МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

КОСТАНАЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА З. АЛДАМЖАР

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОМИКИ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ТЕМА: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Выполнил: Молдыбаева

Индира

3 курса специальности

ГМУ, ОС

Научный руководитель

Кузьменко А.Т.

профессор

Костанай

2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........

4

1 Муниципальное управление, как форма управления местной собственностью:…………………………………………………………………

5

1.1Сущность муниципального управления…………………………………

5

1.2Методы муниципального управления……………………………………

7

2 История развития муниципального управления и формирование органов местного самоуправления:…………………………………………

11

2.1 История развития муниципального управления. Муниципальные реформы ХIХ века……………………………………………………….

11

2.2 Основные этапы реформирования местного государственного управления и его основные нормативно-законодательные документы……

11

2.3 Организация местного самоуправления………………………………

2.4 Система органов местного самоуправления…………………………..

3 Материально - финансовая основа муниципального менеджмента

17

19

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

28

Список использованной литературы…………………………………………

29


ВВЕДЕНИЕ

Глубокие политические и экономические перемены в Казахстане привели к расширению прав и ответственности регионов. Правительство официально заявило о смещении акцента в экономических преобразованиях с центра на места. Одним из решающих факторов успеха проводимых реформ являются квалифицированные кадры. Поэтому большую актуальность в сложившейся ситуации приобретает подготовка специалистов, имеющих достаточные знания по вопросам муниципального менеджмента, управления регионами.

Муниципальный менеджмент одна из важнейших отраслей экономических знаний.

Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства предполагает решение двух важных задач в сфере экономики: обеспечение стабилизации экономики и создание эффективно функционирующего рыночного механизма хозяйствования. Современная развитая рыночная экономика подставляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Наиболее оптимально это сочетание осуществляется на специфическом - местном уровне власти, так как именно он является максимально приближенным к людям звеном - всей государственной системы и несет ответственность за высокое качество производственной и жизненной среды, а также за качество самой жизни [1].

Современное местное самоуправление является сложным общественно-политическим явлением, в котором следует выделить три основополагающих аспекта:

- во-первых, - это элемент системы управления государством;

- во-вторых, - это самостоятельный уровень публичной власти;

- в-третьих, - это способ самоорганизации граждан.

Как элемент системы управления государством местное самоуправление должно быть встроено в единую систему реализации государственной политики, должно обеспечивать исполнение решений центральных органов государственной власти.

Как самостоятельный уровень публичной власти местное самоуправление должно обладать собственными полномочиями как по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения (перечень данных вопросов должен быть указан в законе), так и по организации своей работы.

1 Муниципальное управление, как форма управления местной собственностью

1.1Сущность муниципального управления

Регионы Казахстана, их таксономические единицы - города, районы, сельские населенные пункты в условиях перехода к рынку испытывают глубокий и затяжной социально - экономический кризис, который выражается в падении производства, остроте социальных проблем, низком уровне социальной инфраструктуры, скудности местных бюджетов и т.д.

Крайне медленное решение этих проблем в большей мере обусловлено неэффективной системой управления территориальным (микрозональным) развитием. В Республике еще не принят закон об общих принципах организации местного самоуправления.

Для этого необходимо провести анализ уровней социально - экономического развития регионов (микрозон). Этими проблемами должна заниматься научная отрасль экономических знаний - муниципальный менеджмент. Его задачами являются:

- разработка прогнозов развития объектов местного самоуправления - городов, районов, сел, аулов;

- разработка методических документов по управлению этими социально - экономическими системами.

Переход регионов (микрозон) на самоуправление, самообеспечение, самофинансирование требует формирования новой системы территориального управления местным хозяйством, совершенствования ее территориальной структуры.

Муниципальный менеджмент - научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление региональных социально-экономических систем.

Понятие «менеджмент» в современной экономической науке рассматривается как наиболее эффективный тип управления, отвечающий задачам рыночной экономики.

Муниципальный менеджмент тождествен местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью.

В Конституции Республики Казахстан сказано: "В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения" [1]. Согласно Конституции Республики Казахстан, местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем назначения органов местного самоуправления в сельских, городских сообществах, охватывающие территории с учетом исторических, природно-экономических, демографических условий и особенностей, а также местных традиций. В связи с процессом укрупнения регионов, набирающих темпы в период становления рыночных отношений, особенно важно создание правовых, финансовых и социально - экономических условий во внутрирегиональных муниципальных образованиях для эффективного функционирования органов местного управления.

Согласно модельному закону местного самоуправления стран - членов СНГ, «муниципальное образование» - это городское или сельское поселение, объединенное общей территорией, в пределах которой осуществляется муниципальное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и назначаемые, (избираемые) органы местного самоуправления.

Границы муниципальных образований устанавливаются органами государственной власти с учетом исторических границ компактного проживания населения. Здесь действуют общепринятые принципы экономического районирования (зонирования) - природный, экономический, демографический.

Муниципальный менеджмент как новая система управления наиболее целесообразен в современных условиях становления и развития рыночных отношений, так как в нашей республике командно - административная система управления, подавляющая всякую инициативу и демократизм управления на местах.

Ни для кого не секрет, что на начальном этапе своего утверждения новый тип управления - муниципальный менеджмент - испытывает большие трудности, вызванные экономическим кризисом, отсутствием ряда законодательных актов в Республике Казахстан. Целесообразность этой системы управления доказана становлением рыночной экономики во многих странах мира, а также экономической эффективностью и целесообразностью.

Как и всякая новая экономическая дисциплина, муниципальный менеджмент вводит новую терминологию, новые понятия, которыми должен овладеть будущий специалист по государственному и муниципальному управлению.

Так, термины ''муниципальный'', "местный" и словосочетания с ними применяются в отношении органов местного самоуправления на всех уровнях, в том числе предприятий, организаций, учреждении, объектов собственности, находящихся в пределах муниципального образования [7].

Понятие "муниципальная собственность" предполагает собственность муниципального образования (города, района, села, аула и т.д.). Муниципальной собственностью распоряжаются местные органы самоуправления. Муниципальные образования имеют местный бюджет, который формируется, утверждается и используется органами местного самоуправления.

Они осуществляют контроль за использованием бюджета, участвуя в контрольных функциях государственных органов управления.

Муниципальная служба - это профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления в пределах вверенных им полномочий.

1.2Методы муниципального управления

Метод управления - это способ достижения целей, т.е. что и каким образом используется для достижения целей организации. В содержательном плане обычно выделяют экономические, административные (административно - организационные) и социально – психологические [5].

Любой метод управления, каким бы он ни был по содержанию или направленности, обладает определенной организационной формой. Под организационной формой понимается:

-тип воздействия (акт или норма);

-характер воздействия (прямое или косвенное),

-способ выработки воздействия (индивидуальный или групповой),

-временная характеристика воздействия (долговременное или краткосрочное, единичное или периодически повторяющееся).

Экономические методы управления представляют собой способы воздействия на экономические интересы отдельных организаций, работников или групп и осуществляется через систему экономического стимулирования, а также посредством таких экономических инструментов, как нормативы, цены, местные налоги и сборы, платежи за природные ресурсы и т.д. Обычно выделяют прямые и косвенные экономические методы.

Методы прямого воздействия в практике управления выражаются в форме прямого экономического расчета, который основан на плановом распределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов муниципального образования.

Важным элементом прямого экономического расчета, на основе которого осуществляется управляющее воздействие на развитие экономики муниципального образований, является бюджетное финансирование, благодаря которому органы муниципального управления могут оказать существенное влияние на развитие как приоритетных производств, так и объектов социальной и производственной инфраструктуры.

К числу других элементов прямого экономического расчета следует отнести также централизованные капиталовложения, осуществляемые как за счет средств бюджета муниципального образования, так и за счет привлекаемых средств (муниципальные займы и т.п.); установление тарифов и цен на услуги и товары, предоставляемые населению муниципальными предприятиями и организациями, а также предприятиями - монополистами, действующими на местных рынках.

К числу экономических методов, имеющих косвенный характер воздействия, следует отнести в первую очередь: местные налоги и сборы, платежи за пользование природными ресурсами, гарантии администрации при получении кредитов в коммерческих банках, предоставление в аренду муниципальной собственности и т.д.

Организационные методы - система методов воздействия, которая будучи направлена на все элементы и подсистемы муниципального образования, обеспечивает их совместное целенаправленное развитие и осуществляется в следующих формах:

- как прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретную сложившуюся ситуацию;

- и косвенное, через установление норм, процедур и правил.

Акты и приказы - прямые административные указания обязывают подчиненных точно выполнять принятое решение в установленные сроки. Отличие распоряжений от приказов заключается в том, что они не устанавливают определенного срока начала реализации.

Методические указания, рекомендации и советы позволяют самостоятельно выбирать способы реализации задания и отличаются меньшей степенью регламентации.

К числу косвенных методов административного воздействия относятся различные способы регулирования деятельности работников посредством введения определенных правил (нормативное регулирование), а также при помощи стандартизации административных процедур и форм документооборота.

По мере развития системы местного самоуправления и расширения участия населения в решении местных проблем, а также развития частного предпринимательства сфера действия прямых административных указаний сокращается, а сфера действия косвенных методов воздействия расширяется. Однако это вовсе не означает, что административно - организационные методы управлений могут со временем сойти на нет, т.к. эти методы создают основу для функционирования и форму реализации всех других методов управления.

Социально - психологические методы управления - это способы воздействия на социальные интересы населения муниципального образования, и на социальные интересы работников, занятых в сфере муниципального управления. Действие этих методов основано на научных знаниях о поведении человека в организациях различного масштаба и типа.

В качестве действенных методов социального воздействия выступают меры по поддержке социально незащищенных групп населения, борьбе с безработицей и созданию благоприятных условий для эффективной трудовой деятельности.

В сферу социального воздействия в районах с многонациональным составом населения попадают и национальные отношения. Учет особенностей национальных культур, национальный фактор - необходимое условие при разработке и реализации любых социальных, экономических и экологических планов и программ муниципального образования, особенно если имеются территории с компактным проживанием малочисленных народностей.

Следует отметить, что использование социально - психологических методов необходимо и для того, чтобы привлечь население муниципального образования к разработке и реализации программ социально - экономического и экологического характера. В противном случае, население муниципального образования в целом и отдельные социальные группы могут расценить цели такого рода программ как навязанные им и оказать в той или иной форме сопротивление их реализации [18].

Социально - экономическое планирование развития муниципального образования как комплексный метод управления.

В отличие от рассмотренных выше методов управления социально - экономическое планирование развития имеет комплексный характер, воздействуя на все аспекты жизнедеятельности муниципального образования как целостной системы.

Составлению плана социально - экономического развития должен предшествовать тщательный анализ исходной информации:

- социально - демографической (численность населения, его социальная и профессиональная структура, этнический состав: структура занятости населения, уровень безработицы, а также данные, характеризующие качество жизни населения: доходы, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры и т.п.)

- состояние и масштабы использования природно - ресурсного потенциала, а также об экологической ситуации в пределах муниципального образования;

- технико - экономической, дающей представление как о техническом состоянии предприятий и организаций, так и об их финансовом состоянии;

- о состоянии местных финансов, включай информацию о межбюджетных финансовых потоках.

На следующем этапе определяются цели развития, происходит их ранжирование, в том числе выделение стратегических целей, и определяются возможные способы их достижения. При этом целесообразно разрабатывать несколько вариантов (сценариев) социально - экономического развития муниципального образований. И, наконец, на основе структуризации цепей происходит формирование конкретных заданий для конкретных структурных подразделений администрации муниципального образования, отвечающих за реализацию этих заданий.

Основными разделами плана (программы) социально - экономического развития являются:

- планирование рационального использования природно - ресурсного потенциала, охраны и воспроизводства окружающей среды;

- планирование рационального использования демографического потенциала;

- планирование уровня жизни населения;

- планирование развития экономики, с обязательным выделением отдельной строкой системы мер по поддержке малого бизнеса (включая крестьянские и фермерские хозяйства) и развитию конкуренции на локальных рынках товаров и услуг;

- планирование социального развития, включая разработку мер по развитию жилищно - коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и т.д.,

- финансовое планирование, которое должно охватывать не только бюджетный процесс, но и регулирование финансовых потоков, формируемых в пределах муниципального образования,

- социально - экономическое планирование отдельных населенных мест, находящихся в пределах муниципального образования.

Стратегическое и оперативное управление в системе местного самоуправления. В муниципальном управлении, как и в корпоративном менеджменте, целесообразно выделение оперативного и стратегического управления. Если оперативное управление обеспечивает достижение целей функционирования муниципального образований, то - стратегическое - достижение целей развития муниципального образования.

Действительно, видение долгосрочной перспективы - очень важная составляющая стратегического управления. Однако следует указать на не сводимость стратегического управления к долгосрочному планированию.

В упрощенном виде стратегический план можно представить как совокупность следующих трех этапов:

- на первом этапе осуществляется анализ перспектив социально-экономического развития. Задача этого этапа - выявление тех факторов политического, социального, экономического и экологического характера, которые могут изменить сложившиеся тенденции в социально - экономическом развитии муниципального образования.

- на втором этапе осуществляется анализ стратегических преимуществ данного муниципального образования, которые могут иметь не только экономический, но и социальный, политический и экологический характер.

- на третьем этапе осуществляется установление приоритетов в развитии муниципального образования и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии [19].

2 История развития муниципального управления и формирование органов местного самоуправления

2.1 История развития муниципального управления. Муниципальные реформы ХIХ века

Местное самоуправление создается в сельских и городских сообществах граждан Территориями муниципальных образований являются города, районы, села, аулы и т.д. Эти единицы наделены конституционным правом осуществления местного самоуправления на своей территории.

Территорию местного (муниципального) образования составляют земли таксономических единиц - городов, районов, сельских поселении, а также прилегающие к ним земли, необходимые для развития поселений.

Вопpocы образования, объединения, преобразования или упразднения границ или изменения их территории, согласно Конституция РК, решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным opгaном местного самоуправления города или иного населенного пункта самостоятельно. При этом установление и изменение границ муниципального образования осуществляется с учетом исторических и иных традиций.

До революции высшей таксономической единицей административного деления и местного управления в России (куда входил Казахстан) была губерния, окончательно оформившаяся в XVIII веке. Губернии делились на округа или уезды.

В XIX веке в систему административно - территориального устройства России были выделены генерал - губернаторство и область. Самой низшей единицей в административно - территориальном делении (губернском) после уезда была волocть.

Например, в Степное генерал - губернаторство входили Акмолинская и Семипалатинская области; в Туркестанское - Семиреченская, Сырдарьинская, Ферганская, Самаркандская, Закаспийская области. Были области, не входящие в состав генерал - губернаторства - это Тургайская и Уральская области.

В дореволюционные годы губернии, области, округа, уезды, волости считались муниципальными образованиями и в них существовали системы самоуправления. Губернии были ликвидированы в 1929-1930 гг. и в соответствии с новым районированием СССР заменены на области, края, республики [14].

2.2Основные этапы реформирования местного государственного управления и его основные нормативно - законодательные документы

Отказ от тоталитарных методов руководства, внедрение рыночных взаимоотношений, разделение полномочий различных ветвей власти сделали необходимым разработку и принятие новых законодательных актов по вопросам местного государственного управления и местного самоуправления.

Реформирование местной власти на основе принципов самоуправления впервые произошел в самом начале 90-х годов, когда в республике был принят Закон "О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР". Но это было время, когда еще действовала советская система управления.

С получением независимости нашей стране пришлось перестраивать всю правовую базу, переводить ее на рельсы новых общественно-экономических и политических взаимоотношений. В этом плане принятие в 1993 году Закона "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" было делом весьма нелегким, требовавшим больших усилий в части сбалансирования полномочий двух ветвей местной власти - представительной и Исполнительной. Именно тогда, в нашем лексиконе появились новые термины: "глава администрации", "маслихат", а затем -"аким". Закон был весьма прогрессивен для того периода: на его основе местные органы власти получали намного больше самостоятельности и определенную независимость как от центрального государственного управления, так и от вышестоящих структур.

Трансформация транзитного общества повлекла поэтапные демократические преобразования общественного уклада, а изменение политического режима в государстве и обществе и новая социально - экономическая действительность потребовали коренной перестройки всей управленческой системы в соответствии с требованиями развивающейся демократии.

Кроме того, принятая в 1995 году новая Конституция определила Казахстан как демократическое, правовое и социальное государство, в котором четко разграничен предмет ведения местного самоуправления и местного государственного управления. В стране признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. А государственное местное управление отправляет свои властные функции через местные представительные и исполнительные органы, на которые возложена ответственность за состояние дел во вверенной им соответствующей административно - территориальной единице [1].

Разница между местным государственным управлением и местным самоуправлением в том, что органы местного госуправления осуществляют государственное управление и ответственны перед вышестоящими госорганами. А органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение местных проблем самим населением. Источником властных полномочий государственных органов является народ, делегирующий им осуществление своей власти. А источником деятельности органов самоуправления является население, проживающее в границах территории, где организовано самоуправляющееся сообщество. И ответственны органы самоуправления перед населением данной административной единицы.

Реформирование местного государственного управления осуществлялось на основе законодательства РК в три этапа:

первый этап - на основании и в соответствии с требованиями Закона РК "О приостановлении действия отдельных норм Конституции Казахской ССР в переходный период";

второй этап - на основании и в соответствии с требованиями Конституции 1993г. и Закона РК "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" от 10 декабря 1993г.;

третий этап - на основании и в соответствии с требованиями Конституции 1995г. и Закона РК "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" от 23 января 2001г.

Первый этап - переход Республики Казахстан к качественно новому построению местного управления (январь 1992 - январь 1993гг.). 13 января 1992г. Президент Н.А.Назарбаев подписал Закон "О приостановлении действия отдельных норм Конституции (Основного Закона) Казахской ССР в переходный период", принятый Верховным Советом Казахской ССР. Этим законом было приостановлено действие части третьей ст.80 Конституции Казахской ССР в отношении создания местными советами народных депутатов исполнительных и распорядительных органов, а также части второй ст. 126 в отношении руководства местными советами народных депутатов на своей территории государственным, хозяйственным и социально - культурным строительством и ряда других статей. В тот же день, 13 января 1992г., Президент подписал Закон РК "О внесении на переходный период изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР". Этим Законом были разграничены функции и полномочия представительных и исполнительно - распорядительных органов, чётко определён перечень вопросов, входящих в ведение советов и решаемых ими, полномочия и компетенция председателя совета и его заместителя.

Законом РК от 13 января 1992г. в республике был введён новый институт - глава местной администрации - исполнительно - распорядительный орган на территории области, района, города, района в городе. В Законе конкретно были определены полномочия и компетенция глав местной администрации, их заместителей и органов, акты, принимаемые главой местной администрации. Глава местной администрации, гласил Закон, обеспечивает: исполнение законов, полномочий и т.д.

С назначением в феврале - марте 1992г. глав администраций областей, городов и районов были прекращены полномочия исполнительных комитетов советов народных депутатов. Реформа местной исполнительной власти повлекла за собой значительные изменения кадрового корпуса. Персональный состав первых руководителей местных исполнительных органов республики обновился на 40%. Президентом была поставлена задача, чтобы на руководящие посты выдвигались люди компетентные, профессионально подготовленные, энергичные и смелые в принятии решений. Главы администрации брали в свои руки всю исполнительную власть на своей территории, оставляя местным советам представительские полномочия. Главы местной администрации располагали достаточными полномочиями для выполнения возложенных на них обязанностей и решения стоявших перед ними задач по реформированию экономики и социальной сферы на своих территориях. Их полномочия определялись законами, рядом нормативно - правовых актов, изданных Президентом и правительством республики.

В дальнейшем их правовой статус был определён Конституцией РК 1993 и 1995гг. и принятыми на базе их Законами "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" и "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" [3].

Второй этап - организация местного государственного управления переходного периода Республики Казахстан (январь 1993 - август 1995гг.). Конституция 1993 г. установила и провозгласила правовые основы конституционного строя нового государства - Республики Казахстан, определила её общественность и государственное устройство.

XV глава Конституции была посвящена территориальной организации государства и местному самоуправлению. Сущность реформы местного управления была изложена в ст.ст.89-94 Конституции.

В ст.90 указывалось: "Административно - территориальные единицы самостоятельны в управлении местными делами с ограничениями, установленными законами Республики. Решение вопросов местного значения осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Конституцией было определено правовое положение местных представительных и исполнительных органов, порядок образования и их роль в управлении местными делами.

Ст.92 Конституции гласила: "Глава местного исполнительного органа выступает непосредственным представителем Президента Республики в соответствующей административно - территориальной единице и осуществляет на её территории функции государственного управления. Глава местного исполнительного органа в установленном законом порядке назначается на должность и освобождается от должности Президентом либо соответственно главой вышестоящего местного исполнительного органа".

В ст.ст.91 и 92 Конституции было записано, что компетенция местных представительных и исполнительных органов, порядок их организации и деятельности устанавливается законом.

Такой Закон "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" был принят Верховным Советом и подписан Президентом 10 декабря 1993г.

Закон в соответствии с Конституцией 1993г. охарактеризовал систему местного управления в РК. более полно определил компетенцию местных представительных и исполнительных органов, порядок их организации и деятельности [1].

Закон состоял из 60 статей, шести разделов:

I.Общие положения (ст. 1-9);

II.Структура и организационные основы деятельности местных представительных и исполнительных органов (ст. 10-33);

III.Экономическая и финансовая основы деятельности местных представительных и исполнительных органов (ст.34-39);

IV.Компетенция местных представительных и исполнительных органов (ст.40-47);

V.Организация управления на территории посёлка, аула (села), аульного (сельского) округа (ст.48-54);

VI.Обеспечение законности в деятельности местных представительных и исполнительных органов (ст.55-60).

Этим Законом (ст. 1) представительный орган на территории области, района, города был назван Маслихатом - Собрание депутатов, исполнительный орган - "Глава местной администрации". Маслихаты - Собрания согласно Закону были призваны выражать и реализовывать волю населения соответствующей административно - территориальной единицы с учётом общегосударственных интересов. Глава местной администрации выступал непосредственным представителем Президента Республики Казахстан, действовал на принципах единоначалия и осуществлял на соответствующей территории функции государственного управления.

Этот Закон действовал до января 2001 г. и сыграл важную роль в организации и осуществлении практической деятельности новых местных представительных и исполнительных органов в Карагандинской области и в целом в Республике Казахстан.

На этом этапе развития страны была усилена исполнительная власть в республике по всей её вертикальной структуре. Президент Республики на том этапе возглавлял единую систему исполнительной власти Республики.

Третий этап - организация местного государственного управления и самоуправления в Республике Казахстан с президентской формой правления (1995-2001 гг.). Конституция 1995г. явилась фундаментальной основой нового этапа реформирования местного государственного управления и самоуправления. В VIII разделе Конституции "Местное государственное управление и самоуправление" в ст.ст.85-89 сформулированы фундаментальные правовые основы организации и деятельности местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан.

На основании Конституции 1995г. Парламентом Республики Казахстан принят и Президентом РК 23 января 2001г. подписан Закон Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", который в соответствии с Конституцией РК 1995г. регулирует общественные отношения в области местного государственного управления, определяет компетенцию, организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных органов, а также правовое положение депутатов маслихатов [1].

В Законе имеется 41 статья и со¬стоит она из четырех глав:

I.Общие положения (ст. 1-4);

II.Образование, компетенция и организация деятельности маслихатов (ст.5-25);

III.Акимы и акиматы. Образование, компетенция и организация деятельности (ст.26-39);

IV. Заключительные и переходные положения (ст.40 и 41).

В первой главе Закона - "Общие положения" - даётся определение основных понятий, используемых в Законе, раскрывается содержание понятий "аким", "аппарат акима", "аппарат маслихата" и т.д.

Впервые в законодательстве Республики Казахстан даётся определение таких понятий как местное государственное управление, местный исполнительный орган и местный представительный орган [2].

Местное государственное управление - деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, её развития в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории.

Местный исполнительный орган (акимат) - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление на соответствующей территории.

Местный представительный орган (маслихат) - выборный орган, избираемый населением области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для её реализации, и контролирующий их осуществление.

В Законе раздельно и более полно изложены правовые вопросы организации и деятельности местных представительных органов и местных исполнительных органов. В областном, районных (в городах областного значения) исполнительных органах введены акиматы (вместо коллегии при акимах), которые формируются акимом из заместителей акима, руководителя аппарата акима, первых руководителей исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета. Персональный состав акимата согласовывается решением сессии соответствующего маслихата, что свидетельствует о некотором повышении роли маслихата.

Таким образом, местные исполнительные органы образуются на уровне области, районов и городов республиканского и областного значения, а также в районах столицы республики. Органом местной исполнительной власти является акимат. Это коллегиальный орган, возглавляемый Акимом и осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление на соответствующей территории. По замыслу разработчиков акимат должен представлять собой своеобразное "местное правительство" и нести ответственность за реализацию возложенных на него функций перед соответствующим маслихатом, акимы областей - перед Президентом и правительством, акимы районов и городов - перед Президентом, правительством и акимом области.

При этом руководители территориальных подразделений центральных исполнительных органов, финансируемых из республиканского бюджета, будут назначаться руководителем центрального исполнительного органа без согласования с акимом, что, как считают авторы проекта, должно повысить уровень персональной ответственности членов правительства в решении кадровых вопросов на региональном уровне. А руководители местных исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, будут назначаться соответствующими акимами самостоятельно.

С целью реализации своего статуса представителя Президента и правительства страны в регионе аким области наделяется правом вносить руководителям центральных исполнительных органов представления в части исполнения территориальным подразделением этого органа законов и актов Президента на территории области. При не устранении недостатков аким вправе внести соответствующее заключение Президенту или правительству республики. Аналогичный механизм предусмотрен и в отношении Акимов районов и городов [21].

2.3Организация местного самоуправления

Современное местное самоуправление является сложным общественно - политическим явлением, в котором следует выделить три основополагающих аспекта:

- во-первых, - это элемент системы управления государством;

- во-вторых, - это самостоятельный уровень публичной власти;

- в-третьих, - это способ самоорганизации граждан.

Как элемент системы управления государством местное самоуправление должно быть встроено в единую систему реализации государственной политики, должно обеспечивать исполнение решений центральных органов государственной власти.

Как самостоятельный уровень публичной власти местное самоуправление должно обладать собственными полномочиями как по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения (перечень данных вопросов должен быть указан в законе), так и по организации своей работы [22].

Местное самоуправление как самостоятельный уровень публичной (общественной) власти и профессионального управления, связанного с таким специфическим объектом, как населенный пункт организуется в основном на уровне административно - территориальных образований ниже районного, то есть в пределах территории аула (села), поселка, аульного (сельского) округа города районного значения. Местное самоуправление является выборным. Основной его орган - кенес, который избирается населением соответствующего населенного пункта численностью 1000 и более человек. Если же в населенном пункте не набирается тысячи жителей, функции кенеса осуществляет сход граждан. Исполнительным органом местного самоуправления будет жамият, возглавляемый жетекши, который избирается населением территориального пункта.

Основным документом местного сообщества будет его кодекс, разрабатываемый инициативной группой граждан и принимаемый непосредственно населением. Финансовую основу местного сообщества составляет фонд развития, формируемый за счет денег, получаемых из бюджета, и доходов от созданных жамиятом коммерческих организаций. В фонд развития могут также поступать деньги от добровольного самообложения населения, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, а также других источников, не запрещенных законом. Кенес утверждает смету доходов и расходов фонда развития местного сообщества и годовой отчет о ее исполнении.

В отношении наделения местных сообществ имуществом, то в законе предусмотрена норма, в соответствии с которой государство в течение года со дня введения в действие закона передает местному сообществу в собственность коммунальное имущество в порядке и размерах, определяемых правительством республики.

Головным комитетом по подготовке этих законопроектов к рассмотрению сенатом парламента республики определен Комитет по вопросам регионального развития и местному самоуправлению.

Местное самоуправление «снизу» начинается с самоорганизации людей, необходимой им для решения их повседневных задач. Формы этой самоорганизации, разумеется, различны для разных социальных групп и типов задач, которые они решают, принципиально здесь то, что люди организуются сами «под свою ответственность», исходя из собственных интересов. Конкретные типы форм самоорганизации людей на разных территориях определяются «местными традициями», т.е. специфическими особенностями местной культуры.

«Сверху» складывающиеся формы организации людей «подхватываются» государством, включаясь в общую систему отношений административного управления и власти.

Важным обстоятельством, которое должно приниматься во внимание при обращении к вопросам местного самоуправления является понимание двойственности его природы. Местное самоуправление связано одновременно с организацией местной власти и управлением организацией жизнедеятельности и развития населенного пункта или территории. Постановка вопроса об организации приводит нас к пониманию местного самоуправления как специфического общественного (гражданского) института, в то время как работа по организации жизнедеятельности и развития данной территории (места) требует понимания специфических особенностей муниципального управления, как особой области профессиональной управленческой деятельности [12].

Понимание особенностей местного самоуправления как института власти требует внимания к таким вопросам, как демократические отношения на местном уровне, обеспечение участия граждан в принятии решений, распределение полномочий и ответственности по разным уровням и институтам власти, построение отношений между этими институтами и т.п. Обращение к проблемам муниципального управления как специфической области профессионально управленческой деятельности сосредотачивает внимание на систему постановки целей и задач управления, его организацию и эффективность, системы контроля за качеством, подготовку и повышение квалификации персонала и т.д.

2.4Система органов местного самоуправления

Важнейшим документом эффективного функционирования системы местного самоуправления в нашей стране и регламентирующим его деятельность является Основной Закон - Конституция Республики Казахстан, принятый 30 августа 1995 года.

Конституцией Республики Казахстан местное самоуправление признается и гарантируется в Республике Казахстан, но оно не выделено из системы местных органов государственного управления.

Раздел 8 Конституции РК целиком посвящен местному самоуправлению. В ст.89 закреплeны основные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления через назначаемые, выборные и другие органы местного самоуправления.

В Конституции отмечена обязательность учета исторических и иных местных традиций при осуществлении местного самоуправления [1]. Населению муниципальных образований дано право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Изменение границ территории муниципального образования возможно только с учетом мнения населения. Согласно Koнcтитуции РК органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать другие вопросы местного значения.

Органам местного самоуправления при необходимости могут передаваться отдельные государственные полномочия с передачей необходимых материальных ресурсов для их ocyществления, но контроль за их реализацией остается за государством.

Конституцией РК местному самоуправлению гарантируется судебная защита, запрещается ограничение прав, установленных Конституцией, дается право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственной власти [1].

В законодательных основах местного самоуправления закреплена приоритетность Конституции Республики Казахстан.

Таким образом, местное самоуправление - это форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения (городах, районах, аулах и т.д.).

Правовую основу организации местного самоуправления составляют: законодательство Республики Казахстан, регулирующие вопросы местного самоуправления; уставы (положения) о местном самоуправлении.

Экономическую основу местного самоуправления составляют:

-природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир);

-движимое и недвижимое имущество, входящее состав муниципальной собственности;

-средства местного бюджета;

-государственная собственность, переданная местному самоуправлению для осуществления отдельных государственных функций.

Финансовую основу местного самоуправления составляют:

-средства местного бюджета;

-средства внебюджетного и валютного фондов;

-средства на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;

-получаемые кредитные ресурсы, дотации, субвенции от органов государственной власти;

-средства органов территориального общественного самоуправления.

Основными принципами организации местного самоуправления являются:

-принадлежность права на самоуправление населению в границах населенных пунктов, территорий;

-наличие достаточных собственных материально - финансовых ресурсов;

-законность в организации и деятельности местного самоуправления;

-многообразие форм организации местного самоуправления;

-выборность органов местного самоуправления (согласно Конституции РК, руководитель органа местного самоуправления назначаются);

-ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством за надлежащее исполнение своих функций.

Гарантии местного самоуправления заключаются в следующем:

- полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти;

- органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту законных прав и интересов местного самоуправления;

- правовые акты органов местного самоуправления обязательны для исполнения всеми гражданами и расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и организационно - правовых норм;

- никто не вправе принимать акты, ограничивающие компетенции местного самоуправления.

Для реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций население образует, выборные и другое органы местного самоуправления и наделяет их полномочиями для решения вопросов местного значения.

Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления закрепляется в уставе (положении) о местом самоуправления.

Особенностями функционирования местного самоуправления являются:

- управление муниципальной собственностью;

- формирование, управление и исполнение местного бюджета;

- установление местных налогов и сборов;

- осуществление охраны общественного порядка и т.д., т.е. органы местного самоуправления должны обладать властными полномочиями, реализация которых должна обеспечиваться в необходимых случаях государственным принуждением.

Местное самоуправления призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью [3].

При этом предполагается вмешательство государства:

- властные структуры не вправе давать указания и предписания по решению вопросов, входящих в компетенцию местного самоуправления, т.е. органы местного самоуправления беспрепятственно реализуют свое функциональное назначение в границах своей территории. Органам местного самоуправления недопустимо вторгаться в область полномочий государственных органов. Но не исключается совместное ведение вопросов, основанных на их координационных связях между собой и разграничение обязательств, принимаемых на себя.

Зарубежный опыт организации работы местного самоуправления выступает как наиболее децентрализованная форма государственно - управленческой деятельности. В одних странах организация местного самоуправления определяется единым законом, в других - законами об отдельных формах самоуправления [13].

Есть заметные различия и в степени унификации построения системы местного самоуправления. Во Франции, Италии, к примеру, она довольно высока, в то время как в Германии и Соединенных Штатах системы местных органов различных штатов и земель заметно отличаются друг от друга. В США существуют такие отличия даже в пределах одного штата. А вот особенностью Франции является существование высшего регионального звена системы самоуправления. Там регионы имеют свои выборные органы, на которые возлагается перспективное планирование, определение инвестиционной политики, проведение экономических мероприятий, выходящих за пределы сфер различных департаментов.

Многие государства СНГ, используя опыт зарубежных стран, в основу построения системы органов местного самоуправления заложили принцип административно - территориального деления. В республиках Прибалтики местное самоуправление осуществляется на уровне волостей, поселков и городов районного подчинения. Местное самоуправление на Украине - это право территориальной громады (от укр. слова громадяне, т. е. граждане - объединение жителей одного или нескольких сел) самостоятельно формировать свои исполнительные органы и решать вопросы местного значения. В Молдове согласно закону "О местном публичном управлении" самоуправление основано на принципах местной автономии и децентрализации общественных служб, выборности и консультаций с населением по важнейшим вопросам местного значения.


3 Материально - финансовая основа муниципального менеджмента

Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.

На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства [7].

Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально - бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.

Финансовые отношения в местном звене регулируются Законом «О местном государственном управлении», «Бюджетным кодексом Республики Казахстан», ежегодным «Законом о Республиканском бюджете» и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.

Муниципальные представительные и исполнительные органы в выполнения ими своих функций наделяются определенными имущественными и финансово - бюджетными правами.

Практика показала, что ресурсным обеспечением этих прав является муниципальные финансы, которые охватывают местные бюджеты (в Республике Казахстан - бюджеты областей, районов, юродов, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Муниципальные финансы обеспечивают финансирование широкого кpyгa мероприятий, связанных с социально - культурным коммунально - бытовым обслуживанием населения. Таким образом, муниципальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяются и перераспределяются национальный доход, фонд денежных средств, используемые на экономическое и социальное развитие муниципальных образований.

Через муниципальные финансы государство активно проводит социальную политику. Предоставляя местным органам власти средства бюджетов, осуществляет финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог.

С помощью муниципальных финансов государство могла бы осуществлять выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов Казахстана. Для преодоления такой отсталости должны разрабатываться региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно - территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. Муниципальным бюджетам выделяются отчисления от региональных налогов, а также cyбвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и другое.

Главным направлением использования муниципальных финансов является финансовое обеспечение социальной и производственной инфраструктуры. Источником муниципального финансирования являются бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации) [15].

Важная роль в муниципальных финансах принадлежит местным бюджетам, являющихся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления.

Согласно Бюджетному кодексу Республики Казахстан местный бюджет включает областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, района (города областного значения) столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно - территориальной единице.

В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции:

1) централизация системы форм и методов управления движением финансовых ресурсов как отражение более общего процесса развития централизованных начал в управлении экономикой с целью выхода из кризиса и стабилизации;

2) децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.

Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально - экономическом развитии территорий.

Принципом администрирования финансовых отношений является возможность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшей степени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и наоборот, при хорошей контролируемости - к централизованному регулированию.

С другой стороны, регионы представляют собой части единого хозяйственного комплекса, находящегося в определенной соподчиненности и не могут существовать вне него. Содержание и характер регионального воспроизводства определяется основными закономерностями развития всего общественного воспроизводства.

Одним из важных условий экономической самостоятельности регионов является создание в них гарантированных источников средств, необходимых для финансирования мероприятий по воспроизводству региональных ресурсов, охране природы.

Общий принцип определения оптимального сочетания централизованного и местного начал в управлении экономикой региона формулируется следующим образом: централизм в определении стратегии экономического развития, самостоятельность в ее реализации.

Оперативно - хозяйственная самостоятельность требует создания в местном звене обособленной, закрепленной системы доходов, покрывающей не менее 50% расходов, жесткого закрепления доходов за бюджетом на длительный период.

До 1994 года в Казахстане было 3045 местных бюджетов: в связи с проведенной централизацией бюджетной системы с начала 1994 года были ликвидированы 2500 местных бюджетов - сельских, поселковых, аульных. Существенно ограничены финансовые возможности районного звена в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. В аспекте вышеизложенных тенденций мирохозяйственного развития бюджетных систем процессы централизации бюджетной системы в Казахстане можно отнести к вынужденным мерам, вызванным тяжелым положением бюджетно - финансовой сферы.

На сегодня все в большей степени местные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие производственной и непроизводственной сфер из подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в социально - экономическом развитии территории. Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы местных органов власти, решения важных проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов муниципальных образований [4].

Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таковым относятся:

- во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия;

- во-вторых, это финансовые ресурсы предприятия, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально - культурных и жилищно - коммунальных объектов.

Известно, что субъекты хозяйствования для социальной поддержки своиx работников строят и приобретают дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, методические учреждения и объекты для отдыха. Нередко в общем объеме муниципальных финансов немалые средства предприятии направлены на социальное развитие.

На сегодняшний день в Республике Казахстан местные органы власти получили большое право в области руководства хозяйственным и культурным строительством на подведомственной территории. Они осуществляют руководство строительством, коммунальным хозяйством, образованием, здравоохранением: проводит мероприятия по благоустройству сел, городов: организуют работу и области дорожного строительства и т. д.

Необходимо дальнейшее повышение роли муниципальных представительных и исполнительных органов в решении на своих территориях назревших задачах экономического и духового развития. Все это требует дальнейшего расширения их прав, а также развития материально - финансовой базы. В известной мере это нашло отражение в Законе РК. "О местном самоуправлении» oт 13 января 1992 г., где отражена экономическая основа местного самоуправления, которую составляют природные ресурсы территории, коммунальная собственность, а также иная собственность, служащая источником получения доходов местного бюджетов.

Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Эти отношения строятся на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать своими средствами в формировании местного бюджета, передавая в них часть своего дохода. За местными opгaнами власти закреплено право без согласования с вышестоящими органами создавать предприятия, перепрофилировать их для удовлетворения потребностей территории, образовывать территориальные и межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления хозяйством.

Согласно закону, местные opганы власти самостоятельно разрабатывают планы социально - экономического paзвития территории в пределах имеющихся полномочий [3].

Новые права местных органов власти предусматривают их участие во внешнеэкономических связях на принципах валютной окупаемости. Местные власти способствуют расширению таких связей у предприятий, расположенных на территории, проведению мероприятий по развитию экспортной базы и увеличению производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции, работ, услуг.

Для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, местными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы предприятия, учреждения и организации представляют в местные органы власти сведения, необходимые для его составления.

В целях социальной защищенности населения за органами власти закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов. Он определяется исходя из сохранения обеспеченности расходов по местному бюджету в предыдущем году с учетом увеличения расходов, вызванных решениями вышестоящих органов власти.

Местные органы власти имеют право на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов местных органов власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий.

Им предоставлены права:

- самостоятельно определять направление использования средств местных бюджетов;

- в пределах, имеющихся у них средств увеличивать связи централизованно устанавливаемых норм расхода на содержание жилищно - коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения, правоохранительных органов;

- устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения;

- образовывать резервные фонды.

Местные органы власти имеют определенные права в области финансово - бюджетных отношений. В положениях сформированы новые понятия консолидированного, минимального бюджета, минимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов и регулирования финансовых отношений [17].

Для местных opганов власти определены: уровни закрепленных доходов, которые должны быть не менее 70% доходной части минимальных бюджетов; порядок предоставления и использования дотаций и субвенций; принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов; распределение доходов между различными видами бюджетов.

Местные органы власти имеют право формировать расходы своих бюджетов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Конституции Республики Казахстан закреплены основные принципы организации и деятельности местного самоуправления. Вместе с тем, в субъектах Республики - городах, районах, аулах система местного самоуправления различна [1]. На сегодня еще не сформировалась законодательная база о местных представительных органах власти и органах местного самоуправления в сельских заселенных пунктах. Истина заключается в том, что местное самоуправление представляет собой особую власть, не относящуюся ни к одной из трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной.

На сегодня эффективность работы районов, областей Республики Казахстан определяется степенью рациональности структуры управления, посему во всех районах, областях и на всех уровнях идет процесс сокращения управленческого аппарата.

Это объясняется тем, что:

- чрезмерно велик управленческий аппарат;

- разобщены действия управленческих работников;

- недостаточны финансовые средства на содержание управленческого аппарата.

Величина расходов на управление, по мнению многих экономистов, не должна превышать 10% доходов регионального объекта самоуправления. За этими пределами эффективность функционирования аппарата управления будут сокращаться.

За годы реформирования в регионах Восточного Казахстана отмечались недостаточность внедрения достижений научно - технического прогресса, низкий уровень трудовой и исполнительной дисциплины, слабая материально - техническая база, недостаток квалифицированных кадров.

В последнее время наметились некоторые сдвиги в управлении в позитивную сторону:

- меньше стало проявляться администрирование;

- руководство стало более внимательно относиться к просьбам населения, его пожеланиям, предложениям;

- в большей мере стали проявляться творческие начала в решении вопросов;

- улучшилось делопроизводство, сокращен ноток деловых бумаг, различных инструкций и т.п.

Однако бюрократизм еще не изжит. Поэтому для возрастания демократичности и творческой активности необходимо создать предпосылки для самостоятельного социально - экономического развития муниципальных образований с учетом местных экономических, социальных, исторических, природных, демографических и других особенностей, так как никто не может знать их лучше, чем работники на местах.

Наряду с демократизацией управления необходима его рационализация, т.е. должен идти процесс разграничения функций управлений между центром регионами, а также внутри регионов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995.г. с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998г.

2. Закон РК "Об административно - территориальном устройстве РК" 1993 г., с изменениями и дополнениями от 19.12.1995 г.

3. Закон РК "О местном государственном управлении в РК". От 23.01.2001 г. - Алматы: ЮРИСТ, 2002

4.Закон Республики Казахстан "О местном самоуправлении и местных советах народных депутатов PK".13.01.1992.

5. Государственная служба в РК. Алматы: ЮРИСТ, 2003

6. «Концепция региональной политики РК». Одобрена Правительством РК от 9 сентября 1996 г, «Экономика и предпринимательство в РК» Правовая база, картотека 21, 1996 г.

7.«Местное государственное управление и самоуправление». //Саясат. 1997 г., №4, с. 41-46.

8. Б.М.Биренбург «Местное самоуправление в условиях перехода к рынку». Укр. НИИНТИ, 1991 г.

9. В.Ф.Мальцев «Региональное самоуправление и самофинансирование». Наука,1991 г., с.15-19

10. Р.Л.Камшибаев, Б.И.Истлеуов «Сбалансированность и эффективность развития экономики региона: методология и методы». Алма-Ата, ылым, 1991 г.

11. А.М.Рубан «О формировании местного бюджета при переходе области к самоуправлению». - Новосибирск. Изд-во «Наука». 1991 г.

12. Р.И.Шнипер «Регион: экономические методы управления». Новосибирск, Наука, 1991 г.

13. Козлов Л. «Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика», РЭЖ, 1997 г., №3.

9.«Экономическая роль местных органов власти в РК». Саясат, №7, 1996г.

14.Ю.Бердалнев К.Б. «Некоторые методы управления региональной экономикой", «Развитие теории и практики менеджмента в Казахстане».Сб. научных трудов, Алматы: КазГАУ, 1996 г., с.18-21

15. 3аке С. «Стратегии и экономика (проблемы теории и практики управления)", 1996 г., №4.

16. Бердалиев К.Б. «Основы управления экономикой Казахстана». КазГАУ. Алматы, 1994 г., с.54-58

17. Бердалиев К.Б. «Проблемы регионального управления в Казахстане». Журнал «Экономика и бизнес». 1996 г.,№1.

18. Бердалиев К.Б. «Основы управления экономикой Казахстана». КазГАУ.Алматы, 1998 г., с.43-47

19. Курманбаев С. и др. «Муниципальный менеджмент». Учебное пособие. Изд. Экономика. Алматы, 1999 г., с.25-27

20. Муниципальный менеджмент. / Под ред. Г.Т.Морозовой.- М.: Банки и биржи. 1997., с.78-83

21. Таранов Л. А. Муниципальное право РК. Алматы, 1999.

22. Л.Г.Воронин, В.А.Лапин, А.И.Широков Основы управления муниципальным хозяйством.- М.: Дело. 1998., с.14-15

23. Е.Г.Анимица, А.Т.Тертышный. Основы местного самоуправления. М: Инфра-М, 2000., с.34-36

24. Л.М.Бабич, Л.Н.Павлова. Государственные и муниципальные финансы. М.: Юнити, 2000., с.95-100

25. Смаилов А.А. Статистический ежегодник Казахстана.- Алматы: Агентство РК по статистике, 2001

26. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы: АО "САК", 2000., с.13-18

27. Отчет о человеческом развитии - Казахстан 1997. - Алматы, 1997

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ