Основные сущностные моменты, касающиеся правового государства

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас Казахстан, равно как и другие постсоветские и постсоциалистические государства находятся в переходной стадии.

Одной из актуальных задач стоящих на современном этапе является построение правового государства. Эта задача вытекает из Конституции РК, которая утверждает Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Однако, мало только провозгласить себя таковым. Необходима реализация основных признаков правового государства, реальное обеспечение прав и свобод. Сложность этого процесса состоит в том, что сохранились и оказывают препятствия пережитки прошлого, такие как бюрократия.

Для того, чтобы действительно быть правовым, необходимо в полной мере осознать себя таковым и идти на достижение этой цели имея достойную программу. Таковой у нас в Казахстане является Программа «Казахстан - 2030», которая определяет пути, шаги реализации основных положений общества. Следует помнить, что построение правового государства гражданского общества процесс далеко не простой, но очень важно реализовать его в полной мере.

В результате перехода от феодализма к капитализму изменяется и общественный идеал, т.е. представления людей о должном общественном устройстве. Прежде всего, изменяется отношение людей к обладателям государственной власти. Теперь они порочны и греховны точно так же, как и простолюдины. В обществе складываются представления о государственной власти, как о «правлении негодяев». Мы используем этот термин для проведения аналогии с античным «правлением мудрецов» и средневековым «правлением помазанников божьих», поскольку новый общественный идеал является своеобразным синтезом античных и средневековых представлений о совершенном общественном устройстве. [6, с 57]

В эпоху буржуазных революций третье сословие требовало, прежде всего, формально-юридического равенства для всех людей, под которыми понимались все существа, обладающие биологическими признаками человека. Эти требования противопоставлялись прежней иерархической структуре общества и феодальному статусу человека, как объекта права. Например, во Франции лозунгом были «свобода, равенство, братство».

В данной курсовой работе я хочу определить основные сущностные моменты, касающиеся правового государства.

Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время многие страны постсоветского пространства строят свое государство с учетом своих национальных особенностей. Это касается и Казахстана.

Поэтому основная цель моей работы состоит в изучении и определении возможностей и перспектив Казахстана на пути к правовому государству.

1 Понятие и признаки правового государства

1.1 Возникновение и развитие концепции правового государства

Концепция — это система взглядов. Цельная концепция правового государства возникла не сразу и не на пустом месте. Она формировалась из отдельных (разрозненных) идей о лучшем устройстве государства и общества. Эти идеи имеют очень древнее происхождение.

Из трудов Аристотеля, Цицерона позаимствованы следующие идеи:

- позитивное право (законы государства) должно соответствовать естественному праву.

- законы должны быть обязательны для всех, в том числе и для государства.

- государственный произвол должен быть ограничен нормами законов2.

В силу недовольства феодальными порядками, философы Европы (Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Дидро, Гольбах) развивали следующие идеи:

  • помимо позитивного права (волеустановленного государством), существует естественное право, исходящее из природы человека, основанное на разуме. Содержание его включает право частной собственности, право на безопасность, честь, свободу. Государство не в праве посягать на эти естественные права.

- суверенитет должен принадлежать народу (Дидро).

- государство — инструмент народа, служащий для защиты естественных его прав (Джефферсон).

- государство должно быть демократическим: с республиканской формой правления.

- во избежание узурпации власти необходимо разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную (Монтескье).

- все равны перед законом (формальное равенство).

- человек волен делать все, что не запрещено в законах (Гоббс).

- человек волен делать все, что не запрещено в законах (Гоббс) .

Детальную разработку философской основы правового государства осуществил Кант. Он доказывал, что:

- народ должен обладать верховной властью.

- воля народа закрепляется в Конституции.

- в ней закрепляется свобода, равенство всех граждан.

- государство ответственно перед гражданином.

- все это обеспечивается посредством разделения властей в государстве.

Юридический анализ термина и введение его в научный оборот произведено в первой половине 19 века Робертом фон Молем5.

Причинами возникновения идеи правового государства в Западной Европе являются изменения:

- экономического базиса общества.

- характера принуждения к труду.

- структуры гражданского общества.

- приемов социального регулирования.

- общественного идеала.

Развитие производительных сил общества, механизация труда обусловливает переход от феодализма к капитализму, ознаменовавшийся в Европе буржуазными революциями и появлением первых буржуазных государств. Именно в это время начинается формирование идеи правового государства. [12, с 159]

Замена внеэкономического принуждения к труду на экономическое приводит к изменению структуры гражданского общества в государствах Западной Европы. Только со времен буржуазных революций "человек" как существо биологическое стал равен "человеку" как существу социальному.

Исходя из этого, мы можем осуществить следующую классификацию изменения статуса человека:

1) Человек (биологический) был объектом права, т.е. мог быть куплен, подарен и т.д., сам никакими правами не обладая. Разумеется, в этой роли выступали только рабы. Субъектом права человек признавался только как социальное существо. Этот этап соответствует рабовладельческому типу общества.

2) Биологический человек, оставаясь объектом права, одновременно становится и субъектом права. Такое содержание статуса человека характерно для феодального типа общества. Несмотря на то, что феодальная зависимость распространялась на личность зависимого, он обладал уже некоторым объёмом прав.

3) Биологический человек приравнивается к человеку социальному и перестаёт быть, в какой бы то ни было степени, объектом права. Как мы уже сказали, это происходит в связи с переходом к капиталистическому типу общества. Т.е. в капиталистической формации каждый человек (именно как биологическое существо) формально становится членом гражданского общества.

Исходя из вышеизложенного, мы можем проследить диалектику гражданского общества:

1) Гражданское общество существует на началах формально-юридического равенства. Структурной единицей гражданского общества является человек, как существо социальное. (Тезис).

2) Гражданское общество иерархизировано. Вместе с тем, субъектом права является уже всякий человек, как существо биологическое. (Антитезис).

3) Гражданское общество существует на началах формально-юридического равенства. Структурной единицей гражданского общества является человек, как существо биологическое. (Синтез).

Какое отношение имеет представленная классификация к идее правового государства?

Итогом изменения структуры гражданского общества стало вытеснение индивидуального приёма социального регулирования нормативным. Для феодального общества возможности нормативного регулирования были крайне ограничены, поскольку количество равных субъектов было невелико. Феодальному произволу противопоставляется буржуазное право, распространяющее своё действие на всё общество, состоящее из формально равных людей. Поэтому не случайно для ранних теоретиков правового государства (Локк, Монтескье и др.) обращение к естественному праву. Феодальный произвол тоже имел честь именоваться правом, и для того, чтобы подчеркнуть общий характер нового, буржуазного права, вполне уместно было употребление категории естественного права.

Для того чтобы выяснить суть этого синтеза необходимо проследить диалектику общественного идеала от античности через средневековье к Новому времени.

Тезис. Существуют объективные законы жизни общества. Лучшие люди (мудрецы) способны постичь их и управлять обществом в соответствии с ними.

Антитезис. Власть носит божественный характер. Но люди, в том числе и правители, наделённые властью Богом, не способны постичь божественный замысел. Идеалом является правление в соответствии с божественными предписаниями, отраженными в канонах церкви.

Синтез. Государственные дела носят исключительно земной характер. При этом все люди (правители в том числе) подвержены разнообразным порокам, но они способны так организовать деятельность государства, его взаимоотношения с другими элементами общества, что пороки отдельных представителей власти будут сведены к нулю7.

Идея правового государства явилась, по существу, выражением недоверия власть предержащим и попыткой ограничения их деятельности при помощи права, распространяющегося на всё гражданское общество.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: правовое государство - это общественный идеал эпохи становления и развития капитализма в Западной Европе.

В зависимости от социальных целей, в истории политической и правовой мысли выделяются различные концепции правового государства, отличающиеся по своему содержанию. Соответственно, возникают различные понятия правового государства.

Венский профессор Штейн Л. считал, что правовое государство может быть в форме конституционной монархии, при цензовом порядке формирования органов самоуправления.

Российские юристы прошлого века, начала нынешнего под правовым государством понимали государство законности. Они предъявляли скромные требования ограничения произвола государства рамками законов, хотя бы и принятых царем. [14, с 357]

Идеи правового государства разрабатывались в рамках концепции буржуазного либерализма. Эти идеи выражают, в основном, интересы крупной

буржуазии. Они провозглашают частную собственность и свободный рынок высшими ценностями, которые обязано охранять правовое государство. Здесь оно носит формально-демократический характер, т.е. обеспечивает право крупной буржуазии, выступать от имени неимущего, неграмотного народа.

Такое государство можно назвать формально-правовым государством.

Социал-демократическая модель - выражает интересы широкого круга «средних» слоев общества. Она требует закрепления посредством права реальной демократизации государства, суверенитета народа, компромисса всех слоев общества. Это реально-правовое государство.

Рассматривая данный вопрос нельзя не обратить внимание на отношение государственных управленческих групп к идее правового государства.

Сами управленцы, входящие в аппарат государства, критикуют эту концепцию или пытаются извратить ее содержание, нейтрализовать в ней опасные для них свойства, ставят препятствия на пути воплощения идеи в жизнь. Они находят поддержку среди тех слоев общества, которые в силу разных причин не могут или не хотят участвовать в управлении общественными делами.

Сильные государственно-управленческие группы используют в борьбе с идеями правового государства интеллигенцию. В частности, представители советской науки в угоду партократии доказывали, что правовое государство невозможно построить. Эта концепция рассматривалась как разновидность буржуазной пропаганды, нацеленной на введение массы людей в заблуждение.

В период перестройки (1989 год) правящая партократия отказалась от тактики отвержения теории правового государства и попыталась поставить ее себе на службу. Построение правового государство было признано КПСС целью государственного строительства. Вначале советские ученые приспосабливали эту концепцию под советский строй11 . Но потеря партократией контроля над умами людей привела к относительно свободному ее осмыслению.

Таким образом:

1. Правовое государство может рассматриваться как идеальная модель государства к реализации которой стремится человечество. Цель построить правовое государство может быть никогда не будет достигнута. Ее можно сравнить с убегающим горизонтом. Вместе с развитием общества, его потребностей изменяются требования к праву, а вместе с этим изменяется понятие правового государства, наполняется новым содержанием.

Если в 19 веке мечтали только об ограничении монархии, то сегодня правовое государство без республиканской формы правления представить нельзя.

Подобные идеалы имеют большое значение для обеспечения прогрессивного развития человечества, не позволяют довольствоваться достигнутым.

2. Правовое государство можно рассматривать как характеристику государств существующих в развитых странах мира (практика): ФРГ, Франция, США, Великобритания.

Я считаю, что правовое государство - это и то, и другое. Также как, буржуазное государство - это тип, т.е. модель государства, которая существует исключительно умозрительно. И реальные буржуазные государства (ФРГ, Франция, США, Великобритания), которые по своим основным характеристикам соответствуют этому типу. Но если буржуазное государство — это модель, полученная в результате обобщения материальных характеристик реальных государств, то правовое государство -это обобщение идеалов, к которым стремятся эти государства.

Часто, говоря о правовом государстве, подразумевают сразу три значения государства:

1. Государство как союз людей. Здесь правовое государство и правовое общество отождествляются.

2. Государство, как аппарат управления находящегося в особых отношениях с обществом.

3. Государство как особая организация власти в обществе.

Итак, из всего вышесказанного можно дать несколько определений правовому государству.

В юридической литературе можно встретить различные определения правового государства: «Правовое государство — это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений».

Еще одно определение: «Правовое государство это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое

признает, уважает и охраняет права и свободы граждан».

Все определения правового государства отличаются по своей сущности, большим или меньшим количеством выделенных признаков. [18, с 412]

По моему мнению наиболее универсальное и полное по содержанию определение правового государства, охватывающее разные концепции, может быть таким: «Правовым называется государство: обеспечивающее реальный суверенитет народа, права и свободы человека и гражданина, посредством реализации господства позитивного права, совпадающего по своему содержанию с естественным, разделения властей. [9, с 213]

1.2 Признаки правового государства

Рассматривая понятие правового государства необходимо остановиться на анализе основных признаков, свойств, принципов правового государства.

Господство права в правовом государстве

Главная цель идеи правового государства заключается в ограничении государственного аппарата с помощью права. Здесь право должно господствовать над государством. Естественно, ему подчиняется и гражданское общество. Эта идея получила название принципа права в организации жизни государства.

Для Казахстана с его бюрократическим государством особенно важно, чтобы право связало государство, вытеснило произвол, свободу усмотрения для государственных чиновников. Право не должно позволять злоупотреблять политической властью, не должно допускать деспотизма и тирании14.

Верховенство законов.

Естественное право реализуется в позитивное право посредством действия принципа верховенства законов над другими правовыми актами, другими источниками права. В случае коллизии между законом и подзаконным актом, должен действовать закон. Подзаконные акты противоречащие закону должны быть отменены.

Среди законов должно быть верховенство Конституции.

Это обосновывается следующим:

1) Законы исходят от самого народа или его представителей в парламенте и обеспечивают суверенитет народа над государством (государственной бюрократией).

2) Конституция видится как сосредоточение справедливых, разумных идей. Она как библия у христиан, как Коран у мусульман. В ней закрепляются основные принципы права. С ней сверяются все суды при разрешении конкретных дел, если возникает сомнение в справедливости и разумности других законов и подзаконных актов. В школе естественного права позитивное право с такими признаками называется правовым законом15.

Гарантией верховенства законов является:

- их прямое действие.

- качество этих законов. Их неясность с неизбежностью вызовут толкования противоречащие закону; Неполнота регулирования постоянно приводит к дополнениям законов сделанным в подзаконных актах. Их не соответствие потребностям общества будет стимулировать неуважение к ним и поддержку беззакония, осуществляемого через издание противоречащих закону подзаконных актов.

- судебный контроль за законностью и конституционностью нормативных актов.

- эффективно действующий государственный аппарат, исполняющий и охраняющий законы.

- уважение к закону в обществе.

- материальные гарантии.

Законность в правовом государстве

В правовом государстве существует верховенство принципа законности в поведении как граждан, так и должностных лиц.

Принцип целесообразности реализуется только посредством издания новых законов, отменяющих старые, но не через произвол и нарушение законов.

Строгая законность особенно необходима в деятельности государственных органов:

- в процессе правотворчества.

- при реализации права (правоисполнении, правоприменении, правоохране). Действие этого принципа основано на:

- разумности, справедливости норм позитивного права и действий государства, а не на насилии.

  • признании большинством людей права высшей ценностью.

- привычке соблюдения и исполнения норм права.

- добровольности реализации норм права.

- осуждении всякого нарушения норм права. Результатом действия принципа законности является правопорядок в обществе.

Суверенитет народа в правовом государстве

Суверенитет в правовом государстве принадлежит народу. Эта идея исходит от Ж.-Ж. Руссо, И. Канта. Словари однозначно разъясняют, что суверенитет означает полную независимость, верховную власть17. Другими словами, провозглашается принцип народовластия. Государство становится инструментом власти общества (народа).

Проявлениями независимости народа от элит (феодальной, буржуазной, бюрократической) и их организаций являются:

1. Народ не подвергается такой жестокой форме эксплуатации, которая бы делала его зависимым от какой-то элиты.

2. Народ не испытывает политического гнета со стороны государственного аппарата.

3. Сознание народ не подвергается идеологическому давлению со стороны церкви, государства, средств массовой информации.

Проявлениями верховенства власти народа над властью элит и их организаций являются:

1. Народ сам решает важнейшие вопросы своей общественной жизни. Его решения обязательны для государственного аппарата, отдельных групп общества, каждой личности.

2. Народ имеет механизм выработки общих решений и реализации их в жизнь.

Право народа на независимость и верховенство власти должно быть обеспечено с помощью материальных, политических, духовных и правовых гарантий. В частности, граждане должны иметь реально действующие социально-экономические, политические и культурные права и свободы.

Формы осуществления власти народом: референдум, свободные выборы своих представителей в органы власти и управления, равный доступ к государственной службе, контроль за деятельностью всех государственных

органов через свободную прессу. [20, с 112]

Ограничения суверенитета народа:

Суверенитет народа как целого всегда будет ограничен правами и свободами отдельных групп (меньшинств) и личности. Подавления большинством воли меньшинства или личности, с точки зрения сегодняшней идеологии, недопустимо.

Суверенитет народа это материальный признак правового государства (социальный). Другие черты правового государства вытекают из него и служат для его реализации.

Учитывая что, правовое государство — это уже не государство классического характера, понятие которого дается в материалистической школе можно сделать следующие выводы:

  1. Отчуждение аппарата правового государства от общества минимально по причине усиления самого общества (формирование гражданского общества).

2) Оно является орудием не одного экономически господствующего класса, а инструментом компромисса всех групп общества.

3) Позитивное право выступает не как орудие господства аппарата и господствующего класса над большинством членов общества, а как компромисс интересов всех.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: правовое государство имеет некоторые признаки самоуправленческой организации. Правовое государство — это минимализированное государство, ослабленное государство, которое вмешивается в общественные дела только тогда, когда сами члены общества, их объединения не в состоянии разрешить вставших проблем. Здесь существует минимализация государственного регулирования. Задача этого государство не управлять людьми, а только помогать им в реализации их прав и свобод.

Ниже будет подробнее рассмотрен вопрос о суверенитете народов, в частности, в Казахстане.

Положение личности в правовом государстве

В правовом государстве особые отношения между отдельной личностью и государством. Принципы этих отношений:

1) Интересы личности верховенствуют перед интересами государства. Люди сами решают, какое им нужно государство (социалистическое, капиталистическое, с государственным регулированием или рыночными отношениями), а не последнее формирует удобных для него людей. Люди не должны быть средством осуществления каких-либо задач. Их благо должно быть целью деятельности государства18.

2) Личности предоставлена полная свобода развития (самоопределения, независимости от чужой воли), свобода от вмешательства в ее дела общества и государства.

3) Государство ограничивает права личности лишь в той степени, в какой они противоречат интересам других личностей, обществу в целом (обеспечение обороноспособности страны). Ограничение может производиться только на основании закона, т.е. акта парламента или самим народом (референдум).

Данное положение не столь просто, как вначале кажется. Найти гармонию между индивидуальным и общественным (всеобщим) интересом, защищаемым государством очень не просто.

Например, вопрос об употреблении наркотиков. С. одной стороны — это право человека. С другой стороны общество теряет человека, создается опасность сформирования личности преступника. Разные страны по-разному решают проблему запрещать или не запрещать употребление наркотиков.

4) Государство ответственно перед личностью. Оно обязано:

- устанавливать правовые нормы, защищающие права и свободы человека.

- обеспечивать через суд защиту и восстановление прав личности.

- привлекать к негативной юридической ответственности чиновников, государственных органов.

- через суд привлекать к ответственности все государство.

- нести политическую ответственность (путем отказа народа поддержать на выборах представителей государства).

- информировать людей о своей деятельности. У каждого человека должно быть право и возможность принудить государство к исполнению законов выражающих волю людей.

5) Личность отвечает перед государством за нарушение прав других людей.

Проблемой законодателей является нахождения справедливого компромисса между противоречащими правами людей: правом на частную собственность и правом на получение заработной платы за труд, произведенный на оборудовании, находящемся в этой частной собственности, правом на свободу предпринимательства и правами потребителей, заинтересованных в ограничении цены на товар, обеспечение его качества19.

Гарантиями ответственности государства перед личностью являются:

1) Республиканская форма правления, позволяющая выбирать своих представителей в государственные органы, через них контролировать исполнительную власть (Кант).

2) Разделение властей, которое не позволяет монополизировать власть (Кант).

3) Сильная судебная власть, способная восстановить права личности, в случае их нарушения государством, привлечь виновных к ответственности.

4) Наличие охранительных норм, устанавливающих ответственность за посягательства на права человека.

5) Сильное гражданское общество.

Тип правового регулирования

В правовом государстве действуют следующие типы правового регулирования:

1) Для граждан — разрешено все, что прямо не запрещено в законах (общедозволительный тип регулирования).

Впервые этот принцип нашел законодательное закрепление в ст. 5 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года Он гласит: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принуждаем к действию, не предписываемому законом» 20.

2) Для государственных чиновников — разрешено только то, что прямо предусмотрено в законах и изданных на их основе подзаконных актах (разрешительный тип регулирования).

Разделение властей

Многие правоведы связывают правовое государство с республиканской формой правления и разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Этот принцип носит не самостоятельную, а инструментальную ценность, обеспечивает реализацию других целей.

Цели реализации принципа разделения властей:

1) Обеспечить суверенитет народа над государственным аппаратом за счет ослабления его и обеспечения взаимоконтроля ветвей власти.

2) Демонополизировать власть государственных органов, не допустить злоупотреблений этой властью.

3) Обеспечить господство естественного права, а значит, защитить права и свободы граждан от произвола властей, обеспечить законность в стране.

4) Выразить интересы всех слоев общества через органы государственной власти. Найти компромисс их интересов и обеспечить общественное согласие.

Разделение властей основано на двух принципах:

1) Самостоятельность (относительная независимость) каждой из властей в выполнении своей особой функции, что обеспечивает:

а) выражение интересов:

- народа через представительные органы.

- элит (буржуазии, бюрократии) через правительство.

б) правопорядок посредством деятельности суда.

в) демонополизацию власти, не допускает деспотизма (ослабление власти аппарата государства перед лицом общества). При этом следует соблюсти меру ослабления власти, не допустить безвластия в стране.

2) Взаимный контроль властей, сдерживание друг друга. Каждая из властей является противовесом другой. Это обеспечивает:

а) господство закона (Конституции) и естественного права в первую очередь через судебную деятельность.

б) не допускает злоупотребления властью какой-либо из ветвей власти.

в) препятствует революционным потрясениям, обеспечивает эволюционное развитие государства и общества.

г) позволяет гармонически сочетать принципы демократизма, законности и целесообразности.

д) защиту прав человека и гражданина.

Говоря о законодательной власти необходимо сказать что, ряд теоретиков считают, что ей должно отводиться первое место (И. Кант) 21. Имеет следующие свойства:

1) Формируется демократическим путем из представителей народа и ему подотчетна.

2) Главная функция — выражать волю народа в законах.

3) Главная цель — обеспечение демократизма.

4) Сдерживающие функции: — воздействия на иные ветви власти, чтобы противостоять произволу монарха, президента, правительственной бюрократии:

- контроля за исполнением законов исполнительными органами.

- право участия в формировании правительства и судебных органов.

- право выразить недоверие правительству и отрешить президента от должности.

5) Ограничена правовой процедурой деятельности, президентом, судом.

Исполнительно-распорядительная власть и глава государства представлены профессиональной бюрократией и верхними слоями политиков (президент, правительство).

Чаще всего посягает на права граждан и стремится превратить государство в инструмент реализации своих эгоистических интересов. Эту власть в большей степени используют отдельные общественные элиты (крупная буржуазия) в своих интересах.

Основные свойства:

1) Формируется народом (выборы президента) или парламентом (формирование правительства в парламентской республике).

2) Основная функция: обязана беспрекословно исполнять воли» народа, выраженную в законах.

3) Сдерживающие функции: на основе относительной независимости от законодателей, ограничивает их произвол:

- препятствует принятию неразумных, невыполнимых, популистских решений посредством законодательной инициативы, обязательного представления заключения по ряду законопроектов, касающихся финансов, право «вето» президента на законопроекты.

- право распустить парламент в случае несогласия с его деятельностью и обращения к народу путем проведения выборов разрешить спор. При этом, в случае не поддержки правительства (президента) оно должно уйти в отставку.

4) Ограничена парламентом и судом.

А судебная власть формируется разными путями: парламентом, исполнительной властью или главой государства, народом путем выборов или подтверждения доверия. [4, с 214]

Функции:

а) обладает монополией на разрешение любых споров о праве. Весы должны быть в руках Фемиды.

б) защищает права граждан и их организаций в том числе, от произвола государства, обеспечивает защиту личности от государства и его чиновников.

в) контроль за соблюдением принципа законности и конституционности нормативных актов.

г) высшие судебные органы обладают правом законодательной инициативы.

д) разрешение на основе закона конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Разделение властей между регионами и центром

Обязательной чертой правового государства на наш взгляд является разделение властей между регионами и центром.

В такой огромной и многонациональной стране как Россия необходимо:

1) Разделение властей между федерацией и субъектами федерации:

2) Разделение властей между государственными органами федерации и субъектов федерации с одной стороны и органами самоуправления с другой23.

1.3 Предпосылки построения правового государства

Правовое государство не может вырасти на любой почве. Для его возникновения нужна определенная зрелость общества. Государство становится правовым только при достижении обществом (большинством народа) силы, которая позволяет ему поставить государство под свой контроль, превратив позитивное право в свой инструмент. Такое общество называется развитым гражданским обществом. Говорят, что правовое государство является политической формой гражданского общества.

Опираясь на материалистическую концепцию, можно выделить следующие предпосылки построения правового государства24:

1. Высокий уровень развития производительных сил общества

- Производство основывается на высоком развитии техники, науки, интеллектуальных способностях работников

- Высокая производительность труда, обеспечивающая производство значительного прибавочного продукта на душу населения.

  • В наше время многое определяется высоким качеством товара и конкурентоспособностью его, что позволяет получать дополнительный прибавочный продукт за счет других стран.

Возникает так называемое постиндустриальное общество, государство всеобщего благоденствия, общество потребителей. Правовое государство не может быть построено в нищем обществе, относительно бедном по сравнению с передовыми странами.

Это гарантирует:

а) отсутствие острых классовых конфликтов в обществе, так как значительны прибыли буржуазии, заработная плата чиновников и социальных защита наемных рабочих.

б) освобождение человека от изнуряющего физического труда. Это база для появления всесторонне развитой личности.

в) наличие средств на содержание дорогого демократического механизма власти.

2. Особые производственные отношения

Они должны обеспечивать экономическую независимость большинства членов общества от государства и экономических элит. Такая независимость обеспечивается:

1) За счет доминирования частной собственности, а не государственной.

2) Распылением общественных благ через:

а) высокий уровень заработной платы рабочих интеллектуального труда.

б) наличие в руках населения части общественного капитала в виде акций предприятий, дающих прибыль.

Большинство общества являются собственниками имущества, обеспечивающего им высокое благосостояние.

3) Возможностью заниматься предпринимательством и самостоятельно обеспечивать свое благосостояние.

4) Поддержанием свободной конкуренции и мелкого предпринимательства.

5) Ограничением монополистического капитала, который стремится уничтожить свободу большинства и присвоить себе как экономическое, так и политическое господство.

6) Развитой системы рыночных отношений (экономическое самоуправление общества), которые не нуждаются в мощном государстве, регулирующем производство и обмен материальными благами. [21, с 341]

7) Участием со стороны демократического государства в регулировании экономики для обеспечения всех указанных мероприятий. Необходимо не допускать того, чтобы свобода рынка и предпринимательства приводила к обогащению одних и нищете других, к концентрации капитала в руках немногих. Это участие не должно приводить к устранению рынка.

8) Наличием подконтрольной обществу государственной собственности на средства производства, которые не может или не желает развивать частный капитал.

9) Защитой экономики страны от внешнего, негативного влияния.

Базой правового государства является не свободная рыночная экономика, характерная для классического капитализма, а смешанная экономика, характерная для социального общества.

10) Бескризисное экономическое развитие общества.

Оно обеспечивает стабильное развитие на основе права, без применения чрезвычайных мер.

3. Социально-классовый состав общества

Наличие многочисленного "среднего" класса, обладающего:

  • высоким уровнем жизни.
  • достаточным интеллектуальным развитием для того, чтобы осознавать свои интересы и защищать их перед другими и самим государством.

Общество, основу которого составляет данный слой способно к самоуправлению, самоорганизации, саморегулированию. Государство для него подсобный инструмент.

4. Политические отношения (межклассовые):

1) Непримиримость исчезает, сменяется классовым партнерством.

2) Политическая стабильность общества. Революции, коренные реформы — не совместимы с реализацией идеи правового государства.

5. Политическая система.

Политическая система характеризуется:

1) Множественностью общественных организаций, партий, движений, объединений предпринимателей, профсоюзов, групп давления посредством которых члены общества отстаивают свои интересы перед государством. Должна быть конкуренция между этими организациями за право представлять интересы разных социальных групп. Это препятствует отрыву актива от членов общества.

2) У партии власти должна быть всегда сильная оппозиция, готовая сменить ее у руля власти в любой момент.

Названные черты политической системы обеспечивают политическую автономию гражданского общества от государства.

3) Средства массовой информации (СМИ):

- свободны от влияния государства и экономических элит.

- зависима от народа через рыночные отношения. Члены общества покупают лишь те издания, которые отражают их интересы.

- информированная, контролирующая бюрократию, выставляющая на всеобщее обозрение все недостатки ее работы.

Такие СМИ обеспечивают духовную автономию гражданского общества от государства.

В целом — это общество способное к саморегуляции, самоуправлению, саморазвитию без вмешательства государства.

6. Духовная сфера.

Духовная сфера включает в себя:

- Правосознание:

Господство идеологии, при которой право, правопорядок, демократия рассматриваются как наивысшие ценности. Народ должен привыкнуть подчиняться не силе каких-то органов, а созданным им нормам права.

Нравственной основой правового государства являются владеющие массами идеи гуманизма, справедливости, равенства, свободы, достоинства и самоуважения личности, терпимости к инакомыслию.

- Политическое сознание:

Нужно развитие политического сознания людей до уровня понимания ими закономерностей деланья политики. Они должны научиться отличать лжецов от честных политиков.

Люди должны овладеть культурой диалога, научиться идти на уступки друг другу, заключать общественные договоры. Нетерпимость к чужому мнению, конфронтационность, присущая нашему обществу, не может стать базой дня построения правового государства.

Нужен опыт и навыки политического самоуправления, которые приобретаются при определенных условиях со временем.

Наличие в обществе признания высшей ценностью демократии, свободы, уважения прав других. Недоверие к государству. Память об обидах и несправедливости, которые исходят от тиранического государства.

- Экономическое сознание:

Нужно познание людьми экономических законов общественной жизни, умение защищать свои экономические права.

Таким образом, для построения правового государства необходимо вызревание гражданского общества, то есть общества, состоящего из свободных индивидов, осознающих свои интересы, способных отстоять их посредством активных действий и объединения в разного рода общественные организации. [25, с 287]

2 Формирование правового государства в Казахстане на современном этапе

Республика Казахстан переживает, может быть, самый ответственный период в своей многовековой истории. Это период перехода от тоталитарного политического режима и казенно-распределительной плановой экономической системы, исключающей всякую возможность личной инициативы, свободы человека и гражданина, к современному гражданскому обществу, демократическому социально ориентированному правовому государству. Этот переход от одного общественного строя к другому сопровождается тяжелыми кризисными явлениями во всех сферах хозяйственной, общественной и политической жизни общества, вызванных распадам Советского Союза, единого экономического комплекса, ликвидацией коммунистического идеологического монополизма26.

Началось все с 1985 года, с началом перестройки, задуманной тогда высшим партийным руководством во главе с М. С. Горбачевым, в интересах сохранения и совершенствования существующего социалистического строя, придания ему «человеческого лица».

Логика перестройки привела к тому, что давно назревавшие противоречия в межнациональных отношениях, в других областях социальной жизни, резкое отставание бывшего СССР в экономической области от развитых стран Запада и Японии вызвали неизбежную необходимость полной ликвидации социально-экономического и политического тоталитарного строя в СССР, его распада на независимые республики — страны СНГ в декабре 2001 года.

После распада СССР создание демократического правового государства стадо задачей каждой суверенной, независимой республики. Построение правового государства стало одной из главных задач и новой независимой Республики Казахстан.

Ликвидация советского тоталитарного партийного государства значительно расширила права и свободы народа, давление на народ со стороны государственных и партийных элит значительно ослабло. Устранено государственно-бюрократическое планирование и командно-административная система исполнения этих планов. Выросла роль представительных органов, демократизировался порядок выборов органы власти. Государственный аппарат потерял монополию на распространение информации.

Конституция РК устанавливает, что носителем суверенитета в Республике Казахстан является ее многонациональный народ.

Таким образом, согласно Конституции РК утверждается, что народ в нашей стране обладает полной независимостью и верховной властью. Другими словами, провозглашается принцип народовластия.

Конституция РК перечисляет формы осуществления власти народом. Это референдум, свободные выборы своих представителей в органы власти и управления, равный доступ к государственной службе.

Необходимо указать, что согласно конституционному положению государственная власть в РК действует на основе деления на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент:

- Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

- Гарантирует соблюдение Конституции РК, прав и свобод человека и гражданина.

- Принимает меры по охране суверенитета РК, ее независимости и государственной целостности (ст.40 Конституции РК).

Парламент РК является высшим представительным органов РК, осуществляющим законодательные функции. Он состоит из двух палат: Сенат и Мажилис (ст.49,50 Конституции РК).

Правительство РК осуществляет исполнительную власть в РК, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью (ст.64 Конституции РК ).

Что же касается судебной власти в РК, то она осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов прав граждан и организации обеспечения исполнения Конституции, Законов и иных правовых актов. Правосудие в РК осуществляется только судом. В РК действуют Верховный Суд и местные суды (п. 1 ст. 76 Конституции РК)

В новой Конституции 2005 года Республики Казахстан зафиксировано в качестве основного конституционного положения следующее. В статье 1, пункте 1 записано: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

На сегодняшний день Республика Казахстан признана 146 государствами мира. Она — активный член ООН и многих региональных организаций. Лидер Республики Казахстан — Президент Н. А. Назарбаев пользуется огромным авторитетом за рубежом и достойно представляет нашу страну на мировой арене.

2.1 Права и свободы человека и гражданина в правовом государстве и в Казахстане.

Личность — это человек со своими психобиологическими (интеллектуальные и физические способности, воля, темперамент, характер) и социальными (моральные качества, интересы, мировоззрение, навыки к труду) качествами (свойствами). 27

Алексеев С.С. считает, что личность — это только свободный человек. Человек, не обладающий свободой от государства, других членов общества, не может называться личностью 28.

2.2 Значение прав и свобод человека и гражданина

1) Отечественная правовая идеология провозгласила, что защита основных прав и свобод человека — является главной задачей государства в правовом регулировании.

2) Нормы, закрепляющие эти права и свободы, считаются важнейшим институтом конституционной отрасли отечественного права. Они помещены в раздел 2 Конституции РК 2005 года. Поскольку они закреплены в конституции, постольку носят название конституционных.

3) Они признаются государством неотчуждаемыми и принадлежащими каждому человеку от рождения (п.2.ст.12): «В РК не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

4) Принимаемые в государстве законы должны быть нацелены на защиту конституционных прав (конституционные нормы определяют «смысл» законов).

Принимаемые законы должны не противоречить нормам, закрепляющим конституционные права и обязанности (конституционные нормы определяют «содержание» законов).

Государственные органы обязаны применять законы, не нарушая основных прав и свобод граждан.

Итак, защите прав и свобод граждан в Конституции РК отдается приоритет.

Права и свободы используются отдельными людьми, представителями государства для совершения правонарушений, сокрытия их следов, ухода от ответственности.

Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции РК 2005 года, международных пактах, договорах и конвенциях, ратифицированных Казахстаном. К ним относятся:

2.3 Социально-экономические права человека и гражданина.

Социально-экономические права людей касаются материальных, имущественных интересов членов общества - они составляют основу для реализации всех остальных прав. Люди, не имеющие самого необходимого в жизни не могут воспользоваться услугами адвоката, не смогут получить доступ к информации. Политические права они могут использовать для дестабилизации обстановки, для введения страны в хаос.

Конституция РК 2005 года закрепляет следующие социально-экономические права:

1) Право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии (п. 1 и 2 ст. 24 Конституции РК).

Государство не гарантирует гражданам трудоустройства Оно лишь берет на себя обязательства защищать от безработицы, то есть проделывать какую-то работу по борьбе с безработицей. В этом смысле новая Конституция ухудшила положение рабочего класса.

2) Право на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации (п. 2 ст. 24 Конституции РК).

3)Право на социальную защиту от безработицы. Государство выплачивает безработным пособия, помогает пройти переобучение и повысить квалификацию, содействует в трудоустройстве (п. 2 ст. 24 Конституции РК).

4) Значительным достижением последних лет является получение права работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (п. 3 ст. 24 Конституции РК).

5) Право на отдых. Рабочий день ограничивается 40-часовой рабочей неделей. Все имеют право на выходные и праздничные дни, на ежегодный оплачиваемый отпуск (п. 4 ст. 24 Конституции РК).

6) Право требовать от государства защиты материнства и детства (ст. 27 Конституции РК). Оно реализуется посредством возложения на государство обязанности:

а) предоставлять льготы для матерей: оплачиваемый отпуск по беременности и родам, пособие по рождению ребенка, частично оплачиваемый отпуск но уходу за ребенком.

б) обеспечивать выполнение родителями обязанности заботиться о детях и заниматься их воспитанием (п.2 ст. 27 Конституции РК).

в) обеспечивать выполнение трудоспособными детьми обязанности заботиться о нетрудоспособных родителях (возможность принудить выплачивать алименты в пользу родителей) (п. 3 ст. 27 Конституции РК).

7) Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца (ст. 28 Конституции РК). Социальное обеспечение — это материальная помощь, оказываемая обществом людям (пенсии, пособия, содержание престарелых в домах-интернатах). Государство в последние годы не может обеспечить пенсионерам выплату пенсий на уровне прожиточного минимума.

8) Право на жилище (ст. 25 Конституции РК). Смысл этого права заключается в том, что человек имеющий жилище не может быть лишен его по произволу. Случаи лишения человека жилья строго перечислены в законе.

Граждане также имеют право на получение земли для жилищного строительства, на получение кредита для строительства или покупки жилья.

Сокращение объемов жилищного строительства уменьшает материальные гарантии реализации этого права.

9) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РК) обеспечивается посредством:

а) предоставления права на охрану здоровья.

б) предоставления права на бесплатное медицинское обслуживание.

в) создание сети медицинских и спортивных учреждений.

В последнее время значительно ухудшилось качество медицинского обслуживания, закрывается доступ к бесплатному занятию спортом.

10) Право на благоприятную экологическую обстановку (ст. 31 Конституции РК), т.е. государство обязано для реализации этого права осуществлять контроль за экологической обстановкой, ликвидировать последствия аварий и катастроф прекращать деятельность предприятий загрязняющих природу.

В условиях массового загрязнения воздуха, воды, земли промышленными отходами, государство не может гарантировать реализации этой нормы Конституции.

В то же время сокращение промышленного производства улучшило экологическую атмосферу в ряде регионов.

11) Право на образование (ст. 30 Конституции РК).

Оно заключается:

а) в предоставлении права на бесплатное общее среднее образование.

б) в предоставление права на бесплатное высшее образование для лиц прошедших конкурс.

12) В годы реформ появилось право использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности ( п. 4ст. 26 Конституции РК).

Данная свобода направлена на активизацию инициативы людей в сфере экономики, позволяет динамично развиваться многим странам мира.

Запрещается предпринимательство, нацеленное на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но это не спасает мелкую буржуазию, например крестьянство от положения, когда они вынуждены сбывать свою продукцию по сверх заниженным ценам предприятиям переработчикам. Это не спасло массы граждан от обмана их разного рода финансовыми компаниями и банками. [27, с 399]

Отмечается, что высокий уровень налогообложения создает невозможные условия для существования легального предпринимательства.

13) Новым для Казахстана является право частной собственности, то есть право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им ( п.1 ст. 26 Конституции РК).

Право частной собственности подкрепляется запретом лишать собственника имущества иначе как по решению суда. В нарушении Конституции налоговое законодательство содержало возможность в бесспорном порядке списывать со счетов предприятий недоимки по налогам, даже если они имеют спорный характер. Суд лишил налоговые органы этого права. Но осталось право административной юрисдикции (право вынесения штрафных санкций) для налоговых, таможенных органов. Предлагается установить ее для органов контролирующих рынок ценных бумаг.

Право собственности слабо охраняется государством от посягательств со стороны отдельных граждан и преступных организаций. Кражи, грабежи, разбойные нападения, мошенничества — являются самыми распространенными в нашей стране преступлениями.

14) Право наследования имущества (п.2 ст. 26 Конституции РК).

Реализация многих социально-экономические прав зависит от материальных возможностей государства: от размера бюджета. Например, право на охрану здоровья может реализоваться по-разному в зависимости от размера бюджетных средств выделенных на здравоохранение. Финансовое обеспечение подобных прав в Казахстане значительно ухудшилось за последние годы.

Политические права людей закреплены Конституцией РК 2005 года:

1) Право граждан участвовать в управлении делами государства (п.1 ст.33 Конституции РК):

а) непосредственно, путем голосования на референдуме.

б) посредством участия в выборах депутатов (право избирать и быть избранным — п. 2 ст. 33 Конституции РК) органов власти государства и самоуправления, в выборах Президента РК.

в) через несение государственной службы. п. 4 ст. 33 Конституции РК закрепляет равный доступ граждан к государственной службе вне зависимости от убеждений и принадлежности к общественным объединениям.

2) Граждане получили право на свободное объединение в политические партии, движения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 23 Конституции РК).

3) В последние годы граждане получили право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 32 Конституции РК). Новая Конституция избавилась от неопределенных ограничений прежней советской конституции. В ней эти права допускались использовать только «в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст. 50 Конституции СССР 1977 года).

Это право позволяет людям открыто выражать свое отношение к деятельности государственных органов и органов самоуправления.

Во многих городах с помощью принятия подзаконных актов удается ввести разрешительный порядок проведения массовых мероприятий.

4) Ничего не изменилось в праве обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РК).

5) По моему мнению к числу политических свобод следует причислить свободу слова (п. 1 ст. 20 Конституции РК), которая дает возможность отрыто критиковать органы власти и самоуправления. Конституция гарантирует свободу массовой информации (свобода печати). Органы информации иногда называют четвертой властью в стране. Через них общественное мнение доводится до органов государства и местного самоуправления.

Но тем не менее, в РК продолжает ограничиваться свобода деятельности средств массовой информации и права граждан на получение информации. Большая часть газет учреждается государственными органами, которые оказывают влияние на содержание публикаций.

2.4 Личные или гражданские права человека и гражданина

Они предусмотрены Конституцией РК и Международным пактом о гражданских и политических правах (ратифицирован в 1973 году и вступил в действие с 1976 года):

1) Право на жизнь (ст. 15 Конституции РК):

Конституция делает исключение из этого правила, устанавливая возможность применить смертную казнь к лицам, как исключающий меру за особо тяжкие преступления против жизни.

Гарантии права на жизнь уменьшились в связи с ослаблением государственного контроля за производством и продажей спиртных напитков, за безопасностью воздушного и железнодорожного транспорта. Наблюдается ухудшение состояния здравоохранения и падение реальных доходов населения, ухудшение экологической обстановки. Недостаток лекарств так же привели к росту смертности населения в результате заболеваний и неспособности оказать больным медицинскую помощь.

2) Право на достоинство личности (ст. 17 Конституции РК).

В Конституции под этим право понимается недопустимость подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человека обращению или наказанию.

3) Право на личную свободу и личную неприкосновенность (п. 1ст. 16, п. 1 ст. 18 Конституции РК). Под этим подразумевается, что человека нельзя подвергать аресту без разрешения суда, нельзя задерживать более чем на 72 часа.

4) Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (п.1 ст. 18 Конституции РК).

Право на неприкосновенность частной жизни (п.1 ст.18 Конституции РК) означает, что без разрешения суда, запрещается нарушать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ранее это право могло быть нарушено с санкции прокурора.

Запрещается собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни человека. Из этих правил делается в текущем законодательстве множество исключений. В процессе оперативно-розыскной деятельности работники милиции имеют право собирать сведения о личной жизни подозреваемых в преступлении. Невозможно запретить журналистам собирать информацию о личной жизни кинозвезд или крупных политиков.

Не редки случаи нарушения этого права государственными органами и частными лицами. [29, с 34]

5) Право на неприкосновенность жилища. Означает, что запрещается проникать в жилище граждан без их разрешения.
6) Право свободно передвигаться по территории Казахстана, выбирать место пребывания и место жительства, кроме случаев оговоренных законом, право выезжать за пределы РК и возвращаться (ст. 21 Конституции РК).

7) Свобода мысли и слова (ст. 22 Констиитуции РК). Она ограничивается запретом пропагандировать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство.

Возможности использовать эти права существенно расширились за счет коммерциализации средств массовой информации и ослабления государства.

Исполняемость прав и свобод по классовому признаку

Усиление классового расслоения общества обуславливает не равное положение людей. Наблюдается заметное расширение прав и свобод для представителей класса «буржуазии». Появилось право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право на свободное передвижение. Свободный рынок позволяет эксплуатировать рабочий класс и мелкую буржуазию за счет производственной, торговой (неэквивалентный обмен товарами), финансовой (распоряжение свободными денежными накоплениями граждан или вообще отказ их возвращать) эксплуатации, перераспределения бюджета.

Бюрократия потеряла ряд своих прав, но приобрела массу других. Она потеряла право монопольно распоряжаться общественными богатствами, потеряла политическую независимость и свое право на идеологическое господство. При этом она приобрела возможность более выгодно продавать свои должностные возможности «буржуазии». Она широко использует возможность иметь частную собственность и заниматься предпринимательством.

«Рабочий класс», по моему мнению мало приобрел, больше потерял.

Он приобрел:

- право заниматься предпринимательством и перейти в другой класс;

- право выбора товара;

- политические права.

Потерял гарантии на минимальный уровень жизни, потерял, в своем большинстве, право иметь прежний уровень жизни, право на всеобщую занятость. Вместе с этим он потерял возможность улучшать свои жилищные условия, содержать детей в яслях и садике, отправлять их на отдых в загородные лагеря, санатории.

Менее защищенными стали его права на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности.

Широкие свободы получили криминальные слои общества: право почти безнаказанно красть, грабить, убивать.

Права отдельных категорий субъектов права

1. Права задержанных, обвиняемых, подсудимых:

Значительно расширились в последние годы. Высказывается мнение, что они стали гораздо шире чем права потерпевшего от преступления.

1) Расширился судебный контроль за действиями следственных органов:

- рассмотрение жалоб на законность и обоснованность ареста и на продление его. В периодической печати не раз указывалось на необоснованность освобождения обвиняемых из под ареста под залог. Правозащитники считают недостаточным такой контроль. Они предлагают в соответствии с п. 2 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах санкционировать арест судьей. Выполнение этой функции прокуратурой, как ветвью исполнительной власти противоречит принципу разделения властей:

- суды дают разрешения на производства ряда следственных действий.

- появилось право задержанного или арестованного подозреваемого иметь защитника.

  1. Расширились права защитников.
  2. Предлагается расширить права подозреваемых, иметь защитника с момента признания его таковым.

2. Реформирование пенитенциарной системы.

От жестких карательных мер предлагается перейти к широкому стимулированию правопослушного поведения.

В последние годы осужденные получили расширение своих прав:

1) получили свободу совести.

2) право на личную безопасность, обеспечение которой возлагается на начальника исправительно-трудового учреждения.

3) право на более тесную связь с родственниками и знакомыми посредством:

- телефонных переговоров.

- снятия ограничений на переписку.

- увеличено количество свиданий.

- увеличено количество посылок и бандеролей, которые может получать осужденный.

4) право получать по почте художественную и иную литературу.

5) право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

6) отменены ряд взысканий: понижение норм питания, лишение свиданий, посылок и передач.

3. Права военнослужащих.

4. Права национальных меньшинств.

В РК закреплено право национальных меньшинств:

- на сохранение культурно-национальной самобытности.

- на использование родного языка.

  • на обучение на родном языке.

Для позитивной защиты этих прав у государства нет денег.

Гарантии материальных прав и свобод человека и гражданина в РК

В конституции РК 2005 года закреплено:

1) Право самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п.1ст.13).

2) Право на судебную защиту своих прав и свобод (п.2ст. 13).

Мешает осуществлению этих прав правовая неграмотность граждан, усложненный процессуальный порядок разрешения простых дел, волокита в судах.[4, с 154]

3) Право обращаться в административные органы с жалобами на действия должностных лиц, на действия кого бы то ни было в правоохранительные органы: милицию, прокуратуру и т.д.

4) Право на получение квалифицированной юридической помощи (п.3 ст. 13). В соответствии с п. 3 ст. 13 предусматривается даже оказание бесплатной юридической помощи. Исходя из нехватки юридических кадров, такая помощь оказывается с большим не желанием, потому очень не качественна.

7) Нашим государством в Конституции закреплены все общепризнанные права человека независимо от его социального положения. Но не все из этих прав нашли закрепление в текущем законодательстве. Ряд прав не обеспечен механизмом их реализации, ответственность за их нарушение не эффективна. Созданный государственный аппарат часто не только не может гарантировать реализацию многих прав, но и сам посягает на них. Например, государство не может справиться с волной преступности посягающий на право на жизнь, на неприкосновенность личности, неприкосновенность имущества и т.д.

Таким образом, неотъемлемым признаком правового государства изначально считалось наличие прав и свобод человека (личности) и гражданина. Они составляют основу естественного права, которое должно господствовать в правовом государстве. Этим оно отличается от всех иных государств. В этом его прогрессивность. [30, с 119]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот.

Личность, как член государственно-организованного общества, обладающая юридическими правами и обязанностями, называется гражданином.

Неотъемлемым признаком правового государства изначально считалось наличие прав и свобод человека (личности) и гражданина. Они составляют основу естественного права, которое должно господствовать в правовом государстве. Этим оно отличается от всех иных государств. В этом его прогрессивность.

Правовое государство должно использовать следующие правовые гарантии для обеспечения свободного развития личности:

а) провозгласить права и свободы личности в различных политических документах;

б) закрепить их в конституции, т.е. придать им конституционный характер и значимость, определить их как непосредственно действующие для всех ветвей государственной власти;

в) закрепить их в текущем законодательстве;

г) закрепить правовой механизм их реализации;

д) закрепить средства защиты прав:

- контроль за их реализацией;

- эффективную юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека. В том числе ответственность самого государства, его чиновников за посягательство на права человека.

При этом защита прав может быть:

- негативной, т.е. защита от попыток помешать реализации права;

- позитивной — принятие мер организационного, материально-технического порядка по оказанию помощи в реализации права субъекту права.

Касаясь вопроса прав и свобод человека, более детально хотелось бы остановиться на правах и свободах человека и гражданина в Республике Казахстан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 30 августа 1995г.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Новое поколение. – 2009г. -№17 – 14
  3. «О суде и статусе судей в РК». Закон РК // О суде, прокуратуре: сборник законов. – М., 2006г.
  4. Всеобщая декларация прав человека. – М., 2007г.
  5. 7. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 2007.
  6. 8. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 2006.
  7. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 2007г.
  8. А. Б. Венегеров. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 2005.
  9. Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юрид. Лит., 2004.
  10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З. М. Черниловского. – М: Фирма Гардарика, 2006.
  11. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. – Казань: Изд. КФЭИ, 2007.
  12. Хропонюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений . – М. 2005.
  13. Марченко М.Н. Теория государства и права.- Курс лекций. – М.- Зерцало, - 2008
  14. Современный словарь иностранных слов. М., 2003, с.308.
  15. Политическая теория и политическая практика.- Под редакцией А.А. Миголатьева.- М.- 2004.- с. 229
  16. Там же.- с. 234
  17. Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право, 1989, № 4
  18. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право, 1989, № 4, с. 43.
  19. Кокишева В. Правовое государство и гражданское общество: Идея и реальность // Евразийское сообщество: № 2.- с. 24-27
  20. Там же.- с. 26-29
  21. Шелестов Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки, с. 81-82.
  22. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 2000.- с. 92-9410. Там же.- 96
  23. Аюпова З. Особенности построения демократического правового государства // Мысль.-2009 г.- № 4.- с. 17-19
  24. Юридический словарь.- М. 2000 г.- с.392
  25. Казимирчук В.П. Проблемы формирования правового государства.- М. 2009.- с. 17
  26. Ким Ю. Живя по Конституции, мы построим правовое государство // Юридическая газета.- 2006.- 7 августа
  27. Там же
  28. Кшибеков Д. Цель – правовое государство // Мысль.- 2007.- № 1.- с. 22-23
  29. Юридический словарь.- М. 2000 г..- с. 270
  30. Шахназаров Г.Х. Цена свободы.- М.-2003.- с. 149
  31. Марченко М.Н. Проблемы формирования правового государства // Вестник Московского Университета. Серия Право.- 2009 г.- № 5.- с. 5
  32. Хрестоматия по истории государства и права Зарубежных стран.- М. 2003.-с. 49
  33. Федосеев А.А.Кант. Избранные сочинения.- М. 2003.- с. 56
  34. Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века // Свободная мысль .- 2002.- № 2.- с. 114
  35. Ильин В.В. Власть // Вестник Московского Университета. Серия 12.- 2002.- № 3.- с.19
  36. Батанина И.А. Дорога к свободе: Правовое государство и его проблемы // Проблемы Конституционного развития на современном этапе. Материалы конференции.- М. 1985 г.- с. 14
  37. Кистяковский Б.А. Правовое государство // Вопросы философии.- 2000 г..- № 6.- с. 143
  38. Аюпова З. Особенности построения правового демократического государства // Мысль № 4 2009.- с. 17, с. 20

PAGE \* MERGEFORMAT4

Основные сущностные моменты, касающиеся правового государства