Выбор темы для сочинения и анализ темы сочинения
Выбор темы для сочинения— довольно сложная и ответственная задача творческого характера. Чтобы ее правильно решить, следует руководствоваться такими критериями:
1) пониманием темы (каждое понятие может быть сознательно объяснено),
2) знанием и пониманием привлекаемого материала (самого произведения, сведений по теории и истории литературы, исторических и философских взглядов, связанных с данной темой),
3) интересом к теме,
4) опытом работы над определенным типом сочинения (характеристикой, сравнительной характеристикой, проблемным сочинением, сочинением общественно-публицистического характера и т. д.).
Конечно, выбирая тему, мы не будем механически соотносить ее с перечисленными требованиями. Но выбор происходит быстрее и правильнее, если мы знаем и понимаем определенные критерии его.
Вот как, например, обосновала свой Выбор темы для сочинения Одна десятиклассница. «Из трех тем: «Татьяна и Онегин», «Народность творчества Пушкина» и «Образ Печорина» — я выбираю третью, потому что люблю роман Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин мне нравится; несмотря на все его противоречия, он передовой человек, я сочувствую ему в том, что он не нашел верной дороги в жизни.
Мне кажется, я понимаю эту тему, а материал мне хорошо известен, так как я недавно перечитала это произведение».
Как видим, в обосновании выбора указаны три довода: интерес, а в данном случае любовь к произведению, понимание темы, хорошее знание текста романа. Количество доводов, а также их последовательность убедительно свидетельствуют о правильности выбора. Действительно, многие учащиеся, и вполне справедливо, на первое место ставят именно этот критерий — интерес к теме пли произведению. Качество сочинения во многом зависит от взволнованности, воодушевления, охвативших его автора. Но не следует, конечно, игнорировать и понимания темы, и знания материала, необходимого для глубокого раскрытия темы, в особенности теории и истории литературы.
Посмотрим, как могут обосновать Выбор темы для сочинения восьмиклассники, работая над экзаменационным сочинением. Предположим, что даны темы: Комсомольцы — беспокойные сердца; Моя любимая книга; и Молчалин.
А) Тема «Комсомольцы — беспокойные сердца» особенно привлекает меня, так как позволяет высказать свои мысли о моих современниках. С Y класса я активно участвовала в общественной работе, была председателем совета отряда, потом дружины, сейчас я комсорг. Я много читала о комсомольцах, об их подвигах в годы гражданской, в годы Великой Отечественной войны, в мирные дни. Я сама хочу участвовать в комсомольских стройках. Мне кажется, я понимаю, как надо работать над этой темой. Две другие темы я также могла бы раскрыть, но первая все же ближе мне.
Б) Я выбрал тему «Моя любимая книга», потому, что очень люблю читать. Самой любимой книгой для меня стал роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Она взволновала меня, я хорошо запомнил ее главного героя, который служит примером для всей молодежи. Мне кажется, что я смогу хорошо написать об этой книге, ее героях и особенностях. Первую тему я не совсем понимаю, то ли надо писать по произведениям, то ли брать примеры из жизни школы. Я думаю, что не смогу собрать нужный материал и последовательно его изложить, рассказывать же только о юности Павла Корчагина, хорошо мне известной по книге Н. Островского, я считаю недостаточным.
В) Я выбираю третью тему, так как хорошо представляю особенности характера Чацкого и Молчалина. Мы о них много говорили на уроках. Некоторые мысли мне не удалось высказать, и я хотел бы их изложить в сочинении. Мне уже приходилось сравнивать двух героев, и сочинения получались неплохие. Надо только найти главное в характерах того и другого (а это интересно) и сравнить. Я уже представляю себе, как буду это делать. Многие места из комедии «Горе от ума», где говорится о Чацком и Мол-чалине, я помню наизусть и смогу их включить в сочинение.
Подведем некоторые итоги. Чтобы научиться быстро и правильно выбирать тему, надо:
— не подчиняться временным, случайным мотивам;
— знать свои сильные и слабые. стороны в работе над сочинением;
— знать критерии выбора (интерес, понимание, знание, опыт);
— уметь рассуждать, мысленно прослеживая основные этапы работы над сочинением, иначе говоря, уметь анализировать тему.
Целесообразно применить либо понятийный, либо сравнительный анализ. Понятийный анализ заключается в том, что мы вдумываемся в каждое слово, каждое понятие, убеждаемся, что понимаем их, можем, как говорят, объяснить своими словами. Приведем пример понятийного анализа, взяв для этого достаточно сложную формулировку: «Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества».
Облик, по определению «Словаря современного русского литературного языка»,— это то, что составляет индивидуальность, внешний вид и внутреннее содержание кого-либо; душевный склад, характер.
Нравственный — относящийся к поведению человека в обществе. Нравственность — одна из форм общественного сознания, совокупность норм поведения человека. Таким образом, «нравственный облик общества» — это совокупность норм поведения, господствующих в этом обществе, это проявление тех или иных форм общественного сознания, характерных для определенного времени и определенной среды.
Проще говоря, взгляды, принципы, мнения, привычки, определяющие поведение человека в обществе, и составляют нравственный облик этого общества.
Жизненные идеалы — высшая цель общества, предел чьих-либо стремлений, желаний, лучший образец жизни.
Фамусовское общество — общество, собиравшееся в доме Фамусова, крупного московского чиновника, героя комедии «Горе от ума». В живых картинах жизни фамусовского дома Грибоедов воплотил черты, присущие московскому барству, светскому обществу России начала XIX века.
Если тема сложна по формулировке, то терминологический Анализ темы сочинения особенно полезен, причем при работе над домашним сочинением следует обратиться к словарям (энциклопедическому, толковому и др.).
Второй вид анализа — сравнительный. Данную тему необходимо сравнивать с близкими по объему и содержанию, определить своеобразие каждой, чтобы избранная тема стала ясной. К нему следует прибегать тогда, когда понятия, входящие в название темы, более просты, или формулировка темы предложена в виде цитаты, пословицы, афоризма.
Для того чтобы начать сравнительный Анализ темы сочинения, нужно к данной теме подобрать несколько близких тем, но с каким-то более или менее существенным отличием. Приведем пример такого анализа.
Предложена тема «Любите книгу — источник знаний» (М. Горький). Попробуем сравнить ее с другими темами:
«Любите книгу — источник знаний» (М. Горький).
Моя любимая книга.
Книга в моей жизни.
«Всем хорошим во мне я обязан книге» (М. Горький).
Книга в век радио и телевидения.
Сразу отметим: во второй и третьей темах более сильно «личностное» начало, а их содержание в значительной мере не совпадает с данной. Четвертая ближе к первой по содержанию, однако она отличается объемом привлекаемого материала (ведь лучшее в человеке — это и знания, и чувства, и воображение, и мечты, и поступки) и побуждает больше говорить о себе. Пятая тема менее всех «личная», она требует довольно глубокого сравнительного анализа роли книги, радио и телевидения в жизни человека и, но существу, может быть небольшой частью первой темы (например, ее заключением).
Итак, сравнительный Анализ темы сочинения помог прояснить содержание данной темы, установить, что для нее характерен активный, наступательный тон («любите книгу»), что в ней подчеркивается роль книги как источника знаний о мире, о жизни, о человеке (так оценивал значение книги М. Горький). Сравнение тем приведет также к мысли о необходимости высказать свое собственное отношение к книге как источнику знаний.
Приведем еще один пример сравнительного анализа. При изучении «Слова о полку Игореве» в VIII классе обычно рассматриваются следующие темы:
«Слово...» — величайший памятник древней русской литературы.
Защита Руси от нашествия врагов в XII веке («Слово о полку Игореве»).
Патриотизм «Слова о полку Игореве».
Игорь и Святослав.
Поход князя Игоря на половцев.
Прежде всего отметим, что в основе всех тем лежит материал одного произведения. Все темы, кроме пятой, литературно-критического характера, т. е. требуют знания не только самого произведения, но и учебника, и критической литературы о «Слове...». Лишь последняя является исключением, так как близка по содержанию и форме к изложению. Что касается первой и третьей, то они требуют более широкого взгляда на «Слово...» и на его место в общественной и литературной жизни России. Четвертая тема — «Игорь и Святослав» — по идее близка к третьей, но отличается по объему. Наибольшую эстетическую и теоретико-литературную нагрузку несет на себе первая тема.
Итак, сравнительный Анализ темы сочинения позволяет уточнить содержание и объем избранной темы и одновременно утвердиться в правильности своего выбора. Сравнительный Анализ темы сочинения вплотную подводит нас к определению идеи сочинения, по крайней мере к выдвижению гипотезы в решении темы.
Научившись сравнивать близкие темы, мы сможем предупредить очень распространенные ошибки: отсутствие прямого ответа на тему, подмену одной темы другой. Одной из предпосылок успеха в преодолении этих ошибок является работа с понятиями. Известно, что накопление слов (понятий) в памяти человека продолжается всю жизнь и особенно активно происходит в годы учения в школе. Однако знание большого количества слов еще не обеспечивает успеха в овладении устной и письменной речью. Не менее важно умение включать новое слово в систему имеющихся знаний. Только в этом случае возможно сознательное употребление в устной и письменной речи новых понятий и правильное их истолкование в тексте.
Приводимые ниже задания способствуют сознательному усвоению понятий и помогают выработать навыки анализа темы сочинения. Испытывая затруднения при их выполнении, не торопитесь обращаться к ответам и пояснениям, имеющимся в конце раздела. Сначала выполните задание письменно, а затем проверьте его правильность. При этом обращайте внимание на совпадение ответов по существу, по основным направлениям.
1. Читая первый раздел учебника по литературе для VIII класса, названный «Введение», составьте список слов и словосочетаний, которые вызывают затруднение в их понимании и истолковании. Сопоставьте свой список с тем, который приведен ниже. Пользуясь словарем, обратившись к учебнику, уясните для себя значение непонятных слов и выражений.
2. Чтобы проверить правильность понимания некоторых из приведенных в ответе на первое задание понятий, постройте рассуждение по опорным словам и словосочетаниям: Маресьев, Ме-ресьев, прототип, литературный герой, типический характер, Образ.
3. С этой же целью укажите, какая связь существует между понятиями образ и художественная литература, а также между понятиями художественная литература и наука.
4. Сгруппируйте приведенные ниже слова по их смысловой близости: метафора, гипербола, образ, эпитет, художественная литература, выразительные средства языка.
5. Точность словоупотребления во многом зависит от умения видеть сходство и отличие в близких понятиях. Для выработки этого навыка выполните такое задание:
Расположите в определенном порядке следующие понятия: романтизм., литературное направление, романтизм Рылеева, революционный романтизм, прогрессивный романтизм. Дайте обоснование избранной последовательности.
6. Построив связное рассуждение, определите отношения между понятиями: образ, тип, помещик, Манилов.
7. Сравните понятия, обозначающие основные компоненты художественного произведения, с целью углубления анализа произведения и последующего включения результатов анализа в сочинение. Например, при анализе «Слова о полку Игореве» покажите, какая связь существует между следующими понятиями: сюжет, композиция, образ-персонаж и идея произведения.
8. Дайте Анализ темы сочинения (дайте суждения) «Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма» по следующим вопросам:
А) Какое понятие является главным в этом суждении?
Б) Каково. содержание этого понятия?
В) В каком порядке (по их значению для темы) вы расположите остальные понятия?
Г) Какие доводы (два-три) вы приведете в доказательство имеющегося суясдения?
9. Объясните смысл названия художественного произведения («Хамелеон» А. П. Чехова, «Школа» А. П. Гайдара, «После бала» Л. Н. Толстого, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева).
10. Определите жанровые особенности следующих произведений: «Узник» А. С. Пушкина, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «После бала» Л. Н. Толстого, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Молодая гвардияА. Фадеева, «Ревизор» П. В. Гоголя.
11. Проведите сравнительный анализ предлагаемых групп тем и отдельных тем внутри той или иной группы:
А) «Каков смысл заглавия комедии Грибоедова?», «Мильон терзаний» Чацкого», «Кто Чацкий — победитель или побежденный?»
Б) «Сумасшествие» Чацкого», «Сплетня в доме Фамусова», «Как родилась и на чем основана сплетня о безумии Чацкого?».
В) «Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества», «Москва в оценке Фамусова и Чацкого», «Прошедшего житья подлейшие черты»..
Г) «Он дойдет до степеней известных», «И золотой мешок, и метит в генералы», «Шумим, братец, шумим!»
12. Проведите сравнительный Анализ темы сочинения:
Гуманизм комедии «Недоросль».
Гуманизм Фонвизина.
Гуманизм русской литературы.
13. Из приведенного ниже списка тем выберите те, которые близки к теме «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина». Проведите их сравнительный анализ.
В чем красота лирики Пушкина?
Картины родной природы в стихах Пушкина.
Образ поэта в лирике Пушкина.
Какие добрые чувства пробуждает лирика Пушкина?
Свободолюбивые мотивы в лирике Пушкина.
Любовь и дружба в лирике Пушкина.
Стихи Пушкина о поэте и поэзии.
Как проявляется в поэзии Пушкина патриотизм поэта?
«...Вслед Радищеву восславил я свободу...».
«Глаголом жги сердца людей».
Пушкин — певец любви и дружбы.
«Я гимны прежние пою».
«Чувства добрые я лирой пробуждал...»
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
Идеи свободолюбия и гуманизма в творчестве Пушкина.
Пояснения и примерные ответы.
1. Освободительное движение, классовый характер литературы, художественное отражение жизни, история литературы, художественная литература, образ, типический характер, литературный герой, персонаж.
2. Мересьев — это литературный герой, образ, типический характер, прототипом которого является известный советский летчик Герой Советского Союза А. П. Маресьев.
3. Между понятиями образ и художественная литература существует неразрывная связь. Без образа (образа-персонажа, образных средств языка) не может быть художественного произведения, художественной литературы. Слабость художественного образа сейчас же отражается на качестве художественного произведения.
Наука и художественная литература — две формы познания жизни. Было бы неправильным отдавать предпочтение той или другой. В познании человеческой души у художественной литературы такие достижения, которые недоступны науке. Об отличии художественной литературы от науки хорошо писал В. Г. Белинский.
4. Пояснение. Из предыдущих ответов видно, что понятия образ и художественная литература близки между собой, но это разные понятия, так как художественная литература — это один из видов искусства, а образ — один из способов создания художественных произведений. Метафора, гипербола, эпитет — все это выразительные (образные) средства языка.
5. Литературное направление, романтизм, революционный романтизм, прогрессивный романтизм, романтизм Рылеева.
Понятия по объему сужаются, зато по содержанию конкретизируются; революционный романтизм и прогрессивный романтизм обозначают одно и то же понятие, а данные словосочетания являются синонимичными.
6. Варианты ответа. 1) В поэме «Мертвые души» помещик Манилов — это настолько обобщенный и вместе с тем индивидуализированный образ, что его называют типичным или типом. 2) Читая о Манилове, мы не только представляем его себе как помещика, но и как прекраснодушного мечтателя. Изображение Манилова в типичных обстоятельствах при верности деталей делает этот образ типичным. 3) Только тот характер можно назвать типичным (типом), в котором воплотились как исторически конкретные черты (типичные признаки вырождения поместного дворянства), так и общечеловеческие пороки (праздная мечтательность, слащавость, узость интересов).
7. Идейное содержание «Слова...» раскрывается каждой частью, каждым • эпизодом, каждым образом произведения. Так, рассказ о походе и поражении Игоря (сюжет) звучит предостережением другим князьям, стремящимся к славе; «золотое слово» Святослава (существенная композиционная часть произведения) — это горькое размышление о судьбах Родины и желание видеть ее сильной и независимой. Плач Ярославны — сильнейшее выражение патриотических чувств русской женщины, глубоко переживающей не только свое горе, но и горе всего русского народа. Короче говоря, все произведение в целом и каждая его часть, каждый образ служат идее. В «Слове...», как настоящем произведении искусства, все художественно оправдано, все связано с чувствами, мыслями, настроениями его автора.
8. Главным в этой теме является понятие комедиограф, озна-' чающее «мастер комедийного жанра», на второе место следует поставить великий и на третье — эпохи классицизма.
Доказательство этого суждения. Для творчества Мольера характерны не только черты классицизма, но довольно существенные признаки реалистического искусства: мастерство комедийной интриги, живость языка. Следовательно, прежде всего мы ценим в Мольере комедиографа, а уже затем говорим о его принадлежности к классицизму. Живя в эпоху классицизма, Мольер во многом опередил ее. Таков основной результат Анализа темы сочинения .
9. Предлагаем материал для объяснения смысла одного произведения. Остальное выполните самостоятельно.
Как правило, название художественного произведения многозначно: в нем отражается не только какая-то особенность сюжета, композиции, но и существенная часть идеи произведения. Например, роман А. А. Фадеева назван так не только потому, что в основе его лежит повествование о комсомольской подпольной организации Краснодона, но и потому, что со времен гражданской войны сочетание двух слов — «Молодая гвардия» — связано с мыслью о преемственности традиций комсомольцев 20-х и 40-х годов.
10. Здесь названы произведения, соответствующие основным жанрам художественной литературы, с которыми вы познакомились в VI—VII классах: стихотворение, романтическая поэма,
, рассказ, повесть, роман, драматическое произведение (комедия). Произведение каждого жанра имеет особенности, присущие именно этому жанру: непосредственное выражение чувств автора в лирическом стихотворении, сочетание лирического начала с повествованием в поэме, повествование об одном случае в рассказе и о более широком круге событий в повести и романе, острое изображение конфликтной ситуации в драматическом произведении, предназначенном для постановки на сцене.
Таковы наиболее общие признаки произведений разных жанров. Эти признаки могут быть детализированы, если мы будем учитывать своеобразие писательской манеры, писательского стп ля. Эта задача более сложная, и решаться она будет в старших классах.
11. Темы сгруппированы для сравнительного анализа в основном по одному существенному признаку. Например, первая группа посвящена идейному содержанию комедии и роли обра:-а Чацкого в ее раскрытии, последняя — характеристике второстепенных действующих лиц, причем характеристика может послужить отправным пунктом для более общего рассуждения о мол-чалинстве, карьеризме, узости интересов как типичных явлениях в светском обществе того времени.
12. Основной термин в приведенных формулировках — «гуманизм», содержание которого во всех трех темах примерно одинаково. Различие, и довольно существенное, заключается в других терминах, каждый из которых (комедия «Недоросль», жизнь и творчество Фонвизина, русская литература) определяют объем привлекаемого материала и угол зрения, под которым должно раскрываться основное понятие — «гуманизм».
13.
1) Идеи свободолюбия и гуманизма в творчестве Пушкина.
2) Вольнолюбивая лирика Пушкина.
3) Свободолюбивые мотивы в лирике Пушкина.
4) «...Вслед Радищеву восславил я свободу...»
5) «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!».
Прежде всего обратим внимание на вторую и третью темы. Они настолько близки менаду собой, что можно, казалось бы, говорить о полном их совпадении. Однако отличие все же имеется: тема «Вольнолюбивая лирика Пушкина» дает больше простора для выбора композиции сочинения, в то время как тема «Свободолюбивые мотивы в лирике Пушкина» обязывает нас в определенной последовательности'изложить основные идеи вольнолюбивой лирики Пушкина. Первая, четвертая и пятая темы предполагают обращение ко всему творчеству Пушкина, а не только к лирике. Своеобразие их и в способе изложения материала. Так, первая, наиболее широкая по объему, требует к тому же и более строгого, научного изложения; четвертая и, особенно, пятая — более эмоционального, высокого стиля.