Место региональных органов административной власти в управлении (на примере Красноярского края)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 2

ГЛАВА 1. Место административной власти в управлении

1.1.Государственное управление……………………………………….... 5

1.2.Понятие, содержание и основные принципы административной власти ……………………………………………………………………… 7

ГЛАВА 2. Формы реализации административной власти

2.1.Методы воздействия органов административной власти на

управляемые объекты ………………………………………………………………………..... 11

2.2. Целевые программы - практическая реализация государственных программ органами исполнительной власти ………………………….. 16

ГЛАВА 3. Место региональных органов административной

власти в управлении (на примере Красноярского края)

3.1. Органы государственной власти в Красноярском крае………………………………………………………………………... 20

3.2.Организация органов административной власти Красноярского края………………………………………………………………….....…. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………......................................... 28

Список использованной литературы …………………………………... 31


Введение

В нашем современном мире, весьма актуален вопрос управления, государства в целом и его деятельности. Объектом исследования данной курсовой работы является административная власть, а именно ее основные принципы, методы воздействия на управляемые объекты, целевые программы и т.д. Предметом курсовой работы является место административной власти в управлении.

Государство можно рассматривать как средство управления, осуществляемого в интересах социальной группы, класса или всего народа, как инструмент властвования. В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Все свои основные задачи государство решает с помощью административной власти через единство воли. Административная власть, одна из основных функций верховной власти. Через правотворческую функцию верховная власть осуществляет законодательное регулирование государственной жизни, определяет ее стратегию и основные цели, через функцию управления она претворяет свои решения в жизнь, исполняет их, реализует. Значение этой функции верховной власти высоко, поскольку, за исключением законодательной и судебной практики, все остальные вопросы государственной жизни в большей или меньшей степени подпадают под сферу деятельности административных органов. Административная власть - это управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами.

В условиях общественно-политических, социально-экономических и государственно-правовых преобразований, происходящих в Российской Федерации, перестраивается и административная власть, а также система органов, ее осуществляющих. В связи с этим изучение проблем функционирования административной власти в Российской Федерации приобретает особое значение.

Итак, актуальность темы исследования административной власти выражается в том, что данная власть имеет универсальный характер во времени и в пространстве, т. е. осуществляется непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организаций. Государственная администрация сама обеспечивает безопасность страны и ее жителей, осуществляет защиту слабых, создает систему административной опеки. И она же создает условия для того, чтобы механизмы саморегуляции действовали во всех сферах общественной жизни.

Структура курсовой работы: титульный лист, содержание, введение, основная содержательная часть, заключение, список используемой литературы.

Цель курсовой работы: выявить роль и место административной власти в управлении, способы повышения эффективности государственного управления и административной власти, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства. 

Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:

- изучить основные положения административной власти: понятие, содержание, функции, принципы;

- определить формы реализации административной власти;

- выявить роль и место административной власти в управлении в Российской Федерации (на примере Красноярского края).

- показать практически роль и место органов административной власти на примере реализации целевых программ.


ГЛАВА 1. Место административной власти в управлении

  1. Государственное управление

Место административного права определяется его назначением, основным содержанием которого является обеспечение исполнения законов РФ и его субъектов, на всей территории РФ органами государственной и исполнительной власти. При исполнении законов, административное право, занимая свое особое место, неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из сферы действия административно-правового регулирования и контроля (административного права).

В этой связи административное право, занимая свое место в правовой системе, взаимодействует со следующими отраслями:

1. Конституционным правом. Нормы административного права конкретизируют нормы конституционного права, и определяют правовой механизм и правила реализации прав и свобод граждан; определяют компетенцию различных звеньев исполнительной власти в РФ. Т.е. место административного права в правовой системе находится вблизи конституционного права.

2. Административное право взаимодействует с гражданским правом, предметом изучения которого являются имущественные и личные неимущественные отношения. Нормы Административного права регулируют порядок реализации этих отношений, определяют порядок создания и деятельность юр лиц как государственных, так и негосударственных. Нормы административного также регулируют отношения между органами исполнительной власти по управлению государственным и муниципальным имуществом, а также порядок наделения государственных и муниципальных учреждений соответствующим имуществом. Таким образом, место административного права находится в соприкасании с гражданским.

3. Административное право и уголовное право. Соотношение между ними обусловлено сходством юридического состава административно-правовых правонарушений и преступлений. Причём наиболее общим является объект посягательства, а также объективная сторона, причинно-следственной связи, в которой приводит в одном случае к административной или к уголовной ответственности.

4. Административное право и Трудовое право. Их взаимосвязь обусловлена сходством предмета регулирования, поскольку в трудовом праве это организационно- управленческие отношения в сфере труда, в административном отношении сфере гос. управления. А также в сходстве метода регулирования, поскольку в обеих отраслях используется метод государственно-властных предписаний. В отличие от отношений, регулируемых трудовым правом, в котором субъекты равноправны при заключении трудового договора, в административном отсутствует равенство сторон, поскольку обязательной стороной выступают органы исполнительной власти, либо его должностное лицо, применяющее государственно-властные предписания в отношении другой стороны, также обязаны исполнить требование закона.

Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление, в широком смысле слова, как управление делами государства, то оно осуществляется всеми органами государства и реализуется в следующих видах деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; административная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Конституция РФ устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В узком смысле слова государственное управление - это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне РФ, так и ее субъектов.

В системе государственной администрации РФ по правовому положению выделяют 3 вида администраций: федеральная; субъектов Федерации; государственных предприятий, учреждений, органов и пр.

  1. Понятие, содержание и основные принципы административной власти

Начиная с момента вступления в силу Конституции РФ 1993 года, которая установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения властей, в России начато создание правового государства.

Административная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, административная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Орган административной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих. Административная власть обладает значительным числом как конституционных, так и закрепленных в иных нормативных правовых актах полномочий во всех сферах осуществления государственной власти. Возрастание роли административной власти - это закономерный процесс, происходящий не только в нашей стране, но и других государствах.

Характерной чертой административной власти является наличием четкой, иерархически выстроенной системы органов управления и профессиональных служащих, которыми они укомплектованы. В их распоряжении имеются материальные и денежные средства, людские и информационные ресурсы. Поэтому вопрос об устройстве административной власти является одним из важнейших в формировании эффективной российской государственности. Первоочередное внимание при этом уделяется поиску оптимизированных структур административной власти и их взаимоотношения, правильному определению компетенции каждого её органа и должностного лица, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации и ответственности всех государственных служащих.

Органы административной власти наделены правом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках закона, и издавать нормативные-правовые акты. Все они должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, то есть быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется распорядительной.

Основными направлениями деятельности органов административной власти являются:

- Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации в том числе научной;

- Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей в той или иной управляемой деятельности;

- Организация управляющей и управляемой подсистем (например, создание органов управления, определение их функций, подчиненности, прав и обязанностей, подбор и расстановка кадров и т.д.);

- Правовое регулирование – установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур;

- Общее руководство и оперативно-распорядительная работа;

- Согласование действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;

- Контроль – проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятие мер, в том числе и к нарушителям установленного порядка;

- Учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности и, в частности, её конечных результатов;

- Методическое руководство;

- Кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование.

Органы административной власти в своей деятельности по выполнению возложенных на них задач и функций руководствуются рядом принципов.

Принцип народовластия, означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.

Принцип верховенства закона предполагает формирование субординированной правовой системы государства в соответствии с юридической силой тех или иных нормативных правовых актов.

Высшей юридической силой обладает главный закон государства – Конституция России, которой должны соответствовать все другие нормативные правовые акты и акты применения права.

Итак, исходя из вышеизложенного, государственное управление - это целенаправленная организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов административной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства). Существует два подхода к определению понимания государственного управления.

1. Широкое понимание - это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами административной власти, суда и прокуратуры. В этом понимании государственное управление - более широкое понятие, чем исполнительная власть.

2. Узкое понимание - это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д. В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.

1
ГЛАВА 2. Формы реализации административной власти

  1. Методы воздействия органов административной власти на управляемые объекты

Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. В числе инструментов, широко используемых в системе государственного управления, находятся разработка и реализация целевых программ. Целевая программа - это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам (финансовым, кадровым и др.), и направленных на достижение определенной цели (задачи). По уровню их разработки и утверждения делятся на: федеральные; региональные; муниципальные. По видам делятся на: долгосрочные; ведомственные; федеральная адресная инвестиционная программа.

Под формами реализации административной власти чаще всего понимают внешне выраженные действия органа административной власти (должностного лица), осуществляемые в рамках его компетенции и вызывающие определенные последствия.

Каждый орган административной власти либо его представитель (должностное лицо) в силу закрепленной за ними компетенции имеют возможность действовать тем или иным образом в тех или иных конкретных ситуациях. Превращение такой возможности в реальность предполагает в обязательном порядке совершение ими определенных действий.

Подобные действия выражают содержание государственно-управленческих функций, в них реализуется компетенция данного субъекта управления. Форма реализации административной власти должна соответствовать: характеру данной функции, компетенции органа административной власти, особенностям конкретного субъекта управления.

Формы реализации административной власти различаются в зависимости от объекта управления (вида правоотношений) - на внешнюю (при выполнении органом административной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих общественных связей) и внутреннюю (при решении своих внутриорганизационных вопросов);

- По способу выражения - на словесную (письменная и устная) и конклюдентную (с помощью условных знаков, изображений);

- По характеру вызываемых последствий - на правовые и неправовые.

Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов управления, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений между субъектом и объектом управления либо имеют иное правовое значение. Основными и наиболее значимыми правовыми формами реализации административной власти являются принятие органами административной власти нормативных правовых актов и издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов в случае применения норм права к конкретным индивидуумам, поэтому последние акты и называются индивидуальными. Но органами административной власти на основе действующего законодательства могут совершаться, кроме того, действия, имеющие иное правовое значение, например: представление обязательных отчетов; осуществление обязательной государственной регистрации; выдача документов, подтверждающих наличие специального права (в частности, на вождение транспортных средств).

Неправовые формы реализации административной власти именуются так потому, что не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, - они не порождают, не изменяют и не прекращают административно-правовые отношения. Однако их роль велика, поскольку они обеспечивают выполнение органами административной власти своих государственно-властных полномочий. Неправовые формы осуществления административной власти могут предшествовать правовым, сопутствовать им либо следовать за ними. Одной из неправовых форм является осуществление организационных действий, которые составляют значительную часть повседневной работы органов административной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров и т.д. Другой неправовой формой реализации административной власти является выполнение материально-технических действий. В управленческой деятельности они носят вспомогательный характер. Это сбор и анализ информации, проведение исследований и разработок, подготовка к изданию и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т.д. Большинство организационных и материально-технических действий совершают государственные служащие, замещающие ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы, а также другие специалисты и вспомогательный персонал органа административной власти.

Что касается методов воздействия органов административной власти на управляемые объекты, то в общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций административной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности и достижения ее целей.

Составляющими частями методов деятельности административной власти являются способы: воздействия, обеспечения, организации и достижения целей управления.

Методы государственного управления имеют следующие особенности:

- Выражают управляющее воздействие субъектов административной власти. В них находит свое выражение государственный (публичный) интерес, воля государства;

- Выражают принадлежащие государству полномочия юридически властного характера;

- Являются средством реализации закрепленной за органами управления компетенции;

Следует различать метод правового регулирования управленческих общественных отношений и метод управления. Главный критерий их разграничения в том, что: метод правового регулирования - функция административного права; метод управления - функция субъекта административного права.

Методы правового регулирования распространяются на всех участников регулируемых общественных отношений, включая и эти органы (должностных, лиц), в то время как методы управления используются только ими.

Методы государственно-управленческой деятельности производны от методов административно-правового регулирования. Следует также различать:

- Методы управляющего воздействия; они всегда имеют внешнее юридически властное значение и выражение и являются собственно методами управления;

- Методы организации работы, аппарата управления; они имеют чисто внутриаппаратное значение;

- Методы совершения отдельных управленческих действий; это методы процедурного характера.     

Наиболее распространенным является выделение двух групп методов - административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия на объекты управления, которое имеет императивный (директивный) характер. Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых (будь то гражданин или предприятие и т.п.).

Универсальными способами воздействия на сознание и волю людей являются методы убеждения, поощрения и принуждения.

Убеждение - воздействие на сознание и волю управляемого субъекта и через них на поведение путем разъяснительных, воспитательных, организационных мер (просвещение, пропаганда, агитация, объяснение) для формирования или изменения системы ценностей, ориентации. Он проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования.

Поощрение - установление и реализация мер, стимулирующих совершение полезных действий (с точки зрения поощряющего), повышение положительных результатов деятельности. Поощрение персонифицировано, косвенно воздействует на волю поощряемого, оказывая стимулирующее воздействие путем морального одобрения, наделения определенными правами, материальными ценностями и может применяться к коллективным и индивидуальным субъектам.2

Административное принуждение используется как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, выполняет карательную функцию. Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Административное взыскание - это наказание, применяемое в установленном законом порядке уполномоченным органом (должностным лицом) к виновному физическому и юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном или материальном воздействии на виновного или во временном лишении его специального права.

Конкретное содержание административно-правовых методов достаточно разнообразно:

-Установление правил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или частного характера;

- Утверждение конкретных (адресных) заданий;

- Предписания о совершении определённых действий;

- Назначение на должности;

- Удовлетворение законных притязаний участников регулируемых отношений;

- Запрещение определенных действий;

- Выдача разрешений различного рода;

- Проведение контроля и надзора;

- Материальное и моральное поощрение;

- Применение материальных санкций;

- Разрешение споров между участниками управленческих отношений;

- Установление стандартов;

- Оформление государственных заказов;

- Применение административно-принудительных мер и т.п.

Итак, меры административного предупреждения - способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.

Меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.  

2.2. Целевые программы - практическая реализация государственных программ органами исполнительной власти

В административной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь народа. Исполнение законов, указов, постановлений программ и др. государственных актов, по концепции правового государства, является их главной функцией.

В современной концепции «нового государственного управления», центральным системообразующим элементом является ориентация на достижение результата с помощью новых форм руководства обществом. Программно-целевой подход в государственном управлении осуществляется через формирование и реализацию целевых программ. В России в настоящее время определены два вида таких программ: долгосрочные (ДЦП) и ведомственные целевые программы (ВЦП). Целевые программы - это инструмент государственного управления в регионах.

Ведомственная целевая программа - документ, определяющий цели и задачи органов исполнительной власти края, направленные на осуществление государственной политики в установленных сферах деятельности, отраслях, видах экономической деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов краевого бюджета, и содержащий комплекс мероприятий по их решению, с указанием необходимых финансовых ресурсов, ожидаемых результатов и сроков реализации.

Ведомственные целевые программы включают обоснование целей и задач деятельности органов административной власти края, результаты деятельности органов административной власти края, и разрабатываются на очередной финансовый год и плановый период.

Органы административной власти, осуществляющие государственную политику, структурные подразделения Администрации Губернатора - разрабатывают ведомственные целевые программы в рамках лимитов бюджетных средств, доведенных до главных распорядителей бюджетных средств департаментом финансов администрации на планируемый трехлетний период, с выделением сумм (по каждому году планового периода и главному распорядителю бюджетных средств, реализующих мероприятия в рамках ведомственной целевой программы) органу административной власти края либо средств государственной поддержки, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. При определении объема финансирования расходов в плановом периоде лимиты финансирования могут корректироваться с учетом изменений целей, задач и полномочий органов исполнительной власти края, установленных правовыми актами РФ с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Для оценки достижения поставленных целей ведомственных целевых программ устанавливаются показатели, характеризующие результат реализации программы (целевые показатели). Целевые показатели отражают изменения социально-экономической среды, на которую направлено действие программы.

Среди основных причин недовыполнения плановых значений показателей можно выделить:

- внешние причины, на которые субъект бюджетного планирования не мог повлиять, такие как: федеральные инициативы изменения методик расчета ряда показателей; негативные климатические факторы (низкий температурный режим воздуха и обильное количество осадков) и т.д.;

- внутренние причины, которые не были учтены при планировании ряда показателей: недостаточное межведомственное взаимодействие по вопросам достижения значения показателей, зависящих от действий нескольких министерств; недостаточная укомплектованность квалифицированными кадрами в отраслях; некорректное планирование, повлекшее за собой переносы сроков ввода объектов капитального строительства и т.д.

Долгосрочные целевые программы обеспечивают эффективное решение наиболее значимых проблем в области социального, экономического, экологического и культурного развития территории.

В заключении второй главы можно сделать вывод, что в основе организации и деятельности исполнительной власти в России лежат принципы, т.е. законодательно закрепленные основные идеи и требования, организационные начала, обуславливающие сущность, наиболее характерные черты и свойства деятельности. Органы исполнительной власти, как федеральные, так и субъектов РФ, базируются на широких и всеобъемлющих основаниях. Форма реализации административной власти - это внешнее оформленное действие органа административной власти (должностного лица), обусловленное его компетенцией. Так как решения и действия органов административной власти направлены на реализацию их задач и функций, то от формы зависит эффект деятельности органов административной власти. При таком подходе различают административно-правовые формы (их применение влечет за собой юридические последствия) и неправовые (организационные) формы реализации административной власти. 3


ГЛАВА 3. Место региональных органов административной власти в управлении (на примере Красноярского края)

3.1. Органы государственной власти в Красноярском крае

Красноярский край - субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа, расположен в Центральной Сибири в бассейне реки Енисей.