Новые люди у Тургенева, Чернышевского, Горького
Русским писателям всегда было свойственно желание осмыслить Новые явления в жизни страны, умение видеть их гораздо раньше других людей. Новый человек понимался и Тургеневым, и Чернышевским, и Горьким как реформатор, пытающийся изменить, исправить мир.
Тургенев показал такой тип людей эпохи 60-х годов XIX века. Это нигилист Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети». Суть его мировоззрения в отрицании и разрушении. Им отрицаются понятия этической и эстетической сфер жизни, одухотворенное восприятие природы, поэзии, музыки, живописи, любви. Базаров декларирует принцип вульгарного материализма и прагматизма за счет духовности. Способность глубоко чувствовать, честность, бескорыстие, сильная воля — положительные качества Базарова. В столкновении с реальной жизнью его громкие нигилистические постулаты терпят крах, Евгений не вмещает свою натуру в рамки проповедуемых им самим представлений о жизни. Подсознательно ему приходится отказаться от нигилизма. Тургенев не показывает ни одного из настоящих последователей Базарова. Новизна образа Евгения Базарова состоит в богатстве его внутреннего содержания, в скрытых резервах его духовного потенциала, о которых он сам и не догадывается. Если тургеневскому герою очень трудно жить из-за отсутствия людей, которые правильно понимали бы его, то героям романа Чернышевского «Что делать?» в этом отношении легче. Его Новые люди возникли из прошлого («из грязи реальной») и пытаются очиститься от отрицательных качеств. Таковы Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Писателем вводится категория «особенного» человека. Это ригорист Рахметов. Как и Базаров, он сам воспитал себя. Он образован, честен, силен физически, волевой, немного эксцентричен. Новые люди Чернышевского — созидающие люди, не чуждые сострадания. Они стремятся уже сейчас помогать другим, сделав это своей жизненной целью (теория «разумного эгоизма»). Даже стоя-
Щий остро «женский вопрос» решается в мастерских Веры Павловны.
Чернышевский в своем романе пытался подсказать решение некоторых социальных проблем. Это получилось довольно наивно, а временами напоминает фантазии гоголевского Манилова (четвертый сон Веры Павловны).
Роман (бессмертное произведение) Горького «Мать» отражает этап проникновения марксистского учения в стихийное рабочее движение. Главным процессом Горький считает воскрешение человеческой души. Путь в Новые люди, по его мнению, лежит через сострадание и любовь (мать, Андрей, Находка), через разум (Павел Власов). И если второй путь во многом прагматичен и чем-то напоминает базаровские декларации, то в основе первого лежит духовность. С образами новых людей у Горького связана концепция мук ради человечества. Писатель идет по пути синтеза идей Тургенева и Чернышевского: разрушение, созидание, гуманизм.
Меняются времена, меняется и отношение к «новым людям». Если Базаров одинок, то «Новые люди» Чернышевского показаны в перспективе перехода в иное качество в будущем. У Горького контингент таких людей становится массовым.
В восприятии современного читателя Базаров более привлекателен как человек, а не нигилист. Энтузиазм героев Чернышевского не совсем понятен, а субъективно обрисованные Горьким революционеры — святые. Они явно не совпадают со своими реальными прототипами.