Техническая и физическая подготовка
ВВЕДЕНИЕ
Все приемы, которым следует научиться, чтобы уметь управлять мячом, называются техникой футбола. О каждом приеме речь пойдет сразу на футбольной площадке. Чтобы правильно выполнять технический прием, необходимо применять в тренировочном процессе несложные подводящие и специальные упражнения.
Удары по мячу основное средство ведения игры. Выполняют их ногой и головой различными способами, имеющими свои разновидности.
Все способы ударов носят определенную целевую направленность, которая характеризуется необходимой траекторией движения мяча, а также его оптимальной (а часто и максимальной) скоростью. Скорость полета мяча зависит от начальной скорости ударного звена (нога или голова) и мяча в момент соприкосновения, а также от отношения их масс.
Так как массы взаимодействующих звеньев относительно постоянны, для увеличения скорости полета мяча необходимо увеличить скорость ударного звена.
Доступность этой игры, огромная эмоциональность, разнообразие игровых ситуаций сделали футбол таким популярным и народным видом спорта нашей планеты. Футбол непрерывно развивается, а в связи с этим хоть и незначительно, но постоянно корректируются и правила игры.
Выявление новых, более эффективных методов достижения высших форм двигательной деятельности, в частности ударов по мячу, позволяет прогрессу спортивного мастерства футболистов. Для любой спортивной игры характерна неопределенность действий противоборствующих сторон. Все диктуется обстановкой, ситуацией.
Ситуация не только определяет выбор действия из числа разученных ударов по мячу, но и создает новые. Игра как бы “творит” движения. Однако это не исключает, а предполагает внесение в игру управленческого характера, поиск лучшего, преодоления неожиданного.
Все создаваемая необходимость повышения эффективности обучения ударов по мячу в футболе вызвана тенденциями развития современного футбола: увеличением интенсивности игры, повышение сложности технических приемов, улучшением и повышением тактики игры.
Задачи данной курсовой работы это дать анализ, характеристику и исследования ударов по мячу, а также показать уровень физической подготовки футболиста, без которой невозможно технически правильно выполнить удар по мячу.
- Обзор литературы о физической подготовке футболистов
Техническая и физическая подготовка это педагогический процесс, направленный на развитие технических приемов, физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры в футбол. Физическая подготовка должна быть связана с технико-тактической и соревновательной подготовкой.
Физическая подготовка складывается из общей и специальной физической, между ними существует тесная связь.
Задачи общефизической подготовки:
-укрепления здоровья, содействие правильному физическому развитию, формированию осанки;
-развитие основных двигательных качеств (быстроты, силы, координационных способностей (ловкости), выносливости, гибкости);
-совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений ( в беге, прыжках, метаниях, плавании и др.;
-укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата и других мышц, несущих главную нагрузку при выполнении специальных заданий в спортивной игре, в частности в изучении ударов по мячу.
Метод кратковременных усилий характеризуется выполнением упражнений, при котором обучаемый проявляет силу, наибольшую для него в данном тренировочном занятии. По интенсивности это максимальные, или предельные, усилия 90%-100% от максимальной и субмаксимальные, или околоопределенные, усилия 80%-90% от максимальных результатов.
Рост физических качеств происходит неравномерно. Самый значительный прирост данных качеств наблюдается на первом этапе занятий футболом. Тренировка и развитие физических качеств может проходить с помощью самых разнообразных методов. Однако ведущими методами среди них являются объяснение и показ. Предъявляемые требования, согласно тестированию, например по прыгучести для нападающих и защитников примерно одинаковые.[1]
Выносливость футболистов характеризуется способностью к длительному выполнению упражнений без снижения их эффективности. Изменяется она у мальчиков и девочек по разному. Прыжковая выносливость у девочек, например, резко возрастает, а у мальчиков ниже. В дальнейшем эти показатели изменяются незначительно.
Знание периодов возрастного изменения физических качеств позволит более точно дозировать физическую нагрузку. Для ориентира следует привести результаты, которые показывают юноши старшего возраста, занимающиеся футболом с 5 класса, в начале года тренировок: становая сила 90 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 4,8 секунды; прыжок вверх с места толчком двух ног - 75 сантиметров. У юношей среднего возраста, которые занимаются футболом тоже с 5 класса: становая сила 80 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 5,4 секунды; прыжок вверх с места толчком двух ног - 65 сантиметров. Юноши младшего возраста, которые занимаются футболом 2 года, должны показывать соответственно такие результаты: становая сила 70 килограммов; бег 30 метров с высокого старта 6,2 секунды; прыжок вверх с места толчком двух ног - 45 сантиметров [2].
Для развития силы, скорости, взрывной силы, быстроты предлагается такое упражнении. Встаньте в 4 метрах друг от друга. Каждый придерживает ладонью гимнастическую палку, стоящую вертикально. По сигналу быстро меняйтесь местами, не давая палке упасть. Если упражнение выполняется легко, то расстояние можно увеличить. Развивается здесь одновременно и стартовая скорость.
Следующее упражнение, бег с выбыванием. Стартует вся команда на 20 - 25 метров. Один или два участника, оказавшиеся на финише последними, выбывают. Затем снова старт, и опять, последние выбывают. Побеждает тот, кто остался после всех стартов.
Чтобы быть ловким и быстрым, нужна сила, но такая, которую спортсмены называют взрывной. Взрывная сила помогает быстро напрячь мышцы и быстро их расслабить. Например, когда футболисту надо сделать рывок, высоко выпрыгнуть, нанести резкий удар по мячу, во всех этих случаях ему помогает именно взрывная сила.
Развить силу можно и упражнениями с мячом. Выполнение сильных ударов по мячу развивает силу ног. Или, посадить себе на плечи или на спину напарника и походить с ним или даже, побегать немножко это тоже очень полезно для развития силы.
Для развития мышц силы ног: одну ногу вытянуть параллельно земле, а на другой присесть. Сколько раз? Да сколько сможете. Попробуйте медленно приседать и так же медленно подниматься. Тоже - самое упражнение, но приседание делать, держась за руки с партнером.
Что можно рекомендовать для укрепления рук? Самое распространенное подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Для освоения технического приема игры вбрасывание мяча двумя руками по правилам игры, необходимо постоянно работать над развитием физических качеств. Для этого нужно поднять мяч обеими руками над головой, хорошо прогнуться и как можно сильнее и дальше бросить вперед, не отрывая пяток от земли. Проделывать это упражнение необходимо 40-45 раз за тренировку, и это тоже принесет большую пользу в развитии силы.
Следующее упражнение в парах: возьмитесь ладонями правых рук покрепче и попробуйте перетягивать друг друга на свою сторону. Кто перетянет партнера до определенной границы, тот и победитель.
Очертите круг диаметром 2 метра, встаньте в него вдвоем и попробуйте вытолкнуть из этого круга своего партнера.
Неплохо устраивать соревнования по борьбе. Победившим будет считаться тот, кто повалит соперника на землю. Челночный бег от ворот до ворот одно из лучших средств, для развития выносливости. Однако не увлекайтесь продолжительной игрой. Во время игры делайте небольшие перерывы и разбирайте ошибки. Все упражнения, которые вы будете выполнять для развития ловкости, скорости и силы, могут служить и упражнениями для развития выносливости. Даже упражнения по освоению техники, если вы их будете делать быстро и долго, станут упражнениями и на выносливость ребятам постарше. Рекомендуем в тренировках различные кроссы и бег с переменной скоростью. Для развития быстроты, стартовой скорости применяются подводящие упражнения;
1. сильно ударить мяч о землю рукой или двумя руками, и бьющему в это время сделать рывок. Сколько футболисту удастся пробежать метров, за время отскока от земли? Сделать рывок. Сколько футболист пробежит за 5 секунд? Выполнять прыжки в длину с разбега. Наибольший прыжок получится тогда, когда перед самым толчком спортсмен наберет максимальную скорость. Разбегаться нужно с 20-25 метров;
2. половину площадки нужно пробежать с максимальной скоростью. Далее прыжками боком на двух ногах переместится к одной из боковых линий площадки, а вторую половину снова пробежать с большой скоростью. И так несколько раз;
3. на расстоянии 12-15 метров от футбольных ворот на площадке воткнуть в землю палку, а в полуметре от нее положить мяч. Из ворот как можно быстрее пробежать до палки и, обежав ее, пробить точно в ворота, из которых стартовал;
4. пробежать несколько раз по кругу с максимальной скоростью;
5. положить несколько камешков через каждый метр и стараться пробежать змейкой между ними;
6. начертить вдоль площадки кружки диаметром 25-30 сантиметров на различном расстоянии один от другого и быстро пробежать, ступая ногой в кружки, только ни одного не пропустить. После этого менять расстояние между кружками и снова бегать за ним. Половину площадки необходимо пробежать с максимальной скоростью. Далее прыжками боком на двух ногах переместиться к одной из боковых линий площадки [3].
1.1 Методы и упражнения, применяемые для развития физической подготовленности футболиста
Методы развития быстроты:
- повторный метод;
- метод увеличения скорости движущегося объекта;
- увеличение внезапности появления объекта;
- сокращение расстояния до движущего объекта;
- увеличение числа возможных изменений обстановки;
- метод сопряженного воздействия;
- выполнение упражнений в затрудненных условиях;
- выполнение упражнений в облегченных условиях с более высокой скоростью, например бег под уклон;
- круговая тренировка, упражнения подбираются так, чтобы в работе участвовали основные группы мышц и суставы, чтобы проявлялась быстрота реакции, скорость одиночного сокращения и частоты движений;
- игровой метод, выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах;
- соревновательный метод, где выполняются задания с предельной скоростью в условиях соревнования.
Методы развития выносливости:
- переменный метод, который включает непрерывное чередование ускорений и медленного бега, серийных прыжков в полную силу с прыжками через скакалку с небольшой интенсивностью и т.д.;
- увеличение интенсивности при сокращении продолжительности, то есть, сокращается время игры (таймов, партий), однако необходимо проводить их более интенсивно, увеличивать число приемов по сравнению с тем, как это имеет место в игре;
-уменьшение интенсивности нагрузки при увеличении продолжительности, увеличение игрового времени, числа игровых действий по сравнению с обычными условиями;
- поточный метод выполнения специального комплекса упражнений, выполняют поточно ряд имитаций технических приемов, а также и сами приемы.
Методы развития координационных способностей (ловкости):
метод усложнения ранее усвоенных упражнений;
- метод двустороннего освоения упражнений, предполагается выполнение упражнений в левую и правую сторону, левой и правой рукой, ногой и т.д., особенно в обучении техники ударов по мячу;
- изменение (усиление) противодействия занимающихся в парных и групповых упражнениях;
- изменение пространственных границ;
- выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях ( по заданию, в ответ на сигналы и т.д.);
- упражнения на переключения в технических приемах и тактических действиях.
Методы развития гибкости:
- упражнения, направленные на развитие подвижности в тех суставах, которые участвуют в выполнении приемов игры, на растягивание мышц и сухожилий, которые выполняются с большой амплитудой с различными взмахами, наклонами, вращениями;
- упражнения активные, с отягощениями и без них;
- упражнения проводят сериями по 4-5 движений, постепенно увеличивая амплитуду;
- упражнения на расслабление.
Предлагаются упражнения, способствующие развитию физических качеств и технических приемов. [4]
Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчком одной или двумя ногами). 4-5 серий по 8-12 раз.. = 25-30 сек.
Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами. 4-5 скамеек по 2-3 серии, = 25-30 сек.
Прыжки на скакалке (на двух ногах 300-350 раз, на одной - 100-120 раз).
Полуприседания с партнером на плечах. 4-5 серий по 18-20 повторений, =30-45 сек.
Подъем на носки с партнером на плечах. 4 серии по 18-20 повторений, = 40-45 сек.
Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20-25 раз) и одной (16-18 раз) ногами. 3-4 серии, = 25-30 сек.
Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 повторений, = 30-35 сек.
Беговые и прыжковые упражнения, по прямой. (3-4 прямых по 20 м).
Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 серии по 6-8 прыжков, = 15-20 сек.
Выполнение беговых и прыжковых упражнений на матах.
И.п. стоя на одной, другая бедро поднято вверх в небольшом наклоне, оттолкнуться от пола и достать опорной ногой до груди. 4-5 серий по 15-20 повторений, = 25-30 сек. Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4-5 серий по 20-25 повторений, = 25-30 сек.
На тренировочных занятиях мы использовали эту программу следующим образом: когда на тренировке шло целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств, то мы предлагали занимающимся 4-5 упражнений из данной программы. Также к этим заданиям мы предлагали 1-2 упражнения на развитие другого качества, технического приема игры в футбол. А когда на тренировочном занятии шло развитие, к примеру, скоростных способностей, то мы добавляли к тем упражнениям 1-2 задания малой интенсивности для развития прыгучести, координации движений при ударе головой по мячу в прыжке.[5]
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые контрольной группе:
1.Прыжки через скамейки правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3-4 скамейки по 4-5 серий.
2. И.п. скамейка между ног запрыгивание на скамейку. 4-5 серий по 10-15 повторений.
3. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по10-15 повторений, = 30-40 сек.
4. Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии, = 30-40 сек.
5. Прыжки со скакалкой на полу или на мате. 40-50 прыжков по 3-4 серии (высота подскока выше среднего).
6. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. 3-4 прямых по 10-15 м. (53,54).
На тренировочных занятиях в данной группе эта программа применялась следующим образом: когда на тренировке шло развитие прыгучести, то футболистам предлагалось 3-4 упражнения и 1-2 упражнение для развития другого качества. На тренировках в этой группе в большей степени использовалось сочетание заданий, направленных одновременно на развитие
- Обучение техническим приемам игры в футбол
Техника игры в футбол сложна и многообразна. Обучение техническим приемам, в данном случае техника ударов по мячу, проводится в следующей последовательности: разучивание приема в упрощенных условиях, разучивание приема в усложненной обстановке, закрепление приема, объяснение и показ. С помощью объяснения преподаватель добивается создания у футболистов правильного представления о структуре изучаемого приема, сосредоточивая при этом их внимание лишь на основном и опуская все тонкости и детали данного движения. Например, при ознакомлении занимающихся, с ударом внутренней стороной стопы основное внимание сосредотачивается на главном (то есть положение стопы бьющей ноги, которая сильно развертывается носком наружу). Чтобы усилить эффективность объяснения, рекомендуется применять образность сравнений.[6]
Порядок объяснения может быть таким: сначала тренер - преподаватель показывает прием, затем акцентирует внимание на его сущности и в заключении раскрывает его тактические возможности. Показ может также осуществляться и одним из подготовленных спортсменов - школьников футболистов. В целях создания у занимающихся ясного, четкого представления о структуре изучаемого приема, последовательности и согласованности его элементов, показ рекомендуется чередовать с объяснением, демонстрацией наглядных пособий, плакатов, диапозитивов, видеофильмов и кинограмм. Общее ознакомление с приемом заканчивается его практическим опробованием футболистами.
Разучивание технических приемов осуществляется с помощью целостного и расчлененного методов. Целостный метод будет ведущим при разучивании большинства приемов. При разучивании же таких сложных приемов как удар ногой по мячу в падении через себя, удар головой по мячу в броске, ловля и отбивание мяча в падении и ряда других, не обойтись без применения расчлененного метода. Это объясняется тем, что, не обладая необходимым двигательным опытом, начинающие футболисты не смогут справиться со сложным двигательным заданием. Использование в этом случае расчлененного метода по мере овладения занимающимися основными элементами приема постепенно свести их в общую структуру движения и после этого перейти к разучиванию уже в целостном виде.
К применению расчлененного метода необходимо прибегать и в тех случаях, когда занимающиеся, изучая прием в целостном виде, допускают грубые ошибки. В этом случае следует правильно вычленить искажаемый элемент движения и упражняться над его правильным исполнением. Например, выполняя удар по мячу серединой подъема, юноши футболисты часто допускают типичную ошибку, ставя опорную ногу не на одной линии с мячом, а ближе или дальше. Для исправления ошибки, тренер - преподаватель может рекомендовать занимающимся имитировать удар с разбега, ставя опорную ногу на специально обозначенную на одной линии, с мячом отметку. Однако нередко искажение технических приемов футболистами - школьниками связано с их недостаточной физической подготовкой. В таких случаях перед преподавателем встает задача правильно подобрать и использовать при обучении необходимые подготовительные подводящие упражнения, которые бы эффективно способствовали освоению изучаемого движения.
Изучение технических приемов в усложненной обстановке в первую очередь предполагает воспитание у занимающихся умений выполнять приемы в различных изменяющихся условиях, приближенных к игровой обстановке. Такой подход должен обеспечить формирование у футболистов гибких двигательных навыков, совершенствование техники. Как утверждают большинство педагогов, усложнение выполнения технических приемов осуществляется в следующей последовательности: на месте, в движении при пассивном, а затем активном сопротивлении соперника, в подвижных играх, игровых упражнениях и учебных играх. При этом выполнение приемов на месте, не следует затягивать во времени, так как это в основном подчинено одной цели, созданию у занимающихся первичного представления о структуре движения. После опробования приема на месте необходимо сразу же перейти к выполнению его в движении. В целом же на этом этапе обучения не рекомендуется стремиться к достижению для всех занимающихся одинакового уровня овладения техникой игры.[7]
Усилия футболистов следует сосредотачивать на отработке “своих” приемов, учитывая индивидуальные особенности строения тела, двигательную одаренность. В процессе изучения технических приемов в усложненной обстановке, у занимающихся одновременно формируются тактические умения. Причем отмечается такая зависимость: чем разнообразнее техническая подготовленность, тем большим тактическим потенциалом располагают юные футболисты.
Закрепление технических приемов осуществляется с помощью многократного выполнения упражнений в подвижных играх, игровых упражнения максимально приближенных к игре, в учебных и календарных играх, в которой каждый участник получает конкретные задания. В этой связи на занятиях значительно больше внимания уделяется индивидуальной работе футболистов, направленной на совершенствование специфических приемов, необходимых для выполнения в игре конкретных игровых функций. Важной особенностью процесса закрепления технических приемов является его слияние во времени с процессом развития у занимающихся физических качеств. Например, многократное выполнение технического приема в относительно небольшой отрезок времени будет выступать наряду с совершенствованием техники и как средство развития физических качеств, многократное повторение удара головой в прыжке способствует также развитию прыгучести.
Технику игры в футбол принято делить на два основных раздела: техника игры в нападении и техника игры в защите. Характерными чертами техники современного футбола являются простота и предельная рациональность каждого приема. Настоящего мастерства футболист достигает, когда овладеет всем арсеналом техники, выполняет прием быстро и точно, владея непринужденно обеими ногами. Особенно важно умение безошибочно владеть мячом при быстром передвижении и непосредственном противодействии соперника.
Технику игры можно разделить на общую, которой должны владеть все игроки, независимо от занимаемого места в команде, и специальную, которой игрок пользуется с учетом своих игровых функций. Имеется некоторая разница и в движении рук. Если у спринтера руки движутся строго параллельному туловищу, то у футболиста, в более горизонтальном положении, что создает лучшие условия для сохранения равновесия и смены направления бега.
Но футболист должен знать основы легкой атлетики и уметь бегать по-спринтерски, когда ему нужно догонять мяч или противника.
В футболе кроме бега часто применяются прыжки, с помощью которых осуществляется борьба за верховые мячи. В движении прыжки выполняются толчком одной ноги, а с места толчком двух. Очень важно и то, что спор в борьбе за мяч ведется не в одиночку, а коллективно. Согласованные действия с товарищами по команде, взаимопомощь и взаимовыручка сближают спортсменов.[8]
Техника игры в футбол представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели.
Технические приемы - это средства ведения игры. От того, насколько полноценно футболист владеет всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой обстановки и деятельности при противодействии игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких результатов. Искусное владение техникой - неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармонического развития футболистов.
К критериям технического мастерства футболистов можно отнести следующие количественные и качественные показатели:
-Объем и разносторонность, т.е. общее количество используемых в игре технических приемов и их широкое сочетание;
-Эффективность, характеризуемую рациональным и безошибочным применением технических приемов, что обеспечивает оптимальное решение игровых задач;
-Надежность, определяемую постоянством выполнения технических приемов с высокой степенью эффективности;
-Изучение приемов, необходимых для индивидуальных и коллективных действий;
-Совокупность специальных качеств мышления и творческих способностей, обеспечивающих рациональный выбор и успешное применение изученных средств и методов ведения спортивной борьбы.
Техника игры в футбол за более чем столетнюю историю развития претерпела определенные изменения показывают, что диалектическое противоречие между защитой и нападением, разработка прогрессивных тактических систем являются основным фактором появления, использования и совершенствования новых средств ведения игры.
Кроме того, на критерии оценки техники оказывают влияние постоянного повышения уровня подготовленности футболистов, а в некоторых случаях и изменения в правилах игры [9].
Основное совершенствование техники игры сводятся к следующему: появились новые технические способы и разновидности (резаные удары, остановки с переводами, отбор мяча в подкате и т.д.); существенно сократилось применение нерациональных приемов и способов, (удары боковой частью головы, остановки мяча без переводов); повысился коэффициент использования удара внешней частью подъема, остановок мяча средней частью подъема, бедром, грудью, бросков мяча руками (техника вратаря); расширился круг обманных движений (финтов).
Технические приемы в современном футболе характеризуются целесообразной с точки зрения биомеханики специализированной системой одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил. К внешним силам, действующим на тело футболиста, относится: сила тяжести собственной массы, сила реакции опоры, сопротивление среды и внешних тел (мяч, противник).
Внутренними силами являются: активные и пассивные силы опорно-двигательного аппарата, (сила тяги мышц, вязкость мышц и связок, сопротивление костей и т. д.), а также реактивные силы, возникающие в процессе взаимодействия частей тела, в том числе и сила инерции.
Отдельный технический прием рассматривается как целостное движение. В то же время системно-структурный анализ дает возможность выделить и части технического приема, элементы во времени, которые называются фазами. В самом общем виде различают подготовительную, основную (рабочую) и завершающую фазы. Они имеют четко выраженные границы и отличаются одна от другой как целевой направленностью, так и определенными характеристиками движений.
Целью подготовительной фазы является создание наиболее выгодных условий для реализации смысловой задачи в основной фазе. Это достигается за счет целесообразного исходного положения, создания необходимой инерции, использования предварительного растяжения мышц и т.д. Основная фаза направлена на решение двигательной задачи данного технического приема и способа. В завершающей фазе, футболист, стремится занять удобное, устойчивое исходное положение, необходимое для дальнейших действий.
При анализе техники обучения ударов по мячу, раскрываются общие требования к различным характеристикам, рассматривается стандарт, образец, на который нужно ориентироваться при построении системы движений. Однако, техника у большинства футболистов имеет индивидуальный характер, на который влияют две особенности: общее телосложение и функциональные возможности. К особенностям формы и строения тела относится рост, длина и пропорции звеньев тела, величина массы тела и их распределение (моменты инерции). Сила, ловкость, быстрота, выносливость и другие качества, характеризующие функциональные возможности организма, оказывают определенное влияние на двигательную структуру.
Индивидуальная техника игры только в деталях отличается от образцовой стандартной техники, но в целом соответствует основным ее требованиям, которые сохраняются при их реализации в тренировочных и игровых условиях. Следует отметить, что соотношение меры стандартизации и индивидуализации в какой то мере адекватные.
С ростом спортивного мастерства все больше сказывается влияние индивидуальных особенностей и возможностей, которые часто носят устойчивый характер, и называется стилем. Стилевые особенности в футболе свойственны не только отдельным игрокам, но и командам, регионам, странам.[10]
2 Особенности обучения технике ударов по мячу
Удары по мячу основное средство ведения игры. Выполняют их ногой и головой различными способами, имеющими свои разновидности. Все способы ударов носят определенную целевую направленность, а также его оптимальный (а часто и максимальной) скоростью.
Скорость полета мяча зависит от начальной скорости ударного звена (нога или голова) и мяча в момент соприкосновения, а также от соотношения их масс. Так как массы взаимодействующих звеньев относительно постоянны, для увеличения скорости полета мяча необходимо увеличить скорость ударного звена.
Удары по мячу ногой выполняются следующими основными способами: внутренней стороной стопы, внутренней, средней и внешней частями подъема, носком и пяткой. Удары выполняют по неподвижному мячу, а также по мячам, катящимся и летящим в различных направлениях, с места, в движении, в прыжке, с поворотом, в падении. Несмотря на все многообразие ударов по мячу ногой, можно выделить несколько фаз движений, которые являются общими для многих способов.
Предварительная фаза разбег. Величина разбега, его скорость определяются индивидуальными особенностями футболистов и поставленными перед игроками тактическими задачами. Однако во всех случаях, выполняя разбег, следует рассчитывать расстояние намеченного отрезка, чтобы удар по мячу был выполнен заранее намеченной ногой.
Подготовительная фаза замах ударной ногой и постановка опорной ноги. Во время последнего бегового шага после заднего толчка выполняется очень важная, подфаза - замах ударной ногой. Значительное, часто близкое к максимальному разгибание бедра и сгибание голени позволяют выполнить удар требуемой силы, так как увеличивается путь стопы и предварительно растягиваются мышцы передней поверхности бедра. Чтобы правильно выполнить замах, нужно несколько удлинить последний шаг разбега. Обычно он превышает по величине остальные шаги разбега на 35-45% и варьирует от 2 до 2,5 метра.
Рабочая фаза ударное движение и проводка. Ударное движение начинается в момент постановки опорной ноги с активного сгибания бедра. Причем угол, образованный бедром и согнутой голенью, сохраняется. Отставание голени и стопы от движения бедра приближает центр тяжести всей ноги к тазобедренному суставу, что приводит к увеличению ее угловой скорости. Перед ударом отмечается торможение бедра. Резким захлестываюшим движением голени стопы выполняется удар по мячу [11].
В момент удара нога закреплена в голеностопном и коленном суставах. Превращение ноги в “жесткий рычаг” позволяет увеличить массу ударяющего звена. С началом ударного взаимодействия стопа бьющей ноги деформирует мяч. Он сжимается до тех пор, пока скорость взаимного перемещения ноги и мяча не станет равной нулю. Затем упругие силы восстанавливают форму мяча и, его скорость резко возрастает до определенной величины, которая несколько меньше скорости бьющей ноги в начале удара. Рабочая фаза заканчивается выполнением, так называемой проводки. Ударная нога движется вместе с мячом.
Завершающая фаза - принятие исходного положения для следующего движения. После удара нога продолжает движение вперед - вверх. ОЦТ, находящийся в момент удара над площадью опоры, перемещается в сторону движения ноги. Тем самым создаются наилучшие условия для дальнейших действий. Подобная структура действий характерна для многих способов ударов по мячу ногой. Однако нередко из-за тактических соображений возникает необходимость изменить время выполнения фаз движения, уменьшить его амплитуду и мышечные усилия. Кроме того, техника многих способов ударов по мячу ногой имеет определенные специфические особенности.
Особенности траектории полета мяча. Для основных способов ударов по мячу ногой свойственны две разновидности выполнения: прямой и резанный. При прямом ударе направление ударного импульса проходит через ОЦТ мяча или в непосредственной близости от него. Для выполнения резанного удара необходимо чтобы направление удара значительно отстояло от ОЦТ мяча.
Прямой удар практически возможен всеми указанными выше способами. Он несколько затруднен при ударе внешней частью подъема. Резанный удар наиболее эффективно выполняется внутренней и особенно внешней частью подъема.
Траектория полета мяча при прямых ударах зависит от места положения силы. Мяч полетит прямо и низом, если место приложения удара придется среднюю часть мяча по горизонтальной плоскости. Если место приложения силы приходится ниже горизонтальной оси, то изменяется угол вылета мяча.
Траектория полета мяча существенно меняется при резанных ударах. В этом случае направление удара не проходит через ОЦТ, что вызывает значительное его вращение. Оно может быть вокруг горизонтальной оси ( при ударе “подсечкой”), вертикальной (при резанных ударах низом) и наклонных осей (при ударах верхом).[12]
Удар внутренней стороной стопы применяется в основном при коротких и средних передачах, а также при ударах в ворота с близкого расстояния.
Место начало разбега, мяч и цель находятся примерно на одной линии. Замах выполняется за счет заднего толчка последнего бегового шага. Ударное движение начинается с одновременного сгибания бедра и поворота к наружности (супинации) ноги. В момент удара стопа находится строго под прямым углом по отношению к направлению полета мяча. Удар выполняется серединой внутренней поверхности стопы. Положение ноги во время удара сохраняется параллельно и во время проводки.
Удар внутренней частью подъема используется при средних и длинных передачах, “прострелах” вдоль ворот и ударах по цели со всех дистанций Разбег выполняется под углом 30-60 по отношению к мячу и, цели. Замах ноги близок к максимальному. Опорная нога, слегка согнутая в коленном суставе ставится на внешнюю часть (свод) стопы (подошвы). Туловище несколько наклонено в сторону опорной ноги. В момент удара условная ось, соединяющая мяч и коленный сустав, наклонена во фронтальной плоскости. Данное условие, а также нанесение удара в среднюю часть мяча определяют его низкую траекторию [13].
Удар средней частью подъема по технике исполнения во многом схож ударом внутренней частью подъема, однако детали выполнения несколько отличны (в соответствии с рисунком 1).
Рисунок 1. Удар средней частью подъема
Линия разбега, мяч и цель находятся примерно на одной линии. Опорная нога ставится с пятки на уровне с мячом. Во время ударного движения происходит перекат опорной ноги с пятки на носок. Условная ось, соединяющая мяч и коленный сустав, в момент удара строго вертикальна. Такое положение сохраняется во время проводки. Значительная площадь соприкосновения стопы и мяча позволяет выполнять удар достаточно точно. Разбег, замах и ударное движение выполняются в одной плоскости, благодаря чему биохимически целесообразно используются система движения и удары, наносятся с большой силой по сравнению с другими способами.[13]
Удар пяткой существенно отличается от рассмотренных способов. Он реже используется в игре. Объясняется это сложностью его выполнения, незначительной силой и точностью. Достоинством удара является неожиданность его исполнения для соперников. Подготовительная фаза начинается с постановки опорной ноги на уровне мяча. Для замаха нога проносится над мячом и выносится вперед. Рабочую фазу - удар выполняют резким движением ноги назад. В момент удара нога напряжена, стопа расположена параллельно земле.
Удар пяткой выполняют также опорной ногой. Она ставится за мяч на расстоянии 1-1,5 метров. При следующем шаге производится задний толчок (нога движется назад и вверх), который и является ударным движением.
Удар внешней частью подъема наиболее часто применяют для выполнения резанных ударов. Структура движений при ударах средней и внешней частью схожа. Отличия заключаются в том, что во время ударного движения поворачиваются внутрь (пронируются) голень и стопа, (в соответствии с рисунком 2).
Рисунок 2. Удар внутренней частью подъема. Удар внешней частью подъема
Удар носком футболист выполняют в основном тогда когда надо произвести неожиданный, без подготовки удар. Кроме того, этот удар эффективен при выбивании мяча у противника в выпаде или шпагате.
Одним из вариантов является удар пяткой “секретно ”. При выполнении правой ногой, опорная нога ставится справа от мяча. Ударная нога для замаха выносится вперед. Удар производится резким движением назад, причем ударная нога проносится скрестно по отношению к опорной. После незначительной проводки движение ноги затормаживается.
Удары по неподвижному мячу. При выполнении начальных, штрафных, свободных, угловых ударов от ворот игрок бьет по неподвижному мячу. Удары по катящемуся мячу. Технические действия при данных ударах не отличаются от движений при ударах по неподвижному мячу. Главная задача заключается в том, что бы удар должен скоординировать скорость собственного движения и скоростью движения мяча. Выделяются следующие основные направления движения мяча: от игрока, навстречу, сбоку (справа, слева), а также смежные с ними. Указанные направления определяют особенности выполнения подфазы - постановки опорной ноги. При ударе по мячу, катящемуся от игрока, опорная нога ставится сбоку за мяч. При ударе по мячу, катящемуся навстречу, опорная нога не доходит до мяча. Если мяч катится сбоку (справа или слева ), то рациональнее выполнять удар ближней к мячу ногой.[14]
Удары по летящему мячу. Траектория движения мяча определяет особенности техники выполнения ударов по летящим мячам. При ударах по опускаюшимся или низколетящим мячам структура движения такая же, как и при ударах по катящемуся мячу. Направление движения мяча, как и при ударах по катящемуся мячу, предъявляет определенные требования постановке опорной ноги.
Удар с поворотом исспользуюется для изменения направления полета мяча. Выполняется средней частью подъема по опускающимся или низколетящим навстречу мячам. В подготовительной фазе задний толчок последнего бегового шага к мячу служит замахом ударной ноги. Опорная нога, несколько согнутая в коленном суставе, развертывается в сторону предполагаемого полета мяча и ставится на внешней свод стопы. Туловище отклоняется в сторону опорной ноги. С поворотом туловища начинается ударное движение ноги в горизонтальной плоскости. После проводки ударная нога движется вперед и опускается вниз скрестно от опорной.
Удар через себя выполняется средней частью подъема по летящему и прыгающему мячам, когда необходимо произвести неожиданный удар в ворота или передачу через голову назад. Для производства удара со значительной силой используется удар через себя в прыжке (ножницами). Удар с полулета обычно производится по мячу сразу же после его отскока от земли. Выполнять его целесообразно средней и внешней частью подъема. При этом важно точно рассчитать место приземления мяча и поставить опорную ногу как можно ближе к этому месту. Ударное движение начинается до момента приземления мяча. Непосредственно после отскока мяча наносится удар. Голень в момент удара строго вертикальна, носок оттянут вниз.
Удары по мячу головой используются в процессе игры, как при завершающих ударах, так и для передач мяча партнеру. Чаще всего применяют удар средней частью лба и его варианты [14].
Умение бить по мячу головой в прыжке с разбегу во многом зависит от умения высоко и вовремя прыгать. Нужно научиться рассчитывать момент нанесения удара по мячу. В некоторых случаях, уже находясь в воздухе, игрок делает энергичное движение туловищем и головой, что придает полету мяча большую скорость. Запоздалый или преждевременный прыжок лишает возможности нанести удар: в первом случае мяч пролетит над игроком раньше, чем тот достигнет нужной высоты, а во втором игрок начнет опускаться до встречи с мячом.
Техника ударов по мячу головой включает подготовительную, рабочую и завершающую фазы. Подготовительная фаза - замах. Для выполнения замаха туловище и голова отклоняются назад.
При прыжке с разбега отталкиваться лучше одной ногой, а при прыжке с места обеими. Удар, наносимый с разбега, сильнее.
При этом растягиваются мышцы-антагонисты разгибателей туловища. Мяч должен быть в поле зрения игрока, для чего не следует запрокидывать голову. Рабочая фаза - ударное движение проводка. Выполнение ударного движения начинается с резкого выпрямления туловища. Непосредственно удар целесообразно производить в момент, когда туловище и голова проходят фронтальную плоскость. В этом движении достигается наибольшая скорость движения головы, что позволяет выполнить удар значительной силы. Завершающая фаза принятие исходного положения для последующих действий. После проводки, движение туловища затормаживается. Не следует сильно, наклонятся вперед, так как после удара головой надо быть готовым к выполнению различных действий и перемещений. Исходным положением при ударе серединой лба без прыжка является стойка, при которой ноги расположены в небольшом шаге (50 70 см). Делая замах, игрок отклоняет туловище назад, сгибает сзади стоящую ногу и переносит на нее вес тела. Руки слегка согнуты в локтевом суставе. Ударное движение начинается с разгибания сзади стоящей ноги и выпрямления туловища, а заканчивается резким движением головы вперед. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Удар серединой лба в прыжке выполняется толчком вверх двумя или одной ногой. Прыжок является предварительной фазой удара.
Руки несколько согнутые в локтях, поднимаются вверх до уровня груди, что способствует увеличению высоты прыжка. Непосредственно после отталкивания выполняется замах (туловище отклоняется назад). Ударное движение начинается в момент (или несколько раньше) достижения наивысшей точки прыжка. Необходим точный расчет траектории полета мяча и прыжка.
По мнению авторов, удар по мячу следует выполнить в наиболее высокой точке прыжка и в момент прохождения туловища и головы фронтальной плоскости.
Приземление происходит на носки, ноги для амортизации несколько сгибаются [15].
Удар серединой лба с поворотом применяется, когда нужно изменить траекторию мяча. При ударе с поворотом в прыжке сразу же после отталкивания, тело поворачивается в сторону удара, а туловище одновременно поворачивается назад. Дальнейшее действия схожи с ударом серединой частью лба в прыжке. Удар боковой частью лба используется в основном тогда, когда мяч летит сбоку (справа, слева) от игрока и фактически нет возможности выполнить удар серединой лба с поворотом (в соответствии с рисунком 3).
Рисунок 3 Удар боковой частью лба
Как показали наблюдения исследователей, движения при ударе по мячу головой в падении существенно отличаются от описанных выше ударов головой. Подготовительной фазой удара являются толчок и подфаза полета. На последних 3-4 шагах разбега туловище наклоняется для встречи с мячом. Полет происходит параллельно земле. Руки согнуты в локтевых суставах. Движение мяча находится в поле зрения игрока. Масса и скорость полета футболиста передаются при ударе по мячу [15].
Техника выполнения удара серединой или боковой частью лба, должна выполняться, в следующей последовательности: игрок встает в позицию ноги на ширине плеч или положение шага. При приближении мяча ноги чуть сгибаются в коленях и голеностопных суставах, туловище отклоняется назад, мышцы спины напрягаются. Затем резким движением от бедер верхняя часть туловища подается вперед, шея запрокидывается, и кивком головы наносится удар по мячу.
В момент удара туловище должно быть расположено перпендикулярно к поверхности поля. После удара глаза обязательно следят за полетом мяча. Удар головой с разбега выполняется отталкиванием одной ногой, затем нужно делать встречное движение головой, а не подставлять голову под мяч.
При ударах по мячу головой, применяются в учебно-тренировочном процессе множество подводящих упражнений и подвижных игр. Например: футболист становится у стенки, бросает в нее мяч и, когда он отскочит, наносит удар головой, стараясь опять попасть мячом в сетку. Нужно чередовать удары без прыжка с ударами в прыжке; Футболист бежит по воображаемому кругу вокруг партнера, бросающего ему руками мяч под удар головой. Мяч надо стараться послать головой в руки партнеру.
Нужно встать друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Один бросает мяч другому для удара головой.
Финт “ударом” по мячу головой зависит от умения высоко и вовремя выпрыгивать, нужно научиться рассчитывать момент нанесения удара по мячу. Запоздалый или преждевременный прыжок лишает возможности нанести удар.
В подготовительной фазе применяется исходное положение для удара головой по мячу, туловище отклоняется назад и выполняется замах для удара.
3 Организация проведения исследования ударов по мячу
3.1 Задачи исследования
1.Обзор методической литературы.
2.Дать характеристику преобладающей методике обучения ударов
3.2 Методы и организация исследования
1.Определение физического развития.
2.Оценка уровня технической подготовки в технике ударов по мячу.
Анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемых вопросов, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающихся вопроса технической подготовки, (в данном случае техники ударов по мячу) и уровня физической подготовки, как одного из разделов специальной физической и технической подготовки футболистов.
Основной тест удар по мячу ногой на точность, различными способами, в мини футбольные ворота с 25 метров.
Описание теста.
Мини футбольные ворота. С расстояния 25 метров футболист пробивает по воротам правой и левой ногой следующими основными способами:
- удар носком;
- удар серединой подъема;
- удар внутренней частью подъема;
- удар внешней частью подъема;
- удар внутренней стороной стопы;
- удар внешней стороной стопы;
- удар пяткой.
На каждый способ дается 3 попытки, задача попасть в ворота.
Исходя из проводимого эксперимента (по данным изучения методической литературы) в техническом тесте (удары по мячу на точность) исследование проводилось в группах начальной подготовки ДЮСШ с футболистами третьего года обучения, результаты оказались следующие:
процент попадания в ударах «носком», «внутренней стороной стопы», «удар внутренней частью подъема» выше на 10-15%, чем в остальных ударах. Это связано с тем, что в тренировочном процессе больше внимания уделялось вот именно этим, распространенным способам ударов по мячу, которые чаще применяются в игре, а также развитию быстроты в выполнении не сложных технических приемов, вследствие этого, показатели в данных способах, оказались выше.[16]
В период всего учебно-тренировочного процесса естественно ведется качественная работа с группой, но со стороны тренеров видимо есть упущения, что они в каждой тренировке должны уделять внимание всем способам ударов по мячу, постепенно идя от простых упражнений к сложным. Группы, как считают специалисты, должны работать по методике нарастающих нагрузок, больше преподавать в обучении техническим приемам и комбинационной современной игры в футбол, применять технические средства обучения.
На результативность игры могут влиять и некоторые исследуемые материальные факторы, такие, как: скользкий мяч, неправильно надутый мяч, незнакомое и плохой газон футбольного поля, плохая погода, характер защитного противодействия.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы на примере удара внешней стороной стопы: чаще всего внешней стороной стопы бьют по мячу, катящемуся навстречу или сбоку, или с внешней стороны бьющей ноги. Чтобы нанести такой удар правой ногой вправо от себя, надо левую (опорную) ногу поставить примерно в полушаге от мяча и чуть за ним. После замаха в сторону и мимо опорной ноги обратным движением другой ноги нужно ударить серединой внешней стороны стопы по середины мяча.
В игре такой удар редкость, поскольку выполнять его неудобно.[16] Значить, и в тренировочном процессе не уделяется внимание обучению данного способа, и не применяют упражнения для разучивания его. О чем мы увидели в нашем эксперименте. Как предлагают специалисты, на нескольких занятиях поупражняться в ударах внешней стороной стопы у стенки или передавая мяч друг другу имеет смысл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самой популярной и народной игре, как футбол, которая одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому, прелесть финальной части атаки это взятие ворот, нанесение удара по воротам ногой или головой, не важно, но чтобы был результат. Надо забить гол красивым и техничным ударом, порадовать болельщиков. Поэтому в учебно-тренировочном процессе футболистов разной квалификации, особенно начинающих и молодых, должно уделяться особое внимание на отработку техники ударов по мячу. Особая привлекательность футбола объясняется его доступностью. Успех в сложной борьбе на футбольном поле приходит только к тем, кому удается проявить множество самых разных качеств. Чтобы победить в непосредственном споре с соперником, необходимо быть смелым, настойчивым и достаточно физически развитым, обладать волей, необходимой для ведения упорной борьбы и конечно искусно и правильно выполнять технические приемы.
Очень важно и то, что спор этот ведется не в одиночку, а коллективно. Согласованные действия с партнерами по команде, взаимопомощь и взаимовыручка сближают спортсменов. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов.
Когда мы смотрим игры высококлассных команд, наверняка не остаемся равнодушными: футболисты ловко обводят друг друга, проводят многоходовые комбинации, ударяя сходу по мячу ногой или головой. А какое удовольствие доставляют футболисты зрителям согласованностью действий! Разве можно оставаться спокойным, когда видишь, как умело взаимодействуют одиннадцать человек, каждый из которых имеет в игре разные задачи! Интересно и другое: любая футбольная игра это загадка. Почему в футболе слабым, иногда удается побеждать более сильных соперников? Пожалуй, главным образом потому, что иной раз сопротивление игроков команды, считающейся заметно слабее, достигает такой степени, что более сильные игроки практически лишаются возможности проявить свои качества.
Чем выше уровень развития физических качеств в оптимальном их отношении, тем больше возможностей для совершенного овладения техникой и ее реализации. И наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше реализуются физические и другие качества.[17]
Помимо сказанного, удары выполняются по неподвижному мячу, а также по мячам, катящимся и летящим в различных направлениях, с места, в движении, в прыжке, с поворотом, в падении. Несмотря на все многообразие ударов по мячу ногой можно выделить основные фазы движений, которые являются общими для многих способов.
Предварительная фаза разбег.
Подготовительная фаза замах ударной и постановка опорной ноги.
Рабочая фаза ударное движение и проводка.
Завершающая фаза принятие исходного положения для следующего движения.
Подобная структура действий характерна для многих способов ударов по мячу ногой. Строгое соблюдение изложенных выше требований позволит выполнить удар по мячу различными способами со значительной силой.[17]
Однако нередко из-за тактических соображений возникает необходимость изменить время выполнения фаз движения, уменьшить его амплитуду и мышечные усилия. Кроме того, техника ряда способов ударов по мячу ногой имеет некоторые специфические особенности.
Список использованной литературы
1. Джамантаев А.С., Педагогические условия воспитания физических качеств с использованием спортивных игр/-Астана, 2003. 19с.
2. Подвижные игры. Под ред. Корнеевой Е.В.-Ростов-на Дону, 2006, 26с.
3. Казаков С.В., Спортивные игры - энциклопедический - справочник, изд.Ростов-на-Дону, 2005, 6-7с.
4. Ковалев В.Д., Спортивные игры,- М.,1998, 34с.
5. Спандарян Л.Г., Спортивные игры: техника, тактика обучения М.,2001, 40с.
6. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М.- ,М.,2004, 71-75с.
7. Рудской В.И., Спортивные игры,- М.,2005, 64.с.
8. К.Ренедж, Футбол, -М., 2001,8 с.
9. Г.Харви, Р.Дагворт, Футбол для начинающих, - М.,2001, 12с.
10. Л.К.Волошин, Играем в футбол, изд.”Дошкольное образование”, М.- 2005, 30-35с.
11. Гафуров И.Н., Особенности национального футбола,- изд.”Новое поколение”, 2002, 15с.
12. Васильев С.К., Техника игры в футбол, изд.-”Спорт”, 2003, 17с.
13. Акимов А.М., Игра футбольного вратаря,- изд. “ФКи С”, 1978, 25с.
14. Андреев С.Н., Футбол - твоя игра, -изд. “Просвещение”, 1989, 11с
15. Андреев С.Н., Футбол в школе, изд.- “Просвешение”, 1986, 3-6с.
16. Аркадьев Б.С., Тренерское наследие,- изд.”ФКиС”, 1990, 18с.
17. Давыдкин С.В., На пути к вершине,- изд.”Просвещение”, 1991, 14-16с.
PAGE 23
Техническая и физическая подготовка