Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога

PAGE \* MERGEFORMAT3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Специальная психология как профессия (отечественные специалисты о профессии специального психолога)…………………………...5

  1. Основные направления деятельности специального психолога………5
    1. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога………………………………………………..11

Глава 2. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога……………………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………..26

Список литературы…………………………………………………………….28

ВВЕДЕНИЕ

Специальная психология занимает важное место в подготовке психологов, специализирующихся в сфере детской практической психологии, психологического консультирования и коррекции, так как в своей профессиональной деятельности они повседневно взаимодействуют с детьми, имеющими отклонения в развитии и особенности в поведении. Соответствующий курс является неотъемлемой частью программы обучения, входит в перечень обязательных дисциплин и направлен на изучение общих закономерностей и особенностей нарушений развития детей.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.

Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского.

Задачами специальной психологии на современном этапе являются выявление особых образовательных потребностей детей, по тем или иным причинам выпадающих из системы, ориентированной на нормальный тип развития; определение психологических условий реализации особых потребностей детей в различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при интеграции в социум.

Актуальность темы, ее значение обусловлено тем, что количество детей с отклонениями в психическом, интеллектуальном развитии увеличивается год от года. Неблагоприятные экологические, социально-экономические факторы привели к ухудшению здоровья детей и взрослых: распространенность различных форм заболеваний и аномалий развития у детей и подростков достигла степени «статистической нормы», а показатели абсолютного здоровья детей все больше приближаются к «исключению из правил». По данным исследований, от 50 до 60% дошкольников имеют различные нервно-психические расстройства. А признаки школьной дезадаптации в виде утраты учебной мотивации, нарушений в поведении отмечаются почти у трети учащихся младших классов. И если медицина должна лечить болезнь, то перед психологией стоит задача – учить жить с такими детьми, по возможности смягчить состояние «не таких, как все» школьников, которые не могут учиться и развиваться в обычных, традиционных условиях. Им необходима система психолого-педагогической помощи, ориентированная на особые потребности и направленная на обретение полноценной и достойной жизни в обществе. Научному обоснованию такой системы служит специальная психология.

Цели исследования. В процессе написания данной курсовой работы преследовалась основная цель: комплексное изучение вопросов касающихся деятельности специальных психологов (как профессии) в ключе личностных качеств и профессионально-этических норм, чему способствовал анализ научных работ отечественных и зарубежных психологов, учебных изданий по рассматриваемой теме, систематизация, закрепление и расширение полученных знаний.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

- выявить основные направления деятельности специального психолога;

- изучить требования, предъявляемые к личности и профессиональной подготовке специального психолога;

- рассмотреть и систематизировать профессионально-этические нормы деятельности специального психолога.

Глава 1. Специальная психология как профессия (отечественные специалисты о профессии специального психолога)

1.1. Основные направления деятельности специального психолога

Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Р.Е. Левина, И.А. Соколянский, И.М. Соловьев, Г.Я. Трошин, Ж.И. Шиф и другие. Многие из них были соратниками и учениками Л.С. Выготского.

С.М. Богословский под профессией понимает деятельность, и деятельность такую, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию, и признается за профессию личным самосознанием данного лица [8].

Для того чтобы иметь представление о понятии «профессия» полезно разобраться с такими близкими понятиями, как понятие «специальность» – это деятельность человека, направленная на выполнение им определенных трудовых функций, необходимых для общества, которая дает ему возможность взамен выполненного труда получить необходимые средства существования и развития. То есть это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т.п.

Известный психолог Е.А. Климов рассматривает разные аспекты понятия «профессия»:

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился «хорошо зарабатывать» за свой труд, а кто-то даже не стремится к этому, обнаруживая иные «радости» в профессии), но базовая система ценностей у представителей одной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых «доходов»).

  1. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности.
  2. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала [10].

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Само слово «профессия» происходит от латинского profiteri – «говорить публично». Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем [8].

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».

Можно выделить два основных вида профессиональной деятельности психологов:

1) научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей).

Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и прикладной психологии – один из наиболее распространенных и престижных видов деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений).

Научно-психологические исследования характеризуются объективностью, обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия.

2) практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика).

Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.

Основные виды деятельности специального психолога – психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа [1]. Иногда в качестве вида деятельности специального психолога называют психотерапию. Однако этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии.

Психологическое оценивание – данное направление деятельности можно назвать диагностической деятельностью специального психолога. Основной задачей психолога здесь является оценка развития каких-либо психологических качеств у конкретного человека, постановка диагноза его психического развития, т.е. проведение психодиагностики.

В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в

1924 г. швейцарским психологом Германом Роршахом [3]. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.

В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека.

Психологическое консультирование. Этот вид деятельности специального психолога используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей.

Основное средство консультирования – это беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации специальный психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Цель психологического консультирования – помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения.

Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры. Для психологического просвещения используются лекции, беседы и семинары. Также инструментами такого просвещения можно считать информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности – важнейшая основа психологического просвещения.

Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа – это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Специальный психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определенном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним из них.

Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г. С. Абрамовой, «эффективность работы специального психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки» [1;12] По-видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.

Эффективность психокоррекционной работы связана с учетом следующих важных моментов:

  1. динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;
    1. эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;

3) эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Под деятельностью психолога по отношению к проблемным детям или детям с трудностями и отклонениями в развитии Н.Я. Семаго и М.М. Семаго понимают оказание специальной психологической помощи, поскольку такая работа не укладывается в рамки стандартных психолого-педагогических технологий, рассчитанных, прежде всего, на некую усредненную «массу» детей [22]. Такая специализированная помощь должна опираться на положения и принципы именно специальной психологии как науки о «нестандартности» и «ненормативности».

   Как уже говорилось выше, психодиагностика подразумевает выявление агрессии, тревожности, личностных, мотивационных, познавательных и других особенностей детей. Но на этом этапе работа психолога не заканчивается. Он должен разработать рекомендации для каждого ребёнка, письменно оформив их, и провести коррекционные занятия с теми учениками, у которых выявлены отклонения от нормы. Эти занятия проводят индивидуально или с группой в форме тренингов, упражнений или игр для дошкольного и младшего школьного возраста, направленных на устранение проблемы.

   Психопрофилактика включает в себя объяснение вреда курения и употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение правонарушений и прочее. Кроме того, специальным психологом ведется просветительская работа с родителями и преподавателями. Также специалисты выступают на педагогических советах и родительских собраниях с целью рассказать об особенностях психологии детей определённого возраста. Некоторые психологи в школах индивидуально консультируют родителей и детей по волнующему их вопросу, помогая понять причину проблемы в ходе индивидуальной беседы.

1.2. Требования к личности и профессиональной подготовке

профессии специального психолога

Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человеческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает.

Важными личностными характеристиками психолога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.

  • структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.
    • первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).

Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.

Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать [18].

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов, можно выделить следующие личностные черты, желательные для специального психолога: концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта [5].

К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта: он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства» [21; 69].

Можно выделить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики:

а) профессиональное самосознание специалиста, т.е. комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения – характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;

в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне [15].

Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Профессиональные знания психолога – это сведения из общей, возрастной психологии, психологии личности, психодиагностики, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии.

Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии:

теоретико-методологические – комплексное знание о человеке как био-социо-психо-космическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога;

методические – современные технологии специальной психологической работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности;

прикладные – способы, приемы, виды психологической диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в психолого-педагогическом процессе.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники». Их можно классифицировать следующим образом: гностические (поиск, восприятие и отбор информации); проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование); конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств); организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и изменение обучаемых); коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения); оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса); рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения) [25].

Уместно рассмотреть профессиональные умения психолога, отражающие специфику его деятельности, более подробно.

Коммуникативные умения:

- вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения;

- осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;

- сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;

- вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблемы;

- соблюдать конфиденциальность в работе и такт;

- побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;

- влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;

-правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Прикладные умения:

- исследовательские (анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов);

- психолого-педагогические (анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи);

- специально-психологические (психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.).

Организаторские умения:

- ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем; организовывать подопечных на их выполнение; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности; планировать индивидуальную работу с клиентом;

- организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов;

- определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;

- выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;

- объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.

Аналитические умения:

- изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;

- анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;

- проектировать конечный результат профессиональной деятельности;

- анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;

- анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;

- анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы;

- творчески перерабатывать необходимую информацию;

- анализировать конкретную жизненную ситуацию, причины и истоки проблем.

Педагогические умения:

- обучать других искусству помогать людям;

- выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;

- обучать социальным повседневным жизненным навыкам;

- стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;

- воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);

- излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.

Умения саморегуляции:

- контролировать свои эмоции в любой ситуации, управлять своим настроением, предъявлять к себе повышенную требовательность;

- переносить большие нервно-психические нагрузки, поступаться своими интересами ради интересов подопечного, снимать психологическое напряжение [17].

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу.

К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Существует несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии.

1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о способах выработки оценки собственной практики.

  1. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее.
    1. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость,

самоопределение, конфиденциальность, честность профессиональной деятельности.

  1. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях.

5. Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех.

6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними.

7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных

социальных проблем.

  • соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. В научной литературе выделены следующие виды деятельности:

1) репродуктивный – умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);

  1. адаптивный – достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;
    1. локально моделирующий знания – умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;
    2. системно моделирующий знания – владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом [19].

Глава 2. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога

Современный уровень психологической науки и практики, выросшая степень их влияния на социальные и экономические процессы, настоятельно требуют специальной регламентации действий психологов, как в процессе исследовательской работы, так и в ходе практической реализации их рекомендаций. Неправильные действия психологов могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в коллективе, усугубить состояние и положение консультируемого человека, скомпрометировать, в конечном счете, психологическую науку.

В регуляции деятельности практического психолога важную роль играют профессиональные этические принципы. Профессиональные психологические сообщества санкционируют систему норм, которые обязан знать и на которые ориентируется в своей работе психолог. Профессионально-этические нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми.
Эти принципы закрепляют ответственность психолога, характер его отношений к другим участникам психотерапевтического процесса. Психологическая практика непрофессионалов, а также игнорирование этических норм отдельными психологами во многом дискредитируют социальную репутацию психотерапевта и консультанта. В России пока нет достаточно авторитетного сообщества, которое выполняло бы функции эффективного этического контроля за деятельностью в области практической психологии[20].
Особенностью этической регуляции отношений психолога и клиента является то, что специальные права последнего законодательно не защищены. Все еще отсутствует судебная практика рассмотрения дел о нарушении прав участников психотерапевтического, консультативного процесса. В этой ситуации значение этических норм возрастает, хотя они при этом сохраняют свой механизм. Заимствование опыта зарубежных практикующих психологов, а также обобщение отечественной практики позволяет представить наиболее общие принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в практической психологии.
1. Ответственность. Специальный психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат оказания психологической помощи. Исходным пунктом его деятельности являются интересы ребенка. Однако ответственность психотерапевта за решение проблемы ребенка нельзя преувеличивать, – она имеет свои границы. Ребенка следует убедить в том, что прогресс в его состоянии будет зависеть прежде всего от него, и этот сложный путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психолога.
Помимо теоретической подготовки от психотерапевта требуются специальные навыки и умения. Он должен обладать определенными личностными характеристиками. Прежде всего психолог должен уметь решать собственные проблемы, ибо они провоцируют ошибки в работе. Психологу важно развивать умение понимать и удовлетворять свои глубинные потребности. Если психолог компенсирует свои проблемы, он оказывается закрытым для понимания клиента. Специальный психолог является моделью для ребенка, и поэтому его состояние во многом определяет существо происходящих изменений.

2. Конфиденциальность. Здесь имеется ввиду правило, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента (ученика) и самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте какому-либо должностному лицу. Следует соблюдать этот принцип и в работе с родителями, даже если они явились инициаторами обращения ребенка за помощью. Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение принципа конфиденциальности вызывает доверие к специалисту и способствует установлению продуктивных отношений.
В то же время конфиденциальность имеет свои границы. В некоторых ситуациях просто необходимо вмешательство третьих лиц и, соответственно, разглашение информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дому.

3. Эмпатия. Этот принцип связан с отношением к ребенку, которое должно заключаться в принятии клиента таким, каким он есть. Что бы ни говорил человек – все достойно доброжелательного внимания. Психолог принимает человека и его проблемы такими, какие они есть. Тогда клиент становится способным принять себя. Парадоксальность этой ситуации состоит в том, что, только приняв себя, человек способен измениться.
Психолог, естественно, имеет свои человеческие, гражданские и профессиональные ценности и идеалы. Но даже будучи убежденным в универсальной значимости своих ценностей, он не отвергает ценности клиента, даже если они «хуже» его собственных, не обращает клиента в свою веру, не превращается в сектанта или миссионера. Психолог не указывает «праведного пути». У практического психолога единственный идеал – идеал здорового функционирования и курс на развитие личности на основании своих собственных ресурсов.

4. Принцип ненанесения ущерба – один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе и своем поведении, с которой он не знает, что делать; он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь; неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом.
Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента.

Существует широкое и узкое понимание этики. Этика в широком смысле - это понимание идеалов, моральных принципов и норм поведения, назначения человека и смысла его жизни. Она имеет очень большое значение в работе специального психолога. С одной стороны, он должен соблюдать многие этические принципы в общении с детьми, с другой стороны, передает этические знания ученикам, помогает усвоить их и строить на этой основе свое поведение. Многие этические принципы являются основой профессионализма специального психолога. В их числе эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые качества, отношение к себе и другим (вежливость, взаимопомощь, доверие, дружба, сочувствие, требовательность), социальные качества (жизненная позиция, принципиальность, сознательность, чувство нового), активность, культура поведения, трудовая этика, понятия общественного сознания, ценностей и др.

Этика в узком смысле, профессиональная этика - это следование общим принципам морали и выработка на их основе правил поведения и общения на работе. Обычно подобные правила объединяются в кодекс, т.е. свод правил, обязательных для исполнения всеми представителями профессии (в него входят правила, которые выработаны общественным сознанием на протяжении времени). Обычно в кодекс включают и те нормы, которым следует большинство представителей профессии, и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, обязательными.

Существует несколько профессиональных этических принципов, обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми. Например, международный этический стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения), компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента, информирования его о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма.

Также существует еще принцип морально-позитивного эффекта исследования, который важен для поддержания имиджа специального психолога. Скажем, в коррекционной школе специальный психолог занимает особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из его кабинета неудовлетворенными или расстроенными.

Возможно, что во время консультации были затронуты неприятные для ребенка или специалиста темы либо разговор получился резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим ребенка (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к тому, что объективный «портрет» человека будет значительно расходиться с его представлениями о самом себе. Особенно часто это происходит как раз при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или особенностями общения со сверстниками. Тем не менее, всегда следует помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы «плохими», с точки зрения ребенка, ни оказались результаты, он не должен уходить из кабинета специального психолога расстроенным или неудовлетворенным. Всегда можно найти слова, поддерживающие или ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы.

Существует, по меньшей мере, еще одна причина, объясняющая необходимость соблюдения принципа морально-позитивного эффекта исследования. Деятельность психолога еще не до конца понятна людям, особенно тем, кто имеет низкий уровень образования. Иногда ее путают с работой психиатра или сравнивают с работой гипнотизера. Все это вызывает определенные опасения у людей, боящихся, что психолог будет манипулировать ими или раскроет их сокровенные тайны и начнет использовать эту информацию не по назначению. Поэтому соблюдение принципа морально-позитивного эффекта исследования важно для поддержания имиджа и авторитета профессии в целом. С этой же целью важно, чтобы посетитель каждый раз узнавал что-то новое во время работы со специальным психологом.

При рассмотрении основных требований к профессионалу-психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие- то общепринятые стандарты и профили. Общая логика формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога, по мнению А.К. Марковой, предполагает следующие важные моменты:

  1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач.
    1. Далее на основе имеющихся качеств и умений нередко возникают новые, ранее отсутствующие качества.
    2. Наконец, постепенно формируется сложная взаимосвязанная система имеющихся адаптированных и новых профессиональных качеств [15].

Такую систему качеств В.С. Мерлин называл «симптомокомплексом» отмечал при этом: «Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» [20; 127].

Следует отметить, что для полноценного формирования специалиста-психолога вообще и специального психолога в частности, также важнейшую роль играет ориентация на какую-то цель (или даже идею), которая и мобилизует как различные знания и умения, приобретаемые в ходе обучения в вузе, так и постепенно накапливаемый опыт самостоятельной практической работы. Самое печальное здесь – отсутствие такой идеи, что не позволяет навести порядок в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет обобщить свой опыт.

Таким образом, профессиональное развитие – это личное дело психолога, его профессиональная судьба. Оно не имеет нормативных критериев [6].

Профессиональная подготовка специального психолога – это не только вооружение теоретическими знаниями, но и формирование личностной готовности к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, профессионального сознания в целом, которое заключается в признании ценности любого человека, отношении к людям не с мерками полезности, а с подлинно гуманной позиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данной курсовой работы были исследованы и проанализированы научные труды и учебные пособия, раскрывающие понятия специальный психолог, изучены основные направления деятельности данного специалиста, рассмотрены требования к личности и профессиональной подготовке профессии специального психолога, раскрыты профессионально-этические нормы деятельности.

Это позволило сформулировать задачи специального психолога, которые состоят в следующем:

  • определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребенком;
  • прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;
  • реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

Безусловно, что специальный психолог - человек особого склада души, любящий детей и свою работу, стремящийся узнавать что-то новое, обладающий хорошими творческими способностями, помогающими найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. На мой взгляд, эта профессия подразумевает постоянное совершенствование и самовоспитание со стороны специалист а, улучшающего себя в самом процессе взаимодействия с детьми.

В настоящее время понятие нормы претерпело существенные изменения. По мнению Д.Б. Эльконина, «норма – это не некий усредненный показатель, а наивысшие достижения личности в определенных условиях» [18; 22]. В этом определении акцент с показателя «нормы» смещен на необходимость создания таких условий, чтобы любой ребенок, в том числе с отклонениями в развитии, приобрел возможность реализовать свой потенциал. Активное взаимодействие с профессионально подготовленным взрослым и является таким условием для детей с нарушениями в развитии.

В настоящее время постепенно возрастает поток информации, воздействующей на человечество, и стрессов, возникающих от её неверного понимания. Поэтому увеличивается важность знания основ психологии для всех и тем более - для людей, имеющих какие-то нарушения психического или физического развития, и их родственников. Основной задачей образования, в том числе специального, является обеспечение социализации детей, максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учётом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений, чтобы они смогли найти свою профессию, быть успешными в жизни.

Список литературы:

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1994. – 73 с.

2. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.

3. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. – Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2007. – 464 с.

4. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 272 с.

5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф.Зеер. – М.: Академия, 2006. – 240 с.

6. Зеленкова, И.Л. Прикладная этика / И.Л. Зеленкова. - Минск: ТетраСистемс, 2002. – 129 с.

7. Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию / В.Н. Карандашев. – М.: Академия, 2008. – 512 с.

8. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов – М.: Академия, 2004. – 336 с.

9. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 36 с.

10. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.

12. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. — М.: Издательство Московского Университета, 1985.

13. Лурия, А Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / А.Р.Лурия — М.: МГУ, 1973. – 29 с.

14. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 254 с.

15. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф  – М.: Олма Пресс, 2003. – 511 с.

17. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова – М.: Жизнь и мысль, 1999. – 168 с.

18. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

19. Практикум по общей и экспериментальной психологии» / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. - Спб., 2000. – 336 с.

    20.     Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М., Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 289 с.

21. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – Спб.: ЗОО Издательство ПИТЕР, 2000/ - 189 c.

22. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / Семаго М.М., Семаго Н.Я. – М.: Аркти, 2005. – 336 с.

23. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. СПб.: Речь, 2005. – 373 с.

24. Усанова, О. Н Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. — М.: Академия, 1995. – 46 с.

25. Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. – М.: Академия, 1990. – 112 с.

Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога