Повышение квалификации специалистов по охране труда

АННОТАЦИЯ

на дипломный проект Коротаева Сергея Евгеньевича

Тема: «Повышение квалификации специалистов по охране труда»

Объём проекта: 80 с.

Количество глав - 5

Количество таблиц – 3

Количество источников литературы: 31 ед.

Цель дипломного проекта: теоретически обосновать и разработать методическое обеспечение системы повышения квалификации специалистов по охране труда.

Объект исследования: процесс повышения квалификации специалистов по охране труда.

Основные результаты дипломного проекта:

Научные:

  • уточнена сущность процесса повышения квалификации специалистов;
  • выделена роль и место повышения квалификации специалистов в системе непрерывного профессионального образования;
  • описана система организационных форм и методов повышения квалификации специалистов в организации.

Практические:

  • разработана программа повышения квалификации специалистов по охране труда;
  • разработаны задания практических занятий по курсу;
  • разработаны тестовые материалы для проверки знаний обучающихся на курсе повышений квалификации.

Автор дипломного проекта Коротаев С.Е.

Руководитель проекта к.п.н., доцент Бичева И.Б.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

1.1 Сущность процесса повышения квалификации специалистов ...………….5

1.2 Роль и место повышения квалификации специалистов в системе непрерывного профессионального образования …………………....…..……13

1.3 Система организационных форм и методов повышения квалификации специалистов в организации……………………...……………………………20

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

2.1 Анализ деятельности специалистов по охране труда ...…...……………...28

2.2 Анализ процесса повышения квалификации специалистов по охране труда………………………………………………………………………………32

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

3.1 Разработка программы повышения квалификации специалистов по охране труда ……………………………………………………………………………...41

3.2 Разработка заданий практических занятий по курсу …………………......54

3.3 Разработка тестовых материалов для проверки знаний обучающихся на курсе повышений квалификации ……………………………….………….…..59

ГЛАВА 4 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА..65

ГЛАВА 5 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА……………. 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........73

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…….…….……………76


ВВЕДЕНИЕ

Неудовлетворительное состояние условий и охраны труда в Российской Федерации, медленные темпы снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости свидетельствуют о необходимости совершенствования системы управления охраной труда, усиления деятельности по снижению уровня профессионального риска на производстве.

По данным Роструда за 2014 год в России зарегистрировано 9434 несчастных случаев. Количество погибших на производстве при этом составило 2896 человек. По оценке экспертов МОТ ежегодные экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда, травматизмом в результате несчастных случаев на производстве составляют 4% ВВП страны. От объема ВВП Российской Федерации за 2014 год (62356,9 млрд.рублей) 4% составляют сумму в 2,494 трлн. рублей. На фоне данной статистики, социально-экономическая роль охраны труда, очевидно, является стратегической.

Причиной большинства несчастных случаев, неблагоприятных условий труда на производстве является неудовлетворительная организация производства работ, что свидетельствует о недостаточной подготовке управленческих и инженерно-технических кадров организаций в сфере охраны труда.

При этом остается недостаточно разработанным вопрос методического обеспечения процесса повышения квалификации специалистов по охране труда.

Целью проекта: теоретически обосновать и разработать методическое обеспечение системы повышения квалификации специалистов по охране труда.

Задачи исследования:

  • раскрыть теоретические основы повышения квалификации специалистов по охране труда;
  • провести анализ системы повышения квалификации специалистов по охране труда;
  • разработать методическое обеспечение процесса повышения квалификации специалистов по охране труда.

Объект исследования - процесс повышения квалификации специалистов по охране труда.

Предмет исследования - методическое обеспечение процесса повышения квалификации специалистов по охране труда.

База исследования - ООО «Чайка»

Теоретическая значимость:

  • уточнена сущность процесса повышения квалификации специалистов;
  • выделена роль и место повышения квалификации сотрудников организации в системе непрерывного профессионального образования;
  • описана система организационных форм и методов повышения квалификации специалистов по охране труда.

Практическая значимость:

  • разработана программа повышения квалификации специалистов по охране труда;
  • разработаны задания практических занятий по курсу;
  • разработаны тестовые материалы для проверки знаний обучающихся на курсе повышений квалификации.

Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его целью и задачами проводился теоретический анализ и синтез педагогической, психологической, методической литературы, применялись методы моделирования, анализ, синтез, обобщение массовой практики и передового отечественного и зарубежного опыта.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

  1. Сущность процесса повышения квалификации специалистов

Совершенствование и развитие материальных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и применение современных технологий требует регулярного повышения общекультурного и профессионального уровня специалистов, так и повышения квалификации в пределах их конкретных трудовых функций. В таком совершенствовании заинтересованы и организации, и сами сотрудники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышаются.

Повышение квалификации - один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических знаний и практических умений сотрудников в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абз. 2 п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610.

Вопросы подготовки, переподготовки и повышение квалификации сотрудников организации в условиях рыночной отношений приобретают особую актуальность [3].

В 9 разделе Трудового кодекса Российской Федерации указывается, что работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Повышение квалификации следует рассматривать как результат, как процесс, либо как целостную образовательную систему. Результат предполагает изменения профессиональных качеств будущих специалистов вследствие их обучения в учреждениях повышения квалификации. Это целенаправленный процесс обучения, который является частью системы непрерывного педагогического образования федерального, регионального и муниципального уровней.

По мнению Мозгарева Л.В. система повышения квалификации специалистов имеет несколько основных функций:

  • обучающая – направлена на организацию и осуществление образовательного процесса в учреждениях повышения квалификации, оказание консультативной помощи специалистам;
  • информационная - позволяет удовлетворить потребностей специалистов в получении знаний о достижениях в науке, о передовом отечественном и зарубежном опыте;
  • исследовательская - направлена на проведение научных исследований и экспериментов в области послевузовского профессионального образования в учебных заведениях, мониторинга качества обучения, изучение тенденций изменения и развития системы образования;
  • экспертная - научная экспертиза проектов, рекомендаций, программ, других документов и материалов, оценка необходимости, обоснованности и безопасности экспериментальной работы, проводимой образовательными учреждениями[12].

Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям организации и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника.

В истории подготовки кадров первый опыт повышения квалификации относится еще к XVIII в., когда фирма «Boulton and Watt» ввела специальную систему отбора и обучения своих сотрудников (1795 г.). Но по меньшей мере столетие было необходимо на то, чтобы подготовка кадров стала массовой и систематической [4].

Дополнительное профессиональное образование решает задачи удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие личности работника, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям трудовой деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется путем реализации дополнительных профессиональных программ, таких как программы повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» программа повышения квалификации сотрудников организации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной трудовой деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.