Единство мира природы и внутреннего мира человека в поэзии Тютчева


Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,

И в оный час явлений и чудес

Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес...

Ф. И. Тютчев

В отличие от Пушкина или Фета, Тютчев не просто отзывался стихами на то, что происходило вокруг, не только передавал собственные чувства и настроения с помощью увиденного в лесу, в поле или в небе. Нет, важнейшая тема его поэзии - хаос мироздания, Вселенной, страшная, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека:

О! страшных песен сих не пойПро древний хаос, про родимый!…………………………………О, бурь заснувших не буди -Под ними хаос шевелится!..("О чем ты воешь, ветр ночной?")

Если, например, у Лермонтова, даже буря есть проявление первозданной гармонии природы, то Тютчев мучительно вглядывается и вслушивается в происходящее, в ночь, где тонут все краски и звуки:

И бездна нам обнаженаС своими страхами и мглами,И нет преград меж ей и нами -Вот отчего нам ночь страшна!("День и ночь")

Поэт описывает переломные, роковые состояния природы, перед которыми человек цепенеет и чувствует себя частицей этого хаоса, этой силы.

Гроза, "огневые" зарницы, которые "как демоны глухонемые, ведут беседу меж собой", ветер, сама ночь - это не просто явления природы, это отношение Тютчева к миру. Тема дня и ночи приобретает у поэта обобщенное звучание, словно представляет две противоположные стороны жизни: черная пропасть ночи свила "золотой покров", дня - "покров, накинутый над бездной".

И ей одной дышала и болела,Господь тебя благослови!

Благородная позиция автора, сочувствие женщине, осуждаемой буржуазной моралью, роднит его с лирикой Некрасова. Тема другого человека, чужого "я", воспринята здесь Тютчевым со всем участием.

До сих пор мы находим в лирике Тютчева точные и тонкие психологические детали, созвучные нашим душам, нашим переживаниям. До сих пор поэт продолжает объяснять нам нас самих, с нашими страстями и радостями, приобретениями и утратами.