Техническая подготовка футболистов в группах начальной подготовки детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ)
ВВЕДЕНИЕ
Футбол - спортивная игра на травяном поле, в которой две противоборствующие команды используя ведение и передачи мяча ногами или другой частью тела (кроме рук) стремятся забить его в ворота соперника и не пропуская в свои. За всю историю своего развития человечество придумало множество различных игр, история которых очень интересна. Мир игр охватывает и увлекает взрослых детей, мужчин и женщин. И, конечно, самой популярной игрой является король игр футбол.
Доступность этой игры, огромная эмоциональность, разнообразие игровых ситуаций сделали футбол таким популярным и народным видом спорта нашей планеты. Футбол непрерывно развивается, а в связи с этим хоть и незначительно но постоянно корректируются и правила игры.
Выявление новых, более эффективных методов достижения высших форм двигательной деятельности позволяет прогрессу спортивного мастерства футболистов в ДЮСШ. Для любой спортивной игры характерна неопределенность действий противоборствующих сторон. Все диктуется обстановкой, ситуацией.
Ситуация не только определяет выбор действия из числа разученных специальных и подготовительных упражнений, но и создает новые упражнения. Игра как бы “творит” движения. Однако это не исключает, а предполагает внесение в игру управленческого характера, поиск лучшего, преодоления неожиданного.
Одиннадцать игроков составляют футбольную команду, все они занимают различные места в ней, и не так легко решить, где место самое важное. Команду можно сравнить с работающим механизмом. Заест какая-нибудь деталь - и тотчас нарушится размеренный режим работы. Но есть и различия между десятью игроками и одиннадцатым-вратарем. Вратарь - это последняя линия защиты. Плохая игра вратаря может свести на нет все усилия команды, а с другой стороны крепкая защита ворот прочно закрепляет победу или же, в противном случае, может обеспечить ничью.
Стабильный рост уровня подготовленности юных футболистов, особенно в ДЮСШ, может быть обеспечен теоретическим изучением и практическим внедрением результатов наиболее эффективных педагогических воздействий, а именно: средств, методов, целесообразных объемов тренировочных нагрузок и рациональной структуры. По мнению многих специалистов, актуальность обучения предполагает в итоге ускорение учебного материала за короткий срок, не ослабляя его эффективность. Это связано с акселерацией развития детей. Понятие акселерации развития или ускоренное развитие, занимает сейчас умы биологов, врачей и социологов всего мира. Дело в том, что за последнее столетие развитие человечества ускорилось повсеместно на земном шаре.
Многочисленные исследования в области детского и юношеского футбола, где основы закладываются в основном в детско-юношеских спортивных школах, группах и секциях коллективов физкультуры, в большинстве случаев рассматриваются отдельные вопросы подготовки юных футболистов и спортивных резервов, что способствует обучению футбола и совершенствованию технических приемам в целом.
Задачи:
1.Изучить техническую подготовку футболистов в группах начальной подготовки детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ)
1 Обзор методической литературы по обучению футболистов в ДЮСШ
Футбол игра коллективная, содержание которой определяется задачей: забить мячей больше, чем соперник. Реализация этой задачи осуществляется организованной деятельностью всего коллектива.
Структура деятельности базируется на мотивационной, моральной, волевой, технической и других возможностях футболистов, имеющих функциональную готовность разных систем на соответствующем уровне. Все это направлено на целесообразные коллективные действия в рамках заранее подготовленного тактического плана, подчиненные достижению стратегических задач.
Многочисленными исследованиями показано, что в коре большого мозга находится вероятностно-статистическая программа, способствующая созданию моделей, построенных по принципу "настройки системы", основанной на вероятностных связях. Эта программа двигательных действий вырабатывает стратегическую систему прохождения командной информации.
Чтобы уровень управляющих коррекций был достаточно высок, необходимы многократные индивидуальные и коллективные повторения как отдельных элементов избранных специальных действий, так и их комплексов.
В состав каждого упражнения входят факторы, которые усиливают или уменьшают эффект воздействия упражнений на организм футболистов. Это интенсивность выполнения упражнений, их длительность, режим чередования упражнений с отдыхом, количество повторений.
Чтобы добиться наибольшего эффекта в достижении тренированности, необходимо, как уже отмечалось раньше, найти оптимальные соотношения указанных факторов для решения каждой конкретной задачи с целью улучшения процесса управления функциональной активностью систем организма, которые создают и наиболее благоприятные условия для организации, технико-тактической структуры игры.
Поскольку игровые упражнения для футболистов являются основным тренирующим средством, мы разделили их на группы с учетом " задач действия", которые составляют структуру игры. На наш взгляд, предлагаемый принцип разделения игровых упражнений по "задачам действия" дает возможность тренеру творчески подходить к их выбору и даже конструировать новые упражнения, более четко варьировать основными фрагментами игровой деятельности, создавать полное представление у футболистов в процессе установки на игру об их деятельности на поле, составлять алгоритмы тренировочной программы технико-тактической направленности.[1]
1.1 Основы физической подготовки юных футболистов
Доказано, что и физические качества в частности у юных футболистов лучше развиваются в определенные периоды, по исследованиям педагогических условий воспитания физических качеств. Так мышечная сила у 12-14 летних спортсменов развивается равномерно, а затем в 14-15 лет сменяется периодом скачкообразного нарастания и только после 17 лет происходит наибольший прирост силы. Регулярность занятий футболом помогут сократить установленные периоды развития физических качеств. Неравномерно развиваются и спортивные качества.
Рост скоростно-силовых качеств (прыгучести) также происходит неравномерно. Самый значительный прирост наблюдается в возрасте от 12 до 13 лет, то есть на первом этапе занятий футболом. В 13-14 лет результат прыжка возрастает незначительно, а в 14-15 лет темп прироста снова повышается [1]
Ознакомление с техническими приемами может проходить с помощью самых разнообразных методов. Однако ведущими методами среди них являются объяснение и показ. Нормальное требование, согласно тестированию, по прыгучести для нападающих и защитников примерно одинаковые.
Выносливость юных футболистов характеризуется способностью к длительному выполнению упражнений без снижения их эффективности Изменяется она у мальчиков и девочек по разному. Прыжковая выносливость у девочек, например, резко возрастает в возрасте от 9 до 10 лет, а у мальчиков от 8 до 11 лет. В дальнейшем эти показатели изменяются незначительно. Выносливость мальчиков в работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 до 11 лет на 110-120%, а с 11 до 14 лет снижается и стабилизируется, причем ровно на год позже, чем у девочек. Многие считают, что гибкость у детей больше, чем у взрослых. Гибкость достигает максимума к 16 годам. Но это не значит, что в последующем, в процессе учебно-тренировочных занятий над развитием гибкости не следует работать.
Знание периодов возрастного изменения физических качеств позволит более точно дозировать физическую нагрузку.
Можно проверьте себя в таком упражнении. Встаньте в 4 метрах друг от друга. Каждый придерживает ладонью гимнастическую палку, стоящую вертикально. По сигналу быстро меняйтесь местами, не давая палкам упасть. Если упражнение выполняется легко, то расстояние можно увеличить. Развивается здесь стартовая скорость.
Интересно и упражнение - бег с выбыванием. Стартует вся команда на 20-30 метров. Один или два участника, оказавшиеся на финише последними, выбывают. Затем снова старт, и опять, последние выбывают. Побеждает тот, кто остался после всех стартов.
Чтобы быть ловким и быстрым, нужна сила, но такая, которую спортсмены называют взрывной. Например, когда футболисту надо сделать рывок, высоко выпрыгнуть, нанести резкий удар по мячу, во всех этих случаях ему помогает именно взрывная сила, что необходимо футболистам.
Развить силу можно и упражнениями с мячом. Выполнение сильных ударов по мячу развивает силу ног. Посадите себе на плечи или на спину напарника и походите с ним или даже, если сможете, побегайте немножко это тоже очень полезно.
Попробуйте одну ногу вытянуть параллельно земле, а на другой присесть. Сколько раз? Да сколько сможете. Попробуйте медленно приседать и так же медленно подниматься. Такое упражнение очень хорошо укрепит мышцы ваших ног.[2]
Что можно рекомендовать для укрепления рук? Самое простое подтягивание на перекладине.
Поупражняйтесь в освоении технического приема игры - вбрасывание мяча двумя руками по правилам игры. Для этого нужно поднять мяч обеими руками над головой, хорошо прогнуться и как можно сильнее и дальше бросить вперед, не отрывая пяток от земли. Проделайте так раз 10-12, и это тоже принесет большую пользу в развитии силы.
Упражнения в парах: возьмитесь ладонями правых рук покрепче и попробуйте перетягивать друг друга на свою сторону. Кто перетянет партнера до определенной границы, тот и победитель.
Очертите круг диаметром 2 метра, встаньте в него вдвоем и попробуйте вытолкнуть из этого круга своего партнера.
Неплохо устроить соревнования по борьбе. Победившим будет считаться тот, кто повалит соперника на землю. Челночный бег от ворот до ворот одно из лучших средств, для развития выносливости. Однако не увлекайтесь продолжительной игрой. Во время игры делайте небольшие перерывы и разбирайте ошибки. Все упражнения, которые вы будете выполнять для развития ловкости, скорости и силы, могут служить и упражнениями для развития выносливости. Даже упражнения по освоению техники, если вы их будете делать быстро и долго, станут упражнениями и на выносливость ребятам постарше (17-18 лет). Рекомендуем в тренировках различные кроссы и бег с переменной скоростью. Для развития быстроты, стартовой скорости предлагаются подводящие упражнения [3].
1. сильно ударить мяч о землю рукой или двумя руками, и, бьющему в это время сделать рывок. Сколько футболисту удастся пробежать метров, за время отскока от земли. Сделай рывок. Сколько ты пробежишь за 5 секунд? Выполняй прыжки в длину с разбега. Наибольший прыжок получится у тебя тогда, когда перед самым толчком ты наберешь максимальную скорость. Разбегайся с 20-25 метров;
2. половину площадки пробеги с максимальной скоростью. Далее прыжками боком на двух ногах переместись к одной из боковых линий площадки, а вторую половину снова пробеги с большой скоростью. И так несколько раз;
3. на расстоянии 12-15 метров от футбольных ворот на площадке воткни в землю палку, а в полуметре от нее положи мяч. Из ворот как можно быстрее пробеги до палки и, обежав ее, пробей точно в ворота, из которых ты стартовал.
4. пробеги несколько раз по кругу с максимальной скоростью;
5. положи несколько камешков через каждый метр и старайся пробежать змейкой между ними;(4)
6. начерти вдоль площадки кружки диаметром 25-30 сантиметров на различном расстоянии один от другого и быстро пробеги, ступая ногой в кружки, только ни одного не пропусти. После этого меняй расстояние между кружками и снова бегай за ним. Половину площадки пробеги с максимальной скоростью. Далее прыжками боком на двух ногах переместись к одной из боковых линий площадки [4].
1.2 Техника обучения техническим приемам игры в футбол
Техника игры в футбол сложна и многообразна, тем более если вести подготовку юных футболистов уже занимающихся футболом 3-4 года, и имеющих 1 разряд. Вдумчивая работа преподавателя, осуществляющего правильный подбор и необходимую последовательность выполнения упражнений, применяющего рациональные методы обучения и тренировки, стремящегося заинтересовать и активизировать занимающихся - все это поможет обеспечить успех в решении данной задачи.
Обучение техническим приемам проводится в следующей последовательности: разучивание приема в упрощенных условиях, разучивание приема в усложненной обстановке, закрепление приема, объяснение и показ. С помощью объяснения преподаватель добивается создания у юных футболистов правильного представления о структуре изучаемого приема, сосредоточивая при этом их внимание лишь на основном и опуская все тонкости и детали данного движения. Например, при ознакомлении занимающихся с ударом внутренней стороной стопы основное внимание сосредотачивается на главном (то есть положение стопы бьющей ноги, которая сильно развертывается носком наружу). Чтобы усилить эффективность объяснения, рекомендуется применять образность сравнений.
Порядок объяснения может быть таким: сначала преподаватель показывает прием, затем акцентирует внимание на его сущности и в заключении, раскрывает его тактические возможности. В целях создания у занимающихся ясного, четкого представления о структуре изучаемого приема, последовательности и согласованности его элементов, показ рекомендуется чередовать с объяснением, демонстрацией наглядных пособий, плакатов , диапозитивов, видеофильмов и кинограмм. Общее ознакомление с приемом заканчивается его практическим опробованием юными футболистами.
Это объясняется тем, что, не обладая необходимым двигательным опытом, начинающие футболисты не смогут справиться со сложным двигательным заданием. Использование в этом случае расчлененного метода по мере овладения занимающимися основными элементами приема постепенно свести их в общую структуру движения и после этого перейти к разучиванию уже в целостном виде [5].
К применению расчлененного метода необходимо прибегать и в тех случаях, когда занимающиеся, изучая прием в целостном виде, допускают грубые ошибки. В этом случае следует правильно вычленить искажаемый элемент движения и упражняться над его правильным исполнением. Например, выполняя удар по мячу серединой подъема, юные футболисты часто допускают типичную ошибку, ставя опорную ногу не на одной линии с мячом, а ближе или дальше. Для исправления ошибки, преподаватель может рекомендовать занимающимся имитировать удар с разбега, ставя опорную ногу на специально обозначенную на одной линии, с мячом отметку. Однако нередко искажение технических приемов футболистами - школьниками связано с их недостаточной физической подготовкой. В таких случаях перед преподавателем встает задача правильно подобрать и использовать при обучении необходимые подготовительные подводящие упражнения, которые бы эффективно способствовали освоению изучаемого движения [6].
Изучение технических приемов в усложненной обстановке в первую очередь предполагает воспитание у занимающихся умений выполнять приемы в различных изменяющихся условиях, приближенных к игровой обстановке. Такой подход должен обеспечить формирование у юных футболистов гибких двигательных навыков, совершенствование техники. Как утверждают большинство педагогов, усложнение выполнения технических приемов осуществляется в следующей последовательности: на месте, в движении при пассивном а затем активном сопротивлении соперника, в подвижных играх , игровых упражнениях и учебных играх.
При этом выполнение приемов на месте, не следует затягивать во времени, так как это в основном подчинено одной цели - созданию у занимающихся первичного представления о структуре движения. После опробования приема на месте необходимо сразу же перейти к выполнению его в движении. В целом же на этом этапе обучения не рекомендуется стремиться к достижению для всех занимающихся одинакового уровня овладения техникой игры.
Усилия юных футболистов следует сосредотачивать на отработке “своих” приемов, учитывая индивидуальные особенности строения тела, двигательную одаренность. В процессе изучения технических приемов в усложненной обстановке, у занимающихся одновременно формируются тактические умения. Причем отмечается такая зависимость: чем разнообразнее техническая подготовленность, тем большим тактическим потенциалом располагают юные футболисты.
Закрепление технических приемов осуществляется с помощью многократного выполнения упражнений в подвижных играх, игровых упражнения максимально приближенных к игре, в учебных и календарных играх, в которой каждый участник получает конкретные задания. В этой связи на занятиях значительно больше внимания уделяется индивидуальной работе юных футболистов, направленной на совершенствование специфических приемов, необходимых для выполнения в игре конкретных игровых функций. Важной особенностью процесса закрепления технических приемов является его слияние во времени с процессом развития у занимающихся физических качеств. Например, многократное выполнение технического приема в относительно небольшой отрезок времени будет выступать наряду с совершенствованием техники и как средство развития физических качеств, многократное повторение удара головой в прыжке способствует также
развитию прыгучести [7].
Технику игры в футбол принято делить на два основных раздела: техника игры в нападении и техника игры в защите. Характерными чертами техники современного футбола являются простота и предельная рациональность каждого приема. Настоящего мастерства футболист достигает, когда овладеет всем арсеналом техники, выполняет прием быстро и точно, владея непринужденно обеими ногами. Особенно важно умение безошибочно владеть мячом при быстром передвижении и непосредственном противодействии соперника.
Технику игры можно разделить на общую, которой должны владеть все игроки, независимо от занимаемого места в команде, и специальную, которой игрок пользуется с учетом своих игровых функций. Имеется некоторая разница и в движении рук. Если у спринтера руки движутся строго параллельному туловищу, то у футболиста в более горизонтальном положении, что создает лучшие условия для сохранения равновесия и смены направления бега.
Но футболист должен знать основы легкой атлетики и уметь бегать по-спринтерски, когда ему нужно догонять мяч или противника.
2 Классификации техники игры футболистов
Классификация техники футбола это распределение технических приемов на группы по общим (или сходным) специфическим признакам.
По специфике игровой деятельности в технике выделяются два крупных раздела: техника полевого игрока и техника игры вратаря. Каждый раздел включает в себя подразделы: техника передвижения игроков и техника владения мячом. Подразделы состоят из конкретных технических приемов, которые выполняются различными способами. Приемы и способы техники передвижений используются как полевыми игроками, так и вратарем.
Прыжки в обучении техники передвижения игроков применяются разнообразные. Используя прыжки в игровой обстановке, футболисты выполняют некоторые приемы остановок и поворотов.[8] Различают два приема прыжков: толчком одной и двумя ногами. Прыжки толчком одной ногой характеризуются активным отталкиванием, которое сопровождается маховым движением ноги и переносом ОЦТ тела в сторону прыжка. Траектория и величина прыжка зависят от игровой ситуации. Приземление происходит на одну или обе ноги. При прыжке толчком двумя ногами с места перед отталкиванием игрок быстро подседает. Активное выпрямление ног быстро сопровождается переносом ОЦТ в сторону прыжка и маховым движением руками.
Технические приемы в современном футболе характеризуются целесообразной с точки зрения биомеханики специализированной системой одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил. К внешним силам, действующим на тело футболиста, относится: сила тяжести собственной массы, сила реакции опоры, сопротивление среды и внешних тел (мяч, противник). Внутренними силами являются: активные и пассивные силы опорно-двигательного аппарата, (сила тяги мышц, вязкость мышц и связок, сопротивление костей и т. д.), а также реактивные силы, возникающие в процессе взаимодействия частей тела, в том числе и сила инерции.
Отдельный технический прием рассматривается как целостное движение. В то же время системно-структурный анализ дает возможность выделить и части технического приема, элементы во времени, которые называются фазами. В самом общем виде различают подготовительную, основную (рабочую) и завершающую фазы. Они имеют четко выраженные границы и отличаются одна от другой как целевой направленностью, так и определенными характеристиками движений.
Характеристика техники футбола начинается с техники передвижения игроков, которая является общим подразделом для полевого игрока и вратаря.
В процессе тренировочных занятий каждая команда разучивает целый набор различных тактических приемов, из которых состоит структура отбора мяча или структура поведения группы футболистов при реализации атакующих действий. Неопределенность заключается в том, что неизвестно, какая группа приемов окажется наиболее целесообразной и будет реализована.
Уменьшение степени этой неопределенности зависит от многих факторов, в частности, от преимущества технической подготовленности в обращении с мячом, надежности связи тактических действий между игроками, скорости переработки информации у игроков нашей команды в сравнении с соперником.
Эффективность всех этих факторов базируется, в свою очередь, на уровне функциональных возможностей систем, обеспечивающих проявление различных качественных и количественных сторон двигательной координации, скорости перемещения отдельных футболистов, выносливости, памяти, способности предвидения той или иной игровой ситуации и т.п.
В конечном итоге целесообразность использования необходимых тактических приемов как интегральных показателей перечисленного зависит уже от избранной стратегии их применения.
Таким образом, неопределенность ситуации заключается в том, что до проведения опыта, т.е. игры, мы не знаем в точности, какой из возможных вариантов будет наиболее рациональным. Поэтому количество получаемой информации является той мерой, которая уменьшает неопределенность ситуации и зависит только от числа исходов, причем неопределенность тем больше, чем больше число исходов.[9]
Здесь практика футбола сталкивается с большими трудностями анализа и обработки количественной информации, В этом плане организм человека имеет явное преимущество. Различные виды внешних воздействий вызывают различные, строго соответствующие их специфике частоту и величину импульсов. Это позволяет организму на каждое из них реагировать определенным образом, высчитывая в условных единицах информативность сигнала (отношении энергии воздействия к энергии реакции). При помощи определенных знаков информация может сохраняться. В основе этого соответствия лежит соответствие между сигналом и механизмом реакции на него. Исчезновение или изменение одного из элементов информационной ситуации означает исчезновение соответствия между ними и утрату информативности.
Внешнее воздействие сигналов непрерывно оценивается организмом, который реагирует на них в зависимости от этой оценки. Субъективные оценки сигналов могут не совпадать с их объективным значением для организма. В этом и заключается различие между ценностью информации и ее значением. Значение объективно и абсолютно, а ценность субъективна и относительна.
Оценка информации организмом осуществляется путем сличения ее с фиксированными состояниями многоуровневой модели среды, в которых степенью воздействия обозначено значение информации, проведенной , с одной стороны, в историческом опыте, с другой в индивидуальном, в том числе и создаваемой благодаря многократному повторению соответствующих тренирующих воздействий.
В футболе кроме бега часто применяются прыжки, с помощью которых осуществляется борьба за верховые мячи. В движении прыжки выполняются толчком одной ноги, а с места толчком двух. Очень важно и то, что спор в борьбе за мяч ведется не в одиночку, а коллективно. Согласованные действия с товарищами по команде, взаимопомощь и взаимовыручка сближают спортсменов.
2.1 Техника обучения передвижения футболистов
Техника передвижения включает в себя следующую группу приемов: бег, прыжки, остановки, повороты. В процессе игровой деятельности приемы
техники передвижения используются в самых различных сочетаниях. Так, например, в игре широко варьируется скорость передвижения футболистов от следующих параметров: от медленной ходьбы до стартовых ускорений и рывков с максимальной скоростью, неожиданно меняющемуся ритму бега и его направлению в зависимости от места нахождения мяча. Особенностью передвижения футболиста является сочетание различных приемов бега с прыжками, остановками, поворотами. Что приводит действия футболиста к нарушению его цикличности.
Приемы и способы техники передвижения находятся в тесной взаимосвязи с исскуством владения мячом полевыми игроками и вратарем. Целесообразное и комплексное применение приемов техники передвижения позволяет эффективно решать многие тактические задачи (открывание для получения мяча и отвлекающего маневра противника, выбора позиции, закрывание игрока и т. д.) [9].
Бег-основное средство передвижений в футболе. В футболе используются следующие приема бега: обычный бег, бег спиной вперед, скрестным шагом, приставным шагом. Обычный бег применяется игроками, продвигающимися в основном по прямой для выхода на свободное место, преследования противника и т. д. Обычным он назван потому, что как по системе движения (деление на фазы одиночной опоры и полета), так и по структуре такой бег не отличается, от легкоатлетического. Имеются лишь определенные различия в длине, частоте шагов и их ритме.
Бег спиной вперед используется главным образом занимающимися игроками, которые участвуют в отборе мяча, закрывании. Этот вид бега также характеризуется цикличностью (двойной шаг). Ему свойственны короткие, но частые шаги и незначительная фаза полета. Это связано с тем, что при переносе маховой ноги назад разгибание бедра ограничено.
Бег приставным шагом используется как правило при принятии правильного тактического целесообразного положения (например при закрывании). Его применяют как предварительную фазу передвижения, после которой в зависимости от игровой ситуации выполняют различные приемы техники передвижения.
Бег приставным шагом происходит на слегка согнутых ногах. Первый шаг делается в сторону ногой, ближайшей к направлению движения. Второй шаг является приставным. Условия при толчках маховых движений должны быть направлены в сторону, а не вверх.
Прыжки входят составной частью в технику отдельных способов ударов, остановок мяча ногой грудью и некоторых финтов [10].
Остановки. Остановки являются эффективным средством изменения направления движений. Применяются два приема остановки мяча: прыжком и выпадом. При остановке прыжком выполняют невысокий, короткий прыжок с приземлением на маховую ногу, которая для устойчивости несколько сгибается. Часто приземление выполняется на обе ноги.
Остановку выпадом осуществляют за счет последнего бегового шага. Маховая нога выносится вперед с опорой на пятку с последующим перекатом на ступню. Остановка выпадом характеризуется двухопорным положением со значительным сгибанием ног. После остановок обычно следуют быстрые перемещения в разных направлениях. Поэтому конечное положение в остановке должно быть стартовой позой для последующих движений.
Повороты. При помощи поворотов футболисты с минимальной потерей скорости изменяют направления бега. После поворотов на месте обычно следует стартовые действия. Повороты входят так же составной частью в технику выполнения некоторых способов ударов, остановок, ведения и обманных движений (финтов). При обучении техники передвижения игроков используют следующие приемы поворотов: переступанием, прыжком, поворотом на опорной ноге. В зависимости от игровых условий применяются повороты в стороны и назад. Выполняют их как на месте , так и в движении в зависимости от полета и приземления мяча.
Техника полевого игрока состоит из двух подразделов: техники передвижения и техники владения мячом.
Полевые игроки используют все многообразие приемов, способов и разновидностей техники передвижения [11].
2.2 Техника остановки мяча, обманные движения и отбор мяча
Что касается качества выполнения технических приемов передвижения игроков, то все полевые игроки должны владеть стабильным навыком выполнения всех групп прием в соответствии с рисунком 1,2.
Рисунок 1 Остановка катящегося мяча подошвой |
Рисунок 2 Остановка летящего мяча |
Техника владения мячом включает многогранную группу приемов: удары, остановки, ведение, обманные движения (финты), отбор мяча. Кроме того в технику владения мячом входит специфический прием, выполняемый руками - вбрасывание мяча из-за боковой линии. Функции игроков определяет только различия в количестве выполнения тех или иных приемов в процессе игры. Что касается качества выполнения технических приемов передвижения.
Цель остановки погасить скорость катящегося или летящего мяча для осуществления дальнейших целесообразных действий. Остановки выполняются ногой, туловищем и головой.
Остановка мяча ногой наиболее часто применяемый технический прием. Он выполняется различными способами, основные фазы движения являются общими для различных способов. Подготовительная фаза принятие исходного положения. Она характеризуется одноопорной позой. Вес тела на опорной ноге, которая несколько согнута для устойчивости. Останавливающая нога посылается навстречу мячу и развертывается к нему останавливающей поверхностью.
Рабочая фаза, начало уступающее (амортизирующее) движение останавливающей ногой, которая несколько расслаблена. В момент соприкосновения мяча и останавливающей поверхности (или несколько раньше) начинается движение назад, которое постепенно замедляется, скорость мяча гасится.
Завершающая фаза принятие исходного положения для последующих действий. ОЦТ переносится в сторону останавливающей ноги и мяча. После остановки выполняются преимущественно удары (передачи) или перемещения с мячом (ведение мяча) [12].
Остановка мяча внутренней стороной стопы используется при приеме катящихся и летящих мячей. Благодаря значительной останавливающей поверхности и большому амортизационному пути, этот способ остановки мяча имеет высокую степень надежности.
Для остановки катящегося мяча исходное положение - лицом к мячу. В момент соприкосновения мяча и стопы, или несколько раньше нога отводится назад до уровня опорной ноги. Останавливающая поверхность приходится на середину внутренней поверхности стопы.
Движение при остановке низколетящих мячей, т.е. мячей, летящих на уровне коленного сустава, существенно не отличаются от движений при остановке катящегося мяча.
Высоко летящие мячи останавливаются в прыжке. Толчком одной или двух ног выполняется прыжок вверх. После остановки, приземление происходит на одну ногу.
Остановка мяча подошвой, используется при остановке катящихся и опускающихся мячей. При остановке катящихся мячей - исходное положение лицом к мячу, вес тела на опорной ноге. При приближении мяча останавливающая нога, несколько согнутая в коленном суставе, выносится навстречу мячу. Носок стопы приподнят вверх на 10-15см. Пятка стопы находится над поверхностью на расстоянии 5-10 см.
В момент соприкосновения мяча с подошвой выполняется небольшое уступающее движение назад. Чтобы остановить подошвой опускающийся мяч, необходимо точно рассчитать место его приземления. Остановка производится в момент касания мяча земли. В этом случае подошвой стопы мяч накрывается, но не давится к земле.
Остановка мяча подъемом, получившая широкое распространение в последние годы, требует точного управления системой движения.
При остановке мячей, опускающихся с высокой траекторией, стопа останавливающей ноги расположена параллельно земле. Мяч принимается на нижнюю часть подъема (ближе к пальцам). Уступающее движение производится вниз - назад.
Остановка мяча бедром используется в современном футболе. В подготовительной фазе бедро выносится вперед. Угол его сгибания зависит от траектории полета мяча, бедро должно быть под прямым углом к опускающемуся мячу. Мяч соприкасается со средней частью бедра. Уступающее движение выполняется вниз назад [13].
Остановка мяча с переводом, по мнению авторов стала применяться в играх редко. В современном футболе все реже используют остановки без перевода, так как они замедляют темп игры и приходится выполнять дополнительные действия, чтобы эффективно использовать игровую ситуацию. Переводы преимущественно выполняются в сторону (вправо, влево) или назад (за спину).
Перевод мяча внутренней частью подъема преимущественно переводится в сторону или за спину. Исходное положение - вполоборота к опускающемуся мячу.
Выполнение остановки основано на тех же принципах амортизации и уступающего движения. Остановке мяча грудью свойственна трехфазовая структура движения, в соответствии с рисунком 3.
.
Рисунок 3 Остановка мяча грудью
В подготовительной фазе принимается целесообразное для остановки положение: футболист располагается лицом к мячу; стойка ноги врозь или на ширине небольшого шага (50-70 см.), грудь подается вперед, руки слегка согнуты в локтевом суставах, опущены вниз. Рабочая фаза характеризуется уступающим движением. При приближении мяча туловище отводится назад, плечи и руки выдвигаются вперед.
Выполнение остановки основано на тех же принципах амортизации и уступающего движения.
Этим способом возможна остановка мячей, летящих на уровне груди и опускающихся с различной траекторией. Основной механизм действий при остановках мячей, летящих с различной траекторией, одинакова. Различия только в деталях.
При остановке мячей, летящих на уровне груди, игрок располагается в прямой стойке, ноги чаще всего в положении небольшого шага, вес тела на впереди стоящей ноге.
При остановке опускающихся мячей туловище отклоняется назад. Угол наклона зависит от траектории полета мяча (грудь должна быть под прямым углом к опускающемуся мячу). Так как амортизационный путь невелик при остановке грудью, то необходимы точный расчет скорости и траектории мяча и своевременное выполнение уступающего движения [14].
Остановка мяча головой один из сложных технических приемов, довольно редко используется в игре, так как он труден по выполнению и менее надежен по сравнению с другими приемами и способами.
Ведение мяча. С помощью ведения мяча осуществляются всевозможные перемещения игроков. При этом мяч находится под их постоянным контролем. При ведении мяча используют бег(иногда ходьбу) и выполняют в различной последовательности и разном ритме удары по мячу ногой.
Основной прием ведения - это ведение мяча ногой, который представляет собой сочетание бега (реже ходьбы) и ударов по мячу ногой различными способами. Исходя из тактических задач, удары по мячу при ведении выполняют с различной силой. Задний толчок является подготовительной фазой для удара. Опорная нога ставится сбоку от мяча. Маховая нога движется к мячу, и производится удар. Различают несколько основных способов ведения, которые наиболее часто используются в игре. Их отличия заключаются только в способе нанесения ударов.
При ведении мяча средней частью подъема и носком осуществляется преимущественно прямолинейное движение. Ведение внутренней частью подъема дает возможность выполнить перемещение по дуге. Ведение мяча внутренней стороной стопы позволяет существенно менять направление движения. Наиболее универсальным является ведение внешней частью подъема, которое дает возможность выполнять прямолинейное перемещение, движение по дуге и с изменением направления [15].
При ведении прыгающих мячей используют удары средней частью подъема или бедром. Применяя эти два способа ведения мяча, можно продвигаться с держанием мяча в воздухе.
Обманные движения составляют группу технических приемов футбола, которые выполняются в непосредственном единоборстве с соперником. Финты применяют с целью преодоления сопротивления соперника и создания необходимых условий для дальнейшего ведения игры. Использование финтов позволяет успешно решать многие тактические задачи, как в атаке, так и в обороне.
Техника футбола включает следующие основные приемы обманных движений: “уходом”, “ударом”, “остановкой”. Имеются различные способы выполнения этих финтов и их разновидности.
При анализе техники обманных движений выделяют две фазы: подготовительную и фазу реализации. Инсценировка обманных движений в подготовительной фазе направлена на вызов ответной реакции соперника для противодействий. Естественность выполнения данной фазы определяет его ответную реакцию. Во второй фазе реализуются истинные намерения футболиста после реакции соперника на обманное действие. Фазе реализации свойственна значительная вариативность, которая обусловливается различными ситуациями и тактическими соображениями. Согласно научно-методическим исследованиям ведущего специалиста в области футбола, при выполнении финтов используются различные варианты “уходов” с мячом (вперед, вправо, влево, назад), убирание мяча, пропуск мяча партнеру и их сочетания, которые требуют от футболиста возрастной динамики ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений.
Финт “уходом” - технический прием, выполняемый различными способами, основан на принципе неожиданного и быстрого изменения направления движения. В подготовительной фазе игрок своими действиями показывает, что намерен уйти с мячом от соперника в избранном направлении. Перемещаясь, противник пытается перекрыть зону предполагаемого прохода. Но в фазе реализации, быстро меняя направление движения, игрок уходит с мячом в противоположную сторону.
Обманные движения на “уход” выполняются преимущественно на полусогнутых ногах, что обеспечивает широкую амплитуду движения, а также быстроту его изменения.
“Уход” выпадом используется футболистами намного чаще в игровой обстановке. При атаке соперника спереди игрок, ведущий мяч, показывает своими движениями, что он намерен обойти его справа или слева. Если рассмотреть действия футболиста при обманном движении вправо и уходе влево, то сближаясь с противником на расстоянии 1,5-2 м., игрок толчком левой ноги выполняет широкий выпад вправо - вперед. Причем проекция ОЦТ не доходит до площади опоры. Возникающее при этом неустойчивое равновесие будет, однако, способствовать дальнейшему движению.
Соперник пытается перекрыть зону прохода и перемещается в сторону выпада. Тогда резким толчком правой ноги игрок, выполняющий финт, делает широкий шаг влево. Внешней частью подъема левой ноги мяч посылается влево - вперед.
Финт “уход” с переносом ноги через мяч, применяется преимущественно при атаке сзади. Игрок, владеющий мячом, подготовленными действиями показывает, что намерен уйти в сторону (например, влево). Он поворачивает туловище налево, переносит правую ногу скрестно через мяч и делает выпад влево.
Противник, атакующий сзади, не видит мяча. Он реагирует на это движение и также делает выпад влево. В этот момент игрок с мячом быстро поворачивается направо, посылает мяч внешней частью подъема вперед, и затем следует дальнейшие действия согласно игровой ситуации.
Финт “ударом” по мячу ногой. Обманные движения “ударом” крайне разнообразны как по способу выполнения подготовительной фазы, так и по разновидности реализации истинных намерений. Различны и условия выполнения финта: во время ведения и после ведения. Если финт “ударом” выполняется после передачи и партнер находится на пути движения мяча в более выгодной позиции, то в фазе реализации мяч пропускается открытому партнеру [16].
Финт “ударом” по мячу головой, как считает ученый-специалист спортивных игр Портных Ю.И., зависит от умения высоко и вовремя выпрыгивать, нужно научиться рассчитывать момент нанесения удара по мячу. Запоздалый или преждевременный прыжок лишает возможности нанести удар.
В подготовительной фазе применяется исходное положение для удара головой по мячу, туловище отклоняется назад и выполняется замах для удара. Среагировав на замах, соперник, который находится перед игроком или сбоку от него, останавливается в ожидании удара в первом случае или перемещается в сторону предполагаемого полета мяча. Реализуя свои тактические замыслы, игрок вместо удара выполняет остановку мяча грудью (преимущественно с переводом вправо, влево и назад) или пропускает мяч с последующим поворотом на 180 градусов и овладевает им.
Финт “остановкой” мяча ногой. Обманное движение на остановку выполняется различными способами во время ведения и после передачи мяча партнерам. Во время ведения при попытке отбора мяча сбоку или сбоку - сзади, применяется финт “остановкой” с наступления на мяч подошвой.
Финт “остановкой” грудью и головой. В фазе реализации вместо остановки осуществляется отпуск мяча, игрок поворачивается на 180 градусов и овладевает мячом.
Отбор мяча осуществляется главным образом в момент приема мяча противником или во время его ведения. Эффективность использования отбора обуславливается ситуационными способностями футболиста, т.е. способностями точно оценить расстояние до противника и мяча, скорость их перемещения, расположение игроков и т.д. Сближаясь с соперником или сохраняя дистанцию, надо атаковать соперника, когда он несколько отпустит мяч от себя. В этот момент атакующий игрок делает рывок к мячу и ударом ногой, остановкой или толчком плеча выполняет отбор.
Существует две разновидности отбора: полный, и неполный. При полном отборе мячом владеет сам отбирающий или партнер. При неполном отборе мяч отбивается на определенное расстояние или выбивается за боковую линию. Несмотря на то ,что мячом овладевает соперник, создается помеха его атакующим действиям и выигрывается время для рационального перестроения обороны. Противник вынужден менять темп и фронт атаки.
В сложных игровых ситуациях для отбора мяча используют специальные способы: в выпаде, в подкате.
Отбор мяча в выпаде позволяет опередить соперника и провести отбор на расстоянии 1,5-2м. Способ применяется при попытке соперника обойти игрока справа или слева. Быстрым перемещением в сторону мяча осуществляется выпад. Его ширина зависит от расстояния до мяча . Труднодостигаемые мячи отбираются в полушпагате и шпагате. При отборе в выпаде применяют “удар” и “остановку”. В первом случае мяч выбивается из-под ног соперника преимущественно носком. При использовании “остановки” стопа располагается на пути движения мяча и не дает возможности протолкнуть мяч по ходу движения [17].
Отбор мяча в подкате позволяет овладеть мячом, который находится на значительном расстоянии более 2 м. от игрока. Отбор осуществляется преимущественно сзади или сбоку. Отбор мяча очень сложный технический прием. Кроме чисто физических качеств, для его выполнения нужна еще и очень большая расчетливость. Ведь в момент единоборства с соперником, который владеет мячом, инициатива принадлежит ему: он в каждом случае может применить совершенно разные средства обыгрывания защитника. Значит, игрок обороны должен сперва уловить намерение владеющего мячом и лишь потом применить тот или иной прием отбора мяча.
Отбор толчком плеча должен выполняться в соответствии с правилами игры. Игрока, владеющего мячом, разрешается толкать на игровом расстоянии плечом и только в плечо. Толчок осуществляется только с целью овладения мячом и не должен носить грубого и опасного характера.
Для более успешного использования данного приема толчок плечом нужно выполнять в момент, когда противник находится в одноопорном (на дальней ноге) положении.
Вбрасывание мяча единственный технический прием, выполняемый полевыми игроками руками. Структура движения при вбрасывании во многом определяется требованиями правил футбола и не представляет особой сложности [18].
При ловле низколетящих (до уровня живота) и опускающихся перед вратарем мячей в подготовительной фазе слегка согнутые руки выносятся ладонями вперед навстречу мячу. Пальцы несколько расставлены и полусогнуты. Одновременно туловище незначительно наклоняется вперед, а ноги сгибаются.
Величина их сгибания зависит от траектории полета. В момент соприкосновения с мячом, вратарь подхватывает его кистями снизу и подтягивает к животу или груди. При значительной скорости мяча выполняется дополнительное уступающее движение назад за счет выпрямления ног и наклона туловища вперед.
В процессе игры приходится осуществлять ловлю мячей, катящихся и низколетящих в стороне от вратаря, а также опускающихся перед ним на значительном расстоянии. В этом случае вратарь предварительно перемещается в сторону направления движения мяча беговым приставным или скрестным шагом, а так же прыжком преимущественно толчком одной ноги вверх, вверх вперед или вверх в стороны [19].
Для овладения мячами с высокой траекторией, используют ловлю двумя руками сверху в прыжке. В зависимости от направления полета мяча толчком одной или двумя ногами выполняют прыжки вверх, вперед-вверх или вверх- в стороны. Прыжок толчком одной ногой выполняется преимущественно в движении, а прыжок толчком двумя ногами - с места. В момент отталкивания руки маховым движением выносятся вверх к мячу, После ловли приземление происходит на несколько согнутые ноги.
Ловля мяча сбоку применяется для овладения мячами, летящими со средней траекторией в стороне от вратаря.
В подготовительной фазе руки выносятся в сторону - вперед по направлению полета мяча. Кисти параллельны, пальцы несколько расставлены и полусогнуты. Вес тела переносится на ближнюю к стороне ловли, ногу.В ту же сторону несколько поворачивается и туловище.
Ловля мяча в падении - эффективное средство овладения мячами, направленными неожиданно, точно, а часто и сильно в сторону от вратаря. Используется этот прием ,в основном, при перехвате (“прострелов”вдоль ворот) и при отборе мяча в ногах у противника. Имеется два варианта ловли мяча в падении: без фазы полета и с фазой полета. Первый вариант применяется для ловли катящихся и низколетящих на расстоянии 2-2,5 м. в стороне от вратаря мячей.
Прерывая прострельные и навесные передачи, вратарь в единоборстве с игроками противника должен отбить мяч на значительное расстояние. Для этого используется удар по мячу одним или двумя кулаками.
Перевод мяча. Направление вратарем летящего в ворота мяча через верхнюю перекладину, называется переводом. Главным образом переводятся мячи, летящие сильно и с высокой траекторией над вратарем или в стороне от него.
Бросок мяча одной рукой выполняется сверху, сбоку и снизу. Броски мяча выполняются на месте, в шаге. Их использование в движении строго регламентируется правилами.
3 Организация и методы исследования
Анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемого вопросов, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающихся вопроса технической и тактической подготовки, как одного из разделов специальной физической и технической подготовки футболистов.
Первый тест ведение мяча ногами между стойками
Описание теста
Отмечается две контрольные линии на расстоянии друг от друга 26 метров (длина баскетбольной площадки). Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он бежит (ногами ведет мяч), до противоположной линии, там разворачивается и бежит с ведением мяча обратно. Засекается общее время. Выполняется одна попытка.
Второй тест удар мяча ногой на точность в половина мини футбольных ворот
Описание теста
Мини футбольные ворота делятся пополам брусом 1,5 метра. С расстояния 15 метров футболист пробивает по воротам правой или левой ногой из 10 раз. Его задача попасть в ворота.
Третий тест
Описание теста
Занимающийся становится за боковую линию, принимает стойку футболиста, берет мяч двумя руками, и из-за головы производит бросок мяча в поле на дальность. Дается три попытки и лучший результат фиксируется как зачетный.
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств и совершенствованию технических приемам применялись следующие:
1.Прыжки через скамейки правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3-4 скамейки по 4-5 серий.
2. И.п. скамейка между ног запрыгивание на скамейку. 4-5 серий по 10-15 повторений.
3. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по10-15 повторений, = 30-40 сек.
4. Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии, = 30-40 сек.
5. Прыжки со скакалкой на полу или на мате. 40-50 прыжков по 3-4 серии (высота подскока выше среднего).
6. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. 3-4 прямых по 10-15 м.
Данное тестирование я проводил совместно с тренерами преподавателями детско-юношеской спортивной школы. Учебно-тренировочную группу я брал свою, то есть ту, с которой я занимаюсь в своей школе.
С данной группой я работаю уже второй год, поэтому и результаты юные футболисты показывают хорошие.
Таблица 1
Техническая подготовка (тесты) юных футболистов
№ п/п |
Ф.И.О. |
Ведение мяча ногами между стойками на расстоянии 25 м(сек) |
Удар по мячу ногой на точность с расстояния 15 м,.из 10 раз. |
Вбрасывание мяча двумя руками из-за боковой линии. (метры) |
|||
Групп 3 разряда |
В начале |
В конце |
В начале |
В конце |
В начале |
В конце |
|
1 |
Дягелев. |
10 сек |
10 сек. |
6 раз. |
5 раз . |
14 метров. |
13 метров. |
2 |
Звонарев |
10 сек. |
9 сек. |
8 раз. |
8 раз. |
13 метров. |
14 метров. |
3 |
Куликов |
15 сек. |
12 сек. |
7 раз. |
8 раз. |
14 метров. |
13 метров. |
4 |
Макаров |
14 сек. |
12 сек. |
3 раза. |
4 раза. |
11 метров. |
15 метров. |
5 |
Омаров |
12 сек. |
11 сек. |
4 раза. |
5 раз. |
13 метров |
12 метров. |
6 |
Соколов |
11 сек. |
10 сек. |
4 раза. |
5 раз. |
13 метров |
13 метров |
7 |
Свиридов |
10 сек. |
9 сек. |
5 раз . |
6 раз. |
14 метров |
14 метров |
8 |
Толбеев |
11 сек. |
10 сек. |
8 раз. |
8 раз. |
14 метров |
15 метров. |
Заключение
Техника игры в футбол представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных ситуациях и сочетаниях (совокупность игровых действий в защите и нападении), для достижения поставленной цели, в частности в отделениях футбола ДЮСШ.
Футбол самая популярная, одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому. Особая привлекательность футбола объясняется его доступностью среди детей и подростков. Успех в сложной борьбе на футбольном поле приходит только к тем, кому удается проявить множество самых разных качеств. Чтобы победить в непосредственном споре с соперником, необходимо быть смелым, настойчивым и терпеливым, обладать волей, необходимой для ведения упорной борьбы.
Очень важно и то, что спор этот ведется не в одиночку, а коллективно. Согласованные действия с партнерами по команде, взаимопомощь и взаимовыручка сближают спортсменов. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов.
Искусное владение техникой неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармонического развития футболиста, которая преподается в группах детско-юношеских спортивных школ.
Техника влияет на все разделы подготовки футболиста, тем более которые перешагнули юниорский рубеж, то есть вышли на уровень мастеров спорта. Между техникой, с одной стороны, и развитием двигательных качеств функциональными и психологическими особенностями футболистов с другой, существует органическая взаимосвязь.
Чем выше уровень развития физических качеств в оптимальном их отношении, тем больше возможностей для совершенного овладения техникой и ее реализации. И наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше реализуются физические и другие качества.
Поэтому техника игры в футбол, исполнение технических приемов тесно связана с тактическими действиями и принципиально зависит от последней и, влияет на ее развитие. Естественно, что заложили в начальных группах подготовки, сделали «фундамент» техническим приемами и основам физической подготовки в ДЮСШ, так они будут и в дальнейшем совершенствовать техническую, тактическую и физическую подготовку, что в итоге скажется на мастерстве футболиста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Джамантаев А.С., Педагогические условия воспитания физических качеств с использованием спортивных игр/-Астана, 2003, с.23
2. Подвижные игры. Под ред. Корнеевой Е.В.-Ростов-на Дону, 2006, с.12
3. Казаков С.В., Спортивные игры - энциклопедический - справочник, изд.Ростов-на-Дону, 2005, с.41
4. Ковалев В.Д., Спортивные игры,- М.,1998, с.11
5. Спандарян Л.Г., Спортивные игры: техника, тактика обучения М.,2001, с.55
6. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М.- ,М.,2004, с.30
7. Рудской В.И., Спортивные игры,- М.,2005, с.44
8. К.Ренедж, Футбол, -М., 2001, с.59
9. Г.Харви, Р.Дагворт, Футбол для начинающих, - М.,2001, с.20
10. Л.К.Волошин, Играем в футбол, изд.”Дошкольное образование”, М.- 2005, с.38
11.Гафуров И.Н., Особенности национального футбола,- изд.”Новое поколение”, 2002, с.21
12. Васильев С.К., Техника игры в футбол, изд.-”Спорт”, 2003, с.22
13. Акимов А.М., Игра футбольного вратаря,- изд. “ФКи С”, 1978, с.34
14. Андреев С.Н., Футбол - твоя игра, -изд. “Просвещение”, 1989, с.65
15. Андреев С.Н., Футбол в школе, изд.- “Просвешение”, 1986, с.11
16. Аркадьев Б.С., Тренерское наследие,- изд.”ФКиС”, 1990, с.27
17. Давыдкин С.В., На пути к вершине,- изд.”Просвещение”, 1991, с.8
18. Зябнов С.Л., Звенят мячи у околицы,- “ФКиС” 1984, с.14
19. Качалин Г.Д., Тактика футбола, -“ФКиС”, 1986, с.22
20. Козловский В.И. ,Подготовка футболиста,- М., 1997, с.17
PAGE 26
Техническая подготовка футболистов в группах начальной подготовки детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ)