ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ ВЫ ВЫБИРАЕТЕ
"Человек-человек". Относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность.
"Человек-техника". Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования). Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
"Человек-знаковая Система". Профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир, чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
"Человек-художественный Образ". Профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуются развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
"Человек-природа". Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). Этот, тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпимости к недостатку комфорта.
СЕМЬ ШАГОВ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА
Шаг Первый. Составьте список профессий, которые вам нравятся.
Шаг второй. Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; выбираемая профессия и ваши склонности и способности.
Шаг третий. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
Шаг четвертый. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас необходимые качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
Шаг пятый. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
Шаг шестой. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Шаг седьмой. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы поданной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.