Фотография в средствах массовой информации

Фотография в средствах массовой информации -особое средство выражения и повествования.

Так, благодаря техническим и научным процессам и прорывам на стыке 20го и 19 веков в печатные средства массовой информации постепенно приходит фотография.

Визуальная информация оказалась простым и более легким способом восприятия, и ,в связи, с потребностью у общества именно такой информации ,

начинается становление фотожурналистики, как самостоятельного, творческого жанра.

Именно благодаря фотографии начались процессы, которые привели к тому, что современные СМИ «без картинки» уже просто невозможны .

Фотожурналисты, очевидно, стали первыми профессионалами, которые приучили аудиторию смотреть на огромный мир через маленькое окошко объектива и видеть реальную жизнь , изображение социальной действительности.

Фотографии дали читателям больше подробностей и деталей о тех событиях, которые они иллюстрировали, научили их вглядываться не только в образы реально- сти, но и в ее природу, привнесли в освещение действительности четкость, контрастность, а впоследствии – с появлением цветной фотографии – еще и красочность. Фототекст стал неотъемлемой частью журналистики как профессии

Целью моей работы стало изучение жанров фотожурналистики и их особенности, как формы повествования.

Для достижения цели, поставлены такие задачи как :

  • дать определение термину фотожурналистика
  • выявление спецефических особенностей фотожурналистики
  • классификация фотожурналистики по жанровой принадлежности и выявление особенностей каждого жанра.
  • Знакомство с одним из представителей данной области
  • анализ его некоторых работ

объектом моего исследования является фотожурналистика , а так же представители жанра фотожурналистики. Моей опорой для создания работы документальные источники, научная и научно-популярная литература, учебные пособия. С помощью таких методов как анализ, отбор и обобщение информации я попыталась ответить на поставленные выше вопросы и задачи.

Научная новизна работы заключается в выявлении и установке спецефических особенностей жанров фотожурналистике, а также в рассмотрении этих особенностей на конкретных примерах.


1.Фотожурналистика.

1.1 Термин.

Для того чтобы начать разбираться и осваивать жанры журналистской фотографии, мне хотелось, для начала , разобраться, непосредственно , термине «фотожурналистика». Интернет ресурсы и книжный источники информации предлагают достаточно большое и разнообразное количество определений на тему «Что же такое фотожурналистика?».

Так например, в популярном интернет источнике «Википедия» , фотожурналистика рассматривается как особая форма журналистики, использующая фотографию как средство выражения мыслей(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0)

на другом сайте , фотожурналистика, это , в первую очередь, функциональное понятие, которое включает в себя разветвленную систему жанров и форм информационно-публицистической деятельности. (http://maadaraan.tk/fotografiya.html).

А фотограф Владимир Вяткин считает что Фотожурналистика не просто профессия, это образ жизни, великолепная возможность познания мира и человека, познания себя самого через тех людей, с которыми ты общаешься. (http://www.journ.msu.ru/upload/iblock/fae/faedeec6cdddef277007ffee177388f0.pdf)

На мой взгляд, квинтесенция этих различных, но совершенно четко описывающих особенности фотожурналистики высказываний, и способна дать дать о ней общее представление. Так как отдельно употребляя эти определения трудно отразить всю многогранность этого направления

Итак, фотожурналистика по моему представлению-это особая форма деятельности журналистики, использующая в качестве средства выражения мысли фотографию , которая в состоянии не только представить информацию о том или ином событии, но и стать средством познания мира, как для фотографа, так и для читателя

«Фотожурналистика» слово , состоящее непосредственно из двух корней, один из которых «фото». Я думаю, это один из камней преткновения, который может смутить как и начинающего фотожурналиста, так многих простых людей. Невольно задумываешься что же отличает «фотожурналисику» от обычного «фото»? Главным отличительным признаком отличия являются жанры.Она отличается от родственных жанров фотографии ,таких как: документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) используя следующие свойства:

  • Время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
  • Объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
  • Повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0)

  1. Специфические особенности фотожурналистики

Я уже отметила выше, что вполне ожидаема и оправдана первая ассоциация у людей , при виде слова фотожурналистика, со словом фотография. Это верно, но все-таки здесь имеет место быть и неточность.

Фотография, отчасти , универсальна. Свое место она находит и в научной, бытовой сферах, в искусстве. Но в каждой из этих сфер существуют определенные правила, рамки, которые неизгладимый опечаток накладывают именно на фотографию.(воронов)

Отсюда можно сделать небольшой вывод о том, что в каждой сфере, фотограф решает различными методами различные задачи.

Так , например , для научной фотографии характерно протокольно-натуралистическое отображение, для художественной – образное, в журналистской фотографии в зависимости от конкретной творческой задачи выразительный диапазон простирается от протокольного до образного отражения действительности.(воронов)

Я могу отметить, что именно специфика творческой деятельность способна сформировать жанр. В связи с этим, фотожурналистика и художественная фотография имеют различные оттенки.

«Фотожурналистика предстает как духовно-практическая деятельность. Цель творчества фоторепортеров –визуальными средствами раскрыть социально-политическое содержание фактов и событий современной общественной жизни.» -пишет Воронов В., в своей книге «Жанры фотожурналистики»-Для создания произведения фотожурналистики также необходимо наличие объекта и субъекта"(ворон стр 5)

Соответственно раз фотожурналистика способна раскрыть социальные факты и не только, которые происходят вокруг нас, то можно предположить что общество и окружающий мир-главные объекты, которые можно и нужно выделить в фотожурналистике.

Камера видит мир таким, каким предстает он перед автором. Это обнаруживается уже на этапе выбора объекта.(вор ст7) Другими словами, изобржаение действительности на фотоснимке сначала проходит через автора, через палитру его мировоззрений, а только потом проходит через матрицу объектива.

Объект в фотожурналистике всегда конкретен.Свою задачу фотожурналист видит в том, чтобы находить в действительности и запечатлевать конкретные проявления передового опыта, а также конкретные недостатки в различных сферах общественной практики.(воронов ст 6)

Еще одна значительная черта журналистских снимков, которая ,на мой взгляд, достойна отдельного обособления- это документальность. Документальность- важнейшая отличительная особенность снимков, предназначенных для средств массовой информации. Документальность представляет собой прямое отражение факта, т.е в таком виде, в котором он существует, его точная временная и пространственная характеристика. «Присутствие на фотоснимках нереального, несуществующего лишает фотографию документальности «.(ворон). Однако, в настоящее время , в связи с развитием технических гаджетов и программ, таких как фотошоп и освоением фотомонтажа , смею предположить, что документальность в будущем или уже сегодня может не в полной мере реализовываться фотокорреспондентами. Читатели сегодня и так не всегда доверчиво относятся к журналистским материалам(которые чаще всего относятся к «желтой прессе») , публикуемым в газетах, интернете. Подобную точку зрения, относительно роли новых технических средств в фотожурналистике, мне удалось обнаружит в статье В.А. Голуб .»Компьютерные технологии открывают новые горизонты фотографического творчества, позволяя достигать впечатляющих результатов путем коррекции и преобразования изображений.»(ст1)

«Произведения фотожурналистики можно обозначить понятием притягательность. Фотопубликация на газетной или журнальной странице становится своего рода зрительным центром. Это тот материал, который «прочитывается» всеми».(ворон ст 6).Подобный вывод вполне имеет место быть , так как изображение носит свой неповторимый и уникальный язык, доступный многим и чаще всего не нуждающийся в переводах.Язык фотографии не менее расположен к образам и метафорам, чем русский, английский и прочие языки.метафоричностьи образность фотографий сближает ее с искусством.

Воронов выделяет еще один важный момент касательно фотографии ,как средства общения- «быстрота восприятия изображения, что в информационном процессе играет важную роль. Быстрота восприятия не только «экономит» время читателя, но и позволяет достичь особого эффекта воздействия на него».(ворон ст 6)

Считаю , что необходимо упомянуть о тематике журналистских снимков.

Тема- фундамент, на который опирается фотография, ее смысл,будущие объекты. она выражает круг вопросов, которые предстоит раскрыть в публикации.

Тема должна быть актуальной, способной выразить круг вопросов, которые далее будут раскрыты уже непосредственно в самом публикационном материале. Выбор темы, по моему представлению,одна из самых сложных задач для фотографа. Для этого ему необходимо сделать анализ современного общества и обнаружить, какие вещи выдвигаются в данный момент на первый план.

  1. Классификация жанров фотожурналистики

В фотожурналистике творческий процесс познания действительности проходит в рамках того или иного жанра.

«Жанр – это тип произведения в единстве специфических свойств его формы и

содержания" именно такое определение дает ВОРОНОВ И., намеренно подчеркивая что содержательную категорию жара.

Несмотря на то, что выбор жанра осуществляет непосредственно фотожурналист, очевидно что этот факт не чисто субъективен. Необходимо учитывать возможности жанра, поскольку каждый из них исключителен и имеет свои неповторимые черты способствующие отображению действительности, руководствоваться определенной целью. Другими словами , средства должны соответствовать решению творческой задачи и достижению намеченных целей.

В фотожурналистике , за долгое время ее существования ,сформировалась своя, уникальная жанровая система.

Процесс ее становления во многом зависел и от требования печати , и от требования искусства. Фоторепортер вынужден ставит перед собой именно те цели и задачи, находит формы тображения, которые определяются периодической печатью и соответствуют ей. При этом никто не ограничивает его во взаимствовании выразительных средств из художественных фотографий. Таким образом журналистская фотография становится насыщеннее.

За годы практики, за фотожурналистикой основательно закрепились такие жанры как фотозаметка, фоторепортаж, фотоочерк, фотосерия, фотокорреспонденция.

Внедрился из искусства и фотопортрет.

Жанр Фотозаметка

Итак, первый жанр, о котором пойдет речь в данной работе, называется фотозаметка. Достаточно полное и информативное педставление этого жанра, как и многих других, дает нам книга Ворона.

Однако, для полной систематизации представления об этом жарне , мне пришлось обратиться и к иным литературным источникам.

Под жанром фотозаметка, понимается быстрое, оперативное изображение социальной жизни, которое подразумевает под собой фиксацию как положительных так и отрицательных моментов. Считается, что этот жанр первым смог отделиться от других жанров.(Ворон)

Фотозаметка, появляясь на страницах печати, никогда не была равнозначна текстовому сообщению, а иначе в ней пропала бы необходимость. Изображение может быть вовлечено в текст лишь на правах визуализированного абзаца. Фотозаметка может быть тогда, когда акцент в текстовом сообщении обращается непосредственно к снимку.

Изучая историю развития фотозаметки , я пришла к выводу, что

Начав свое существование в двадцатые годы, фотозаметка не теряет своей актуальности и сейчас, правда за этот исторический прмежуток ей пришлость притерпеть некоторые изменения. Так, изначально снимки выглядели статично, протокольно, но позже выявились и особые элементы динамичной композиции, в обиход входит ракурс, текстовые средства выразительности.

В современной прессе фотозаметку почти невозможно обвинить в однотипности, различные творчесткие подходы для изображения реальности выводят ее на новый уровень развития. Но так же, нельзя с абсолютной точностью сказать что такой подход будет практичным.

Ключевые особенности этого жарна , это новизна и актуальность фотоснимка. Фотозаметка константирует факт. Фотозаметка должна нести достоверную, наглядную информацию. Для реализации правдивой фотографии журналисту необходимо руководствоваться принципами , которые определяют правдивое отображение фактов.

Ориентируясь на вопросы что? где? Когда? Фотозаметка охватывает реальную действительность. Следует заметить, что фотозаметку, которая целенаправленно скрывает недостатки в социальной сфере, зачастую называют фотообвинением.

Разновидности фотозаметки

в отечественной фотожурналистике существуют три вида фотозаметки,это некомментированная, комментированная и развернутая.

Под некомментированной фотозаметкой следует понимать изображение, в которм отсутствует оценка автора, а читатель воспринимает изображение исходя из своего опыта, знаний представлений.

Комментированная фотозаметка представляет собой отношение непосредственно самого автора к фотографии.

Говоря уже о развернутой фотозаметке, которая больше всего ценится в печати, речь заходит о детализированном снимки и контексте(несколько фотографий, поясненных в тексте)

Жанр фоторепортаж

С увереностью можно отметить тот факт, что в «письменной» журналистике жанр репортажа является одним из самых востребованных и наиболее распостраненных. Однако , не только печатной журналистики приглянулся этот жанр. Активно находит он свое применение и в фотожурналистко практике. Огромное множество фотопубликаций , созданных в репортажном варианте украшают полосы как и интернет-изданий, так и бумажные масс-медиа. Однако , зачастую, фотографы, особенно на региональном уровне ( по моим наблюдениям) не всегда достаточно точно представляют себе то, что являет собой фоторепортаж. Ниже я собрала основыные правила создания и признаки фоторепортажа, выделила его ключевые моменты и особенности.

В переводе с французского «репортаж» означает-»сообщать»(http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/127230/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%B6), а Большой энцеклопедический словарь определяет жанр репортажа как « жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.»(http://slovar.cc/enc/bolshoy/2115114.html)

В нашем же варианте, к слову репортаж прибавляется еше один корень -фото, т. е. Выражать свою мысль журналист будет не с помощью ловкого пера , а с помощью фотографии.

Отсюда можно сделать вывод, что главной задачей и отличительной чертой фоторепортажа(основываясь на терминологической трактовке жанра в словаре), является его документальность,т.е. Построение фотоматериала на фактах с реального места события.

Порой, случается так , что в одном снимке фотографу не удается запечатлеть то или иное событие. Здесь приходит на помощь жанр фоторепортаж.

Изучая все особенности и нюансы фоторепортажа, фотографы учились не только по порядку соединять фотоэлементы но и выражать свое к ним отношение.

Свои первые попытки реализовать себя, репортаж находит на страницах журналов, хотя истоки фоторепортажа берут свое начало в 19 веке.

Решающую роль в становлении фоторепортажа сыграла русско-японская война-такой вывод я встретила в книге К. В. Чибисова «Очерки по истории фотографии»(ст 93). Автор говорит о том, что тираж газет во время войны вырос, а на их страницах то и дело появлялось все больше снимков с места сражений.

За годы своего существования фоторепортаж терпит множество изменений своей структуры. Творческая позиция фотожурналистов, стремясь уйти от протокольного представления на снимках событий развивает в себе возможность более творческой и информативной подачи материала. Идет усиление публицистического элемента.(

«Не смотря на то, что фоторепортаж относится к системе информационных жанров, не следует понимать что его сущность заключается лишь в протоколировании действительности. В нем, как и во многих других жанрах заложена возможность авторского самовыражения.» (ворон ст 50)

Сейчас , современный фоторепортаж представляет собой единение пространства и времени на фотоснимке. Увеличение психологической нагрузки на изображениях, стремление изобразить не только действия но и эмоции героев, духовное становление человека уже перешло в тенденцию.

Мы выясняем, что главной отличительной особенностью фоторепортажа является то , что он позволяет дать более полную информацию об объекте съемки. В фоторепортаже, в отличие от фотозаметки мы выделяем не только содержание события, но и его сюжет.

Как было отмечено выше, фоторепортаж относится к группе информативных жанров, следовательно , мы подводим черту под еще одним выводом-он, фоторепортаж, должен нести ответы на вопросы «что ?» ,»где?»,»когда?», именно эти вопросы ставятся в приоритет в информационных жанрах журналистики в любом ее виде) . «Но главный вопрос, на который должен отвечать фоторепортаж -»как?»»(ворон ст 53). Представление фотоснимков с хронологическим порядком становления того или иного события ,позволяет нам, как читателям, проследить всю его историю. Не менее важно присутствие текста под фотографиями. В нашем понимании текст дополняет и осуществляет содержательную нагрузку, создает эффект присутствия автора на месте события.

Хочу отметить, что фоторепортаж подразумевает собой не одно фото, а целый фоторяд. Подобный вывод логичен, т. к. главная цель фоторепортажа- полное информирование потребителя о событии. А выразить всю полноту действия в одном снимке довольно сложно. «Фоторепортаж характеризуется соотношением фабулы и сюжета. Фабула задается реальностью, а вот сюжет выстраивает автор. Соответсвие действительному ходу события как бы растворяет его в фабуле. Но поскольку фиксируемый в развитии «кусочек» жизни в публикации этого жанра предстает в той или иной мере как законченное действие (снимая, скажем, спортив-

ный поединок, фотожурналист проследит все его этапы, покажет и его развязку),тофоторепортаж, как правило, имеет и фабульное завершение. .»-так рассуждает Ворон говоря о специфике жанра в плане отражения реальности на сниках(ворон ст52).

Анализируя фотографии этого жанра, можно с уверенностью сказать, что фоторепортаж находит свое приминение в различных сферах человеческой деятельности, будь то спорт(Владимир Вяткин «спорт»https://vk.com/album57929179_98818079), социальная тема(Ян Даго «Африканские дети» http://www.rosphoto.com/reportage_photography/54_reportazhnyh_fotografa-2426) и многие другие. Иными словами , фоторепортаж в выборе темы неограничен никакими рамками. Именно благодаря этой особенности мы можем говорить о творческом подходе и развитии фотожурналиста.

Если говорить уже о методах съемки фоторепортажа, то , например , Я.Д. Фельдман выделяет два типа: это репортажная (фотограф не пытается повлиять на ход происходящих событий, фиксирую подлинное происходящее) и постановочная(заключается в предварительной организации сюжета с целью фотосъемки. Происходит фиксация заранее подготовленного эпизода. )(фельдман ст 178)

Подобный способ съемки позволяет сделать снимки более художественными, что не часто удается работая с камерой в «полевых» условиях, когда для художествонности просто может не хватить времени. Фельдман оправдывает второй способ съемки говоря, что «Элементы профессиональной организации события, которое снимают, не означают его фальсификации — это только приспособление для съемки и получения наилучших вырази- тельных результатов. Подлинное со- бытие может быть хроникальным или в какой-то мере подготовленным, что, в общем, не нарушит его подлинности.» Ниже мною представлена наиболее полная классификация видов репортажной съемки, выведенная А.И. Лапиным(Лапин ст 169)Итак принято выделять следующие разновидности жанра:

  1. Хроникальный фоторепортаж.(большая детализация действий, более широко представлена картина происходящего)
  2. Интерпретирующий репортаж(последовательное изображение действий, суждение автора составляет существенную часть содержания)

3.Событийный фоторепортаж.

Событийное фото выступает как свидетельство некоего масштабного события. Чистый, художественно не организованный кадр. Ее важность и ценность заключается в том, что она представляет собой ценное документальное доказательство, живое и беспристрастное , правдивое свидетельство. Здесь не требуется авторской оценки. От фотографа требуется лишь умение быстро реагировать на происходящее, умение оценивать нестандартность ситуации.(лапин ст)

  1. ситуационная фотография.

Ситуационная фотография отличается от событийной значительным содержанием при внешней незначительности происходящего. Мы можем предположить, что самым важным в этом виде считается не простая фиксация события в том или ином фрагменте, а его осмысление . Осмысление важная часть аналитической деятельности, из этого следует, что мы можем назвать ситуационную фотографию аналитической.

Такая фотография становится аналитической, иногда даже неся в себе философское, поэтическое осмысление жизни. Проанализировав это заключение мы понимае, что снимки обретаю субъективное изображение, т. к. автор не стремится в первоочередном порядке передать происходящее, он ищет скрытый смысл в незначительных деталях, случайных жизненных проявлениях.

  1. Фотография момента

фотограф здесь выступает в роли некоего пророка. Он точно не знает что случится дальше, но он должен предугадать , как сложится его кадр, учитывая стремительное развитие действий на том или ином событии.

  1. фотография детали

В этом случае какая либо деталь, частность становится гораздо важнее и содержательнее по смыслу ,чем главный объект. Однако, следует помнить , что не всякая деталь может «зазвучать» на изображении. Всякое изображение способно иметь в себе нескончаемую массу деталей. В этом случае необходимо найти и подчеркнуть ту, которая могла бы иметь подтекст или смысл.

  1. Изобразительная фотография.

Следующий вид репортажной фотографии-фотография изобразительная. Основное внимание фотограф на таком роде снимках, уделяет непосредственно самой организации изображения. Не важно что будет на снимке, будь то важная деталь, фрагмент события, выразительный момент, все равно большую значимость несет в себе именно построение изображения. Главное, чем стоит руководствоваться фотографу, это максимальная резкость изображения, точная передача фактур предметов, огромное внимание уделяется печати фотоизображения на бумаге, проработка мельчайших деталей.

Жанр фотозарисовка

Жанр берет свое начало, уходя корнями в прошлое отечественной фотографии, а именно в социальной фотографии.

Ворон рассказывает очень интересный факт, как начинал свое развитие жанр фотозарисовки. Исходя из полученного в полном объеме этого материал, я вкратце расскажу что послужило толчком для формирования фотозарисовки как жанра. Итак, понятие и жанр свой путь развития начинают, по словам автора, тогда, когда фотографы выходят из павильонов и начинают делать съемку «под жизнь», отображая все ее социальные контрасты и противоречия. Но создание «жизненных» снимков , отображения в них действительности никогда не становилось простым документированием. Оно подразумевало под собой постоянный поиск того, как передать эмоции, настроение через изображение. (ворон 63)

Бытовал особый способ передачи настроения в снимках. Считалось, что для создания настроения, снимок необходимо лишить предметности. Для этого стали использовать мягко рисующие объективы. Они придавали снимку расплывчатость, создавали некую дымку туманности и недосказанности.(ворон

Фотозарисовка -это в какой то степени набросок с натуры. Она обозначает тему и, как правило, не обнаруживает публицистического осмысления материала. Публикуя снимки такого жанра на страницах печати , в интернет-ресурсах, автор обращается к душевному миру читателей такие фотографии отличаются эмоциональностью повествования. Фотография давно прибегает к использованию образного языка, который, как можно утверждать, не обходит сторой и этот жанр

Основываясь на том, что в фотозарисовке локальность объекта и констатация как творческая установка имеют важное место, мы в праве предположить , что этот жанр по своей природе информационный. Появление фотозарисовки на страницах печати не обязательно должно быть обосновано тем или иным событием, но факт оперативности здесь тоже важен.

Ниже представлена классификация разновидностей фотозарисовок разработанная Вороном

  • информативно-познавательная.

На фотоснимках мы можем увидеть, что автор изображает материал чисто в информационном ключе, констатирует реальность.

  • Лирические

на фотографии для зрителя с слышен голос автора, его интонация задана снимками. Из этого мы видим что состояние человека, фоторепортера выходит на первый план, оставляя за собой просто отображение реальности.

Фотозарисовка отличается своей выразительностью и лаконичностью. Она популярна на страницах центральной прессы.

Жанр Фотокорреспонденция

Схожее название жанра мы могли встречать в печатной журналистике, только без добавления такого корня , как «фото» Жанр корреспонденция в печатной журналистике представляет собой « оперативное публицистическое выступление печати, которое анализирует и обобщает конкретные факты или явления действительности, на конкретном материале разрабатывает общественно-значимую тему» (С.Г.Александров) Далее перед нами стоит задача выяснить, что же такое фотокорреспонденция?

Термин этот , по мнению Ворона сравнительно новый в фотожурналистике.(ворон) Так же, он говорит , что выделение и развитие этого жанра как отдельного , относится к советскому периоду фотожурналистики. Это можно объяснить тем, что новое явление не сразу способно получить соответствующее определение.

Одной из важных задач этого жанра, в принципе я думаю , как и у многих других-это эмоциональное воздействие. Далее начиная погружаться в литературу,где хоть пару фраз посвящено фотокорреспонденции, становиться , на мой взгляд все более заметно сходство с ее литературным родственником. Начинается это сходство с оперативности. Как ни странно, одна из главных черт этого жанра-оперативная доставка фотоматериала. По словам Межельской Е.Л. Эмоциональное воздействие на читателя как раз и достигается благодаря новизне фотоизображения, а не за счет его художественных особенностей.

Из этого, устанавливая одну из главных особенностей представленного жанра, подытожим, что в фотокорреспонденции от автора не требуется какого-то дополнительно погружения в проблему, глубокого анализа ее фактов, а необычный ракурс или точка съемки способны снизить документальные достоинства снимка в глазах читателя.

Назначение фотокорреспонденции- раскрытие и передача накопленного опыта в различных социальных сферах. Свое отображение опыт находит в фактах. Однако следует помнить, что здесь важно не простая констатация, описание фактов, а показ их взаимодействия друг с другом. Факты в фотокорреспонденции, в свою очередь, определяют границы действительности, дают вникнуть в детали темы.

Жанр Фотопортрет

Начиная анализировать жанр «фотопортрет» хочу пару строк уделить термину портрет. Мною была найдена информация о том, что впервые , образцы, похожие собой на портретное изображение, встречаются в культуре Древнего Египта. Это были скульптурные изображения. За долгую свою исторю существования, портрет имел как взлеты , так и падения. Но суть его при этом не менялась. Да, появлялись новые технологии, стили подачи, но главное свойство-отображение внешних характеристик, а порой и внутренних, на мой взгляд , осталось прежним.

Фотопортрет-это жанр исскуства, такого его вида как художественная отография. (Ворон 117)

назначение художественного портрета -это раскрытие человеческого характера, сущности внутреннего мира , его эмоции и душевное состояние , наполняющее душу героя. Создать фотопортрет- означает сознательно и обдуманно изобразить ли личность. Выдвигая на первый план объектива именно человека , фотограф расширяет рамки своего творческого мышления. (ворон ст 117)

У американского фотографа Джо Зелтсмана, я нашла очень много нюансов портретной съемки, где он в первую очередь говорит о комофорте людей которых он снимает, особенно если это касается студийного портрета.

«У фотографируемого во время съемки не должно складываться ощущение того, что он делает что-то не так , и в этом ему должен помочь фотограф, не «мучая» модель , пробуя менять различные положения, а затем снова их меняя.»((джо. Зелтс. Классическое портретное фото, ст)

Однако, мне хочется отметить один важный момент, он заключается в том, что периодическая печать в первую очередь сфера не художественной коммуникации. Художественный портрет по своей сути более ориентирован на эстетическое представление человека, в печати более важен фат информационный, прагматический. (ворон ст 120)

Так же Воронов выделяет еще одно важное свойство публикации именно портретного изображения на страницах газет журналов, это свойство, как он пишет- «изображение человека в какой либо ситуации, обычно актуальной, имеющей социальную или политическую направленность. (ворон ст 120)

Выше мною было отмечено , что художественный портрет не является завсегдатаем на страницах прессы, поэтому большинство снимков в печатных сми представляют собой лишь внешнее с ним сходство. Они не выполняют основной задачи фотопортрета-они не выражают внутреннего мира героя. Фотоизображение человека в прессе ограничивается лишь односторонним показом, фиксацией в политическом или социальном ракурсе.(ворон)

Изучая статью С.В. Захарова, мы приходим к выводу о том, что фотопортрет-избыточный элемент ф классификации жанров фотожурналистики. Он пишет «мы привыкли, что крупноплановое изображение человека-портрет. Неважно, отображает это фотоизображение всю глубину внутреннего мира портретируемого или выглядит случайным, поверхностным».( http://cyberleninka.ru/article/n/fotoportret-kak-izbytochnyy-element-zhanrovoy-klassifikatsii-fotozhurnalistiki)Захаров подчеркивает тот факт, что фотопортрет способен растворится в таких фотожурналистских жанрах как фотоинформация, фотоиллюстрация, стать отдельной частью фоторепортажа и фотоочерка.

Жанр Фотосерия

Начиная повествование о таком жанре как фотосерия , хочу заметить, что это сравнительно новый жанр в фотожурналистике. Поэтому она не так популярна на страницах интернет-медиа и печатных сми, однако , напрашивается подобное умозаключение, что если существует жанр, значит есть те, кто применяет его на практике, пусть и не в самом широком формате.

Буквально с «порога» в глаза бросается явное сходство фотосерии с фотоочерком, и даже фотоколлажем. Однако это все не так очевидно и просто, как кажется на первый взгляд. Выше мы уже установили, что представляет собой фотоочерк и какими принципами он руководствуется(напомню, что один из них-хронологическая последовательность события), а фотоколлаж представляет собой произвольное соединение не связаных между собой ни тематически, ни в хронологической последовательности снимков(http://www.ymniki.ru/fotokollazh.html),)

А что же тогда представляет из себя жанр фотосерия? Фотосерия -это соединенные между собой снимки, которые объединены одной темой(ворон 128)

«Особенность фотосерии заключается в том, в отличие от репортажных фотографий , что последовательность изображений может не иметь финальной завершенности»(ворон129)-пишет Ворон В. И. Подобную тенденцию мы сможем увидеть и проанализировать во второй,практической, главе моей курсовой работы, на примере фотосерии Владимира Вяткина, посвященной дирижерам.

Еще один важный момент этого жанра, это то, что каждый снимок имеет самостоятельность, которая проявляется в том, что любое фото, взятое из подборки может существовать отдельно от других, оно по своему ценно и самодостаточно. Тем не менее фотосерия должна быть содержательна, поэтому нельзя отодвигать этот аспект на последний план. Автор обязан донести до читателя определенный смысл.

Серия может быть открытой (ее можно продолжать неограниченно), и закрытой(лапин 185). Из этих строк, приведенных Лапиным можно понять, что здесь необязательно привязывать снимки к тому ии иному времени. Автор поучает свободу, независимость от временного эквивалента,

Явный признак того, что перед нами фотосерия, это наличие у всего фоторяда единой темы.

Рассматривая фотографии в жанре фотосерии мною было сделано заключение, что она может состоять абсолютно из разноплановых снимков. Могут преобладать портреты, детали, крупные и общие планы сооружений , ландшавтов и прочего. В добавок к этому, фотосерию на газетной полосе или в ее электронном виде , можно встретить в горизонтальном или вертикальном положении. Здесь автор-фотограф или редакция того или иного издания, свободны в плане выбора организации фотоснимков, тем более, как было отмечено выше, фотографии равнозначны меж собой, а значит, как говорят «от перестановки мест, сумма не меняется», не измениться и сама идея фотосерии.

Жанр Фотоочерк

Фотоочерк является жанром художественно-публицистическим.

Фотоочерк – жанр , отличающийся пристальным вниманием к человеку, «очерчивающий» основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем (http://fan-5.ru/best/best-199692.php)

Отсюда становится более четко очерчиваться объект фотоочерка. В качестве объекта мы видим явления современности, а также человек. Иными словами фотоочерк предстает как форма повествования о судьбе человека. Одной из самых главных характеристик фотоочерка, которую мы можем выделить-это лаконичность иллюстрированного повествования.

Фотоочерк как жанр, который существует не первый день, имеет свою историю развития. Мною было установлено, что появлению фотоочерка на страницах печати , предшествовали фотографии, которые несли в себе не просто фактически достоверную информацию, но еще и стремились вызвать у своих зрителей эмоции, такие как размышление, пререживание, радость.

В одной из статей , фотограф Владимир Вяткин в соавторстве с Людмилой Семиной , говорят о существовании фотоочерка во время Второй мировой войны и в послевоенное время , далее привожу цитату из этой статьи «Создание фотоочерка требует более длительного времени, чем произведения любого другого жанра. Поэтому в годы Великой Отечественной войны на первое место в журналистике вновь выходят фоторепортаж и фотоинформация. Однако уже в 1950–1960-х годах фотографы возвращаются к жанру фотоочерка. Человеческое горе и радость недавнего прошлого, восстановление разрушенного хозяйства, достижения науки и культуры вновь оказываются в объективе фотожурналиста. «(http://www.journ.msu.ru/upload/iblock/fae/faedeec6cdddef277007ffee177388f0.pdf)

«Послевоенное развитие жанра фотоочерка тесно связано с деятельностью Агентства печати «Новости» (АПН) - организации, чья работа была ориентирована на зарубежные страны. В статьях и фотопубликациях отечественные журналисты зн акомили иностранных читателей и зрителей с жизнью в СССР, с тем, как преодолевались трудности, как добивались успеха выдающиеся личности науки и культуры, простые труженики.»(http://www.journ.msu.ru/upload/iblock/fae/faedeec6cdddef277007ffee177388f0.pdf)

Начиная с 60-х проявляется более четко специфика этого жанра. Первое что важно мне отметить, так это то, что простая описательность, которая отличала этот жанр , начинает постепенно преодолеваться(ворон 92)

К сегодняшнему времени основные рамки жанра сформировались довольно четко. Мы можем сказать что во второй половине минувшего века фотоочерк сделал большой шаг в сторону своего развития. Например, можно отметить что с фотоснимков исчезают стандартные герои та самая описательность отходит на второй план пропуская на свое место анализ человека и его характера осмысление реалий происходящего( ворон 93)

Сейчас фотоочерк немного переосмыслен и изменен. На мой взгляд, дело здесь может быть связано с отсутсвием цензуры в прессе. Из этого мы можем наблюдать такую тенденцию, связанную с фотоочерком, как его больший уклон в сторону политики и жизни элиты нашего времени(популярным артистам и т.д)

Далее я хочу объеденить в одно целое некоторые принципы создания фотоочерка, которые. Итак, фотоочерк, как мы уже заметили , представляет собой не одно фотоизображение , а целый ряд. Однако он не обязательно может быть большим в своем объеме. Так например в советское время фотоочерк состоящий из трех фото имел название «Малая серия».обилие фотографий может заставить зрителя задуматься над тем, в каком жанре выполнены снимки, которые он видит перед собой. Выше мы уже разбирали жанры , в которых возможно наличие ни одного изображени, а нескольких. Это такие жанры как фоторепортаж, фотосерия, упомянут был фотоколлаж. Однако , если знать такой нюанс фотоочерка как обобщение конкретного факта(ворон 94), то определить его будет совсем не сложно.»При этом, конечно, обобщающее начало в фотоочерке не заглушает индивидуальных черт человека,

но раскрывает явление.»(ворон 94)

Таким образом, можно смело судить о том, что зачастую очерк оказывается неким сообщением, повествованием о судьбе человека.

Еще одна особенность, определяющая фотоочерк- псоледовательность фотографий, это некий фундамент его содержательности.

Снимки или притягиваются друг к другу как магниты, или же, наоборот,

сопротивляются насильственному объединению и не хотят жить вместе. Между ними возникают изобразительные и смысловые связи, которые определяют закономерность такого соединения фотографий и содержание, возникающее в результате этого соединения.

Совсем не обязательно размещать фотографии по ходу реального времени.»(ЛАПИН)

Так на одном из кадров возможно изображение места действия, на другом герои съемки, остальные кадры изображают скрытую информацию на главных снимках. Однако , необходимо в фотоочерке наличие завершенности действия. Оно способствует показу того, что герой, ставший неким образом в очерке( наличие образов в фотоочерке только приветсвуется фотографами) завершается, находит итог и авторский замысел, однако тема на этом не является исчерпана полностью.

Фотоочерк включаетв себя три вида. Следующая видовая классификация была взята мною из книги Ворона И.В. «Жанры фотожурналистики»

  • портретный( отражает проблему через призму судьбы человека)
  • путевой(воплощает через себя образы края, города)
  • проблемный(фотографии более документальны, отсутвуют образы, авторы сразу переходят к изображению проблемы)


ГЛАВА ВТОРАЯ.

Введение

В этой главе мною была проведена практическая работа , которая состояла в подробном анализе фотоснимков двух фотомастеров, таких как Владимир Юрьевич Вяткин, российский фотожурналист, и Ларри Барроуз, английский фотограф, прославившийся своими работами , посвященными Вьетнамской Войне.

Приступая к анализу фотографических произведений, мною была выведена и поставлена задача- продемонстрировать некоторые жанры журналисткой фотографии в их практическом приминении, используя ,при этом, теоретические знания , которые я приобрела при написании первой части моей курсовой работы.

Работа проходила в два этапа: первый -это непосредственно поиск и отбор фотоматериала, который бы соответствовал требованиям жанра, вторая же часть заключалась же в самом анализе.

Для написания второй части курсовой работы, мной использовались такие методики как анализ,сравнение.


2.1«ФОТООЧЕРК» в снимках Ларри Барроуз.

Перед тем, как приступить к анализу фотографий , хочу поделиться некоторыми фактами биографии фотографа.

Ларри Барроуз -английский фоторепортер и свое признание в качестве фотографа получил благодаря снимкам, совершенным во время войны во Вьетнаме.

Он родился в Лондоне 29 мая 1926 года. Не сложилось с учебой в средней школе, и будучи еще совсем молодым юношей, в возрасте 16 лет , он поступает на работу в редакцию журнала «Life”

“В 1962 году Берроуз отправляется во Вьетнам фотокорреспондентом журнала LIFE. Во Вьетнаме он снимает на различные темы, здесь и портреты американских военных, их повседневная жизнь, жизнь гражданского населения, жертвы войны”(http://gorod.tomsk.ru/index-1227510554.php).

Рассматривая его снимки, мы видим довольно необычный ракурс-смекалистый фотограф размещает камеры в различных местах вертолета. С помощь импровизации получает захватывающие дух кадры. Яркий пример будет ниже - это эвакуация раненого пехотинца из джунглей. Глядя на эти снимки мы можем увидеть боевую работу вертолётчиков с самых неожиданных углов и точек зрения.

Ларри Барроуз скончался 10 февраля 1971 года. Он разбился разбился на вертолете, на борту которого были еще три фотокорремпондента. Они освещали события в Лаосе.

Джон Сар, начальник бюро жизни Дальнего Востока, часто работал с Лари и сегодня он на связи , говорил теплые слова о фотографе(http://time.com/3491033/life-behind-the-picture-larry-burrows-reaching-out-vietnam-1966/)

«Глубина его приверженности и концентрации была ужасающей. Он мог быть хирургом или солдатом или даже кем-нибудь еще, но он выбрал фотографию . Работа была его жизнью, в конечном счете стала смертью, Бароуз, я думаю, не стал бы жаловаться.»

John Saar, LIFE’s Far East Bureau Chief . . . often worked with Larry, and today he sent this cable:

“The depth of his commitment and concentration was frightening. He could have been a surgeon or soldier or almost anything else, but he chose photography and was so dedicated that he saw the whole world in 35-mm exposures. Work was his life, eventually his death, and Burrows I think wouldn’t have bitched.”(http://time.com/3491033/life-behind-the-picture-larry-burrows-reaching-out-vietnam-1966/)

«Один вылет с Yankee Papa 13» (http://foto-essay.livejournal.com/22641.html)

Так называется подборка фотографий , опубликованная в апрельском номере журнала Life , автором которой является фотограф Ларри Барнроу.

Данную подборку фотографий я выбрала как представителя такого жанра журналистской фотографии как фотоочерк, и в дальнейшем тексте, основываясь на изученном в первой главе материале , я проанализирую фотографии, чтобы рассмотреть как действуют принципы создания фотоочерка на конкретном примере.

Анализ этих фотографий я начну с того что обозначу общее число фото, которые включает в себя данный фотоочерк-их 21(22). Возможно , это всего лишь совпадение , но главному герою снимков, младшему капралу Джеймсу Фарли, ровно 21 год.

Наличие в материале четкой хроники действий- еще один из важнейших признаков фотоочерка, и с помощью соблюдения этого факта , автор доносит до нас свою мысль, суть кторой будет нами постигнута лишь ближе к финалу «Рассказа».

Некий сюжет в фотоочерке, очень важный на мой взгляд, момент. В этой подборке фотоизображений сюжет определенно есть и мы докажем его существование , на основе выведенной Майклом Фриманом структуры составления фотоочерка, которую сам автор называет «3+1»(http://ru.scribd.com/doc/174991846/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BB-%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA-%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%8F%D1%80%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9#scribd).

В нее входит вводный снимок, основная часть, заключительный снимок. Под прибавленное еденицей автор понимает кульминацию повествования.

Первый снимок-вводный, сразу бросается в глаза своей агрессивностью, ужасом. Ларри Бэрроуз не случайно выставляет его на первоочередное место, так как подобное изображение привлекает глаз читателя свои посылом, завклекает его.

Далее следует основная часть матерала: на снимках мы видим группу людей, солдат, видим подготовку военных, непосредственно к самим боевым действиям. Автор передает бкзмятежность ситуации, которая проявляется на их лицах, затем все более и более нагнетает обстановку.

Заключает фотоочерк снимок среднего плана. На нем изображен солдат,

он плачет, скрывая руками лицо,переполненное болью за умерших товарищей.

Этот снимок делает историю завершенной. Нам, как зрителям, не нужны лишние слова, чтобы понять что все закончилось. Для нас закончилась история, а для участников этих снимков-жизнь.

Кульминацию, в выбранном мною фотоочерке, нельзя определить каким то одним снимком. Для момента, который становится самым важным и главным, отражает всю суть очерка , подходят последние три фото . На одном из них(третье с конца) герой узнает что потерял своих друзей в битве, а на последующих двух, мы видим отражение его эмоций, чувств.

Важно заметить тот факт , что у всех этих фотоснимков есть один отдльный герой. Да, это тот юноша, который , наполненный энергией и счастьем, веселит юную особу примеркой шляпы в магазинчике.Изображения в хронологическом порядке сменяются одно за другим, создавая перед нашими глазами историю событий одного дня из жизни одного солдата.

Обобщенность проблемы, как мы выяснили ранее, в первой главе моей работы, одно из важных качеств, которыми обладает фотоочерк. Это же качество помогает нам отделить фотоочерк от таких созвучных с ним жанров ,как фотозаметка или фоторепортаж, где главным принципов все-таки остается констатация, конкретность какого либо факта.

В фотоочерке Ларри Барроуза мы видим, что выделенная автором проблема подается не прямо, а чуть издалека. Через призму главного героя. Фотожурналист не просто повествует о судьбе паренька, который потерял сослуживцев в сражении. Он говорит гораздо шире. Он выходит за рамки какой то конкретно судьбы, личности. Он показывает что эта проблема, проблема войны, бессмысленных смертей на поле битв, повергает в ужас и страдания каждого. Но , тем не менее, хочу обратить внимание на то, что это некое обобщение, не заглушает, не уничтожает и не скрывает собой ,словно волна, индивидуальных черт и эмоций нашего героя. Герой в нашем же пониманиии, тоже может воспринматься гораздо шире. Разумеется, в своем истинном понимании это отдельный человек, отдельная личность, но в соотношении с обобщенностью проблемы, он приобретает символические качества. Мы видим уже не просто солдата , Джеймса Фарли, младшего капрала по званию, а обширный образ солдата, обычного паренька, на месте которого мог оказаться любой мужчина. Через призму страданий одного героя , мы видим боль и скорбь всех солдат, которые вынуждены терять своих самых близких товарищей. Образность, исходя из материала полученного в книге Воронова «Жанры Фотожурналистики» -один из важных элементов создания фотоочерка, но так же автор отмечает, что «не следует абсолютизировать этот признак, выдвигать в качестве единственного, определяющего специфику жанра.»(Ворон ст 96).

Вьетнамская война -это действительность. Действительность 60-х годов , действительность для того времени. Это явление того «современного» мира.

Делая подобный вывод , мы еще раз убеждаемся в том, что перед нами именно очерковый материал, так как соблюдение тенденций действительности, является главным предметом в фотоочерке. Более того, действительность эта воспринимается нами через поступки , отношения и ценности человека.

Если говорить о разновидности анализируемого мною фотоочерка, то

перед нами фотоочерк портретный. То есть мы видим проблему, которая раскрывается через воплощенный образ человека на снимках, через его портретную характеристику.

вывод

http://school.maslova.com/vladimir-vyatkin-dirizhjory/

http://www.vladregion.info/node/1018

http://www.russpressphoto.ru/portfolio/229/357/?author=9#.VWMioNztmko

  1. Фотосерия в снимках Владимира Вяткина

По традиции, место анализа фоторабот уступает месту о биографии фотожурналиста. Как следует из названия,в этом разделе второй части моей курсовой работы, речь пойдет о российском фотожурналисте Владимире Вяткине.

Владимир Юрьевич Вяткин довольно знаковая и знаменитая фигура в мире российской фотожурналистики и фотографии в целом.

Он родился в Москве 29 января 1951 года. С юношеских лет проявлят свои творческие наклонности: увлекался музыкой, живописью.

По окончанию школы-интерната , поступил работать в качестве фотолаборанта в Агентство печати «Новости».

После, 70-х годах прошел службу в армии.

А вот уже приближаясь к 80-м годам прошлого века, мы можем проследить как начиналась его карьера в области фотожурналистики. Владимир заканчивает вечернее отделение Факультета журналситики МГУ им. М.В.Ломоносова, становится членом Союза журналистов СССР с 1979 года. Сейчас уже более 30 лет преподает фотожурналистику в МГУ.(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87).

За долгие годы своей профессиональной деятельности, фотограф был удостоен множества наград. Список их очень внушительный, но я бы хотела выделить отдельно такие награды как :«Золотой глаз» в категории «Наука и медицина» на «World Press Photo” в 1986 г.)-награду Владимир заслужил за великолепнейший фотоочерк «Добрые руки доктора Немсадзе»(http://www.vladregion.info/node/1018).  Так же Владимир Вяткин стал лауреатом одной из самых престижных и крупных международных фотоконкурсов The Sony World Photography Awards за 2010 год в номинации «Музыка» в категории «Реклама». Вяткин занял третье место за серию о дирижерах мира.(http://school.maslova.com/vladimir-vyatkin-dirizhjory/)

Последняя награда относится как раз к той фотосерии, анализ которой я представлю ниже.

Анализируя такие материалы как статьи журналов, в которых Владимр Юрьевич Вяткин дает интервью,я прихожу к выводу о том, что добиться такого успеха в своей профессии можно только лишь искренне любя свое дело. Фотограф в каждом интервью о себе никогда не скупиться на пару добрых слов о той сфере деятельности, в которой он трудиться. Вот такие строки можно встретить в журнале “Digital foto” в статье под названием «Одержимый пиктореалист»: «Я снимаю сердцем и душой. Так было всегда и так есть, — утверждает Вяткин. — Если бы я не занимался в детстве музыкой, живописью, графикой, если бы я не любил историю, географию, не любил женщин и детей своих, вряд ли я бы дошел до фотографии. Я отлично понимаю, ради чего я живу.»(«Одержимый пиктореалист»)

Теперь, оставив выше биографические факты, приступлю к самому анализу, в котором мне предстоит рассмотреть принципы создания и их реализацию , в таком жанре фотожурналисткой практики как фотосерия.

Объектом моего анализа стали снимки Владимира Вяткина из серии  "Дирижеры. Властители музыкальных сфер".

Начну свою аналитическую работу с того, что расскажу о том сколько снимков входит в серию и немного уделю внимания предыстории возникновения этих снимков.

Итак, фотосерии «Дирижеры.Властители музыкальных сфер» включает в себя 12 крупноплановых портретных снимков. Все они представлены в черно-белой палитре.

На них изображены лица людей, которые до последней капли самого себя погружены в процесс контроля создания музыки. Читая одну из статей, посвященных творчеству выбранного мною фотографа, я наткнулась на материал, который имеет прямое отношение к анализируемой фотосерии. Это было достаточно объемное интервью, где автор рассказывает о том, как появилось название у фотосерии «Как правило, все дирижеры – диктаторы, именно поэтому серия называется "Дирижеры. Властители музыкальных сфер".(фотосфера)

Ведя активный поиск информации о том , как создавались эти снимки, выяснила , что «снимать дирижеров за работой — не менее напряженное и опасное занятие, чем делать фоторепортажи из горячих точек. Чтобы не мешать дирижерам и оркестру, фотографу приходилось камуфлироваться, закрывать камеру антизвуковым мешком, прятаться в ногах у хористов и, главное, чутко следить за музыкой, угадывая приближение очередного «форте» или «пиано».»(http://rusrep.ru/article/2010/12/22/muzyka/)

Что в целом на теории представляет из себя фотосерия мы выяснили в прошлой главе. Теперь перед нами другая задача-увидеть ее практическое исполнение.

Перед нами публикация , одно целое произведение , объединенное одной темой. Так же мы видим что данный изобразительный ряд не представляет собой какой либо истории, где обязательно в конце будет присутсвовать снимок, символизирующий ее финал. Отсутсвие завершенности в фоторяде- один из важных признаков фотосерии. К тому же, если пропадает важность завершения процесса , отображаемого на снимка, это позволяет автору расширить временные рамки происходящего или наоборот, сузить их. Иными словами, временные границы перед фотографом стираются.

Следует обратить внимание на то, что фотосерия не выделяет какому либо из снимков, входящих в нее важное , главенствующее место. Так происходит и в выбранном мною примере. Каждая фотография по своему равнозначна. Мы рассматриваем снимки и в каждом из них находим свое уникальное содержание, которое представлено здесь через эмоции героев, мимику их лица. Исходя из того, что каждая фотография самостоятельна, а временной момент не важен, мы приходим к выводу о том, что в жанре фотосеря автор более свободен от соблюдения фабулы сюжета. Иными словами, фотограф в праве выстроить снимки в таком порядке, в каком посчитает нужным, и при этом суть подборки не изменится. В данном случае перед нами авторская фотосерия, это означает то, что порядок чередования кадров выстраивал фотограф.

В первой главе, изучая и систематизируя данные о жанре фотосерия, мною было упомяну то, что нельзя пренебрегать содержательной частью. Форма жанра фотосерии непременно должна что-то выражать, служить отображением и донесением до зрителей авторской мысли. Опираясь на снимки Вяткина мы можем точно определить авторский замысел- стремление передать вовлеченность мастеров в свое дело, стремление показать истинное лицо истинного вдохновения, изображение квинтесенции взаимодействия искусства и человека.

Уже ранее я отметила тот факт что снимки являются по своей сути портретными. На мой взгляд, фотосерия Владимира Вяткина является прекрасным и показательным примером того , что жанр фотопортрет

Фотография в средствах массовой информации