МОНПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

PAGE \* MERGEFORMAT3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 МОНОПОЛИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ……………………………….5

  1. Cущность и основные черты монополии…………………………………..5

1.2 Понятие монопольной власти………………………………………………..8

1.3 Ущерб, приносимый монополией…………………………………………..14

2 МОНПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ……….20

2.1. Характеристика российских монополий…………………………………20

2.2. Регулирование деятельности монополий в РФ………………………….30

2.3. Плюсы и минусы монополий………………………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблемам монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира.

Актуальность темы исследования заключается в том, что монополии, в отличие от других хозяйственных единиц, занимают особое место в системе экономических отношений. В число отраслей экономики, имеющих признаки естественных монополий, входят: электроэнергетика, газовая промышленность, транспортировка нефти, железнодорожный транспорт, многие отрасли связи. В этих сферах демонополизация и создание конкурентного механизма оказываются невозможными в связи со спецификой характера предоставляемых услуг и технологии доведения их до потребителя. Следовательно, необходимы рычаги внерыночного, административного регулирования этих отраслей в интересах потребителя.

Если государство не имеет способов планомерного воздействия на монополии, оно и его граждане становятся заложниками злоупотребления монополистов своей властью. На практике это проявляется в росте цен и тарифов на услуги монополистических предприятий, что усугубляет и без того тяжелое экономическое положение большей части промышленных предприятий и населения.

Степень разработки темы исследования. Определенное место данным вопросам уделялось в работах таких отечественных авторов, как: Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина, А. Бутыркин, Е.Варга, В.А. Волконский, Г.И. Корягин, Е.Б. Мостовая, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, П.А.Ореховский, М.Фридман, Ю.П.Янков.

Объект исследования – является монополизм, его специфика в Российской Федерации.

Предмет исследования - является система государственного регулирования монополий в современной Российской экономики.

Целью исследования является рассмотрение особенности монополизма в современной России в условиях развития рыночных отношений.

Задачи:

1.  Рассмотреть сущность и основные черты монополии;

2. Выявить ущерб, приносимый монополией;

3. Рассмотреть характеристику российских монополий;

4. Изучить регулирование деятельности монополий в РФ;

5. Выявить плюсы и минусы монополий

6. Внести предложения по совершенствованию монополии России.

Методология и методика исследования. При работе над курсовой работы использовались диалектический, сравнительно-правовой, а равно формально-логический методы исследования.

Нормативную базу составляют: Федеральный закон «О естественных монополиях», Гражданский кодекс РФ.

1 МОНОПОЛИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

  1. Cущность и основные черты монополии

Монополия - это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны1.

Факторами способствующими возникновению монополий можно назвать: полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства; экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции); патенты; государственные лицензии или привилегии2.

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела3.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом4. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли5.

Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара6.

Характерными чертами монополии являются следующие:

1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.

2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.

3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.

4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими7.

По мнению Томаса ДиЛоренцо, устойчивой может быть только монополия, защищенная государством. Не существует ни одного достоверно известного случая, чтобы некий производитель добился низких издержек в долгосрочной перспективе и тем самым установил перманентную монополию. Постоянно действующий механизм конкуренции – в том числе потенциальной конкуренции – исключает возможность появления монополии в условиях свободного рынка8.

1.2 Понятие монопольной власти

Монополия и порождаемые ею структуры (олигополия, монополистическая конкуренция) характеризуются особым отношением субъекта с экономической средой и влияют на рыночное равновесие выгодным для себя образом9.

Монопольная власть (власть над рынком) определяется как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену своего товара и воздействовать на неё, регулируя поставляемое на рынок, его количество. Учёные связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек. При этом, с их точки зрения, чем менее эластичен спрос, тем большей монопольной властью обладает фирма. Следовательно, монопольная власть обратно пропорциональна эластичности спроса на продукт (услугу). Последняя является главной ограничительной силой рыночной власти монополии. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём предложения, но не то и другое вместе. Если он установил цену, то рыночный спрос диктует объём производства10.

Возможностью одновременно влиять на цену и на количество поставляемой продукции обладает только абсолютная монополия, что в реальной действительности случается редко.

Монопольная (рыночная, экономическая) власть не возникает случайно. Формирование её обусловлено монопольным положением субъекта, стремящегося обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Экономическая власть мощных хозяйственных групп позволяет им произвольно менять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Монопольное положение является для монополиста своего рода фактором производства, носителем или источником дохода11.

М.Фридман называет три основных источника монопольной власти: технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении); прямую или косвенную поддержку; частный сговор между отдельными лицами12.

Сохраняются наследие административно-командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии13.

Е.Варга считал, что монопольная власть в сфере производства может быть обусловлена монопольным владением факторами производства, обладанием значительным капиталом, новой техникой, патентами, т.е. технологической монополией, объектами сферы обращения (железными дорогами, автолиниями, торговыми сбытовыми организациями)14.

Условия монопольной власти, единичные или взятые в совокупности, трактуются как причины образования монополии. Так, они сводятся к контролю источников сырья, низким издержкам производства, позволяющим реализовывать товар по низким ценам, недоступным для конкурентов, обладанию патентом на новую продукцию или технологию, к получению от государства исключительных прав на реализацию товара или услуги.

Монопольной власти присущи следующие особенности: а)рост спроса не обязательно сопровождается увеличением количества предлагаемого товара. Монополия часто просто поднимает цену. Решающим фактором, определяющим размер предложения товара, является изменение кривой предельного дохода, а не кривой спроса; б) для монополиста невозможно определить кривую спроса. Так как данное количество товара, предлагаемое монополией, может реализовываться по разным ценам в зависимости от спроса и его ценовой эластичности. В условиях монополии различные объёмы выпуска могут быть связаны одной ценой15.

В современных условиях получить монопольную власть можно не только путём достижения определённых размеров производства, сколько путём обладания уникальной технологией. Если ранее такое преимущество было доступно только крупному производству, рассчитанному на массовый и стабильный спрос, то в настоящее время- также мелкому и среднему бизнесу. Монопольной властью на использование своих услуг обладают некоторые талантливые певцы, художники, спортсмены. Эту категорию людей с уникальными знаниями и способностями относят к невоспроизводимым ресурсам16.

Советские экономисты источником монопольной власти предприятия (объединения) считали не полный захват рынка, дополнительные кредитные ресурсы, предоставляемые своим банком. Существование монопольной власти на товарном рынке, как полагали они, может быть обусловлено монополизацией финансового рынка17.

Монопольная власть может быть также достигнута путём создания сверхкрупных предприятий, играющих значительную роль на рынке вследствие своего доминирования и влияющих на предложение товаров и ценообразование.

Специфика технологии в некоторых отраслях промышленности (автомобильной, алюминиевой, сталелитейной) требует крупных производств. Это обусловлено не только экономией издержек на масштабах производства, но и значительными размерами капитала, необходимыми для вступления в дело. Таки отрасли, как правило, состоят из небольшого количества крупных фирм, обладающих определённой степенью монопольной власти18.

Экономии на масштабах производства добиваются естественные монополии, образовавшиеся в отраслях, представленных предприятиями общественного пользования (системы транспорта, связи, энерго-, водо-, газоснабжения). Было бы не выгодно и расточительно допускать дублирование подобных предприятий. Предельная степень концентрации производств в них обусловлена технологически, и рост масштабов производства пропорционально снижает издержки. К примеру, в электроэнергетике затраты на 1 кВт/час уменьшаются пропорционально росту мощности электростанции19.

Исключительные привилегии этим монополиям предоставляет государство. Правительство сохраняет за собой право регулировать их действия, чтобы не допускать злоупотреблений монопольной властью: определяет географическую сферу их деятельности, контролирует качество и цены на товары и услуги. Некоторые сырьевые монополии создаются путём валоризации, т.е. системы мер, предпринимаемых при поддержке государственной власти для искусственного повышения цен путём уменьшения предложения и сокращения производства20.

Факторами, способствующими усилению или ослаблению монопольной власти, являются: экономический потенциал фирмы, включающий потенциал владения и потенциал присвоения, предполагаемая прибыль, масштабы инноваций, наличие производственных секретов, высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов, в том числе протекционистская политика государства (установление тарифов, квот), наличие товаров-субститутов, конкуренция со стороны фирм, производящих аналогичную продукцию, и потенциальная конкуренция со стороны компаний, имеющих возможность организовать аналогичное производство, несовершенство рыночной информации, кризисы, войны, насилие21.

Внутриотраслевая конкуренция существенно ограничивает власть фирм на рынке. Завышение цены всегда имеет чёткий предел, за которым оно перестаёт быть выгодным (сокращение спроса может свести на нет высокую прибыльность единицы продукции). Если бы все американские автомобилестроительные компании одновременно подняли цены на свою продукцию на 5 %, то, по расчётам экономистов, продажи отрасли сократились бы всего на 1%. Если же аналогичное повышение цен допустит одна компания, то её продажи уменьшатся на 16% в результате перераспределения спроса в пользу конкурентов. Повышение цены одной компанией может обусловить создание аналогичных производств, что лишит первую компанию рынка сбыта. Таким образом, давление потенциальной конкуренции существенно ограничивает рыночную власть22.

Монопольная власть производителя на внутреннем рынке защищена от иностранной конкуренции устанавливаемыми пошлинами на импорт. Это условие особо подчёркивал Ф.Энгельс. «Покровительственные пошлины,- писал он,- дают… возможность компенсировать себя на внутреннем рынке за разорительные цены, по которым он (монополист.- Прим. авт.), вынужден продавать на внешнем рынке». Эта компенсация на внутреннем рынке осуществляется путём установления монопольно высоких цен. Монополии используют покровительственные пошлины как средство монополизации внутреннего рынка. По определению Ф.Энгельса, это монополия, направленная против отечественного потребителя23.

Итак, можно сделать вывод, что понятия «монопольная», «рыночная», «экономическая» власть используются в экономической теории как синонимы. Причины, условия, факторы, влияющие на них, отождествляются. Причины появления монополии и монопольной власти совпадают.

Носителями монопольной власти выступают государство, предприятия, отдельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные фирмы, так и мелкие, имеющие определённые преимущества24.

В современных условиях определяющим признаком монопольной власти является обладание уникальной технологией, доступной мелкому и среднему бизнесу.

1.3 Ущерб, приносимый монополией

Последствие монополизации совершенно конкурентной отрасли иллюстрирует рис. 1.2.1. Рыночный спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен линией спроса D, а предложение восходящей ветвью отраслевой кривой предельных затрат, SMC. Соответственно равновесный объем продукции совершенно конкурентной отрасли составит Q*1, а цена  P*1. Легко видеть, что при монополизации отрасли объем выпуска и цена изменятся25.

Рис.1.2.1

Ущерб, приносимый монополией

Действительно, монополист максимизирует прибыль при объеме выпуска Q*2, поскольку именно этот объем соответствует точке Курно E2, в которой кривые предельных затрат и предельной выручки пересекаются. Этому оптимальному для монополиста выпуску соответствует более высокая цена P*2. Ведь именно такую цену согласны уплатить за товар покупатели, если объем продаж составляет Q*2. Очевидно, что прибыль, получаемая в таком случае монополистом с каждой проданной единицы продукции, равна длине отрезка LN (P*2(Q*2) - SАТС(Q*2)). А его суммарная прибыль равна площади прямоугольника CP*2LN (P*2(Q*2)Q*2 - SATC(Q*2)Q*2)26.

Можно оценить ущерб, приносимый монополией. Кривая спроса, как мы знаем, характеризует ценность дополнительных единиц товара для покупателя. Кривая предельных затрат характеризует альтернативную ценность ресурсов, использованных для производства этих дополнительных единиц. Поэтому выпуск продукции целесообразно увеличивать до тех пор, пока кривая спроса остается выше кривой предельных затрат, т. е. до точки их пересечения27. На рис. 1.2.1.такой точке E1 соответствует выпуск Q*1. Это  наилучший объем выпуска28.

Для монополиста же оптимальным оказывается объем выпуска Q*2. Каким был бы валовой выигрыш покупателей, если бы выпуск увеличился до Q*1 ? Очевидно, он был бы равен площади, лежащей ниже участка кривой спроса LE1 т.е. Q*2LE1Q*1. Во что обошлось бы монополисту увеличение вы пуска с Q*2 до Q*1? Очевидно, в сумму, равную площади фигуры, лежащей ниже участка E2E1 кривой предельных затрат, т. е. Q*2E2E1Q*1. Таким образом, выигрыш от увеличения выпуска превышает затраты на него на сумму, равную разности двух названных величин, т. е. площади E2LE1 , показанной на рис. 10.8 вертикальной штриховкой. Однако монополист не пойдет на увеличение выпуска сверх Q*2. Ведь каждая дополнительная (сверх Q*2) единица выпуска сулит ему прирост затрат, превышающий прирост выручки. Действительно, при увеличении выпуска с Q*2 до Q*1 затраты монополиста увеличатся на сумму, как мы уже знаем, равную площади Q*2E2E1Q*1, тогда как выручка возрастет лишь на сумму, равную площади Q*2E2Q*1, так что его чистые потери составят сумму, равную площадиE2E1Q*129.

Кроме того, монополизация совершенно конкурентной отрасли сопровождается не только уменьшением, но и перераспределением части излишка потребителей в пользу монополии. При совершенной конкуренции излишек потребителей на рис. 1.2.1 измеряется площадью треугольника P*1ME1 При монополии он, как очевидно, составит лишь сумму, равную площади треугольника P*2ML. Часть его, а именно KLE1t пропадет в связи с сокращением выпуска с Q*1до Q*2, т. е. войдет в состав так называемых безвозвратных потерь общества E2LE1 Другая же часть, равная площади прямоугольника P*1P*2LK, будет присвоена монополистом, поскольку линия цены, являющаяся нижней границей потребительского излишка при цене P*2, окажется выше, чем при цене P*130.

Может возникнуть вопрос, почему в состав безвозвратных для общества потерь не войдет область Q*2E2E1Q*1, характеризующая сокращение затрат в связи со снижением выпуска с Q*1до Q*2 Дело в том, что ресурсы, использовавшиеся до монополизации для производства Q*1 -Q*2 единиц продукции, теперь найдут свое применение в других секторах экономики. Поэтому область Q*2E2E1Q*1 скорее всего, можно характеризовать как альтернативную ценностьресурсов, высвобождающихся из-за сокращения выпуска в монополизированной отрасли31. В сводном виде изменения в благосостоянии в результате монополизации представлены в табл. 1.2.1. 

Таблица 1.1

Изменение в благосостоянии в результате монополизации совершенно конкурентной отрасли 

Область на Рис. 1.2.1

При совершенной конкуренции

После монополизации

P*1 ML

Излишек потребителя

Излишек потребителя

P*1P*2LK

Избыточная (монопольная прибыль)

KL E1

Безвозвратные потери

OCN Q*2 

Затраты производства

Затраты производства

Q*2 E2E1 Q*1 

Альтернативная ценность ресурсов, высвобождаемых в результате монополизации

E2NF

Излишек производителя (часть)

Безвозвратные потери

Однако трудно сказать, увеличивает или уменьшает такое перераспределение потребительского излишка общественное благосостояние. Ведь владельцами предприятия-монополиста, в пользу которого перераспределяется часть излишка, являются обычно акционеры, т. е. такие же смертные, как и потребители, теряющие эту часть излишка, а межличностное сравнение полезности, как мы догадываемся, невозможно. Многие экономисты утверждают, что, поскольку большинство акционеров принадлежит к высоко- и среднедоходным слоям населения, перераспределение части потребительского излишка в их пользу лишь увеличивает дифференциацию общества, разрыв в доходах разных его групп32. Их оппоненты, однако, считают, что и покупателями некоторых товаров, производство которых монополизировано, являются лица с высокими и средними доходами, а потому это перераспределение элиминируется (по крайней мере отчасти) монопольными ценами, по которым ими покупаются эти товары. Следует, однако, иметь в виду, что вопрос о социально приемлемом уровне дифференциации доходов в обществе относится скорее к нормативной, чем к позитивной экономике33.

Можно предположить, что монополизация совершенно конкурентной отрасли никак не повлияет на затраты производства продукции. Возможно, однако, что некоторые организационные, а главное, технологические нововведения будут осуществлены после того, как будет образована монополия. Эти нововведения могут привести к снижению производственных затрат, так что кривая предельных затрат монополии уже не будет совпадать с кривой предложения в прошлом совершенно конкурентной отрасли, как это предполагалось ранее. Поскольку модель монополии не менее гипотетична, чем модель совершенной конкуренции, экономисты, говоря об ущербе, приносимом монополией, имеют обычно в виду не столько предприятие, полностью монополизировавшее определенный рынок, сколько ущерб, приносимый вообщемонопольной (или рыночной) властью34.

Впервые попытку дать количественную оценку ущербу, наносимому монополией, предпринял американский экономист А. Харбергер в 1954 г. Столь невысокая оценка многими экономистами ущерба, приносимого монополиями в рыночной экономике, имеет объяснение. Предприятия ориентированы на максимизацию долгосрочной, а не краткосрочной прибыли, т. е. они максимизируют дисконтированный, или приведенный, поток прибылей за ряд последовательных временных периодов. Такая максимизация не достигается посредством максимизации прибыли в каждый отдельный период35. Ведь высокая прибыль в любом отдельном периоде привлекает в данную отрасль новичков, которые, если их вход в отрасль достаточно легок, быстро сбивают цену товара и сводят монопольную прибыль к нулю. В качестве одного из барьеров на вход предприятие, обладающее временно некоторой монопольной властью, возводит барьер в формеограничивающей цены (англ, limit price). Вместо того чтобы определять величину выпуска, уравнивая краткосрочные предельные затраты и предельную выручку, предприятие, обладающее монопольной властью, назначает цену, немногим выше совершенно конкурентной, и тем самым предотвращает вход в отрасль новичков или значительно снижает его вероятность (количество новичков)36.

2 МОНПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Характеристика российских монополий

В нашей стране, до последнего времени, преобладала тенденция к укрупнению и централизации производства, хотя преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации, развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий – гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль37.

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд предприятий монополистов, таких как:

1. Открытое Акционерное Общество Российское Акционерное Общество «Единая Энергетическая Система» - производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач (ОАО РАО «ЕЭС»).

2. Открытое Акционерное Общество «Российские Железные Дороги (ОАО «РЖД»).

3. Открытое Акционерное Общество «Газпром» - транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа (ОАО «Газпром»)38.

В силу своего огромного значения для экономики в целом они привлекают постоянное внимание.

При отнесении данных предприятий к одному из видов монополии, необходимо отметить, что данные предприятия относятся к естественным монополиям. По данным о структуре капитала ОАО РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» следует отнести к государственным монополиям, так как государству принадлежит большая доля акций.

Так в РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, ОАО «РЖД» 100% акций и ОАО «Газпром» 38%.

Хотя формально «Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его следует включать в госсектор39.

Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики.

ОАО «Газпром» - российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая в России.

Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа40.

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Доля ОАО «РЖД» в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет около 80%.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы: огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок; высокие финансовые рейтинги; квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта; большая научно-техническая база; проектные и строительные мощности; значительный опыт международного сотрудничества41.

Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта42.

Технические характеристики ОАО «РЖД»: эксплуатационная длина железных дорог 85,2 тыс. км; протяженность электрифицированных линий 42,9 тыс. км; доля в грузообороте транспортной системы России 43%; доля в пассажирообороте транспортной системы России 41%; Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему43.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании: увеличение масштаба транспортного бизнеса; повышение производственно-экономической эффективности; повышение качества работы и безопасности перевозок; глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему; Удельный вес железных дорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает в году 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция - перевозки - создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса44.

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

В России железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового.

ОАО РАО «ЕЭС России» - самая крупная в России компания, занимающаяся производством, передачей и распределением электроэнергии, а также централизованным управлением этими процессами.

Основной целью образования РАО «ЕЭС» было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО «ЕЭС» около 50 новейших электростанций - более половины общих мощностей - были выведены из состава территориальных акционерных обществ - энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО «ЕЭС», значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в Российской Федерации45.

ОАО РАО «ЕЭС России» в интересах своих акционеров стремится к долгосрочному росту ценности своих акций и акций компаний, которые будут образованы в процессе реструктуризации, путем успешного осуществления реформы и повышения эффективности и прозрачности своей деятельности и деятельности компаний, созданных в процессе реструктуризации46.

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей47.

Основной целью образования РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992 году были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО «ЕЭС России» поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго48.

Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991 году дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой.

Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО «ЕЭС». По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений.

Примером одной из крупнейшей компании в России является «Норильский Никель». Открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» - крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире компаний по производству драгоценных и цветных металлов. На его долю приходится более 20% мирового производства никеля, более 10% кобальта и 3% меди. На отечественном рынке на долю ОАО «ГМК «Норильский никель» приходится около 96% всего производимого в стране никеля, 55% меди, 95% кобальта49.

Предприятие занимается поиском, разведкой, добычей, обогащением и металлургической переработкой полезных ископаемых, производством, маркетингом и реализацией драгоценных и цветных металлов, нерудных полезных ископаемых, производством для собственных нужд50.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав.

На базе разрозненных управлений почтовой связи создана сеть филиалов ФГУП «Почта России», внедрена принципиально новая система управления региональными структурами почтовой связи на основе единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учетов51.

Сегодня Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников - почти 415000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,7 млрд. писем, 54 млн. посылок и почти 185 млн. денежных переводов.

Всего Почта предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления. Кроме того, в Пунктах коллективного доступа желающие могут выйти в Интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ и так далее.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста: отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами; искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Развитие российской экономики в 21 веке определится тем, насколько будут развиваться крупные корпорации, способные выдержать международную конкуренцию. И чем меньших успехов они добьются, тем меньше останется шансов всех остальных типов предприятий52.

Выживут только крупные корпорации. И выживут лишь банки их обслуживающие. Во время кризиса российские банки слабы. В России нет никаких перспектив у операций с фиктивным капиталом. Ничтожные обороты российского фондового рынка означают, что все мало-мальски ликвидные бумаги будут обращаться лишь за рубежом. Ещё меньше надежд на операции с усыхающим федеральным бюджетом. Можно зарабатывать лишь в реальном секторе. Но от реального сектора в ближайшее время останутся только крупные экспортоориентированные корпорации. А значит из банков останутся только обслуживающие их. Это значит, что банки войдут в состав таких корпораций в качестве их инвестиционных и расчётных центров. Банки могут развиваться в России только с опорой на реальный сектор. Это означает, что так называемая немецкая схема у нас неизбежна53.

Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы.

Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше54.

Более глубокое изучение данной проблемы приводит к парадоксальным на первый взгляд результатам. Оказывается, что даже абсолютно точная оценка нормы прибыли в той или иной сфере хозяйственной деятельности сама по себе не способна создать эффективные механизмы контроля и регулирования рыночного процесса. Одной из причин этого является используемая модель ценообразования, сформированная по принципу "средние издержки плюс прибыль" и не включающая в рассмотрение уровень предельных издержек55.

Ценообразование на основании этой модели предполагает, что предельные издержки производств постоянны и не слишком разительно отличаются от средних издержек при рассматриваемом объёме выпуска продукции. Однако на практике такое положение вещей весьма идеализированно (так, к примеру, при установлении различных сроков ввода в эксплуатацию электростанций задаются совершенно различные уровни предельных издержек для новых и устаревших станций). Таким образом, регулирующим органам приходится дифференцировать свою политику ценообразования даже в рамках одной отрасли, что может привести к установлению цен ниже уровня предельных издержек и отсутствию стимулов к введению прогрессивных и ресурсосберегающих технологий.

2.2. Регулирование деятельности монополий в РФ

Назначение государственно-правового регулирования - соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей.

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий56.

Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены57.

Специально образованные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а также полномочиям и порядку их осуществления они имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.

Федеральным законом "О естественных монополиях" установлены два специфических метода (применение иных методов не допускается)58:

1. Органы регулирования естественных монополии могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Во многих странах цены естественных монополий на первом этапе либерализации прямо регулировались государством. Но в условиях высокой инфляции и резких изменений относительных цен пересмотр тарифов и цен не поспевал за ростом издержек, и была принята на вооружение практика регулирования ценообразования по различным формулам, и одновременно стала осуществляться приватизация или коммерциализация естественных монополистов59.

Государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях, т.к. согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, станки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами60. Такое исключительное право и предоставлено органам регулирования естественных монополий. Этот метод логично вытекает непосредственно из понятия естественной монополии, существенный элемент которого - неэластичные цены на ее товары. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии61.

Как правило, используются заранее выбранные схемы установления цен:

а. Метод предельных издержек. Он заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Тем самым обеспечивается эффективный с народнохозяйственной точки зрения объем производства и потребления продукции естественной монополии, что часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств62.

б. Метод средних издержек состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена равна средним издержкам). Этот метод может дать результат, при котором продукта будет производиться слишком мало по сравнению с необходимым для эффективного функционирования экономики в целом, и, с другой стороны, не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы63.

в. Метод установления потолка цен обычно приводит к дефициту продукции.

г. Субсидирование естественных монополий. Многие страны с рыночной экономикой в умеренной степени используют этот метод, придерживаясь варианта предельных издержек. Суть практики перекрестного субсидирования состоит в том, что одни потребители продукции естественной монополии получают ее, но по более низким ценам за счет других, на которых фактически возлагается дополнительное бремя. В наиболее тяжком положении оказались промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения.

Недостатки подобной практики заключаются в существенном ограничении потенциала развития и конкурентоспособности российской промышленности; в противоречии экономической логике (себестоимость продукта естественных монополий для крупных оптовых покупателей ниже, чем для индивидуальных потребителей); возложении на естественные монополии несвойственных им функций социальной политики64.

Неудивительно, что социальная эффективность этого своеобразного налога на промышленных потребителей крайне низка: дотация распределяется не по нуждаемости, а по объему потребления услуги. Это означает, что наиболее благополучные слои населения получают больше, чем наименее защищенные, для кого, собственно, и должна предназначаться подобная помощь65.

Однако не существует наилучшей для всех условий схемы, которая обеспечивала бы безотказную реализацию целей общества, — производства необходимого объема продукции с минимальными издержками. Как правило, эффективной оказывается система мер, включающая сочетание элементов частной собственности и государственного контроля посредством установления жестких правил ценообразования.

2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Необходимость его применения прямо детерминирована природой естественных монополий. Производимые в них товары нередко объективно ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению, продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

Также органы регулирования естественных монополий принимают решения об изменении или о прекращении регулирования в отношении конкретных субъектов естественных монополий, если отпадают установленные для этого основания, например, если открылась возможность для развития конкуренции на рынке соответствующих товаров. И подобно тому, как принятие решения о введении регулирования служит основанием для включения субъекта естественной монополии в реестр, так на основе решения о прекращении регулирования он из реестра исключается66.

Вопросы, касающиеся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии, могут быть рассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов. Далее, орган регулирования естественной монополии вправе применит только те методы регулирования, которые предусмотрены Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными федеральными законами67.

Решение принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии с учетом стимулирующей роли методов регулирования. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание: издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы; налоги и другие платежи; стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления; прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам); удаленность различных групп потребителей от места производства товаров; соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей; государственные дотации и другие меры государственной поддержки68.

Орган регулирования естественной монополии, при принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии, обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии. Основной метод регулирования деятельности субъектов естественной монополии - установление цены (тарифов) или их предельного уровня. Поэтому особенно значима та информация, которая раскрывает состав издержек производства, являющихся главным фактором формирования цены товара. Целесообразно при этом учитывать не только сложившуюся структуру и стоимость издержек производства, но и предусматривать их динамику в будущем, изменение цен на отдельные компоненты издержек (стоимость сырья и т. п.). Занижение издержек, а значит и цены, неизбежно сделает производство товаров убыточным69.

2.3. Плюсы и минусы монополий

Как все на свете, монополизм в экономике имеет свои плюсы и минусы. Так положительные, или позитивные, стороны монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве. Почему? Дело в том, что небольшие конкурирующие предприятия обычно весьма стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от новшеств. Кроме того, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам70.

Можно обратиться к отрицательным, или негативным, сторонам монополистического господства. Вначале назовем нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии), навязывают обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции71.

Многие бизнесы лишаются свободного и более рационального выбора, не выдерживают давления экономически неоправданных монополистических цен, снижают деловую активность, а то и разоряются. В итоге сокращается производство, растут безработица, инфляция, усиливается расстройство хозяйства. Богатство общества в целом становится меньше, чем могло бы быть при более оптимальном конкурентно-рыночном распределении ресурсов.

К примеру, в длительном застое сельского хозяйства России в 1990-х годах доля вины топливно-энергетических, машиностроительных, химических, банковских других своекорыстных монополистов весьма значительна.

В странах с развитой демократией (США, Франция, ФРГ) рыночной рациональности угрожает еще один своеобразный вид монополии - монополизм профсоюзов. Опираясь на свои огромные права, тред-юнионы подчас препятствуют устранению лишних рабочих мест, снижают платы работникам уходящих профессий, сокращению продолжительности рабочего времени с адекватным понижением зарплат и т.д. Это нарушает механизм саморегулирования рынка рабочей силы и тормозит рост производительности труда72.

Второй минус монополизма - усиление неравенства в доходах в обществе. Оно связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения73.

Возьмем для примера российский Сбербанк - почти монополиста в хранении вкладов населения (свыше 73% всех частных депозитов в стране на 1 марта 2014 года). Достаточно взглянуть на дорогие конторские здания этого учреждения, сравнить зарплаты его работников и, скажем, учителей, врачей, чтобы убедиться в получении им монопольных сверхприбылей. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный проценты (своеобразные «ножницы цен») банк перераспределяет доходы общества в свою пользу.Причем монополисты «подграбливают» не только рядовых потребителей, но и своих «младших собратьев» по бизнесу. Ведь каждый дополнительный рубль, отобранный, к примеру, у пассажиров метро (сверхмонополист в большом городе!), уже не будет истрачен на покупку, допустим, пряников или молока и не пополнит выручку кондитера или фермера74.

Следующий негативный момент монополизма - экономический застой и торможение НТП. Он возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.

Против НТП действует и такой факт: монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически еще годной техники. Отсюда и вывод, что в отношении НТП в монополистическом секторе «борются» две противоположные тенденции: одна - у его развитию, другая - к торможению.

Наконец, последняя из негативных сторон монополизма - опасность для демократии как в экономике так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок), принудительные «довески» к своей продукции (вроде программ для выхода в Интернет, «пристегнутой» «Майкрософтом» к операционной системе «Windows») и пр.

Заметна и антидемократическая роль олигархов в политике. Скупая средства массовой информации, финансируя политические партии и предвыборные кампании, они манипулируют сознанием людей, проводят в парламенты и правительства своих ставленников, добиваются с помощью лоббизма принятия нужных решений, получая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии, другие привилегии и ущемляя интересы и права остальных граждан75.

Необходимость сдерживания и регулирования монополизма передовые общества осознали еще в конце XIX века. Так, в соответствии с первым в мировой истории антитрестовым законом Шермана, принятым в США в 1890 году, монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной76.

Современная антимонопольная политика, прежде всего, направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства на недопущение или ограничение искусственной монополии77. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно, стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, а то и самое суровое - разукрупнение компании, то есть ее раздел на несколько фирм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив характеристику монополизма в России, можно сделать вывод, что проблема монополии и конкуренции остается одной из наиболее актуальных для экономики страны в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов. Проблема монополизированности экономики России состоит в том, что абсолютно конкурентных отношений на рынке не может быть в принципе. Это связано и с наследством сложившихся с социалистических времен способов ведения хозяйствования, и с нецелесообразностью разукрепления отдельных отраслей имеющих стратегическое для страны значение. В связи с этим, задача стоящая перед государством – создание конкурентного рынка, не решается самими рыночными агентами, так как чрезмерная власть ведет к обратным последствиям – монополизации, а регулируется государственными антимонопольными органами.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, в результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. При монополизме расцветает паразитизм, в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при «особом» отношении с властью. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге, многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, увозят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно сказывается на экономике страны.

На таком бизнесе стоится экономический рост страны, а значит, и рост благосостояния населения, социальная стабильность в обществе. Выбор у России невелик: либо осторожное движение в расчете на появление среднего класса, либо жесткие меры по снятию «кандалов» с экономически активных субъектов, создающие реальные предпосылки для быстрого роста нашей экономики. В такой ситуации еще больше возрастает роль корпораций, которые решают успех начатых реформ по перестройке экономики, которые в состоянии привести российскую экономику на траекторию устойчивого роста.

В связи с этим антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-1994 – № 32. - Ст. 3301. (действующая редакция от 02.12.2014)

2. Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. 15.12.2014) // Российская газета. № 138-139. 23.07.1994, Российская газета. – № 29. 10.02.2014.

3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – Москва: Издательство Инфра – М.: 2012г. – С.416-420.

4. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и сервис, 2011. – С.732.

5.  Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования. М.: Новый век, 2013. – С.433.

6. Бутыркин А., Проблемы реформирования монополии //А. Бутыркин. – Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С.316

7. Варга Е., Власть монополий. / Е.Варга. – М.: –2013. –276с.

8. Волконский В.А., Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. /В.А. Волконский, Г.И. Корягин. – Банк. дело. – М., 2014. – 174с.

9. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2012. – 644с.

10. Долан. Микроэкономика. – С.Пб, 2014 – С.400-405.

11. Мостовая Е.Б., Основы экономической теории: Курс лекций. / Е.Б. Мостовая. – М.: Инфрам. – 2012г.С.496-499.

12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М: Инфра–2013г. – 974с.

13. Ореховский П.А., Общая экономическая теория: учебное пособие / П.А.Ореховский. – Международная академия современного знания. – 2013 – С.678-682.

14. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Пер. с англ. М: Прогресс, 2013. – 683с.

15. Тамбовцев В.JL К вопросу о государственном регулировании в переходной экономике России / B.JI. Тамбовцев // Экономика и математические методы. 2013. - том 34. - №4. - С. 149-159.

16. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности : в 2 т. ; изд. 2-е испр. ; пер. с англ. / Ж. Тироль под ред. В.М. Гальперина и H.A. Зенкевича. СПб. : Экономическая школа, 2012. - Т. 1. — 328 с.

17. Цыганов А. Перспективы государственного регулирования естественных монополий / А. Цыганов // Конкуренция и рынок. 2012. - №5.

18. Шаститко А.Е. Экономическая теория институтов. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2011. – 566с.

19. Фридман М.,Проблемы монополии // М.Фридман. – Мировая экономика. – 2014. – №15– 211с.

20. Янков Ю.П., Естественная монополия в переходах экономики: особенности регулирования. / Ю.П.Янков. – Байкальский государственный университет экономики и права. – Иркутск, 2012. – 442с.

21. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. -М.: ГУ ВШЭ, 2012. –566с.

1Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие. –Международная академия современного знания. – 2013 –С.102

2Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.233

3Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 244

4 Долан. Микроэкономика. – С.Пб, 2006 – С.211

5Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие. –Международная академия современного знания. – 2013 –С.103

6Янков Ю.П. Естественная монополия в переходах экономики: особенности регулирования. – Байкальский государственный университет экономики и права. – Иркутск, 2012. – С.22

7Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.235

8 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Пер. с англ. М: Прогресс, 2009. – С.244

9Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 245

10Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие. –Международная академия современного знания. – 2013 –С.104

11 Шаститко А.Е. Экономическая теория институтов. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2011. – С.97

12Фридман М. Проблемы монополии. – Мировая экономика, 2014. – №15– С.13

13Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие. –Международная академия современного знания. – 2013 –С.105

14 Варга Е. Власть монополий. – М.:,2010. –С.127

15 Тамбовцев В.JL К вопросу о государственном регулировании в переходной экономике России. Экономика и математические методы. 2013. - том 34. - №4. - С. 149-159.

16Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.236

17Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 246

18 Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности : в 2 т. ; изд. 2-е испр. ; пер. с англ. / Ж. Тироль под ред. В.М. Гальперина и H.A. Зенкевича. СПб. : Экономическая школа, 2012. - Т. 1. — С. 112

19Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие. –Международная академия современного знания. – 2013 –С.106

20Янков Ю.П. Естественная монополия в переходах экономики: особенности регулирования. – Байкальский государственный университет экономики и права. – Иркутск, 2012. – С.23

21Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 247

22Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.238

23Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие. –Международная академия современного знания. – 2013 –С.108

24  Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования. М.: Новый век, 2013. – С.411

25Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие. –Международная академия современного знания. – 2013 –С.109

26Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.239

27 Цыганов А. Перспективы государственного регулирования естественных монополий / А. Цыганов // Конкуренция и рынок. 2011. - №5.С.99

28 Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001. – С.122

29Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.239

30Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 249

31Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие. –Международная академия современного знания. – 2013 –С.111

32Янков Ю.П. Естественная монополия в переходах экономики: особенности регулирования. – Байкальский государственный университет экономики и права. – Иркутск, 2012. – С.25

33Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.241

34Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 251

35 Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и сервис, 2011. – С.211

36Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие. –Международная академия современного знания. – 2013 –С.112

37Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.23

38Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 3

39 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.411

40Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 3

41Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.24

42 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.412

43Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 4

44Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 5

45Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.25

46Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 7

47Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 261

48Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 9

49Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 10

50 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.414

51Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.26

52Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.27

53Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 11

54 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.415

55Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.28

56Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 263

57 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.417

58 Российская газета. – № 29. 10.02.2014.

59Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.29

60Собрание законодательства РФ.-1994 № 32. - Ст. 3301.

61Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 12

62 Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. -М.: ГУ ВШЭ, 2010. –С.177

63Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 265

64 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.417

65Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.30

66Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 267

67 Российская газета. – № 29. 10.02.2014.

68Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 14

69Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.31

70Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 268

71 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.417

72Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 15

73Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.32

74Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №12– С. 15

75Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 269

76Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело./ В.А. Волконский.– М., 2014.– С.33

77 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.419

МОНПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ