Правовая регламентация банкротства отсутствующего должника

План:

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки отсутствующего должника…………………………….4

2. Правовая регламентация банкротства отсутствующего должника…………6
Заключение…………………………………………………………………….…12
Список использованных источников………………………………………...…13

Введение.

Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих ни руководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства практически всех предприятий-производителей.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)", вобравший в себя лучшее из западных аналогов и подведенный к современной российской действительности, принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики.

В действующем законодательстве о несостоятельности имеется такая упрощенная процедура, как банкротство отсутствующего должника. Наличие данной процедуры в законодательстве объясняется большим количеством должников, которые соответствуют всем признакам отсутствующего должника, установленным действующим законом. Важно, что в этом случае интересы кредиторов учитываются.

Целью работы является анализ теоретических и нормативных положений, регламентирующих банкротство отсутствующего должника, выявление имеющихся трудностей их правоприменения, определение эффективности действующего законодательства. Для достижения этой цели требуется разрешение следующих задач: провести правовой анализ норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве); раскрыть понятие отсутствующего должника; рассмотреть признаки и критерии несостоятельности (банкротства) отсутствующего должника как должника особой категории; выявить особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

1. Понятие и признаки отсутствующего должника.

Как известно, для юридического лица банкротство наступает, когда оно не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Основанием для признания гражданина банкротом служит его неспособность исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Эти положения не применяются при подаче заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности, а также при ее отсутствии.

Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

Отсутствующий должник - юридическое лицо – организация, которая фактически прекратила свою деятельность (не осуществляются текущие платежи в течение длительного времени), и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным. Указанные два признака отсутствующего должника - юридического лица непосредственно взаимосвязаны.

Положения, предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой.

Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам должника в течение 12 месяцев. По существу, отсутствующие должники – это уже недействующие лица, которые еще находятся в списке Единого государственного реестра юридических лиц. В этом случае все чаще завершается ликвидацией юридического лица. Это позволяет сделать правильные изменения в списке Единого государственного реестра юридических лиц. То есть избавиться от уже итак не существующих по каким-то причинам хозяйствующих субъектов.

К признакам отсутствующего должника относится следующее:

- Фактически прекращена предпринимательская или иная деятельность.

- У предприятия отсутствует руководитель, или его местонахождение установить не предоставляется возможным.

- Все имущество предприятия заранее является недостаточным для покрытия тех расходов, которые связаны с ведением дела.

- Начиная со дня подачи заявления о банкротстве и в течение последующих 12 месяцев по банковским счетам должника не проводились никакие банковские операции.

- Наличие других признаков, которые могут свидетельствовать об отсутствии предпринимательской или другой деятельности должника.

2. Правовая регламентация банкротства отсутствующего должника.

В соответствие с п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд кредитором либо уполномоченным органом (например, налоговой инспекцией). Указанное заявление принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников; порядок и условия финансирования процедур банкротства, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации. При отсутствии надлежащего финансирования уполномоченные органы не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом. В случае получения арбитражным судом указанного заявления арбитражный суд по этому основанию вправе его возвратить уполномоченному органу.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). Дела о банкротстве отсутствующих должников рассматриваются судьей арбитражного суда единолично. Как правило, арбитражный суд в семимесячный срок с момента принятия заявления о признании должника банкротом должен рассмотреть и принять решение по делу. В отношении отсутствующего должника предусматривается сокращенный срок рассмотрения дела - один месяц, так как в отношении отсутствующего должника не вводится процедура наблюдения, не применяются процедуры финансового оздоровления и внешнего управления.

Лица, обращающиеся в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом, должны приложить к заявлению о признании должника банкротом документы, подтверждающие наличие признаков отсутствующего должника, в частности сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения и новый адрес их неизвестен; данные банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились в течение последних 12 месяцев; а также документ органов связи о невозможности вручить корреспонденцию и т.п. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе принять указанное заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве и рассмотреть дело в общем порядке, не применяя положения о банкротстве отсутствующего должника.

При установлении в ходе рассмотрения дела о банкротстве в процедуре наблюдения признаков отсутствующего должника арбитражный суд по ходатайству временного управляющего вправе вынести определение о переходе на упрощенную процедуру банкротства. В этом случае отсутствует необходимость в проведении первого собрания кредиторов. При вынесении решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий осуществляет опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Помимо публикации, конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Указанные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования. По его истечении реестр требований кредиторов может быть закрыт.

Конкурсный управляющий имеет право созывать собрание кредиторов. Процедуру банкротства в отношении отсутствующего должника-гражданина проводит конкурсный управляющий. Если в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий обнаружит имущество (как минимум, имущество должника - юридического лица должно позволить покрыть судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему) должника, то он вправе ходатайствовать о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общей процедуре банкротства - конкурсному производству.

При наличии такого ходатайства арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства. При наличии имущества у отсутствующего должника, конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредиторами. Практика показывает, что имущество у такого должника, как правило, отсутствует.

Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей арбитражного суда единолично. Поэтому в таком же порядке принимается и решение о признании отсутствующего должника банкротом. Действие положений распространяется также на случаи, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или, когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по его счетам, а также имеются в наличии иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности.

Существенная особенность банкротства отсутствующего должника – неприменение к отсутствующему должнику реабилитационных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. В случаях установления в судебном заседании по проверке обоснованности требований конкурсного кредитора к должнику признаков отсутствующего должника арбитражным судом по письменному ходатайству конкурсного кредитора или с его письменного согласия применяется процедура банкротства отсутствующего должника. При наличии такого ходатайства или согласия конкурсного кредитора судья назначает заседание по рассмотрению вопроса о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В отсутствие ходатайства конкурсного кредитора или его согласия судья выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу. Если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования производство по делу подлежит прекращению.

Конкурсный управляющий в рамках выполнения своих обязанностей осуществляет опубликование сведений о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также письменно уведомляет о банкротстве всех известных ему кредиторов отсутствующего должника.

Статья 228 Закона о банкротстве не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, при этом покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.

§ 2 главы XI Закона о банкротстве применяется к двум категориям должников:

1. Собственно отсутствующим должникам.

2. Не являющимися отсутствующими должниками, но, во-первых, имеющих слишком мало имущества; во-вторых, прекративших деятельность (как предпринимательскую, так и иную). О прекращении деятельности мы будем делать вывод, исходя из любых признаков, в частности, из того, что в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о банкротстве не проводились операции по банковским счетам должника.

Статья 230 Закона о банкротстве устанавливает случаи применения положений о банкротстве отсутствующего должника, содержащихся в ст.ст. 227-229 Закона о банкротстве. Указанные положения применяются к юридическим лицам, не подпадающим под критерии отсутствующего должника, но в отношении которых существуют подтвержденные документально данные, свидетельствующие о следующем:

- объем имущества должника - юридического лица заведомо не позволяет покрывать судебные расходы по делу о банкротстве;

- отсутствуют операции по банковским счетам должника в течение последних 12 месяцев;

- существуют иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Сам должник подать заявление о своем банкротстве не может; уполномоченные органы имеют такую возможность только при наличии у должника средств, достаточных для финансирования процедур банкротства. Кредиторы, очевидно, не имеют никакой заинтересованности в заявлении о признании банкротом должника, у которого отсутствуют значительные средства. Такое регулирование приводит к невозможности осуществления ликвидации отсутствующих должников. Можно с большой степенью уверенности предположить, что среди множества нормально функционирующих хозяйствующих субъектов будут существовать юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но и не ликвидированные.

Во избежание указанной ситуации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установил, что в силу ст. 230 Закона о банкротстве при наличии признаков, указанных в данной статье, по заявлению уполномоченного органа может быть принято решение о признании отсутствующего должника банкротом и в отсутствие у такого должника задолженности перед кредиторами или по обязательным платежам.

Нельзя исключать такую возможность, что отсутствующий должник стал таковым совсем не случайно. Для этого следует, согласно судебному порядку, распутать всю схему, которая была задумана и осуществлена недобросовестным лицом, контролирующим должника. Таковыми могут являться руководители предприятия, учредители, акционеры и члены совета. Если по итогам процедуры банкротства какое-либо имущество не будет выявлено, то сама процедура заканчивается исключением должника из Единого государственного реестра юридических лиц.

Для кредитора само такое понятие, как банкрот, является бесперспективным в получении долга. Но требования некоторых кредиторов выражаются в значительных суммах. Поэтому они могут пойти на начало ведения упрощенной процедуры и ее финансирования, чтобы впоследствии уменьшить на такие значительные суммы свой налог на прибыль. Известно, что, согласно налоговому кодексу, суммы безнадежных долгов могут быть приравнены к внереализационным расходам.

Согласно действующему налоговому законодательству, безнадежными долгами, в том числе долгами, имеющими нереальные суммы к взысканию, признаются те долги, по которым истек срок исковой давности. Сюда же, согласно гражданскому законодательству, относятся те долги, по которым прекращено обязательство вследствие невозможности его исполнения. Основанием для этого может послужить ликвидация организации или соответствующий акт государственного органа. Завершение дела и признание данного долга безнадежным исключает все возможные споры кредитора с налоговыми органами.

Все расходы, понесенные кредитором, связанные по финансированию дела, в том числе и судебные, куда относится рассмотрение дела в суде, вознаграждение и затраты арбитражного управляющего, могут быть списаны конкурсным кредитором в виде судебных расходов. То есть все эти расходы можно включить в состав внереализационных расходов. Рассматривая возможность финансирования процедуры банкротства отсутствующего лица, кредитору необходимо исходить из экономической целесообразности. Поэтому лучше заранее подсчитать сумму возможных расходов и сравнить с суммой, которая появится в перспективе в виде снижения налога на прибыль.

Заключение.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Нецелесообразность продолжения деятельности предприятия обусловлена отсутствием его социально-экономической значимости, рыночной привлекательности и конкурентоспособности выпускаемой им продукции и т. д. Такое предприятие становится банкротом и подлежит ликвидации и продаже в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Судебное разбирательство дел о банкротстве начинается с определения признаков банкротства. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявить наличие основании для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется.

Если в ходе осуществления ликвидации юридического лица на основании решения суда выявляется недостаточность его имущества для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор от имени должника, кредиторы, а также иные лица, которым предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юридического лица банкротом.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (редакция от 29.06.2015).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (редакция от 13.07.2015).

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (редакция от 29.06.2015).

5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.11.2002 № 127-ФЗ (редакция от 29.06.2015).

Учебная и научная литература:

6. Борисов А.Н. Банкротство отсутствующего должника. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов. – Москва: Юстицинформ, 2007.- 252 с.

7. Пирогова Е. С., Курбатов А. Я. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Учебник для бакалавриата и магистратуры.- Москва: Юрайт, 2014.- 291 с.

8. Попондопуло В. Банкротство. Правовое регулирование. Москва: Проспект, 2014.- 432 с.

9. Тихомирова Л. Фиктивное и преднамеренное банкротство. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика. Москва: Издание Тихомирова М. Ю., 2014.- 128 с.

Правовая регламентация банкротства отсутствующего должника