Особенности проведения допроса лиц с различным процессуальным статусом

План:

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Тактические особенности судебного допроса………………………………...4

2.Тактико-криминалистические приемы, используемые при допросе………..7

3.Тактика отдельных видов допроса…………………………………………...11

3.1. Допрос подсудимого………………………………………………………..11

3.2. Допрос потерпевшего……………………………………………………….14

3.3. Допрос свидетелей………………………………………………………….16

3.4. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля……………….18

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...21

Введение.

Одним из самых распространенных следственных действий является допрос. Как источник доказательств допрос является наиболее значимым и всеобъемлющим. При соблюденной подготовительной стадии допроса, учитывая психологическое состояние допрашиваемого, окружающую обстановку, характер совершенного преступления, биографические данные допрашиваемого, можно получить максимальное количество информации, сэкономить время на проведении иных следственных действий, лишь проверив полученные показания. При проведении допроса важно учитывать как тактические приемы, разработанные в рамках криминалистики, так и процессуальные требования, предъявляемые к результатам допроса. Допрос является не только эффективным и самым распространенным, но и во всех случаях предварительного расследования необходимым следственным действием.

Проведение допроса позволяет получить важные доказательства. Благодаря производству данного следственного действия можно выбирать дальнейшее направление расследования, а на основании показаний, полученных в ходе его производства, лица, ведущие предварительное расследование могут принимать различные решения, связанные с расследованием преступления. Сведения, полученные в ходе допроса, могут быть использованы для проверки версий, для принятия решений о производстве других следственных действий, а также для принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, если доказательства в совокупности указывают на совершение преступления данным лицом.

Целями моего исследования является определение тактических особенностей проведения допроса лиц с различным процессуальным статусом. Задачами исследования является изучение познавательной природы допроса, эффективность отдельных тактических приемов и их целесообразность.

1.Тактические особенности судебного допроса.

Положения науки уголовного процесса, основывающиеся на нормах закона, определяют, что можно и необходимо и чего нельзя делать в ходе расследования. О том, как нужно делать, в уголовном процессе говорится лишь в общих чертах. Напротив, соответствующие положения криминалистической тактики детально определяют, как провести то или иное следственное действие, в частности допрос, чтобы с минимальной затратой времени и сил добиться наибольшего успеха в расследовании преступлений.

Уголовно-процессуальный закон достаточно подробно регламентирует порядок подготовки и проведения допроса, права и обязанности допрашиваемых лиц. Подготовка к допросу включает: а) собирание исходных данных; б) тактическое обеспечение; в) выбор момента и места, определение способа вызова на допрос; г) техническое обеспечение.

Собирание исходных данных предопределяет успех и эффективность допроса. При подготовке к допросу следователь должен определить круг обстоятельств, в отношении которых предстоит получить показания. Особую важность приобретает изучение личности обвиняемого, необходимое не только для успешного допроса, но и для расследования в целом. Изучение личности допрашиваемого помогает следователю определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний и выработать нужную тактику допроса.

Криминалистической науке и следственной практике известны следующие разновидности вопросов, которые могут быть заданы допрашиваемому: дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие. Дополняющие – эти вопросы, задаваемые с целью восполнить полученные показания, ликвидировать имеющиеся в них пробелы. Уточняющие вопросы могут быть заданы с целью детализации показания, но чаще – для конкретизации полученных сведений. Напоминающие вопросы преследуют цель оживить память допрашиваемого, вызвать в ней те или иные ассоциации. Напоминающих вопросов обычно задается несколько, чтобы способствовать процессу последовательного припоминания. Контрольные вопросы задаются с целью проверить полученные данные или получить показания для такой проверки. Изобличающие вопросы призваны вскрыть ложь, очевидную для следователя. Их постановка связана обычно с предъявлением допрашиваемому достоверных доказательств, опровергающих его показания.

Формулировка вопросов должна быть такой, чтобы исключить возможность односложного ответа (типа «да» и «нет»). Вопросы должны быть четкими, конкретными, понятными и относиться к предмету допроса. К тактическому обеспечению допроса относится выбор приемов, которые следователь предполагает использовать при допросе. Эти приемы должны: а) не противоречить закону, принципам расследования; б) соответствовать нормам нравственности; в) не ограничивать свободу волеизъявления допрашиваемого, возможность выбора им линии поведения на допросе.

Решение  вопроса зависит от конкретной ситуации. Однако во всех случаях следователь должен стремиться, чтобы место соответствовало требованиям – было удобно для проведения следственного действия, способствовало установлению необходимого психологического контакта с допрашиваемым, обеспечивало сохранение следственной тайны. Перед допросом следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, разъясняет ему его права и обязанности, выясняет его анкетные данные. Допрос по существу дела начинается с предложения допрашиваемому рассказать все известное ему по делу, после чего следователь может задать допрашиваемому вопросы.

Показания допрашиваемого записываются в протокол допроса дословно, в первом лице, с сохранением своеобразия речи допрашиваемого. После свободного рассказа в протокол записываются вопросы и ответы, отражаются факты предъявления доказательств и оглашения показаний других лиц. По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому для прочтения или по его просьбе прочитывается ему следователем. По прочтении протокола допрашиваемый удостоверяет, что показания записаны правильно, о чем делается отметка в протоколе перед подписью допрашиваемого. Перед подписью допрашиваемого в протоколе также отмечается, прочитал ли протокол допрашиваемый лично или он был зачитан ему следователем. Если протокол написан на нескольких страницах, то допрашиваемый подписывает каждую страницу отдельно.

Протокол допроса состоит из четырех частей:

1) Анкетной части, в которой указываются необходимые сведения о личности допрашиваемого (Ф.И.О.; год, место рождения; национальность и родной язык, образование; место работы и жительства и т.п.).

2) Изложения свободного рассказа.

3) Записи поставленных допрашиваемому вопросов и его ответов.

4) Удостоверительной части, в которой содержится отметка об ознакомлении допрошенного с записью показаний и удостоверение его подписью правильности протокола.

Кроме вышеизложенного протокол допроса должен содержать:

1. При допросе свидетеля и потерпевшего: отметку о предупреждении допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, за дачу заведомо ложных показаний, за разглашение данных предварительного следствия, что подтверждается подписью допрашиваемого.

2. При допросе подозреваемого: отметку о разъяснении ему в совершении какого преступления он подозревается; отметку о желании (нежелании) давать показания; отметку о том, нуждается ли он в участии защитника, переводчика. Каждая из отметок подтверждается подписью допрашиваемого.

3. При допросе обвиняемого: отметки о том, признает ли он себя виновным, желает ли давать показания, нуждается ли он в участии защитника, переводчика, понятно ли ему предъявленное обвинение. Каждая отметка подтверждается подписью допрашиваемого.

4. При участии в допросе переводчика, эксперта, защитника, педагога, родителей, законных представителей несовершеннолетнего – указание их фамилий, имен, отчеств, в необходимых случаях – их адресов, а также подписи всех участников допроса.

2.Тактико-криминалистические приемы, используемые при допросе.

Тактико-криминалистический прием – это наиболее рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразная линия поведения следователя при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. В криминалистике сформулирован ряд требований, предъявляемых к тактическим приемам. К их числу относятся:

- допустимость, то есть правомерность приема с точки зрения действующего законодательства и морально-этических норм;

- научная обоснованность;

- целесообразность, то есть зависимость тактического приема от конкретно следственной ситуации, обусловленной конкретной целью;

- эффективность – прием может применяться только в том случае, если есть уверенность, что в результате его применения будет достигнут эффект;

- экономичность, прием должен обеспечивать достижение цели при минимальной затрате сил и средств;

- простота и доступность, осуществление данного тактического приема должно быть доступно рядовому сотруднику, располагающему штатными технико-криминалистическими средствами.

Достижение тактических целей связано прежде всего с таким приемом как допустимость. Тактические приемы: не должны нарушать нормы уголовного процесса и нормы морали; не должны оправдывать преступника; не должны быть основаны на физическом или психическом насилии, обмане, шантаже; не должны быть основаны на использовании невежества допрашиваемого или его слабоумия, дефектах зрения, слуха, речи; не должны действовать избирательно; должны учитывать возрастные особенности допрашиваемого.

Неблагоприятная следственная ситуация складывается при оказании допрашиваемым противодействия установлению истины. Чаще всего противодействие выражается в даче ложных показаний. В данной ситуации криминалистическая тактика рекомендует использование следующих тактических приемов:

- Внезапности постановки вопросов. Здесь большое значение имеет наблюдение следователя за психофизиологическими реакциями допрашиваемого до и после постановки вопросов. Внезапность достигается путем: немедленного допроса после задержания с поличным или обнаружения и изъятия изобличающих допрашиваемого следов и предметов; имитации не информированности следователя на предыдущей стадии свободного рассказа с последующей внезапной постановкой вопроса, показывающего, что он много знает о событии преступления; постановки прямых вопросов сразу же при выявлении улик поведения, нервозности допрашиваемого, его «проговорок», выявлении противоречий в показаниях.

- Неожиданное предъявление допрашиваемому вещественных доказательств, появление которых может быть обусловлено уликами поведения.

- Предварительная проверка следователем возможных вариантов ложных показаний допрашиваемого и их внезапное опровержение сразу же после получения.

- Максимальная детализация показаний и их анализ во время допроса с целью выявления и демонстрации противоречия.

- Оставление допрашиваемого в неведении об объеме доказательственной и ориентирующей информации, которой располагает следователь.

- Предъявление доказательств по их нарастающей силе воздействия на допрашиваемого.

- Предъявление вначале ключевого доказательства, сопровождающегося пояснением, что данное доказательство не единственное.

- Допущение легенды – допрашиваемому дается возможность изложить свою позицию и аргументацию, содержащую заведомо ложные сведения. В этом случае необходимо знакомить допрашиваемого с протоколом допроса после завершения определенного этапа свободного рассказа или после ответа на каждый вопрос.

- Немедленное пресечение лжи – прием обратный предыдущему. Любая ложь допрашиваемого немедленно и аргументировано пресекается.

- Прием косвенного допроса. Следователь, заведомо зная, что не получит правдивого ответа на основной вопрос, с целью маскировки задает ряд других, кажущихся допрашиваемому не относящимися непосредственно к событию преступления.

- Прием прерывания допроса. На несколько часов или минут – для выяснения дополнительных обстоятельств, проверки сообщенных сведений или имитации такой проверки в случае ее невозможности или неудачи; это может быть сделано для того, чтобы в некоторых случаях дать возможность допрашиваемому оценить доводы и доказательства, предъявленные следователем. На несколько дней – как в целях проверки сообщенных сведений, так и в целях повторного детализированного выяснения всех обстоятельств и выявления противоречий.

- Смена при повторных допросах последовательности задаваемых вопросов выяснение их в разбивку.

- Демонстрация в ходе допроса осведомленности следователя. Осведомленность может демонстрироваться в отношении: личности и биографии допрашиваемого, его занятий, межличностных отношений, неблаговидных поступков.

- Предложение допрашиваемого повторить рассказ в другой последовательности, если возникло подозрение, что показания предварительно заучены.

- При расследовании многоэпизодного уголовного дела начать допрос с эпизода, участие допрашиваемого в совершении которого подтверждается максимальным количеством доказательств.

В тех случаях, когда допрашиваемый, не желая давать показания о личности соучастников или их роли в совершении преступления, предложить ему смоделировать действия соучастников, оставшихся на свободе, обращая внимание на следующие обстоятельства: 1) продолжение преступной деятельности, в результате которой могут появиться новые потерпевшие; 2) характер отношения к самому допрашиваемому, его семье (оценят ли его поведение, будут ли оказывать материальную помощь); 3) возникает ли опасность со стороны соучастников в отношении допрашиваемого, его родственников и знакомых, если соучастники останутся на свободе и избегут уголовной ответственности.

В тех случаях, когда показания допрашиваемого характеризуются неконкретностью, расплывчатостью, целесообразно предложить нарисовать схему происходившего.

Целая группа приемов связана с созданием в кабинете следователя определенной обстановки, необходимой для дезориентации допрашиваемого в тех случаях, когда он действительно виновен, путем возмещения перед допросом:

- предметов - ценностей, оружия, похожих на похищенные;

- аналогов упаковки, в которой хранились ценности или оружие;

- гипсовых слепков следов обуви;

- иных вещественных доказательств и т.д.

Может возникнуть промежуточная ситуация, когда, отказываясь давать правдивые показания, допрашиваемый «вне протокола» готов сказать правду.

В тех случаях, когда допрашиваемый готов давать показания, но в силу ряда причин не желает давать правдивые показания в данный момент, следователь может отложить фиксацию части показаний до изменившейся ситуации. При этом часть показаний, даваемая вне протокола, должна быть все равно тщательно зафиксирована и использована в качестве ориентирующей информации.

3.Тактика отдельных видов допроса.

3.1. Допрос подсудимого.

Для суда важно не простое повторение (подтверждение) показаний, данных подсудимым на предварительном следствии, а правильность этих показаний, соответствие обстоятельствам дела, объективной истине. Если же в ходе допроса у судей возникает предположение что подсудимый дает заведомо ложные показания, то они должны оказать на него необходимое психологическое воздействие для получения правдивых показаний. Это возможно при наличие следующих условий:

а) ведение судебного процесса на основе строгой объективности, без какой бы то ни был предвзятости, с выяснением обстоятельств как против подсудимого, так и в пользу его, правильное разрешение судом заявленных, в том числе подсудимым и адвокатом, ходатайств, тактичное поведение в процессе самих судей и т. д. Индивидуальному подходу к подсудимому способствует знания о его чертах характера, привычках, склонностях, роли в совершении преступления, что может помочь получить точные, правдивые показания;

б) использование положительных свойств подсудимого, выяснение не только отрицательных моментов в биографии подсудимого, но и положительных;

в) не допущение в ходе допроса подсудимого неэтичных, нетактичных заявлений и реплик, пренебрежения, унижения собственного достоинства подсудимого.

Осуществляя руководство допросом, председательствующему необходимо следить, чтобы участники процесса ставили подсудимому вопросы в четких, кратких и понятных формулировках, в корректном тоне и только относящиеся к делу. Если кто-либо из допрашивающих пытается поставить наводящие вопросы, суд обязан их отвести. В ходе судебного допроса используются различные тактические приемы, характер и содержание которых зависят от позиции, избранной подсудимым. Общая тактическая схема допроса подсудимого может быть представлена следующим образом: от нейтральных фактов к основным обстоятельствам дела. Допрос по поводу нейтральных фактов позволяет установить определенный контакт с подсудимым, что облегчает последующий допрос по основным обстоятельствам дела. Вместе с тем иногда целесообразно чередовать постановку вопросов по нейтральным и основным обстоятельствам.

Для допроса подсудимого, признающего себя виновным, целесообразно избирать тактические приемы, обеспечивающие полное, всестороннее и объективное выяснение всех обстоятельств дела. Несмотря на признание подсудимым своей вины, зная его желание смягчить ее, необходимо вести допрос таким образом, чтобы детально выяснить обстоятельства совершенного преступления, его мотивы, круг соучастников и т. д. Выяснение этих данных необходимо, чтобы проверить другими доказательствами показания подсудимого, а также для установления, имеет ли место самооговор. Следует выяснять причины совершения преступления, обстоятельства, которые подсудимый использовал для этого. Такие сведения помогают установить условия формирования преступного умысла у подсудимого, его психологию. 

Тактические приемы допроса подсудимого, не признающего себя виновным, должны быть направлены на выяснение и сопоставление отдельных фактов в его показаниях, которые в конечном счете в совокупности с другими доказательствами убедят суд в виновности или невиновности подсудимого. 
Допрос подсудимого ведется в форме перекрестного допроса. Знание материалов дела позволяют судьям, прокурору при наличии противоречий в показаниях подсудимого использовать в ходе допроса приемы, которые помогают получить от него соответствующие сведения, проверить сообщаемые факты, вскрыть ложность даваемых показаний. В их числе: а) постановка перед подсудимым неожиданных вопросов, вопросов «издалека», по форме кажущихся несущественными, но все дальше заводящих подсудимого в «ловушку», пока он не окажется в затруднении в силу противоречивости данных им же самим показаний; 
б) постановка перед подсудимым вопросов, ответы на которые не были ни защитником, ни самим подсудимым заранее продуманы, направленность которых ему не ясна. Это затрудняет быстрое ориентирование подсудимого в имеющихся в материалах дела дать выгодный для себя ответ.
в) допрос подсудимого по мере рассмотрения отдельных обстоятельств дела. Данный прием позволяет более подробно допросить подсудимого и сразу же сопоставить его показания с рассмотренными обстоятельствами дела; 
г) обращение к лучшим сторонам подсудимого может привести к тому, что он прекратит запирательство и расскажет суду правду. 
Специфична тактика допроса подсудимого, который на предварительном следствии признавал себя виновным, а в суде стал вину отрицать. В таких случаях прежде всего необходимо выяснить причину изменения показаний и определить, в чем конкретно это изменение мотивировано. Не зная подлинной причины изменения показаний, нельзя избрать и эффективные тактические приемы допроса. Подсудимого, отказавшегося от своих показаний, целесообразно подвергнуть очной ставке между ним и другими подсудимыми, свидетелями, потерпевшими. 

3.2. Допрос потерпевшего.

Тактика допроса потерпевшего обусловлена главным образом его процессуальным статусом, особенностями процесса формирования его показаний, заинтересованностью в исходе дела, другими объективными и субъективными факторами. На формирование показаний потерпевшего существенно влияет факт посягательства на него самого или на его имущество. В большинстве случаев этот фактор определяет полноту и точность восприятия потерпевшим обстоятельств расследуемого преступления, а в последующем — полноту и точность его показаний.

Нельзя не учитывать, что возникающие в момент преступного посягательства страх, боль, физические страдания, возбуждение и напряжение, вызванные борьбой, а также личностными, интимными переживаниями в случаях совершения половых посягательств, формируют сложное психическое состояние, заметно влияющее на процесс восприятия и запоминание потерпевшим обстоятельств совершенного преступления. Особо грубое физическое насилие, острые психические переживания, характерные для посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность, могут привести даже к частичному или полному выпадению из памяти пережитого события.

Психофизическое состояние потерпевшего, пережившего нервное потрясение в связи с преступлением, служит причиной того, что в его показаниях могут быть преувеличение опасности пережитого посягательства; пробелы в описании события преступления; непоследовательность изложения и др. Момент допроса потерпевшего определяется с учетом его физического и психического состояния. Если оно позволяет произвести допрос, то сделать это лучше как можно быстрее. Показания, полученные сразу же после совершенного преступления, бывают более полными и достоверными, так как в них еще не привнесены посторонние детали.

Если потерпевший находится в состоянии сильного нервно-психического напряжения, вызванного событием преступления, немедленный допрос нежелателен, ибо в его ходе он будет вынужден еще раз пережить только что случившееся. Однако и в этом случае не рекомендуется откладывать допрос на слишком долгий срок. Тогда на потерпевшего могут оказать влияние заинтересованные лица, либо запечатленные его памятью, образы подвергнутся забыванию или корректировке под воздействием информации, полученной в результате обсуждения деталей преступления с родными, близкими, знакомыми и т.п.

Тактические приемы допроса потерпевшего применяются с учетом содержания его показаний. Пробелы и неточности в них, вызванные его добросовестным заблуждением, устраняются посредством тактических приемов, направленных на активизацию памяти допрашиваемого для припоминания им недостающих элементов преступного события. Прежде всего, необходимо разъяснить потерпевшему важность его сведений для раскрытия преступления, вовлечь в диалог, чтобы вытеснить из его сознания эмоции, снижающие полноту и точность показаний. Важно также стимулировать ассоциативное мышление потерпевшего. Для этого целесообразно проводить допрос на месте происшествия, однако только с согласия потерпевшего.

В ряде случаев более полные и точные показания потерпевший может дать на повторном допросе, поскольку снова и снова возвращается в мыслях к событию преступления, припоминая его отдельные детали. Поэтому после первого допроса потерпевшему следует разъяснить, что если он вспомнит какие-либо обстоятельства, связанные с преступлением, то об этом следует немедленно сообщить следователю.

Иногда потерпевший умышленно замалчивает отдельные обстоятельства произошедшего, дает ложные показания либо вовсе отказывается говорить. Тогда необходимо, прежде всего, выяснить причину, применить тактические приемы, направленные на преодоление лжи, получение полных и точных показаний.

3.3. Допрос свидетелей.

Если свидетель дал полные ответы на поставленные вопросы, то следователю достаточно задать дополняющие, уточняющие и контрольные вопросы для конкретизации сведений и проверки их достоверности. При наличии в показаниях пробелов и неточностей необходимо их устранить, применив тактические приемы, содержание которых зависит от причин этих дефектов. Причинами неполноты показаний могут быть: а) непонимание того, каких именно сведений от него ждет следователь; б)ошибки восприятия, запоминания и воспроизведения информации; в)негативное психологическое состояние во время допроса и др.

Устранение противоречивости и неполноты показаний, вызванных ошибками восприятия, запоминания и актуализации воспринятого, требует от следователя понимания процесса формирования показаний и действия мешающих факторов, а также использования тактических приемов для оказания допрашиваемому помощи в припоминании фактов, интересующих следствие. Процесс формирования свидетельских показаний состоит из восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе обстоятельств расследуемого преступления.

Свидетельские показания формируются под влиянием различных факторов. К таким факторам относятся: 1) Свойства восприятия и памяти свидетеля: состояние органов зрения и слуха, обоняния и осязания. Разная память накладывает специфический отпечаток на показания свидетелей, в которых одни события изложены полно и точно, а другие — в общих чертах. 2) Физическое и психическое состояние в момент восприятия. Болезненные ощущения, нервное расстройство, усталость, опьянение, сильное душевное волнение и другие факторы неблагоприятно влияют на процесс формирования свидетельских показаний. 3) Направленность внимания обусловливает целенаправленное или непреднамеренное восприятие. В следственной практике чаще встречается второй вид восприятия, поэтому для получения полных показаний следователю нужно применять тактические приемы, призванные помочь допрашиваемому в припоминании забытых обстоятельств. Здесь должна быть задействована эмоциональная память. 4) Патологические дефекты психики и нервной системы могут влиять на процесс формирования свидетельских показаний весьма существенно. В сложных случаях рекомендуется назначить судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, но только с согласия свидетеля. 5) Обстановка восприятия: удаленность от наблюдаемого события, условия видимости, наличие или отсутствие препятствий, которые могут поглощать звуки, состояние погоды и др. 6) Промежуток времени, прошедшего со дня восприятия до момента дачи показаний. Чем он больше, тем выше вероятность искажения, полной или частичной утраты воспринятой свидетелем информации. 7) Склонность к фантазированию. Основная сложность получения показаний здесь состоит в том, чтобы отличить заведомую ложь от фантазии свидетеля, отделить достоверные показания от вымышленных. В этой ситуации от следователя требуется умение формулировать и задавать допрашиваемому контрольные и уточняющие вопросы. 8) Обстановка допроса свидетеля должна быть спокойной и деловой, не нарушаемой внешними раздражителями. Если свидетель отказывается от дачи показаний либо дает заведомо ложные показания, необходимо выяснить причины, по которым это делается.

Соответственно действующим причинам применяются тактические приемы, основанные на разъяснении свидетелю, что:

- подозреваемый (обвиняемый) станет не опасен, если будет изобличен в совершении преступления и привлечен к уголовной ответственности;

- его показания имеют важное значение для разоблачения преступников;

помогая раскрыть преступление, он помогает укреплению законности и т.п.

В некоторых случаях бывает тактически уместно напомнить об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний; предъявление свидетелю доказательств; производство очных ставок; предъявление свидетеля для опознания и т.д.

3.4. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля.

Тактика допроса несовершеннолетних обусловлена особенностями их психики (повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и др.), незначительным жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов. Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, должен обратить особое внимание на степень развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенностей характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса. Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних в возрасте 15 – 17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду.

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточиться на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых малолетним следует предоставлять возможность отвлечься, успокоиться. Основным средством изобличения лжи малолетних являются приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу «духа противоречия», свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи. Эффективным может оказаться и повторный допрос с учетом следующих моментов. Если на повторном допросе ребенок (подросток) слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом воздействия взрослого. Существенные отличия в деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю, формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения. При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

Проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что, хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия.

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства. Если было совершено половое преступление, то потерпевший может умалчивать о некоторых обстоятельствах или даже отрицать их. Нельзя не учитывать также и то, что на потерпевшего оказывают влияние родные, близкие, друзья обвиняемого. Все это определяет формулировки задаваемых ему вопросов и помогает наметить пути последующей проверки его показаний.

Заключение.

В целях своевременного и полного осуществления возложенных на органы предварительного расследования задач их должностные лица совершают многообразные, различные по своему характеру действия. Все эти действия выполняются на основе общих условий предварительного следствия. Однако, среди всех действий особое значение имеют действия по собиранию доказательств. Одним из таких действий является допрос.

Допрос – распространенный способ получения доказательств, но и в то же время – сложнейшее следственное действие, как с точки зрения уголовно-процессуального законодательства, психологии, так и с точки зрения криминалистической тактики. Допрос является не только эффективным, но и во всех случаях предварительного расследования необходимым следственным действием. Без допросов не может обойтись ни одно уголовное дело. Допрос состоит в получении следователем, дознавателем, судом от свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого показаний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Специфика процессуального положения допрашиваемых лиц предопределяет некоторые особенности допроса. Свидетель может быть допрошен о любых, относящихся к уголовному делу обстоятельствах, в том числе о личности обвиняемого, потерпевшего и своих взаимоотношениях с ними и другими свидетелями. Потерпевший также может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, в том числе о своих взаимоотношениях с подозреваемым, обвиняемым. На любой стадии производства допроса должна быть обязательно изучена личность допрашиваемого, так как для получения полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что находит отражение в применении тактических приемов при производстве допроса, то есть методов установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия.

Список рекомендуемой литературы:

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (редакция от 13.07.2015).

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (редакция от 29.06.2015).

Учебная и научная литература:

4. Аминов И.И. Юридическая психология. Учебное пособие.- Москва: Юнити- Дана, 2014.- 271 с.

5. Жижина М. Основы криминалистической тактики судебного допроса в гражданском (арбитражном) процессе.- Москва: Юстицинформ, 2012.- 96 с.

6. Кузнецова С., Кобцова Т. Тактика допроса несовершеннолетних.- Москва: Юнити - Дана, 2014.- 93 с.

7. Манова Н., Францифоров Ю. Уголовный процесс. Краткий курс лекций.- Москва: Юрайт, 2014.- 160 с.

8. Рыжаков А. П. Допрос. Основания и порядок производства.- Москва: Дело и Сервис, 2014.- 192 с.

Особенности проведения допроса лиц с различным процессуальным статусом