МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Костанайский социально технический университет
имени академика З. Алдамжар
факультет ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Курсовая работа
по дисциплине: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ТЕМА: МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Выполнила: Фурсанова
Надежда Николаевна
Студент 1 курса
специальности
Юриспруденция
Научный руководитель
____________________
Костанай
2013
Костанайский социально технический университет
имени академика З. Алдамжар
Кафедра Юридических дисциплин
Дисциплина Гражданское процессуальное право
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая кафедрой Хасенов С.Б.
_________________
«___»_______ 2013г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу студенту
Фурсановой Надежде Николаевне
Тема курсовой работы: «Методы осуществления функций государства»
Целевая установка: Рассмотреть методы осуществления функций государства
Объем курсовой работы 25-30 стр.
Срок доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы:
а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой работы до
«___» __________ 2013г.
б) доклад о ходе написания курсовой работы до
«___» __________ 2013г.
Срок сдачи курсовой работы
«___ » ________ 2013г.
Руководитель курсовой работы: ________________
«___» __________2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………….. 4
1. Функции государства и их классификация …………………….. 6
2. Понятие и методы осуществления функций государства ……... 17
3. Характеристика основных методов осуществления
функций государства …………………………………………….. 20
Заключение ………………………………………………………….. 25
Список использованных источников ……………………………… 27
ВВЕДЕНИЕ
Центральным институтом политической системы является государство. В его функционировании концентрируется основное содержание политики. В широком смысле термин «государство» понимается как социум индивидов, представляемый и организуемый органом высшей власти и проживающий на определённой территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу.
В современной науке термин «государство», понимается как исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями. Государство является центральным, основным институтом политической власти. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.
Большую роль в изучении государства имеет изучение функций государства, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только государства, но и общества в целом.
Целью курсовой работы является освещение основных форм и методов осуществления функций государства. Понимание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и профессионализма.
Темы о государстве и его функциях издревле относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении.
Изучение функций государства является предпосылкой познания основного и определяющего в государстве, раскрытие его социального смысла, того, чем оно является в отличие от других социальных явлений, иными словами, его сущности. Важность вопроса о функциях государства обусловлена тем, что функции определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной социальной системы.
К функциям государства относятся не только те виды его деятельности, которые непосредственно служат его социальному назначению, но и те, которые выполняют эту роль опосредованно.
Вопрос о методах осуществления функций государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования.
Изначально необходимо раскрыть само понятие «функции государства», отразить имеющиеся в научной литературе классификации функций государства, а затем уже рассмотреть методы осуществления функций государства.
Методы осуществления функций государства нельзя рассматривать в отрыве от сущности государства. Будучи категориями подвижными, они развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, экономическими, социальными, политическими и культурными отношениями в обществе.
Значимость данной проблемы обусловлена, с одной стороны, практическими потребностями формирования правового государства и гражданского общества, укрепления правопорядка и законности, а с другой - тем, что изменения в системе общественных отношений, в социальных условиях жизни людей постоянно будут ставить новые вопросы совершенствования форм и методов осуществления функций государства.
Учитывая выше изложенное, считаю, что данная тема актуальна в наши дни и требует конкретного рассмотрения. Вопрос о методах осуществления функций государства и их реализации - один из наиболее фундаментальных и значимых.
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Функции государства - это ведущие направления внутренней и внешней деятельности государства в которых выражаются и уточняются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. В функциях государства отражается его смысл особой организации публичной политической власти обладающий специальным аппаратом управления и принуждения. В нынешней юридической теории имеется несколько критериев разделения функций государства.
В зависимости от времени действия функции государства делятся на:
постоянные (выполняются на всех этапах становления государства) и
временные (заканчивают свое действие после решения определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер).
В зависимости от значения функции государства делятся на:
основные функции - наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период;
не основные функции - термин «неосновные функции» относительный. Его использование правомерно лишь потому, что помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются государственные функции делятся на:
внутренние - важные направления функции государства по координации внутренней жизни общества;
внешние - важные направления функции государства на международной арене.
Деление функций государства обосновано научной и практической целями. Невозможно выделить какой либо критерий как наиболее верный, в связи с тем, что они применяются с различными целями и отражают разные стороны функционирования государства.
Основные критерии классификации:
По сферам общественной жизни обычно делят на четыре основные:
1) социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.);
2) экономическую (производственные отношения, производительные силы);
3) политическую (государство, партии, общественно-политические движения);
4) духовную (наука, образование, искусство, религия, мораль).
Сферы общественной жизни представлены на рис. 1. Центральное место человека символично - он вписан во все сферы жизни общества.
Люди в одно и тоже время находящиеся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при урегулировании своих жизненных проблем. Значит сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где живут разные индивидуумы, а связь одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.
Рисунок 1 Сферы общественной жизни.
Социальная сфера - это отношения, начинающиеся при осуществлении непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Любое объединение людей является главным отличием, на основе которого выделяется эта сфера.
«Социальная сфера», как понятие, имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии - это сфера жизни объединения исторически возникших форм совместной деятельности людей, содержащая в себе всевозможные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто рассматривают комплекс учреждений, организаций, предприятий целью которых является рост уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении - это не самостоятельная сфера жизни общества, а область между экономической и политической сферах, связанная с перераспределением государственных доходов в пользу нуждающихся. [1]
Социальная сфера включает в себя некоторые социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную нишу в обществе, вписан в различные общности. Положение человека в социуме показано в анкете (рис. 2).
Рисунок 2 Анкета.
1. Ф.И.О. ______________________ 2. Пол ______________________ 3. Дата рождения __________________ 4. Национальность _______________ 5. Семейное положение ______________ 6. Место жительства ________________ 7. Образование ___________________ 8. Специальность __________________ 9. Квалификация ___________________ 10. Специальность __________________ 11. Социальное происхождение ________ 12. Социальное положение ____________ |
Рассматривая эту анкету можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и прочие). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и сельских жителей, жителей Казахстана, России или дальнего зарубежья и т.д.). Образование, квалификация, специальность составляют профессиональную и образовательную структуры (педагоги и юристы, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (служащие, рабочие и т.д.) и социальное положение (служащий, рабочий и др.) определяют сословно-классовую структуру и т.д.
Экономическая сфера - это система, включающая в себя учреждения, их деятельность и возникающие экономические отношения, а также экономические науки и экономическое сознание.
Экономическая сфера - область производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг. Для того чтобы что-то произвести, необходимы рабочая сила (совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду), техника, аппаратура, станки, инструменты, материалы и т.д. - производительные силы. Во время производства, а затем обмена, распределения, потребления индивиды вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром, так называемые - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
производительные силы - рабочая сила (люди), техника, аппаратура орудия труда и т.д.;
производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.
Политическая сфера - одна из более значимых сфер общественной жизни человека.
Политическая сфера - система политических учреждений, их деятельность, составляющая политические отношения и политическое сознание. Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившись в трудах древних мыслителей, изначально применялось для обозначения искусства управления государством. Оставив это значение в качестве одного из главных, нынешний термин «политика» в настоящее время применяется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят вопросы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы представлены следующим образом:
политические организации и институты - социальные группы, парламентаризм, партии, президентство, общественно-политические организации, гражданство, и др.;
политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Духовная сфера - это сфера отношений между индивидами, отражающая духовно-нравственную жизнь общества.
Структура духовной сферы жизни выглядит следующим образом:
религия - форма мировоззрения, особая форма понимания мира, сформированная на вере в сверхъестественные силы;
мораль - система нравственных норм, идеалов, поступков;
искусство - художественное осмысление мира;
наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;
право - совокупность норм, поддерживаемых государством;
образование - процесс воспитания и обучения.
Духовная сфера - это отношения, появляющиеся при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, морали и др.).
Если реальная жизнь индивидуума связана с утолением постоянных потребностей (в продуктах питания, одежде, обуви и др.), то духовная сфера жизни индивидуума направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения и духовных качеств.
Тяга к духовным потребностям, не заложена биологически, как к материальным, а возникает и развивается в процессе социализации индивида.
Человек сможет прожить без удовлетворения духовных потребностей, но его жизнь немногим будет отличаться от жизни животных. Духовные потребности утоляются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Духовная деятельность, прежде всего, обращена на изменение индивидуального и общественного сознания. Такая деятельность проявляется в искусстве, религии, творчестве, образовании, воспитании и др. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей. [3]
Духовное производство - это процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Следствием этого производства являются идеи, произведения искусства, ценности, духовный мир человека и духовные отношения между людьми. Основами духовного производства являются - наука, искусство и религия.
Духовное потребление - это утоление духовных потребностей человека, потребление продуктов науки, религии, искусства (например, посещение мечети, выставки, театра, обучение и др.).
Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и других ценностей. Она содержит разного рода формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.
По принципу разделения властей выделяют законодательную, исполнительную, судебную.
Только демократическому государству характерен принцип разделения властей, в рабовладельческом и феодальном государстве он невозможен, в связи с тем, что данный принцип предполагает наличие экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими правами.
На практике, для осуществления принципа разделения властей, требуются конкретные объективные условия - хорошая степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные - уровень политического сознания общества.
При любом варианте механизма действия принципа разделения властей, теория определяет следующее его содержание:
Законодательная власть - власть в области законодательства. Законодательная деятельность заключается в издании законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными организациями, юридическими и физическими лицами. В странах, где есть разделение властей, законодательная власть принадлежит специальному государственному органу. Обязанностью законодательных органов также является утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.
Исполнительная власть - одна из форм индивидуальной и независимой открытой власти в государстве, являющейся комплексом полномочий по управлению государственными делами.
Исполнительная власть осуществляется посредством исполнения законов и издания подзаконных нормативных актов органами государственного управления, определяющих повседневную оперативную деятельность государственных органов в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д. [4]
Судебная власть - в соответствии с принципом разделения властей является одной из трёх ветвей власти (наряду с законодательной и исполнительной властью).
Судебная власть охраняет право, правовые нормы государственной и общественной жизни от всяческих нарушений, кто бы их не совершал. Органы судебной власти от имени государства используют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры между определенными лицами, а также рассматривают дела о спорных правовых предписаниях на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов - Конституции, подзаконных нормативных актов - законам), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам вне связи с конкретным спором.
Любой судебный орган, а не только верховный суд, является обладателем судебной власти. Суды выполняют отдельные удостоверительные функции, когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов (например, о признании человека умершим, о достоверности персональных данных).
В правовом государстве правосудие совершается только судебными органами. Никто, кроме суда, не вправе вершить правосудие. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, его основной задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего, конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей».
Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в порядке, предусмотренном законом.
Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
Судебная власть исполняется посредством гражданского, уголовного и других установленных законом форм судопроизводства.
Судьи при вынесении решений независимы и подчиняются только Конституции и закону. Запрещается принятие законов или иных нормативных правовых актов, принижающих статус и независимость судей.
Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые ветви власти, является превентивным методом возможных злоупотреблений властью и образования антидемократичного управления государством, не связанного правом. Любая из этих властей занимает свою нишу в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Баланс властей сохраняется специальными организационно-правовыми мерами, которые гарантируют не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они обеспечивают самостоятельность одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Также нужно подчеркнуть, что принцип разделения властей - это норма правового государства и работать продуктивно она может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности. [5]
По способу осуществления: регулятивные и охранительные правоотношения.
Регулятивные правоотношения возникают при выполнении прав и обязанностей, которые определены нормой права. Данные отношения возникают в результате правомерных действий участников правоотношения. По натуре юридической обязанности регулятивные правоотношения подразделяются на правоотношения активного типа и правоотношения пассивного типа. В регулятивных правоотношениях активного типа личному праву противостоит должная активная правовая обязанность, то есть обязанность совершить активные действия в интересах управомоченного лица. В этом виде правоотношений исполняются управомочивающие и обязывающие правовые нормы. В регулятивных правоотношениях пассивного типа субъективному праву на собственные действия (или бездействие) соответствует пассивная правовая обязанность бездействовать в интересах управомоченного. В данном типе правоотношений реализуются управомочивающие и запрещающие нормы права.
Охранительные правоотношения образуются по причине неисполнения юридической обязанности, правонарушения, что влечет использование санкции правовой нормы. Эти правоотношения охраняют регулятивные, что, в свою очередь, позволяет обеспечить охрану субъективного права.
Виды функций государства по значению для общества: основные и неосновные.
Основные функции - это наиболее общие, главные направления деятельности государства по осуществлению первостепенных стратегических задач и целей, стоящих перед ним на определенном историческом этапе. В них наиболее ярко демонстрируется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальная миссия. Достаточно сравнить такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, борьба с эпидемиями и другие, с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, правопорядка, оборона страны и другие.
В отличие от многочисленных государственных задач, выполняемых специально предназначенными для этого органами (например, социальное обеспечение, здравоохранение, образование, дипломатия и др.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются всеми или многими звеньями государственного аппарата.
По своему содержанию и структуре основная функция носит комплексный, обобщенный характер, требует системного анализа. Она выполняет сосредоточение усилий государства на одном из решающих, ведущих направлений его внутренней или внешней деятельности. Её объектом является широкий круг имеющих известное сходство общественных отношений в какой-то определенной важной области социальной жизни.
Основные функции государства включают, объединяют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения, множество других его функций, которые называют неосновными функциями.
Неосновные функции, будучи структурными составными частями основных функций, олицетворяют собой направления деятельности государства по осуществлению поставленных им задач в определенной, и соответственно, более узкой, сфере общественной жизни.
Название «неосновные функции» условное. Его употребление обоснованно лишь потому, что помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.
Основная функция - не сочетание, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства.
Осуществление основных функций государства по своему смыслу - это непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций определенных государственных органов.
У современного государства, осуществляющего свою универсальную деятельность в очень непростом и противоречивом мире, требующем его скрупулезного внимания сразу к нескольким сферам жизни общества, нет, и не может быть одной основной функции. [6]
По продолжительности: постоянные и временные функции государства. Такое разделение конечно условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы.
Как постоянные обычно рассматриваются функции, происходящие из природы данного государства (которые государство осуществляет в течение неопределённого времени, т. е. всегда).
Временные функции - это функции, которые, появившись, прекращают свое действие в течение определенного промежутка времени (например, борьба с природными катаклизмами: ураганы, наводнения, лесные пожары и т.д.).
По сферам политической направленности: внутренние и внешние, которые в свою очередь также делятся:
внутренние на: поддержание существующего государственного и общественного строя, экономические, налогообложение, финансовый контроль, социальные, духовные, политические, экологические, обеспечение законности и правопорядка;
внешние на: содействие по обеспечению международного мира, защита государственной границы и территории, межгосударственное экологическое, экономическое и политическое сотрудничество.
На основании вышеизложенного, можно сделать выводы, что некоторые функции повторяются в разных классификационных группах, но в зависимости от конкретного применения меняется и форма их реализации. Перечисленные функции не свойственны для всех государств, по мере развития отдельного государства, в зависимости от конкретно исторических условий, одни из них становятся более важными, другие менее важными.
Основные функции, которые выполняют все государства:
экономическая - развитие экономики как внутри государства, так и установление международных экономических связей;
политическая - обеспечение безопасности как внутри страны, так и на международном уровне, защита государственного суверенитета;
социальная - гарантия приличного уровня жизни всего населения государства, охрана прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей людей и др.;
идеологическая - поддержка науки, культуры, образования, а так же политической, религиозной, нравственной идеологии.
Нерсесянц В.С. рассматривая в своей работе функциональную деятельность государства, отмечает что «…государство - это не организация для решения экономических, культурных, экологических и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащем решении этих и подобных задач весьма велика», и далее замечает «Специфика, существо и смысл всей функциональной деятельности государства, всех его функций состоят в организации, реализации и защите определенного (социально-исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей». В связи с этим он выделяет в качестве основных функций:
правоустановительная функция - установление всех источников и норм действующего права;
правореализаторская функция - претворение в жизнь установленных норм права;
правозащитная функция - установление законности и порядка во всех сферах жизни общества;
внешнегосударственная функция - осуществление внешнего суверенитета государства. [7]
Рисунок 3. Основные функции государства
Основные функции государства |
Выполняемые всеми государствами |
По Нерсесянц В.С. |
||||||
Внутренние функции государства |
Внешняя функция государства |
||||||
экономическая |
политическая |
социальная |
идеологическая |
правоустановительная |
правореализаторская |
правозащитная |
Отношение государства с внешним миром |
Стоит подчеркнуть, что правоустановительная, правореализаторская и правозащитная функции относятся к внутренней деятельности государства, тогда как внешнегосударственная функция отвечает за отношения государства с внешним миром.
В процессе развития человечества у государства могут появляться и новые функции так, во второй половине XX века добавилась экологическая функция. Экологическая функция государства, носящая как внутренний, так и внешний характер, представляет собой государственную деятельность, включающую в себя:
- распоряжение в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства;
- участие государства в международных экологических программах с целью предотвращения глобальных экологических катастроф;
- рациональное использование природных ресурсов с целью предупреждения их истощения;
- охрану окружающей природной среды от деградации ее качества;
- охрану экологических прав физических и юридических лиц.
Деятельность человека поставила под угрозу существование жизни на земле и именно на государство возложена важная задача по наблюдению за состоянием окружающей среды.
Таким образом, можно сказать, что определять критерии классификации функций государства нужно исходя из того, какие конкретно при этом преследуются цели.
2. ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Методы осуществления функций государства есть пути, конкретные способы и средства воздействия государственных органов на юридических и физических лиц с целью решения стоящих перед государством задач.
При выполнении одной из функций государство использует подходящие ей методы: при осуществлении функции охраны правопорядка используются методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходимо использовать целый ряд экономических методов - прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, защита потребителей и др. Проблема методов реализации права - это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм. По вопросу использования как формы реализации, оно обеспечивается таким значительным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и личные юридические права. В этом вопросе государство не должно оставаться безразличным: оно должно создавать все необходимые условия для использования права и обеспечивать его защиту.
Методы осуществления функций государства довольно разнообразны.
Рассмотрим некоторые увеличенные группы методов, посредством которых государство реализует свои функции:
1) метод убеждения - такие оригинальные средства, посредством которых правящий субъект воздействует на общественное или индивидуальное сознание, способствует его формированию (довод, разъяснение, объяснение и другие).
Метод убеждения используется для убеждения граждан в правильности требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели государство должно вести открытый диалог с обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и как предстоит их решать; разъясняя необходимость принятия тех или иных законов, и создавая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие.
Обширное применение этого метода должно содействовать развитию политического и общественного понимания граждан, активной гражданской позиции, признания ответственности как государства перед обществом, так и общества перед государством. Только тогда стоит вести речь о становлении правового государства и гражданского общества.
В цивилизованном обществе основным методом осуществления государственных функций является убеждение, потому что любое насилие со стороны государства наносит удар по легитимности государственной власти, грозящий потерей престижа государства со стороны населения страны. Использование принуждения есть, в определенном смысле, проявление «слабости» государственной власти, признанием того факта, что государство использовало все доступные методы, либо не нашло иных путей для реализации своих функций;
2) метод принуждения - использование в пределах правовых предписаний средств государственного воздействия в отношении физических и юридических лиц, допустивших нарушения требований законности.
Метод заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права. Например, наложение штрафных санкций за несвоевременно оплаченные налоги, неявки в суд без уважительной причины кандидата в присяжные заседатели и другие. Следует отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, руководствуется только законом - именно этот принцип лежит в основе современного правового государства.
3) метод рекомендательный - разъяснительные и другие средства, указывающие лицам (юридическим и физическим) на конкретную версию поведения или действий, желательных с точки зрения государства;
4) метод поощрения - средства, побуждающие определенных лиц следовать той или иной версии поведения путем использования стимулирующих (моральных или материальных) средств;
5) метод информационного влияния на общество - оповещение населения о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях и т.д.
6) метод нормативно-правового регулирования. Используя метод нормативно-правового регулирования, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.
7) метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и принятых в данном государстве - такой контроль осуществляют специальные государственные структуры (прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, охотнадзор и другие). Деятельность этих структур строго регламентирована Законом, что способствует исключению нарушений в их действиях. [8]
Существует и другая классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Из существующих методов можно выделить:
- централизованный метод - государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности;
- децентрализованный метод - власть осуществляется на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; субъекты государства сами могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться, в зависимости от географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов;
- рекомендательный метод - в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей.
Государство разрабатывает проекты планов развития какой либо области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, при использовании которых можно будет оперативно выполнять государственно значимые задачи. Рекомендации государства не обязательны для исполнения, но с ними обязательно должны быть ознакомлены субъекты, которым они адресованы;
- поощрительный метод - государство создает условия, при которых юридические лица заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству и составляет его функции (например, при выполнении социальной функции, государство предоставляет налоговые льготы для предприятий и организаций, которые берут на работу инвалидов).
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в комплексе образуют государственный аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица - это хорошо организованный, четко слаженный, сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы.
Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Убеждение - это стимулирующее влияние с целью мотивации лица к добровольному совершению правомерных действий, в которых заинтересовано государство. Метод убеждения стимулирует у граждан инициативу и чувство ответственности за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям - так работает метод убеждения. С развитием цивилизации, повышением политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти обоснованно повышается.
Убеждение - это добровольность совершения действий лицом, который должен совершить эти действия. При этом подвластный человек всегда может сам решать совершать ему те или иные действия, или не совершать. Государство, в свою очередь, должно заинтересовать, стимулировать правомерную активность участников общественных отношений.
Методы и формы убеждения могут быть самыми разными:
реклама, агитация, пропаганда;
личный пример;
поощрения;
экономические и налоговые льготы;
смягчение наказания и освобождение от ответственности и др.
Данный перечень не является полным, государство может использовать любые меры убеждения как закрепленные, так и не закрепленные нормативно.
Убеждение является основным методом государственного управления, а принуждение - вспомогательным. Конечно, сначала используется убеждение, если не достигается определенная цель, используется принуждение. Если убеждение - это обычный, штатный метод, то принуждение это всегда особенный характер. Государство, по мере возможности, должно воздерживаться от принудительных методов, заменить их убеждением, если это возможно.
Убеждение не имеет границ по сфере применения, принуждение затрагивает только субординационные отношения. Принуждение ограничено или совсем не допускается во многих общественных отношениях (например, национальные, федеративные, экономические отношения, частную жизнь человека и др.). Принуждением можно добиться лишь соблюдения запретов и исполнения обязанностей, но нельзя добиться использования гражданами своих прав и свобод. Участие граждан в выборах государственных и местных органов, помощь правоохранительным органам в раскрытии преступлений, реализацию права на судебную защиту и другие правовые возможности, в которых заинтересовано государство, обеспечивается только с помощью метода убеждения.
Убеждение шире по субъекту, оно практически неограниченно по адресату, носит массовый характер. Принуждение всегда персонально и селективно.
Убеждение человечнее, демократичнее принуждения. Следует помнить, что одна и та же управленческая цель может быть достигнута как убеждением, так и с помощью принуждения. В этом случае убеждение и принуждение равнозначны.
Принуждение всегда означает насилие, которое сопровождается подавлением воли человека, которое вызывает у него внутренний протест, оставляет душевные раны, психологические травмы. Из этого следует что, при исполнении правоприменительных функций следует отдавать предпочтение убеждению, т.к. принуждение ожесточает людей. Убеждение может быть постоянным, принуждение носит непостоянный характер.
Принуждение - это насильственное воздействие на сознание и волю людей, императивно навязывающее ему определенный вариант поведения.
Смысл принуждения в неприятии воли подвластного, в отсутствии у него какого-либо выбора. Принуждение может иметь психологический, имущественный, физический, организационный характер. Основная цель принуждения заключается в защите правопорядка, обеспечении правомерного поведения всех индивидов участвующих в общественных отношениях.
Государственное принуждение - жесткий метод социального воздействия. Он основан на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное превалирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу выбора человека, ставит в такие рамки, когда у него просто нет выбора, кроме варианта, который предлагает власть. Путем принуждения подавляются, приостанавливаются интересы и причины антисоциального поведения, насильно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, дается импульс на общественно полезное поведение.
Большой интерес имеет правовой характер принуждения. Важным в процессе осуществления принуждения является требование законности, согласно которому ограничение прав и свобод граждан допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Особое значение имеют не только законность, но и обоснованность, оправданность, целесообразность принуждения. Если это возможно, то следует отказаться от принуждения и его наиболее жестких форм.
Чем выше степень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции благоприятного фактора развития общества и в меньшей - выражает беззаконие и произвол носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Применение принуждения - это не общее правило, а часть специальных полномочий отдельных государственных органов. Совокупность государственных органов образует правоохранительную систему государства.
Принципы государственного принуждения заключаются в следующем:
Принуждение должно осуществляться в условиях государственной монополии на принуждение. Запрещены месть, самосуд, самоуправная реализация и защита частными лицами своих прав, свобод, интересов. Исключение составляет правовой институт необходимой обороны, когда государство передает гражданам властные полномочия по защите своей жизни, здоровья, имущества, нематериальных благ.
При выполнении принуждения должен соблюдаться принцип равенства всех перед законом и судом. Государство гарантирует равный правовой статус субъектов права и запрет дискриминации. Меры принуждения применяются к индивиду, не взирая на его гражданство, место жительства, социальное, имущественное и должностное положение, расовую и национальную принадлежности, пол, возраст, образование, политических и иных убеждений.
При осуществлении принуждения следует соблюдать принцип презумпции невиновности. Человек считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Никто не обязан доказывать свою невиновность, свидетельствовать против себя и своих близких. Обязанность предоставления доказательств свидетельствующих о факте правонарушения и виновности человека, лежит на государстве.
При применении мер принуждения обязательно нужно соблюдать принципы гуманизма, запрета жестокого обращения, не допускать унижения достоинств человека, категорически запрещается применение телесных наказаний. Следует минимизировать вред, причиняемый человеку принудительными мерами. Не допускается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы, которые причиняют слишком тяжелые ранения и являются источником необоснованного риска. Наказание должно преследовать, в первую очередь, воспитательные цели, если это не принесло положительных результатов, только тогда карательные.
При использовании мер принуждения должны соблюдаться принципы индивидуального подхода, соразмерности содеянного и наказания. Меры принуждения следует применять с учетом личности виновного, формы вины, смягчающих и отягчающих обстоятельств, причин и условий, содействующих совершению данного правонарушения. Размер санкции должен быть пропорциональным причиненному вреду, то есть наказание должно быть пропорционально содеянному и налагаться с учетом причиненного виновным вреда. Это означает, что мера ответственности должна соответствовать правонарушению. Никто не может быть привлечен дважды к ответственности за совершение одного правонарушения.
При реализации мер принуждения нужно соблюдать право частных лиц на возмещение государством вреда, нанесенного незаконными действиями государственных органов или должностных лиц. [9]
Метод поощрения это один из наиболее эффективных способов увеличения человеческой активности, а результативность его заметно выше по сравнению с методом принуждения.
Поощрение как метод государственного управления - это такой способ влияния на человека, который не подчиняет, а направляет волю лица на совершение каких-либо действий, приносящих пользу с точки зрения субъекта управления. Влияние с помощью поощрения направлено на порождение у человека желания в совершении конкретных поступков и получения материального или морального поощрения, а убеждение - это способ развития у человека определенного сознания, привычки без принуждения выполнять управленческие команды. Метод убеждения, идущий от управленческих структур, может осуществляться как в юридической, так и в неюридической формах, государственное поощрение выражается только в форме правовой инициативы и всегда влечет юридические последствия.
Рассматривая соответствие между методами убеждения и поощрения, следует обратить внимание на то, что государственное поощрительное влияние совершается всегда только уполномоченными на то властными субъектами в форме установленной процедуры. На самом деле основанием для применения поощрительного метода является заслуга, а нормативной базой соответствующие материальные и процессуальные нормы права. Данные условия не свойственны для метода убеждения, из этого следует сделать заключение о том, что поощрительный метод не может быть составной частью или разновидностью метода убеждения, и наоборот.
Вместе с тем, методы поощрения и убеждения обладают общей направленностью, одинаковой целью, оба метода являются средством воспитания собранности и дисциплины, атмосферой формирования позитивного социально-психологического климата в обществе.
В отличие от метода принуждения, связанного с угрозой или натуральным осязанием человеком воздействия негативного характера, поощрительный метод основан на стремлении граждан получить определенное материальное или моральное благо, на намерении улучшить свое положение и т.д. Для реализации методов поощрения и принуждения необходима разная материальная база: для поощрения - поощрительные, а для принуждения - охранительные нормы права, которые предусматривают альтернативные фактические обстоятельства - заслугу или правонарушение.
Метод поощрения опирается на соответствующую нормативно-правовую базу, состоящую из материальных и процессуальных норм. Материальные нормы закрепляют: показатели поощряемого поведения; вид и размер поощрения; круг адресатов, к которым могут быть применены поощрительные меры; состав органов или должностных лиц, уполномоченных решать вопрос о поощрении.
В процессуальных нормах отлаживается порядок предоставления к награде, принятия решения о поощрении и другие аспекты процедурного характера. Процессуальные нормы в данном случае регулируют организационные отношения, адресованные, прежде всего, уполномоченным органам и не относятся к разряду поощрительных норм.
Поощрительный метод осуществляется через юридическую деятельность уполномоченных субъектов, через возникновения и развития соответствующих правоотношений. Юридическая деятельность включает в себя издание нормативных актов и далее завершается принятием индивидуального акта о назначении определенной меры поощрения.
Рекомендательные нормы указывают варианты необходимого, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения выполнения которых получатели этих рекомендаций проводят мероприятия, которые соответствуют их компетенции, с учетом своих условий и возможностей.
Рекомендательная норма - это норма поведения, указывающая на целесообразное развитие относящихся к компетенции получателя общественных отношений, разрешающая ему учесть свои местные условия, возможности, поддерживаемые в своей реализации государственными мерами позитивного и негативного характера. Говоря другими словами, рекомендательная норма не заставляет своего получателя осуществлять изложенные в норме конкретные действия или не совершать их.
Оригинальность рекомендательных норм дает возможность эффективно использовать их в различных сферах человеческой деятельности. На основании этого критерия данный вид правовых норм можно подразделить на рекомендательные нормы, регулирующие отношения в сферах сельского хозяйства, промышленности, строительства, здравоохранения, финансов и т.д.
Очень разнообразны и субъекты-получатели рекомендательных норм, но, согласно сложившейся практике, главным образом ими являются государственные предприятия, учреждения и организации. [10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принимая во внимание выше изложенное, следует сделать выводы:
- определения понятий «методы осуществления функций государства», «функция государства» вероятно должны передавать социальную сущность государства, те сферы общественных отношений, которые объективно требуют государственно-правового влияния, а также определять главную цель этой деятельности и следующие из нее задачи государства. Под методами осуществления функций государства нужно понимать совокупность способов и приемов, с помощью которых органы государства выполняют его функции;
- запас методов реализации государственной власти очень разнообразен.
В настоящее время заметно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы влияют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, обычным методам осуществления государственной власти, конечно же, относятся убеждение и принуждение. Данные методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения это комплекс идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, следствием которого является усвоение и принятие человеком или группой лиц определенных социальных ценностей.
Государственная власть не может обойтись без специального, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Применяя его, главенствующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается. Государственное принуждение - это насильственное воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на человека с целью заставить его подчиниться воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Рассматривая методы осуществления функций государства, возникает мнение, что можно использовать деление на методы убеждения и методы принуждения. При этом, к методам убеждения, будут относиться такие методы, которые основываются на заинтересованности человека, а к методам принуждения, все методы, которые осуществляются путём применения мер наказания, пресечения или приостановления деятельности. Методы убеждения должны быть наиболее существенными, и если они не дали положительных результатов, можно применить методы принуждения.
Главной задачей при осуществлении функций государства, должно быть умелое сочетание методов поощрения и принуждения, которое, в свою очередь, ведет к нормальному функционированию государства и способствует его становлению как правового.
Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли (законодательную, исполнительную, судебную) предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационноправовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. К вопросу о понятии «функция государства». Жигуленков М.В. Право и политика. - 2001. -№ 5.- С. 13-16.
2. Проблемы теории государства и права. (Юриспруденции): Учебный курс. Раянов Ф.М., Бобылев А.И. - М.: Право и государство, 2003.
3. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. Алматы «Атамура», 2006.
4. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное. Марченко М.Н. - М.: Проспект, 2004.
5. Теория государства и права: Курс лекций. Отв. ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько. М., 1997.
6. Теория государства и права: Хрестоматия. В 2-х т. Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрист, 2001.
7. Проблемы общей теории государства и права. Нерсесянц В.С. - М., 2002.
8. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. Нерсесянц В.С.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М., 1999.
9. Теория государства и права (2-е издание, дополненное, исправленное). В.Н. Хропанюк М.: Интерстиль, 2000.
10. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия». В.Я. Любашиц, М.Б. Смоленский, В.И. Шепелев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
31
Человек
Экономическая сфера
Политическая сфера
оциальная сфера
Духовная сфера
МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА