Готовясь к урокам по лирике в 5-м классе
Из опыта учителя-практика
В Программу литературного образования МИРОСа для 5-го класса включены лирические произведения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, К. Д. Бальмонта, Н. С. Гумилёва, Б. Л. Пастернака. На примере стихотворений этих поэтов ученики ведут первые наблюдения над особенностями поэтического текста. Хочется, чтобы “взрослые” авторы стихов стали близкими и “нестрашными”, читаемые в классе произведения — любимыми, а уроки по лирике превратились в праздник для учителя и учеников. Но подготовка таких уроков требует от учителя в полном смысле слова ювелирной работы. Как, например, не “засушить” учебный материал, вводя теоретико-литературные понятия, объясняя, что такое эпитет, метафора, стихотворный размер?
Предлагаем каждый урок начинать с упражнений, развивающих творческое воображение ребят. Например, с такого: закрыть глаза и представить себе, какого цвета... — и тут назвать самое неожиданное существительное. Какого цвета смех? Ребята бросаются наперебой называть цвета: оранжевый, салатовый, солнечный, серебряный, красный... А как смеётся человек, если смех его чёрный или коричневый? И что за человек так смеётся? А какого цвета, например, вопросительный знак? Если бы можно было рисовать вопросительные знаки разными чернилами, какие вопросы заканчивались бы красными, зелёными, чёрными знаками? Может ли вопросительный знак быть, например, белым? Хотел бы ты, чтобы тебе задавали такие вопросы?
Для разминочных упражнений (особенно в начале работы над понятием метафоры) подходят задания, предложенные М. А. Павловой (о них недавно писало наше приложение. — Ред.): ученикам предлагается найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия (жизнь, судьба, семья, любовь, счастье, обучение и так далее), и названиями конкретных предметов (лампочка, туфли, компьютер, муравейник, мел, дерево и так далее). Чем меньше связаны между собой значения слов, тем интереснее. Вот какая связь обнаруживается между далёкими на первый взгляд, словами (здесь и далее приводятся работы учеников 5-го класса московской гимназии № 1514):
Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть.
Дружба и стол: бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей.
Стол и любовь: бывают крепкими и чистыми.
Душа и статуя: душа — образ человека, и статуя тоже; и то и другое легко разбить.
Кошка и надежда: обе успокаивают.
Можно сравнивать и значения конкретных существительных:
Зайчонок и ученик: когда ученики хорошо учатся, их можно назвать зайчатами; когда ученик не выполняет домашнюю работу, он боится идти в школу, так и зайчонок всего боится; ученик бывает перед учителем, как зайчонок перед волком; оба они очень любознательны.
Ученик и парта: ученик вынужден весь урок сидеть, как парта стоять.
Портфель и капуста: портфель всегда тяжёлый, капуста тоже; в школу с портфелем ходить полезно, и капуста тоже полезная; капуста несёт в себе витамины, как портфель — учебники; они имеют свои карманы; хороший ученик любит свой портфель, как заяц капусту; капуста и портфель связаны тем, что помогают учиться и расти; когда портфель наполнен, он похож на кочан капусты; из портфеля можно много всего вынимать, а от капусты отламывать листочки.
Ученики привыкают к тому, что предмет, явление становится необычным, выразительным, интересным для всех, если на него посмотреть не просто внимательно, а попытаться найти САМЫЕ СВОИ (по выражению одного из ребят) слова для рассказа о нём. Эти слова ученики начинают использовать в сочинениях. Вот примеры работ пятиклассников на тему «Моя осень».
“Входишь ты в златые врата осеннего леса. По краям асфальтовой дорожки стоят стройные, крепкие дубы-стражники в красных одеяниях. Юные берёзки, разодевшись в тонкие жёлтые платьица, как будто смотрят на тебя маленькими чёрными глазками. А вот и старушки ели — пушистые, большие, ласковые. Их огромные крылья слегка раскачиваются, словно в полёте.
Осень словно добрая старушка. Она мягкая, нежная, ласковая. Старушка приходит и уходит так же тихо, как осень.
Осень — самое красивое время года”.
(Немченко Саша)
“Золотой осенью деревья как будто готовятся к празднику. И королева — сама осень — наряжает их в дорогие наряды. Она, как хозяйка, украшает лес, стелет разноцветные ковры. Ну вот, кажется, всё готово к балу листьев.
Наступает поздняя осень. В завершение золотой осени верный слуга-ветер объявляет весёлый праздник. Начинается вальс листьев. Ветер срывает золотые монетки с деревьев и кружит их в небе. Шурша осенним ковром, ветер дарит всем музыку...
Так я представляю себе осенний лес. У него торжественное и волшебное настроение. А сама осень напоминает мне сказочную красавицу. Её можно описывать очень долго. Но всё хорошее всегда кончается. Падает последний лист, и мы прощаемся с осенью”.
(Шкерменева Варя)
“Первая капля упала на твой нос, потом на ладошку. Капля зашла в гости к листочку, тот задрожал, и они вместе упали сначала тебе на голову, а потом на землю. Их становится всё больше и больше, и ты не понимаешь: то ли это листопад, то ли идёт дождь. Листья, как маленькие самолётики, планируют на землю, а капли похожи на нарядных парашютистов, быстро летящих к земле.
Осень напоминает маскарад, когда все одеты в красивые необычные одежды. Все веселятся, хотя понимают, что маскарад не может длиться вечно. Веселье переходит в грусть, но грусть эта светлая. Праздник кончается, шум в лесу смолкает, последние листики задумчиво летят к земле. Они напоминают задержавшихся гостей, которых у ворот дворца давно ждёт карета. Но вот и последний гость покинул зал. В лесу всё уснуло до весны, как будто всё затихло до следующего маскарада”.
(Зенкевич Катя)
“Осень... Оглянись, какая красота в лесу! Клён стоит в весёлом жёлтом наряде, а на осинке дрожит каждый багряный листочек, похожий на спелое яблоко! Коричневые дубы будто глиняные великаны, а маленькие дубки и зелёные ёлочки — весёлые гномы. Идёшь по опавшим листьям как по мягкому ковру.
Вот виднеется розовая шляпка волнушки, а под ёлкой иногда сверкнёт оранжевая макушка редкого гриба — рыжика. Под жёлтыми листочками уютно спит сыроежка, а на пне расселись братья-опята. Так приятно находить этих красавцев, вдыхать их неповторимый запах, который царит в лесу. Особенный запах грибов напоминает запах чистоты. Ты идёшь дальше и дальше, уже счастливый, восторженный.
Кажется, что вдалеке, в трепете листьев и паутинок, мелькают длинные жёлтые одежды самой доброй и щедрой Осени. Она спешит обойти и украсить все свои владения, нарядиться самой в ореховые браслеты и рябиновые бусы, пока сияет ещё ласковое солнышко. Осени ведь не хочется прослыть хмурой и дождливой, она мечтает остаться у нас в памяти чудесной, очаровательной порой”.
(Хапаева Варя)
“Идёшь по лесу ранним осенним утром и глаз не можешь оторвать от прелестной, хотя и застенчивой красоты...
Листики весело перешёптываются, делятся свежими новостями, которые галки на хвосте принесли. Ой! Залюбовалась и чуть всю кропотливую работу терпеливого паучка не испортила. Что за прелесть эта паутинка! Такая изящная, а на ней ещё капельки росы поблёскивают. А паучок устал и в серединке улёгся...
Но тут лёгкий радостный ветерок пронёсся по счастливому лесу. Некоторые листики с деревьев сбросил — те немного обиделись. Зато ёжик обрадовался, в кучку листочков с тихим шуршанием закопался.
Где-то рядом заворковал голубок, заворчал на нелёгкую жизнь. Кто-то, кто подальше находился, ему в ответ заворковал, посочувствовал. Ещё немного поговорили, поговорили и тоже смолкли. И опять хрустальная тишина.
А вообще осень мне представляется сначала озорной, весёлой девчонкой, которая бегает везде. Но потом приходит её строгая матушка. Сердится на неё, отводит домой. А сама начинает стирать. А когда она из тазика воду выливает или выжимает тучки, идут дожди. И она всё время хмурится и на дочку сердится”.
(Заяшникова Алёна)
Прочитали о том, какая осень царит в стихотворениях Тютчева, Есенина, Бальмонта, Гумилёва, увидели, услышали это удивительное время года. Давайте вместе с учениками попробуем, какова ОСЕНЬ НА ВКУС.
“Осень представляется мне на вкус кисло-сладкой. Потому что всё жёлтого цвета, земля покрыта жёлтыми листьями. Погода кислая, часто льют дожди. А сладко потому, что очень красиво на улице”.
(Агамирова Марианна)
“Мне кажется, что осень на вкус похожа на торт с разными начинками: лазурное небо — глазурь, гроздья рябины — вишнёвая начинка, берёзы и дубы — молочные и шоколадные коржи. Листья как разноцветные крошки. А когда идёшь в лес подышать воздухом, то кажется, что пахнет вкусным тестом, и хочется похрустеть вкусной корочкой”.
(Зенкевич Катя)
“Осень имеет много вкусов. Тут и горький вкус кожуры цитрусовых, и кислый лимон, и сладкое мороженое, и вкус бабушкиного пирожка с капустой. Но поздняя осень похожа на стакан воды с выдавленным в него соком лимона, а золотая — на стакан апельсинового сока с конфетой”.
(Зазвонов Саша)
“Вот осень золотая — прекрасная пора.
На яблочко похожа, на пиццу иногда.
Когда уже ноябрь, она не так вкусна,
Она напоминает сосиску мне тогда.
А вот когда сентябрь, она прекрасней всех
И мне напоминает каштановый орех”. (Федюк Дима)
В процессе изучения лирики ребята коллекционируют свои находки, записывают наблюдения над стихотворениями разных поэтов в тетрадь в виде отдельных предложений, таблиц. Но настаёт момент, когда необходимо собрать всё воедино. Обычно это происходит перед письменной работой по анализу лирического стихотворения, к которой надо серьёзно готовиться.
Предложим ученикам сформулировать главные вопросы, на которые необходимо ответить, анализируя стихотворение (пусть они формулируют вопросы, не задумываясь о логике рассуждения):
1. О чём говорится в стихотворении?
2. Какое настроение в нём?
3. Каким представляется лирический герой? (Это понятие уже введено в 5-м классе.)
4. Как звучит стихотворение? (Ритм, звукопись, длина строк, количество строк в строфе, наличие рифмы.)
5. Какие приёмы использует автор в стихотворении?
6. Какие чувства и мысли хочет автор передать в своём стихотворении читателю?
7. Личное впечатление читателя.
8. Как построены в стихотворении предложения?
9. Есть ли деление на строфы?
10. Какие слова своим смыслом создают настроение?
11. Какие ассоциации возникают при чтении стихотворения?
Распределим вопросы на смысловые группы. (Значки, например Д, Е, Ж, вместо цифр позволяют избежать преждевременного решения, с ответов на вопросы какой группы лучше всего начать работу.) Вопросы 1, 2, 3, 6 — группа Ж; отвечая на них, мы говорим о своём впечатлении, которое возникает при первом чтении. Отвечая на вопросы группы Е (4, 5, 8, 9, 10), мы проверяем это впечатление, анализируя средства, которыми автор выражает свои мысли и чувства, создаёт образы. Ответы на вопросы группы Д (7, 11) помогают рассказать о том, какой отклик нашло стихотворение у читателя.
С какой же группы вопросов начать анализ? Лучше всего с группы Ж или Д, но очевидно, что вопросы группы Е будут занимать центральную часть работы — ответы на них помогут проверить правильность наших первоначальных впечатлений. Составим вместе с учениками таблицу «В помощь анализирующему стихотворение», в правой колонке которой запишем примерные “формулы”, подходящие для оформления наблюдений над текстом.
Вот работы учащихся 5-го класса гимназии № 1514, которым было предложено поразмышлять над стихотворением Давида Самойлова «Перед снегом» (абсолютно самостоятельная работа в классе в течение 45 минут).
“В стихотворении Давида Самойлова «Перед снегом» говорится о природе в тот момент, когда «вот-вот повалит первый снег». Поэт описывает красоту этой природы. В стихотворении царит настроение какой-то грусти, может быть, даже усталости: «Вода устала течь, устала петь, по корню подниматься, падать с неба». Да и сам лирический герой (через которого автор выражает свои мысли и чувства) устал, хотя это на него не давит, он просто утомился.
Мне кажется, стихотворение можно разделить на 3 части: первые 8 строчек, 6, а потом 5. В первой части говорится о том, что вода устала петь, течь, сиять, струиться, переливаться, по корню подниматься, падать с неба, то есть она устала жить. Ей хочется превратиться в лёд и умереть. Вторая часть о том же, но сказано об этом по-другому. А в третьей части описывается природа в настоящий момент. И потом, после слов «земля ещё черна», появляется надежда: «вот-вот повалит первый снег»”...
(Зазвонов Саша)
“В стихотворении «Перед снегом» Давид Самойлов описывает «усталость» воды, переход от «воды» к «снегу».
В этом стихотворении царит загадочное, задумчивое, «скрытное» настроение. Все слова говорят о настроении воды — тоскливом, хмуром настроении кого-то, кто отыграл свою роль в жизни, не имеет дальнейших целей, желает спокойно завершить свой век.
Для создания настроения автор использует эпитеты, постоянные повторы «мрачных» слов (уставать, тяжелей, тускло, броня), цветопись (тускло, земля ещё черна). Для передачи настроения воды используются в основном глаголы (быть, подниматься, падать, устать, заледенеть, утратить...). В стихотворении автор использует контраст: бледные краски воды («усталая вода сияет тускло») и тёмное пятно покрывает фон стихотворения в самом конце («Но земля ещё черна»).
Данное стихотворение можно разделить на 3 части: в первой нарисована картина, когда вспоминаешь о «лице» воды, её характере, желании; во второй, наоборот, ждёшь чего-то нового, снега, новой поры.
Герой стихотворения представляется мне человеком, который обычно наблюдает за всем, одновременно чувствуя настроение, мысли того, за кем наблюдает, понимая его. Он во всём ищет лучшее, ожидает новое”.
(Нагапетян Лилит)
“В стихотворении Давида Самойлова царит тяжёлое, усталое настроение: «начинает уставать», «вода устала», «ей хочется утратить». Мне кажется, что слова «безлиственные прутья», «тяжелей свинца», «и уж не петь» — холодные. Они помогают автору более ярко выразить настроение и смысл этого стихотворения.
Стихотворение можно разделить на 2 части, потому что меняется время действия. В первой части всё только начинается («и начинает уставать вода») и ещё только будет («но предстоит ещё заледенеть»). А во второй части всё происходит сейчас, в данный момент. «Ну, а покуда... Торчат... Распутица кончается...»
Поэт даёт возможность увидеть пейзаж с помощью олицетворений («вода устала», «но предстоит ещё утратить чувства»), эпитетов («тяжелей свинца», «безлиственные прутья»). Автор часто повторяет слово «усталая». Оно даёт нам лучше почувствовать «нагруженность» этого стихотворения. Длина строф тоже имеет значение: в самой «тяжёлой» строфе больше всего строчек (8), а в самой короткой (5) есть немного, совсем чуть-чуть, но что-то радостное.
Лирический герой, вода, мне представляется дряхлой старушкой, которой всё надоело, которая устала от всего, даже от жизни. Она очень раздражительна”.
(Никитина Оля)
“В стихотворении Давида Самойлова говорится о конце осени и близости первого снега. Автор хочет передать неизбежность прихода зимы. В этом стихотворении царит скучное, молчаливое, грустное настроение. Это подчёркивает и отсутствие вопросительных и восклицательных знаков в конце предложений, а большое количество запятых словно замедляет события. В этом стихотворении много глаголов, которые не обозначают быстрых действий, они как бы тормозят события (большое количество глаголов в будущем времени, глаголы «устала, утратить, кончается, оставаться, торчат, заледенеть», прилагательные «безлиственные», «усталая», наречие «тускло»). Зима ещё не наступила — НО, НО, НО, НУ, А ПОКУДА.
В этом стихотворении много метафор и олицетворений: речь, песня воды, вода устала, небо тяжелей свинца. В стихотворении использована звукопись: слушая его, нельзя сказать, что оно звонкое и мелодичное.
Вода мне кажется усталым, ищущим смерти, дряхлым стариком, который хочет забыть прошлое и ожидает смерти. Но его утешает внучка”.
(Щёголев Ваня)