так, за 2012 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано всего 71 преступление, за 2013-й год 81 и за 2014-й г. 79 преступлений, уголовные дела по которым возбуждены по ст. 191 УК РФ [6]. Таким образом, выявляемость преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, снизилась в среднем в десять раз. Аналогичная ситуация по сокращению количества выявленных преступлений, начиная с 2012 года, наблюдается и в отдельных регионах, примерно в той же пропорции.
Объективной причиной тому, конечно же, является декриминализация действий (бездействий) направленных на незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, в сумме до полутора миллионов рублей с 2012 г., которые, оставаясь нерегистрируемыми, пополняют теневую экономику.
В связи с этим приоритеты деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту драгоценных металлов и драгоценных камней, а в первую очередь оперативных подразделений системы МВД, существенно изменились, и они ориентированы на выявление крупных партий драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в незаконном обороте.
К негативным последствиям указанных изменений в ст. 191 УК РФ относится и понимание лицами, вовлеченными в сферу незаконного оборота драгоценных металлов и камней, сути этих изменений. Учитывая уровень правовой и профессиональной подготовленности преступников, следует однозначный вывод о том, что ими будут совершаться незаконные сделки, а также иные действия с драгоценными металлами и драгоценными камнями в размерах, стоимость которых не превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а точнее небольшими партиями.
Отсюда вытекает еще одно негативное последствие, заключающееся в возникновении значительных затруднений в доказывании преступной деятельности фигурантов. Так, доказать связь между указанными небольшими партиями драгоценных металлов и драгоценных камней без возбуждения уголовного дела и проведения следственных действий, направленных на установление и закрепление доказательств, будет гораздо сложнее, чем одними оперативно-розыскными мерами. В свою очередь, возбудить уголовное дело без установления крупного размера драгоценных металлов или драгоценных камней, также невозможно. Решение указанной задачи должно заключаться в своевременной реализации материалов оперативно-розыскной деятельности с их предоставлением следователю, а также в организации взаимодействия следственных и оперативных подразделений на стадии доследственной проверки с тем, чтобы максимально полно и всесторонне оценить ситуацию и собрать материалы для дальнейшей процессуальной деятельности.
Как показывает обобщение следственной практики, при квалификации рассматриваемых преступлений допускаются ошибки. В частности, в ряде случаев не делаются различия между рассматриваемым преступлением и кражей драгоценных металлов и драгоценных камней. Отличия между ними принципиальны и заключаются в том, что при краже способом совершения преступления является тайное хищение чужого имущества, тогда как при совершении преступления по ст. 191 УК РФ, факт хищения отсутствует. Кроме того, при наличии факта кражи, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, нет необходимости доказывать крупный размер похищенных драгоценных металлов или камней. Однако, доказать факт кражи драгоценных металлов и драгоценных камней и квалифицировать деяния лица по ст. 158 УК РФ возможно, как правило, если лицо задержано при совершении кражи на территории предприятия, в том числе в местах непосредственной добычи драгоценных металлов и камней, в момент выезда (выхода) лица с территории организации с похищенными ценностями, либо при наличии других прямых доказательств (например, видеозаписи момента совершения преступления с камер видеонаблюдения, показаний очевидцев или соучастников преступления). В остальных случаях доказать право собственности добывающей, перерабатывающей или иным образом использующей драгоценные металлы или камни в производственной деятельности организации на похищенные ценности становится затруднительным. Поэтому, в практической деятельности, в случаях выявления фактов совершения незаконных сделок с драгоценными металлами или драгоценными камнями, либо фактов их хранения, перевозки или пересылки в крупном размере, уголовные дела возбуждаются по ст. 191 УК РФ.
Отклоняясь от уголовно-правовой характеристики, обратимся к нормам нового уголовно-процессуального закона, для определения подследственности уголовных дел по рассматриваемой категории преступлений. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ расследование преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ, производится следователями органов внутренних дел. В законе предусмотрена также возможность проведения предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по указанной статье УК РФ, следователями органа, выявившего эти преступления (ч. 5 ст. 151 УПК РФ). В данном случае использован альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам [1, С. 194].
Системы тактических задач расследования. Анализ исходных ситуаций и систем правовых целей расследования позволяет перейти к разработке тактических задач расследования.
Как ранее отмечалось, типичная исходная ситуация определяется тем, что факты незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней выявляются оперативными подразделениями в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Она, в зависимости от объема полученной информации, может быть подразделена на две частные ситуации. По первой частной ситуации в ходе оперативно-розыскных мероприятий получены сведения только о лице (круге лиц) и общие сведения о предмете преступления, а по второй ситуации не только эти данные, но и сведения о месте, времени и способах совершения или подготовки к совершению преступления (хранение, перевозка, пересылка или совершение сделки).
И по первой частной ситуации, и по второй решается общая тактическая задача фиксация преступной деятельности тех лиц, которые вовлечены в деятельность по незаконной добыче, обогащению, хранению, перевозке, пересылке или совершению сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями с нарушением установленного законодательством порядка их совершения.
Но при наличии второй частной ситуации параллельно с первой задачей, необходимо принять меры по уточнению количественных и качественных характеристик предмета преступления. При подтверждении информации о наличии у проверяемых лиц крупного размера драгоценных металлов или драгоценных камней, следует проводить мероприятия по документированию факта совершения сделки, либо по задержанию лиц осуществляющих перевозку, хранение или пересылку, с изъятием предмета преступления. После изъятия драгоценных металлов или драгоценных камней, необходимо провести их исследование в аккредитованных лабораториях на предмет установления их точных количественных и качественных характеристик, что необходимо для определения суммы ущерба. Изъятые драгоценные металлы, как правило, исследуют в пробирно-аналитических лабораториях, а драгоценные камни в геммологических центрах или с привлечением соответствующих специалистов. Именно подтверждение результатами исследования стоимости изъятых драгоценных металлов или драгоценных камней на сумму свыше одного миллиона пятьсот тысяч рублей будет означать, что в действиях фигурантов могут содержаться признаки преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ. И именно данное обстоятельство с 01.01.2012 г. является одним из ключевых при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.
Если общая сумма изъятых драгоценных металлов и драгоценных камней не образует крупного размера, то в действиях (бездействии) фигурантов не будет состава уголовно-наказуемого деяния, а лишь административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 КоАП РФ. Поэтому, в таких случаях необходимо проводить мероприятия по установлению и изъятию других партий драгоценных металлов или драгоценных камней, находящихся в незаконном обороте, а также доказыванию связи между указанными партиями и деяниями, совершенными фигурантами, указывающими на общий умысел проверяемых на совершение одного преступления. Конечно, собирание, проверка и оценка значительной части доказательств, направленных на установление связи между фигурантами и общего умысла, будет осуществляться в рамках возбужденного уголовного дела. Последнее обстоятельство подтверждает изложенное в начале реферата и положение о том, что как оперативно-розыскное документирование, так и последующие действия в рамках возбужденного уголовного дела, ведутся «от лица к преступлению».
Наиболее эффективным с точки зрения доказывания связи между отдельными партиями драгоценных металлов и драгоценных камней, является документирование преступной деятельности в так называемых «узких» местах, т.е. при совершении сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, к примеру, по их купле-продаже. Указанные сделки документируются в ходе проведения таких оперативно-розыскных мероприятий как проверочная закупка и оперативный эксперимент. Конечно, учитывая, что противоправная деятельность в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней носит преимущественно организованный характер, проведение таких оперативно-розыскных мероприятий затруднено. Это обусловлено тем, что лица, вовлеченные в эту сферу деятельности, как правило, действуют в рамках налаженных каналов связи. Поэтому войти в их доверие представляет определенные трудности. Указанные оперативно-розыскные мероприятия проводятся, в большей части, в отношении лиц, непосредственно связанных с вовлечением драгоценных металлов или драгоценных камней в сферу незаконного оборота. К ним относятся, к примеру, лица, осуществляющие непосредственную незаконную добычу или хищение драгоценных металлов, а также их первичное обогащение и сбыт. Такие лица могут не состоять в каких-либо непосредственных отношениях с преступными группами, а являться для таких групп лишь источником периодического получения драгоценных металлов и драгоценных камней по ценам, значительно заниженным по сравнению с их реальными ценами на теневом рынке. А в отношении участников групп, осуществляющих строго определенные функции, в т.ч. по перевозке, пересылке и хранению драгоценных металлов и камней, проведение подобных мероприятий, нецелесообразно. Документирование их деятельности целесообразно именно при совершении ими указанных действий. Поэтому, как правило, большинство преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, выявляются в процессе их незаконной перевозки, пересылки или хранения, т.е. имеют внешне довольно простую, но в тоже время надежную процедуру их выявления и доказывания.
Следует отметить, что незаконные сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями, являются корыстными преступлениями, и как отмечено ранее, имеющими «теневой» характер, которые с учетом высокой стоимости предметов преступного посягательства, приносят значительные доходы. Совершенно очевидным является, что часть преступных доходов, получаемых организованными группами от указанной деятельности, легализуется путем совершения финансовых операций и других сделок, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными доходами (денежными средствами или иным имуществом). Поэтому на этапе предварительного расследования также должны решаться задачи направленные на обнаружение финансовых операций и сделок с указанными доходами, направленных на их легализацию, т.е. на выявление дополнительных преступлений, предусмотренных ст.ст. 174 и 174 УК РФ.
Таким образом, результаты нашего исследования являются отправными позициями для разработки методики расследования преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ.
Литература
1. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: ВИТРЭМ, 2002. 832 с.
2. Деревянко С.С. Особенности расследования незаконного оборота природных драгоценных камней: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Академия управления МВД РФ. М., 2007. 23 с.
3. Иванов А.Г. Преступления в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней: автореф. дис. … канд. юрид. наук / ДЮИ МВД РФ. Владивосток, 2010. 29 с.
4. Иванов Е.Л. Предупреждение хищений и незаконного оборота золота при его добыче и переработке: автореф. дис. … канд. юрид. наук / ГУ «ВНИИ» МВД РФ. М., 2010. 28 с.
5. Курс криминалистики. Особенная часть. Т. 1. Методики расследования насильственных и корыстно-насильственных преступлений / отв. ред. В.Е. Корноухов. М. Юристъ, 2001. 634 с
6. Статистические данные ГИАЦ МВД России за 2010-2014 гг. по ст. 191 УК РФ.
Тактика расследования преступления, связанных с незаконным оборотом драгоценных камней и металлов