Организация Объединенных Наций, ее роль в мировой экономике

Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

Педагогический факультет

Кафедра естественных наук

Курсовая работа по дисциплине Экономическая социальная и политическая география

ТЕМА: Организация Объединенных Наций, ее роль в мировой экономике

Выполнила: Кусаинова

Нургуль Танатаровна

специальности География

4 курса О/О

Научный руководитель

Мунарбаева Б. Г.

старший преподаватель

Костанай

2012


Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

Кафедра естественных наук

Дисциплина _______________

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой _______

«___»_______ 20__г.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студенту

__________________________________________________________________

Тема курсовой работы ______________________________________________

Целевая установка ____________________________

Объем курсовой работы – ___________________________________________

Срок доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы:

а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой работы

до « » 20___г.

б) доклад о ходе написания курсовой работы до «____»___________ 20____г.

Срок сдачи курсовой работы - «____» ________20_ г.

Руководитель курсовой работы: __________________

«___»_____________20_ г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

1 Международные экономические организации……………………………….

1.1 Классификация международных экономических организаций………...

1.2 Общая характеристика экономической деятельности международных организаций………………………………………………………………………

2 Организация Объединенных Наций, ее роль в мировой экономике……….

2.1 Создание ООН……………………………………………………………...

2.2 Направления деятельности Организации Объединённых наций……….

2.3 Основные функции и задачи ООН и ее учреждений…………………….

3 Генеральная Ассамблея (ГА ООН) и ее учреждения………………………..

3.1 Экономический и Социальный Совет…………………………………….

3.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)……………….

3.3 Деятельность Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)…………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..

4

6

6

6

9

9

11

12

14

14

17

22

25

27


ВВЕДЕНИЕ

Страны торгуют друг с другом, они (и их компании) заключают соглашения, договариваются об общих правилах ведения разного рода дел — торговле товарами и услугами, строительстве объектов или покупке предприятий, займах, кредитах и т.д.

Во всех этих действиях, как самых простых, так и сложнейших, в которых порою участниками выступают множество стран и компаний, выражается сущность и содержательная сторона двустороннего или многостороннего международного экономического сотрудничества.

Задачи международного регулирования МЭО. Основными задачами регулирования международных экономических отношений являются следующие:

  • обеспечение стабильности и устойчивости экономического роста и развития во всех регионах мира, особенно в финансовой сфере, учитывая крайнюю чувствительность этой сферы к колебаниями миро вой конъюнктуры, к воздействию внешнеполитических факторов;
  • •содействие экономическому сотрудничеству между странами через многообразие форм такого сотрудничества;
  • стремление к полному устранению дискриминации в торговом экономическом сотрудничестве (как это предполагалось, например на начальном этапе Торгового раунда ВТО в Дохе (Катар, 2001);
  • оказание всяческого содействия в развитии частного предпринимательства в развивающихся и новых капиталистических странах, оказание содействия им в выходе из кризисных ситуаций теми методами, которые считались наиболее надежными (во многих случаях эти попытки дали отрицательный эффект);
  • согласование макроэкономической политики государств — участников мирового экономического сотрудничества. Эта последняя задача, как и предыдущие, безусловно, имеет позитивный замысел, но, скорее всего, покоится на наивно-романтических ожиданиях, не обоснованных реальной практикой. Страны настолько разительно отличаются друг от друга по «качеству» экономики, что еще долгие десятилетия невозможно применить к ним единые подходы в экономической политике.

Международные экономические организации являются важным инструментом регулирования многосторонних межгосударственных отношений в сфере торговли и экономики, имеют согласованные цели, свои постоянные органы, а также организационные нормы, в том числе устав, процедуру и порядок принятия решений и др.

Организация Объединенных Наций является центром решении проблем, с которыми сталкивается все человечество. Деятельность ООН осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Нации. Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают разрешать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства-члены - большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем — имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке и Секретариат — расположены в центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган — Международный Суд — находится в Гааге (Нидерланды).


1 Международные экономические организации

1.1 Классификация международных экономических организаций

Международные экономические организации, осуществляющие регулирование в системе мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и по сфере многостороннего регулирования.

Классификация международных экономических организаций по организационному принципу в качестве основы предполагает участие или неучастие организации в системе Организации Объединенных Наций, а также принимает во внимание профиль организаций и цели их деятельности. При таком подходе международные экономические организации можно разделить на следующие группы:

  • международные экономические организации системы ООН;
  • международные экономические организации, не входящие в систему ООН;
  • •региональные экономические организации.
  • Классификация международных экономических организаций по сфере многостороннего регулирования предполагает их деление на следующие группы:
  • международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства;
  • международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли;
  • региональные экономические организации в системе регулирования мирового хозяйства;
  • международные и региональные экономические организации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности;
  • международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию международных хозяйственных связей [2, стр. 18].

1.2 Общая характеристика экономической деятельности международных организаций

Методами взаимодействия в международном регулировании считаются резолюции и директивы, разрабатываемые и принимаемые между народными организациями, являющиеся обязательными для их членов; многосторонние соглашения, заключаемые на межправительственном уровне; согласования и договоренности, консультации п сотрудничество на региональном уровне и в неправительственных, организациях. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке.

К основным направлениям многостороннего регулирования экономического сотрудничества в современных условиях относятся следующие:

  • создание заинтересованными государствами договорно-право вой основы торгово-экономических отношений, включая важнейшие принципы и нормы;
  • выработка договоренностей относительно применения на национальном уровне комплекса торгово-экономических и политических средств воздействия на мирохозяйственные связи, определение рамок и возможностей использования отдельных инструментов экономической политики;
  • формирование и дальнейшее развитие международных институтов, содействующих достижению договоренностей и решению спорных проблем, возникающих между странами-участницами, их объединениями и группировками;
  • обмен информацией и опытом организации торгово-экономических связей. [2, стр. 25].

В мире насчитывается более 100 международных организаций, и большей или меньшей степени вовлеченных в обсуждение и регулирование экономических проблем. Они различны по составу, размерам, функциям, а также по влиянию на международную экономику. Международные организации можно классифицировать в соответствии (разными критериями. Среди современных международных организаций выделяются два основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль тех и других значительна, все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Международная межправительственная организация создается в соответствии с международным правом и не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. В основе ее создания лежит международный договор (конвенция, соглашение, протокол и т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последнее время участниками международных организаций выступают также межправительственные организации.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области. ООН координирует деятельность государств почти во всех областях и выступает посредником между ними. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и принятия решения. Каждая международная организация имеет соответствующую организационную структуру, что подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от других форм международного сотрудничества. Важным признаком международной организации является наличие у нее прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в ее учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.

Другой тип международных организаций - международные неправительственные организации, которые не учреждены на основании межправительственных соглашений. Такие организации должны быть признаны по крайней мере одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. В настоящее время их насчитывается более 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений.

Международные организации любого вида призваны решать различные проблемы в сферах своей деятельности. Для решения экономических и иных проблем в настоящее время ежегодно проводится более 1000 международных конференций, которые созываются в целях разработки и принятия международных договоров, заключения актов, учреждения принципов сотрудничества конкретной области международных отношений.


2 Организация Объединенных Наций, ее роль в мировой экономике

2.1 Создание ООН

Первым шагом к созданию Организации Объединенных Наций стала подписанная в Лондоне 12 июня 1941 г. Декларация, в которой союзники по антигитлеровской коалиции обязались «работать вместе с другими свободными народами как в войне, так и в мире». В августе того же года президент США Т. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества для поддержания мира и безопасности в документе, известном как Атлантическая хартия. Конечно же при этом учитывался опыт Лиги Наций, не сумевшей предотвратить Вторую мировую войну. В январе 1942 г. представители 26 союзных государств, воевавших против стран «оси» (Германия — Италия — Япония), заявили о поддержке Атлантической хартии, подписав Декларацию 26 государств. В этом документе впервые было официально использовано название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом. Затем в Декларации, подписанной в Москве 30 октября 1943 г, правительства Советскою Союза, Великобритании, Соединенных Штатов и Китая призвали к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности. Эта цель была вновь подтверждена на встрече руководителей Соединенных Штатов, СССР и Великобритании в Тегеране 1 декабря 1943 г Первые конкретные контуры ООН были очерчены на конференции, проходившей в имении Думбартон-Окс в Вашингтоне. Именно эта конференция сформулировала основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), определила п. структуру и функции. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и Черчилль дали согласие на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качестве государств-основателей (это было данью уважения к СССР, воевавшему в одиночку с Германией вплоть до oоткрытия второго фронта в 1944 г.). Руководители антигитлеровской коалиции приняли решение созвать 25 апреля 1945 г. в г. Сан-Франциско Конференцию Объединенных Наций для выработки Устава ООН. [3, стр. 48].

Учредительная конференция по созданию ООН проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в США. Ее созыв еще до окончания Второй мировой войны свидетельствовал о том, что союзники достигли взаимопонимания по основным вопросам создания универсальной меж государственной организации, призванной обеспечить мир на плат, те. Устав ООН официально вступил в силу с 24 октября 1945 г., и эта дата считается днем рождения ООН.

Организация Объединенных Наций является центром решении проблем, с которыми сталкивается все человечество. Деятельность ООН осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Нации. Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают разрешать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства-члены - большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем — имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке и Секретариат — расположены в центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган — Международный Суд — находится в Гааге (Нидерланды).

Наряду с увеличением роли мировых политических проблем большое место в деятельности ООН занимают экономические аспекты, что выражается прежде всего в расширении экономических функций ООН. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств их решения, выработки соответствующих рекомендаций. Значение экономической деятельности ООН возрастает с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, усугублением возникающих в мировой экономике проблем, дальнейшим расширением международного экономического сотрудничества.

В ст.1 Устава ООН в концентрированном виде сформулированы цели международного сотрудничества, в том числе и в экономической сфере: «…осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального...» характера. Главы IX и X Устава целиком посвящены экономическому и социальному сотрудничеству. В частности, статья 55 определяет конкретные цели экономического сотрудничества в рамках ООН: «создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений», «повышение уровня жизни, достижение полной занятости населения», содействие «условиям экономического и социального прогресса и содействие». Зафиксированные в ст. 2 общие принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относятся и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам. Одна из центральных задач Организации Объединенных Нации заключается в содействии обеспечению более высоких стандартов жизни, полной занятости и условий для социально-экономического прогресса и развития. С выполнением этой задачи связано 70% деятельности системы Организации Объединенных Наций. В основе этой деятельности лежит вера в то, что искоренение нищеты и повсеместное повышение уровня благосостояния людей представляют со бой необходимые шаги на пути к созданию условий для обеспечения прочного мира во всем мире.

На юбилейной 60-й сессии (сентябрь 2005 г.), на пленарном заседании Ассамблеи высокого уровня с участием глав государств и правительств, был проведен всеобъемлющий обзор прогресса, достигнутого в области выполнения всех обязательств, содержащихся в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций. Большое внимание на сессии было уделено необходимости достижения согласованных на международном уровне целей в области развития и налаживания глобальных партнерских отношений для обеспечения прогресса на национальном, региональном и международном уровнях; при этом подчеркивалась важность выполнения решений и обязательств, принятых на международных конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежной областях.

2.2 Направления деятельности Организации Объединённых Наций

Система организации учреждений ООН весьма сложная, и многие из них занимаются вопросами экономического характера. В целом экономическую деятельность, осуществляемую ООН, можно разделить на четыре направления:

  • решение общих для всех стран глобальных экономических проблем;
  • содействие экономическому сотрудничеству государств с различными уровнями социально-экономического развития;
  • содействие хозяйственному росту развивающихся стран;
  • решение проблем регионального экономического развития.

На практике работа по вышеуказанным направлениям осуществляется с использованием таких форм деятельности, как:

  • информационная;
  • технико-консультативная;
  • финансовая. [4, стр.47].

Информационный аспект работы ООН — по наиболее обширная работа как Секретариата, так и всех учреждений ООН. Вопросы, представляющие наибольший интерес, вынося на повестку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и справки. Все материалы тщательно рассматриваются в различных подразделениях учреждений и только после основательной подготовительной работы (в том числе публикации докладов и отчетов) выносятся на публичное обсуждение в соответствующих учреждениях системы ООН.

Цель такой деятельности — общее воздействие на направления экономической политики стран-членов. По большому счету это работа «на будущее», «про запас». Публикуется значительное количество различной информации, статистических выкладок, которые имеют довольно высокую репутацию у специалистов в данной области. Работу по унификации, сбору и обработке исходных статистических данных возглавляют Статистическая комиссия и Статистический департамент. Деятельность в области системы учета и статистики весьма полезна и выгодна слаборазвитым странам, поскольку, с одной стороны, у них зачастую просто отсутствуют собственные экономически выверенные статистические методики, а с другой - иностранные хозяйственные субъекты, стремясь проникнуть на рынки стран, имеют практически единственную возможность получить реальную информацию о положении дел в экономическом секторе данной страны.

Технико-консультативная деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были приняты своего рода принципы оказания такой помощи. Прежде всего она должна:

  • обеспечить задачи процветания страны, но при этом помощь не может служить средством для иностранного экономического и политического вмешательства во внутренние дела государства;
  • оказываться исключительно через правительства стран и предназначаться исключительно данной стране;
  • предоставляться по возможности в той форме, которая желательна для самой этой страны;
  • иметь конкретный характер, отвечать высоким требованиям в качественном и техническом отношениях.

Валютно-финансовая и кредитная деятельность осуществляется преимущественно по линии связанных с ООН международных организаций: Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития. Эти структуры формально являются специализированными организациями ООН, хотя мало зависят от ООН и на деле выступают с самостоятельными концептуальными идеями, идущими вразрез с рекомендациями докладов, публикуемых, например, ГАТТ и ЭКОСОС. [4, стр. 55].

Основными структурными подразделениями системы организации экономического сотрудничества в рамках ООН являются три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и Секретариат.

2.3 Основные функции и задачи ООН и ее учреждений

Важную роль в системе межгосударственного регулирования играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая является универсальной как по членству, так и по проблемам, находящимся в ее компетенции.

Согласно Уставу, ООН ставит перед собой следующие цели:

  • поддерживать международный мир и безопасность; улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливости и международного права международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира;
  • развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществлять многостороннее сотрудничество и содействовать разрешению международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера на принципах уважения к правам человека и основным свободам для всех;
  • быть центром для согласования действий наций в достижении поставленных целей.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН - МВФ и группа Всемирного банка, а также Всемирная торговая организация. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена.

Главные органы и специализированные учреждения ООН, отражающие ее структуру:

  • Генеральная Ассамблея;
  • Совет Безопасности;
  • Экономический и Социальный Совет, имеющий несколько специализированных учреждений (ЮНКТАД, ЮНИДО, ФАО и т.д.);
  • Секретариат.

Отдельным блоком в структуре ООН представлены региональные экономические комиссии (ЕАК, ЭКА, ЭКЛАК, ЭСКАТО и др.), а также функциональные и специальные комиссии. [6, стр. 98].

Каждая из этих организаций имеет свои конкретные цели и задачи и вносит реальный вклад в регулирование международных экономических отношений.

В 2005 г. мировое сообщество отметило 60-лстний юбилей деятельности Организации Объединенных Наций — ведущего международного форума на пути решения проблем глобального развития. ООН является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании которого ей принадлежит важная роль. Основные цели и принципы международного правопорядка впервые были закреплены в ее Уставе.


3 Генеральная Ассамблея (ГА ООН) и ее учреждения

Генеральная Ассамблея ООН, согласно Уставу ООН, несет ответственность за выполнение функций Организации Объединенных Нации в области международного сотрудничества и осуществляет руководство конкретной деятельностью в этой сфере через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Основная задача Ассамблеи — служить высшим форумом в рамках ООН для обсуждения наиболее важных, ключевых проблем экономического характера.

Свои функции в рассматриваемой области Ассамблея осуществляет главным образом через Второй комитет (по экономическим и (|финансовым вопросам). Это один из главных комитетов Ассамблеи Ассамблея учреждает организации международного сотрудничества такие, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) или Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

3.1 Экономический и Социальный Совет

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Эта организация выступает следующим по иерархии органом в системе экономического механизма ООН. ЭКОСОС, созданный в 1946 г., осуществляет координацию всей деятельности ООН в социально-экономической облает Среди членов ЭКОСОС 54 государства — члена ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН, причем 5 постоянных членов Совета Безопасности являются неизменными членами. Высший орган ЭКОСОС сессия Совета. Ежегодно проводятся три сессии:

  • весенняя — по социально-правовым и гуманитарным вопросам
  • летняя — по экономическим и социальным вопросам;
  • специальная — по организационным вопросам.

В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главные функции

  • ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем и разработки принципиальной политической линии;
  • координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;
  • проведение квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества; обобщение полученных результатов. [6, стр. 112].

Обобщим информацию, приведенную выше. Итак, ЭКОСОС координирует деятельность:

постоянных комитетов (экономического, социального и др.);

  • функциональных комиссий и подкомиссий (статистической, по социальному развитию и т.д.), региональных экономических комиссий (Европейской экономической комиссии — ЕЭК, экономических комиссий для Африки и др.);
  • специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.).
  • Согласно ст. 68 Устава, для выполнения своих функций ЭКОСОС имеет право создавать вспомогательные органы, работающие в период между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительственным организациям и др.), 6 функциональных комиссий (статистическая, социального развития и др.), 5 региональных экономических комиссий и ряд других органов.

Структура ЭКОСОС. Экономический и Социальный Совет координирует работу 14 специализированных учреждений ООН,10 функциональных комиссий и 5 региональных комиссий; получает доклады от 11 фондов и программ ООН; дает программные рекомендации организациям системы ООН и государствам-членам. В соответствии с Уставом ООН ЭКОСОС отвечает за содействие повышению уровня жизни, обеспечению полной занятости населения и условий для экономического и социального прогресса; за выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения; содействие международному сотрудничеству в области культуры и образования; поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод. В распоряжении ЭКОСОС находится более 70% людских и финансовых ресурсов всей системы ООН. Выполняя свой мандат, ЭКОСОС организует консультации с научными кругами, представителями делового мира и с более чем 2100 зарегистрированными неправительственными организациями. Совет ежегодно, в июле, проводит основную сессию продолжительностью в четыре недели, поочередно п Нью-Йорке и Женеве. В рамках сессии осуществляется этап заседаний высокого уровня, в ходе которого министры национальных правительств и руководители международных учреждений и другие высокопоставленные должностные лица обсуждают отдельную тему, имеющую общемировое значение. ЭКОСОС за последние годы берет на себя ведущую роль в ключевых стратегических областях. В ходе проведения в 1999 г. эта па заседаний высокого уровня был принят «Манифест по проблемам нищеты», который во многом предопределил цели развития на пороге тысячелетия, одобренные Саммитом тысячелетия Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. В Декларации министров, принятой на этапе заседания высокого уровня в 2000 г., предлагались конкретные меры по сокращению «цифровой пропасти», что непосредственно привело к созданию в 2001 г. Целевой группы ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). С 1998 г. ЭКОСОС ключевые комитеты бреттон-вудских учреждений — Всемирного банка и Международного валютного фонда.

К вспомогательным и связанным с ЭКОСОС органам относятся следующие.

Функциональные комиссии:

  • Статистическая комиссия;
  • Комиссия по народонаселению и развитию;
  • Комиссия социального развития;
  • Комиссия по правам человека;
  • Группа трех (учрежденная в соответствии с Международной конвенцией о пресечении преступления апартеида и наказании за него),
  • Рабочая группа по изучению случаев постоянного грубого нарушения прав человека;
  • Рабочая группа по произвольным задержаниям;
  • Рабочая группа открытого состава по праву на развитие;
  • Рабочая группа открытого состава по разработке проекта факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
  • Рабочая группа открытого состава по разработке проекта Декларации о правах коренных народов;
  • Рабочая группа открытого состава для разработки базовых руководящих принципов, касающихся программ структурной перестройки и экономических, социальных и культурных прав;
  • Подкомиссия по поощрению и защите прав человека;
  • Рабочая группа по вопросу о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
  • Рабочая группа по современным формам рабства;
  • Рабочая группа по коренным народам;
  • Сессионная рабочая группа по методам работы подкомиссии;
  • Сессионная рабочая группа по отправлению правосудия;
  • Сессионная рабочая группа по методам работы и деятельности транснациональных корпораций;
  • Рабочая группа по сообщениям;
  • Комиссия по положению женщин;
  • Комиссия по наркотическим средствам;
  • Подкомиссия по незаконному обороту наркотиков на Ближнем и Среднем Востоке и связанным с этим вопросам;
  • Совещание глав национальных учреждений по обеспечению соблюдения законов о наркотиках;
  • Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию;
  • Комиссия по науке и технике в целях развития;
  • Комиссия по устойчивому развитию;
  • Специальные рабочие группы открытого состава;
  • Специальная межправительственная группа экспертов открытого состава по энергетике и устойчивому развитию;
  • Форум ООН по лесам.

Региональные комиссии:

  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);
  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);
  • Экономическая комиссия для Латинский Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК); [6, стр. 123].
  • Экономическая и социальная комиссия для стран Западной Азии (ЭСКЗА).

Постоянные комитеты:

  • Комитет по программе и координации;
  • Комиссия по населенным пунктам;
  • Комитет по неправительственным организациям;
  • Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями.

Специальные органы:

  • Специальная рабочая группа открытого состава по информатике.
  • Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:
  • Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ;
  • Группа экспертов ООН по географическим названиям.

3.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

ЮНКТАД- United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) является основным органом Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в области торговли и развития, важным инструментом многостороннего межгосударственного регулирования торгово-экономической политики. Создана в качестве постоянной межправительствен ной организации на состоявшейся в 1964 г. в Женеве Первой сессии Конференции. В условиях развала мировой колониальной систем учреждение ЮНКТАД отражало стремление развивающихся стран интегрироваться в мировую торговлю на «справедливых условиях-Созданные в тот период другие международные учреждения, в том числе ГАТТ, недостаточно полно представляли интересы стран со слабой экономикой, поэтому ГА ООН приняла решение о создании постоянно действующей организации, основная идея (цель) которой включает анализ тенденций развития мировой экономики и торговли, формулирование и осуществление торговой политики, способствую щей экономическому росту развивающихся стран.

ЮНКТАД не имеет Устава. Цели, функции, организационная структура, все процедуры, связанные с деятельностью ЮНКТАЛ. изложены в резолюции № 1995 ГА ООН. В соответствии с этой резолюцией членами Конференции являются те государства, которые состоят членами ООН, ее специализированных учреждений или Международного агентства по атомной энергии. К началу 2004 г. и состав ЮНКТАД входило 194 государства, в том числе все 12 стран СНГ.

В качестве своих основных функций Конференция определила:

  • поощрение международной торговли, в частности между странами, находящимися на различных уровнях развития;
  • установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития,
  • содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и экономического развития;
  • осуществление согласования политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли.

Каждое государство, представленное на Конференции, располагает одним голосом. Решения принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании представителей.

Годовой бюджет ЮНКТАД составляет примерно 50 млн долларов США и выделяется из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций. Деятельность в области технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых донорами странами-бенефициарами, а также различными организациями - около 25 млн долл. США в год.

ЮНКТАД работает в тесном сотрудничестве с Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС), ПРООН, Международным торговым центром, Всемирной торговой организацией, Всемирным банком, МВФ и другими организациями. На сессиях в Мидранте (1996), Бангкоке (2001)и Сан-Паулу (2004) были определены программные направления деятельности ЮНКТАД в начале текущего столетия, основными из которых являются следующие:

Глобализация и стратегии в области развития. ЮНКТАД изучает основные тенденции развития мировой экономики, в частности глобализацию, и оценивает ее влияние на процесс развития экономик разных групп стран. Анализируются конкретные проблемы развития и успешный опыт, который может быть полезен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Изучаются вопросы, связанные с финансовыми потоками и задолженностью. Оказывается помощь развивающимся странам в урегулировании долговых отношений. Расширяются базы данных, касающиеся вопросов торговли и развития.

Международная торговля товарами и услугами и вопросы сырьевых товаров. ЮНКТАД разрабатывает политику, направленную на:

  • улучшение функционирования рынков сырьевых товаров путем уменьшения диспропорций, затрагивающих спрос и предложение;
  • обеспечение постепенного сокращения чрезмерной зависимости развивающихся стран от экспорта непереработанных сырьевых товаров посредством горизонтальной и вертикальной диверсификации производства и экспорта, а также замещения сельскохозяйственных культур;
  • постепенную ликвидацию торговых барьеров в области сырьевых товаров;
  • минимизацию рисков, связанных с колебаниями цен на сырьевые товары, в том числе использование механизма хеджирования цен (товарные фьючерсы, опционы, свопы);
  • компенсационное финансирование сокращения экспортных поступлений.

Инвестиции, технологии и развитие предприятий. ЮНКТАД изучает глобальные тенденции в потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и их взаимосвязь с торговлей, технологией и развитием. В рамках деятельности Конференции разрабатываются механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Ею определяется политика, направленная на поощрение развития технологического потенциала и инновационной деятельности в развивающихся странах. Конференция оказывает содействие развивающимся странам и поощрении притока инвестиций и улучшении их инвестиционном! климата.

Важное значение имеет также деятельность по разработке м осуществлению программ подготовки квалифицированных кадром созданию инфраструктуры услуг для налаживания эффективной торговли. ЮНКТАД в целом проводит большую работу по разработке вопросов национальной политики в области развития инфраструктуры услуг, ею оказывается содействие по расширению глобальной электронной торговли путем облегчения доступа к информационным технологиям развивающихся стран.

ЮНКТАД и наименее развитые, не имеющие выхода к морю и ост ровные развивающиеся государства. ЮНКТАД координирует работу по проблематике наименее развитых стран (НРС), включая оказания технического содействия в форме комплексных страновых программ.

Конференция принимает участие в реализации программ действий для наименее развитых стран, Барбадосской программ действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств и Глобальной программы сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами. Осуществляется управление целевыми фондами для НРС.

Борьба с нищетой. ЮНКТАД признает необходимость использования комплексного подхода для борьбы с нищетой. Конференция сосредоточивает свои усилия на таких направлениях, как развитие людских ресурсов и социальной инфраструктуры; создание рабочих мест и повышение производительности труда бедных слоев населения, распределение доходов и социальных благ. Изучается влияние расширения торговли на борьбу с нищетой.

Экономическое сотрудничество между развивающимися странами ЮНКТАД осуществляет изучение опыта субрегионального, регионального и межрегионального экономического сотрудничества между развивающимися странами; разрабатывает программы действии мирового сообщества по преодолению экономического отставания НРС.

Некоторые итоги деятельности ЮНКТАД за 40 лет ее существования. В результате проведения 11 сессий ЮНКТАД был принят цел ми ряд важных международных соглашений, в том числе:

В области торговли:

всеобщая система преференций (1971). Благодаря существованию ВСП товары, экспортируемые развивающимися странами, попадают под преференциальный (льготный) режим на рынках развитых стран;

  • соглашение о глобальной системе торговых преференций (ГСТП) между развивающимися странами (1989);
  • комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (1980);
  • глобальная сеть центров по вопросам торговли (ГСЦТ), созданная по итогам работы Международного симпозиума ООН по эффективности торговли (1994); [6, стр. 127].

В области сырьевых товаров:

  • международные товарные соглашения по какао, сахару, натуральному каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице;
  • общий фон для сырьевых товаров, созданный с целью оказания финансовой поддержки для функционирования международных запасов и осуществления проектов НИОКР в области сырьевых товаров (1989);

В области задолженности и развития:

  • со времени принятия Советом резолюции, предусматривающей ретроактивную корректировку условий задолженности развивающихся стран с низким уровнем доходов (1978), долговое бремя было уменьшено более чем на 6,5 млрд долл. США для более чем 50 бедных развивающихся стран;
  • руководящие принципы международных мер в области реструктуризации задолженности (1980);

В области поддержки наименее развитых и не имеющих выхода к морю развивающихся стран и развивающихся стран транзита:

  • соглашение о глобальных рамках для сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами и развивающимися странами транзита и сообществом доноров (1995);
  • программа действий для НРС (1990-е гг.);
  • программа действий для НРС на 2001 -2003 гг.;
  • в области транспорта:
  • конвенция ООН о Кодексе проведения линейных конференций (1974);
  • конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978);
  • конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980);
  • конвенция ООН об условиях регистрации судов (1986);
  • конвенция ООН о морских залогах и ипотеках (1993).

Активная деятельность ЮНКТАД способствовала принятию следующих важных решений международными организациями и правительствами:

  • договоренность об установлении целевых показателей ОПТ включая выделение 0,7% ВВП для развивающихся стран в целом м 0,15% для НРС;
  • совершенствование механизма компенсационного финансирования сокращения экспортных поступлений развивающихся стран, созданного Международным валютным фондом;
  • сокращение долга бедных стран с высокой задолженностью (БСВЗ) перед международными коммерческими банками.

Одна из важных функций деятельности Конференции состоит в публикации ею ежегодных докладов о торговле и развитии. Эти доклады со держат анализ сложившихся международных и региональных тенденций и взаимодействия торговых, инвестиционных и финансовых потоков. Так, в докладе о мировых инвестициях представлен анализ тенденций в области прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и деятельности ТНК; в докладе по наименее развитым странам (НРС) — обзор основных проблем НРС и мер их международной поддержки. Статистический справочник по международной торговле и развитию, публикуемый ЮНКТАД, содержит основные показатели мирового и регионального развития: ВВП на душу населения, темпы роста, состоят из платежного баланса, ПИИ, потоки финансовых ресурсов и задолженности, обзор тенденций в области морских перевозок. В ежегодном Справочнике по публикациям ЮНКТАД перечислены другие периодические и разовые исследования, имеющие важное значение для стран, а также являющиеся источником при подготовке нормативных документов в национальной и международной правотворческой деятельности.

Конференция созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров. Дату и место проведения сессий Конференции устанавливает ГА ООН с учетом рекомендаций Конференции или Совета по торговле и развитию. Между сессиями постоянно действующим исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию (именуемый дальше Совет). Совет собирается по мере необходимости - обычно два раза в год. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии и заседания комиссий по вопросам глобальном политики, взаимозависимости экономик стран мира, проблемам торговли и валютно-финансовым отношениям, структурной перестройке и экономическим реформам. С 1997 г. рабочими органами Совета являются три комиссии: по торговле товарами и услугами; по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по вопросам предпринимательства и бизнеса. Совет ежегодно представляет Конференции и Генеральной Ассамблее ООН доклады о своей деятельности. С 1964 по 2004 г. было проведено 11 сессий:

  • первая сессия —1964 г. (Женева, Швейцария);
  • вторая сессия —1968 г. (Дели, Индия);
  • третья сессия —1972 г. (Сантьяго, Чили);
  • четвертая сессия —1976 г. (Найроби, Кения);
  • пятая сессия —1979 г. (Манила, Филиппины);
  • шестая сессия —1983 г. (Белград, Югославия);
  • седьмая сессия —1987 г. (Женева, Швейцария);
  • восьмая сессия —1992 г. (Картахена, Колумбия);
  • девятая сессия —1996 г. (Мидранд, ЮАР);
  • десятая сессия — 2000 г. (Бангкок, Таиланд);
  • одиннадцатая — 2004 г (Сан-Паулу, Бразилия). [9, стр. 76].

Сессии ЮНКТАД — это межгосударственные экономические форумы, посвященные обсуждению наиболее актуальных проблем международной торговли в контексте преодоления экономической отсталости развивающихся стран. В итоге сессии принимаются резолюции, конвенции, соглашения, кодексы, имеющие разную юридическую силу. Принимаемые решения носят рекомендательный характер (на рис. 22.4 представлена структура ЮНКТАД).

Однако не следует недооценивать роль аналитических докладов организации. Основанные на фундаментальной исследовательской базе, они дают возможность разным странам и их организациям прослеживать общую торгово-экономическую ситуацию в мире и реально использовать опубликованные данные в своих планах по развитию внешнеэкономических связей.

Таким образом, создание ЮНКТАД первоначально было обусловлено развалом колониальной системы и стремлением молодых политически независимых государств интегрироваться в мировую торговлю на новых паритетных основаниях. ЮНКТАД должна была оказать содействие в решении этих задач. Одна из основных целей ЮНКТАД в современных условиях — это консолидация усилий развивающихся стран в их борьбе за более выгодные для них условия международной торговли. Это позволит создать необходимую базу для укрепления их экономической независимости и развития национальных хозяйств. Финансирование Конференции осуществляется из бюджета ООН и из внебюджетных ресурсов. Деятельность ЮНКТАД имеет два центральных направления:

1)укрепление позиций развивающихся стран на мировых сырьевых и аграрных рынках;

2) постепенное преодоление существующей диспропорции в товарной структуре экспорта развивающихся стран в пользу расширения групп товаров глубокой переработки

3.3 Деятельность Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

ОЭСР является преемницей Организации европейского экономически го сотрудничества, ОЕЭС (Organization for European Economic Cooperation, OEEC), которая, в свою очередь, была создана на базе Европейской программы восстановления (European Recovery Programme предложенной государственным секретарем США А. Маршаллом, известной как план Маршалла (1947). В 1948 г. для координации этой программы в целях экономического восстановления 16 европейских стран и была создана ОЕЭС.

Членами организации были Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, англо-американская и французская оккупационные зоны Германии.

В 1949 г. полным членом Организации стала Федеративная Республика Германия, а в 1950 г. в качестве ассоциированных членов вошли Канада и США. Хотя первоначально деятельность Организации в основном ограничивалась реализацией Европейской программы восстановления, впоследствии в ее рамках были осуществлены программы, направленные на стимулирование экономического сотрудничества между странами-участницами путем либерализации торговли и создания системы многосторонних расчетов. В 1960 г. в Париже между участниками ОЕЭС и рядом других стран была подписана Конвенция об учреждении ОЭСР, ратифицированная парламентами стран и вступившая в силу в 1961 г.

В ОЭСР входит 31 страна: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония, Словения, Словакия.

Основные задачи и функции ОЭСР:

  • формулирование, координация и реализация политики, направленной на стимулирование экономического роста и поддержание финансовой стабильности в странах-участницах;
  • стимулирование и согласование усилий стран-участниц в области финансовой и технической помощи развивающимся странам;
  • содействие расширению международной торговли, исключающей использование дискриминационных мер. [9, стр. 86].

Организация управляется Советом, состоящим из представителей всех стран-участниц. Деятельность ОЭСР осуществляется более чем 100 специализированными комитетами и рабочими группами, которые вместе с международным секретариатом исследуют конкретные проблемы и формулируют политические рекомендации, например, в области экономического развития, технического сотрудничества, международной торговли, энергетики и охраны окружающей среды. Совет основан в 1974 г.

Среди разработок, осуществленных под эгидой ОЭСР, имеющих важное значение, следует упомянуть Кодекс поведения ТНК, а также Руководящие положения, посвященные порядку подготовки ТНК финансовой отчетности. Учреждения ОЭСР выполняют весьма полезную работу, оказывая содействие международным форумам, на которых обсуждаются политические, экономические, культурные и иные глобальные или региональные проблемы современности.

В рамках ОЭСР действуют несколько автономных организаций:

  • Международное энергетическое агентство (МЭА);
  • Агентство по атомной энергии (АТЭ);
  • Агентство по ядерной энергии (АЯЭ);
  • Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);
  • Центр развития ОЭСР [9, стр. 92].

Международное энергетическое агентство (МЭА) призвано стимулировать международное сотрудничество в области энергетики и снизить зависимость стран-участниц от импорта нефти. Действует с 1974 г.

Агентство по атомной энергии (АТЭ), созданное в 1958 г. как Европейское агентство по атомной энергии, способствует международному сотрудничеству стран - участниц ОЭСР в области развития и использования атомной энергии в мирных целях.

Центр исследований и нововведении в области образования (ЦИНО) учрежден в 1968 г. в целях поощрения и содействия развитию исследовательской деятельности в области образования. Членами ЦИНО являются все страны - члены ОЭСР.

Центр развития ОЭСР (OECD Development Centre) создан решен и ем Совета ОЭСР в 1962 г. с целью объединения знаний и опыта, имеющихся у стран-членов в области экономического развития, а также разработки и осуществления общей политики экономической помощи; предоставления таких знаний и опыта в распоряжение развивающихся стран с учетом их потребностей. Членами Центра являются все страны — члены ОЭСР.

Важную роль в ОЭСР играет Комитет содействия развитию (КСР), который является специализированным комитетом. В его функции входит рассмотрение таких вопросов, как оказание помощи государствам-членам, а также развивающимся странам; обеспечение необходимого объема ресурсов, которые могут быть предоставлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечении их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой экономике. В 1993 г. КСР пересмотрел список развивающихся Cтран, получающих официальную помощь развития; в него были включены страны Центральной и Восточной Европы. В 1995 г принят документ «Партнерство в области развития в изменившемся мире», в котором содержатся основные направления по содержанию усилий государств-членов в обеспечении устойчивого экономического и социального развития. В 1990 г. в рамках ОЭСР создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Этот центр осуществляет также подготовку кадров по следующим направлениям: экономическое развитие и структурная перестройка; конкуренция; рынок труда; банки и социальная политика; банковское дело и финансы и др.

ОЭСР разработала многостороннее соглашение по инвестициям (МСН), которое открыто для стран-членов. Группа комитетов занимается также вопросами содействия эффективному использованию экономических ресурсов промышленности и сельского хозяйства. Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации. ОЭСР имеет официальные отношения с рядом международных организаций - МОТ, ЮНЕСКО, МВФ, ВТО, ЮНКТАД.

Группа 7 — Группа 8. Группа 7 (G-7) создана в 1975 г по инициативе французского президента Жискар Д' Эстена с целью ежегодного обсуждения главами ведущих экономических держав мира самых важных проблем экономики. В эту группу вошли США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада.

Надо отметить, лидеры этих стран неизменно обращали свое внимание прежде всего на актуальные проблемы мирового экономического развития, особенно с начала 1990-х гг., когда распалась мировая социалистическая система и для многих новых стран, избравших капиталистические ценности, наступила эпоха кардинальных изменений.


Заключение

Организация Объединенных Наций играет решающую роль в вы работке международного консенсуса в отношении действий в интересах развития. Начиная с 1960 г. Генеральная Ассамблея содействуй определению приоритетов и постановке задач в рамках серии десяти летних международных стратегий развития. В программах этих десятилетий, нацеленных на решение конкретных вопросов, неизменно подчеркивается необходимость достижения прогресса по всем правлениям социально-экономического развития. Организации Объединенных Наций продолжает работу по определению новых дач в таких ключевых сферах, как обеспечение устойчивого развитии, улучшение положения женщин, соблюдение прав человека, охрами окружающей среды и благое управление, а также по разработке про грамм их выполнения.

На Саммите тысячелетия в сентябре 2000 г. мировые лидеры утвердили Декларацию тысячелетия, в которой сформулированы главные цели, предусматривающие ликвидацию крайней нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования; содействие равенству полов и расширение прав и возможностей женщин; снижение уровня детской смертности; улучшение положения в области охраны материнства; борьбу с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями обеспечение экологической устойчивости путем достижения к 2015 г. ряда целевых показателей, поддающихся количественной оценке. В частности, предусматривается сократить вдвое долю тех, кто имеет доход менее одного доллара в день; обеспечить всеобщее начальное образование; устранить неравенство полов на всех уровнях образования; резко снизить уровень детской смертности при улучшении пат» жения в области охраны материнства.

Система Организации Объединенных Наций ведет многообразную деятельность по содействию достижению социально-экономических целей. Мандаты специализированных учреждений охватываются практически все сферы социально-экономической деятельности. Эти учреждения предоставляют странам всего мира техническую помощь и оказывают им практическое содействие в других формах. Действуя в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, они помогают разрабатывать политику, определять руководящие принципы, мобилизовать поддержку и привлекать средства. Тесная координация действий между Организацией Объединенных Наций и специализированными учреждениями обеспечивается через Координационный совет системы Организации Объединенных Наций (КССР), в состав которого входят Генеральный секретарь и главы специализированных учреждений, фондов и программ, Международного агентства по атомной энергии и Всемирной торговой организации.

В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главные функции

  • ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем и разработки принципиальной политической линии;
  • координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;
  • проведение квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества; обобщение полученных результатов.


Список использованной литературы

  1. Бандурин В.В. Глобализация мировой экономики и Россия. М, 2005
  2. Мировая экономика Хасбулатов Р.И. г. Москва, Инсан, 2005 г.
  3. Основные сведения об Организации Объединенных Наций. Издательство Юридическая литература. – М, 2001
  4. Международные организации: Учебник/Ред. И.П.Блищенко.-М.: РУДН,1994.
  5. Организация Объединенных Наций: Основные факты. Справочник – М.:Весь Мир,2000.
  6. Козырев А.В. Организация Объединенных Наций: структура и деятельность.- М.:Ак.Пед.Наук,1991.
  7. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Юрист, 2006 – 466 с.
  8. Зайцева О.Г. Международные организации: принятие решений. М., 1989
  9. Иванов И. Россия и ООН: надежные партнеры во имя общих целей // Мировая экономика и международные отношения, 2004, №3, с. 10–16
  10. Ковтунов С.Г., Титов К.В. Европейская экономическая комиссия ООН и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2004, №10, 64–70 с.
  11. Кривлева Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979

Организация Объединенных Наций, ее роль в мировой экономике