Андрей Андреевич Вознесенский


Андрей Андреевич Вознесенский вошел в литературу ярко, стремительно. Уже в начале творчества поэт ставит серьезные вопросы и старается их решить. Тема растраты внутренних богатств человеческой личности — одна из важных тем лирики Андрея Вознесенского. Она особенно драматично звучит в стихотворении «Плач по двум нерожденным поэмам». Аминь. Убил я поэму.

Убил, не родивши. К похоронам! Хороним. Хороним поэмы. Вход всем посторонним Хороним. На черной Вселенной любовниками отравленными Лежат две поэмы, Как белый бинокль театральный. Поэт говорит здесь о тех огромных духовных возможностях каждого человека, которые он может или осуществить, или убить в себе.

О, как ты хотела, чтоб сын твой шел Чисто и прямо, Встань, мама. Вы встаньте в Сибири, В Париже, В глухих городишках. Мы столько убили в себе, не родивши. Встаньте... Стихотворение это как реквием всему неосуществленному, неродившемуся по нашей лености, малодушию или из-за отсутствия знаний.

Мы все равно виноваты перед собой и обществом за все несделанное. Ландау, погибший в косом лаборанте, Встаньте, Коперник, погибший в Ландау галантном, Встаньте, Вы, девка в джаз-банде. Вы помните школьные банты? Встаньте... Андрей Вознесенский восстает против «духовных самоубийц», против тех, кто «саморастратил святые крупицы». Этим бездуховным лентяям поэт противопоставляет истинных творцов — «людей упрямого нрава». Творчество и труд — только они способны спасти личность.

Человек только в деятельности может найти себя, реализоваться на благо общества. Творчество и только творчество — в любых областях жизни,— является оправданием человеческого бытия. Тому же, кто вынес огонь сквозь потраву,— Вечная слава! Вечная слава!

Стихотворение звучит по-боевому, поэт как будто боится, чтобы оно не прозвучало слишком нежно и задушевно. Здесь Вознесенский выступает непримиримым борцом с любой несправедливостью, антигуманизмом. Поэт предъявляет высокие требования прежде всего к себе, а потом уже и к окружающим.