Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии
Костанайский социально технический университет
имени академика З. Алдамжар
факультет ЭКОНОМИКИ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа по дисциплине Аудит
ТЕМА: АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТОВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Выполнил: Полтавцева Светлана Леонидовна
1 курса специальности
Учет и аудит, ОС СПО
Научный руководитель
Мощенко Н.С.
клм старший преподаватель
Костанай
2013 г.
Костанайский социально технический университет
имени академика З. Алдамжар
Кафедра Экономики и управления
Дисциплина _____Аудит____________
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой ____________
«___»_______ 2013 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу студенту
________________ Полтавцева Светлана Леонидовна ____________________
Тема курсовой работы «Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии»
Целевая установка: Изучить аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии»
Объем курсовой работы ______32_____(устанавливается кафедрой)
Срок доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы:
а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой
работы до « » 2013 г.
б) доклад о ходе написания курсовой работы до
« »___________ 2013 г.
Срок сдачи курсовой работы - « » 2013 г.
Руководитель курсовой работы:
« » 2013 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1.Теоретические основы организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………………...5
1.1 Поставщики и подрядчики сущность и понятие………………….…………..5
1.2 Особенности организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………….……..6
2. Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………..14
2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия АО согласно учетной политики……………………………………………………......14
2.2 Цели, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………….17
2.3 Аудит состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками……………….19
3. Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………….22
3.1 Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………22
3.2 Аудиторская проверка первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками…………………………………………….……...23
3.3 Аудиторская проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………….……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......30
Список использованных источников……………………………….……….….....32
Приложение………………………………………………………………………...33
нумерация
ВВЕДЕНИЕ
Предприятия неустанно водят расчеты с поставщиками и поставщиками. С поставщиками за обретенные у их главные средства, сырье, материалы и прочие товарно-материальные значения, сделанные работы и оказанные предложения; с поставщиками за произведенные работы. Задолженность по данным расчетам в ходе финансово - домашней работы обязана пребывать в масштабах разрешенных значений. Неблаговидная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность говорят о нарушениях поставщиками и посетителями денежной и платежной выдержки, собственно настоятельно просит срочного принятия надлежащих мер для уничтожения неблагоприятных результатов. Своевременное принятие данных мер, вероятно, лишь при претворении в жизнь со стороны компании регулярного контролирования. [2]
Актуальность подобранной темы изыскания содержится в том, собственно сегодня много времени уделяется расчетам с поставщиками и поставщиками. Данное обусловлено тем, собственно каждый день совершающийся кругооборот домашних средств вызывает постоянное восстановление разнообразных расчётов. Одним из более распространённых видов расчётов как разов и считаются расчёты с поставщиками и поставщиками.
Целью курсовой работы считается исследование теоретических вопрос0в бухгалтерского учета по расчетам с поставщиками и поставщиками, и еще исследование теоретических вопросов проведения аудиторской выяснения с поставщиками и поставщиками.
Осмотрены документы для проведения аудита по оформлению операций по ведению и учету расчетов с поставщиками и поставщиками;
Показано ведение и составление искусственного и аналитического учета операций по расчетам с поставщиками и поставщиками.
В третьей главе данной курсовой работы станет построена методология проведения аудиторской ревизии расчетов с поставщиками и поставщиками.
Сформированы и осмотрены информаторы информации для проведения выяснения расчетов с поставщиками и поставщиками;
Выучена ревизия проведения организации внутреннего контролирования по учету расчетов с поставщиками и поставщиками.
Ревизия верности отблески в бухгалтерской отчетности расчетных операций считается актуальным и сложным рубежом аудиторской выяснения. Аудит расчетов с поставщиками и клиентами - только часть ревизии финансово-хозяйственной работы организации. Его целью считается установление соотношения использующейся в организации методологии учета, нормативным актам, работающим на местности Республики Казахстан.
1 Теоретические основы организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Поставщики и подрядчики - сущность и понятие
Поставщик - юридическое либо физическое личико (в т.ч. персональный бизнесмен), который на базе уговора купли-продажи передает в собственность продукты (работы, предложения), оказавшееся у него на праве владения, потребления и постановления потребителю, который так же обязуется оплатить данные продукты (работы, сервисы) в срок, обусловленный уговором купли-продажи.[3]
Поставщик - юридическое или же физическое личико (в т.ч. персональный коммерсант), который в следствие заключенного уговора подряда обязуется сделать конкретную работу и сдать ее клиенту, а клиент обязуется принять произведенную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные уговором подряда. По уговору подряда, заключенному на производство вещи, поставщик передает права на нее клиенту.
Отношения клиента и дилера оформляются уговором купли-продажи, а клиента и поставщика - уговором подряда.
Особой спецификой данных уговоров будет то, собственно предметом уговора купли-продажи считается переход права принадлежности на товарно-материальные значения, а предметом уговора подряда выступают оказанные поставщиком сервисы, у которых нет материально-вещественной формы.
Критериями уговора купли - реализации считаются: порядок поставки продуктов; обязанность за невыполнения договорных критерий, такому как штрафные наказания; срок деяния уговора; права и прямые обязанности сторон; реквизиты сторон. Уговор говорят заключенным когда гранями достигнуто соглашение по важным условиям уговора. Уговора купли-продажи говорят слаженным, ежели дозволяет вычислить название и численность продукта.
В повинности торговца по передаче продукта входит передать потребителю продукт предусмотренный уговором купли - реализации. Ежели другое не учтено уговором купли-продажи, торговец должен сразу с передачей вещи передать клиенту ее приспособления, также относящиеся к ней документы (тех. паспорт, сертификат свойства, руководство по эксплуатации и т.д.), предусмотренные законом, другими правовыми актами или же уговором.
Перемещение продукта от дилера к покупателю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными критериями поставки продуктов и правилами грузоперевозок (накладной, товаротранспортной накладной, жд накладной, счетом или же счетом-фактурой).
В уговоре подряда оговаривается вид, условия исполнения работы сумма гонорары, порядок расчетов, штрафных наказаний.
При исполнении дел либо предложении услуг оформляется акт сделанных дел по заказу потребителя.
Причиной происхождения расчетных взаимоотношений считается совершение плательщиком поступков, нацеленных на совершение платежа иному личику (получателю).
На правовое регулировка расчетов ориентирован ряд нормативных актов разного значения.
1.2 Особенности организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и поставщиками уготован счет 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".[4]
На данном счете предусматриваются расчеты:
1. За приобретенные товарно-материальные значения, принятые сделанные работы и потребленные сервисы, включая предоставление электричества, газа, воды и т.д., и еще по доставке или же переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк.
2. За товарно-материальные значения, работы и сервисы, на которые расчетные документы от генпоставщиков или же поставщиков не поступили, то есть так-называемые неотфактурованные поставки.
3. За избытки товарно-материальных ценностей, обнаруженные при их приемке, когда фактическое количество поступивших ценностей выше численность, предписанное в расчетных документах генпоставщиков.
Следовательно, предметом уговора считаются приобретенные товарно-материальные значения, принятые произведенные работы и потребленные сервисы, включая предоставление электричества, газа, воды и т.д.
4. За приобретенные сервисы по перевозкам, такое как расчеты по недомерам и переборам тарифа (фрахта).
5. За все виды услуг взаимосвязи.
Этот список не классифицируется исчерпывающим.
Учет на счете 3310 проводится способом начисления, то есть все операции, связанные с расчетами за обретенные материальные значения, принятые работы или же потребленные сервисы, отражаются самостоятельно от времени оплаты.
Сумма НДС срабатывает поставщиками и поставщиками в счета на плату и отражается у потребителя по дебету счета 1420 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 3310. Затраты на плату процентов по кредитам генпоставщиков и поставщиков за обретенные значения, произведенные работы и оказанные предложения отражаются по дебету счетов учета обретенного имущества или же издержек на создание (так как они врубаются в себестоимость продукции) и кредиту счета 3310.
Закрытие задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 3310 и кредиту счетов учета капитала (1020,1030) Порядок бухгалтерских записей при закрытии задолженности перед поставщиками находится в зависимости от используемых форм расчетов.
Кроме отмеченных расчетов на счете 3310 «Расчеты с поставщика-ми и подрядчиками» отображают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разности, и еще остановка обещаний.
Выданные авансы предусматривают по дебету счета 3310 с кредита счетов учета капитала (1020,1030 и др.).
Помилование длинна по созданию считается одним из видов дарения. Прощенная сумма длинна считается внереализационным заработком и отражается по дебету счета 3310 и кредиту счета 6280,7470 «Прочие доходы и расходы».
При прекращении обещаний новацией случается смена 1-го обещания иным. Данная подмена на искусственных счетах не отражается; исполняются отметки в аналитическом учете.
Остановка обязанностей вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, принимают во внимание по дебету счета 3310 и кредиту счета 6280,7470 «Многие другие прибыли и затраты». Списание кредиторской задолженности, по коей истек срок исковой давности, исполняют по эффектам проделанной инвентаризации, письменного объяснения и указа управляющего организации.
При журнально-ордерной форме учета учет затрат с поставщиками водят в журнале-ордере № 6. В этом журнале-ордере искусственный учет расчетов с поставщиками смешивается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей водят в ведомости №5, эти коей в конце месяца включают совместными результатами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.
При автоматизации учета на основании выписок банка оформляются машинограммы искусственного и аналитического учета по любому счету, использующемуся для учета расчетов с поставщиками и клиентами («Расчеты с поставщиками и поставщиками», «Расчеты с клиентами и заказчиками», «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по жалобам»). Данные машинограммы работают причиной для исследования машинограмм - используемых ведомостей по счетам, по итоговым этим которых делаются записи в Основную книжку. [6]
Аналитический учет по счету 3310 проводится по любому показанному счету, а расчетов в норме плановых платежей - по любому генпоставщику и поставщику. Возведение аналитического учета обязано гарантировать получение этих о задолженности генпоставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не настал; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; по выданным векселям, срок оплаты которых не настал; по просроченным векселям; по приобретенному платному кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и поставщиками в масштабах категории взаимосвязанных организаций, о работы коей оформляется бухгалтерская отчетность, проводится на счете 3310 обособленно.
Для учета всевозможных расчетных взаимоотношений с иными предприятиями, организациями, отдельными личиками применяют энергично пассивный счет 1210 «Кратковременная дебиторская задолженность потребителей и клиентов». На данном счете принимают во внимание расчеты с различными организациями по операциям некоммерческого нрава (учебными заведениями, научными организациями и др.), автотранспортными организациями за предложения, оплачиваемые чеками, по депонированной заработной плате, совокупностям удержаний из заработной платы в выгоду организаций и отдельных лиц по исправным документам и др.
Таблица 1.
Договора с поставщиками
№ п/п |
Поставщик / Продавец |
Предметдоговора |
№ и дата договора |
Сумма договора с НДС, тенге |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2008 год |
||||
1 |
АО «Фирма Эдельвейс» |
Охрана объекта |
№1-А от 31.12.2008г. |
4 608 000 |
2 |
АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» |
Оказание метрологических услуг |
№1891/18 от 10.11.2008г. |
по выставляемому счету |
3 |
АО «Казахтелеком» |
Подключение к Интернет |
№19056 от 13.05.2008г. |
по выставляемому счету |
4 |
ДГКП «Бастау» |
Отведение сточных вод |
№3106 от 21.11.2008г. |
по показаниям приборов учета |
5 |
АО «Казпочта» |
Оформление подписки периодических изданий |
№17100 от 24.10.2008г. |
по выставляемому счету |
6 |
АО «Стекольная компания «САФ» |
Партия селена |
№95 от 10.11.2008г. |
5 400 000 |
7 |
АО «Казахстанская производственная компания ZETA» |
Продажа мебели |
№68 от 10.07.2008г. |
791 600 |
8 |
АО «НАК Центраудит - Казахстан» |
Аудиторские услуги |
№1-21/71 от 15.15.2008г. |
2 000 000 |
9 |
ГКП «Водоканал» |
Водоснабжение |
№16153 от13.05.2008г. |
по показаниям приборов учета |
10 |
АО «Казахтелеком» |
Телефонная связь |
№19056 от 13.05.2008г. |
по выставляемому счету |
11 |
АО «БЦК» |
Обслуживание карт-счета |
№б/н от 08.04.2008г. |
0,4% от перечисляемой суммы |
12 |
АО «СК «Сентас Иншуранс» |
Авто страхование |
№/100/01/10103/2008/2899 от 10.04.2008г. |
16 475 |
13 |
РГКП «Республиканский центр аллергологии» |
Профосмотр работников |
№15/сс от 20.03.2008г. |
1 700 за одного работника |
14 |
ИП Сариева К.С. |
Ремонт автотранспорта |
№17/СС |
по выставляемому счету |
15 |
АО «Учебный центр «СЕЛЕНА» |
Инструктаж по ТБ |
- |
110 500 |
16 |
АО «Учебный центр «СЕЛЕНА» |
Инструктаж по ТБ |
- |
222 000 |
17 |
АО «Фирма Эдельвейс» |
Охрана объекта |
№28 от 30.04.2008г. |
4 610 400 |
18 |
АО «Казпочта» |
Подписка периодических изданий |
№47/СС от 24.10.2008г. |
335 554 |
19 |
АО «БазисИнвестСтройИнжиниринг-Недвижимость» |
Врезка арматуры |
№314 от 13.10.2008г. |
160 000 |
20 |
АО «Алматылифт» |
Ремонт лифтов |
№9 от 01.01.2008г. |
согласно приложения |
21 |
АО Gefest Company |
Восстановление пожарной сигнализации |
№40 от 06.03.2008г. |
65 498 |
22 |
АО «Гунн Строй Сервис» |
Текущий ремонт |
№2/СС от 05.02.2008г. |
595 600 |
23 |
АО «Астана Жилдорстрой 2002» |
Ремонтно-строительные работы |
№29/СС от 05.06.2008г. |
2 301 170 |
24 |
АО «ПРОФ КЛИМАТ» |
Монтаж систем кондиционирования воздуха |
№б/н от 05.05.2008г. |
450 000 |
25 |
АО «ВЕЛЬД» |
Поставка товара |
№43/СС от 09.09.2008г. |
577 392 |
26 |
АО Типография «Комплекс» |
Выпуск журнала |
№42 от 07.05.2008г. |
70 000 |
27 |
АО «СОЛО ЛТД» |
Поставка приборов радиологического контроля |
№26/СС от 20.05.2008г. |
900 000 |
2009 год |
||||
1 |
АО «Казпочта» |
Подписка на периодические издания |
№09-02 от 02.10.2009г. |
327 308 |
2 |
АО «Finance Profile LTD» |
Проведение аудита |
№28 от 15.17.2009г. |
2 500 000 |
3 |
АО «АБК-Трейд» |
Поставка товаров |
№62/СС от 25.12.2009г. |
267 165 |
4 |
АО «Copyservice» |
Поставка товара |
№59/СС от 25.12.2009г. |
176 000 |
5 |
АО «ЛОГОС+» |
Поставка товара |
№60/СС |
536 000 |
6 |
АО «НЦЭиС» |
Сертификация приборов |
№1053/18 от 15.12.2009г. |
и соответствии с прейскурантом |
7 |
АО «Лабхимпром» |
Поставка товара |
№55/СС от 30.10.2009г. |
210 525 |
8 |
АО Типография «Эверо» |
Поставка полиграфической продукции |
№54/СС от30.10.2009г. |
130 500 |
9 |
ИП Муминов Р.Р. |
Обслуживание пожарной сигнализации |
№50/СС от 17.10.2010г. |
35 000 |
10 |
АО «Арко» |
Закуп товара |
№43/СС от 14.09.2009г. |
1 350 000 |
11 |
АО «Банк «Астана-Финанс» |
Обслуживание в системе «Банк клиент» |
№46 от 04.09.2009г. |
согласно тарифов Банка |
12 |
АО «Интерсертифика-ЦентрАзия» |
Внедрение СМК |
№1-44к от 17.08.2009г. |
1 800 000 |
13 |
АО «ЯШАР.RAM» |
Ремонт оборудования |
№09.32.т-о от 07.07.2009г. |
78 000 |
14 |
ИП Елясова О.Д. |
Закуп товара |
№30/СС |
485 040 |
15 |
АО «КазЮрФинанс» |
Оценка активов |
№ОЦН/2009 от 22.06.2009г. |
1 500 000 |
16 |
ИП Кан М.В. |
Поставка спецодежды |
№25/СС от 16.06.2009г. |
270 000 |
17 |
АО «ЦРГЯ» |
Обучение |
№18/СС от 05.05.2009г. |
692 000 |
18 |
АО «»Инфотех & Сервис» |
Доступ к базе данных |
№3153 от 28.05.2009г. |
согласно выставленного счета |
19 |
АО «АБК-Трейд» |
Закуп канцелярских товаров |
№22/СС от 21.05.2009г. |
289 005 |
20 |
АО «Жасыбай» |
Медосмотр |
№16/СС от 30.04.2009г. |
согласно выставленного счета |
21 |
АО НПФ «VitaS» |
Закуп товара |
№46 от 14.04.2009г. |
571 755 |
22 |
АО «КМГ-Алатау» |
Обслуживание по талонам |
№05-17/ 187 от 13.04.2009г. |
согласно прейскуранта |
23 |
АО «Портал-Темыр» |
Монтаж систем |
№10/СС от 09.04.2009г. |
2 675 786 |
24 |
АО «Вираж - Сервис» |
Техобслуживание |
№03/СС от 02.03.2009г. |
Согласно прейскуранта |
25 |
ИП Бекбаев Р.Р. |
Техобслуживание |
№04/СС |
согласно прейскуранта |
2010 год |
||||
1 |
АО «НЦА» |
Аккредитация |
№10-05/95 АФ от 04.10.2010г. |
395 096 |
2 |
ИП Гончаров |
Закуп товара |
№80/СС от 12.10.2010г. |
212 185 |
3 |
АО «АБК-Трейд» |
Закуп товара |
№81/СС |
349 645 |
4 |
АО «СТМ» |
Закуп товара |
№82/СС |
5 503 000 |
5 |
АО «СТМ» |
Закуп товара |
№84/СС |
3 871 170 |
6 |
АО «AUTO LTD» |
Техобслуживание |
№МА-086 от 23.11.2010г. |
согласно прейскуранта |
7 |
АО «ЕАТС» |
Монтаж |
№051110-LM/4 от 19.11.2010г. |
998 000 |
8 |
АО «Алматылифт» |
Обслуживание лифтов |
№9 от 05.01.2010г. |
согласно прейскуранта |
9 |
АО «Логос+» |
Закуп товара |
№97/СС от 22.12.2010г. |
302 500 |
10 |
ИП Муминов Р.Р. |
Текущий ремонт |
№03/10 от 10.12.2010г. |
420 000 |
11 |
АО «НЦЭиС» |
Оказание услуг |
№4060/18 от 24.12.2010г. |
согласно прейскуранта |
12 |
РГКП «Научно-практичексий центр санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК» |
Оказание услуг |
№68 от 31.08.2010г. |
1 124 на одного человека |
13 |
АО «ЛаборФарма» |
Закуп мебели |
№55/СС от 20.07.2010г. |
683 274 |
14 |
АО «Келес Сервис» |
Проведение биотехнических работ |
№002/2010 от 09.07.2010г. |
101 448 |
15 |
АО «Потрал-Темыр» |
Реконструкция системы отопления |
№59/СС от 11.08.2010г. |
1 380 995 |
16 |
АО «Лабхимпром» |
Закуп товара |
№19/СС от 21.08.2010г. |
2 631 155 |
17 |
АО «Лабхимпром» |
Закуп товара |
№20/СС от 21.08.2010г. |
252 207 |
18 |
Умарова А.С. |
Восстановление бухучета |
№ б/н от 03.02.2010г. |
1 200 000 |
19 |
АО «Ихсан техногаз» |
Закуп товара |
№23/СС от 30.04.2010г. |
614 000 |
20 |
АО «Народный банк» |
Фин услуги |
№б/н от 31.05.2010г. |
согласно прейскуранта |
21 |
АО «Алси» |
Закуп товара |
№31/СС от 25.05.2010г. |
159 544 |
22 |
РГКП «РЦА» |
Закуп услуг |
№7 от 02.06.2010г. |
88 500 |
23 |
ИП Гончаров С.В. |
Закуп товара |
№35/СС от 08.06.2010г. |
303 495 |
24 |
АО «ЯШАР.RAM» |
Тех. обслуживание |
№10.32.т-о от 16.06.2010г. |
78 000 |
25 |
АО «Сынап плюс» |
Переработка ламп |
№357 от 05.01.2010г. |
70 за шт. |
26 |
АО «Жедел кузет» |
Охрана объектов |
№АВ-042 от 05.01.2010г. |
согласно тарифов |
27 |
АО «АлматыЭнергоСбыт» |
Электроснабжение |
№92419 от 30.11.2010г. |
согласно тарифов |
28 |
АО «Алматинские тепловые сети» |
Отпуск тепловой энергии |
№656/0 от 01.03.2010г. |
согласно тарифов |
29 |
АО «Тартып» |
Вывоз ТБО |
№0001046/10 от 30.06.2010г. |
776,98 за 1 куб |
30 |
АО «МирАудит» |
Проведение аудита |
№58/СС от 04.08.2010г. |
2 000 000 |
Центром разработаны Правила организации и проведения закупок товаров, работ и услуг в соответствии с типовыми модельными правилами организации и проведения закупок товаров, работ и услуг в дочерних организациях АО «ННТХ «Парасат».
Годовой план закупок товаров, работ и услуг составляется по номенклатуре, утверждается Президентом, затем размещается на веб-сайте Общества и на портале АО «Национальное агенство по развитию местного содержания «NADLoC».
Номенклатура составляется на основании письменных заявок с потребностями в товарах, работах и услугах, представленных подразделениями Общества организатору закупок.
2 Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия АО «Транстелеком» согласно учетной политики
Главними задачами настоящей работы являются: обследование объекта; осуществлене сбора и анализа информации АО «Транстелеком» по производственно-техническим, технологическим, инвестиционным, финансово-экономическим, экологическим и правовым параметрам деятельности Объектов мониторинга; формирование и включены в Электронную базу данных государственного мониторинга отдельных отчетов в электронном формате о результатах обследования; осуществление системного анализа материалов, полученных в результате обследования, при котором интегрируется совокупность показателей организаций (Объектов мониторинга), отражающая правовую, хозяйственную, производственную, коммерческую и финансовую деятельность; выявляются все существующие проблемы по каждому блоку анализа; дана оценка состояния эффективности управления Объектами мониторинга, прогноз изменения состояния с целью выработки рекомендаций по предупреждению и преодолению негативных процессов, составляющих угрозу экономической безопасности государства; дать экспертную оценку перспектив развития техники и применения достижений научно-технического прогресса.
Обследование АО «Транстелеком» в рамках настоящего договора выполнено в июле 2012 года. Анализ эффективности управления активами АО «Транстелеком» выполнен за период 2009 2011 гг.
Правовая, техническая и финансовоэкономическая информация, а также выводы, приведенные в данной работе, основаны на результатах обследования, изучения, обработки и анализа документации, представленной АО «Транстелеком», субъективных оценок и суждений руководства предприятия. В соответствии с положениями действующего законодательства, ответственность за обеспечение непрерывного ведения документации, сохранность и соблюдение установленных сроков хранения документов, за полноту и достоверность финансовой отчетности и прочей представленной АО «Транстелеком» информации, несет руководство Общества.
При подготовке настоящего Отчета исследовались, в том числе копии документов. За достоверность копий (оригиналов) документов (отсутствие в них незаконных исправлений, подчисток, иных искажений информации) несет ответственность сторона, предоставившая документ. Достоверность документов (включая копии) подразумевается, если не доказано иное.
Любые правовые замечания, выводы, рекомендации, прогнозы отражают мнение экспертов, подготовивших настоящий Отчет. Принципами, на основе которых формулируется мнение экспертов, являются: законность, обоснованность, последовательность, уважение противоположного мнения, учтивый тон, всесторонняя оценка ситуации с учетом возможных перспектив и последствий ее развития.
Нормативноправовую основу организационноправовой формы, преобразования имущественных отношений и сферы финансовохозяйственной деятельности АО «ЦНЗМО» составляют:
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.);
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. № 269XII;
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. № 410I;
- Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 2 мая 1995 г. № 2255 «О хозяйственных товариществах»;
- Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 25 декабря 1995 г. № 2727 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 2006 г. № 50 «О мерах по дальнейшему обеспечению интересов государства в управлении государственным сектором экономики»;
- Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О государственных закупках» и других нормативных актов в сфере государственных закупок;
- Закон Республики Казахстан от 4 ноября 2003 года «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 12 февраля 2009 года).
- Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 г. № 67I «О банкротстве»;
- Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. № 220I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»;
- Закон Республики Казахстан от 10июля 1998г. № 281I «Об акционерных обществах» (утративший силув соответствии с ЗакономРК от 13 мая 2003 г. № 415II);
- Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. № 415II«Об акционерных обществах»;
- Закон Республики Казахстан от 5 марта 1997 г.№ 771 «О рынке ценных бумаг»(утративший силув соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 июля 2003 г. №461II);
- Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 г. № 461II «О рынке ценных бумаг»;
- Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2000 г. № 109II «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»;
- Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 г. № 442II;
- Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г.а № 2200 «О лицензировании»;
- Закон Республики Казахстан от 16 мая 2002 г. № 321II «О государственных закупках»;
- Закон Республики Казахстан от 26.12.1995 г.№ 2732«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»(утративший силув соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 г. № 234III ЗРК);
- Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г. №234III ЗРК;
- Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 г. № 209II «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
- Кодекс Республики Казахстан от 30января 2001г. №155II «Об административных правонарушениях»;
- Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. № 493I «О труде в Республике Казахстан» (утративший силув соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. № 251III ЗРК);
- Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. № 251III ЗРК;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2006г. № 620 «Об утверждении программы управления государственными активами на 20062008 гг.»;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июля 2004 года № 810 «Об утверждении перечня объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности» (с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2010 года № 311).
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 октября 2006 г. № 1020 «О передаче государственных пакетов акций некоторых акционерных обществ в уставный капитал акционерного общества «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук»;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2004 года № 730 «Вопросы государственного мониторинга собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение», с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2010 года № 311.
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года №145 «Об определении механизма мониторинга административных расходов государственных предприятий, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, и товариществ с ограниченной ответственностью, размеры государственных долей участия, в которых позволяют государству определять решения общего собрания участников, с целью их оптимизации»;
- Экологический кодекс Республики Казахстан от9 января 2007 г. №212III ЗРК;
- Нормативные документы Министерства образования и культуры Республики Казахстан;
- Нормативные документы Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан, регулирующие природоохранную деятельность,
- Иные действующие нормативные правовые акты, регламентирующие финансовохозяйственную деятельность юридических лиц.
Настоящий Отчет составлен в соответствии с законодательством Республики Казахстан с учетом сложившейся в стране судебной практики, научной доктрины, принятых и действующих предпринимательских (деловых) обычаев и коммерческих обыкновений.
Для выполнения настоящего отчета помимо нормативно-правовых актов Республики Казахстан были использованы:
- правоустанавливающие документы АО «Транстелеком»;
- производственно-технические и финансовые отчеты о деятельности Общества за 2009 2011 гг.;
- документы и информация, касающиеся социально-трудовых отношений;
- статистическая отчетность за период 2009 2011 гг.;
- справки руководителей отдельных служб и структурных подразделений Общества;
- личные наблюдения экспертов Консорциума, полученные при посещении предприятия и обсуждении информации с его специалистами.
В качестве источника нормативной и иной правовой информации при разработке настоящего Отчета по состоянию на дату его составления применяется информационная правовая база данных «Юрист» и другие источники, включая официальные периодические печатные и электронные средства массовой информации.
Информация, изложенная в настоящем Отчете, является строго конфиденциальной и не подлежит разглашению неуполномоченным лицам. Настоящий Отчет является объектом права интеллектуальной собственности. Авторские права охраняются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Консорциум не несет ответственности за использование информации, содержащейся в настоящей работе, иными лицами, кроме Заказчика работы, за прямой или косвенный ущерб, который могут нанести иные лица, использовавшие эту информацию.
2.2 Цели, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
Аудиторская работа представляет из себя предпринимательскую работа аудиторов (аудиторских компаний) по свободной проверке бухгалтерского учета и денежной отчетности организаций и личных коммерсантов на договорной и коммерческой базе. [9]
Задача и ключевые основы аудиторской выяснения аудитор характеризует по правилу (стереотипу) N 1 «Задача и ключевые основы аудита экономической (бухгалтерской) отчетности». Главный целью аудиторской работы считается выражение воззрение о правдивости бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и согласовании около ведения бухгалтерского учета законодательству РК. А значит, назначение аудита - данное ревизия денежных докладов имея цель:
доказательства надежных докладов либо консультации их недостоверности;
ревизии полноты, правдивости и точности отблеска в учете и отчетности издержек, заработков и денежных итогов работы компании за проверяемый период;
контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих верховодила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязанностей и личного денег;
раскрытие запасов лучшего применения собственных главных и используемых средств, денежных запасов и заемных источников.
Цель аудитора состоит:
- в оценке значения бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особо первичной документации), верность и законность совершения бухгалтерских записей;
- в предложении поддержки фирмам методом советов по уничтожению изъянов, необыкновенно тех нарушений, которые лично воздействовали на денежные последствия, отразились на правдивости характеристик отчетности;
- в потребности оценки не совсем только минувших прецедентов и имеющих место быть в этот эпизод положений, ведь и ориентировании начальства проверяемой организации на те грядущие действия, которые готовы воздействовать на домашнюю работа и окончательный итог.
Последний год в работы аудиторов возникла очередная слишком главная функция - данное предложение поддержки фирмам в охране их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.
Одним из наиглавнейших факторов, которые определяют экономическое состояние компании, считается состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.
Ревизия верности отблеска в бухгалтерской отчетности расчетных операций считается главным и трудозатратным рубежом аудиторской ревизии. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками- только часть выяснения финансово-хозяйственной работы организации.
Его целью считается установление соотношения использующейся в организации методологии учета, нормативным актам, работающим на местности Республики Казахстан. Расчеты с поставщиками и поставщиками имеют место на целых всяком предприятии. К ним можно отнести последующие затраты:
- приобретение товарно-материальных ценностей для последующей продажи или же для своего пользования;
- плата услуг оказанных иными организациями;
- предложение услуг посторонним организациям.
Ключевыми задачками при аудите расчетов с поставщиками и потребителями считаются:
- установление действительности дебиторской и кредиторской задолженности;
- ревизия присутствия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
- установление дебиторской и кредиторской задолженности, по коей прошел срок позывной давности;
- ревизия списания задолженности, срок позывной давности, по коей прошел;
- ревизия верности учета дебиторской и кредиторской задолженности исходя из принятого способа определения реализации и видов реализации;
- ревизия верности и обоснованности списания задолженности.
Источниками информации для поведения аудита расчетов поставщиками, поставщиками и заказчиками, дебиторами и кредиторам считаются:
- регистр искусственного учета и отчетность (баланс, основная книжка)
- регистры искусственного и аналитического учета расчетов.
- первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, уговора и др.).
Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.
2.3 Аудит состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками
Непосредственную ревизию начинают с установления соотношения этих бухгалтерского равновесия, Основной книжки, регистров искусственного и аналитического учета по счету 3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 1010 «Касса», 1040 «Расчетный счет», 1020 «Валютный счет».[14]
Ревизия по счетам расчетов обязана исполняться по грядущим ключевым фронтам: присутствие и верность дизайна документов, характеризующих права и повинности сторон по поставке материальных ценностей (дел, услуг); верность оплаты или же получения сумм за приобретенные либо отгруженные материальные значения; полнота оприходования и списания приобретенных ценностей.
При проверке идет направить свой взгляд на последующее:
- есть ли уговора на поставку продукции (исполнение работ, услуг) и верность их оформления;
- при наличии дебиторской и кредиторской задолженности нужно установить дату происхождения и первопричину образования;
- наличествует ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, воспринимаются ли меры к ее взысканию.
При всем при этом идет подразумевать, собственно к наиглавнейшим основам правопорядка при претворении в жизнь сделок на поставку товаров (исполнения работ либо предложения услуг) относятся соблюдение формы уговора, полнота и оперативность выполнения обещаний гранями подходящих уговоров без разницы от срока уговора.
Обязательным условием уговоров, учитывающих поставку продуктов (исполнение дел или же предложение услуг), считается определение срока выполнения обязанностей по расчетам за поставленные по уговору продукты (произведенные работы или же оказанные сервисы).
Установлено кроме того, собственно максимальный срок выполнения обещаний по расчетам за поставленные продукты (сделанные работы, оказанные предложения) равен трем месяцам с эпизода практического получения продуктов (исполнения работ, предложения услуг).
Суммы, не истребованной кредитором задолженности по обещаниям, порожденным отмеченными сделками подлежат списанию по прошествии четырех месяцев со дня практического получения предприятием-должником продуктов (исполнения дел, предложения услуг) как неисправимая дебиторская задолженность на расход средств предприятия-кредитора, кроме случаев как скоро в его деяниях отсутствует замысел:
- при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), нужно будет выяснить, не значатся ли данные поступившие значения как оплаченные, хотя оказавшиеся в дороге или же не вывезенные со складов генпоставщиков, и вовсе не значится ли цена данных ценностей как дебиторская задолженность;
- проводилась ли инвентаризация расчетов. Поглядеть ее эффекты, ну а в достаточных вариантах провести встречную ревизию расчетов;
- полнота оприходования материальных ценностей;
- верность установления тарифов на материальные значения, подходят ли они расценкам, отмеченным в уговорах поставки;
- верность списания издержек с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);
- верность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Проверяя расчеты, аудитор обязан направить свой взгляд на присутствие всех извинительных документов, ну а в отдельных вариантах - провести встречные ревизии на предприятиях, при потребности запросить в банках копии документов.
На практике случаются случаи, как скоро настоящие акцептные поручения - к примеру, на перечисление денежных средств филиалами взаимосвязи, на выплату почтовых переводов - устраняют, а списанные суммы по учету относят на обоюдные расчеты с иными предприятиями.
Последствия выяснения расчетов с поставщиками и поставщиками возможно отразить в ряде трудящихся документов (таблицах, справках).[8]
Ревизия действительности дебиторской и кредиторской задолженности считается одной из актуальных упражнений аудита, потому что операции с кредиторской задолженностью и закрытием ее наличными наличными средствами предполагают полномочия для аферы, растрат и искажений этих экономических докладов.
Нужно брать на себя данное во внимание и знать обычные способы совершения и скрытия сходственных деяний.
В области текущих обязанностей мошеннические и неверные воздействия гораздо выделяются от подобных деяний в отношении текущих активов. Нередко служащие подделывают документы, имеющие обещания, оформляют фиктивные обещания для обеспечивания неверных кассовых выплат.
Не считая определения настоящей задолженности нужно найти срок просроченных платежей на счетах дебиторов и сравнить данный срок с признаками минувших лет.
Аудит расчетов с поставщиками и поставщиками нужно будет совершать по последующим ключевым фронтам:
- наличествуют ли уговора на поставку продуктов, исполнение дел и предложение услуг;
- присутствие и верность оформленных изначальных документов на получение товарно-материальных запасов (дел, услуг);
- ревизия полноты оприходования товарно-материальных запасов;
- как проводится учет выданных доверенностей на приобретение товарно-материальных запасов;
- вовремя ли изготавливаются отметки о применении доверенностей в особом журнальчике регистрации выданных доверенностей;
- при проверке расчетов с поставщиками узнают:
а) обеспечены ли объекты источником финансирования;
б) имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты;
в) вовремя ли предоставляются счета подрядных организаций;
г) нет ли приписок размеров сделанных дел;
д) соблюдаются ли сроки оплаты сделанных строй работ;
- предъявлялись ли жалобы генпоставщикам и поставщикам:
а) в случае несоответствия тарифов, обусловленных уговорами;
б) при раскрытии арифметических промахов в предъявленных счетах;
в) при обнаружении несоответствия свойства стереотипам или же техническим условиям;
г) за недоимку багажа в дороге сверх общепризнанных мерок природной убыли.
3 Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.
3.1 Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками сначала оценивают качество состояния внутреннего контроля по учету операций с поставщиками и подрядчиками. Для этой цели проводят опрос письменный и устный работников организации. Это позволяет выявить наиболее слабые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией или другой внутренней службой предприятия.[14]
Информационной базой для проведения анализа финансово-экономических позиций АО «Центр наук о земле, металлургии и обогащения» является финансовая отчетность данного субъекта за период с 2008 по 2010 годы. Финансовая отчетность за указанный период подтверждена независимым аудитом. Предоставлены соответствующие аудиторские отчеты:
1) Аудиторский отчет проверки консолидированной и отдельной финансовой отчетности АО «Центр наук о земле, металлургии и обогащения» и его дочерних организаций» за 2008 год.
Данный отчет составлен независимой аудиторской фирмой АО «Finance Profile LTD» (Членство с 01.06.2006 года в профессиональной организации ПАО «Палата аудиторов Республики Казахстан») в лице аудитора Агдаулетовой У.М. (Свидетельство аудитора № 0248, выдано квалификационной комиссией при Минфине РК 29.04.1996 года) и помощников аудитора: Гардеевой Н.А. (Сертификат на международную квалификацию сертифицированный бухгалтер-практик САР № 0008778 от 15.04.2008 года, выданный Палатой профессиональных бухгалтеров РК и Евразийским Советом сертифицированных бухгалтеров и аудиторов) и Скаковой Е.Д. (Сертификат на международную квалификацию сертифицированный бухгалтер-практик САР № 0009082 от 15.04.2008 года, выданный Палатой профессиональных бухгалтеров РК и Евразийским Советом сертифицированных бухгалтеров и аудиторов).
Согласно аудиторского отчета аудит проводился в соответствии с Международными стандартами по аудиту. Аудит проводился по предоставленным бухгалтерским документам, подтверждающим цифровые данные и раскрытие информации в финансовых отчетах.
За проверяемый период аудиторы не смогли участвовать в проведении инвентаризации запасов на начало и конец периода, а также не смогли проверить количество запасов посредством других альтернативных процедур. Также аудиторы не могут подтвердить величину остатков по дебиторской и кредиторской задолженности в части налоговых расчетов на начало и на конец отчетного периода ввиду отсутствия их подтверждения за предыдущий аэрируемый период и от третьих сторон.
По мнению аудиторов, за исключением корректировок, которые могли бы оказаться необходимыми ввиду указанных факторов, консолидированная и отдельная финансовая отчетность, составленная на основании данных бухгалтерского учета АО «Центр наук о земле, металлургии и обогащения» и его дочерних организаций представлена достоверно по всем существенным аспектам по состоянию на 31.12.2008 года, а также результаты его деятельности и движение денежных средств за 2008 год в соответствии с МСФО.
2) Аудиторский отчет акционеру и руководству АО «Центр наук о земле, металлургии и обогащения» за 2009 год.
Данный отчет составлен независимой аудиторской компанией АО «Мираудит» (Государственная лицензия серии МФЮ № 0000109) в лице аудитора Ильченко Е. (квалификационной свидетельство аудитора № 0000361).
Согласно аудиторского мнения финансовая отчетность предоставлена достаточно точно во всех существенных аспектах финансового положения АО «Центр наук о земле, металлургии и обогащения» по состоянию на 31.12.2009 года, а также финансовых результатов его деятельности и движения денежных средств за период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года в соответствии с МСФО.
3) Аудиторский отчет акционеру и руководству АО «Центр наук о земле, металлургии и обогащения» за 2010 год.
Данный отчет составлен независимой аудиторской компанией АО «Мираудит» (Государственная лицензия серии МФЮ № 0000109) в лице аудитора Ильченко Е. (квалификационной свидетельство аудитора № 0000361).
Согласно аудиторского мнения финансовая отчетность предоставлена достаточно точно во всех существенных аспектах финансового положения АО «Центр наук о земле, металлургии и обогащения» по состоянию на 31.12.2010 года, а также финансовых результатов его деятельности и движения денежных средств за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года в соответствии с МСФО.
3.2 Аудиторская проверка первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Практически все документы по расчетам поступают на предприятие, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причинами этого являются:
- отсутствие много кратного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);
- сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
- большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;
- значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг), не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.
В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.[15]
Аудиторская проверка организации первичного учета строится по схеме:
1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы. Внутренние факторы: организационная структура, стиль управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность.
2. Оценивается внутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведения аналитических процедур.
3. Определяется примерный объем первичной учетной документации, представляемой к проверке.
При проведении аудита организации первичного учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг.
Основной целью проверки является достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению товарно-материальных ценностей проводится выборка репрезентативная, которая осуществляется с помощью случайного или систематического отбора; операции по приобретению работ, услуг проводят с помощью выборки непредставительной, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, представляемых проверяемой организации за определенный период, которую можно получить в устном опросе используя учетные регистры за предыдущие периоды. При проведении данной процедуры аудитор сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем аудитор проверяет наличие счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке, при этом используя журнал регистрации счетов-фактур. После чего аудитор сверяет данные этих документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работам, услугам.
Проверка законности оформления и содержания первичной учетной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проведение этой процедуры является обязательным. Цель данной процедуры получение достаточного количества доказательств того, что весь массив имеет юридическую силу (соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, подходят с особой тщательностью.
По результатам проведения данной процедуры аудитор выявляет общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и , выявив нарушения, отражает их в акте проверки. Информацию по операциям, где документов не было обнаружено, либо они оформлены неверно (отсутствуют отдельные реквизиты, либо в документах имеются неоговоренные исправления) обязательно учитывают в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета.
Целью проверки является установление наличия или отсутствия графика докуменАО борота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы.
3.3 Аудиторская проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
С учетом результатов по проведенным ранее процедурам, аудитор может приступить к детальной проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками аудитором применяются процедуры:
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей.
Целью данной процедуры является достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. С учетом того, что на некоторых предприятиях инвентаризация расчетов проводится некачественно или не проводится совсем, аудитор вправе настоять на проведении данной процедуры. В процессе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию лучше проводить с помощью запросов к контрагентам аудируемой организации о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной или не подтвержденной суммой возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Важно принимать данный факт во внимание и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий.
Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций.
Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм.
Данный факт легко выявить в ходе инвентаризации и сверок расчетов. Так и довольно сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат.
Аудитор также должен убедиться, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.
Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию. Данная процедура проводится в том случае, если на предприятии происходили случаи списания дебиторской задолженности со счета 1610, субсчета «Авансы выданные» (так как дебиторская задолженность возникает только на этом субсчете).[16]
Проверке подлежат обороты по следующим счетам: по дебету 5300 «Резервы по сомнительным долгам» или дебету счета 6280,7470, «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Дебиторская задолженность по которой истек срок исковой давности (3года), а также другие долги, нереальные к взысканию, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на счет прочих доходов и расходов, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.
Списание долга вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течении пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Ревизия расчетов по неотфактурованным поставкам.
Целью этой упражнения считается ревизия отблеска на счетах учета операций по получению товарно-материальных ценностей, дел, услуг от посторониих организаций, не утвержденных на протяжении конкретного срока первичными документами. Неимение этих документов выявляется в процессе проведения аудита системы изначального учета по этому разделу. При проверке нужно было учесть:
- аналитический учет по счету 3310 «Расчеты с поставщиками и поставщиками» обязан гарантировать получение этих по неотфактурованным поставкам;
- материальные значения, работы, предложения по неотфактурованным поставкам обязаны быть предусмотрены по тарифам и на критериях, предусмотренным уговором.
Аудитору следует удостовериться в том, собственно затребуются документы по неотфактурованным поставкам на предприятии в мудрые сроки. По неотфактурованным поставкам с неимение подтверждающих документов долго, аудитор обязан удостовериться, собственно входящий НДС по этим поставкам не был принят к воздаянию. Раз подтверждающие документы поступили и есть расхождения в тарифах и номенклатуре, аудитор обязан выяснить верность исправления сумм по подходящим им позициям на счетах бухгалтерского учета. Отличительное внимание при таких раскладах уделяется товарно-материальным ценностям, работам, предложениям, которые к эпизоду поступления документов теснее были списаны на издержки проверяемого периода. Раз подтверждающие документы поступают в последующем отчетном периоде, суммы исправления относятся на счета внереализационных заработков или же затрат. [12]
Ревизия расчетов по жалобам.
Коль скоро счет генпоставщика оплачен и акцептован до поступления товарно-материальных ценностей (предложения дел, исполненных услуг), а при приемке на склад появилась недоимка товарно-материальных ценностей что же касается отфактурованного численности или же несоответствие принятых товарно-материальных ценностей (дел, услуг) по тарифам, качеству, номенклатуре против оговоренных в уговоре величин, генпоставщикам предъявляется жалоба. На неудовлетворенные жалобы генпоставщику обязан быть показан иск. При проверке таковых операций аудитор направляет внимание на последующие эпизоды:
- все жалобе предусматриваются на счете 1210 «Кратковременная дебиторская задолженность клиентов и клиентов».
- отправлялся ли запрос генпоставщику и, собственно отраженные на счете 2182 субсчет «Расчеты по жалобам» суммы подходят значениям, отмеченным в платном акте; - жалоба была показана вовремя (при другом развитии событий трибунал сможет отказать в ублажении иска);
- пакет документов, приложенных к жалобе и исковым заявлениям, обязан быть неопровержимым. А именно, тут обязаны существовать, по крайней мере, претензионный расчет, платный акт о установленном расхождении в числе и качестве при способе ТМЦ (в виде при приемке исполненных дел, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии соучастников количественной и высококачественной выбраковки, документы, подтверждающие выполненные затраты, цена которых возмещается с помощью дилера.
Ревизия верности отблески в отчетности итоговых этих по расчетам с поставщиками и поставщиками.
Целью таковой ревизии считается определение правдивости сумм кредиторской и дебиторской задолженности в доли расчетов с поставщиками и поставщиками, отраженных в отчетности аудируемого компании. Проверяются заметки актива бухгалтерского равновесия «Авансы выданные» и заметки пассива «Поставщики и поставщики», «Векселя к уплате», а еще прибавление к бухгалтерскому равновесию в доли присутствия на начало и конец года отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей. Ключевыми нарушениями при отблеске сумм дебиторской и кредиторской задолженностей в отчетности считается зачет всевозможных заметок задолженности друг от друга. В процессе ревизии аудитор уверяется, собственно суммы, отраженные в активе, пассиве равновесия и в прибавлении к бухгалтерскому равновесию подходят остаткам дебиторской и кредиторской задолженностей на надлежащих счетах бухгалтерского учета.
Налоговый учет процентов по векселям и платным кредитам. Когда кредиторская задолженность обеспечена векселем и предугадывает уплату генпоставщику конкретного процента, нужно было направить свой взгляд на учет процентов по данным обещаниям в целях налогообложения. Аудитор обязан учесть, собственно проценты по долговым обещаниям соглашаются затратами организации в целях налогообложения при соблюдении критерий:
-расходы соглашаются процентом, начисленные за практическое время использования заемными средствами (практическое время нахождения значимых бумаг у 3 лиц);
Кроме этого аудитор обязан держать в голове, собственно в налоговом учете проценты по заемным средствам, связанным с приобретением ценностей, отражаются в составе внереализационных затрат, вместе с тем в бухгалтерском учете проценты по заемным средствам врубаются в состав операционных затрат исключительно в последствии принятия ценностей к учету. Ранее эпизода проценты по заемным средствам врубаются в цена обретенных ценностей.[15]
Учет налога на добавленную цена.
Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и оплаченные им при приобретении продуктов (дел, услуг), подлежат вычету из единой суммы исчисленного к уплате налога на добавленную цена и отражаются на счете 1420 «Налог на добавленную цена по полученным ценностям».
Предприятие имеет право произвести налоговые вычеты раз:
- продукт, работа или же услуга приняты к учету;
- продукт, работа или же услуга практически оплачен, собственно подтверждается первичными документами;
- на обретенный продукт, работу или услугу имется выписанный в установленном порядке счет-фактура.
При проверке учета НДС по полученным ценностям, работам или предложениям аудитор обязан учитывать:
1. счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушениями не имеют возможности работать причиной для принятия НДС к воздаянию;
2. формирование счетов-фактур и ведение книжки покупок непременно для всех налогоплательщиков как в случае претворения в жизнь операций, подлежащих налогообложению, но и освобождаемых от налогообложения (исключение оформляют освобожденные от налогообложения операции, исполняемые банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, также операции по реализации значимых бумаг);
3. раз обещание по условиям сделки выражено в заграничной СКВ, то суммы, предписываемые в счетах-фактурах, и еще имеют все шансы быть выражены в заморской СКВ.
Проверяя суммы показанного к воздаянию НДС, аудитор сравнивает соотношение оборотов за отчетный период по дебету счета 3110 «Обещания по налогам» в корреспонденции со счетом 1420 «Налог на добавленную цена по полученным ценностям» с итоговыми совокупностями за данный период в книжке покупок.
При плановых показателях в размере 44 764 тыс. тенге исполнение составило 33 149 тыс.тенге или 74,2 % при экономии 11 615 тыс.тенге. Основной причиной экономии бензина является то, что в северных районах, в связи с плохими погодными условиями, а так же резкими похолоданиями (от -37 до -43 градусов) в начале 2010 года, автотранспорт ТТС и ВОЛС не выезжал на плановые ремонтные работы. Выезд на линию автотранспорта разрешали только на аварийно - восстановительные работы, что привело к соответствующей экономии топлива 2 687 тыс. тенге.
В Бюджете на 2010 год было запланировано приобретение в мае т.г. 17 ед.автомашин (УАЗ). В результате проведенного закупа и длительной процедуры оформления и страхования эксплуатация транспорта началась с сентября месяца 2010 года. Это позволило сэкономить топливо даже в режиме повышения цен в размере 4 004 тыс. тенге (планируемый среднемесячный расход 1 001тыс. тенге).
Для поддержания бесперебойной работы АТС во время переключений или перебоев электроэнергии, в бюджете на 2010 год планировалось дизтопливо в количестве достаточном для переключения электроснабжения посредством дизель генератора в течении 24 часов 4 раза в месяц. Однако в связи с тем, что количество фактических переключений и перебоев электроэнергии было значительно реже, сложилась экономия, указанная в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой работе были осмотрены отличительные черты учета и расчетов с поставщиками и поставщиками на случае АО «Транстелеком» . Верное и своевременное отражение операций по счетам бухгалтерского учета работает требуемым условием процесса производства. Отдача расчетных операций находится в зависимости от состояния бухгалтерского учета на предприятии. Следовательно, бухгалтерия компании обязаны держаться конкретных основ учета и имеющейся законодательной базы и нормативных документов. На предприятии бухгалтерский учет проводится согласно с Учетной политикой фирмы, и положениями по бухгалтерскому учету.
На предприятии применяются формы учетных регистров, приведенные в компьютерной програмке «1С: Бухгалтерия», хотя их посещает мало для высококачественной и своевременной обработки этих.
Задача этой курсовой работы про « Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками» достигнута.
В этой работе было охарактеризована организация и ведение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и поставщиками;
Выучено нормативное регулировка организации учета расчетов с поставщиками и поставщиками;
Выучена организация внутреннего контролирования по учету расчетов с поставщиками и поставщиками;
Показаны нюансы аудиторской ревизии изначального учета операций по расчетам с поставщиками и поставщиками;
При написании этой курсовой работы выучена литература по предмету аудит, осмотрены нормативные документы регулирующие аудиторскую работа, и еще методология проведения аудиторской ревизии расчетов с поставщиками и поставщиками. Аудит расчетов с поставщиками и поставщиками выделяет информацию о правдивости этих бухгалтерского учета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.
При подготовке и планировании аудиторской выяснения аудитор характеризует задача и главные задачки ревизии. После этого обязана быть составлена довольно доскональная программа ревизии расчетов с учетом поставленных целей. Программа ревизии обязана дозволить аудитору при наличии нарушений обнаружить их все. В процессе ревизии кроме того рекомендовано проводить оценку организации внутреннего контролирования за организацией учета. Одним из более известных методов выяснения расчетов с поставщиками и клиентами считается инвентаризация расчетных операций.
Инвентаризация расчетов содержится в раскрытии по надлежащим документам остатков и кропотливой проверке обоснованности сумм, значащихся на счетах. Беря во внимание, собственно сами фирмы почти всегда проводят инвентаризацию расчетов с невысоким качеством (или вообщем не проводят), аудитор обязан установить сроки происхождения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее действительность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (сообразно гражданскому кодексу РК срок исковой давности установлен 3 года). Если возникнет такая необходимость надо провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для данной работы возможно заинтересовать и служащих бухгалтерии проверяемого фирмы.
Нужно создавать тест состава и текстуры дебиторской и кредиторской задолженности по точным генпоставщикам и поставщиком, а еще по срокам образования задолженности или же сроках их вероятного закрытия, собственно дозволит вовремя выявлять просроченную задолженность и принимать конструктивные меры к ее взысканию. Использовать докуменАО борот ибо эти о сроках образования (закрытия) задолженности обязаны быть постоянными и оперативными.
Список использованных источников
- Налоговый кодекс РК
- Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 N 234-3
"О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ" - Национальные стандарты финансовой отчётности
- МСФО
- Типовой план счетов бухгалтерского учета, действующий с 01.01.2008 года
- Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 218
- Трудовой кодекс РК
- Бухгалтерские информационные системы: Учебное пособие. Алматы, 2001
- Дюсембаев К. Щ. Аудит и анализ в системе управления финансами, Алматы Экономика 2000 г. Стр.291.
- Ефимова О.В. Финансовый анализ, М.: Бухгалтерский учёт, 2003 314с
- Егембердиева Е.А «Аудит доходов и расходов организации» // Статистика, учет и аудит № 1, 2007 г. с 3.-10.
- Жапаров К.Ж., Ладаненко Е.И. Бухгалтерский учет в условиях рынка Республиканский издательно - методологический центр, 2003 г. с 95-102.
- Ержанов М.С., Ержанов А.М Основы бухгалтерского учета. Алматы-2003г. С 186 .
- Жуйриков К.К., Раимов С.Р.. Корпоративные финансы. Учебник.-Алматы: ААЭС,2004.-512с.
- Жуйриков К.К., Раимов Г.Б., Танирбеогенова Г.Б. Финансовый анализ предприятия. Учебник, Алматы, 2003, 225с.
- Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник, Москва, 2004 421с
- Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб М.: Харьков Минск, 2001 г. 496 с.
- КСБУ МСФО. Бухгалтерский учёт и отчётность, КСБУ 28, МСФО 38 (Практическое пособие), Алматы, 2003 г. 139с.
Приложение 1
Наименование |
Вид деятельности |
Ед.изм. |
Факт за 12 месяцев 2009г. |
План 12 месяцев 2010г. |
Факт 12 месяцев 2010г. |
откл. (+,-) |
откл. % |
|
|
|
|
|
|
|
|
Топливо |
всего |
тыс.тг |
33 178 |
44 764 |
33 149 |
-11 615 |
74,1 |
в т.ч. перевозки |
тыс.тг |
0 |
0 |
|
0 |
|
|
ПВД |
тыс.тг |
33 178 |
44 764 |
33 149 |
-11 615 |
74,1 |
|
диз. Топливо в.т.ч. |
всего |
тонн * |
170,00 |
185,00 |
102,23 |
-83 |
55,3 |
тыс.т |
12 928 |
14 408 |
8 520 |
-5 888 |
59,1 |
||
тенге |
85,90 |
77,88 |
83,34 |
5 |
107,0 |
||
в т.ч. перевозки |
тонн * |
0 |
0 |
|
0 |
|
|
тыс.тг. |
0 |
|
|
|
|
||
цена, тенге |
0 |
0 |
|
0 |
|
||
в т.ч. ПВД |
тонн * |
170,00 |
185,00 |
102,23 |
-83 |
55,3 |
|
тыс.т |
12 928 |
14 408 |
8 520 |
-5 888 |
59,1 |
||
тенге |
85,90 |
77,88 |
83,34 |
5 |
107,0 |
||
диз. топливо (летнее) |
всего |
тонн * |
94,00 |
100 |
63,00 |
-37 |
63,0 |
тыс.т |
6 392 |
7 520 |
4 486 |
-3 034 |
59,7 |
||
тенге |
68,00 |
75,20 |
71,20 |
-4 |
94,7 |
||
в т.ч. перевозки |
тонн * |
|
|
|
|
|
|
тыс.тг. |
|
|
|
|
|
||
цена, тенге |
|
|
|
|
|
||
в т.ч. ПВД |
тонн * |
94,00 |
100 |
63,00 |
-37 |
63,0 |
|
тыс.т |
6 392 |
7 520 |
4 486 |
-3 034 |
59,7 |
||
тенге |
68,00 |
75,20 |
71,20 |
-4 |
94,7 |
||
диз. топливо (зимнее) |
всего |
тонн * |
76,00 |
85,00 |
39,23 |
-46 |
46,2 |
тыс.т |
6 536 |
6 888 |
4 033,63 |
-2 854 |
58,6 |
||
тенге |
86,00 |
81,03 |
102,82 |
22 |
126,9 |
||
в т.ч. перевозки |
тонн * |
|
|
|
0 |
|
|
тыс.тг. |
|
|
|
0 |
|
||
цена, тенге |
|
|
|
0 |
|
||
в т.ч. ПВД |
тонн * |
76,00 |
85,00 |
39,23 |
-46 |
46,2 |
|
тыс.т |
6 536 |
6 888 |
4 033,63 |
-2 854 |
58,6 |
||
цена, тенге |
86,00 |
81,03 |
102,82 |
22 |
126,9 |
||
бензин в т.ч. |
всего |
тонн * |
227,00 |
379,33 |
254,06 |
-125 |
67,0 |
тыс.т |
20 250 |
30 356 |
24 629 |
-5 727 |
81,1 |
||
тенге |
105,40 |
80,03 |
96,94 |
17 |
121,1 |
||
в т.ч. перевозки |
тонн * |
0 |
|
|
0 |
|
|
тыс.тг. |
|
|
|
|
|
||
цена, тенге |
0 |
|
|
0 |
|
||
в т.ч. ПВД |
тонн * |
227,00 |
379,33 |
254,06 |
-125 |
67,0 |
|
тыс.тг. |
20 250 |
30 356 |
24 629 |
-5 727 |
81,1 |
||
цена, тенге |
105,40 |
80,03 |
96,94 |
17 |
121,1 |
||
бензин АИ-92 |
всего |
тонн * |
65 |
70 |
58 |
-12 |
82,9 |
тыс.т |
4 550 |
6 545 |
5 580 |
-965 |
85,3 |
||
тенге |
70,00 |
93,50 |
96,20 |
3 |
102,9 |
||
в т.ч. перевозки |
тонн * |
|
|
|
0 |
|
|
тыс.тг. |
|
|
|
0 |
|
||
цена, тенге |
|
|
|
0 |
|
||
в т.ч. ПВД |
тонн * |
65 |
70 |
58 |
-12 |
82,9 |
|
тыс.тг. |
4 550 |
6 545 |
5 580 |
-965 |
85,3 |
||
цена, тенге |
70,00 |
93,50 |
96,20 |
3 |
102,9 |
||
бензин АИ-95 |
всего |
тонн * |
31,00 |
33 |
24,00 |
-9 |
72,7 |
тыс.т |
2 760 |
3 861 |
3 252 |
-609 |
84,2 |
||
тенге |
89,02 |
117,00 |
135,50 |
19 |
115,8 |
||
в т.ч. перевозки |
тонн * |
|
|
|
0 |
|
|
тыс.тг. |
|
|
|
0 |
|
||
цена, тенге |
|
|
|
0 |
|
||
в т.ч. ПВД |
тонн * |
31 |
33 |
24,00 |
-9 |
72,7 |
|
тыс.тг. |
2 760 |
3 861 |
3 252 |
-609 |
84,2 |
||
цена, тенге |
89,02 |
117,00 |
135,50 |
19 |
115,8 |
||
бензин АИ-80 |
всего |
тонн * |
200,00 |
276,33 |
172,06 |
-104 |
62,3 |
тыс.т |
12 940 |
19 951 |
15 797 |
-4 154 |
79,2 |
||
тенге |
64,70 |
72,20 |
91,81 |
20 |
127,2 |
||
в т.ч. перевозки |
тонн * |
|
|
|
0 |
|
|
тыс.тг. |
|
|
|
0 |
|
||
цена, тенге |
|
|
|
0 |
|
||
в т.ч. ПВД |
тонн * |
200,00 |
276,33 |
172,06 |
-104 |
62,3 |
|
тыс.тг. |
12 940 |
19 951 |
15 797 |
-4 154 |
79,2 |
||
цена, тенге |
64,70 |
72,20 |
91,81 |
20 |
127,2 |
Приложение 2
Наименование |
Вид деятельности |
Ед.изм. |
Факт за 12 месяцев 2009г. |
План 12 месяцев 2010г. |
Факт 12 месяцев 2010г. |
откл. (+,-) |
откл. % |
|
|
|
|
|
|
|
|
Электроэнергия |
всего |
тыс.Кв/ч * |
5 711 |
7 382 |
5 953 |
-1 429 |
80,6 |
тыс.т |
40 722 |
74 477 |
55 458 |
-19 019 |
74,5 |
||
тенге |
7,13 |
10,09 |
9,32 |
-0,77 |
92,4 |
||
в т.ч. перевозки |
тыс.Кв/ч * |
|
|
|
0 |
|
|
тыс.тг. |
|
|
|
|
|
||
цена, тенге |
|
|
|
0 |
|
||
в т.ч. ПВД |
тыс.Кв/ч * |
5 711 |
7 382 |
5 953 |
-1 429 |
80,6 |
|
тыс.т |
40 722 |
74 447 |
55 458 |
-18 989 |
74,5 |
||
тенге |
7,13 |
10,09 |
9,32 |
-0,77 |
92,4 |
PAGE 35
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии