О заметках «Несвоевременные мысли» М. Горького


Заметки, собранные под названием "Несвоевременные мысли", публиковались в газете "Новая жизнь" в тысяча девятисот семнадцатого-1918 гг., за что газета была арестована. Эти заметки представляют по жанру философско-публицистические эссе "о революции и культуре". "Несвоевременные мысли" - живой документ трагического времени. Писатель понимал революцию не только как политический переворот, но и как культурную перспективу. Только в культуре он видел примирение двух душ (азиатской и славянской) в русском человеке. Но Горький видит разрушение культуры революцией, отсюда пессимизм, безысходность. "Если революция неспособна тотчас развить в стране напряженное культурное строительство, - тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смысла, а мы - народ, неспособный к жизни".

Горький возмущается той практикой, которой представлена революция. Насилие, грабежи, убийства вызывают протест писателя. Особенно он негодует по поводу лозунга революции "Грабь награбленное". "Грабят - изумительно, артистично: нет сомнения, что об этом процессе самоограбления России история будет рассказывать с величайшим пафосом. Грабят и продают церкви, военные музеи, пушки и винтовки, - грабят дворцы бывших великих князей, расхищают все, что можно расхитить: продается все, что можно продать. В Феодосии солдаты даже людьми торгуют: привезли с Кавказа турчанок, армянок, курдок и продают по 25 рублей за штуку…"

Горький клеймит революционные власти, которым "нет дела до России", которые производят "жестокий и заранее обреченный на неудачу опыт над русским народом…"

"Несвоевременные мысли" - опыт национальной самокритики. Горький показывает двойственность, стихийно-анархическую сущность русского человека, у которого отсутствует мораль в смысле ежедневного следования нормам поведения. Он говорит о способности русского человека на подвиг, самопожертвование, которая сочетается с отсутствием "органической брезгливости ко всему грязному и дурному". Русская душа готова скорее "к подвигу, чем к поступку, скорее к моральности высших проявлений духа, чем к морали в обиходе".

Горький все же надеялся, что революция даст возможность всестороннего творчества - морали, духа, культуры.