Урок на тему «Социальная структура и социальные отношения»


Управление образования и науки Тамбовской области

МБОУ Уваровщинская сош

Урок на тему «Социальная структура и

социальные отношения»

Разработал: учитель истории и

обществознания Гончарова Лариса

Юрьевна.

2015 г.

Методическая разработка урока «Социальная структура и социальные отношения» написана для учителей. Цель методической разработки – разъяснить сущность социальной стратификации и мобильности, и их влияниями на образ жизни; сформировать умения анализировать социальную структуру; прививать культуру межличностных отношений.

На уроке учителю необходимо использовать совершенные педагогические технологии. Формами организации деятельности студентов может быть работа в группах с кейсом. Методы и приемы, применяемые учителем должны побуждать мыслить, рассуждать, искать. Активный, творческий характер занятию придадут проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа учебного материала, их оценки.

Введение.

Основная часть.

Подготовительный этап.

План урока.

Методика проведения урока.

Заключение.

Приложение.

Список литературы.

Тема «Социальная структура и социальные отношения» является довольно актуальной. Изучение данной темы призвано раскрывать понятия и положения обществознания как систематизированной области знания, выявляет наиболее значимые как в прошлом, так и сегодня социальные проблемы развития общества, а также причины социального неравенства, границы социальной мобильности.

Данная тема помогает человеку осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы ее изменения.

Основными целями изучения данной темы являются формирование знаний о сущности социальной стратификации и мобильности, выявление причин социального неравенства, а также определение сущности горизонтальной и вертикальной мобильности.

В рамках данной темы продолжается формирование учебных умений: сравнительного анализа явлений и процессов, различения фактов и оценок, мнений и доказательств, соотнесения обобщений и реальных процессов, а так же критически мыслить, выражать свою точку зрения, работать в группе.

Основная часть

Подготовительный этап. (Подготовка докладов)

План урока

Структура, дифференциация и социальное неравенство.

Стратификация и ее исторические типы. Классы.

Высший, средний и низший класс.

Социальная мобильность.

Методика проведения урока.

Организация занятия: Занятие следует начать с проверки присутствующих студентов. Организация внимания студентов.

Очень важен этап перехода к изучению нового материала, преподаватель переключает внимание студентов на изучение нового материала, старается вызвать потребность в познании. На этом этапе преподаватель сообщает тему урока, затем намечается перспектива для изучения материала.

Изучение нового материала. Актуализация.

1.Что такое система вообще? Ответ: Целое, состоящее из отдельных элементов

2. Какие вы можете назвать элементы социальной системы? Ответ: Социальные группы, общности, классы

3.Как они соотносятся друг с другом? Равны или не равны? Т. е. в обществе существует социальное расслоение или… Социальная дифференциация Т. Е мы начинаем изучать первый вопрос темы.

В начале урока объявляются цели и ставится перед группой проблемное задание.

Первый вопрос «Структура, дифференциация и социальное неравенство» раскрывается при помощи словесного метода с демонстрацией презентации. (Демонстрация слайдов презентации).

Структура, дифференциация и социальное неравенство.

Социальные связи и социальные отношения, которые осуществляются между людьми в процессе их разнообразной деятельности, проявляются через их социальные позиции, статусы, политические, религиозные, демографические, профессиональные.

Совокупность всех статусов характеризует состав населения. За каждым статусом – постоянным, временным, реальным, номинальным, основным стоят социальные группы (инженеры, мужчины, консерваторы), поэтому состав населения рассматривается как структура образования социальных групп.

Социальная структура – одно из основных понятий в обществознании. Под структурой понимают связи и отношения социальных групп и индивидов, в совокупности образующих общественную систему. Структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни, способе существования.

Основная черта структуры – это ее дифференциация. В обыденном языке используется идентичное понятие «социальное расслоение», которое в буквальном смысле означает разделение всего общества на слои.

Принято различать экономическую, политическую дифференциации.

Экономическая дифференциация Разделила бы общество на богатые, средние и бедные слои.

Политическая дифференциация Разделяет общество на лидеров и массу.

К Профессиональной Дифференциации относится выделение групп по роду их деятельности. В основе любой дифференциации лежит социальное неравенство, неравенство социальных позиций.

Существует несколько подходов к объяснению происхождения неравенства.

Представители структурно-функционального подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) считали, что общество поощряет и предоставляет привилегии лучшим, способным и талантливым людям.

Представитель второго конфликтного неравенства (К. Маркс) источник социального неравенства обосновывал различным отношением к собственности.

В современной науке социологии преобладает Веберовский подход к анализу социального неравенства.

М. Вебер выделял з признака неравенства: богатство, власть, престиж. Богатство рассматривается как совокупность материальных ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие собственности.

Власть – это возможность подчинять воле других людей.

Престиж – это признание и уважение субъекта, его поступков, являющихся образцом для подражания.

Таким образом, сущность социального неравенства различается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам. Степень неравенства в разные исторические эпохи различна. Согласно теории Герхарда Ленски, минимальное неравенство было в первобытных обществах, максимальное оно было в эпоху рабовладения и феодализма, и сокращается неравенство в промышленных обществах под влиянием демократических правительств, профсоюзов, системы социального обеспечения.

Согласно К. Марксу, минимальное неравенство было в первобытном обществе. Но постепенно оно стало углубляться. Его теорию называют «эскалацией неравенства».

Питирим Сорокин утверждал, что постоянного увеличения или уменьшения неравенства в истории не существует.

В разные эпохи и в разных странах неравенство то увеличивается, то уменьшается, т. е, флуктируется ( колеблется).

Итак, несмотря на различные подходы к пониманию, неравенство определяется различиями в экономических, политических, профессиональных образовательных позициях.

Изучение данного вопроса содержит не только изложение материала преподавателем, но и активную деятельность студентов, которая заключается в ответах на познавательные вопросы, такие как:

    Обычно социальное неравенство рассматривается через наличие у людей власти, денег, и престижной профессии. Как вы думаете почему? Могут ли быть еще какие-нибудь критерии? Ответ обоснуйте.

    К. Маркс считал, что поляризация богатства на одном полюсе общества порождает рост нищеты на другом. Г. Самнер возражал ему: это положение верно лишь для индустриальной эпохи, в современном обществе увеличение богатства способствует повышению уровня жизни всего населения, а демократический порядок предоставляет каждому шанс выбраться из нищеты. Кто прав?


Второй вопрос темы «Стратификация и ее исторические типы «Классы» с помощью словесного метода и метода демонстрации.

Стратификация и ее исторические типы. Классы.

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России?

Понятие стратификации (stratum – слой, facio – делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали.

Страта – социальный слой людей.

Люди, имеющие сходство в 4-х позициях (доход, власть, образование, престиж) образуют слой или страту. Само общество можно представить в виде многослойного пирога, где каждая страта расположена в иерархической последовательности по отношению к другой. В обществе страты располагаются сверху вниз от богатых, элиты до средних и бедных слоев. В самом низу находится нищий слой.

Формирование в обществе страт называется стратификацией.

Создателем теории стратификации был Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) русский и американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), крупнейший социолог нашего столетия.

В истории человечества существовали различные исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. При изложение вопроса «Исторические типы стратификации» используется элемент опережающего обучения. (Студент выступает с заранее подготовленным докладом и презентацией по данной тематике)

Рабство – экономическая, социальная, юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение, когда один человек выступает собственником другого и низкий слой (рабы) лишены всяких прав и свобод. Считается, что мягкой формой рабства является крепостничество.

В первые века нашей эры в Индии сформировался кастовый строй. Каста – это группа людей, характеризующаяся общим происхождением. Кастовое положение закреплено индусской религией.

В Индии были 4 касты:

- священники

- воины

- купцы

- рабочие и крестьяне

Кастовая система была упразднена официально в 1958 г. Сословия были распространены в период феодализма в Европе с IV по XIV в. Сословия – социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже 14-15 в. Общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В России со второй половины 18 в. Утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. На смену сословному приходит классовый тип стратификации. Класс понимают в двух смыслах – широком и узком.

В широком значении под классом понимают социальную группу людей, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем.

Обращаясь к истории нашего государства советского периода, следует отметить, что социальная структура была представлена двумя классами – рабочими и крестьянами, связанными с колхозной собственностью и прослойкой – трудовой интеллигенцией. Исследования ученых констатировали, что существуют внутри и межклассовые слои, различающиеся характером труда, уровнем и образом жизни. Во всех классах и слоях росла доля умственного труда. К специфическим слоям относили военнослужащих, служителей религиозных культов и работников аппарата управления.

В 1980-х годах социологи обобщая опыт представили социальную структуру общества следующим образом:

1. Высший класс, основу которого составила номенклатура, объединяющая высшие слои партийной, государственной и хозяйственной бюрократии.

2. Низшего класса: рабочие, крестьяне, интеллигенция.

3. Социальная прослойка между ними составляли те группы, которые обслуживали номенклатуру: журналисты, медперсонал спецполиклиник.

Социальная стратификация ведёт к неравенству. Социальное неравенство определяется делением общества на высший, средний и низший слой. В настоящее время широко распространено деление на высший, средний и низший классы, где большую роль играют не только экономические показатели богатства, но система ценностей присущая этим классам.

Третий вопрос темы «Высший, средний и низший класс» раскрывается с помощью иллюстративно-демонстративного метода. Он позволяет, с одной стороны облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой выступать в качестве источника новых знаний. Видеофильм позволяет иллюзорно путешествовать в географическом пространстве и во времени.

К высшему классу относят тех, кто владеет максимальным количеством денег. Богатство выражается денежной суммой, которой исчисляется все то, чем владеет человек: дом, машина, яхта, акции. Богатых иначе называют миллионерами, мультимиллионерами и миллиардерами. Если у «старых» богатых состояние формировалось на протяжении нескольких поколений, то у «новых» богатых оно сложилось за несколько лет. К последним относятся менеджеры крупных компаний, популярные артисты, выдающиеся спортсмены.

Средний класс. Данный класс выделяют по признаку дохода, по среднему уровню потребления материальных благ. Стандарт жизни: квартира, отдых, образование. Средний класс – уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в 20 веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, конфликты, катаклизмы.

Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, своим делом, а также ученые, врачи, адвокаты, средние менеджеры – социальный хребет общества.

В состав низшего класса входят лица, занятые в основном физическим и механизированным трудом. Сюда относятся различные категории рабочих, низкооплачиваемые группы в сфере услуг, торговли, транспорта. Среди бедных все чаще встречаются те, кто работает в бюджетной сфере и те, кто имеет высшее образование. Особое место в структуре общества принадлежит маргиналам. ("> Это такие группы людей, которые находятся на окраинном, изолированном положении в обществе. В нашем обществе они составляют 10 %. К маргинальным группам относятся: бомжи, беспризорные, наркоманы. Особенность маргинализации состоит в том, что, опускаясь на дно, эти группы имеют мало шансов вписаться в новую жизнь.

Характеристика важных элементов социальной структуры общества показывает ее сложность, иерархичность, структурированность.

Активность студентов проявляется в ходе их ответов на поставленные вопросы. Вопросы носят познавательный характер:

Американский вариант социальной стратификации выглядит следующим образом:

Группа высшего статуса: управляющие общенациональных корпораций, владельцы юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы.

Группа второго статуса: управляющий средней фирмой, юрист, преподаватель колледжа, газетный издатель

Группа третьего статуса: банковский кассир, управляющий среднего звена, учитель средней школы

Группа четвертого статуса: дантист, служащий страховой компании, квалифицированный плотник, управляющий универсама.

Группа пятого статуса: автомеханик, бармен, парикмахер, работник почты, водитель грузовика

Группа шестого статуса: бензозаправщик, официантка, швейцар

Группа седьмого статуса: домашняя прислуга, садовник, дворник, мусорщик

Какие критерии выделения групп положены в основу данной стратификации?

Во все времена людей волновал вопрос общественного неравенства. Как мыслители всех времен и народов, так и простые обыватели, интересовались причинами общественного устройства и искали ответы на острый вопрос - «Почему так?» (Студенты перечисляют различные версии причин). Далее преподаватель предлагает студентам разделиться на три микрогруппы и поработать с кейсом «Бедность не порок», определить в чем причины бедности и предложить свои варианты решения данной проблемы.

Четвертый вопрос «Социальная мобильность» раскрывается с помощью словесного метода.

Социальная мобильность.

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений статуса, называется Социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Существует два основных вида социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность Подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение на вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование пример исходящей. Горизонтальная мобильность Подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещения из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Социальная мобильность может быть Групповой, Когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и Индивидуальной, Когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции на новою и др. К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, ученые относят социальный статус семьи, уровень получения образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, получение воспитания, место жительства, выгодный брак.

Групповая мобильность особенно активна в кризисные, переломные для общества периоды. К ним, в частности, относятся индустриализация, которая открывает новые вакансии в стратификационной пирамиде. Развитие промышленности три столетия назад требовало превращение крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения.

По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росла потребность в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются Каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия Функционирует в качестве канала вертикальной мобильности в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть, как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли власти, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь Как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сын плотника. Социолог П. Сорокин изучил биографию 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти служителей церкви должностных лиц, освободившиеся места заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения церковь, была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобрели, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Примером является древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность Наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один их самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV - XVII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% - банкира и биржевика, в 12% - торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак Становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение их знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

После изложения материала студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

    Как вы думаете, почему П. Сорокин выделял следующие лифты.

    Как Вы думаете какие «лифты» появились с течением времени и существуют сегодня? (брак, связи, политика, криминал, государственная служба)

    Задание: «В странах с эффективной рыночной экономикой модель социальной структуры общества подобна лимону - с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоёв. В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита). Третья модель характерна для России: это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляют примерно 80% населения (бедные слои), 3-5%- её вершина, средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску». Изобразите графически каждую из этих моделей. Какая из них придает наибольшую стабильность обществу?» Объясните почему.

Закрепление и углубление знаний студентов. Активизация.

Под закреплением понимают вторичное осмысление материала изучаемого на уроке.

Закрепление рекомендуется провести в форме экспресс - опроса (метод тестирования) (приложение № 2).

Подобный метод позволяет проверить и оценить знания всех студентов, способствует развитию логического мышления.

Можно предложить студентам решить кроссворд (приложение №1), что позволит разнообразить форму работы со студентами при проверке усвоения специальной терминологии. Затем студентам предлагается ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока «Почему нельзя устранить неравенство в обществе и создать социально однородное общество?». После чего студенты коллективно отвечают на вопрос об обратном действии социального «лифта»

Также учащимся предлагается поработать с кластером, работа над которыми позволит систематизировать знания, полученные на уроке.