Конспект урока Информатики Общие и отличительные свойства объектов
Тема: «Общие и отличительные свойства объектов»
Цели:
Актуализировать знания о многообразии свойств объектов, их категорий;
Сформировать представление об общих и отличительных свойствах объектов;
Познакомить со спецификой общих и отличительных свойств.
Педагогические задачи урока:
Раскрыть смысл понятия «общие свойства» на основе анализа примеров;
Раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;
Закрепить умение производить характеристику объекта;
Развивать основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;
Развивать информационную культуру посредством формирования общих способов решения информационных задач.
Ключевые понятия:
Общие свойства
Отличительные свойства
Вспомогательные (дополнительны) понятия:
Группы объектов
Характеристика объектов
Форма урока - диалог с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради)
Тип урока – урок объяснения
Стратегия – опережающая, развивающая.
Обеспечение урока:
Учебник;
Рабочая тетрадь № 2;
Демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;
Презентация к уроку;
Карточки с изображением предметов.
Полезные правила для урока:
Улыбнись себе и другим.
Научись любить.
Не заносись.
Радуйся успеху.
Береги своё здоровье.
Не бойся ошибок, помни – в классе тебе всегда помогут.(Слайд 1)
План урока
Организационный момент (1-2 мин)
Повторение материала предыдущей темы в виде игры (3 мин)
Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал
(6 мин)
Физкультминутка (1-2 мин)
Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний
(3 мин)
Психологическая пауза (1 мин)
Выполнение заданий в рабочей тетради (12 мин)
Обобщение и закрепление. Подведение итогов (3 мин)
Комментарии к домашнему заданию (1 мин)
Рефлексия (2 мин)
Ход урока
Организационный момент
- Добрый день, ребята! Добрый день. уважаемые гости. Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И будем по-доброму относиться друг к другу, по-доброму работать, мыслить. Не зря народная мудрость гласит:
Слайд 2
«Где доброта, там красота»
- Пусть это станет девизом нашего урока!
Повторение материала предыдущей темы
– Предлагаю проверить домашнее задание и провести игру-разминку.
Правила игры следующие:
К доске выходят четыре ученика и получают карточки с названием предметов. Никто никому не говорит, какая карточка ему досталась. Я называю свойство, а ученики поднимают руки, если их объект этим свойством обладает. Затем мы должны будем отгадать, какой объект изображён на карточке у каждого из них. Договорились?
Свойства объектов:
Круглый, может летать, съедобный, вкусный, сочный, гудит, перевозит людей, большой.
- Кто догадался, какой предмет у каждого ученика?
- Что помогло вам в этом (свойства предмета)
Слайд 3
– Скажите:
Какими свойствами обладает книга?
Какими свойствами могут отличаться друг от друга книги?
Назовите известные вам свойства
- человека;
- собаки;
- кошки.
Назовите несколько объектов, которые обладают свойством «круглый», «прямоугольный», «бумажный», «стеклянный».
Назовите какое-нибудь свойство объекта с именем «телевизор», «магнитофон», «компьютер»
Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал
- Как вы поняли из предыдущих уроков, у каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объекта бывают общими и отличительными. Этой теме и посвящён наш сегодняшний урок.
Слайд 4
- Исходя из темы как думаете, какие информационные задачи мы сегодня будем решать, т. е. что нам предстоит делать?
Слайд 5
- Посмотрите на экран и скажите, чем похожи самолёт и пароход? (Это средства передвижения, и то, и другое транспорт).
- Можно сказать, что это общее свойство данных объектов? (можно)
- А теперь скажите, чем они различаются? (Самолёт воздушный транспорт, а пароход – водный)
- Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.
-Теперь давай те рассмотрим сразу несколько объектов – например, учеников нашего класса. Давайте все встанем. Какое общее свойство у всех? (Быть учениками, быть детьми).
-Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «быть девочкой». Девочки сядьте. Для девочек это свойство общее или отличительное? (Общее)
-Теперь выделим из группы девочек объекты, с отличительным свойством «быть выше всех». Пусть такие девочки встанут. Это их отличительное свойство.
-Садимся на места. Давайте обсудим то, что мы наблюдали. Как видим, одно и то же свойство «быть девочкой» может быть и общим, и отличительным. Оно отличительное, когда группа девочек входит в более широкую группу объектов – в класс, в котором кроме них есть ещё и мальчики.
- Рассмотрим ещё один пример. Внимание на экран
Слайд 6
- Как назвать одним понятием изображённые на слайде объекты?(геометрические фигуры)
- Решим такую задачу: выделим из представленных на этом рисунке геометрических фигур такие, которые имеют свойства «иметь углы»
- Это отличительное свойство выделенных фигур от остальных.
- Рассмотрим получившуюся новую группу:
Слайд 7
- Заметим, что теперь свойство «иметь углы» уже не отличительное, а общее, поскольку все фигуры этой группы имеют углы.
- Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «иметь ровно три угла». Такой объект в этой группе один – треугольник. Слайд 8
- Проанализируем проделанную работу.
- Мы видим, что одно и то же свойство может быть либо общим для группы объектов, либо отличительным.
- Так свойство «иметь углы» является для квадратов, прямоугольников и треугольников общим. Это же свойство будет отличительным для квадратов, прямоугольников и треугольников, если в состав группы ввести круги и овалы.
Физкультминутка
Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний
- В нашей работе встретились такие ключевые понятия как
Слайд 9
Общие свойства
Отличительные свойства
- Кто может дать определение этим понятиям? (ответы детей)
- А теперь давайте обратимся к учебнику и познакомимся с определением, которое даёт этим понятием Н. В. Матвеева
Работа с учебником (с. 95)
Слайд 10
- Итак свойства объектов бывают общие и отличительные.
Слайд 11
- Назовите хотя бы одно общее свойство у таких разных объектов, как луна и мяч.
- Назовите отличительные свойства данных объектов.
- А теперь посмотрим как эти знания могут помочь нам на других уроках, например на уроке русского языка.
Слайд 12
- Объектами выступают слова: Картина, квартира, корова
- Найдите общие и отличительные свойства (Общие свойства: Все словарные слова,
Все имена существительные,
Все трёхсложные,
Все начинаются с один. звука
Все имеют окончание а
Отличаются безударными гласными а и о)
Слайд 13
Литературное чтение: «Курочка Ряба», «Теремок», «Золотая рыбка»
(Общие свойства – одна жанровая
Принадлежность – сказки
Отличия: по классификации)
- Попробуйте сами привести подобные задания например с числами (заготовка 3 12 15 18) Слайд 14 на всякий случай
Психологическая пауза
Слайд 15
Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа.
Я и бодр, и силён,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу.
Выполнение заданий в рабочей тетради
С. 26-27, с. 30-31 (табличка)
Обобщение и закрепление. Подведение итогов
- А теперь давайте снова поиграем.
- Угадайте животное по выделенным признакам (Слайд 16)
Бегает, прыгает, длинные уши, белый или серый (заяц)
Жёлтый, полосатый, рычит, символ года (тигр)
Бурый, косматый зимой спит (медведь)
- А сейчас – заключительный разговор. Подведём итог нашей работе.
- Что узнали нового?
- Что получилось легко?
- В какие моменты урока испытывали трудности?
- Как вы сможете использовать свой новый опыт?
Комментарии к домашнему заданию
Слайд 17
Выполнить упражнения в рабочей тетради к §16.
Рефлексия
- Закончите предложения:
Слайд 18
Я работал с ______________ настроением.
Я _____________ доволен собой.
Я бы хотел стать более ____________.
Слайд 19
- Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность и инициативу. Наша совместная работа заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.
- Я хочу похлопать Насте, потому что мне понравилось, как она работала сегодня на уроке.
- Настя, а чья работа понравилась тебе? (Поочерёдно дети хлопают друг другу, пока весь класс не будет хлопать последнему ученику)
- А теперь потрите ладоши так, чтобы стало жарко. Передайте тепло друг другу, соединив свои ладоши с ладошами соседа. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло ваших друзей согреет вас.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.