Романсы в европейской и русской литературе
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..{Error calculating value!: Bookmark "_Toc261644936" was not found in this document.}
Основная часть……………………………………………………………...5
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНА……………..…………...................5
- История формирования романа как жанра художественной литературы. Виды романа…...…………………….............................................................6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ РОМАНИСТЫ.…..………….…...10
2.1. Единый герой времени ………………………….………………………….10
ГЛАВА 3. РОМАНИСТЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.……………………..14
3.1. Проза М. Ю. Лермонтова ………………………………...………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….30
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение романного героя в художественной литературе является важнейшим этапом формирования романа как жанра. Романный герой, несомненно, - это личность, осознавшая свои права и возможности, склонная к странностям и романтизации, находящаяся в постоянном поиске идеалов и конфликтующая с внешней средой; личность, для которой гармоничное существование просто невозможно. Парадоксально то, что такой герой воплощает в себе как черты романтизма, так и реализма: он герой своего времени, историческая личность, часть социума, несмотря на свою оторванность от него.
Образ Григория Александровича Печорина (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени») является ярким представителем типа героя, соединившего в себе романтическое и реалистическое начало.
Таким образом, следует отметить, что целью курсовой работы является исследование процесса становления романного героя в прозе М. Ю. Лермонтова, в частности, в таких произведениях как «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская», «Штосс».
Исходя из поставленной цели курсовой работы, можно сформулировать следующие задачи:
- проанализировать понятия и сущность романа как жанра;
- охарактеризовать основные черты романного героя;
- определить условия и факторы становления романным героем;
- рассмотреть прозу М. Ю. Лермонтова в контексте современной ей западноевропейской литературы (английской, французской).
Объектом курсовой работы является романный герой в прозе М. Ю. Лермонтова. Предметом данного исследования выступают произведения западноевропейских («Дон Жуан», «Паломничество Чайльд-Гарольда» Лорда Дж. Г. Байрона, «Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. де Мюссе, «Исповедь» Ж. Ж. Руссо, «Критические фрагменты» Ф. Шлегеля) и отечественных писателей («Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская», «Штосс» М. Ю. Лермонтова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина).
Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части (состоящей из 3-х глав, включающих 3 параграфа), заключения и библиографии. В первой главе рассматриваются понятие и сущность романа как жанра, а также этапы его формирования. Во второй главе дается обзорная характеристика творчества наиболее значимых романистов рассматриваемой эпохи. В третьей главе анализируются произведения отечественных романистов, особое внимание уделяется непосредственно творчеству М. Ю. Лермонтова и фрагментам его биографии, при которых были написаны исследуемые тексты.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНА
Роман являет собой непосредственное повествование истории из жизни отдельно взятых личностей, олицетворяющих собой всю эпоху, рассматриваемую автором. Основное отличие романа от повести масштабность, разветвленность сюжета, чаще всего вымышленность произведения, как правило, с дидактической целью. Роман, в принципе, жанр пограничный, вбирающий в себя абсолютно любые словесные структуры: эссе, дневники, записки, эпистолярный жанр, исповеди, молитвы, фольклор, сказания и былины, черты фарса, драмы, комедии, трагедии, мистерии. Повествование может вестись и на историческом уровне (Л. Н. Толстой «Война и мир»), тем не менее, своих основных характеристик данный жанр не утратит.
Несмотря на свою исключительную распространенность, данный литературный жанр не имеет четких и определенно выраженных границ: автор самостоятельно выбирает его для своего произведения, даже если оно по масштабности и содержанию подходит под определение романа (Н. В. Гоголь «Мертвые души», поэма). Происходит это от слияния данного жанра с остальными. При этом роман сохраняет свои специфические черты, не зависящие от того, каким жанром писатель охарактеризует свое произведение.
Ученые пытаются доказать, что роман следует отнести к литературному роду как отдельное и полноправное его ответвление наряду с эпосом, драмой и лирикой, однако ввиду его многозначительности и стезе повествования, на данный момент его определяют к роду эпоса.
- История формирования романа как жанра художественной литературы. Виды романа
«Роман литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни1».
Название термина возникло в середине XII века вместе с жанром рыцарского романа в противопоставление латинским произведениям. Изначально термин «роман» использовался только для стихотворных произведений. Свое название этот жанр сохраняет и в XIII веке, но уже для прозаического рыцарского романа.
Бытует точка зрения, что роман Нового времени как жанр возникает вследствие соединения различных эпизодов, которые ранее было принято считать новеллами. Например, «Декамерон» Бокаччо, известный как сборник новелл, постепенно развивал сюжетную линию и композиционную структуру, тем самым увеличивая повествование в объеме и усложняя в фабуле. «При более тесном сближении новелл цикл может превратиться в единое художественное произведение роман. На пороге между циклом и единым романом находится «Герой нашего времени» Лермонтова, где все новеллы объединены общностью героя, но в то же время не теряют своего самостоятельного интереса2».
Плутовской роман возникает как трансформация от рыцарского, однако нет никаких реальных оснований полагать, что сборник новелл является переходной к ним формой. Тем не менее, выдержав множество изменений как в своей структуре, так и в смысловой нагрузке, роман как жанр художественной литературы дошел до наших дней, но все еще продолжает развиваться.
Перейдем к основным видам романа. «Предлагаемая классификация не претендует на полноту, которой трудно достигнуть, имея дело с таким жанром… Она позволяет объединить при сравнении некоторые романы, чтобы привлечь внимание к чертам сходства. В отличие от античного эпоса, средневекового рыцарского романа или, скажем, элегии, роман всегда был в постоянном конфликте с существующими литературными условностями. Все время меняя способы повествования, роман заимствовал элементы стиля у драмы, журналистики, массовой культуры и кино, никогда, однако, не утрачивая традицию репортажа, идущую из XVII века3».
- Повествование социального романа иллюстрирует варианты поведения, принятого в различных слоях общества. Как правило, описывается конфликт между представителями различных социальных классов, их убеждений и мировоззрений.
- Нравописательный роман сосредоточен на мельчайших деталях и стандартах человеческого поведения (напр. Джейн Остин «Гордость и предубеждение»). Это, своего рода, тщательное расследование причин возникновения людских пороков с целью их искоренить, высмеять. В романах данного вида может быть изображено общество наркоманов, алкоголиков и людей из низких слоев. Нравописательный роман имеет непосредственное отношение к сатире.
- В психологическом романе (напр. Стендаль «Красное и черное») акцент делается на внутреннем мире героя. Обилие монологов, символизм, поток сознания являются основными чертами данного вида. Существуют две формы психологического романа данного вида детализированный портрет (изучению подлежит романный герой, находящийся в переломном, кризисном моменте жизни) и роман воспитания (протагонист4 изучает окружающий мир, страдает от его несовершенства, но под конец разрешает проблемы или начинает на них по-другому смотреть; в романах данной формы ощутим позитивный настрой ибо преследуемая героем цель является духовным ростом).
- Культурно-исторический роман проявляется в интересе к нескольким поколениям, социуму, главный мотив раскрытие принципов и характеристик поведения людей. Герой романа данного вида познает механизм социального продвижения и свое место в общем устройстве мира. Для исследования общества часто используется повествование истории из жизни одной или нескольких семей, подверженных изменению и пересмотру своих принципов и находящихся в конфликтной ситуации (Л. Н. Толстой «Война и мир»).
- В романе идей главное место занимают теории, мнения, умозаключения по отношению к обществу и окружающему миру. Основным отличием данного вида романа от психологического является то, что его герои изображены как носители интеллектуальных теорий (Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»). Роман идей также называют «философским» романом.
- Приключенческий роман, роман с интригой, роман поисков предусматривает осложненную сюжетную линию. События, описанные в романе, сменяются быстро, каждый эпизод яркая картинка, интриги и приключения. На пути главного героя к поставленной цели ждут испытания, унижения, результатом которых будет либо достижение цели и исполнение желаний, либо неудача и разочарование (Ф. С. Фитцжералд «Великий Гэтсби»).
- Экспериментальный роман зачастую с трудом поддается чтению, ибо его основной чертой является осознанное использование автором различных литературных техник разрушение сюжетного повествования, необычность фабулы, которую можно счесть как полное ее отсутствие, недосказанность, фрагментарность, неясность (Ф. М. Достоевский «Записки из подполья»). Игра слов также приветствуется с ее использованием автор забавляет читателя, а иногда и заставляет додумывать смысл написанного.
Роман будет популярен во все времена ввиду своей масштабности и актуальности проблем. И не важно, в каком году или веке он создан, описанные в нем темы будут интересовать и волновать читателей. Через роман мы познаем окружающий мир, общество и его механизмы, мотивы и причины тех или иных поступков и зачастую находим ответы на собственные вопросы, тем самым познавая и развивая себя.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ РОМАНИСТЫ
2.1. Единый герой времени
“Когда расколот мир, трещина проходит через сердце поэта”.
Г. Гейне
Французская буржуазная революция 1789 года повлияла на возникновение новой идеологии народа Европа воодушевилась свободой. Но к власти пришли бурбоны ценой мук и смертей аристократов. Желание властвовать становилось важнее желания свободы. Радость сменилась разочарованием, и на этой волне эмоций сформировалась новая идеология, новое мышление романтизм. 1789 год по праву считается первым этапом формирования данного литературного направления, характерными чертами которого являются страсти и воображение героев, осознанное отторжение реальности, но не оспорение факта ее существования. Романтик существует в реальном мире, но предпочитает жить в воображаемом; это качество породило специфику данного литературного направления двоемирие романтического героя.
В 1893 году в Йене выходит книга Ф. Шлегеля “Критические фрагменты”, которая стала манифестом нового течения, “базой” романтизма.
Основными чертами романтизма данного этапа принято считать романтическую иронию, универсальность, двоемирие, двойственность романтического героя, мессианство, фрагментарность и незавершенность произведения.
Второй этап формирования романтизма пришелся на 1810-е годы. Новое разочарование в ощущении свободы: общество осознало, что это невозможно, что свобода как таковая не помещается в человеке, пребывающем в социуме. Плата за свободу очень велика осуждение обществом, изгнание и даже смерть. Романтики данного периода уже не уносились в мир, полный сладких грез, они нашли спасение в страстях. Например, Э. Т. А. Гофман злоупотреблял алкоголем, чтобы выжить в неидеальной реальности.
Романтический герой интересовался социумом, но намеренно бежал от него. Отсюда сформировалась еще одна особенность данного течения бесконечное одиночество героя, одиночество в толпе.
В английской литературе ярким представителем романтизма стал Лорд Дж. Г. Байрон, оказавший колоссальное влияние на мировых писателей. Байрон новой интерпретацией образа Дон Жуана и Чайльд-Гарольда предвосхищал многих творцов романтической ориентации, в частности и в России (скажем, того же М. Ю. Лермонтова, “Герой нашего времени”, и А. С. Пушкина, “Евгений Онегин”); констатировал в романтическом герое “болезнь века” пресыщенность прошлыми наслаждениями и разочарование в новых.
Б. Констан в своем романе “Адольф” внедряет новый тип романтического героя, который вместо богатого воображения предпочитает заинтересованность в чувствах. По мнению Б. Констана, чувства следует таить, ибо они разрушают реальность, будучи сильнее событий. Они тайный недуг, который ведет человека к гибели, и человеку, чтобы выжить, нужно их подавлять.
Альфред де Мюссе выступил ярким представителем позднего романтизма. Основной характерной чертой данного направления принято считать связь романтического героя с обществом, которое является губительным проклятием. Мир чувств, перерастающих в страсти, очень важен для нового романтического героя. Чем сокрушительнее страсти внутри человека, тем презрительнее он в бытовой жизни. Злословие, дурное состояние духа, разлад с самим собой все это в романтическом герое скрывается под бесстрастной маской цинизма и лицемерия. Тотальное одиночество, несчастье среди людей и наедине с самим собой, осознание собственной ненужности, однако поразительная способность кого угодно влюбить в себя.
В 1836 году Мюссе написал “Исповедь сына века”, опираясь на “Исповедь” Ж. Ж. Руссо. В произведении Руссо главный герой благодаря любви изменяется в лучшую сторону, а Мюссе предлагает рассмотреть любовь как чувство, приведшее человека к драме. Его роман иллюстрация революции, олицетворяющей страсть, в контексте любовной истории как предупреждение для нового поколения об ошибках старого. Мюссе описаны люди, у которых была отнята мечта и право на подвиг, и первым представителем наступающего века потребителей явился Октав де Т.
Оказавшись опозоренным и преданным своей возлюбленной, которая ему была неверна, Октав разочаровывается во всем, лишается мечты, не видит смысла ни в чем. В один из мрачных вечеров адвокат Дежене, который ни во что не верит и ничего не боится, делится с ним своим жизненным кредо: “Любви не существует, совершенства не существует, берите от любви то, что трезвый человек берет от вина…”. И Октав прислушивается становится праздным гулякой и дамским угодником. Кутит, разбивает сердца, хотя его собственное сердце разбито само. Но счастья ему такой образ жизни не приносит.
Встретив Бригитту-Розу, он думает, вот она, новая любовь, но раны, оставленные предыдущей женщиной, не зажили, и Октава терзают сомнения и муки недоверия. Будучи не в ладу с собой, это сказывается и на его поведении по отношению к Бригитте: все чаще и чаще он срывается, мучает себя и ее, и она ему кажется уже не такой красивой и совершенной как раньше. Меняет свои решения, метается и вконец изводится. Ведь он знает, чем заканчивается счастье.
Жанр исповеди необходим для этого произведения: Октав де Т. является двойником Мюссе, для которого важно в виде собственного признания предупредить следующее поколение о “болезни” века меланхолии, цинизме и снисходительности социума.
Таким образом, герой времени как определенное психологическое и литературное направление принадлежит эпохе романтизма, и своеобразием его, его отличием от героя произведений реализма является особое миропонимание, сформированное на собственных внутренних переживаниях, также «под героем эпохи следует понимать образ, отражающий в своих чертах сущность исторического момента. Это образ, в котором наряду со специфической ограниченностью эпохи воплощены и передовые тенденции времени5».
Следует отметить и тот факт, что именно в эпоху романтизма, помимо формирования единого героя времени, возвращается интерес к жанру романа. Происходит это ввиду его особенностей, обширного пространства для творчества, масштабности, что способствует специфическому повествованию истории и раскрытию характера романного героя.
ГЛАВА 3. РОМАНИСТЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
К началу XVIII в. из моралистической, нравоописательной повести постепенно вырастает мещанская новелла, а уже из нее постепенно формируется русский роман. Василий Нарежный в 1814 году опубликовал произведение «Российский Жилблаз», считающийся первым в истории литературы русским бытовым мещанским романом. Написан он на смеси основных черт школ Сентиментализма и только зарождающегося «декабристского» литературного языка.
Таким образом, к 1820-1830 гг. В. Т. Нарежный был уже признанным первооткрывателем русского прозаического романа. В это же время А. С. Пушкин объявляет себя создателем новой формы романа роман в стихах («Евгений Онегин»), соединив в нем черты нравоучений, свойственных жанру романа и единого героя времени, утвержденного Западной литературой.
Романы Ф. В. Булгарина «Иван Выжигин» (1829) и «Петр Иванович Выжигин» (1831) являются первыми образцами полноценного русского романа. Данные романы как содержанием, так и формой, повлияли на создание многих последующих произведений этого жанра, например на «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Война и мир» Л. Н. Толстого и т. д. Ф. В. Булгарин, воспользовавшись обособленностью В. Т. Нарежного от литературных кругов и скорой кончиной последнего, присвоил первенство «Ивана Выжигина» на звание «первого русского романа», что, при учете глубины повествования и содержания, было правдой. Тем более, творчество В. Т. Нарежного, да и его самого, грубо говоря, к тому времени уже не вспоминали.
Что же касается романтизма, в русской литературе первой трети XIX в. существовала обширная традиция романтической прозы писались романтические повести. Первопроходцами в этом деле стали В. А. Жуковский и Н. М. Карамзин, и к первому десятилетию жанр романтической повести стал довольно разнородным. К нему относились исторические (В. Т. Нарежный, декабристы), фантастические (А. Погорельский, В. Ф. Одоевский, О. Сенковский), светские (В. Ф. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский), бытовые повести. В центре повествования находился, проработанный в разной степени, романтический герой, также содержались черты психологизма. М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» подводит итог этой традиции: он пишет уже роман, содержащий черты романтических повестей всех типов и имеющий выход к реализму.
3.1. Проза М. Ю. Лермонтова
М. Ю. Лермонтов пишет роман “Герой нашего времени”, опираясь на произведения зарубежных писателей, в частности на “Исповедь сына века” (это, своего рода, «ремейк»), но событие, приведшее романтического героя к душевной драме, остается “за скобками”. Более того, последовательность глав в романе хронологически нарушена, вследствие чего у читателя возникает, с одной стороны, ощущение нарастающей тайны, а с другой ответ на вопрос, кто такой Григорий Александрович Печорин без своей маски хладнокровия и цинизма. В характере этого романтического героя также угадываются черты автора: тот же тяжелый и печальный взгляд, разочарование в женщинах, цинизм, вдобавок, Печорин является военным, как и сам Лермонтов. Также в романе описаны некоторые факты из жизни автора, например, дуэль главного героя с Грушницким; Печорин явился ее провокатором. Да и Лермонтов любил провоцировать людей ввиду своей “вселенской тоски”, и последнюю дуэль с Мартыновым он собственноручно инсценировал, но, в отличие от Печорина, не убил противника, а был убит сам.
Роман написан в 1838-1840 гг., впервые издан в Санкт-Петербурге. По праву считается классикой русской литературы, ибо вбирает в себя актуальность выбранной темы повествования (последекабристская эпоха), психологизмы, героя времени и сочетание таких литературных направлений как романтизм и реализм.
Структурно роман состоит из предисловия, первой части («Бэла», «Максим Максимыч», «Журнал Печорина», «Тамань») и второй части («Окончание журнала Печорина», «Княжна Мери», «Фаталист»). Хронологическая последовательность глав намеренно нарушена писателем с целью изображения в тончайших деталях становления романного героя времени и постепенного раскрытия его характера и ряда событий, повлиявших на формирование личности.
Хронологическим порядком глав является такое расположение: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Журнал Печорина». В некоторых научных изданиях главы «Бэла» и «Фаталист» меняют местами.
«Для Лермонтова важно обнаружить скрытые мотивы поведения, причины душевного состояния, что обусловило и особую структуру повествования, и, в частности, смену рассказчиков6». Следует отметить, что рассказчиком истории жизни Печорина является странствующий офицер, который приезжает на Кавказ и, желая прогнать дорожную скуку, заговаривает с попутчиком в надежде вытянуть «какую-нибудь историйку». Следует отметить, что ни имени рассказчика, ни фактов из его прошлого мы не знаем, это само по себе является тайной. Сквозь разговоры рассказчика и его попутчика, Максима Максимыча, проскальзывают нотки пренебрежения к хозяевам дымной сакли: «Жалкие люди!», «Преглупый народ!», «Поверите ли? Ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь7». Тайное прошлое персонажа и его пренебрежение обществом чем не характеристика романтического героя? В общем, образ рассказчика тесно переплетается с образом Печорина, иными словами, он ипостась. А в Печорине, в свою очередь, угадываются черты самого М. Ю. Лермонтова, несмотря на то, что тот в предисловии к роману все сходство отрицает.
Тем не менее, Максим Максимыч, может от старости, может еще по какой причине, не спешит ублажить рассказчика «историйками». Он мирно сидит и ждет, когда поспеет чай. «Не хотите ли подбавить рому?» - спрашивает рассказчик в надежде, что алкоголь раззадорит старика и тот начнет сыпать интереснейшими историями. Неудачная попытка манипулирования, ибо Максим Максимыч принимается рассказывать скучные истории из своей жизни, связанные с фронтом и алкоголем. Такое намеренное затягивание повествования о Печорине имеет цель усилить эффект подачи истории. И рассказчик уже теряет надежду выведать чего-нибудь действительно стоящего того, чтобы записать это.
Максим Максимычу тяжело дается повествование о Печорине. Когда рассказчик начал спрашивать его о приключениях, тот защипал ус, свесил голову и призадумался. Он вспомнил приключения, связанные с Григорием Александровичем.
«Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти… Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький…8» - Максим Максимыч неожиданно заговорил на нужную тему. «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..9» Таким образом, рассказчику становится известно о Печорине через повествование Максим Максимыча. Старик описывает ему те качества Григория Александровича, что видел сам. Перед нами предстает образ главного героя со слов Максима Максимыча, т.е. Печорина напрямую мы не видим. Стоит отметить, что Максим Максимыч своей честностью и сердечностью выступает на контрасте с холодностью и вежливым безразличием Печорина. Черты штабс-капитана помогают нам раскрыть некоторые из сторон характера центрального героя.
Рассказчик внимательно слушает историю. Из нее он узнает о трагической судьбе Бэлы, о Казбиче, и у него складывается впечатление о Печорине как о человеке, разрушающем все вокруг. Имея раскол внутри себя, он привносит хаос и во внешний мир. Тем не менее, Печорин умеет влюблять.
Из главы «Бэла» мы также узнаем немногое из прошлого Печорина: «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер; воспитание ли сделало меня таким, бог ли так меня создал, не знаю…», «В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело…», «Я стал читать, учиться науки также надоели…», «Глупец я или злодей, не знаю…», «… и жизнь моя становится пустее день от дня; мне осталось одно средство: путешествовать…»10.
Личность Печорина окутана тайной, и рассказчику, и нам, читателям, становится интересно, как тот выглядит, как разговаривает, что из себя представляет. И, казалось бы, нам не суждено встретить героя «вживую», но в главе «Максим Максимыч» М. Ю. Лермонтов дает нам это право. Приезжает «чудесная коляска», и рассказчик со штабс-капитаном выбегают посмотреть на ее владельца. «Чья коляска?.. моего господина…11». У Максима Максимыча в глазах засверкала радость, он на эмоциях даже дернул рассказчика за рукав. Потом принялся разъяснять лакею, который выгружал вещи господина, что, мол, они с Печориным закадычные друзья, жили вместе. Просил лакея передать, чтобы хозяин зашел в гости после визита к полковнику Н… А сам сел на лавочку ждать.
Рассказчику тоже не терпелось увидеть Печорина, но он все-таки вошел в дом, что свидетельствует о его сдержанности, внешней холодности, очень похожей характерной чертой самого Печорина, терзаемые внутри страсти и сомнения которого были прекрасно спрятаны за непоколебимым спокойствием. Рассказчик пытался оторвать штабс-капитана от долгого и томительного ожидания, пригласив на чай, но тот отказался. Потом все же зашел в дом, наскоро хлебнул и опять удалился за ворота на лавочку.
Данный прием усиливает эффект дальнейшей встречи Максима Максимыча, рассказчика и Печорина: штабс-капитан, вне себя от радости, запыхавшийся, весь в поту бегущий навстречу, готовый броситься на шею «закадычному другу» и холодная рука Печорина, протянутая в знак вежливого приветствия. Бедный Максим Максимыч, так долго ждавший этой встречи и даже бросивший свои дела по службе получил в награду пару фраз и неопределенный жест рукой на прощание.
Рассказчик, получив журнал Печорина и узнав о смерти последнего по пути из Персии, очень обрадовался представшей возможности печатать эти записки. «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…12». Мне кажется, Печорин намеренно оставил свои бумаги у Максима Максимыча, чтобы тот додумался их прочесть и понять истинный мотив его поведения, его переживания, сомнения и терзания. В руках у старика был ответ на вопрос, но тот даже не потрудился прочесть. Рассказчик же оказался умнее и проворнее: он смог не только утолить жажду послушать «историйку», но и сделать на ней деньги. Тем не менее, он считает Печорина «героем времени», этим и оправдывает название своего произведения.
Журнал Печорина состоит из двух глав: «Тамань» и «Княжна Мери». В них перед нами раскрывается характер центрального героя. Пережив ряд волнующих событий, описанных в «Тамани», Печорин приходит к мысли: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!13» Так как хронологически «Тамань» стоит первой, данная фраза являет собой ключевое значение характеристики Печорина. Он, отягченный думами и скукой, вносит хаос в мирную жизнь людей, ломает судьбы и губит себя самого.
В главе «Княжна Мери» перед нами предстает ряд героев, помогающих раскрыть личность Печорина: Грушницкий, княжна Мери, доктор Вернер и Вера. Демонстративный Грушницкий, который хочет стать героем времени, неприятен Печорину. Он не видит в юнкере глубокой души и пытливого ума, видит только игру на публику. Грушницкий, своего рода, выступает пародией на Печорина, но более опытный читатель заметит в нем сходства с главным героем, таким образом, юнкер это еще одна ипостась Печорина, это его прошлое. Недаром Грушницкий носит звание «юнкер» - нечто молодое, неопытное, зацикленное на себе. Печорин не раз упоминал, что тот кроме себя ничего вокруг не видит, не знает людей и их слабых струн, обречен каким-то тайным страданием. Убив Грушницкого на дуэли, он как бы убил свое прошлое, навсегда распрощался с ним. Стал более вдумчивым, познал «красоту душевную». Его третьей ипостасью является доктор Вернер, внешне непривлекателен, зато благороден и прекрасен как умом, так и душой. В этом плане Грушницкий и Вернер две противоположности, которые содержит характер Печорина. Внешняя красота и эффектность юнкера контрастируют с непривлекательной наружностью доктора. Уродливой душе Грушницкого противостоит обаяние душевной красоты Вернера: в душе первого нет «ни на грош поэзии», а другой «поэт на деле». Грушницкий ограниченный эгоист, тогда как Вернер способен на гуманные поступки и чувства. Но характер Печорина, несмотря на то, что вбирает в себя отличительные черты этих контрастирующих героев, обладает куда большей сложностью.
Личность Печорина в главе «Княжна Мери» раскрывается также и в его отношении с женщинами: с Верой и княжной Мери. В целом, о женщинах и о любви он говорит с иронией, так как не верит ни в то, ни в другое. Причину его разочарования мы не знаем, ибо она так и не упоминается в романе. Перед нами предстает просто результат.
С княжной Мери Печорин ведет себя, с одной стороны, некрасиво. Он просто развлекается, пытаясь влюбить в себя молодую и неопытную девушку, более того, знает, как ему себя надо преподнести, чтобы вызвать ту или иную эмоцию. Также он знает и реакции княжны, и ее последующие поступки, и от этого Печорину скучно вдвойне.
Но с другой стороны, когда «игра» кончается, он честно признается, что не любит ее, тем самым избавляя ее от заблуждений и мечтаний.
К Вере Печорин относится трепетно, насколько вообще к нему применимо это слово. «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть14». Вера лучше, чем кто-либо другой, проникла во все тайны его души. Она любила его, но вышла замуж за другого. Их любовь это страдание.
Но с другой стороны, сцена отъезда Веры заставляет разувериться в пылкой любви Печорина к ней: он мог бы догнать ее, чтобы сорвать прощальный поцелуй. Но он этого не делает, уверяя себя, что поцелуй только все испортит и помешает ему жить дальше. Холодный рассудок вновь одержал верх над чувствами.
В чертах Веры многие читатели находят сходство с Варварой Лопухиной-Бахметевой, большой любовью М. Ю. Лермонтова, отношения с которой не вышли за рамки платонических. А позже Варвара вышла замуж за старого состоятельного мужчину, чем неприятно поразила М. Ю. Лермонтова.
Эта история очень напоминает сюжет его неоконченного романа «Княгиня Лиговская». Как и в «Герое нашего времени», центральным персонажем является Григорий Александрович Печорин. События, описанные в «Княгине Лиговской» предшествуют событиям «Героя нашего времени», имеют общие черты, но сюжетно никак не соотносятся. Оба романа рассматриваются как этапы формирования героя, и замысел «Княгини Лиговской» лег в основу «Героя нашего времени».
Пока Печорин служил в гусарском полку, его возлюбленная вышла замуж за состоятельного старика-князя Лиговского. Этот поступок наложил отпечаток на Печорина, разуверил в любви и разочаровал в женщинах: « …здесь изображена женщина, которая оставила и обманула любовника для того, чтобы удобнее обманывать богатого и глупого старика…15». Таким образом, ознакомившись с сюжетом «Княгини Лиговской», можно понять душевную травму Печорина в «Герое нашего времени», да и самого М. Ю. Лермонтова. Тема неразделенной любви и предательства, одиночества проходит сквозь большинство его произведений.
Таким образом, становление романного героя это череда испытаний, предательств, болезненное осознание мира как предмета неидеального, и соответствующий выход из положения: либо смирение героя, либо непринятие и смерть. Смирение романного героя соотносится с реализмом как литературным течением, в котором герой, зная истину, продолжает жить, играть, он принимает вещи такими, какие они есть. Неприятие и смерть сопоставляются с романтизмом, в котором герой не желает мириться с неидеальным миром, социумом, даже с собой и осознанно выбирает гибель, либо постепенную, либо мгновенную.
Исходя из вышесказанного, отмечу, что роман «Герой нашего времени» вобрал в себя характерные черты как романтизма, так и реализма. Этот роман является предтечей нового литературного направления, в котором романтизм будет изъят, а реализм доработан, приобретая все больше особенностей и отличительных черт.
Любопытен и тот факт, что свою последнюю повесть «Штосс» М. Ю. Лермонтов написал на оборотной странице «Героя нашего времени». Это может означать, что в повести также можно найти ключи к характеру романтического героя.
По сюжету художник Лугин по возвращении из Италии в Петербург (родной город Печорина) изнывает от сплина. Он никак не может завершить портрет дамы и жалуется одной фрейлине Минской, что в последнее время лица людей кажутся ему нездоровыми, желтого цвета, а неведомый голос нашептывает ему какой-то адрес.
Фрейлина советует ему пойти прямиком по этому адресу и узнать, что там находится. Таким образом, женщина отправляет главного героя на гибель. Лугин проигрывает свою душу в карточной игре с мистическим стариком, рядом с которым стоит его прекрасная дочь.
Женщина, по мнению М. Ю. Лермонтова, губительна. Пережив однажды предательство возлюбленной, он уже не смог вернуть доверие к ним в целом. Изучив факты из его биографии, я узнала, что в один вечер М. Ю. Лермонтова могли видеть поочередно с тремя дамами; у каждой из которых он оставлял по фуражке. Одна из дам оказалась весьма неосмотрительна и надела эту фуражку во время их совместной прогулки, чем вызвала волну издевательств и насмешек со стороны народа, который к тому времени уже догадывался о развлечениях М. Ю. Лермонтова. Для Мишеля стало наслаждением выставлять дам в неприглядном свете.
Личная драма легла в основу его произведений и, попытавшись разгадать М. Ю. Лермонтова, можно разгадать и личность Печорина. Фамилию для этого героя М. Ю. Лермонтов берет из корня слова «Печора» - это река, находящаяся севернее реки Онега («Онегу» А. С. Пушкин положил в основу фамилии своего персонажа Евгения Онегина). Но так как Печора протекает севернее, значит, и характер Печорина индивидуальнее, сложнее, нежели чем у Онегина. Не менее интересна и фамилия героя Лугина из «Штосса», корнем слова является «луг» - суша.
Я бы расставила произведения М. Ю. Лермонтова в таком порядке: «Штосс», «Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени». Это помогает раскрыть характер его романного героя. Стоит уточнить, несмотря на то, что герой «Штоса» носит другую фамилию, события, описанные в повести также являются ключами к разгадке. Художник Лугин, творец, созидатель, носитель фамилии, которая олицетворяет нечто земное, связь с сушей, по науськиванию прекрасной дамы идет на верную погибель и проигрывает свою душу. Но повесть не окончена. Лермонтоведы предположили, что Лугин должен был выброситься из окна в завершении повести, но сам М. Ю. Лермонтов просто оставил финал открытым. Пережив потерю души из-за женщины, и не одной, а двух (фрейлина и дочь старика), Лугин из созидателя превращается в разрушителя Печорина. Земля перетекает в реку. Печорин олицетворяет собой течение, волну, которая прекрасна, но способна и погубить. Пережив еще одну драму, Печорин окончательно разочаровывается в женщинах и любви. Завершается повествование о Печорине главой «Фаталист» в романе «Герой нашего времени»: его за дуэль с Грушницким ссылают на Кавказ, и он, повидав Максима Максимыча (глава «Бэла»), отправляется в казачью станицу. Там он с казаками играет в карты (переплетение с повестью «Штосс»). Вскоре игра им надоедает и завязывается спор между Вуличем и Печориным, который утверждает, что видит на лице этого казака печать смерти.
Данная глава написана о предопределении, о том, что судьбу не обмануть. Эта мысль является завершающим дополнением к образу Григория Александровича Печорина: рождение человека несчастье, а смерть неизбежна. И всеми его поступками на протяжении романа руководит чувство: что бы ни случилось это судьба. И к смерти он относится спокойно, хотя со стороны кажется, что он ее даже ищет.
Таким образом, романный герой в прозе М. Ю. Лермонтова личность трагическая, привносящая в размеренную жизнь окружающих разрушение, так как своя собственная уже давно является обломками. Терзаемый между чувствами и холодным рассудком, он отдает предпочтение последнему, считая все чувства, в частности любовь, болезнью.
Невозможно было бы написать такие произведения, не пережив ряд таких событий самому, и М. Ю. Лермонтов в данном случае также является романным героем своей жизни, необычной, полной противоречий, но в конечном счете подвластной холодному рассудку. И он уходит из жизни по собственно написанному и отыгранному сценарию. Это наталкивает на мысль, что М. Ю. Лермонтов смог обмануть судьбу и ее предопределение, оставив нас теряться в догадках о характерных чертах его личности. Несомненно, он оставил нам ключи к разгадке в своих произведениях, но этого недостаточно, чтобы глубже познать великого писателя. Он умер на полюбившемся ему Кавказе, в Пятигорске, в месте, где сюжетные линии его произведений достигали кульминации и близились к развязке. «Горы кавказские для меня священны16», - писал М. Ю. Лермонтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
- Возникновение романного героя явилось важнейшим этапом формирования романа как жанра художественной литературы;
- В западноевропейской и русской литературе постепенно сформировывался единый герой времени с отличительными качествами характера;
- В образе единого героя времени писатели отражали общие черты социума, и по личностным качествам этого героя можно судить и об обществе изображаемой эпохи в целом;
- Проза М. Ю. Лермонтова вбирала в себя основные черты произведений западноевропейских и отечественных писателей, но также выступила предтечей новых литературных направлений и особенностей как в характеристике центрального героя, так и сюжетной линии и структуре произведений;
- Произведения М. Ю. Лермонтова неразрывно связаны с его личной жизнью, особенностями характера, наблюдениями и переживаниями; она содержит гражданские, философские и любовные мотивы.
По результатам проведенного исследования можно вынести следующее решение: произведения М. Ю. Лермонтова следует рассматривать в соотношении с его личной жизнью, увлечениями, писателями, которым он отдавал предпочтения, местом и условий задумки и написания его собственных произведений. Тема исследования становления романного героя остается актуальной, ибо роман как жанр продолжает развиваться и центральный герой также обретает все новые характерные черты.
Тем не менее, данное исследование выполнило поставленные во введении задачи, цель является достигнутой путем аргументированных примеров из литературы западноевропейских и отечественных писателей, справочников и источников, указанных в библиографии. Сам анализ романного героя также ориентирован на труды ученых, лермонтоведов.
БИБЛИОГРАФИЯ
Источники:
- Байрон Дж. Г. «Дон Жуан», Санкт-Петербург, изд. «Азбука», 2014 г.
- Байрон Дж. Г. «Паломничество Чайльд-Гарольда», Москва, изд. «Художественная литература», 1973 г.
- Есин А. Б. «Психологизм русской классической литературы», Букинистическое издание, 1988 г.
- Констан Б. «Адольф», Москва, изд. «Государственное издательство художественной литературы», 1959 г.
- Лермонтов М. Ю. «Избранные произведения», Львов, изд. «Каменяр», 1983 г.
- Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени», Москва, изд. «АСТРЕЛЬ», 2011 г.
- Михайлова Е. Н. «Проза Лермонтова» (www.feb-web.ru /feb/lermont/critics/ mih/mih-001-/htm).
- Мюссе А., де «Исповедь сына века», Москва, изд. «Эксмо», 2013 г.
- Пильняк Б. «Штосс в жизнь» (http:// www.imwerden.info/ belousenko/ books/Pilnyak/pilnyak_shtoss. htm).
- Пушкин А. С. «Евгений Онегин», Санкт-Петербург, изд. «Азбука», 2012 г.
- Руссо Ж. Ж. «Исповедь», Санкт-Петербург, изд. «Азбука», 2012 г.
- Томашевский В. Б. «Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору», Москва, изд. «Феникс», 2006 г.
- Шлегель Ф. «Критические фрагменты» (www.hse.ru).
Статьи:
- Эйхенбаум Б. М. «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»» (http:// www.philologoz.ru/ eichenbaum/ eichen_lermhero/htm).
1 https:// ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC% D0%B0%D0%BD
2 Томашевский Б. В. Жанры повествовательные. Прозаическое повествование // Теория литературы. Поэтика. -1931. - С 41.
3 http:// litkniga.ru/ viewpage. php?page_id=30
4 Гланый герой, главное действующее лицо.
5 Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова. 1957 . С 155.
6 Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. 1988. С 96.
7 Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Бэла. 2011. С 9.
8 Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Бэла. 2011. С 18.
9 Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Бэла. 2011. С 19.
10 Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Бэла. 2011. С 24.
11 Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Максим Максимыч. 2011. С 51.
12 Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Журнал Печорина. Предисловие. 2011. С 35.
13 Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Тамань. 2011. С 68.
14 Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Княжна Мери. 2011. С 105.
15 Лермонтов М. Ю. Избранные произведения // Княгиня Лиговская. 1983. С 75.
16 Лермонтов М. Ю. Автобиографические заметки. 1957. С 6.
Романсы в европейской и русской литературе