Совершенствование процесса управления на предприятии ООО «Интур»

Введение

Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления. [2]

Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль. [16] Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника так или иначе связана с принятием и реализацией решений. Прежде всего определяется значимость деятельности по принятию решений и определению его роли в управлении.

Только правильно оценив возможные потери и выигрыши, разработав программу действий по предотвращению возможных отрицательных последствий, можно принять качественное управленческое решение. В этом и состоит актуальность данной темы.

Целью данной работы является: исследование процесса управления и принятие управленческих решений на предприятии, совершенствование процесса управления на предприятии ООО «Интур».

Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:

1. рассмотреть сущность и содержание процесса управления;

2. раскрыть место и роль управленческого решения в процессе управления;

3. провести анализ процесса принятия управленческих решений на предприятии ООО «Интур»;

4. выявить возможные проблемы, возникающие во время принятия управленческих решений, а так же разработать мероприятия по совершенствованию управленческих решений на предприятии ООО «Интур».

1.1.Сущность процесса управления. Место управленческого решения в процессе управления

Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей организации путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

Разработка управленческого решения – один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности во многом зависит успех дела [1].

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий [15].

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия [18].

Менеджмент - это [1] :

способ, манера общения с людьми;

власть и искусство управления;

особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

Кроме того, менеджмент -

это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;

это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;

это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены на рис. 1.

Рис. 1 Подходы к определению сущности менеджмента

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы). Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.

Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы [8].

Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости) [12].

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

Классификация управленческих решений

1.2. Определение управленческого решения. Функции и классификация решений.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации [1].

Необходимость такого выбора объективна. В реальной хозяйственной практике, как правило, существует несколько вариантов управленческих действий, направленных на достижение целей организации, решение возникших проблем. Поскольку варианты неравноценны по различным параметрам (срокам, ресурсам и др.) требуется выявить лучший и реализовать его [1].

Основными функциями управленческих решений, свидетельствующих о многогранности данного понятия, являются [9]:

- направляющая;

- координирующая;

- мотивирующая.

Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений.

Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

Характер разработки и реализации управленческих решений сильно зависит от личностных характеристик человека. Их можно подразделить на следующие группы: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные. Уравновешенные решения принимают люди, внимательно и критично относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Такие люди обычно до принятия решения имеют сформулированную идею. Импульсивные решения принимаются управленцами, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить. Решения в данном случае оказываются недостаточно обоснованными и надежными, т.е. принимаются «рывками». Инертные решения - результат осторожного поиска. В них преобладают контрольные и уточняющие действия над генерированием идей, в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Они слабо активизируют персонал на их выполнение. Рискованные решения принимаются без обоснования действий руководителем, который уверен в своих силах. Обычно такие руководители имеют хорошие тылы в виде постоянно поддерживающих их вышестоящих руководителей или подчиненных. Они не боятся любых опасностей. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки руководителем всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу, большим количеством согласований [14].

Глава 2 Анализ и оценка процесса принятия управленческих решений на предприятии ООО «Интур».

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

Полное название предприятия – общество с ограниченной ответственностью «ИНТУР» г. Калуга Калужской обл.

Организационно-правовая форма предприятия - общество с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ООО «ИНТУР» г. Калуга Калужской обл. для достижения целей своей деятельности может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде и третейском суде.

ООО «ИНТУР» г. Калуга Калужской обл. является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему учредителями при создании ООО «ИНТУР» г. Калуга Калужской обл.

ООО «ИНТУР» не отвечает по обязательствам своих участников.

ООО «ИНТУР» ведет бухгалтерский, статистический учет и отчетность, учет по личному составу в порядке, установленном законодательством РФ.

Прибыль может распределяться на развитие предприятия, на модернизацию оборудования, на ремонт помещений, на освоение новых видов деятельности, на вознаграждение по итогам за год и на выплату дивидендов учредителям, а также на благотворительную деятельность и т.д. Однако, в анализируемом, наблюдался убыток, следовательно, прибыль на данные цели не направлялась.

Фондов на предприятии не создается, кроме уже существующего фонда накопления.

Основным видом деятельности ООО «ИНТУР» является деятельность по оказанию туристских и экскурсионных услуг – туроператорская и турагентская деятельность:

1. Предоставление услуг по размещению в гостиницах, туркомплексах, турбазах, домах отдыха, пансионатах, санаториях, базах отдыха, на частном секторе, арендуемых ООО «ИНТУР» гостиничных и жилых помещениях.

2. Аренда номеров в гостиницах, туркомплексах, пансионатах, санаториях, базах отдыха, на частном секторе, арендуемых ООО «ИНТУР» гостиничных и жилых помещениях.

3. Предоставление услуг по питанию в ресторанах, кафе, столовых, барах и других пунктах общественного питания.

4. Аренда помещений для организации питания туристов.

5. Предоставление бронирование железнодорожных, авиационных билетов, проездных документов на морских и речных судах.

6. Аренда транспортных средств (ж/д поездов, вагонов, воздушных судов, автотранспорта и др.).

7. Предоставление собственного и арендованного автотранспорта для перевозки туристов к месту предоставления туристских, экскурсионных услуг и услуг по оздоровлению.

8. Предоставление собственных услуг: по проведению экскурсий, гидов-переводчиков и руководителей туристских групп.

9. Предоставление услуг по туристско-оздоровительному и культурно-массовому обслуживанию.

10. Предоставление услуг по оформлению виз, загранпаспортов, страховых полисов, ваучеров для поездок граждан, делегаций, индивидуальных туристов и туристских групп.

Структуру предприятия можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно (см. рис.5).

Рис. 5. Структура управления турфирмы «ИНТУР»

Организационная структура, сложившаяся в турфирме «ИНТУР» может называться линейной, точнее, линейно-организационной, так как все звенья системы подчиняются генеральному директору.

Продвижение продукта турфирмы «ИНТУР» осуществляется по следующим направлениям: рекламная кампания, стимулирование продаж, связи с общественностью. Рекламную компанию турфирмы «ИНТУР» составляют: печатная, наружная рекламы, реклама в сети Интернет, буклеты, директ-мэил, сувениры. Стимулирование продаж проводится по следующим направлениям: стимулирование сотрудников (бонусы, процент от сделки), стимулирование посредников (процент от сделки, бонусная программа, почетные грамоты), стимулирование клиентов (презентационный материал, система скидок, купоны, дополнительные услуги). Турфирма «ИНТУР» использует дополнительные методы привлечения клиентов: существует гибкая система скидок (при втором обращении 3% с путевки, при третьем 5% при последующих 7%); выдача каждому клиенту при получении путевки рекламной продукции (календарей, пакетов, постеров, ручек и т.п.); еженедельно проводится компьютерная лотерея среди базы данных клиентов с вручением победителю дополнительных призов. Связи с общественностью постоянно функционируют для создания благоприятного имиджа турфирмы «ИНТУР» - статьи в газетах и журналах, презентации и другие мероприятия. [19]

Существующая структура управления предприятием не отвечает текущим целям и задачам фирмы и является существенным тормозом дальнейшего развития предприятия. Поскольку система управления ООО «ИНТУР» не является результатом целенаправленного выстраивания в ответ на изменения внешней среды, то несовершенство системы управления в целом определило наличие проблем в ключевых областях деятельности. В фирме не выполняется ряд жизненно важных функций, следствием чего стала текущая ситуация с высокой текучестью персонала и отсутствием роста клиентской базы т.д.

К стратегически важным решениям для туристической фирмы относятся следующие виды решений:

Решения о выходе на новые сегменты рынка.

Решения об открытии нескольких офисов.

Решения об используемых каналах привлечения клиентов, методах продвижения, ценовой политике и прочие вопросы, находящие отражение в плане маркетинга.

В настоящее время все эти решения принимаются владельцем (генеральным директором) компании.

Очевидными недостатками являются

- отсутствие анализа клиентской базы

- отсутствие информации о положении фирмы на рынке.

Ключевые факторы успеха (неудачи) продуктов предприятия на рынке.

Сильные стороны:

- высококлассные специалисты

- качественное оборудование

- возможность прямого выхода на западный рынок

- в отличие от других агентств – частично выступает в роли оператора

- профессиональное качество предлагаемых услуг.

Слабые стороны:

- маленькая зарплата

- проблема внутреннего менеджмента

- отсутствие планирования

- отсутствие маркетинга

- текучесть кадров.

Угрозы:

- при дальнейшей пассивности руководства и отсутствия планирования и маркетинговой ориентации возможна потеря преимущества.

- потеря высококлассных специалистов из-за внутренних проблем фирмы.

Возможности:

- профессиональное преимущество перед конкурентами

- разработка новых маршрутов [17].

2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений и сопутствующие проблемы в принятии решений

Управленческие решения на предприятии ООО «ИНТУР» проходят следующие стадии: подготовку решения; принятие решения; реализацию решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. Как правило, сбором данной информации занимается лица, компетентные в каждом конкретном вопросе. Например, если руководством поставлена задача разработать новый маршрут доставки грузов, то подготовкой необходимой информации занимается транспортный отдел во главе с начальником отдела и всеми сотрудниками данного отдела. Т.е. можно сказать информация подготавливается коллективно.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На этой стадии принятия решения обязательно присутствует генеральный директор предприятия, который заслушивает все варианты альтернативных решений и принимает решение, с учетом мнения сотрудников.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения [18].

Для успешной реализации решения, руководитель ООО «ИНТУР» прежде всего, определяет комплекс работ и ресурсов и распределяет их по исполнителям и срокам, т.е. кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Руководитель постоянно следит за тем, как выполняется решение, оказывает в случае необходимости помощь и вносит коррективы.

Для совершенствования принятия управленческих решений на ООО «ИНТУР» необходимо разработать определенный план в виде взаимосвязанных между собой процессов подготовки, обоснования, принятия, ввода и т.д. Например, такой:

1. Обеспечение всесторонней информированности. Подготовка определенного решения требует обеспечения всесторонней его информированности, обоснованности. Работа предполагает ознакомление и уяснение руководителями характера и последствий примененного ранее решения, являющегося предшествующим данному решению. Ознакомление с действующими инструкциями, получение дополнительной информации от лиц и подразделений компетентных в области данной проблемы. Наряду с этим необходимо учитывать, что принимаемое решение не должно противоречить существующим актам и вышеуказанной директиве. Выполняя эту работу, необходимо исследовать многосторонние зависимости и связи, вызываемые формируемым решением, изучить характер последствий вызываемых решений.

2. Общая оценка и классификация материалов. Приступая к сбору информации необходимой для принятия решения, руководитель ООО «ИНТУР» может столкнуться с двумя трудностями – ее избытком или недостатком. При избытке информации сложность будет заключаться в возможности и умении руководителя отыскать те сведения, которые имеют прямое отношение к данному вопросу. При недостатке же информации постоянной будет угроза принятия неправильного, недостаточно обоснованного решения. В связи с этим, руководитель должен будет выработать четкий подход к общей оценки материала, определить необходимое число факторов и их содержание, сроки их сбора и обработки, эффективность предполагаемых результатов в соотношении с затратами времени на сбор информации; установить методы и приемы классификации материала и т.п. То есть сбор, общая оценка, обоснованность и сравнимость информации при помощи аналогий, анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщений и ее классификация с использованием различных группировок, статистических таблиц, построение графиков, монограмм, использования корреляционного анализа, математических методов должны быть управляемыми. В целом же необходимо получить все фактические материалы, дать им общую оценку, классифицировать, подвергнуть анализу и обработке. Обстоятельный анализ призван определить недостатки, установить их причины и создать предпосылки для принятия решений, установления границ их применимости.

3. Изучение проблемы и ее уяснение предполагают необходимость полной концентрации на ней своего внимания с тем, чтобы выявить ее компетентности и четко сформулировать целевые ее направленности. Необходимо выяснить, что представляет собой данная проблема, определить причины ее возникновения, необходимость изменения «существующего положения», ее цели и возможные последствия, установить положительные и отрицательные последствия, степени риска при принятии решения, его срочности и важности. Выполняя данную работу необходимо составить перечень фактов для уяснения проблемы, проверить их точность; изучить их с учетом прошлого опыта; проконсультироваться относительно их достоверности, определить главные препятствия в решении проблемы и границы полномочий при ее решении. Такая последовательность изучения и уяснения проблемы направлена на то, чтобы выяснить, нет ли каких-либо скрытых фактов меняющих само существо проблемы.

4. Обеспечение конкретности и оперативности. Неотложные вопросы должны решаться своевременно, быстро, без лишнего бумаготворчества, реально, с учетом всех важнейших факторов, твердо, в живой связи с коллективом на основе детального ознакомления с ситуацией и конкретными условиями. Наряду с этим оперативность не должна вести к импровизации, суматохе, произвольной и частой смене решений [17].

Если решение будет формироваться и вырабатываться группой специалистов, необходимо организовать работу таким образом, чтобы каждый из специалистов, сохранил индивидуальные положительные черты своей деятельности, направив их на решение данной проблемы.

Руководитель ООО «ИНТУР» должен создать в работе дух творческого поиска, обмена мнением, здоровой критики, поиска решения с учетом реальной обстановки, а не руководствуясь правилом взаимных уступок, давления авторитетом и т. п. К тому же следует учитывать, что если сотрудник выдвигает довольно оригинальную и новую идею, она на начальном этапе, как правило, подвергается интенсивному воздействию большинством обсуждающих, превратившихся в оппонентов, в виде вскрытия различных отрицательных аспектов, критики, чрезмерной и не всегда обоснованной и убеждаемой, объективной. Роль руководителя будет состоять в направляющей и сдерживающей функции предупреждения необоснованной критики, в требовании конкретности и оперативности по существу предложений.

При решении важных проблем руководителю ООО «ИНТУР» целесообразно критически осмысливать любое обобщение в методологии принятия решения, учитывать, что необходимо допускать исключения из общих правил, но при этом надо всегда придерживаться главных принципов при окончательном решении проблемы, ещё раз осмыслить принимаемое решение и определить [20]:

А) на что может повлиять принятое решение, каковы цели и почему вообще необходимо изменить существующее реальное положение;

Б) какова степень свободы действий, т.е. чем мы с самого начала связаны (постановления, условия принятия решений, внутренние и внешние взаимосвязи в управлении);

В) срочность и важность решения, условия собственной работы и сотрудничества с другими работниками;

Г) риск при принятии решения (возможность выгоды и потерь, нежелательного исхода).

Окончательное решение должно приниматься именно руководителем ООО «ИНТУР» независимо от процедуры обсуждения и согласования.

Глава 3 Мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений (на примере предприятия ООО «Интур»)

3.1. Пути совершенствования управленческих решений и процесса управления на предприятии

В качестве мероприятий, предложенных по данной курсовой работе, выделяются следующие:

Рис.6 Проект мероприятий по повышению качества принятия решений

Исследуемое предприятие ООО ИНТУР находится во второй фазе развития – роста. Для предприятия, находящегося в данной стадии, главной целью является систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа. При этом основная задача – это рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов потребителей. Эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство). Организация труда основывается на разделении и кооперации, мотивацией при этом является премия за индивидуальный результат.

Одной из важнейших проблем в деятельности любой компании является повышение квалификации персонала.

Нужно отметить, что далеко не все сотрудники компании удовлетворяют требованиям, предъявляемым к работникам компании данной сферы деятельности (о чем свидетельствуют, в том числе, негативные отзывы покупателей).

Вместе с тем, положительным моментом является наличие сплоченной команды сотрудников, работающих на достижение целей компании. Вместе с тем, часть персонала не владеет свободно навыками работы с покупателями, что затрудняет общение с ними.

Можно порекомендовать руководству ООО «ИНТУР» в этой связи форму повышения квалификации сотрудников, которая является весьма популярной в современной России, - корпоративное обучение.

Необходимо заключить договор с компанией, оказывающей услуги по обучению, и выделять, например, один час рабочего времени 2 или 3 раза в неделю (лучше в начале рабочего дня – для повышения усвояемости материала) для обучения непосредственно в компании.

Совершенствование работы с персоналом можно проводить по следующим направлениям:

  • Совершенствование кадровой политики (включая обоснованные методы набора персонала и повышения его квалификации, применение различных форм морального и материального стимулирования работников, использование на практике принципов делового этикета),
  • Совершенствование методов набора и условий найма рабочей силы,
  • Разработка адаптационных программ для новых сотрудников. Необходимыми составляющими такой системы являются программы адаптации, написанные для каждой должности, папка адаптации, содержащая основные сведения о компании, основные нормативные документы и должностные инструкции. Важно, чтобы к новому сотруднику был прикреплен наставник, помогающий ему адаптироваться, войти в должность, помогающий в разрешении спорных и сложных ситуаций, возникающих на первых порах работы в компании. Работу по адаптации сотрудников существенно облегчают электронные презентации компании, разработанные специально для целей адаптации персонала.
  • Включение сотрудников в процесс принятия решений может происходить в разных формах - опросы, анкетирование, обсуждение с сотрудниками стратегических планов, рассмотрение их предложений.

Совершенствование организации труда может включать:

  • Совершенствование организации обслуживания клиентов (повышение качества обслуживания, уменьшение затрат времени на обслуживание (оперативность)),
  • Применение новых форм организации труда (использование командной работы и т.д.),
  • Совершенствование форм и систем оплаты труда (применение комбинированных форм оплаты, привязка уровня оплаты к уровню продаж компании и т.п.).

Также немаловажную роль в работе с персоналом играет и повышение внутрифирменной (корпоративной) культуры, включая:

  • Использование в деятельности компании принципов делового этикета, определяющих требования к поведению и внешнему виду работников компании.
  • Проведение корпоративных праздников (в т.ч. День рождения компании, Новый год, профессиональные и другие праздники). Важно, чтобы кроме официальной программы была предусмотрена и официальная часть, посвященная успехам компании или сотрудникам.

Помимо собственно мотивации персонала можно выделить мотивацию качества обслуживания. Система мотивации качественного обслуживания включает в себя:

  • Разработку стандартов качества;
  • Обучение персонала;
  • Контроль за выполнением стандартов;
  • Корректировку и совершенствование обслуживания на всех участках деятельности.

Для того чтобы создать стандарты, необходимо составить перечень обязанностей сотрудников и описать процесс выполнения каждого производственного задания, разбив его на элементы.

Стандарты должны быть представлены каждому сотруднику. Каждый сотрудник должен иметь представление о том, какого качества выполнения работ от него ожидают и менеджеры, и клиенты.

Во время обучения сотрудникам объясняется и демонстрируется, как они должны выполнять свои обязанности.

Контроль заключается в том, что фактическое выполнение обязанностей сравнивается со стандартом и при необходимости предпринимаются корректирующие действия.

На основании проведенного анализа подытожим основные проблемы, над которыми надо работать, чтобы улучшить кадровую политику предприятия и эффективность его работы:

  1. разработать стратегию развития предприятия на 2012-2015 гг.;
  2. разработать агрессивную маркетинговую программу, рекламные мероприятия, которые позволят увеличить объемы продаж;
  3. повышать качество обслуживания, за счет уменьшения затрат времени на обслуживание;
  4. совершенствовать формы и системы оплаты труда;
  5. разработать систему вознаграждений и поощрений персонала.

3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

Экономическая обоснованность определяется, как правило, сопоставлением результата (Р) и затрат (З).

Э = Р-З

Результатом внедрения какого-либо мероприятия в конечном итоге может быть либо прирост прибыли, либо снижение издержек.

Увеличение доходности составит 68000 руб. ежемесячно. Таким образом, сумма дополнительной прибыли (ежемесячно) составит:

385000 – 68000 = 317000 руб.

Ежегодно = 317000 * 12 мес. = 3804000 руб.

Можно увеличить доходы в среднем на 12%.

Можно рассчитать рентабельность мероприятий по персоналу:

Таблица 3 - Исходные данные

Показатели

Единица измерения

Величина показателя

Среднедневной объем выручки до проведения повышения квалификации персонала и тренингов

руб.

42839

Относительный процент прироста среднедневной выручки

%

1,03%

Количество дней учета объема выручки

дни

365

Прибыль на один рубль реализации продукции

руб.

0,19

Затраты на повышение квалификации персонала

руб.

18660


Дополнительный объем доходов от повышения квалификации персонала составит:

Д = 42839 *360 * 0,07 = 1068202 руб.

Прирост прибыли составит: 1068202 * 0,19 = 202958 руб.

Текущий годовой эффект равен: 202958- 18660 = 184298 руб.

Расчет эффективности повышения качества управленческих решений

Эффективность мероприятий данного направления проявляется в получении дополнительной прибыли.

Можно рассчитать мероприятий по разработке программного продукта по формуле:

Таблица 4 - Исходные данные

Показатели

Единица измерения

Величина показателя

Среднедневной объем выручки мероприятия

руб.

42839

Относительный процент прироста среднедневной выручки

%

1,03%

Количество дней учета объема выручки

дни

365

Прибыль на один рубль реализации продукции

руб.

0,19

Затраты на мероприятия

Тыс.руб.

75,4

Дополнительный объем доходов от мероприятия составит:

Д = 42839 *0,03 * 360 = 462661 руб.

Прирост прибыли составит: 462661 * 0,19 = 87905 руб.

Текущий годовой эффект равен: 87905 - 75400 = 12505 руб.

Данные расчетов экономической эффективности по повышению качества управленческих решений.


Таблица 5 - Изменение показателей деятельности ООО «ИНТУР» с учетом разработанных мероприятий

Наименование

Д, тыс.руб.

З, тыс.руб.

Эт, тыс.руб.

Мероприятия по персоналу

1221

21,2

1200

Внедрение программного продукта

1068

202

186

Стимулирование поддержки принятия решений

463

88

12,5

Итого

2752

311,2

1398,5

Расчёт влияния показателей эффективности мероприятий на изменение основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия:

1.Определяются суммарные результаты расчетов эффективности мероприятий, т.е. общий прирост выручки, высвобождение численности снижение издержек, увеличение прибыли и др.

2.Рассчитывается объем выручки по проекту,

= 15656+2752=18408

где - базовый объем выручки, т.р.,

- прирост объема выручки по расчетам эффективности мероприятий, т.р.

3.Определяется численность персонала по проекту

=17+0=17

где - численность персонала по базовому варианту, чел.,

- высвобождение (-), увеличение (+) численности, чел,

4. Определяется среднегодовая (), среднемесячная() заработная плата.

р.

7.Определяется величина расчетной себестоимости продукции

=18408*0,87=14366,2

8.Рассчитывается себестоимость продукции (услуг, работ),

, =14055+311,2=14366,2

9. Рассчитывается налогооблагаемая прибыль

где -проектируемая прибыль от реализации продукции

- прибыль от реализации имущества (если это предусмотрено проектом),

10.Рассчитывается чистая прибыль (средства в распоряжении предприятия) = 4041- 808,2 = 3232,8

11.Чистая прибыль распределяется в соответствии с учредительными документами предприятия на резервный фонд, на накопление, на потребление.

Таблица 6 - Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «ИНТУР» с учетом предложенных мероприятий

Наименование показателей

Единицы измерения

Величина показателя

Проектные данные в % к базовому варианту

Базовый вариант

2011г.

Проектируемый вариант

2012 г.

Абсолютные изменения

Выручка реализации услуг

тыс.руб

15656

18408

2752

117

Численность персонала

чел

85

85

-

-

Прибыль

тыс.руб

1601

4041

2440

252

Объём услуг на одного работающего

тыс.руб

920

1082

162

117

Фонд заработной платы персонала

тыс.руб

4962

5100

138

104,9

Среднегодовая заработная плата

1 работающего

тыс.руб

291,8

300

8,2

102

Себестоимость услуг

тыс.руб

14055

14366,2

311,2

1,02

Затраты на 1 рубль реализации

тыс.руб

0,89

0,78

-0,11

80

Налог на прибыль

тыс.руб

320,2

808,2

488

252,5

Прибыль чистая.В т.ч.

Фонд потребления

Фон накопления

тыс.руб

1280,8

320,2

960,6

3232,8

1293,1

1939,7

1952

972,9

979,1

252

403

201,9

Рентабельность продаж

%

10,2

21,9

+11,7

-

Рентабельность деятельности

%

11,3

28

+16,7

-

Срок окупаемости проекта

Лет

1 год

Годовой экономический эффект

Т. руб..

1398,5

Анализируя представленные финансово-экономические показатели ООО «ИНТУР» можно сказать, что по сравнению с 2011 годом поднялась выручка на 117%, не намного увеличилась себестоимость 1,02%, в связи с этим увеличилась прибыль на 252%, что самое важное в работе предприятия, выросла рентабельность на 16,7%. Показатели говорят сами за себя в отчетном году предприятие показало себя как хорошо отлаженный механизм, который идет уверенно к своей поставленной цели, оказание услуг и извлечение из этого прибыли

Заключение

Выбор основных направлений организационного развития является важным этапом развития любого предприятия. От рационального состава подразделений органов управления, их связи между собой и взаимодействия с подчиненными в значительной степени зависит эффективность работы системы управления и функционирования всей компании в целом.

Разработка управленческого решения является важнейшим процессом в процессе управления любой организации, т.к. от его качества зависит общий уровень результативности управления и жизнь самой организации. Так как любое решение приводит к последствиям, отражающимся на итогах финансово-хозяйственной и социальной деятельности предприятия, то это налагает на менеджера большую ответственность при его принятии [1].

Выделим основные моменты, связанные с управленческими решениями:

Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: что делать (объект)? как делать (технология)? для кого (потребители)? по какой цене? с какими параметрами? с какими затратами? в каком количестве? в какие сроки? где? кому (исполнители)?

Цель и задачи, поставленные в данной конкурсной работе, реализованы, в работе были рассмотрены основные формы организационных структур и на основе туристической фирмы ООО «ИНТУР» был проведен анализ существующей организационной структуры и процесса принятия управленческих решений.

В процессе изучения ситуации, был предложен ряд мероприятий по повышению эффективности деятельности турфирмы «ИНТУР».

Такими мероприятиями стали:

  1. проводить грамотную организацию системы управления персоналом.
  2. улучшить кадровую политику.
  3. определить потребности в подготовке и повышении квалификации работников по профессиям;
  4. разработать в установленном порядке годовые планы по подготовке и повышению квалификации кадров и обеспечение их выполнения;
  5. создать базу для профессионального обучения рабочих на производстве;
  6. разработать меры по изготовлению и внедрению специфических средств обучения;
  7. организовать курсовое обучение и курсы повышения квалификации работников непосредственно на предприятии;
  8. провести анализ результатов и эффективности подготовки кадров;
  9. изучить разработку предложений, направляемых руководству предприятия, по дальнейшему совершенствованию форм и методов обучения кадров на предприятии.
  10. совершенствование организации и условий труда.

Анализ эффективности предлагаемых мероприятий показал, что они рентабельны и жизнеспособны. Проводя в жизнь данные мероприятия ООО «ИНТУР» имеет возможность выхода на новый уровень бизнеса.