Не бойтесь чтения!
Пробудить у школьников интерес к чтению на самом деле просто. Расскажу, как это делаю я в средних классах (о старших разговор особый).
На первом же сентябрьском уроке раздаю список книг для внеклассного чтения. Включаю туда произведения ХХ века и современные, наиболее интересные и созвучные детям и имеющие ярко выраженную гуманистическую направленность. Разумеется, они должны быть по-настоящему художественными, с яркими, запоминающимися образами, с психологической глубиной. Включаю и немного детской классики XIX века, а также одну-две книги о великих путешественниках. Ориентируюсь на широко известные произведения, на те, которые люблю сама. Список, ориентированный на ребёнка, подростка, по-настоящему интересный, — главное условие пробуждения интереса к книге. Потому что наши программы для среднего звена (за исключением предназначенных для пятиклассников) неудачны: они не учитывают психологию современного читателя, и тем более ребёнка. Именно это, а не что-то другое — главная причина нелюбви школьников к чтению. (Разумеется, и при самой совершенной программе без дополнительного чтения не обойтись.) Не случайно ребята перестают читать с 7–8-го классов: там — самые скучные программы. Неужели кто-то всерьёз думает, что современного читателя, а тем более подростка, могут увлечь «Размышления у парадного подъезда», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Песня про царя Ивана Васильевича...» и «Барышня-крестьянка»?
Неудачные программы мы можем компенсировать внеклассным чтением. Для примера привожу составленные мною списки книг, которые я рекомендую своим ученикам.
Разумеется, списки эти не идеальны. Но они работают. Как-то я у восьмиклассника даже пари выиграла (конфету). Он заявил, что ни по каким спискам читать не будет, потому что все они скучные. (Оказалось, что прошлогодние списки были просто расширенным вариантом тех же самых неудачных программ.) Я дала мальчику месяц, чтобы он начал читать разные книги по списку, и если ни одна его не заинтересует, значит, он выиграл. Он подошёл ко мне через неделю: “Вы выиграли, Инна Яковлевна! Я целых две интересных книги нашёл!”
Итак, списки розданы. Сразу же предупреждаю: внеклассное чтение не менее важно, чем работа по хрестоматии, и без хорошей начитанности не может быть хорошей отметки по литературе. Поэтому буду проверять, как кто читает, в конце каждого месяца (семи-восьмиклассников — в конце каждой четверти). Норма библиотечная: две книги в месяц. Но, конечно, большие по объёму можно читать и месяц, и два. А поскольку не все книги из списка есть в школьной библиотеке, нужно записаться ещё в районную или городскую. Затем объясняю, как обращаться со списком. Совсем не обязательно читать все книги, которые там есть. Пусть каждый выберет те, которые ему нравятся. Можно взять на полчаса сразу несколько и тут же, в библиотеке, пролистать их, прочитать первые пять-десять страниц и уж тогда решить, какую стоит взять. Никогда не нужно читать насильно, дочитывать до конца книгу, которая не нравится. (Принцип “начал — докончи” приносит много вреда, часто отвращая ребёнка, подростка от чтения.)
5–6-й класс
Русская литература
1. В. Крапивин. Ковёр-самолет. Мальчик со шпагой.
2. Кир Булычёв. Девочка с Земли.
3. Е. Верейская. Карай.
4. Ю. Яковлев. Мальчик с коньками.
5. В. Солоухин. Мститель.
6. В. Распутин. Уроки французского (этот рассказ есть не во всех программах).
7. С. Маршак. Стихи и пьесы.
8. А. Чумаченко. Человек с луны.
Зарубежная литература
1. Я. Грабовский. Муха с капризами (сборник рассказов).
2. А. Линдгрен. Расмус-бродяга; другие повести.
3. У. Сароян. Акробаты. Война.
4. Г. Фаст. Тони и волшебная дверь.
5. Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.
6. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна.
7. М. Рид. Оцеола, вождь семинолов.
8. Ж. Верн. Дети капитана Гранта; другие романы.
Один-два следующих урока — “агитация” за список. Кратко, не пересказывая содержания, сообщаю о нескольких книгах (о чём они, чем интересны). Любителям животных (всегда интересуюсь, у кого дома они есть) советую рассказы Яна Грабовского и Сетон-Томпсона, повесть Верейской «Карай»; желающим прочитать про любовь — «Дикую собаку Динго»; предпочитающим приключения — Марка Твена, Крапивина; самым начитанным — Майн Рида и Жюля Верна. Ребята постарше часто интересуются произведениями о войне. Рекомендую «Судьбу человека» Шолохова, а семи-восьмикласникам — «Круглянский мост» и «Обелиск» Василя Быкова. Особо отмечаю, конечно, фантастику. Обычно ребята спрашивают, можно ли читать не по списку. Разумеется, можно. Но какое-то количество произведений из списка тоже нужно прочитать. А затем...
Затем я не спешу переходить к программе. Первый месяц читаю вслух самые интересные короткие рассказы, а потом мы о них беседуем. В пятых-шестых классах обычно начинаю с рассказов Яна Грабовского «Муха с капризами» и У. Сарояна «Акробаты», «Война» — каждый минут на двадцать пять. Если после краткой беседы остаётся время, можно начать читать другой рассказ этого же писателя. Нескольких таких уроков хватает, чтобы ребята стали тянуться к книге. Вообще чтение учителем вслух интересного рассказа или отрывка из произведения — незаменимый способ побудить детей читать. Издавна этим пользовались мамы и бабушки, ни с какими методиками не знакомые. А если ещё остановиться на самом интересном месте... Такой системой работы успешно пользуется известный французский педагог и писатель Даниэль Пеннак. В книге «Как роман» (очень советую, кстати, прочитать её всем коллегам) он рассказывает о том, как трудные подростки, не желающие учиться и читать, стали заядлыми и понимающими читателями. А учитель и не делал ничего особенного. Просто, отложив на пару месяцев программу, читал им интересные для них, хорошие книги. Попутно шла короткая ненавязчивая беседа о прочитанном. У словесников, которые делают то же самое, проблемы “не читают!” нет.
Интерес, конечно, главное, но и без строгой требовательности, без систематического контроля обойтись нельзя. Я в конце каждого месяца или четверти провожу письменную работу по внеклассному чтению. Ребята заранее сдают мне листочки с перечнем прочитанных за это время книг. Лукавить, приписывая непрочитанные, никто не может: ведь неизвестно, по какой книге я задам вопрос. На сданных мне листочках я каждому ученику пишу вопрос. Например, по рассказу Нагибина «Эхо» — два вопроса на выбор: “Осуждаю ли я Серёжу?” и “Понравилась ли мне Витька?”, по роману Харпер Ли «Убить пересмешника» — “Что в личности Аттикуса Финча вызывает моё уважение?”, по рассказам и роману Брэдбери «451° по Фаренгейту» — “От чего предостерегает нас писатель?”. Часто спрашиваю, кто из героев рассказа (повести, романа) больше понравился и почему. Нередко ставлю вопросы просто по содержанию. Например, по повести А. Алексина «А тем временем где-то» — “Почему Серёжа Емельянов отказался ехать с родителями на море?” или “Как Серёжа Емельянов познакомился с Ниной Георгиевной?”. По этой же повести вопросы на понимание: “Чем, по-твоему, Серёжа Емельянов отличается от своего отца?” и “Почему свою поездку в родной город Серёжа Емельянов приравнивает к поездам, идущим вне расписания, которые помогают, спасают?” А однажды пятикласснику, который ни за что не хотел читать, пока я не подсунула ему «Малыша и Карлсона», дала задание написать про самые смешные места повести. И как же “вкусно” он написал!
За эти письменные работы я сразу же ставлю две оценки: одну — за содержание этой работы, другую — за количество прочитанных книг. Если класс небольшой, иногда заменяю письменную работу устными собеседованиями с каждым учеником. Формы контроля могут быть, разумеется, разными. Однако при любой нужна и индивидуальная работа со слабыми. Справляясь в переменку у одного-другого о прочитанных книгах, вскоре выявляю тех, кто не читает совсем. Спрашиваю их, о чём бы они хотели почитать, советую им книги “по вкусу” и полегче. А пятиклассник иногда просто нуждается в том, чтобы учитель, образно говоря, взял его за руку и привёл в школьную библиотеку…
7–8-й класс
Русская литература
1. В. Короленко. В дурном обществе (можно в детском варианте — «Дети подземелья»). Слепой музыкант.
2. А. Алексин. А тем временем где-то.
3. Ю. Нагибин. Эхо.
4. Ю. Яковлев. Корзинка.
5. В. Шефнер. Человек с пятью “не”. Счастливый неудачник.
6. Р. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
7. А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу; другие повести.
Зарубежная литература
1. У. Сароян. Акробаты. Война.
2. Дж. Лондон. Бурый волк.
3. Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных.
4. Харпер Ли. Убить пересмешника.
5. Р. Брэдбери. Рассказы. Роман (бессмертное произведение) «451° по Фаренгейту».
6. А. Азимов. Я — робот.
7. М. Рид. Оцеола, вождь семинолов; другие романы.
8. Ж. Верн. Роман (бессмертное произведение)ы.
По-моему, всё это просто и не требует от учителя никаких особых талантов. Обидно и грустно слышать от иных коллег, что дети читают только у талантливых и артистичных учителей. (Ни к тем, ни к другим себя не отношу.) Чтобы ребята читали, нужно только немного отойти от принятых стереотипов, отрешиться от нелепого страха что-то “нарушить” и благо учеников наших поставить выше каких-то стандартных требований.
Инна Яковлевна Кленицкая,
Учитель литературы московской школы № 179