ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
КОСТАНАЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА 3. АЛДАМЖАР
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ТЕМА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Выполнил:
Байгабулова Айжан
1 курса специальности
Юриспруденция, ОУ СПО
Научный руководитель
Хасенов С.Б.
к.ю.н., доцент
Костанай
2012
КОСТАНАИСКИИ СОЦИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА 3. АЛДАМЖАР
Кафедра юридических дисциплин
Теория государства и права
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой__________
«___ »__________2012 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Студента Байгабулова Айжан
Тема курсовой работы Понятие и структура
политической системы общества
Целевая установка - рассмотреть политическую систему общества
Объем курсовой работы - 37стр
Срок доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы:
а)доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой работы
до «__» 20 г.
б)доклад о ходе написания курсовой работы до «___ »_______2012г.
Срок сдачи курсовой работы «___ »_______2012 г.
Руководитель курсовой работы: Хасенов С.Б.
«___»__________2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………..………………….……..…..4
1 ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВА………....6
1.1 Понятие, функции и структура государства…………….6
1.2 Нормативно-правовое регулирование политической системы Республики Казахстан……………………………………………………………...11
2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………………….………………… 15
2.1 Роль государственной власти в политической системе Республики Казахстан …………………………………………………………....15
2.2. Взаимодействие политических партий и общественных объединений государственными органами…………………………….……......23
2.3 Конституционно-правовое регулирование выборов референдума……………………………………..…………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 35
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Казахстане происходят процессы глубокие экономических, социальных преобразований, связанные с установлением и развитием рыночных отношений. Наряду с этими процессами осуществляются также глубокие политические реформы, которые привели к созданию суверенное государства, развитию демократии, и, наконец, к совершенствованию института политической системы казахстанского общества. Процесс отказа от прежние тоталитарных методов управления обществом обозначил поиск новых форм которые значительно отличаются от старой системы организации государственной власти.
Это предопределяет актуальность исследования вопросов конституционного эволюционирования отечественной политической системы в целом. Заметим, что в научной юридической и политологической литературе изучение конституционных актов и текущего законодательства, касающихся политически) институтов и процессов, традиционно рассматривалось как одно из главных направлений исследования, на котором необходимо сосредоточить внимание.
Тем не менее, важность изучения данной проблематики в современны: условиях обуславливается тем, что от правильности решения вопросов взаимосвязи Конституции и текущего законодательства, влияющего н; становление и развитие политической системы во многом зависит решение ряд; других соотносящихся с ними вопросов таких, как место и роль отдельны: структурных элементов в политической системе; проблемы конституционной статуса различных общественно-политических институтов; процесс и: образования и функционирования и др.
Актуальность исследования определяется следующими причинами:
-во-первых, в казахстанской правовой науке не выработано однозначно отношение к юридической природе «политической системы», не выделены е» важнейшие признаки и функции, реализуемые в обществе;
-во-вторых, в современных условиях необходим более глубокий научных анализ структуры политической системы, определяющих содержательную сторону развития политической системы. В правовой мысли важна также четка: систематизация конституционной базы отечественной политической системы;
-в-третьих, целесообразно осветить важные вопросы взаимоотношения государственных и негосударственных политических институтов, приоритеты и: влияния на политические процессы в стране;
Таким образом, недостаточная исследованность проблемы, неоднозначность понимания в юридической науке конституционных основ функционировании политической системы Республики Казахстан обусловили выбор темы настоящей курсовой работы.
Объектом в курсовой работе являются общественные отношения возникающие в процессе функционирования политической системы Республики Казахстан и её отдельных институтов.
Предмет составляют проблемы совершенствования конституционного законодательства в целях формирования демократической политической системы Республики Казахстан.
Целью курсовой работы является комплексный правовой анализ политической системы, как важнейшего института конституционного права.
Эта цель достигается решением следующих задач:
-на основе анализа научных и законодательных источников сформулировать юридическое определение понятия «политическая система», рассмотреть признаки и функции современных политических систем;
-раскрыть сущность и типологию политической системы, определить характерные признаки ее демократичности и легитимности;
-изучить государственный механизм власти и определить его роль в демократизации политических процессов в стране;
В курсовой работе сделана попытка обосновать и сформулировать выводы по важнейшим институтам политической системы Республики Казахстан.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными целью и задачами состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
1 1 Правовые вопросы структуры государства
- Понятие, функции и структура государства
Любое государство функционирует в определенной социальной среде, завися: от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и предпочтений граждан, в свою очередь оказывает на них мощное воздействие.
Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, политике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией углублением знаний о многообразии этих связей, стремлением выразить их в соответствующей системе понятий.
В ходе эволюции правовых знаний, наряду с глубоким пониманием сущности структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни влияют и зависят от нее. Их круг достаточно широк: это политические партии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политические целей, правовые и политические ориентации населения и т.д. Причем оказывается что для обозначения всего комплекса данных феноменов понятие «политика) слишком неопределенно, а категория «государство» - явно узка и не охватывает всего многообразия данных жизненных реалий.
Следует признать, что в течение многих лет идея политической системы был: не востребована в советской конституционно-правовой науке, ее использована было ограниченным: или как аналога политической организации, т.е институциональной ее стороны, или в качестве чисто пропагандистского клише, смысле которого никто особенно и не задумывался; когда речь, например, шла < «политической системе развитого социализма»
Сегодня мы признаем, что политическая система современного обществ, отличается чрезмерной сложностью, многообразием структурных элементом функциональных характеристик и взаимосвязей.
В советском государственном праве институт политической системы возник 1977 году, когда в новой Конституции СССР впервые законодательно был закреплена политическая система [1]. До этого в научной и учебной литератур использовались другие понятия, например, «система социалистического демократии» [2]. «политическая организация классового общества: [3].Тем не менее, политическая система стала привлекать внимание исследователей значительно раньше, и это обстоятельство имело значение при выработке конституционных норм ее закрепления. [4].
Сущность политической системы наиболее ярко выявляется сквозь призм реализуемых функций в обществе. В самом упрощенном виде их можно охарактеризовать следующим образом:
-определение целей и задач в обществе;
-мобилизация ресурсов на их выполнение: разработка законов, применение норм и контроль за их соблюдением, распределение материальных и духовны? ценностей в обществе;
-интеграция всех элементов общества (классов, наций, социальных групп
конфессий);
-формирование политического сознания масс, политическая социализация легитимизация власти.
Учитывая тот факт, что политическая система в каждой отдельной стране реализует задачи как внутреннего, так и внешнего характера, выделяют соответствующие виды функции (внутренние и внешние).
К внутренним функциям относятся:
-защита существующей экономической и социальной системы;
-регулирование хозяйственной деятельности, управление экономикой страны;
-консолидация социально-политических сил, регулирование социальны) отношений;
-охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности;
-культурно-воспитательная деятельность.
Внешние функции включают:
-защиту суверенитета, государственных интересов;
-развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
-участие в решении глобальных проблем современности.
Основные функции политической системы, как правило, сводятся к проблема защиты, упрочнения и развития сложившихся общественных отношений в интересах всех социальных групп общества. Было бы ошибочным и неоправданным подходить к определению функции по-прежнему, использует классовый подход. Иначе говоря, политическая система не может реализовываться функции в целях защиты интересов только лишь определенных социальных слоев в пользу экономически господствующих классов.
Политические системы, действующие в условиях демократического политического режима, имеют такие существенные признаки, к которым следует отнести легитимность, легальность и безопасность.
Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно современных условиях, имеет рассмотрение проблемы взаимосвязи политической системы общества и государства, выявление факторов, определяющих его место политической системе общества.
Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следуетрассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в не не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан; в него входят все без исключения члены общества, находящиеся в политико- правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной
профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельностью государства, < осуществлением государственного управления связаны реальные и самья широкие возможности участвовать в политической жизни общества (идея участие каждого человека в решении общих дел, ответственности каждой личности; судьбу государства, казахстанского общества нашла свое конкретное выражение Конституции нашей страны и целом ряде законов).
Место и роль государства в политической системе определяется следующим1 специфическими признаками:
во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальны; различий вызываемой ими борьбы интересов;
во-вторых, государство - это орган власти, правового принуждения, активно использующие санкций поощрения и наказания за соблюдение или нарушен» установленных им норм, правил организации общественных отношений;
в-третьих, правотворческая функция государства в обществе;
в-четвертых, публичность государственной власти, профессионализации управления общими делами, добровольная или принудительная передач; государственным органам и их служащим полномочий на управление другим] людьми;
в-пятых, специфичность и четкость границ политического пространства Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ореол- оно охватывает граждан -членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленны права о обязанности [5].
Таким образом, не противопоставляя государство всем другим объединениям не уменьшая роли в системе иных демократических организаций, следует подчеркнуть, что понятия главного звена и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью структурные элементы, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.
Одним из неотъемлемых компонентов политической системы являются политические партии. Политические партии оказывают заметное влияние на многие стороны государственной и общественной жизни. Именно они выявляют : отражают интересы отдельных социальных групп и индивидов в органа государственной власти, благодаря чему граждане могут участвовать управлении общественными делами и влиять на процессы принятия важны государственных решений. Можно констатировать тот факт, что на современно! этапе политические партии в развитых демократических странах признают интегрированным, составным элементом конституционного строя государственной и общественно-политической жизни; их деятельности урегулирована в большинстве случаев в конституционно-правовом порядке [6].
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О политических партиях» оп 15 июля 2002 года, под «политической партией» признается добровольно(. объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волк граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании».. На сегодняшний день в Казахстане официально зарегистрированы и имеют легальный статус деятельности следующие партии: Гражданская партия Казахстана Республиканская политическая партия «Отан», Демократическая партия «АЬ ЖОЛ», Аграрная партия, Социал-демократическая партия «Ауыл», Партш патриотов Казахстана, Партия «Асар», Партия «Руханият», Коммунистическая партия и Коммунистическая народная партия.
Отечественные партии достаточно эффективно используют правовое потенциал, предоставленный законодателем, применяя при этом различны формы политического участия в государственной и общественной жизни (выборы пропаганда политических программ, проведение собрания, митинги и демонстрации и др.). Тем не менее, учитывая многофункциональный характер политических партий, государство обязано содействовать реализации всего комплекса их прав и свобод, поскольку это будет способствовать стабилизации политической системы, максимальному учету интересов граждан и различны; социальных групп при решении важных государственных задач.
Общественные объединения являются добровольными объединениям граждан, создаваемыми для удовлетворения политических, духовных, физически: и иных потребностей и интересов человека, и возникают не одновременно в государством и правом, а являются следствием уровня его экономического политического и иного развития, определенных процессов, происходящих обществе.
Общественные объединения - это самоуправляемые, некоммерчески формирования, создаваемые гражданами на основе общности интересов достижении целей, указанных в их уставах, основными организационно правовыми формами которых являются общественные организации, движения фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности.
В соответствии с ст.5 Закона Республики Казахстан от 31 мая 1996 г. общественных объединениях" они создаются и действуют в целях:
-реализации и защиты политических, экономических, социальных культурных прав и свобод;
- развития активности и самодеятельности граждан;
-удовлетворения профессиональных и любительских интересов, развита научного, технического и художественного творчества;
охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; -участия в благотворительной деятельности;
проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы;
охраны памятников истории и культуры;
патриотического и гуманистического воспитания;
расширения и укрепления международного сотрудничества;
- осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательство?
Республики Казахстан.
Важную роль в составе общественных объединений Республики Казахстан играют движения, организации предпринимателей, профессиональные союзы потребителей, движения.
Организации предпринимателей. В Казахстане и во многих других страна функционируют несколько групп предпринимательских организаций экономические союзы, ассоциации, промышленные палаты и др. Экономически союзы и ассоциации выражают и защищают интересы входящих в их состав фирму подразделений в сфере экономической политики: страхования, внешней торговли т. п. Торгово-промышленные палаты осуществляют деятельность пообеспечению территориальных и отраслевых интересов предпринимателей представляя их в государственных органах и международных экономически организациях. Они, как правило, наделены публично-правовыми функциями : полномочиями: сертификацией товаров и услуг, профессиональной подготовкой Профессиональные союзы - объединения, призванные защищать интерес! наемных работников. Они автономны (самостоятельны), с фиксированный членством, образуются на добровольной основе и общности профессиональны интересов для представления и зашиты трудовых и иных социально экономических прав и интересов своих членов и улучшения условий труде Профессиональные союзы согласно Закону Республики Казахстан " профессиональных союзах" [8] создаются по производственно-территориальном принципу, а структура определяется их уставами. Количество профессиональны союзов в рамках одной профессии (групп профессий) не ограничивается, поэтом возможно объединение в самостоятельные союзы работников одного предприятия (АО, ТОО и т. д.).
Движения в организационном отношении, как правило, отличают с отсутствием жесткой централизации, нет фиксированного членства, программу доктрину заменяет цель и или система политических целей.
Участник движения не имеет строгих обязательств перед организацией членом которой он считает, здесь более широк выбор форм собственного участи или поддержки деятельности движения и его целей. Доминирующая тенденция развитии политической активности в современных условиях - предпочтение движениям перед политическими партиями, где действует та или иная системе отбора, обязательств и дисциплины. Многие важные политические проблемы решаются за счет активных усилий именно движений (экологическая проблема борьба за мир, демократизация общества)
Союзы потребителей - это объединения, создаваемые для защиты интересов в прав потребителей: удовлетворения основных нужд, безопасности информированности, выбора, возмещения убытков, просвещения потребителей создания и охраны здоровой окружающей среды. В международном праве для защиты прав потребителей и их общественных организаций есть обширных комплекс нормативных актов, в Казахстане же он еще недостаточен.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что на современном этапе общественные объединения в Республике Казахстан признаются составные элементом политической системы. Специализация законодательной регулирования условий и порядка образования и деятельности общественных объединений, установление их публично-правового статуса является обще! тенденцией современного конституционализма.
1.2 Нормативно-правовое регулирование политической системы Республики Казахстан
Построение и функционирование политических институтов, политическое поведение, важнейшие аспекты всей политической жизни в государств опосредуются и регулируются при помощи сложной и разветвленной системы социальных норм. Эти нормы различаются с одной стороны, по степени и характеру институционализации, а с другой - по природе регулируемых общественных отношений.
В первом случае главное значение имеют порядок формирования социальных норм и их регулятивные особенности. С этой точки зрения проводится различи! между нормами права, установленными и санкционированными государством нормами морали, отражающими нравственные представления людей корпоративными нормами, вырабатываемыми партиями и общественным организациями; нормами обычаями и др.
Во втором случае основное значение придается предмету регулирования который определяет содержательную сторону норм. Соответственно и правовых нормы, и обычаи, и иные нормы могут выступать в роли регулятора различны: общественных отношений - политических, имущественных, трудовых, семейно брачных и т.п.
Среди правовых норм, регулирующих сферу политической жизни, наиболее важное значение имеют нормы Конституции Республики Казахстан, причем не только в силу их формально-юридического верховенства в правовой систем нашей страны, но и того, что в них закрепляются многие общие принципы свойственные политической системе. По сравнению с нормами, содержащими других законах и подзаконных актах, конституционные нормы обладают наиболее выраженным политическим содержанием. Хотя следует отметить, что с политической системе нельзя судить, исходя только из формально действующего конституционных норм, нередко расходящихся с реальной действительностью Иначе говоря, от юридической конституции следует отличать фактическую «живую» конституцию - реально существующие в той или иной стране порядки отражающие основы политического строя [7].
К сожалению, до сих пор сохраняется направление, в основе которого лежи классовый подход к определению сущности конституции, когда конституции рассматривается как продукт классовой борьбы и как инструмент, с помощью которого тот или иной класс закрепляет свое политическое господство. Ныне марксистская методология, применявшая при исследовании конституции подвергается в современной юридической литературе справедливой критике.
Изучение нормативно-правовой основы регулирования политической системы Республики Казахстан неразрывно связано с всесторонним исследованием Конституции страны.
Особенности (свойства) Конституции Республики Казахстан, как и впрочем конституции других демократических государств наиболее глубоко выражаются ] следующих чертах:
1. Конституция есть основной источник национального права вообще конституционного права в частности, основа всей правовой системы и текущего законодательства, она многообразно воздействует на их развитие совершенствование, устанавливает в первую очередь правотворческую компетенцию государственных органов, определяет главные цели и объект! правового регулирования.
2.Конституция представляет наивысшую форму воплощения государственно: воли народа, поскольку принимается им и устанавливает основополагающие принципы функционирования общества и государства, определяет сущность форму государства, механизм осуществления власти, реализации прав и свобод, человека и гражданина.
3 .Нормы Конституции являются первичным и имеют учредительный характер являются важнейшим источником не только конституционного права, но и все других отраслей национального права, составляя основу правового регулировании всего комплекса общественных отношений.
4.Стабильность Конституции - важнейшее условие функционирования все правовой системы и государственной власти на основе законности.
Все другие нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение е принципов и положений, а в случаях расхождения действуют нормы Конституции республики. Основной закон, являясь юридической базой развития текущего законодательства, предопределяет содержание производных нормативны? правовых актов. Как справедливо отмечает А.Т. Ащеулов: «В республике ни одна из правовых актов, включая и Гражданский кодекс, не может претендовать на независимый и автономный от Конституции статус, иначе единство и внутренняя согласованность правовой системы будут нарушены [18].
Таким образом, принципы и нормы Конституции играют в правовой систем приоритетную роль. Конституция как Основной закон государства венчает собой все законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает видь основных нормативных правовых актов, их соотношение, субординацию способы разрешения коллизий между ними и в целом служит главные ориентиром в деле организации правового регулирования политической системы республики.
Среди многообразия юридических источников, определяющих структуру функциональную характеристику политической системы страны, наиболее важным по значимости после Конституции страны являются конституционны, законы. Они не вносят изменений и дополнений в Основной закон; конкретизируют ее отдельные положения.
Конституционные законы обладают большей юридической силой, нежели другие виды законов, что также выражается в особой процедуре их принятия.
Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституции Республики Казахстан. К ним, в частности относятся, Конституционные законы «О Президенте Республики Казахстан» от 26.12.1995 г., «О Парламент Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16.10.1995 г., «О Правительств Республики Казахстан» от 18.12.1995 г., «О судебной системе и статусе суде: Республики Казахстан» от 25.12.2000 г., «О государственных символа Республики Казахстан» от 24.01.1996 г., «О выборах в Республики Казахстан» о 28.09.1995 г., «О республиканском референдуме» от 02.11.1995 г.
Указанные акты регулируют наиболее важные и политически значимы общественные отношения, и по своей сути служат институциональной базыформирования и функционирования отдельных элементов политической систем] страны. Особый порядок принятия конституционных законов в отличие о текущих законов подчеркивает стабильность и незыблемость политически институтов Республики Казахстан.
Особое место в системе нормативных актов занимают акты Президент; именуемые указами. Они относятся к подзаконным актам и в принципе нося исполнительский характер, за исключением указов, имеющих силу закон; Последние принимаются в случае, если Парламент не рассмотрит в течении месяца проекты законов, которые Президент объявляет приоритетными срочными. Они действуют до принятия Парламентом нового закона установленном конституционном порядке.
Заметим, что практически все концептуальные нормативно-правовые акты касающиеся основ конституционного строя и напрямую затрагивающие базовые институты политической системы, вначале были приняты в виде указов Президента и в последующем переименованы конституционными законами.
Среди обычных Указов Президента, имеющих большое значение в плане определения перспектив совершенствования политической системы, можно выделить Указ Президента от 15 августа 2003 года «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» [19].
Политическое значение указов в нашей стране очень высоко, поскольку от отличаются оперативностью принятия и, что наиболее важно, эффективно реализуют демократические идеи и принципы, отраженные в Конституции.
Постановления Правительства и приказы министерств не могут противоречить законам, но имеют приоритетное значение по отношению подзаконным актам местных органов государственного управления. По своем юридической природе они обладают достаточной силой для воздействия на определенные виды отношений, возникающие между различными институтам политической системы общества. Тем не менее, их действие должны ограничиваться кругом отношений в пределах жизнедеятельность государственных органов.
Вышеназванные и другие нормативно-правовые акты, несмотря на различную юридическую природу, формулируют основополагающие принципь функционирования государства и его положение в политической систем* общества.
2 Конституционно-правовая характеристика демократических институтов политики Республики Казахстан
2.1 Роль конституционного механизма государственной власти и структурировании политической системы Республики Казахстан
В жизнедеятельности общества, ее отдельных социальных слоев общеизвестную роль государства как основного и движущего фактора политического развития Государство, представляя наиболее эффективный инструмент общественного самоуправления, выступает ядром политической системы и во многом определяв: развитие ее отдельных институтов. Цели, задачи и функции государств; реализуются через систему государственных органов, именуемую механизмом государственной власти.
Понятие «механизм государственной власти» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах -широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарат; как совокупности всех государственных органов совпадает с механизмом государственной власти, идентично ему. В более узком смысле по; государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в наук административного права.
Понятие механизма государственной власти (механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничит] его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и отдельно взятых государственных органов.
Во-первых, механизм государственной власти - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности закрепленных в Конституции Республики Казахстан.
Во-вторых, механизм государственной власти характеризуется сложно! структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различны» виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторически: условиях данного государства закреплен в его Конституции. Например, Конституции СССР таким системообразующим фактором было положение Советах как политической основе государства. В пункте 4 статьи 3 Конституции Республики Казахстан 1995 г. в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви взаимодействии их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
В-третьих, между государственным механизмом и функциями государстве существует тесная обратная связь. Функции современного Казахстане осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь прр помощи государственного механизма власти, посредством деятельности все! системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственны? органов.
В-четвертых, механизм государственной власти для обеспечение возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложных социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы без которых не может обходиться не одно государство.
Функционирование механизма государственной власти, его положение в современной политической системе, основывается на конституционных принципах, выражающих ее сущность и содержание. К таковым относятся принципы народовластия, народного суверенитета, единства системы государственных органов; идеологического и политического многообразия самостоятельности государственных органов и общественных организаций, и? невмешательства в дела друг друга; демократизма механизма государственно! власти.
Принцип разделения властей. В советское время государственная власти создавалась на основе принципа соединения законодательной и исполнительной власти. И в стране, в которой в течение семидесяти лет господствовал это' принцип, стал утверждаться диаметрально противоположный принцип принцп разделения властей, который является одним из важнейших условий дл: формирования демократической политической системы.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан 1995 г. законодательная власть осуществляется двухпалатным Парламентом, исполнительная Правительством, судебная - Верховным Судом. При этом Президент, являясь главой государства, обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
Конституция 1995 г., закрепляя принцип разделения властей, регулирует деятельность независимых, с функциональными особенностями, законодательной исполнительной и судебной ветвей власти. При этом, каждая из ветвей обладает самостоятельностью и равными возможностями в осуществлении государственной власти. Этому способствует закрепленный в Конституции 1995г. механизм "сдержек и противовесов", который является неразрывной частью принципа разделения властей, гарантирующего осуществление компетенции: органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Закрепляется идея в соответствии, с которой предпочтение не отдается какой-либо из ветвей власти, наоборот, предполагается их постоянное взаимодействие и гармонично( развитие.
В силу конституционных положений Президент, являясь главой государства олицетворяет и обеспечивает государственную целостность и единство эффективность функционирования законодательной, исполнительной и судебное власти.
В Республике впервые создан двухпалатный Парламент, олицетворяющш законодательную власть. Он является постоянно действующим, работающим н; профессиональной основе, органом государства.
В Конституции 1995 г. обновлен статус Правительства. Теперь это орган олицетворяющий исполнительную власть, возглавляет систему исполнительны: органов и осуществляет руководство их деятельностью. В связи с изменением статуса Президента расширены полномочия Премьер-министра, который формирует Правительство, ему доверено самому набирать команд; единомышленников.
Путем объединения общих и арбитражных судов установлена единая систем судов, основанная на общих принципах деятельности, созданы условия дл утверждения единых подходов к формированию юридической практики, правовой политики в Республике.
Таким образом, принцип разделения властей, лежащий в основ функционирования механизма государственной власти, оказывает существенно влияние на характеристику конституционного строя. Реализация принцип разделения властей представляет собой определенный этап в движении формированию демократической политической системы.
Прерогативу высших государственных органов составляет осуществлении общего политического руководства и управления. Заметим, что реально положение и роль этих органов в механизме осуществления власти зависят о формы правления, политического режима, исторических и национальны особенностей, социально-политической ситуации, которая складывается на сегодняшний день в Казахстане. Особенности конституционного регулировании правового статуса высших органов государственной власти определяю специфику развития отечественной политической системы. Рассмотрим и подробнее:
Президент Республики Казахстан. Конституция Республики Казахстан 199 года на первое место в системе органов государственной власти поставит Президента. Это означает, что уже в самой структуре Конституции находят отражение, закрепленное в ст. 2 Конституции положение о том, что в Республик Казахстан учреждается президентская форма правления.
Правовой основой статуса Президента является ст. 40 Конституции, которого определяет его место в системе органов государственной власти. В должности Президента, как главы государства, персонифицируется представительств государства как внутри страны, так и в международных отношениях Одновременно Президент признается высшим должностным лицом государства Такая характеристика Президента, по мысли законодателя, должна означать, что он не относится не к одной из ветвей власти и занимает особое место в систем органов государственной власти Казахстана.
Президент Республики Казахстан наделен конкретными полномочиями позволяющими ему выполнять ту роль, которая отводится ему Конституцией Особенности правового статуса Президента Казахстана вызваны не просто стремлением укрепить президентскую власть. Во всяком случае, это не самоцель В то же время в научной мысли, при обсуждении Конституции 1995 г., да и после ее принятия, на этот счет высказывались различные токи зрения.
Раскрывая особенности формы правления, нельзя не остановиться на полномочиях Президента, ибо в своей совокупности они как раз таки и дают общую картину о данном институте. Перечень таких полномочий закреплен вст.44 Конституции 1995 г. и во II главе Конституционного закона «О Президент* Республики Казахстан»: внешнеполитические полномочия, полномочия в облает обеспечения обороноспособности и безопасности, полномочия Президента в отношении Парламента, Правительства, Конституционного Совета, судов и судей органов прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Национальной банка, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканской бюджета, республиканского референдума, акимов, иные полномочиям Президента Республики Казахстан. Данная классификация, на наш взгляд довольно четко и подробно отражает деятельность Президента и его взаимодействие со всеми ключевыми органами государства, а также его роль в организации и проведении демократических институтов.
Конституционный статус Президента характеризуется и порядком решении: вопросов его ответственности. Институт ответственности состоит из оснований порядка и последствий привлечения к ней главы государства. Во всех страна: предусмотрены сложные парламентские процедуры его отрешения от должности Так, в Соединенных Штатах Америки импичмент Президента может быть проведен за государственную измену, взяточничество или другие преступления мисдиминоры (правонарушения, наказуемые сроком менее одного года). В России Президент досрочно прекращает полномочия в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия или отрешения от должности. Предложения отрешения Президента от должности вносит Государственная дума в случае государственной измены или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденных заключением Верховного Суда в наличии в действиях президента признаков преступления и заключение Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижение обвинения.
Конституцией Республики Казахстан предусмотрены два основания прекращения полномочий: досрочное освобождение от должности може: наступить при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности пс болезни, а отрешение от должности - за действия, совершенные при исполнение своих обязанностей и только в случае Государственной измены (ст.47).
Таким образом, изучение особенностей конституционно-правового статус. Президента Республики Казахстан, позволяет сделать вывод, что он являете) центральной фигурой политической системы, более того глава государств; олицетворяет единство власти. Опыт показывает, что введение президентской формы правления способствует укреплению исполнительной власти, а следовательно, и успешному проведению конструктивных социально экономических реформ в Казахстане. Тем не менее, выполнение Президентом полной мере всех закрепленных полномочий напрямую зависит также ог эффективного и слаженного функционирования органов законодательной исполнительной и судебной власти.
Парламент Республики Казахстан. Исследуя современный казахстанские Парламент, отдельные ученые вполне естественно проводят аналогии и сравнение с парламентами других развитых стран мира. Однако каждое государство имеет свой путь становления и развития. Путь, который прошел современных казахстанский парламентаризм, характерен своей приверженностью ) прогрессивным критериям цивилизованных стран, в то же время он оригинален первичен.
В соответствии со ст. 49 Конституции Республики Казахстан Парламента выступает как «высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции».
Данное положение устанавливает представительную природу Парламента, по сути, это орган представляющий интересы казахстанского народа. Его функциональное предназначение в системе государственной власти осуществлять законотворчество. При этом дается характеристика Парламента на постоянно действующего органа, благодаря чему законодательные функции принимать законы, изменять и дополнять их; приостанавливать и отменят законы; ратифицировать и денонсировать международные договоры -осуществляется непрерывно. Важно также отметить, что Парламент обладает определенной учредительной властью, осуществляемой в тесном конституционно процессуальном взаимодействии с Президентом страны (принятие законом вносящих изменения и дополнения в Конституцию) Такой профессиональны] парламентаризм отвечает модели современной государственности и обеспечивает нормальную и устойчивую жизнедеятельность общества [20].
Исходя из того, что, что если в унитарном государстве Казахстан, как и во многих других унитарных государствах, двухпалатный парламент, то структур парламента не обязательно должна быть обусловлена формой государственного устройства, вопреки устоявшегося мнения в научной среде. Выбор той или иного структуры парламента обусловлен в значительной степени субъективные фактором, подходом, и, по всей видимости, стремлением, желанием плодотворно работать, эффективно обеспечить законодательную деятельность. Во всякое случае, именно, этим, по нашему мнению, можно объяснить создании двухпалатного парламента в Республике Казахстан.
Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате: принимает законы обсуждает республиканский бюджет и отчеты об его исполнении, изменения и дополнения в бюджет, устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы издает акты об амнистии граждан; ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики и др.
Каждая из Палат имеет и исключительную компетенцию, которая преимущественно, связана с избранием на должность важных должностных ли1 государства, формированием отдельных центральных государственных органов.
В целом, основываясь на анализе конституционно-правового статус; Парламента, его полномочиях и в особенности занимаемой активной роли депутатского корпуса в общественной жизни, можно с удовлетвореннее констатировать высокую политико-правовую значимость парламентское деятельности. Прежде всего, следует отметить разработку и принята* казахстанскими парламентариями массива законодательной базы по широком} кругу вопросов, связанных с обеспечением внутриполитической стабильности.
Роль Парламента как фактора поддержания стабильности в политическое системе общества прослеживается на примере принятия и совершенствована законодательства о языках, в целом закрепившего компромиссную формулу посложной проблеме, в свое время вызывавшей неоднозначные оценки в обществе.
Правительство Республики Казахстан. Одним из наиболее важных компонентов конституционного механизма государства является вертикали исполнительной власти, возглавляемая Правительством Республики Казахстан.
В Казахстане сейчас происходят процессы, свидетельствующие о сокращения сфер деятельности исполнительной власти в экономике, социальных отношения? и др. Но это не дает оснований для утверждений об умалении роли исполнительной власти в функционировании политической системы страны Известно, что общественное производство требует регулирование со стороны исполнительной власти в целях обеспечения управляемости общественных отношений во всем их многообразии.
Правительство согласно ст. 64 Конституции 1995 г осуществляет руководств< системой исполнительных органов государства. Отметим, что концепции исполнительной власти, воспринятая Основным Законом страны, принципиально отличается от положений, содержавшихся в ранее действовавшей Конституции 1993 г. Суть новизны состоит в том, что отныне Президент не возглавляет единую систему исполнительной власти Республики (ст. 75 Конституции 1993 г.). Идея отделения исполнительной власти от законодательной и судебной нашла своевыражение в выделении в Конституции 1995 г. самостоятельного раздела 5 "Правительство". К этому добавим, что помимо данного раздела компетенция порядок организации и деятельности данного органа регулируете) Конституционным законом "О Правительстве Республики Казахстан " от И декабря 1995 г.
В конституционной характеристике Правительства последовательно выражены основные прерогативы исполнительной власти в рамках принципа разделение властей, - самостоятельность и ответственность Правительства в разработке основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка в организации их осуществления. Организует и руководит деятельность Правительства Республики Казахстан, персонально отвечает за его работу Премьер-министр.
В соответствии с национальным законодательством Правительство образуете) Президентом Республики в составе Премьер-министра, заместителей Премьер министра, руководителя Аппарата Правительства, министров, председателе! комитетов Республики. Высший исполнительный орган страны действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед избранным Президентом Республики. Правительство Республики исполняет обязанности до утверждения нового состава Правительства Республики.
Нынешняя Конституция отчетливо закрепляет организационную самостоятельность органов исполнительной власти. Статья 64 Конституции гласит: "Правительство в своей деятельности ответственно перед Президент Республики, а также подотчетно Парламенту Республики в случае предусмотренным подпунктом 6 статьи 53 Конституции". Это связано, прежде всего, с тем, что Казахстан является президентской республикой, и связь между Президентом и Правительством должна быть достаточно тесной. Ибо именно Президент, как уже подчеркивалось выше, в силу своего статуса принимав решающее участие в формировании Правительства [21].
Отметим, что Конституция 1995 года стремится исключить коллизии между Президентом и Премьер-министром. Президент обладает конституционные правом освобождать от должности, как Премьер-министра, так и членов Правительства без согласия Парламента (п.п.З ст.44, п.п.7 ст.70).
Можно отметить, что деятельность современного Правительства многогранна; и сложна, выполнение функций связано с повседневным управляющий воздействием на общественные отношения, организацией нормальной деятельности всех звеньев этой системы - начиная от предприятий, организаций и заканчивая структурами Правительства. Исполнительная власть "необходима дл; налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально культурной, административно-политической сферах, созидательной и охранительной деятельности" [22]. Другие же ветви власти "не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразия общественных отношений" [23].
С учетом достигнутого и новых Перспектив развития требуется дальнейшего реформирование исполнительной власти, основными направлениями которого остаются по-прежнему децентрализация власти, а также упорядочение и повышение эффективности системы государственного управления.
В этом русле представляется приоритетным сокращение излишне большей числа государственных функций на центральном уровне власти, передача част] полномочий местным органам. Необходим компактный и эффективный по свое] деятельности государственный аппарат, состоящий из управленцев с новы? стратегическим мышлением. Структура Правительства должна быть выстроена соответствии с приоритетами государственной политики, а министерств - на основе четкого функционального распределения по типам государственных функций.
Правительство должно уделять большее внимание на реализацию общерегуляционных функций и нормотворческой работе.
Судебная система Республики Казахстан. В настоящем исследовании основные позиции, касающиеся конституционной характеристики судебно системы Казахстана, ее роли в укреплении политической системы формировании институтов гражданского общества основываются на анализ объективных условий современного Казахстана и попытке осмысления динамик судебного реформирования в контексте политической модернизации страны.
Структура судебной власти Казахстана охватывает систему судов общей специальной юрисдикции. Само понятие судебной системы рассматривается ка совокупность: судебных учреждений государства, основанных на едины принципах организации и деятельности, связанных единством целей и задач, четко обозначенной компетенцией каждого звена, позволяющей выделить высший суд.
В Республике Казахстан систему судов составляют Верховный Суд и местные суды. К последним относятся областные и приравненные к ним суды (городские суды столицы и городов республиканского значения, специализированный суд Военный суд войск Республики Казахстан и др.), районные и приравненные к ни суды (городские, межрайонные, специализированные суды - военные суд гарнизонов, экономические суды, административные суды).
Место судебной власти в государственном механизме определяете характером возлагаемых на нее функций. Главной их них является отправлен! правосудия [24]. Суды осуществляют рассмотрение уголовных гражданских и иных дел в порядке, установленном законодательством. Никакойиной орган, должностное и иное лицо не вправе брать на себя функции суда.
Тем не менее, на сегодняшнем этапе в общественном сознании судебная реформа, как один из основных компонентов правовой реформы, является достаточно актуальной проблемой. Это связано, прежде всего, с тем, что судебная ветвь власти является, во-первых, гарантом защиты прав и свобод членов общества, и, во-вторых, судебное правоприменение - это одновременно и исследование эффективности законодательства, его соответствия объективные потребностям общества. В большинстве случаев именно суды первым! сталкиваются с проблемой применения и толкования законов, и) несовершенством, противоречивостью и т.д.
Все носители судебной власти призваны действовать в относящемся к т юрисдикции правовом пространстве в качестве потенциальных защитником Конституции, хранителей законности и гражданского мира.
В то же время независимость судебной власти не означает ее полно! оторванности от других ветвей власти. Вместе они составляют едины! конституционный механизм государственной власти. Единство последней предполагает, что суды, наряду с законодательным и исполнительными органами руководствуются и применяют в своей деятельности одну и ту же Конституцию одно и то же законодательство, взаимодействуют с ними с использование системы сдержек и противовесов. Хотя по характеру и объему полномочия наиболее «сильной» является исполнительная власть, тем не менее, все три ветви равны и не могут поглощать друг друга, присваивать компетенцию, закрепленную за каждой из них, занимать монопольное, господствующее положение в государстве. Парламент, осуществляющий законодательную власть, путем принятия законов обеспечивает правовые основы судебной власти: закрепляв порядок ее формирования, организации и деятельности, определяет компетенций судов. Кроме того, он участвует в наделении судей полномочиями и прекращении.
Конституционный Совет представляет собой один из основных государственных органов республики, составную часть ее государственное механизма, в силу чего формирование Конституционного Совета, его состав и порядок функционирования приобретает особое значение.
В Конституции Республики Казахстан Конституционному Совету посвящен специальный раздел, в котором закреплены его полномочия, порядок образована и деятельности.
Подводя итоги анализа современного механизма государственной власти на составной части политической системы Республики Казахстана, следует еще раз отметить, что только народ является источником государственной власти Механизм народной (публичной) власти материализуется не только государственной власти. Народная (публичная) власть на наш взгляд шире понятия «государственная власть». Государственные органы, осуществляю (народную власть) публичную власть «особого рода» и она не совпадает непосредственно с обществом, с населением, что важно для уяснения сущность политической системы. В систему народной (публичной) власти в широкол смысле входят и другие элементы политической системы: разного род; общественные организации и объединения (партии, союзы, движения организации общественного самоуправления и самодеятельности и др.) выступающие как организации непосредственно самого общества.
И как бы ни была структурирована государственная власть, как бы ни были обособлены различные по своему функциональному назначению ее "ветви", они должны взаимодействовать между собою таким образом, чтобы сохранилось единство и цельность конституционного механизма государственной власти. Это важная предпосылка стабильного развития политической системы любой демократического государства.
2.2 Взаимодействие общественных объединений и политических партий государственной органами
Политическая система общества олицетворяет не только государство о сложной и разветвленной системой органов, но и другие виды негосударственных: институтов. Функционирование последних является необходимым условие? становления и развития демократической политической системы.
В современное время основные направления деятельности негосударственных: организаций, характер их взаимоотношении с государством определяются уставными положениями и зависят от их видов. Президент государства И.А Назарбаев подчеркивал: "Растут и множатся общественные организации, диалог с властью становится все интенсивней. Властная вертикаль подверглася существенному реформированию. Управленческие функции переходят либо вни в регионы, либо выводятся из сферы деятельности государства". [26, с.36-37 Трудно переоценить в этом процессе значение общественных объединений. Он представляют собой сложный механизм частных добровольных институтов, через которые граждане могут участвовать в политической и экономической жизни страны. В Стратегии "Казахстан-2030" поставлена задача ограничении профессионального государства от его основных функций, что составляет один и его долгосрочных приоритетов - каждое министерство и ведомство должны освобождаться от несвойственных ему функций.
По своей природе общественные объединения отличаются творчески характером их функционирования, создающим здоровую конкуренцию ставящим превыше всего интересы дела. В Законе "Об общественных объединениях" четко определены их права и обязанности. Они имеют право:
распространять информацию о своей деятельности;
представлять и защищать права и законные интересы своих членов в судах других государственных органах;
учреждать средства массовой информации;
проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
осуществлять издательскую деятельность;
вступать в международные некоммерческие неправительственные объединения;
осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Законодательством установлен уведомительный порядок проведена манифестаций, согласно которому соответствующие органы заранее извещаются о предстоящем событии, его времени, месте проведения и тематике. Порядок проведения митингов, демонстраций регламентируется Законом Республик! Казахстан, от 17 марта 1995 г. "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан [27].
Согласно действующему законодательству общественные объединена обязаны:
- соблюдать законодательство Казахстана и нормы своих уставов;
-своевременно знакомить своих членов с документами и решениями
затрагивающими их права и обязанности;
-информировать своих членов о поступлении и расходовании денежных средств;
-информировать регистрирующий орган об изменениях в объеме сведений включаемых в единый государственный регистр;
-проводить принятие устава высшим органом объединения - собранием конференцией.
На территории Республики Казахстан запрещается создание общественных объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, специальные знаки отличия, гимны, флаги вымпелы, особые условия внутренней дисциплины и управления, оружие, в т. ч имитационное. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан.
Особый статус установлен действующим законодательством в отношена религиозных объединений. Они отделены от государства и не участвуют в выбора: органов государственной власти и управления. Что касается политической жизни страны, то служители религиозных объединений могут участвовать в ней наравне со всеми гражданами, но только от своего имени.
Все религиозные объединения равны перед законом и не выполняю государственные функции. Государство в свою очередь не вмешивается деятельность религиозных объединений, если они не нарушают законы Религиозные объединения не финансируются государством. Кроме того государственная система образования и воспитания отделена от религиозны) объединений.
В Республике Казахстан осуществляется все возможное для укрепления и повышения роли общественных объединений в структуре отечественно политической системы. Это наиболее отчетливо видно, при анализе правовой статуса профессиональных союзов.
Так, например, профессиональные союзы, приобретают недвижимость и иную собственность и являются участниками соответствующих имущественных отношений.
Функционирование профессиональных союзов не ограничивается пределам! имущественных отношений, возникающих на базе отношений собственности. Они осуществляют многогранную деятельность, реализуя законом установленные права:
представлять и защищать права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами общественными объединениями, предпринимателями и их объединениям! (союзами, ассоциациями); предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, выступать в их интересах в суде, других органах, оказывать го иную правовую помощь, создавать юридические консультации и другие службы правовой помощи; рассматривать индивидуальные трудовые споры и участвовать в разрешении коллективных трудовых споров; заключать соглашения и коллективные договоры; формировать денежные фонды; обжаловать в суд акты органов государственного управления, ущемляющие права и законные интересы членов профсоюза;
обращаться в органы государственной власти и управления об отмен> полностью или частично либо изменении принятых ими правовых актов ущемляющих права и законные интересы членов профсоюза; ходатайствовать перед прокуратурой об опротестовании правовых актов, находящихся в сфер прокурорского надзора, ущемляющих права и законные интересы членов профсоюза; о возбуждении дел против лиц, нарушающих законодательство < профсоюзах, охране труда и технике безопасности; осуществлять общественные контроль в пределах предоставленных законодательством прав за соблюдение? трудового, жилищного и пенсионного законодательства, законодательства об охране труда и профсоюзах в отношении своих членов и требовать устранение выявленных нарушений, посещать в лице своих представителей предприятия i рабочие места членов своего профсоюза, представлять и защищать социально экономические права и интересы трудовых коллективов в соответствии с и: поручением, заключать от их имени коллективные договоры. В соответствии действующим законодательством, соглашениями и договорами с работодателям] могут устанавливаться иные права профессиональных союзов.
Таким образом, функционирование профессиональных союзов, несмотря на т сугубо специфический характер деятельности, является необходимо предпосылкой демократизации политической системы. Благо дар; профессиональным союзам снижается уровень социальных, классовые противоречий, выносятся компромиссные решения, столь необходимые дл; стабильного общественно-политического развития.
Наиболее важную роль в современных условиях демократизации государственной жизни играют политические партии. Следует подчеркнуть, что становление правового государства немыслимо без политических партий важнейших инструментов аккумуляции и представительства интересов различны: слоев общества в государственных органах.
Тенденция повышения роли партий в политической системе в условия: политического многообразия, их открытое соперничество в борьбе за государственную власть свидетельствует об активизации политического самосознания общества. В этих условиях приобретают большую актуальност вопросы правового регулирования взаимоотношений политических партий государственных институтов.
Политическая партия может быть создана по инициативе группы гражда Республики Казахстан численностью не менее одной тысячи человек представляющих две трети областей, города республиканского значения столицы.
Учитывая процесс развития многопартийности в Казахстане, и исходя и мирового опыта, необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования парламентской деятельности политических партий, уточнения правового статуса их парламентских фракций. В частности, на наш взгляд, был бы желательным включить в регламент палаты или, возможно, в специальный закон о парламентских фракциях положения о праве их участвовать формировании руководящих и рабочих органов палаты, о государственно финансировании фракций, о правовом статусе оппозиционных фракций и т.д.
Однако, несмотря на отмеченные недостатки в правовой регламентаци партийных фракций, следует констатировать заметное возрастание их роли. Б сегодняшний день ими не оставляются без внимания практически все законопроектные работы. Партии становятся важной политической единице] имеющей достаточное влияние и вкладывают значительную лепту в наблюдаемы процесс политизации высшего представительного органа власти.
Политические программы многих политических партий Казахстана имеют выраженную стратегическую направленность и определяют дальнейшие перспективы совершенствования базовых институтов отечественной политической системы. В частности, можно отметить комплексную программу действий Республиканской политической партии «Отан» по реализации предвыборной программы «Казахстанский путь - 2009». Содержание даного программного документа корреспондирует проводимой главой государств; политике модернизации системы государственного управления, выборной законодательства и институтов гражданского общества.
Резюмирую изложенное, следует еще раз подчеркнуть, что эффективное функционирование политической системы немыслимо без активного участи; политических партий и других видов общественных организаций и государственной и общественной жизни. Законодатель должен учитывав тенденцию повышения роли и значения негосударственных организаций и политической жизни государства, обеспечить их большими правами и свободам! адекватными правам объединений развитых демократических стран Формирование высших государственных органов должно быть в некоторое степени сориентировано на партийную систему и общественные организации.
2.3 Конституционно-правовое регулирование выборов и референдум
Конституционная характеристика политической системы Республики Казахстан была бы неполной без анализа институтов, выполняющих важную роль ] консолидации ее структурных элементов. Речь идет о непосредственной форм< народовластия. «В рамках непосредственной демократии изо дня в день кропотливая, многомерная работа по формированию общенародной воли на базе социально значимых общественных инициатив институтов гражданской общества, - подчеркивает И.М. Степанов. - Высшим выражением этой воли являются референдум и свободные выборы» [28].
Выборы в Республике Казахстан являются ведущей формой непосредственного осуществления власти народом и представляют важнейшую сторону политического процесса в государстве. Они имеет многофункциональны] характер, выступают как средство активизации населения, устанавливаю обратную связь между гражданами и выборными органами, могут содействовать развитию демократии, формированию правового государства.
Выборы представляют важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают подбор политической элиты, являются одной и определяющих характеристик государственной жизни, особенностей политической системы общества. Участвуя в голосовании или, напротив отказываясь от него, далеко не всякий избиратель сознает социальное значение выборов. В системе приоритетов для него решающей значение могут иметь личные склонности, субъективный фактор. Но объективно выборы, будучи неотъемлемой частью политического процесса, позволяют определить партии лиц, которые будут проводить политику государства в масштабе страны и на местном уровне. В конституционном праве термином «выборы» обозначаются процедура формирования государственного органа или наделения полномочиям: должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый представляемый таким образом мандат могу претендовать в установленном порядке два и более кандидата [29, с.347].
Данное определение позволяют отличить выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностные лиц, в частности, от назначения, производимого коллегиально путем голосована управомоченных лиц. Для назначения на каждую должность представляются обычно один кандидат, тогда как смысл выборов заключается по определению том, чтобы выбрать одного из нескольких или даже многих кандидатов. Правда иногда нормы конституции или закона, требуют, чтобы назначение производилось из нескольких кандидатов, но это имеет место в случаях, когда назначен» производится не коллегиальным, а единоличным органом, например Президентом Посредством выборов формируются различные органы публичной власти парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирована органов общественных объединений, но эти выборы находятся за пределами конституционно-правового регулирования.
Выборы легитимируют государственную власть в политической систем общества, формируют важнейшие политические институты. Через их посредством народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществлении его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека 29] гражданина. Воля народа должна быть основой власти правительства; это вол должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводится при всеобщем и равном избирательно праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначны форм, обеспечивающих свободу голосования.
Обращаясь к Конституции РК 1995 года, отметим, что в ней также указываете что «единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам».
Было бы не верным полагать, что путем выборов народ передает избранника свой суверенитет, как иногда пишется в научной литературе. Народ и суверенитет неотчуждаемы. Путем выборов передается лишь право на его реализацию установленных конституцией пределах. Смысл разделения властей как раз заключается в том, чтобы не допустить сосредоточение всей власти в рука одного государственного органа, пусть даже и выборного. Поэтому не один орган будь то паную компетенцию, при том лишь в течении срока, на который избран.
Конституции Республики Казахстан, а также в Конституционном закон Республики Казахстан,"О выборах в Республике Казахстан"от 28 сентября 199 9года закреплены принципы избирательного права.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что все граждан! Республики Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от пола национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т.д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственно! власти. Всеобщее избирательное праводелится на активное и на пассивно» избирательное право.
Всеобщее активное избирательное право - это право граждан Республик участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста Пассивное избирательное право - это право граждан Республики быть избранны? президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями установленными Конституцией.
Отсюда следует, что пассивное избирательное право отличается от активное избирательного права.
При пассивном избирательном праве гражданин выступает субъектом подлежащим избиранию. Пассивность состоит в том, что не он выбирает (хотя oi не лишается права голосования), а его выбирают.
Государство предъявляет ряд требований к гражданам, избираемым н должности в государственных органах. Эти требования обусловлены характером особенностями, особым положением выборных органов в государственное механизме. Например, для избирания на пост президента предъявляют требования, относящиеся к возрасту, знанию, отношению к государству и т.д. Эл особые требования обусловлены чрезвычайной ответственностью пост Президента перед народом и государством. Ряд требований предъявляется : гражданам, к выдвигаемым кандидатами в депутаты Парламента, маслихатов Указанные конституционные требования не являются ограничениям избирательного права граждан.
Всеобщее избирательное право не исключает возможности установления ограничения избирательного права. Конституция Республики Казахстан устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными, участвовать республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными.
Принцип равенства граждан Республики Казахстан в избирательном прав означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилис Парламента и маслихатов республики на равных основаниях и каждый и избирателей обладает одним голосом.. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Маслихата и т.д.) только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равны основаниях обеспечивается и тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями. Например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормам представительства. Избирательные права всех граждан в равной мере охраняются законом. Уголовный кодекс Республики Казахстан устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование реализации гражданином Республик! своего избирательного права.
В Республике Казахстан в Парламент установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Принцип прямого избирательного прав; выражается в том, что Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданам непосредственно. Косвенное избирательное право выражается в том, что выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики, то есть граждан Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях, и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената. Пассивное избирательно право при выборах депутатов Сената на сессиях маслихатов осуществляется ограничениями, установленными Конституцией Республики Казахстан.
Принцип добровольного участия граждан Республики Казахстан в выбора: выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Обеспечиваете свобода волеизъявления во время выборов также тем, что проведение агитации день выборов не допускается.
Гражданин Республики Казахстан, проживающий за ее пределами ил оказавшийся за границей, обладает всей полнотой избирательных прав. Это обеспечивается, в частности, тем, что списки избирателей по избирательным участкам при представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах, на судах, принадлежащих Республике Казахстан и находящихся день выборов в плавании, составляются на основе данных, представляемы руководителями названных представительств и капитанами судов.
Обратимся к мировой практики функционирования избирательных систем. Н сегодняшний день в мире существует две избирательные системы пропорциональная и мажоритарная. Первая отличатся от второй тем, чт строится не на принципах большинства поданных голосов, а на принципа пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатам! То или иное их сочетание образует смешанную систему голосования.
При выборах в представительные органы по мажоритарной систем избиратели голосуют за конкретных кандидатов по избирательным округам (одно - или многомандатным). Выборы по пропорциональной системе означают подач голосов за партийные списки, что практически исключает голосование з конкретных лиц и выводит из борьбы независимых кандидатов
Обе рассматриваемые системы имеют как положительные, так отрицательные черты. Например, преимущество мажоритарной системы состоит том, что она очень проста и доступна пониманию широких слоев избирателей
При её применении избранным считается тот кандидат, который набрш большинство голосов на выборах в парламент. Эта система начала применятся i то время, когда еще не было политических партий, а кандидатами в депутать избирались только те, кто пользовался наибольшей популярностью у избирателей С появлением множества политических партий стало отдаваться предпочтен» пропорциональной системе, поскольку мажоритарная система при участии и; выборах множества партий и политических групп дает сбои, характеризующиеся несправедливости полученных результатов, а значительное большинство мест парламенте может получить партия, победившая на выборах с незначительны* перевесом голосов. Существует также риск, что при данной избирательно! системе политические взгляды некоторых общественных организаций не буду представлены в выборных органах.
Преимущество пропорциональной системы заключается в её справедливости так как места, получаемые на выборах различными политическими партиями пропорциональны соотношению этих сил в обществе. Учитывая, что демократическом обществе в принципе не должно быть партий, которая имела бы монопольное право на выражение мнения всего общества, никто не может быт исключен из представительства в законодательные органы государства. Однако кроме ощутимых преимуществ рассматриваемая система имеет также недостатки.
На наш взгляд, в Республике Казахстан стадии избирательного процессе исходя из анализа Конституционного закона о выборах можно поставить рассмотреть в следующей последовательности:
Определение даты выборов и условий - с этой стадии и начинается сам избирательный процесс, здесь оговаривается точная дата выборов, конкретны требования, предъявляемые к кандидатам.
Очередные выборы Президента Республики проводятся раз в семь лет в перво воскресенье декабря соответствующего года и не могут совпадать по срокам выборами нового состава Парламента.
Наиболее важной стадией избирательного процесса является выдвижение кандидатов. Именно на этом этапе определяется круг лиц, из числа которых буду избраны Президенты, депутаты, сенаторы и другие выборные должности.
После выдвижения кандидатов в Президенты, депутаты Мажилиса и Сенат начинается их регистрация. К регистрации в окружные избирательные комиссии представляется любое количество кандидатов в депутаты, но перед это процедурой комиссии осуществляют проверку представленных документов. При выдвижении политическими партиями кандидатов по одномандатные избирательным округам их регистрация производится лишь при наличие следующих документов: выписки из протокола заседания по выдвижение кандидата с приложением копий о регистрации данной политической партии соответственно в Министерстве юстиции и его территориальных подразделения заявления гражданина о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по конкретному избирательному округу от выдвинувшей его политической партии
биографических данных о кандидате; медицинской справки о состоянии психического здоровья; документа, подтверждающего внесение кандидатов
избирательного взноса.
С момента регистрации кандидата в Президенты, в депутаты Мажилиса Сената начинается агитационная работа партий среди избирателей в поддержку собственных претендентов на выборные должности.
Предвыборная агитация - это деятельность граждан РК, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов. Это важный этап избирательной кампании, суть которой заключаете в доведении до сведения избирателей программных платформ кандидатов, целей задач, которые они намереваются реализовать в случае, если будут избраны соответствующие властные структуры государства. В эпоху тоталитарного режима предвыборная агитация не имела принципиального значения и носил формальный характер. Этим и объясняется, почему в юридической литературе по существу не уделялось внимания. В условиях политического плюрализме свободных выборов она обретает особую значимость, ибо оказывает непосредственное влияние на волеизъявление избирателей.
Важнейшая стадия избирательного процесса - голосование, поскольку имени здесь совершается народное волеизъявление, в результате которого формируются выборные учреждения государства. Голосование, как правило, должны проводиться в специально отведенных помещениях, в которых должны быт оборудованы в достаточном количестве кабины для тайного голосования установлены урны голосования таким образом, чтобы голосующие при подходе ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосование При этом должна быть обеспечена, возможность наблюдателям и члена: комиссии наблюдать за избирательными урнами.
Установление и опубликование итогов выборов - выполнение данной стадии относится к компетенции избирательных комиссий: по выборам Президент; депутатов Парламента - ЦИК; по выборам в маслихат, органы местного самоуправления - территориальной избирательной комиссией. На основании протоколов участковых комиссий составляет соответствующий протокол, причем это происходит в присутствии наблюдателей.
С учетом современных реалий функционирования политической систем необходимо также пересмотреть перечень вопросов, не являющихся предметов референдума. Ограничение народного волеизъявления через республиканском референдум должно быть социально и политически оправдано. В конечном счет зрелость политической системы определяется через возможность рядовь: граждан влиять на принятие важных политических решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим фактором политического развития Казахстана с момент; обретения суверенитета является проблема демократизации политической системы общества. Эта проблема, объединяющая внутри - и внешнеполитические вопросы, сегодня представляет значительный исследовательский интерес [З0].
Политическую систему общества следует рассматривать как конституционное» закрепленное единство взаимодействующих между собой государственных органов и негосударственных социальных институтов, обеспечивающее участи народа в управлении делами общества и государства.
Демократическая политическая система современного общества должна обеспечить эффективное проведение внутренней и внешней политик: государства, и наиболее полно выражать интересы различных социальных слое общества в решении важных государственных задач.
Среди правовых норм, регулирующих сферу политической жизни, наиболее важное значение имеют нормы Конституции Республики Казахстан, причем не только в силу их формально-юридического верховенства в правовой систем нашей страны, но и того, что в них закрепляются многие общие принципы свойственные политической системе. По сравнению с нормами, содержащими других законах и подзаконных актах, конституционные нормы обладают наиболее выраженным политическим содержанием.
Государство, представляя наиболее эффективный инструмент общественного самоуправления, выступает ядром политической системы и во многом определяет развитие других ее институтов. Цели, задачи и функции государства реализуются через систему государственных органов, именуемую механизме, государственной власти.
Политическая система любого общества олицетворяет не только государств со сложной и разветвленной системой органов, но и другие вид негосударственных институтов.
Свободное функционирование политических партий и общественных объединений является важной и необходимой предпосылкой развития демократической политической системы. Тенденция повышения роли партий условиях политического многообразия, их открытое соперничество в борьбе за государственную власть свидетельствует об активизации политического самосознания общества. В этих условиях приобретают большую актуальность вопросы правового регулирования взаимоотношений политических партий государственных институтов.
Для их активного участия в государственной и общественной жизни необходимо создание достаточных конституционно-правовых условия Законодатель должен учитывать усиление позиций политических партий
политической жизни государства, обеспечить их правами и свободам адекватными правовому статусу партий в развитых демократических странах. В этом плане необходимо наделить парламентские фракции от политических партии и общественных объединений правом предлагать Президенту кандидатуры руководителей высших исполнительных органов, а также участвовать формировании руководящих и рабочих органов палаты. Законодатель должен усилить ответственность должностных лиц государственных органов умышленное воспрепятствование деятельности общественных объединений.
Выборы и референдум в Республике Казахстан являются ведущими формам непосредственного осуществления власти народом и представляют важнейшую сторону политического процесса в государстве.
Как важнейший инструмент легитимности государственной власти, выбор! обеспечивают формирование представительных органов и являются одной и определяющих характеристик государственной жизни, специфики политической системы общества. Референдум, являясь непосредственным выражением власти народа, наиболее четко выражает подлинную волю различных социальных слое общества. Это наиболее значимо в условиях противоборства различны политических сил, в котором референдум обеспечивает регулирующую роль.
Вышеизложенные мысли и предложения подчеркивают необходимость государстве системной и многовекторной работы по дальнейшей конституционной модернизации политической системы и развитию демократии. этом плане особую актуальность имеет, предложенная Президентом Республик Казахстан, Общенациональная программа политических реформ. Эта программ представляет единый, целостный подход к реформам государственных политических и общественных институтов.
Если движение к демократии лучше всего начинать сверху, то закрепить е можно только при активном участии и поддержке масс. Данная Программ должна реализовываться лишь на основе диалога со всем обществом Демократические нормы и ценности прививаются в обществе тем успешнее, че более очевидны для массового сознания преимущества новой формы организации политической системы. Укрепление демократии требует повышения уровня качества жизни широких слоев населения, а это лучше всего обеспечивает отлаженная система демократических институтов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция СССР 1977 г. - М, 1978. - 30 с.
- Теория государства и права / Под ред. К.А.Мокичева. - М.,1965. - 435 с.
- Теория государства и права. Учебник / Под ред. Н.Г.Александрова. - М, 1974.-662 с.
- Ким А.И., Понуровская Л.Н. Политическая организация и политическа система советского общества / Вопросы теории права, социалистическо] государственности и социального управления. Вып. 2. - Томск: ИТУ, 1983. 45 с.
- Бурлацкий Ф.М. Политические системы современности. М.,1978. - 277 с.
- Ибраева А.С, Ибраев Н.С. Теория государства и права: учебное пособие. - Алматы: Жеты Жаргы. - 2003. - 430 с.
- Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях - М.: Наука, 1988.-176 с.
- Ильинский И.П., Мишин А.А., Энтин Л.М. Политическая систем современного капитализма. - М.: Международные отношения, 1983. - 304 с.
- Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах» от 9 апрел 1999 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан.-1999.- № 14.
- Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти -президентской республике. - Алматы: ЖетьЖаргы, 1995.- 88 с.
- Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об образовании КАССР» от 26 августа 192 г. / Собрание указов. -№76. - 1920. -Ст.359.
- Конституция Казахской ССР от 1937 г. - Алма-Ата, 1977. - 23 с.
- Конституция Казахской ССР от 1978 г. - Алма-Ата, 1978. - 32 с.
- Материалы XIX всесоюзной конференции КПСС (28 июня-1 июля 1988 г. - М.: Политиздат, 1988. - С.37.
- Закон Казахской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Казахской ССР» от 22 сентября 1989 г. // Казахстан: этап государственности / Сост. Ж.Н. Баишев. - Алматы: Жеты Жаргы, 1997. - С.33' 338.
- Конституционный Закон Республика Казахстан «О государственно независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г. // Ведомост Верховного Совета Казахской ССР.- 1991.-№51.- Ст.622.
- Конституция Республики Казахстан от 1993 г. - Алматы: Казахстан, 1993 35 с.
- Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н профессор А.Т.Ащеулов. -Алматы: КазГЮА, 2001. - С.27-28.
- Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах г реализации стратегии развития Казахстана до 2030 г.» от 15 августа 2003 г. 1165 / САПП РК.-2003.- № 32. -Ст. 318.
20. Котов А.К. Конституционализм в Казахстане: опыт становления эффективность механизма власти. - Алматы: КазГЮА, 2000.- 288 с.
21. Баймаханов М.Т., Аюпова З.К., Ибраева А.С. Становление правовой государства и конституционной процесс в Республике Казахстан: Монография Алматы: КазГЮА, 2001. - 285 с.
22. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти. / Государство и право.-1992.- №3. -С.13.
23. Алехин А.П. Административное право РФ. 4.1. -М., 1994. - С.9.
24. Мами К. Становление и развитие судебной власти в Республике Казахстан -Астана: Елорда, 2001.- 350 с.
25. Хитрин Ю. Пять лет на страже конституционной независимости/ Юридическая газета.- 7 февраля 2001 года. - С. 1.
26. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана ка: суверенного государства. - Алматы, 1992, - С. 36-37.
27.Закон Республики Казахстан «О порядке организации и проведени. мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республик Казахстан» от 17 марта 1995 г. // Ведомости Верховного Совета Республик] Казахстан. - 1995.- №1-2.- Ст.19.
28. Степанов И.М. Институт выборов в современном демократическог обществе. // Государство и право. - №3. - 1998. - С. 18-22.
29. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежны стран. Особенная часть. Страны Европы. - Москва: БЕК, 1997. -С.347.
30. Нурша А.К. Демократизация политической системы Республик Казахстан: проблемы и перспективы // Вестник КазНУ. - №3 (11).- 2003 г. - С. 10 -116
PAGE \* MERGEFORMAT 25
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА