Система государственных судебно-экспертных учреждений в России
План:
Введение………………………………………………………………..………….3
1.История развития судебных экспертных учреждений России………………..4
2. Система государственных судебно-экспертных учреждений в России…..…7
2.1.Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции…………..…….7
2.2.Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел..9
2.3.Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения……...11
2.4Судебная экспертиза в таможенных органах……………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………16
Введение.
Государственными судебно - экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.
Процессуальное законодательство допускает производство судебных экспертиз как сотрудниками экспертных учреждений, так и другими лицами, обладающими специальными познаниями. Однако основная масса судебных экспертиз производится в государственных экспертных учреждениях. В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Министерства здравоохранения. Соответствующие учреждения имеются также в ФСБ и в МО РФ.
Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении судебно-медицинской экспертизы. Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть краткие сведения из истории развития судебных экспертных учреждений России;
2. рассмотреть систему судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции;
3. рассмотреть систему экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел;
4. рассмотреть систему судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения;
5. рассмотреть систему судебной экспертизы в таможенных органах.
Объект исследования - судебно-медицинская экспертиза. Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. История развития судебной экспертизы и судебных экспертных учреждений России.
Обращение правосудия к помощи науки отмечается в истории судебной экспертизы достаточно давно. В России врачебные освидетельствования проводились эпизодически в XVI и XVII вв. Годом официального становления судебной экспертизы считают 1716 г., когда Воинским уставом Петра 1 было предписано привлекать лекарей для исследования повреждений на одежде и теле пострадавшего.
Кроме использования в судебной экспертизе медицинской науки развитие получили и другие отрасли знания. В России в XVI в. проводилось сличение почерков при рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах. При необходимости исследования рукописных документов следовало обращаться к дьякам. Позднее, в своде законов Российской империи 1857 г., указывалось, что рассмотрение и сличение почерков производится по назначению суда сведущими в том языке, на коем написаны и подписаны сличаемые документы. Такое исследование поручалось секретарям присутственных мест, учителям чистописания или другим преподавателям. Характерно, что уже в тот период при сравнении отбирались и образцы почерка. Какой-либо четкой методики проведения сравнения не было, и “экспертами” излагалось свое субъективное мнение о сходстве или различии почерков на представленных документах. Для исследования документов, регулирующих имущественные отношения - завещаний, векселей и других в начале XIX в. в России были созданы врачебные управы, которым было вменено заниматься производством такого рода исследований.
Первым в истории России учреждением, в котором начала формироваться судебная экспертиза, стала Санкт-Петербургская академия наук. В XIX в. объем судебно-экспертной деятельности Академии наук увеличился, появились новые объекты исследования, в том числе взрывчатые вещества и предметы со следами взрыва. Наиболее активно развивалось химическое исследование документов.
Судебная реформа 1864 года существенно изменила процесс судопроизводства в России и оказала влияние на дальнейшее развитие судебных экспертиз. Она регламентировала процесс предварительного расследования, получения доказательств, обусловила необходимость более широкого использования научных познаний при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Особо следует отметить вклад Академии наук в становление направления судебной экспертизы - экспертизы документов.
Начиная с 1906 года в России официально вводится дактилоскопическая регистрация, и уже в 1912 году В.И. Лебедевым проводится первая такая экспертиза. В 1913 году кабинет научно-судебной экспертизы открылся при прокуратуре Московской судебной палаты. Квалифицированные сотрудники и новейшее по тому времени оборудование позволили с самого начала деятельности кабинетов обеспечить достаточно высокий уровень судебных экспертиз. При этом использовались методы фотографии, дактилоскопии, химии, микрохимии, за исключением судебно-медицинских исследований. Кроме того, инструкция предусматривала в функциональных обязанностях сотрудников кабинетов применение научных методов и технических средств на местах преступлений.
С 1919 г. по решению Коллегии НКВД РСФСР при Центророзыске начал работу кабинет судебной экспертизы, ставший основой научно-технической службы уголовного розыска. Эту дату принято считать днем зарождения экспертно-криминалистической службы российских органов внутренних дел.
В январе 1928 г. в Москве были открыты первые курсы экспертов. Криминалистические экспертные учреждения развивались, укреплялись материально, пополнялись подготовленными кадрами. В 1932 г. был образован общесоюзный НТО сначала в составе оперативного отдела Главной инспекции милиции ОГПУ, затем в качестве отделения отдела уголовного розыска Главного управления милиции НКВД СССР.
В 1940 г. научно-технические отделения, группы, кабинеты в органах внутренних дел образовали широкую сеть криминалистических подразделений. Успешно функционировало 30 НТО (НТГ), в каждом из них работало от 2 до 5 экспертов. Они ежегодно выполняли десятки тысяч различных криминалистических экспертиз, производили осмотры мест происшествий, обучали оперативный состав использованию технико-криминалистических методов и средств при раскрытии преступлений. В 1969 г. создается практический орган Центральная криминалистическая лабораторию при Оперативно-техническом управлении МВД СССР. В 1977 г. ЦКЛ была преобразована в Центральную научно-исследовательскую криминалистическую лабораторию МВД СССР. В 1983 г. ЦНИКЛ вливается в состав ВНИИ МВД СССР и образует НИЛ-6.
Наряду с развитием головных научно-практических учреждений судебной экспертизы, происходили серьезные преобразования всей системы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Начиная с 1940 г. научно-технические подразделения были выведены из уголовного розыска и стали самостоятельными подразделениями милиции. К середине 60-х годов службы криминалистики, оперативной, специальной техники, зарождающейся вычислительной техники и связи были объединены в единую службу, получившую название оперативно-технической. Бурное развитие науки и техники, повлекшее объективную необходимость более глубокой специализации в развитии криминалистики, привело к выделению в составе милиции в 1981 г. экспертно-криминалистической службы. Это позволило более четко определить ее задачи и функции, положительно отразилось на результативности использования криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений.
В 1970 г. было воссоздано Министерство юстиции СССР и институт был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз. В 1994 г. институт был преобразован в Российский федеральный центр судебных экспертиз, который представляет собой коллектив высококвалифицированных научных сотрудников и экспертов.
2. Система государственных судебно-экспертных учреждений в России.
Процессуальное законодательство допускает производство судебных экспертиз как сотрудниками экспертных учреждений, так и другими лицами, обладающими специальными познаниями. Однако основная масса судебных экспертиз производится в государственных экспертных учреждениях. В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Министерства здравоохранения. Соответствующие учреждения имеются также в ФСБ и в МО РФ.
2.1 Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции.
Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет Российский Федеральный Центр судебной экспертизы. Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются: региональные центры судебной экспертизы, центральные лаборатории судебной экспертизы и лаборатории судебной экспертизы. Некоторые лаборатории судебной экспертизы в городах своей зоны обслуживания имеют филиалы или экспертные группы.
Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции производят судебные экспертизы по уголовным и гражданским делам. Головным экспертным учреждением этой системы является Российский Федеральный Центр судебной экспертизы, где осуществляются научные разработки и создаются новые методики исследования вещественных доказательств, а также производятся судебные экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов. Российский Федеральный Центр судебной экспертизы, как правило, производит либо повторные и особо сложные экспертизы, которые по каким-либо причинам не могут выполняться в других экспертных учреждениях, либо первичные экспертизы для судебных и следственных органов следующих регионов: Москва, Московская, Брянская, Тверская, Смоленская области. Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз. Некоторые из этих лабораторий имеют филиалы или экспертные группы в других городах зоны. Дислокация и зоны деятельности этих экспертных учреждений определяются Министерством юстиции России.
Центральные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз осуществляют экспертизы большинства родов и видов. Каждая центральная лаборатория имеет основную и дополнительную зоны обслуживания. В пределах основной зоны выполняются все роды и виды судебных экспертиз. В дополнительной зоне только те, которые не производятся в зональной научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз. Последние обычно выполняют традиционные криминалистические, автотехнические, бухгалтерские и некоторые экспертизы веществ и материалов. Исключением является Московская научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз, где производятся только судебно-бухгалтерские, планово-экономические, пожарно-технические и строительно-технические экспертизы. Остальные виды экспертиз для Москвы и Московской области, как это уже указывалось выше, выполняются Российским Федеральным Центром судебной экспертизы.
Некоторые научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз в городах своей зоны обслуживания имеют филиалы или экспертные группы, где выполняются наиболее актуальные для данного региона виды экспертиз. Как правило, это автотехнические, бухгалтерские, традиционные криминалистические, но могут быть и другие роды экспертиз.
2.2 Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел.
Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел производят экспертизы в рамках уголовного судопроизводства, а также предварительные исследования. Эти экспертные учреждения не выполняют судебные экспертизы по гражданским делам. В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России эти экспертные учреждения не выполняют судебные экспертизы по гражданским делам. Как правило, инициируются экспертизы следователями или дознавателями органов внутренних дел, реже прокуратурой и судом.
Централизованное руководство экспертными подразделениями осуществляет Экспертно-криминалистический центр МВД России. Кроме того, экспертные подразделения на местах входят в структуру региональных управлений или отделов внутренних дел. В Экспертно-криминалистическом центре производятся наиболее сложные, комплексные и повторные судебные экспертизы, а также экспертизы и исследования по многоэпизодным уголовным делам, когда преступления совершены в различных регионах страны и расследованием занимается следственный комитет МВД России. Наряду с этим в научно-исследовательской лаборатории экспертно-криминалистического центра осуществляются разработки, направленные на совершенствование существующих и создание новых методов и методик предварительных и экспертных исследований. Экспертно-криминалистический центр, выполняя свои организационно-методические функции, внедряет разработанные методики в экспертную и следственную практику.
Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и научными сотрудниками Экспертно-криминалистического центра, чрезвычайно широк это экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов. Наряду с экспертизами в Экспертно-криминалистическом центре производятся проверки по криминалистическим учетам пуль, гильз и боеприпасов для установления оружия; поддельных бумажных денег и документов, поддельных монет для установления способа их изготовления и выявления источника происхождения; реконструкции лица по черепу с целью воссоздания прижизненного облика; составление композиционных портретов по описаниям признаков внешности и многое другое.
Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют Экспертно-криминалистические управления республик, краев, областей и крупных городов, где осуществляются практически все те же роды и виды экспертиз и предварительных исследований, что и в ЭКЦ МВД РФ; экспертно-криминалистические отделы областей и районов, городов, где производятся, в первую очередь, основные традиционные виды экспертиз: трасологические, баллистические, почерковедческие, фототехнические, технико-криминалистические экспертизы документов, а также часто фоноскопические, пищевые и экспертизы веществ и материалов.
Головным руководящим экспертным, научно-методическим и контролирующим органом экспертно-криминалистической службы МВД России является Экспертно-криминалистический центр МВД России. Экспертно-криминалистические и иные экспертные подразделения, созданные федеральными органами исполнительной власти, при выполнении функций по организации и производству судебных экспертиз выступают в качестве государственных судебно-экспертных учреждений, наделенных соответствующими обязанностями, правами и ответственностью.
2.3 Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения.
Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений. Судебно-медицинские экспертные учреждения - бюро судебно-медицинской экспертизы для исследования различных объектов имеет отделы: судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц; судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов в целях установления или исключения признаков насильственной смерти, определения ее причины, давности наступления; производство судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. Они обязаны инструктировать врачей-экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать врачей-экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать качество заключений экспертов и в необходимых случаях оповещать следственные и судебные органы о выявленных недостатках. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро судебно-медицинской экспертизы подчиняются Главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения. Головным учреждением является НИИСМ. К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут привлекаться профессора, доценты, преподаватели кафедр и курсов судебной медицины медицинских институтов и университетов, специалисты учреждений здравоохранения.
В системе органов здравоохранения РФ также осуществляются судебно-психиатрические экспертизы. Стационарные судебно-психиатрические экспертизы проводятся в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических стационаров или общих отделениях психиатрических больниц. Амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы проводятся специально создаваемыми для этих целей судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, которые функционируют при психиатрических или психоневрологических учреждениях. Персональный состав комиссии (не менее трех специалистов) ежегодно утверждается органом здравоохранения.
Основаниями производства судебно-психиатрической экспертизы, в том числе комплексной психолого-психиатрической и сексолога - психиатрической, является постановление или определение суда, судьи, дознавателя, следователя, прокурора о назначении экспертизы.
Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке. В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в государственное судебно-экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица.
Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, в том числе и судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, возложено на главного психиатра медицинского управления региона. Государственные судебно-экспертные учреждения существуют, кроме того, в Минобороны, ФТС, ФСБ, ФСКН России. В последние годы в России создана сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, лабораторий и экспертных центров. В систему судебно-медицинских экспертных учреждений Минздрава России в настоящее время входят:
- Государственное учреждение Российский центр судебно-медицинской экспертизы (ГУ РЦСМЭ), расположенный в городе Москве;
- региональные бюро судебно-медицинской экспертизы;
- бюро судебно-медицинской экспертизы городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Все перечисленные учреждения являются юридическими лицами. РЦСМЭ находится в непосредственном подчинении Минздрава России, а бюро судебно-медицинских экспертиз - в подчинении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Судебно-психиатрическая экспертиза, так же как и судебно-медицинская, криминалистическая и любая иная экспертиза, содействует органам правосудия в установлении истины по делу. Она помогает им решать вопросы, имеют ли они дело с преступником или же с невменяемым, психически больным человеком; не подлежит ли осуждённый к лишению свободы досрочного освобождению из-за психического заболевания из мест заключения; могут ли следователь и суд допросить свидетеля или потерпевшее лицо с теми или иными психическими дефектами и использовать их показания в качестве источника судебных доказательств. Такая экспертиза оказывается необходимой в гражданском процессе при разрешении судом вопроса о дееспособности.
Заключение.
Итак, мы рассмотрели краткие сведения из истории развития судебных экспертных учреждений России; систему судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции; систему экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел; судебно-медицинскую экспертизу МО РФ; систему судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения, а также систему судебной экспертизы в таможенных органах.
Развитие и совершенствование судебной системы является одной из приоритетных задач Российской Федерации. Процессуальное законодательство допускает производство судебных экспертиз как сотрудниками экспертных учреждений, так и другими лицами, обладающими специальными познаниями. Однако основная масса судебных экспертиз производится в государственных экспертных учреждениях. В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Министерства здравоохранения. Соответствующие учреждения имеются также в ФСБ и в МО РФ.
Результаты производства судебных экспертиз активно используются в целях установления фактов и обстоятельств практически по каждому из рассматриваемых уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 №73-ФЗ (редакция от 25.11.2013).
Учебная и научная литературы:
3. Агафонов В., Филиппов А. Криминалистика. Краткий курс лекций. Москва: Юрайт, 2013. 192 с.
4. Клевно В. Судебно-медицинская экспертиза. Сборник нормативно-правовых актов. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 384 с.
5. Пузин С., Клевно В., Лаврова Д., Дымочка М. Судебная медико-социальная экспертиза. Правовые и организационные основы. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 128 с.
6. Старовойтова И., Саркисов К., Потехин Н. Медицинская экспертиза. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 688 с.
Система государственных судебно-экспертных учреждений в России