Консультации к сочинениям
Несколько слов в завершение цикла наших консультаций.
Мы уже писали о том странном недовольстве, которое высказывалось иными учителями по поводу слишком позднего, по их мнению, обнародования экзаменационных тем. В отличие от таких педагогов, волей-неволей сводящих всё обучение лишь к достижению результата на экзамене, наше сожаление по поводу позднего получения комплектов тем связано только с возникшими затруднениями в их подробном анализе. Как видят читатели, некоторые комплекты нам по определённым причинам не удалось рассмотреть вовсе. А вот комплект № 20 выпал для консультаций сразу двум нашим авторам — известным педагогам, и мы решили напечатать оба разбора. И то сказать: многие темы сходны, и в “пропущенных” комплектах для тех, кто поработает с имеющимися консультациями, не окажется особых каверз.
Наши постоянные читатели, разумеется, заметили, за годы своего существования «Литература» дала материалы по абсолютному большинству, если не по всем темам сочинения-2003. Отыскать их очень просто: каждый год в № 48 мы публикуем сводное содержание напечатанного в газете, а отдельные номера прошлых лет (или их ксерокопии) можно приобрести в редакции или выписать по почте.
Например, по комплекту № 19 материалы можно найти в следующих номерах:
1. № 30, 32, 45 (2001), № 5, 23 (2002);
2. № 7, 34 (1997), № 12, 36 (2002);
3. № 14 (1998), № 9 (1999), № 12 (2001), № 9 (2002);
4. № 26 (2001), № 27–28 (2002).
По комплекту № 35:
1. № 29 (2002);
2. № 4 (1996), № 9 (1997), № 19, 39 (1999), № 21, 42, 46 (2000);
3. № 23–24 (1993), № 25–26 (2002);
4. № 30, 32, 45 (2001), № 5, 23 (2002).
По комплекту № 40:
1. № 35 (1995), № 40 (2002);
2. № 23–24 (1993), № 25–26 (2002);
3. № 5 (1995), № 12 (1998), № 2, 20 (2000), № 16 (2002);
4. № 17 (2003)…
Довольно примеров. Как видите, нам есть что предложить в помощь выпускникам и их наставникам. Хотим только остеречь всех от повторения трагикомического случая, произошедшего не очень давно в одной из инстанций, утверждающих так называемые медальные сочинения. Здесь сошлись две работы, поступившие из разных школ. Обе были безупречны… Однако одна слово в слово воспроизводила другую. В нашу эпоху академиков-экстрасенсов и финансового телекинеза случается всякое, но здесь тайна обернулась сугубо материалистической причиной: детишки прилежно списали свои сочинения со статьи в нашей газете! Мы, разумеется, порадовались такой независимой экспертной оценке труда одного из авторов «Литературы», но вместе с тем и пожалели о слишком прямолинейном понимании целей нашей газеты.
К слову: читатели отметят ограниченность наших рекомендаций по “цитатным темам”. Но это сделано не потому, что нам нечего посоветовать, просто мы по-прежнему убеждены: Накормить И Разжевать — совсем не одно и то же. Обращающийся к “цитатной теме” волей-неволей должен начинать с её, цитаты, преодоления, с установления взаимоотношений, согласных или конфликтных, с контекстом, в котором цитируемая фраза первоначально возникла. А это требует самостоятельной силы.
Так или иначе, вся молодая Россия вновь пишет сочинение, и само осознание происходящего вселяет надежду на будущую жизнь этой проверенной, традиционной формы письменного экзамена. Ну, а пределов совершенствованию нет, и «Литература» льстит себя надеждою и впредь принимать посильное участие в развитии отечественного просвещения.