Проблемы экономической преступности

ВВЕДЕНИЕ

Проблема экономической преступности в стране и мире имет важное значение для экономики государства, так как приносит огромный материальный ущерб.

Государство в лице органов внутренних дел предпринимает меры по предотвращению и пресечению экономической преступности. Однако при возбуждении уголовного дела возникают проблемы с правильной оценкой содеянного. Вследствие чего нарушаются конституционные и другие права человека и гражданина или, наоборот, назначая слишком мягкое наказание суды дают возможность уйти от ответственности, предусмотренной за данное прступление.

Часто деятельность органов внутренних дел по борьбе и профилактике экономической преступности невозможна без научно обоснованных рекомендаций по выявлению причин и условий совершения преступлений данной группы. Экономическая преступность, как и другие общественные явления, зависит от социально-экономической формации. Следовательно, в связи с формационными преобразованиями подвергались изменениям и экономическая преступность, и ее детерминанты. На первичном этапе своего формирования они строились на базе иерархии, управляя экономикой в государстве. В соответствии с динамикой экономической преступности изменилась ее правовая оценка и оценка личности преступника, а также его роли в совершении противоправных действий в сфере экономики.

Актульность темы исследования. В переходный период, когда требовалась реформация всех сфер общественной жизни были приняты конституционные нормы [1], диктующие условия соответствующие демократическому, рыночному обществу. В связи с чем ээкономика Республики Казахстан на сегодняшний день несмотря на мировую кризисную ситуацию характеризуется прогрессивным развитием. Но существуют факторы, препятствующие экономическому процветанию страны, одним из которых являются преступления в сфере экономической деятельности.

Настоящая проблема приобретает все большую актуальность в связи с углублением социально-экономических и политических реформ в нашей стране.

В этой связи правоохранительным органам необходимо также уделять внимание области общественных отношений в рамках своей компетенции.

Отмеченное представляется достаточным для заключения об актуальности предлагаемой работы.

Степень изученности проблемы. Освещением вопросов, связаных с экономической преступностью занимались, как правило, специалисты юридического, социального, экономического направлений. И это не удивительно, так как данная тема затрагивает различные сферы для исследования причин преступлений в сфере экономики и проведения профилактических мероприятий в этом направлении.

Цель работы является детально рассмотрение и изучение проблем экономической преступности. В соответствии с целью определены следующие задачи:

  • дать определение экономической преступности и определить ее виды;
  • рассмотреть причины, условия и особенности существования преступности в сфере экономической деятельности;
  • изучить деятельность правоохранительных органов по предупреждению

и пресечению преступлений в сфере экономической деятельности

  • проанализировать проблему коррупции, как особого вида экономической преступности
  • сопоставить особенности борьбы с коррупцией в Казахстане и зарубежных странах.

1 Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности

Общепринятого уголовно-правового понятия «экономическая преступность» в настоящее время не выработано, несмотря на его широкое использование в научном обороте. Понимание экономической преступности крайне неопределенно. Это, безусловно, ограничивает возможности конструктивного диалога с целью совершенствования и унификации законодательства по борьбе с данным явлением. Однако, с другой стороны, сложность самого явления, динамичное изменение криминальной практики в экономической сфере, значительные национальные различия в сочетании с плюрализмом исследовательских подходов, обусловленным методологией и личностными особенностями, не позволяет рассчитывать на окончательное решение этой задачи в принципе. Это связано не с несовершенством механизмов научного познания или неэффективной организацией научного общения, но с природой самой проблемы. Используя выражение М. Мамардашвили, ее можно рассматривать в качестве своеобразной «фиксированной точки интенсивности» [2, с.32], то есть явления, смысл которого не проявлен до конца, не может быть проявлен до конца, но познание которого является мощным стимулом для непрерывного поиска нового смысла. Вокруг таких понятий происходит особая интенсификация познавательных усилий.

Другой, связанный с предыдущим, аспект этой проблемы состоит в том что полностью адекватного описания данной сферы действительности дать вряд ли возможно, не опираясь на некоторые априорные предположения и опущения, выбор которых опять-таки определятся как минимум личностными факторами и методологическими традициями. Проблема дефиниции экономической преступности в данном параграфе рассматривается именно с данных позиций.

Проблемы экономической преступности привлекают внимание исследователей на протяжении всей истории развития данного феномена. Первоначальное понимание экономической преступности фактически сводилось к ее отождествлению с преступностью имущественной. В понятийном и методологическом аппарате правовой науки не находили адекватного отражения новейшие тенденции криминальной практики.

Однако уже в 60-х годах XIX века один из ведущих французских исследователей этой проблематики М. Патэн в работе «Общая часть уголовного права и уголовное законодательство в сфере бизнеса» (1861 г.) отмечал, что данные вопросы настолько твердо проложили путь в науку, что стали чуть ли не самыми главными. Он называет, в частности, следующие вопросы, нуждающиеся в срочном решении:

- экономические преступления, в том числе преступления в сфере предпринимательства;

- уголовно-правовое регулирование в данной сфере, в том числе налоговое уголовное право;

- уголовно-правовая защита предпринимателей, в т.ч. налогоплательщиков; уголовная ответственность предпринимателей, в том числе налогоплательщиков.

Уже в то время ведущие специалисты воспринимали проблемы экономической преступности как крупную социальную проблему будущего, которую неизбежно придется решать, которая станет «во весь рост» и потребует специального рассмотрения.

Важнейшим этапом исследования проблем экономической преступности явилась работа криминолога Э. Сазерленда, впервые предпринявшего систематическое исследование преступности корпораций. Созданная им криминологическая концепция оказало мощное идейное влияние на последующий выбор способов понимания этой актуальной проблемы. В его концепции внимание было акцентировано на то новое обстоятельство, что субъектами наиболее опасных экономических преступлений являются лица, занимающие высокое социальное положение в сфере бизнеса и совершающие преступления в процессе профессиональной деятельности в интересах юридических лиц и собственных интересах. Введенный им в научный оборот термин «беловоротничковая преступность» достаточно точно отражает эту особенность его концепции.

На основе концепции «беловоротничковой преступности» Э. Сазерленда, было сформулировано определение экономической преступности, как преступности корпораций. Это наиболее узкое определение и при всей его полезности, оно не описывает адекватно проблемную область.

Узость подобного подхода связана с тем, что экономические преступления совершаются не только от имени и в интересах предприятия, по настоящего времени в ряде стран, в том числе в России, отсутствует уголовная ответственность юридических лиц.

В процессе развития концепции Э. Сазерленда и восприятия новейших тенденций в криминальной практике были предложены расширительные трактовки данного понятия. Тенденция к расширению понятия проявлялась в двух взаимосвязанных аспектах.

Во-первых, расширение круга субъектов экономических преступлений. Постепенно к данной категории стали относить не только высших руководителей корпораций, но и других служащих. А позднее ограничения по субъектам вообще не использовалось. Неизменным,' однако, оставался признак совершения преступления в процессе профессиональной деятельности. Своеобразная «потеря» субъекта проявилась в том, что ключевым критерием для определения преступности как экономической признается «модус операнди» и цели, которые преследует правонарушитель.

Во-вторых, изменился и перечень преступлений, относимых к экономическим. Позже к этим преступлениям стали относить уклонение от налогов, компьютерные и Другие преступления, причиняющие вред экономике государства, ее отдельным секторам, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан. Перечень этих преступлений расширился до 20-30 составов.

Эти изменения научной «карты мира» были обусловлены не только внутренней логикой развития научного знания, но и эволюцией самого исследуемого явления - экономической преступности.

Новое понимание проблемы позволило как российским, так и зарубежным исследователям предложить многочисленные новые определения понятия экономической преступности, которые отличались теми или иными признаками. Рассмотрим некоторые из них.

Разделяя преобладающую в российской литературе точку зрения, Ф.Кузнецова считаете, что экономическая преступность слагается из посягательств на собственность и предпринимательских преступлений [3,с.12]. Г.К.Мишин рассматривает экономическую преступность как проявление в социальной жизни всеобщей борьбы за существование. Суть экономического преступления в конфликте экономических интересов. К числу экономических преступлений наряду с хозяйственными, по его мнению, следует относить все преступления против собственности, которые в условиях рыночной экономики так или иначе связаны с хозяйственной деятельностью [4, с.34].

В Казахстане при создании нового уголовного кодекса реализован широкий подход к определению преступлений, определяемых как экономические. В действующем УК имеется раздел «Преступления в сфере экономики», в который вошли три главы с 47 статьями о преступлениях против собственности, о преступлениях в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях. Вместе с тем, в этот раздел не вошли должностные преступления (злоупотребления, взяточничество и др.), компьютерные преступления, преступления, связанные с посягательством на интеллектуальную собственность и авторские права и ряд других, традиционно относящихся к экономическим. С другой стороны, ряд преступлений против собственности не относятся к экономическим (преступления, связанные с прямым посягательством на собственность (кража, грабеж, разбой, уничтожение или повреждение имущества), а также иные преступления против собственности, не связанные с экономической деятельностью).

По мнению В. В. Лунеева, при всем разнообразии подходов, имеющихся в мировой литературе, суть экономической преступности в странах с рыночной экономикой составляют преступления, совершаемые корпорациями против государственной экономики, против других корпораций, служащими корпораций против самой корпорации, корпорациями против потребителей [4, с.257].

Субъектами преступлений, активно использующими высокие технологии, наряду с лицами, выполняющими профессиональные функции в организации, становятся практически любые лица. Причем преследуемые ими цели, используемые ими методы и располагаемые ими возможности практически не отличаются от тех, которых присущи преступникам по роду занятости.

Таким образом, стремительное развитие экономической системы приводит к не менее стремительному изменению круга субъектов, способных эксплуатировать в криминальных целях легальные экономические институты. При этом изменение самих методов криминального поведения позволяет заключить, что критерий осуществления экономических преступлений в процессе профессиональной деятельности является лишь одной из форм подобной эксплуатации и отличается известной узостью и неадекватностью.

В связи с этим представляется более обоснованным к экономическим относить преступления, которые соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:

совершаются в процессе профессиональной деятельности;

совершаются в процессе и под прикрытием законной экономической деятельности (в том числе предпринимательской);

совершаются в процессе и под прикрытием финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

-совершаются в сфере компьютерной информации в связи, под прикрытием или при посягательстве на субъектов профессиональной, экономической деятельности, финансовой деятельности государства.

Обобщая, можно отнести к экономическим преступлениям уголовно наказуемые виновные общественно опасные деяния, посягающие или использующие легальные экономические институты, то есть правила, формы, процедуры, контрольные и санкционные механизмы экономической деятельности в любых ее формах. При этом конкретный перечень претерпевающих преступную эксплуатацию и прямое посягательство институтов остается принципиально открытым.

Особенностью данного подхода является отнесение к категории экономических преступлений всех деяний, которые совершаются в процессе участия в осуществления легальной экономической деятельности и[или под прикрытием ее институтов: профессиональной деятельности, экономической, в том числе предпринимательской деятельности, обязательственных отношений, финансовых инструментов, финансовых и хозяйственных операций, систем и методов учета, компьютерной обработки данных, электронных средств доступа. В рамках данного подхода к экономическим следует отнести преступления, совершаемые как субъектами, осуществляющими профессиональную деятельность на законном основании, так и теми, кто использует ее для совершения преступления или имитирует ее осуществление для криминального использования институциональной среды легальной деятельности. То же можно сказать о финансовых инструментах (деньги, ценные бумаги, банковские документы): к экономическим преступлениям следует отнести как использование в криминальных целях подлинных инструментов, так и их фальсификацию (изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг, электронных карт и т.п.). К экономическим преступлениям относятся также деяния, связанные с использованием атрибутов легальной деятельности для сокрытия, маскировки общественно опасных деяний.

Важнейшей причиной растущей преступности многие фирмы называли возрастающую сложность деловых операций. 45 процентов правонарушений совершались, по полученным данным, сотрудниками фирм, 38 процентов -деловыми партнерами и остаток - совместно обеими категориями. Самая большая доля в совокупном ущербе приходится на предприятия с большими объемами оборота [5, с.21].

Экономическая преступность в отличие от традиционной (преступления против личности и имущественные преступления) возникает лишь на определенном этапе развития экономики и выступает как новая «нетрадиционная» преступность.

Важное место среди отраслей права, регулирующих экономическую жизнь, принадлежит административно - правовому регулированию, главными формами которого являются антимонопольное и финансовое законодательство. Важной тенденцией последних полутора сотен лет является повышение роли уголовно-правовых норм в регулировании экономических отношений.

2 Причины, условия и особенности существования преступности в сфере экономической деятельности

Понятием характеристики того или иного предмета, явления, процесса охватывается комплекс признаков, выражающих сущность исследуемого объекта и позволяющих решать определенные задачи, достигать конкретных теоретических и практических целей. Криминологическая характеристика как совокупность признаков преступных деяний, значение которых необходимо для осуществления эффективной борьбы с ними, важнейший инструмент определения ведущих направлений активизации деятельности по профилактике преступлений.

Главное требование, которому должна отвечать криминологическая характеристика экономических преступлений, состоит в том, чтобы объединяемые в ней данные с необходимой полнотой отражали сведения о существенных признаках и свойствах отображаемых в них явлений и связанном с ними определенном круге обстоятельств.

Криминологическая характеристика экономических преступлений сложна уже хотя бы потому, что формы и способы этих преступлений отличаются разнообразием и способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в обществе, особенно в экономике.

В области финансовой политики и денежного обращения в стране приоритеты Концепции правовой политики связаны с укреплением современного стабильного национального финансового рынка как реального инструмента защиты интересов государства, граждан и юридических лиц функционированием эффективной финансовой системы как одной из составляющих из государственной политики.

Уголовно-правовая характеристика экономических преступлений, совершаемых в сфере экономики, является исходной для криминологической характеристики. «Экономические преступления - это предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия или бездействия), причиняющие или способные причинить ущерб национальной экономике, ее отраслям либо сферам». Поэтому при определении групп преступлений, относящихся к экономическим преступлениям, интегрирующим признаком является причинение материального вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хищений. Посягательство совершается на экономические основы общества. В соответствии с ныне действующим уголовным законодательством преступления, совершаемые против собственности и преступления в сфере экономической деятельности, разделены на группы:

преступления против собственности (глава VI УК);

преступления в сфере экономической деятельности (главаVII УК).

1) хищения чужого имущества - это разбой, вымогательство, грабеж, мошенничество, кража;

2) хищение предметов, имеющих особую ценность, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества;

3) преступления против основ экономики заключение сделки вопреки интересам Республики Казахстан; изготовление, сбыт поддельных денег или ценных бумаг; незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей; сокрытие иностранной валюты; лжепредпринимательство; лжебанкротство; сокрытие банкротства; нарушение таможенного законодательства; нарушение антимонопольного законодательства; уклонение от уплаты налогов или других платежей; нарушение правил сдачи драгоценных металлов или камней;

4) преступления в сфере экономической деятельности воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, незаконное получение и нецелевое использование кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, монополистические действия и ограничение конкуренции, злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов и аукционов, заведомо ложная реклама, незаконное использование товарного знака, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну и др.

Криминологические исследования, а также анализ преступности на протяжении многих лет показывают, что экономические преступления взаимосвязаны, изменение состояния структуры одних преступлений обусловливает изменения других.

Например, рост хищений взаимообусловлены изменениями преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности и т.д.

Что касается проблемы определения понятия организованной экономической преступности, то здесь общепринятого уголовно-правового и криминологического понятия «организованная экономическая преступность» в настоящее время не выработано, несмотря на его широкое использование в научном обороте. Понимание организованной экономической преступности крайне неопределенно. Это, безусловно, ограничивает возможности конструктивного диалога с целью совершенствования и унификации законодательства по борьбе с данным явлением. Однако, с другой стороны, сложность самого явления, динамичное изменение криминальной практики в экономической сфере, значительные национальные различия в сочетании с плюрализмом исследовательских подходов, обусловленным методологией и личностными особенностями, не позволяет рассчитывать на окончательное решение этой задачи в принципе. Это связано с несовершенством механизмов научного познания или неэффективной организацией научного общения, но с природой самой проблемы. Используя выражение М. Мамардашвили, ее можно рассматривать в качестве своеобразной «фиксированной точки интенсивности», то есть явления, смысл которого не проявлен до конца, не может быть проявлен до конца, но познание которого является мощным стимулом для непрерывного поиска нового смысла. Вокруг таких понятий происходит особая интенсификация познавательных усилий [6].

Другой, связанный с предыдущим, аспект этой проблемы состоит в том, что полностью адекватного описания данной сферы действительности дать вряд ли возможно, не опираясь на некоторые априорные предположения и допущения, выбор которых опять-таки определятся как минимум личностными факторами и методологическими традициями.

Как было отмечено выше, в 1985 году началось реформирование командно-административных отношений и государственно-монопольной экономики. Вследствие чего, в 1987 году принимаются на сегодняший день уже утратившие силу Законы «Об индивидуальной трудовой деятельности», Закон «О кооперации», Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Новая экономическая и политическая ситуация составила основу современным экономическим отношениям. Развитие Казахстана, после обретения независимости, избравшего свой путь преобразований, в значительной степени отличного от развития других стран СНГ, обусловило тенденции его экономической политики.

В республике на сегодняшний день приняты и действуют законы, регламентирующие систему налогообложения, хозяйственную деятельность в отраслях экономики, банковскую деятельность, новые Гражданский [7] Уголовный [8] Уголовно-исполнительный [9[ и Уголовно-процессуальный [33[ Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее ГК РК, УК РК, УИП РК, УПК РК, КоАП) [10] отражающие новую концепцию признания деяний в сфере экономики противоправными (или преступными), методы борьбы с ними и их профилактику.

В то же время созданная на сегодняшний день законодательная база рассчитана на более высокий уровень правовой культуры и правосознания населения. Следовательно, посредством экономической и правоохранительной практики необходимо привести восприятие права обществом в соответствии с самим правом.

Вследствие недостаточно отработанных механизмов правового контроля наметилась тенденция легализации незаконно нажитого капитала и вхождение его в законный оборот. В результате произошло резкое расслоение общества, разграбление общенационального достояния незначительной частью населения. Реформирование экономического базиса общества без достаточно четко отработанной системы механизмов обеспечения контроля, даже при достаточно жестоком государственном регулировании, естественным образом меняет сложное социальное явление как преступность.

Анализ криминальной ситуации, сложившейся в Казахстане в ходе проведения экономических реформ, при отсутствии необходимого государственного контроля, достаточного организационно-правового сопровождения и низком правосознании и правовой культуре населения, позволяет сделать вывод о недостаточности рыночных механизмов регулирования с точки зрения профилактики и преодоления теневых и криминогенных явлений в экономике.

Сложившаяся ситуация дала возможность быстрого обогащения преступным группам и отдельным лицам (крайне редкие случаи) за счет государства, с одной стороны, и ослабление возможностей правоохранительных органов — с другой.

Рыночные отношения в экономике послужили стимулом к усилению корыстной мотивации личности в обществе, а следовательно, во всей социальной среде.

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Темпы экономических преобразований на сегодняшний день опережают правовое реагирование и регулирование экономических правоотношений.

2. Недостаточно разработана и отлажена система правового контроля за доходами граждан, организации и прочих субъектов экономических отношений.

3. Переход на рыночную экономику вызвал смену идеалов в массовом сознании общества, в связи с чем резко возросла корыстная мотивация.

4. Темпы формирования правосознания и правовой культуры населения не соответствуют темпам экономических преобразований, в связи с чем население не в состоянии воспользоваться своими правами.

5. Высокая степень организованности при совершении экономических преступлений.

6. Свойство самодетерминации организованной части экономической преступности.

7. Факты коррупции и других корыстных форм участия в преступлениях в сфере экономики должностных лиц организаций и предприятий, материально-ответственных лиц, представителей органов власти и гос. управления.

8. Часто тесная связь экономических преступлений с общеуголовными, что обуславливает их повышенную общественную опасность, сложность в раскрытии и предупреждении.

Перечисленные выше обстоятельства обуславливаются и способствуют функционированию как экономической преступности в целом, так и отдельных ее видов.

Таким образом, возникновение и рост экономической преступности в Казахстане – результат действия комплекса факторов экономического, политического и культурного характера правовой реформы в нашей стране. Поэтому, познание глубинных причин и особенностей экономической преступности - важное условие осуществления успешной борьбы с ней.

3 Деятельность правоохранительных органов по предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономической деятельности

Сложный, противоречивый период глобальных социальных преобразований затронул практический все основные сферы жизнедеятельности общества. В Конституции Республики Казахстан были сформулированы основные принципы складывющейся экономической системы, в которой признаются и равным образом защищаются все формы собственности-государственная и частная [1] гарантируютя поддержка конкуренции, свобода экономической деятельноти, свободное перемещение товаров, услуг, а также единство экономического пространства. Степень защищенности государственных и негосударственных средств социально-экономической сферы от преступных посягательств оказывает огромное влияние на уровень социальной защищенности населения. Стабильность и гарантированная государством защита социальной и экономической сферы в равной степени являются важными как для отдельного индивида, так и общества в целом.

Количество зарегистрированных преступлений свидетельствует о качественном и количественном изменении преступности в данной сфере, и тем самым - повышении степени общественной опасности. Высокий уровень латентности зарегистрированной преступности, отмеченный в социально-экономической сфере, отражает незначительную часть фактически совершаемых противоправных деяний.

Само понятие «преступления в сфере экономической деятельности» подразумевает необходимость знания реального состояния преступности: ее детерминант.

Противодействие преступности немыслимо без определения системы мер ее предупреждения. Всем известно, что для любого общества выгодно не допустить совершения общественно опасного деяния влекущего причинение вреда (физического, морального, материального), и тем самым значительную часть своих граждан уберечь от уголовных мер наказания. И это возможно в случае; если будет создана целостная сложная система предупредительных государственных и общественных мер, которые будут направлены прежде всего, на выявление причин и условий, порождающих правонарушения и преступления.

Авторы курса советской криминологии пишут, что предупреждение преступности – широкое собирательное понятие. Оно включает в себя:

а) общегосударственные мероприятия экономического, социального, идеологичекого, культурно-воспитательного порядка, законодательного правового плана сочетающие убеждение и принуждение в процессе борьбы с преступностью;

б) деятельность государственных органов и общественных организаций в частности МВД, прокуратуры, юстиции, суда по выявлению причин и условий совершения преступлений и принятию мер по их устранению, раскрытию, раследованию и судебному рассмотрению дел о преступлениях, наказанию преступников, по исправлению и перевоспитанию их, надзору за законностью поведения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также по воспитанию лиц, приговоренных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, либо неустойчивых людей, еще не совершивших преступления, но ведущих себя антиобщественно, либо аморально;

в) осущетвление иных мер, вызываемых конкретной обстановкой.

Мы согласны с тем, что нельзя отрицать тесную связь между понятиями «предупреждение претупности» и «меры предупреждения». Несмотря на то, что первое –общее понятие, а во втором определении подчеркиваетя роль конкретных мер в предупреждении претуплений. Иными словами «Предупреждение преступности – это многосубъектный комплекс, система действий, охватывающая разнообразные методы и меры воздействия на преступность» [11].

Таким образом, можно сказать, что предупреждение преступности – это учение о планировании мер, направленных на ограничение преступности, а если развить эту мысль шире, можно сделать вывод, что предупреждение преступности-это учение о системе средств, которые с учетом данных других наук, и в частности, других разделов криминологии. Следует внедрить в жизнь, чтобы ограничить оциальное явление преступности. [12]. И оно в зависимости от выделения различных критериев (подходов и способов их достижения), а также появленных задач подразделяется по ряду признаков. Например, меры предупреждения преступности выделяются по их уровню, содержанию принимаемых мер, масштабу, времени применения профилактических мер в зависимости от стадии совершения правонарушений и преступлений, субъекту предпринимательской деятельности.

С учетом методологического подхода Г.М. Миньковкого и В.П. Ревина [32, С. 21] мы можем выделить следующие перспективные направления научного изучения и разработок системы борьбы с преступностью в сфере экономики:

- создание эффективной системы комплексного противодействия нецелевого расходования бюджетных денежных средств, выделяемых на социальные цели в рамках целевых республиканских и местных программ;

- разработка научно методических рекомендаций по повышению эффективности документирования доказывания противоправной деятельности по делам о преступлениях экономической направленност, совершаемых с использованиемслужебного положения виновного;

- выработка мер по совершенствванию практики применения всего механизма нормативно-праввого регулирования экономической сферы;

- разработка методологии прогнозирования преступностив сфере экономики на 3-5 лет с обоснованием целей всей правоохранительной и контролирующей деяельности государственных органов общетвенных формирований.

- иследование влияния применения общесоциальных мер и ме специального предупреждения на состояние законноти и уровень защиты общественно-экономичеких отношений в сфере экономики и претупных посягательств.

Необходимо отметить, что в криминологической науке не вырабтано единого подхода и однозначно определенной классификации мер предупреждения.

Отсутствие достаточно четких критериев выделения тех или иных профилактических мер в зависимости от их уровня и содержания особенно ярко проявляется при рассмотрении экономических мер предупреждения преступлений, прежде всего, когда они по своему содержанию рассматриваются через призму специальных мер борьбы с экономичекими преступлениями, при этом именно принятые меры в экономической сфере на общесоциальном уровне не оказывают определяющее воздействие на состояние преступности в данной области.

В связи с этим, мы можем сказать, что применительно к предупреждению преступности в сфере экономики применяемые меры подразделяются на общесоциальное и специальное предупреждение. Данные меры направлены на выявление, устранение, нейтрализацию негативных детерминант, порождающих или способствующих претуплениям в этой сфере, а также на укрепление законности и правопорядка. Остановимся на данных мерах предупреждения более подробно:

На наш взгляд, общесоциальное предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности должно в себя включать: определение, выработку и реализацию ситемы общегосударственных мер в экономической, политической, социальной, правовой, духовно-нравственной областях жизни общества,в целях повышения уровня благосостояния граждан; устранении и нейтрализации негаивных криминогенных детерминант, оказывающих влияние на претупность. Данная систма должна носить долговременный и многообъектный характер. Меры предупреждения преступности общесоциального характера в социально-экономической области должны появится в следующем:

- в справедливом распределении и использовании государственной собственности;

- в укреплении финансовой системы нашего государства и национальной валюты как основного источника финансирования социальных раходов;

- в сокращении уровня социальной незащищенности различных категорий граждан, бедности, безработицы и др.;

- в повышении эффективноти налоговой и таможенной систем, в ущетвенном снижении налогового бремени и создании благоприяной инвестиционной среды;

- в повышении эффективности функционирования бюджетной системы.

В политической же области общесоциальные меры, на наш взгляд, должны быть направлены на управление, упрочнение и сохранение ее административно-территориального устройства, государственности, достижение устойчивого экономического положения страны.

К мерам общесоциального предупреждения преступлений в правовой сфере прежде всего, относится совершенствование нормативно-правового закондательтва, непсредственно не напралвенного на предупреждение конкретных преступлений эуономической напрвленноти (например, трудовое, финансовове), однако имеющего опосредованное значение в случаях недостаточно полного либо противоречивого закрепления своего предмета в правовом регулировании.

Современная криминологическая наука раскрывает не только причины и механизмы их возникновения, но и предлагает конкретным государственным органам и общественным формированиям конкретные меры профилактики преступности [12].

Меры специального предупреждения в экономической сфере, на наш взгляд, должны выражаться в устранении конкретных как криминогенных детерминант, так и общественно-вредных последствий совершаемых правонарушений. Поэтому данные меры по своему содержанию могут быть подразделены на: экономические, правовые, организационно-управленческие, культурно-воспитательные [12].

Специальные меры экономического характера должны быть направлены на на реализацию общесоциальных мер предупреждения, дополняя, конкретизируя их в экономической сфере методами регулирования, стимулирования (поощрения) или запрета.

Специальные меры правового характера должны беспечивать защиту социально-экономических отношений от противоправных посягательств посредством регулирования отдельных элементов и направлений их деятельности. Принятие соответствующими правоохранительными органами комплексных ведомственных правовых актов, регулирующих их профилактическую деятельность, позволяет сделать профилактику преступлений постоянной составляющей всей павоохранительной деятельности.

Таким образом, специальные меры предупреждения экономической преступности заключаются в следующем:

- введение жесткого контроля со стороны государства за всеми источниками пополнения бюджета, каналами движения и расходования денежных бюджетных средств;

- ограничение наличного денежного обращения возможностей бартерных сделок, перевод всех крупных платежей в банки;

- разработку и обеспечение функционирования механизма ого контроля над доходами и расходами физических и юридических лиц;

- усовершенствование системы бухгалтерского учета, аудита и контроля в соответствии с международными обязательствами.

В процессе рассмотрения проблемы экономической преступности нами уже уяснены причины, особенности, условия появления и роста экономической преступности и уровень ее общественной опасности. Мероприятия по борьбе и профилактике преступлений в сфере экономики, проводимые на сегодняшний день, нуждаются в научно-практическом исследовании и выработке научно обоснованных мер по их совершенствованию.

На сегодняшний день деятельность по профилактике экономической преступности сводится в основном к осуществлению системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и снижение мотивационного воздействия обстоятельств, обуславливающих совершение преступлений. При всем этом, указанные меры можно отнести к общей профилактике, то есть профилактике, направленной на все общество или крупную социальную группу. Необходимо отметить слабо отработанную систему индивидуальной и целевой профилактики.

Среди указанных экономические меры могут быть отнесены к предупредительным мерам общесоциального уровня, которые нацелены на решение основной задачи по снижению уровня безработицы, которая, по оценкам социологов, составляет около 10 % экономически активного населения, сокращению социального расслоения населения. Разрыв доходов самых бедных и самых богатых, по расчетам специалистов, достиг 125. Имущественное расслоение общества породило значительный слой лиц, не имеющих постоянного источника дохода. Отсутствие у этой категории средств и их законных источников дает основание считать ее потенциальными правонарушителями. Следовательно, для устранения потенциальной опасности совершения этими людьми преступлений, необходимо обеспечить их работой, и тем самым повысить их жизненный уровень.

Это подтверждают и исследования, проведенные западными учеными, свидетельствующие о высоком уровне коррекции между состоянием безработицы и негативными тенденциями преступности. Следовательно, на настоящий момент необходимо адаптировать мировой опыт борьбы с безработицей как профилактическую меру в отношении экономической преступности [13].

При построении правового государства, главным принципом в деятельности ОВД по борьбе и профилактике экономической преступности должен являться принцип законности.

Для соблюдения этого принципа необходимо создание мощной правовой базы, позволяющей в полном объеме применить все накопленные научные, теоретические, практические знания и возможности, направленные на достижение цели.

В настоящее время в Республике Казахстан принят ряд законов, регламентирующих деятельность субъектов правоотношений в сфере экономики.

Уголовно-процессуальным законодательством регламентирована роль каждого из правоохранительных органов (МВД, КНБ, АБЭ-КП, Генеральная прокуратура) в борьбе и профилактике преступлений. Но при всем этом недостаточно хорошо отработана система их взаимодействия. В системе АБЭКП разработаны подзаконные акты, регламентирующие деятельность по профилактике преступности, в частности в сфере экономики, как уголовным, так и оперативным путем. При наличии такой правовой базы, профилактическая работа ведется недостаточно активно. Одной из причин этого является неписаный, но уже укрепившийся в сознании сотрудников «закон» - когда спрашивают раскрытие. Принципиальной ошибкой в концепции правоохранительной деятельности, которая перенята от командно-административной системы, является то, что забывается аксиома: легче и дешевле предупредить преступление, чем потом его раскрыть [14].

Основная цель государственной стратегии преобразований - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, стабильности общества, построения правового демократического государства и гражданского общества. С этой целью нам необходимо выработать механизацию противостояния внутренним и внешним угрозам, с учетом геополитических и социальных особенностей региона.

К основным направлениям борьбы с экономической преступностью относятся разработка и практическое выполнение научно-обоснованных программ борьбы с преступностью (как на уровне районов, областей, масштабов Республики Казахстан, так и на международном уровне). Как свидетельствует практика, региональные программы более гибки к изменениям структуры преступности и, следовательно, имеют большие возможности оперативного реагирования на какие-либо изменения в ней. Они имеют возможности финансирования как из государственного бюджета, так и из средств регионов. Местные исполнительные органы с учетом специфики своей территории могут принимать решения, направленные на профилактику преступлений в сфере экономики, устранение причин и условий преступлений.

В масштабах республики необходимо сосредоточить деятельность подразделений правоохранительных органов, направленных на борьбу с экономическими преступлениями, на ключевых отраслях экономики.

К ним относятся сферы:

  • использование и распоряжение государственными средствами;
  • инвестиции;
  • операции на финансовом и валютном рынках; внешнеэкономическая деятельность;
  • использование стратегически важных ресурсов (полезных ископаемых, энергетики, драгоценных камней и металлов);
  • мошенничество; недоброкачественная производственная и предпринимательская деятельность.

На международном уровне необходимо создать систему тесной интеграции правоохранительных органов по борьбе и профилактике экономической и организованной преступности. Ее деятельность должна быть направлена на взаимодействие в области информации, установления, задержания, привлечения преступников к ответственности.

Следует больше внимания уделять оперативной и официальной информации о состоянии и структуре экономической преступности, ее криминологический анализ и принимать действенные меры на уровне организационных и правовых решений органов государственной власти. Это позволит своевременно направить усилия на борьбу с имеющимися противоправными проявлениями в сфере экономики и на профилактику преступлений в тех отраслях, где они объективно могут иметь место при складывающихся обстоятельствах.

Большую роль в профилактике преступлений в сфере финансов могло бы сыграть принятие законодательства о контроле за образованием и движением капиталов. Роль таких правовых норм позволила бы осуществить контроль за законностью первичного формирования капитала и операций, проводимых субъектами кредитно-финансовых отношений, добросовестность их по ранее заключенным сделкам.

Значительно поднять эффективность профилактики преступлений в сфере экономики могли бы меры по усилению взаимодействия АБЭКП с другими правоохранительными органами, контрольными органами, общественными организациями, службами безопасности и хозяйствующих субъектов. Данная мера позволила бы целенаправленно и всесторонне блокировать экономическую преступность в хозяйственных, производственных и сбытовых организациях.

В связи с усилением в обществе тенденции действий по личной заинтересованности большое мотивационное значение имело бы поощрение сотрудников финансовой полиции, принимавших участие в раскрытии или предупреждении конкретного преступления, установленным процентом от прибыли государства, полученной за счет предотвращения преступления. Так же часть этой суммы могла бы быть направлена в бюджет ДБЭПК, что значительно улучшило бы ситуацию с техническим оснащением и социальной защитой сотрудников[15].

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности — укрепление роли государственной власти в осуществлении контроля за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов. В начале реформ Президент Республики Казахстан Н А Назарбаев выдвинул принцип «Государство — главный реформатор» [16] Применение этого принципа в профилактике преступлений в сфере экономики позволяет рационализировать механизм выработки решений и формирования экономической политики в сфере финансово-кредитных отношений, создание условий для включения защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Эти меры в совокупности с формированием нравственного, правового и экономического сознания населения могут принести положительные результаты. Итак, в связи с вышеизложенным можно сделать следующие выводы

1. Экономическая преступность – сложная совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным законом.

2. Преступления, совершаемые в сфере экономики, в большинстве случаев организованы (в различной степени) и многосоставны. Они частично связаны с общеуголовными, где последние являются средством достижения преступного результата,

3. Экономические преступления характеризуются:

- высоким уровнем принесенного государству ущерба;

- латентностью;

- способностью формировать менталитет населения;

4. Уровень преступности в сфере экономики составляет около 15 % в общей структуре преступности, но неизменно продолжает расти;

5. Экономическая преступность имеет ряд взаимосвязанных причин и условий;

6. Для предупреждения и борьбы с экономическими преступлениями необходим комплекс государственных, международных и региональных мер, направленных на искоренение экономических и социологических предпосылок их совершения.

То есть, изучение сложившейся ситуации показывает, что меры предпринимаемые правоохранительными, контролирующими и налоговыми органами в экономической сфере пока неадекватны масштабам криминализации данной сферы.

Высокие темпы реформирования экономики и всей общественной жизни неизбежно сказались на всех формах общественных отношений, и в первую очередь, экономических. Существенно изменилась структура собственности, расширилась сфера экономических отношений, осуществлена либерализация внешнеэкономических связей, открыт доступ всех хозйствующих субъектов к осуществлению экспортно-импортных операций, значительно улучшилось банковское законодательство, что способствовало, практически беспрепятственному открытию счетов, в том числе в зарубежных банках, упрощен порядок регистрации и ликвидации предприятий, получение разрешительных документов, печатей и штампов.

Существенное усиление динамики экономической жизни, появление новых ферм новых отношений приводят к тому, что меняется сама природа экономических правонарушений. Эта обективная тенденция усугубляется тем, что в условиях высоких темпов рыночных преобразований нормативная база и правоприменительная практика не всегда адекватным образом отражают сложжившийся уровень экономических отношений и новые тенденции их изменения.

Исходя из этого, новые формы хозйственных отношений приходят в противорчие с действующей нормативной базой. Отдельные виды правонарушений, не являясь общетвенно опасными, по применению норм законодательства могут фактически относится к сферам экономических преступлений.

Реформы экономики, начатые в 1992 году, дали мощный стимул ее трансформации в рыночную. Взамен планово-распределительной системы начал работать механизм финансово-экономического регулирования товарных потоков, достигнута высока степень либерализации внешнеэкономической деятельности внешней торговли, ликвидирован товарный дефицит (характерная черта планово-распределительной системы ), укрепляется тенге, который стал платежным средством, образовывается новый слой общества - собственники.

Наряду с определенными положительными итогами в проведении политических и экономических реформ в стране усиливаются негативные процессы в экономике, особенно в социальной сфере. Продолжается падение производства, свертывание инвестиционного процесса, снижение жизненного уровня населения, растет безработица.

Для более полного выявления приоритетов борьбы с экономическими преступлениями необходимо четко понимтаь динамику изменения их структуры.

За период независимости Казахстана под влиянием активных экономических реформа существенно изменилась структура экономических преступлений.

Например, в 1990-1993 годах наиболее активными формами нанесения ущерба государственным интересам являлись хищения государственной собственности, незаконное осуществление внешнеэкономических операций; в 1993-1995 годах-правонарушения в сфере малой приватизации, финансво-кредитных отноешний, получение займов под гарантии правительства, контрабанда подакцизных товаров; в 1995-1997 годах - должностные злоупотребления в сфере приватизации, появление первых механизмов ложного банкротств, нарушения в сфере экспортно-импортных операций,нарушения в использовании кредитных средств, незаконная торговля, нелегальный вывоз капитала, создание фирм-«однодневок»; в 1997-2000 годах –уклонение от уплаты налогов через механизм ложного банкротства, контрабанда, в том числе экономическая, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, правонарушения, связанные с производством и реализацией подакцизной продукции, незаконная предпринимательская деятельность, злоупотребление или преышение должностных полномочий в сфере экономики.

То есть, Казахстан вступил в новую эру своего развития, когда с одной стороны продолено состояние холодной войны и тем самым уменьшены военные противостояния и угрозы, а с другой-идет крайне болезненный процесс ломки сложившегося в течение десятилетий облика экономики и становление нового ее устройства. Национальная безопасноть Республики Казахстан становится в зависимость от состояния экономики [16].

Геополитическое положение Казахстана, размеры его территории, потенциал интеллектуальных и природно-сырьевых ресурсов, особенности самосознания нселения таковы, что необходима адекватная экономическая поддержкаее складывающегося международно-политического статуса.

Как указано в ст. 5 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан», угрозой национальной безопасностиРеспублики Казахстанявляются ослабление законности и правопорядка (в том числе рост преступности, включая рганизованные ее формы), сращивание государственных органов с криминальными структурами покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина [16].

Исходя из этого, материальной основой национальной безопасности Республики Казахстан является ее экономический потенциал, обеспечивающий должный уровень обороноспособности страны, ее территориальную целостность, защиту интересов за рубежом, социально-экономическую стабильность общества, физическое и духовное развитие нации.

Все это, на наш взгляд, диктует необходимость разработки государственной стратегии в области экономической безопасности Казахстана.

Среди угроз экономическому положению страны все большше значение приобретает расширяющаяся криминализация экономических отношений, приобретение экономикой черт криминальной системы и кк следствие сложившихся отношений является возникновение тенденции подчинения экономическойполитики государства специфическим экономическим интресам криминальных структур. Что в свою очередь исключает реформирование материально-технической базы производства в направлении формирования современной техноструктуры и ведет к соотвстствующим социально-политическим последствиям для общества в целом. В этой связи проблема преодоления криминализации экономики становится одной из ключевых проблем современной экономической политики требущих неотложных мер по ее решению.

При этом следует отметить, что к середине 90-х годов начало происходить изменение социально ориентированной рыночной экономики в сторону коррумпированного рынка и криминальных экономических отношений. Несмотря на всеусилия правоохранительных органов общество не в состоянии справиться с возникшей угрозой. При этом как отмечает С. Глазьев теневая экономика представляет собой асоциапьную систему, а с системой можно бороться лишь посредством системы. В связи с этим возникает задача формирования и реализации общенациональной программы борьбы с теневой криминальной экономикой [17].

В нейтрализации теневой экономики и борьбе с криминальными явлениями ведущее место занимают органы внутренних дел. От их компетенции, оперативности, профессионализма, желания зависит очень многое.

В настоящее время главная задача в деятельности органов внутренних дел заключается в способности вести решительную и бескомпромиссную борьбу с преступностью, в том числе теневой криминальной деятельностью и экномической преступностью.

Специальные меы экономического характера должны быть направлены на реализацию общесоциальных ме предупреждения, дополняя и конкретизируя их в экономической сфере методами регулирования стимулирования или запрета. Специальные меры правового характера должны обеспечивть защиту социально-экономических отношений от противоправных посягательств посредством регулирования отдельных элементов и направлений их деятельности.

Можно сделать следующий вывод: принятие соответствующими правоохранительными органами комплексных ведомственных правовых актов, регулирующих их профилактическую деятельность, позволяет сделать профилактику преступлений постоянной составляющей всей правоохранительной деятельности. То есть, специальные меры предупреждения и пресечения экономической преступности заключаются в введении жесткого контроля, ограничении подозрительных действий и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели основные этапы формирования преступности в экономической сфере, основные причины ее возникновения, а также роль правоохранительных органов в пресечении и предупреждении данного негативного явления.

Исходя из этого мы пришли к следующим выводам: анализ ситуации на момент возниконовения преступности в сфере экономики и современное его состояние показывает, что экономическая преступность в условиях либерализации общественной жизни, прежде всего экономической деятельности, получило новые стимулы криминальной активности, стала быстро распространяться, генерирую новые ранее неизвестные правоохранительной практике, виды посягательств против правопорядка в сфере экономики.

Само возникновение и рост экономической преступности в Казахстане – результат действия комплекса факторов экономического, политического и культурного характера правовой реформы в нашей стране.

Значительно поднять эффективность профилактики преступлений в сфере экономики могли бы меры по усилению взаимодействия АБЭКП с другими правоохранительными органами, контрольными органами, общественными организациями, службами безопасности и хозяйствующих субъектов. Данная мера позволила бы целенаправленно и всесторонне блокировать экономическую преступность в хозяйственных, производственных и сбытовых организациях.

В связи с усилением в обществе тенденции действий по личной заинтересованности большое мотивационное значение имело бы поощрение сотрудников финансовой полиции, принимавших участие в раскрытии или предупреждении конкретного преступления, установленным процентом от прибыли государства, полученной за счет предотвращения преступления. Так же часть этой суммы могла бы быть направлена в бюджет ДБЭПК, что значительно улучшило бы ситуацию с техническим оснащением и социальной защитой сотрудников.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности — укрепление роли государственной власти в осуществлении контроля за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РК. 30 августа 1995. (с изменениями и дополнениями от 21 мая 2007 г.)
  2. Исаев М.М., Проблемы уголовного законодательства. Закон и время. 2006.№4. с. 12.
  3. Тидеманн К. Феноменология преступности в экономической сфере. М.,1976. С. 12.
  4. Пионтковский А. Система особенной части уголовного права. Советское право. 1926. № 3. с. 63
  5. Ленин В.И. Полный сборник сочинений. Т. 18. Ч.1 С. 203..
  6. Cоветское право. 1926. №2.С.56-57.
  7. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М.1998. С. 256-257
  8. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.02.2009 г.)
  9. Уголовное право Республики Казахстан. Особенная часть. под ред. И.И. Рогова, С.М. Рахметова. Алматы. Жеті Жары. 2003. 792 с. Учебник.
  10. Уголовно-исполнительное право Республики Казахстан. Алматы. 2001. 274 б.
  11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.04.2009 г.)
  12. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.07.2007 г.)
  13. Джанкуразова Г.К. Экономическая преступность и теневая экономика. Алматы. Экономика. 2002. 146 с. С. 100.
  14. Ежи Бафия. Проблемы криминологии. М. 2002. 367 с.
  15. Миньковский Г.М., Ревин В.П. Современные криминологические проблемы борьбы с преступностью. М. 2000. С. 21.
  16. Раска Э.Э Криминологическая профилактика преступности. Теоретические и методологические аспекты. Авторферат дисетации доктора юридических наук. М. 1998. С. 5.
  17. Демидов Ю.Н. Проблемы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере. М.2002. С.371.

PAGE 28

Проблемы экономической преступности