Состав и структура методов управления
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………...…………………………………3
- Глава 1. Сущность и характеристика методов управления персоналом ...4
- Теоретические основы методов управления ………………..4
- Классификация методов управления ……………………...11
- Глава 2. Состав и структура методов управления………………………22
- Административные методы управления …………………...22
- Экономические методы управления………………………...28
- Социально-психологические методы управления ………...31
Заключение……………………………..……………………..…….…...37
Библиографический список……………………………………….…….39
Приложения………………………………………………………….…..41
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом на предприятии - это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений персоналом предприятия.
Эта тема является весьма актуальной в наше время, так как методы управления это неотъемлемая часть современного менеджмента. Менеджмент учит тому, как зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач добиться успеха в управлении предприятием.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что проблемы, возникающие на предприятиях в новых рыночных условиях, не представляется возможным решать без современного профессионального менеджмента и методов управления.
Объект курсовой работы является отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Объект управления - организованная деятельность людей. Это совместная деятельность людей, объединённых общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, деятельность людей, объединённых в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, организованными и корпоративными требованиями.
Предметом выступают методы управления. Методы управления - способы осуществления управленческих действий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют 3 метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:
Административные, - базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Экономические, - основываются на правильном использовании экономических законов производства.
Социально-психологические - базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении методов управления, которые представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации.
Главной целью деятельности любой организации является получение прибыли. Но эффективная работа не возможна, если она не структурирована и не регулируется принципом ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы управления. Использование методов управления позволяет осуществлять управленческие функции, что обогащает теорию и практику менеджмента.
Задачи формируются в соответствии с основной целью и включает в себя:
- изучение понятия и сущности методов управления;
- изучение экономических, административных и социально-психологических методов управления
- анализ основных методов управления.
Методологической и теоретической основой курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных менеджеров, экономистов, изучавших методы управления и их классификацию в условиях развитого рынка.
Система методов управления осуществлялась путем систематизации и обработки собранных материалов по каждому разделу плана.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Теоретические основы методов управления
Осуществление процесса управления невозможно без использования разнообразных способов, приемов и подходов для эффективного выполнения функций управления. Если рассмотреть подробнее способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, то можно увидеть, что они и выступают как методы менеджмента.
Именно методы управления, отвечая на вопрос, как выполнять управленческую работу, позволяют сформировать систему правил, приемов, подходов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей, сокращая временные затраты на их реализацию. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Итак, раскроем подробнее понятие "метод управления".
Понятие "метод управления" неразрывно связано с этимологией слова "метод", греческого происхождения "method", и имеющего два значения:
- способ достижения цели;
- прием, способ или образ действия.
В зависимости от отдельных отличительных признаков по направленности и содержанию методов в науке имеются различные классификации и формулировки понятия "методы управления".
Методы управления 1представляют собой способы или приемы целенаправленного воздействия управляемой системы в целях установления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов. Также можно привести несколько определений из других источников: "методы управления 2- это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством"; "методы управления 3- система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации". Еще одним из определений методов управления является следующее: "способы воздействия на коллективы трудящихся и отдельных работников для достижения поставленных целей".
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. В управленческой деятельности методы управления занимают особое место, помогая выполнять ту или иную управленческую работу наиболее эффективно, сокращая затраты времени на целеполагание и целереализацию.
В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:
- целенаправленности, т.е. применение должно побуждать работников действовать для достижения определенной цели или их совокупности;
- реализуемости, т.е. должна присутствовать возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовать избранный метод воздействия в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами;
- адаптивности, т.е. применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей адаптировать их к изменяющейся ситуации;
- эффективности, т.е. применение избранного метода должно обеспечивать достижение максимально возможного социального и экономического эффекта при минимальных затратах на разработку мероприятий, реализующих метод.
Таким образом, в теории и практике менеджмента существует огромное количество подходов к определению понятия "методы управления". Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать систему правил, приемов и подходов, повышающих эффективность деятельности организации.
Персонал как объект управления
Развитие общества и народного хозяйства невозможно без реализации определенного свода законов, правил, норм, алгоритма поведения общества в целом и его составляющих - коллективов, неформальных объединений людей вплоть до семьи как первичной основы социума. Несомненно, что каждый объект управления (государство, отрасль, предприятие, учреждение, коллектив, личность) характеризуется существенными особенностями, отличиями, но научные методы управления имеют в своем арсенале общие принципы и методы воздействия на любой управляемый объект. Теория, практика и искусство управления используются руководителем для достижения цели своей деятельности и позволяют выработать стратегию, комплекс средств и методов для решения поставленных задач при персональной ответственности за принимаемые управленческие решения.
Каждый из управляемых объектов является системой, состоящей из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Причем система приобретает новые свойства, которыми не обладают составляющие ее элементы. Информационные связи между элементами системы исследуются логическим и математическим аппаратом кибернетики. Управление обеспечивает непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть коллектив, или отдельная личность, а также технологическая установка. Управление есть процесс, а система управления - механизм, который обеспечивает этот процесс.
Управление не может претендовать на статус точной науки, поскольку процесс управления протекает в условиях значительной неопределенности и для него характерно множество внешних и внутренних перемен. Однако наука управления позволяет систематизировать, анализировать управленческий процесс. Принципиально процесс управления характеризуется двумя основными составляющими: управляющей системой и объектом управления. Основная особенность процесса управления - единство и взаимосвязанность его составных частей, что обеспечивается обратной связью.
Сложно положение человека в обществе. Если человек научился жить в отрыве от природы, то жить вне общества психически полноценный человек не может. Коллектив создается на основе постоянных контактов, совместных действий, направленных на достижение общих целей. Но не всегда совпадают интересы личности и коллектива; одно из важных задач руководителя является создание благоприятных условий для гармоничного сочетания общественных и личных интересов, создание разумной системы внутригрупповой регламентации, норм и правил, наиболее полно отвечающих интересам каждого и коллектива, как единого социального организма. Успех деятельности коллектива во многом зависит от того, как общество обеспечивает условия для становления и развития личности, в какой степени оно способно удовлетворить потребности каждого члена коллектива. Но человек обладает потребностью выделить себя, доказать свою неповторимость, индивидуальное отличие от всех других в социуме. Личность может временами, и бунтовать против принципов общежития. Личность и общество, начальник и подчиненные - наиболее сложные и вечные проблемы жизни. Найти подходы к решению этих проблем пытается наряду с наукой, религией, моралью и искусство управления.
"Управление персоналом в нашей стране испытывает сейчас сильное влияние обыденного сознания. Это проявляется в попытках управленцев ограничить знания об объекте управления только своим жизненным опытом, упрощенно воспринимать персонал как фактор производства, причем вспомогательный и легко заменяемый" 4.
В теории и практике управления на протяжении длительного времени используется целый ряд терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: рабочая сила, кадры, персонал, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы. В отечественном управлении чаще всего применяются понятия: "кадры5" и "персонал6", причем многие склонны считать их как синонимы.
Кадры могут быть включены как в производственную сферу, так и в систему управления, в работу общественных организаций, научных, культурных, учебных, медицинских и других учреждений. В специальной литературе понятие "кадры" представлено в широком и узком смыслах слова.
Термин "персонал", следовательно, характеризует весь личный состав работающих в организации, на предприятии постоянных и временных специалистов.
Большинство исследователей склонны определить "персонал" как некоторое количество человек одного трудового коллектива, имеющих определенные различия между собой (должностные, профессиональные, личные) и организованных по общему замыслу руководства с учетом этих различий для решения задач, предусмотренных уставом организации, фирмы, предприятия.
Из определения "кадры", «персонал"» видны их различия, связанные с объемами в содержании этих понятий. Многие российские исследователи, выступая против "огосударствления" всех работающих, против превращения их в "винтиков" государственной машины, за освобождение от духовно-политического порабощения со стороны государства, предлагают отказаться от термина "кадры", считая, что он относится лишь к административно-командной системе управления.
Думается, что идея "раскодирования" людей, отказ от термина «кадры», прочно вошедшего в российские управленческие и политические документы, в сознание людей, вряд ли могут дать ожидаемый эффект, хотя сама по себе идея отмены кадрово-должностного прикрепления большинства граждан к государству, как бывшему главному работодателю, весьма интересна и заслуживает внимания.
Замена терминов не оправдана и, по сути. Термин "кадры" в переводе с французского означает личный состав, персонал, всех постоянно работающих. Таким образом, хотя этот термин и стал широко использоваться в условиях советской административно-командной системы управления как свидетельство включенности работника в эту систему, зависимости человека от государства, его нельзя связывать только с советско-коммунистическими структурами.
Среди отдельных исследователей есть стремление показать, что термин "кадры" относится к сфере государственной политики, а "персонал" - это сфера предприятий, организаций, учреждений.
Существенным признаком персонала организации является наличие у него трудовых взаимоотношений с работодателем. Как правило, эти взаимоотношения оформлены трудовым договором (контрактом), хотя и не исключен вариант отсутствия формального юридического оформления найма. В последнем случае персонал организации лишается гарантий соблюдения по отношению к нему норм трудового законодательства. Важный признак персонала организации - это обладание определенными качественными характеристиками: способностями (наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, опыта работы в определенной сфере деятельности); мотивацией (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации); свойствами (наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для определенной профессиональной деятельности). Обладание сотрудниками теми или иными качественными характеристиками определяет структуру персонала по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие. Все категории персонала в свою очередь могут структурироваться по профессиям, специальностям, квалификационным признакам. Условия найма, уровень качественных характеристик, их развитие определяют деятельность персонала в конкретной должности или на конкретном рабочем месте, т.е. определяют положение сотрудника в организационной структуре. Это положение связано с достижением цели и выполнением какой-либо задачи. Персонал организации работает на обеспечение определенных целей предприятия. Кроме того, его сотрудники обладают собственными целевыми установками. Эффективность работы персонала во многом определяется тем, насколько цели каждого сотрудника адекватны целям организации.
Выделенные признаки персонала показывают, что он характеризуется, прежде всего, численностью, структурой, рассматриваемой как в статике, так и в динамике, профессиональной пригодностью, компетентностью, мотивацией.
1.2. Классификация методов управления
Многообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности путем классификации. Разные авторы учебных и научных работ предлагают различные подходы к определению конкретных групп методов управления. Существуют методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные методы. Использование методов прямого воздействия предлагает непосредственные результаты воздействия. В результате косвенного воздействия создаются условия для достижения определенных целей. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.
Наиболее часто все методы управления классифицируются на общенаучные и специальные (частные).
Общенаучные методы применяются не только в науке управления, но и в других отраслях знаний. Они составляют основу системы методов управления персоналом, образуя его общенаучную методологию. К числу общенаучных методов относятся:
- диалектический метод;
- системный метод;
- комплексный метод;
- метод историзма;
- метод социального эксперимента;
- метод моделирования;
- мысленно-логические методы (дедукции, анализа, синтеза, методы классификации и построения типологии);
- метод математизации;
- эвристические методы;
- метод эксперимента;
- метод социологического исследования.
Методы управления существуют объективно и вытекают из принципов управления. Вместе с тем, методы в отличие от принципов более вариативны, предполагают определенную свободу выбора для достижения намеченной цели. Задача органов управления и самих руководителей образовательных учреждений состоит в том, чтобы с учетом конкретных условий и специфики управляемых объектов выбрать оптимальный путь, обеспечивающий наиболее полную реализацию принципов управления.
Между принципами и методами управления существует определенная связь. Методы - это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей. В теории управления методы выделяются по содержанию, направленности воздействия и организационным формам. Методологической основой методов управления являются принципы системности, оптимальности и эффективности, соотношения государственных и общественных начал в управлении и др.
Метод управления есть, прежде всего, организация, идея и способ объединения, сплочения людей в рабочую группу в соответствии с объективными требованиями и возможностями независимо от руководящего лица.
"Стиль, управления - это устойчивая совокупность личностных, субъективных, психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуется тот или иной метод управлении" 7. Метод и стиль управления тесно связаны между собой и влияют друг на друга в различных отношениях. Каждому из сложившихся методов управления адекватен вполне определенный стиль управления, т.е. каждый метод для своей реализации нуждается в личностях обладающих вполне определенной направленностью его индивидуальной активности, приобретающей форму устойчивого стереотипа.
Существуют различные основания для классификации, или типологии, методов и стилей управления. В теории и практике управленческой деятельности в последние годы сложилось несколько подходов к типологии методов и стилей управления.
Наиболее известные из этих подходов определяются по следующим важным основаниям:
- по сущности воздействующего на группу или на личность фактора: это экономический, административный и социально-психологический методы и, соответственно, прагматический, административный и морализаторский стили;
- по целевому признаку (по характеру цели управленческой деятельности: деловой и бюрократический методы и стили);
- по степени применения формальных и неформальных способов воздействия на группу или личность: директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский, (свойский) методы и стили;
- по преобладанию единоличных или групповых способов воздействия, по степени проявления и коллегиальности; автократический (авторитарный, волевой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили (Рис. 1).
Особенно большое распространение получили методы и стили управления, образующиеся по целевому принципу. Наша концепция также основывается на доминирующей роли результативной цели в целостном процессе управления.
В зависимости от того, на достижение каких целей мотивирована деятельность руководителей управляющей и управляемой подсистем, складываются и соответствующие стили управления. Можно выделить: деловой стиль, если для руководителя важнее всего интересы основного дела, и бюрократический стиль, если руководитель направляет свои усилия и усилия, подчиненных на достижение вторичных, промежуточных целей, на выполнение не основных, вспомогательных задач, т.е. если происходит так называемая деформация цели.
Рис. 1. Классификация методов и стилей управления персоналом в организации
8
Вторая точка зрения, которую разделяем и мы, представляет методы управления как способы воздействия субъекта иерархической структуры взаимодействия, которые, обеспечивая организационно-психологическое единство педагогической системы, способствуют повышению эффективности и качества управленческого процесса. Таким образом, система управления представляется как определенная целостность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой субъекта и объекта (людей и процесса).
Особая роль в управлении на сегодняшний день принадлежит социально-психологическим методам управления. Их особенность состоит в воздействии на личность с помощью логических и психологических приемов в целях превращения задания в осознанную необходимость, мотивированную потребность ее деятельности. Социально-психологические методы управления требуют дифференцированного использования и с учетом управленческой деятельности. При этом на каждой ступени управления организацией используются как общие для всех уровней методы - личный пример, убеждение, доверительная беседа, поддержка личной инициативы, критика и самокритика и т.д., так и методы, присущие именно данной ступени, что связано со спецификой деятельности на разных управленческих уровнях.
Деятельность руководителя в системе управления особая. Он реализует интересы и установки государства и общества, являясь полномочным представителем целостной системы управления. С другой стороны, подлинный руководитель это лидер коллектива, способный выявлять, выражать и защищать интересы своей организации. В его деятельности смыкаются централизованные и демократические начала управления. Руководитель, опираясь на аппарат управления, на общественные организации, с их помощью направляет деятельность аппарата управления на выполнение задач, поставленных обществом. Он координирует и направляет работу всех функциональных служб управления, охватывает проблемы в целом, во всех их аспектах.
Стиль управления это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль управления, стиль руководства 9.
Таблица 1 Стили управления
Функции управления |
Стили управления |
||
Авторитарный |
Демократический |
Делегирующий |
|
Принятие решения |
Единолично |
Коллегиально |
Решение поручается принять команде |
Доведение решения до подчиненных |
Приказ, команда |
Совместное определение исполнителей |
Команда сама определяет кандидатуры |
Подбор и увольнение кадров |
Единолично |
Советуется с командой |
Поручает поиск кандидатур |
Использование стимулов и мотивации |
Страх наказания. Использование материальных стимулов |
Поддержка и поощрение. Совместное определение форм поощрения |
Передает команде определение форм поощрения |
Осуществление контроля |
Жесткий контроль сверху |
Функции контроля распределяются совместно |
Контроль передается команде |
Отношение к повышению квалификации |
Определяет единолично кому, где и когда повышать квалификацию |
Кому, где и когда повышать квалификацию определяется совместно |
Команда определяет кому, где и когда повышать квалификацию |
Манера общения |
Держит дистанцию, не общителен |
Дозировано товарищеская, открыт и доступен |
Отношение полного доверия10 |
Таким образом, принять решение можно тремя способами:
решение принимает сам руководитель лично (авторитарный стиль);
решение принимается коллегиально, когда руководитель советуется с подчиненными, совместно приходят к единому мнению (демократический стиль);
руководитель то же самое решение поручает принять самим подчиненным (делегирующий стиль).
Авторитарный стиль управления совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения. Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.
Демократический стиль управления совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных и использует экономические и социальные методы воздействия. Демократический стиль наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным. К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.
Делегирующий стиль управления совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу. Стиль делегирования рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о делегировании может идти только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого класса. При этом стиле управления используются социально-психологические методы воздействия.
Стиль руководства должен меняться с ростом профессионального мастерства, опыта работы подчиненных и соответствовать той ситуации, в которой находится подчиненный.
Широкое разнообразие существующих методов и подходов в управлении персоналом ведет к тому, что начинает складываться общая профессиональная идеология этой управленческой дисциплины.
Раньше кадровая работа традиционно находилась на периферии внимания руководителей предприятий, роль специалистов по управлению персоналом определялась тем, что они выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации, а финансовые и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией корпорации .
Отсутствие специализированной профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников руководителей в глазах их подчиненных.
Сейчас корпоративный менеджмент переживает подлинный расцвет, наблюдается относительный и абсолютный рост числа (и образования!) работников кадровых служб; повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав правления и даже в состав советов директоров; резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу.
Каждый метод руководства персоналом имеет как свои сильные, так и слабые стороны. Абсолютных, идеальных не существует. Поэтому перед руководителем встает несколько задач:
стремиться найти те, методы, которые имеют с точки зрения стоящей задачи наибольший потенциал воздействия;
умело сочетать те или иные методы руководства, чтобы их комбинация максимально мотивировала подчиненных выполнить данное задание;
умело применять выработанные методы и их сочетание на практике.
Выбор метода это только половина проблемы. Необходимо владеть искусством успешного его применения. При анализе отдельных групп методов руководства мы уже отмечали сильные и слабые стороны каждого из методов, заключенные в них возможности и, естественно, присущие каждому из них ограничения. Руководитель, рассматривая тот или иной метод, всегда должен помнить об этих их ограничениях.
Руководитель при выборе метода управления должен также учитывать "эффект накопления" и "эффект привыкания". Длительное использование одного и того же метода, пусть даже эффективного, постепенно ведет к тому, что система управления как бы адаптируется к нему, свыкается с ним. И это ослабляет воздействие метода. С другой стороны, за длительный период использования метода его недостатки и "огрехи" накапливаются и могут вырасти в серьезную проблему. Например, многократное использование какого-то метода морального поощрения, не подкрепляемого материальными стимулами, постепенно снижает воздействие этого метода и появляется сначала все более пассивное отношение к нему, а на определенном этапе - отрицательная реакция. Стимул становится антистимулом. Поэтому важно сочетание методов морального и материального стимулирования. Очень серьезной становится проблема сочетания методов в связи с изменяющимися условиями, ситуацией и т.д. Например, на стадии почина роль моральных стимулов велика, а при переходе от почина к повсеместному распространению опыта роль морального стимулирования притупляется и, наоборот, возрастает значение систематического материального поощрения.
Проблема сочетания методов воздействия очень сложная, так как необходимо исследовать не только сами методы, но и учитывать в полной мере ситуацию и, главное, черты характера тех работников, на которых эти методы направлены.
Методы воздействия надо выбирать такими, чтобы они были "подходящими" для конкретного работника. Поэтому успех в выборе методов руководства связан не только с пониманием сути методов, особенностями их сочетаний и т.д., но и глубоким знанием и умением руководителя в каждом методе различать содержание (т.е. требования каких законов он реализует), направленность (на какие мотивы поведения людей он направлен) и организационную форму его применения (приказ, совет и т.п.) .
Все методы управления персоналом оказывают воспитательное влияние на работника. Чем сознательнее, активнее, квалифицированнее, принципиальнее становится работник, тем больше создается предпосылок для применения базы для научных, логических методов убеждения, тем быстрее, и, что главное, эффективнее идет решение задач управления. Поэтому в условиях роста культуры, воспитанности персонала возрастает значение комплексного подхода к использованию методов руководства.
Следует иметь в виду, что методы управления не только применяются руководителями, но и формируют руководителей. Сформировавшиеся в условиях преобладания одной группы методов кадры постепенно сами становятся носителями этих методов. Эти работники пытаются сохранить методы, в условиях которых им удалось выдвинуться, к которым они привыкли. А потому переход к новым методам управления всегда требует работы по повышению квалификации, поиску и продвижению новых работников.
Очевидно так же, что использование только методов формального управления ведет к жестокости, отсутствию гибкости в организации, препятствию инициативы, что тормозит дальнейшее развитие организации и ведет к снижению стабильности занимаемого места на рынке конкуренции . В то же время преобладание неформальной структуры приведет к хаосу и неразберихе в организации. Таким образом, для успешного управления необходима как децентрализация управления и ответственности внутри фирмы, так и формирование сплоченности коллектива.
Формирование сплоченности коллектива сегодня носит название "корпоративной культуры11", которая определяет ценности и убеждения работников предприятия. Объединяя в себе идейную и поведенческую стороны, корпоративная культура, формирует внутрифирменные правила, стандарты поведения поведение, имидж фирмы, стимулирует работников на достижение целей, способствует идентификации работника с фирмой, формирует приверженность фирме, создает дух коллективного "мы". " Дух корпорации" увеличивает прибыль и качество выпускаемой продукции примерно на 15-20%. Идейная сторона корпоративной культуры это нормы, ценности, предписания, принципы, социальные установки. Поведенческая сторона корпоративной культуры это символика (ритуалы, церемонии, традиции, обычаи), герои, отношения с руководителями, коллегами, подчиненными.
Только тот коллектив, который хорошо отдыхает, хорошо и работает, поэтому важным направлением корпоративной культуры является подготовка и проведение праздников и мероприятий по организации досуга своих работников.
Считается оправданным расход на атрибутику фирмы, создающую ее лицо (флажки, гимн, форму, значки, лозунги), ибо он создает у работников положительный трудовой настрой, служит укреплению корпоративного духа компании, сплоченности коллектива.
Глава 2. СОСТАВ И СТРУКТУРА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Административные методы управления
Наиболее распространенным подходом классификации методов управления является подход, при котором различают: административные, экономические и социально-психологические методы, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал 12. В этой главе наиболее подробно рассмотрим административные методы.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы ориентируются на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся: устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.
Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желание неукоснительно соблюдать "писаные инструкции" и работать по правилам, утвержденным администрацией.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования. При распорядительных воздействиях указываются конкретные исполнители и сроки выполнения . К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчиненных точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.
Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все вышеперечисленные части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нем подчиненными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.
Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений "руководитель-подчиненный". Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.
Инструктирование и координация работы это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций.
Наставление метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается, аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа подчиненного повторная попытка нецелесообразна, так как приведет к потере авторитета руководителя.
Дисциплинарная ответственность 13и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина, и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы), то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие нескольких условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.
За проступки в сфере трудовых правоотношений могут также применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К таким мерам можно отнести лишение провинившегося сотрудника премий, предусмотренных Положением об оплате труда. Руководство предприятия вправе лишить провинившегося работника вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путевки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания и административному штрафу.
Материальная ответственность 14и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.
Административная ответственность 15и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.
Таким образом, административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как "метод кнута".
2.2. Экономические методы управления
Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Экономические методы управления совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов воздействия выделяются планирование, хозяйственный расчет, ценообразование, финансирование, материальное стимулирование и ценные бумаги. Рассмотрим их более подробно.
Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования и включает в себя: фиксацию текущего состояния данного объекта планирования: фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиций менеджера; перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования. Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности, затратам и реальности. После этого данное действие должно включать перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий. Главное в планировании, как в экономическом методе, выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.
Хозяйственный расчет. Данный метод позволяет максимально использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Получает все большее распространение внутрипроизводственный хозрасчет, при котором руководство предприятия использует данный метод для повышения эффективности управления отдельными его подразделениями. При этом хозрасчетное подразделение само распределяет получаемые ресурсы. Основными инструментами хозяйственного расчета являются: самостоятельность подразделения, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды оплаты труда. Создается своего рода экономический механизм хозяйственных отношений в организации.
Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинаций: увеличение цены на реализуемый товар. Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой прибыли; совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется). К таким действиям можно отнести минимизацию издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению нормативной прибыли; одновременное использование этих двух методов путем одновременного увеличения цены товара и сокращения издержек производства.
Финансирование. Данный метод весьма эффективен. Он подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересовано. Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т.е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяют судить о том, нужную ли для общества работу выполняет предприятие, и экономно ли производство. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и прием работы. Если продукция, выпускаемая предприятием нужна будет прибыль, не нужна прибыли не будет. Внутренними источниками финансирования являются накопления амортизационных отчислений, нераспределенной прибыли, а источниками внешнего финансирования являются продажа акций и формирование акционерного капитала. Ведущим принципом финансирования является самофинансирование, которое создается за счет ускоренной амортизации.
Материальное стимулирование. Осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот. В рыночных отношениях оплата труда выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом. Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет заработную плату как вознаграждение за труд, в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполненной работы. Кодекс устанавливает перечень основных государственных гарантий по оплате труда.
Ценные бумаги16. Как один из экономических методов управления персоналом, являются главным инструментом фондового рынка, не денежным эквивалентом права на собственность, реализация которого осуществляется путем предъявления их к оплате или продаже. Акции свидетельствуют о внесении пая в уставной капитал организации и дают право на получение части прибыли в форме дивидендов. Таким образом, акции закрепляют право собственности и участия в прибылях; являются формой дополнительной оплаты труда; ставят держателя акций в зависимость от результатов труда. Облигация это ценная бумага на предъявителя, дающая право на получение годового дохода в виде фиксированного процента, а в случае продажи получение денежной компенсации.
Таким образом, экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов, и каждый конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. По способам воздействия экономические методы известны как "методы пряника".
2.3. Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда 17, поэтому для того, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным необходимо знать психологические и моральные особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, для этих целей и используются социально-психологические методы управления.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По способу воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
- социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности;
- психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.
Социологические методы исследования предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Например:
- Анкетирование, позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специально подобранных анкет;
- Интервьюирование, предполагает получение необходимой информации;
- Социометрический метод, незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе;
- Метод наблюдения, позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях;
- Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Поэтому в работе с персоналом необходимо учитывать следующие социологические методы: мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт.
Мораль является особой формой общественного сознания, с помощью которой регулируются действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.
Партнерство заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены.
Соревнование специфическая форма общественных отношений, характеризующаяся стремлением людей к успеху, первенству и достижениям.
Общение является взаимодействием работников на основе непрерывного обмена информацией. Включает в себя три основных этапа:
а) Выдача распорядительной информации;
б) Получение обратной информации;
в) Выдача оценочной информации.
Переговоры используются как форма человеческого общения, когда два или более участников, имеющих различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманного плана разговора.
Конфликт столкновение противоположно направленных сторон, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. Различают следующие виды конфликтов: внутри личностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.18
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они координируют действия сотрудников в процессе совместной производственной деятельности. Дадим им характеристику:
- Внушение представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду;
- Убеждение основано на аргументированном и логическом воздействии на психику сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе;
- Подражание является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя или иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других;
- Вовлечение является психологическим приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса (принятие согласованных решений, соревнование);
- Побуждение представляет собой позитивную форму морального воздействия на сотрудника, повышающую социальную значимость сотрудника в коллективе, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация к успешному выполнению порученной работы;
- Принуждение это крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания;
- Осуждение является приемом психологического воздействия на сотрудника, который допускает большие отклонения от моральных норм коллектива или результаты труда которого крайне неудовлетворительные (но, такой прием не может применяться в отношении сотрудников со слабой психикой);
- Требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения;
- Запрещение обеспечивает тормозящее воздействие на личность и, по сути, является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.);
- Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда сотрудник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как менторское назидание;
- Командование применяется тогда, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и критических замечаний;
- Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строгонаправленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею;
- Намек это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии;
- Комплимент не следует смешивать с лестью, он должен не обидеть, а возвысить сотрудника, натолкнуть на размышления;
- Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение;
- Просьба представляет собой весьма распространенную форму неформального общения и является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности;
- Совет это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует ограничить.
Социально-психологические методы выражаются в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства. Базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения.
Подводя итог, можно сказать о том, что административные методы имеют прямой характер воздействия, они обязательны для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Однако в целом данные способы управления, особенно экономические, занимают ведущее место в управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого воздействия. Все методы управления взаимосвязаны и используются в комплексе 19.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать о том, что поставленные перед нами задачи были выполнены, т.е. изучена сущность методов управления и проанализированы основные методы. На основании этого можно сделать следующие выводы, которые приведены ниже.
Для достижения высоких показателей организации труда и высокой производительности труда применять методы управления персоналом нужно в комплексе, так как их действие по отдельности может быть недостаточно эффективным.
Учитывая, все нюансы использования методов воздействия на персонал руководитель, сможет правильно и рационально использовать труд своих работников и добиться от них наиболее полной трудоотдачи.
Реализацию целей и задач организации руководитель осуществляет путем применения различных методов. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления. Имеется множество подходов к определению понятия "методы управления". Наиболее известным определением является следующее: методы управления это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать свою систему правил и приемов, повышающих эффективность организации.
В теории менеджмента существует достаточное количество классификаций методов, но на практике выделяют следующую значимую группу методов, называемых также методами воздействия: административные, экономические, социально-психологические. С помощью административных методов осуществляется управленческое воздействие на персонал, основанное на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентируются на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. Экономические методы управления являются способами воздействия на основе использования экономических законов, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов воздействия выделяются планирование, хозяйственный расчет, ценообразование, финансирование, материальное стимулирование и ценные бумаги. Что касается социально-психологических методов управления, то они основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности). Выражаются данные методы в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.
Рассмотрев основные методы управления на конкретном предприятии, приходим к выводу, что в управлении организацией целесообразно совмещать разные методы управления. Приняв за основу экономические методы управления, можно добиться материальной заинтересованности людей в качественной работе, что играет колоссальную роль в современных условиях. Но любой системой нужно управлять, поэтому на предприятии не обойтись без административного вмешательства, что и обосновывает необходимость использования при управлении административных методов. В то же время в управлении огромную роль играют взаимоотношения в коллективе, важно создать приятную рабочую атмосферу, обеспечить все условия для качественной работы. А для этого, в свою очередь, широко используются социально-психологические методы управления предприятием. Поэтому, для наиболее эффективной работы предприятия административные и социально-психологические методы используются как приложение к основным используемым экономическим методам.
Еще один вывод, к которому мы пришли, заключается в том, что руководитель главное лицо по выработке управленческих решений. Основная задача руководителя добиться реальных конечных результатов деятельности. Он определяет, ставит персоналу цели, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.
Качество управления как деятельности проявляется в его направляющей, активизирующей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации в производстве.
Главная цель управления обеспечение устойчивого и долговременного развития методов управления, а эффективное управление возможно лишь при взаимодействии административных, экономических и социально-психологических методов управления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭ, 2013. 504 с.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 364 с.
3. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Дело, 2014.- 383 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2013. 478 с.
5. Герштейн Ф. Интересы, заинтересованность, стимулирование// Экономические науки. 2014, №12
6. Гольдштейн Г. Я.Основы менеджмента: Учебное пособие. Таганрог: изд-во ТРТУ, 2012. -267 с.
7. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. М.: Изд. Дом "Вильямс", 2014. 432 с.
8. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. Н-Новгород: НИМБ, 2011. 100 с.
9. Емельянов А.А. Уровни профессионализма в управленческой деятельности// Менеджмент в России и за рубежом. 2013, №5.
10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2012. 336 с.
11. Кнышева Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. М.: Изд. "Форум", 2015
12. Крылова Т. Б. Что такое финансовый менеджмент?//Финансовая газета. 2015, №19
13. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. М.: Изд. ОЛБИС, 2011. -409 с.
14. Кодексы и законы Российской Федерации. СПб.: ИГ "Весь", 2009. 992 с.
15. Макренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. - М.: Приор, 2013
16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2013. 800 с.
17. Менеджмент организации; Учебное пособие/Под ред. З.П. Румянцевой. М.: ИНФРА-М, 2013. 432 с.
18. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 2011. 504 с.
19. Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Максимцева, А.В. Игнатьевой. М.: ЮНИТИ, 2014. 343 с.
20. Менеджмент: Учебник/Под ред. Кибанова А. Я. М. Гардарики, 2011. 347 с.
21. Основы менеджмента/Под ред. Вачугова Д.Д. М.: Высшая школа, 2014. 376 с.
22. Переверзев М.П., Шайденко Н.А. Менеджмент: Учебник. М.: ИНФРАМ, 2011
23. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011
24. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2012. 669 с.
25.Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ под ред. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА - М, 2013 год - VIII, 453 с.
26.Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2012. 560 с.
27. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2006. 447 с.
28. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. М.: Экзамен, 2013. 368 с.
29.Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ- Дана, 2011.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Схема Классификация экономических методов управления20
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Схема Классификация социологических методов управления21
1 Методы управления - способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. Учебник " Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 2013г . 91 с.
2 Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ под ред. А.Я. Кибанова. 2012 г. 92 с.
3 Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ под ред. А.Я. Кибанова. 2012г. 196 с.
4 Гольдштейн Г. Я.Основы менеджмента: Учебное пособие. Таганрог: изд-во ТРТУ, 2012. -268 с.
5Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011 -83с.
Кадры (от фр.cadres) социально-экономическая категория, обозначающая постоянный (штатный) состав работников, т.е. трудоспособных граждан, состоящих в трудовых отношениях с государственными, кооперативными, частными предприятиями, фирмами, организациями, учреждениями
6Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011- 84с.
Персонал категория работников, объединенных по признаку принадлежности к организации (аппарату, отделу, службе, лаборатории, кафедре.) или к профессии (управленческий, административный, инженерный, технический персонал.)
7 Друкер П. Энциклопедия менеджмента. М.: Изд. Дом "Вильямс", 2014. 159 с.
8 Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Максимцева, А.В. Игнатьевой. М.: ЮНИТИ, 2014. 143 с.
9 Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Максимцева, А.В. Игнатьевой. М.: ЮНИТИ, 2014. 225с.
10 Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Максимцева, А.В. Игнатьевой. М.: ЮНИТИ, 2014. 159 с.
11 Корпоративная культура совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации.
Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. М.: Экзамен, 2013. 100 с.
12 3. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Дело, 2014.- 383с.
13 Дисциплинарная ответственность вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
Друкер П. Энциклопедия менеджмента. М.: Изд. Дом "Вильямс", 2014. 432 с.
14 Материальная ответственность - это обязанность работника возмещать ущерб, причиненный предприятию вследствие нарушения возложенных на него трудовых обязанностей.
Друкер П. Энциклопедия менеджмента. М.: Изд. Дом "Вильямс", 2014. 433 с
15 Административная ответственность разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Друкер П. Энциклопедия менеджмента. М.: Изд. Дом "Вильямс", 2014. 434 с
16Ценная бумага документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский Кодекс РФ также определяет, что с передачей ценной бумаги все указанные ею права переходят в совокупности. В определённых случаях для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном). Ценные бумаги удобны в организации и функционировании коммерческих субъектов акции, могут быть кредитными облигации, векселя и т. д., либо платёжными средствами чеки.
Друкер П. Энциклопедия менеджмента. М.: Изд. Дом "Вильямс", 2014. 441 с
17 Емельянов А.А. Уровни профессионализма в управленческой деятельности// Менеджмент в России и за рубежом. 2013, №5. 37 с.
18 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2012. 217 с.
19 Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2012. 189 с.
20 Кнышева Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. М.: Изд. "Форум", 2015
21 Крылова Т. Б. Что такое финансовый менеджмент?//Финансовая газета. 2015, №19
Состав и структура методов управления