Конспект урока по литературе в 6 классе Тема : В. Жуковский «Жаворонок»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
п. Целинные Земли
Переверзева Светлана Александровна
Учитель русского языка и чтения
Тема. В. Жуковский «Жаворонок».
Цель: познакомить учащихся со стихотворением «Жаворонок»; совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения; корригировать связную устную речь, память (через знакомство с новыми словами, составление связного рассказа на заданную тему); воспитывать интерес к творчеству поэта, прививать любовь к природе.
Оборудование: карточка с незнакомыми словами, репродукция с картины И. Левитана «Весна. Большая вода», грамзапись романса М. Глинки «Жаворонок», грамзапись голоса жаворонка.
Ход урока.
Орг. момент.
- Сядет тот, кто назовёт приметы весны.
- Отберите среди данных изображений то, которое по настроению подходит к весне. Объясните свой выбор.
II. Проверка дом. задания.
-Какую сказку закончили читать на прошлом уроке? Почему она так называется? Чья песня прогнала Зиму?
2. Выборочный пересказ.
- Расскажите, как жаворонок спел первую весеннюю песню.
3. Итог.
III. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.
- Какое у нас сейчас время года? Назовите характерные признаки весны.
2. Обобщение.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский.
4. Краткая справка о писателе.
- Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году, 228 лет тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и . В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи.
Жуковского, также как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 157 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.
- Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. (Слушанье голоса жаворонка)
IV. Первичное чтение стихотворения.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?
V. Вторичное чтение.
- Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова.
ЛАЗУРЬ – светло – синий цвет неба.
ЗАРДЕТЬ - начать рдеть, стать рдяным, ярко – красным, вспыхнуть ярко – красным цветом.
VI. Чтение вслух. Анализ содержания. Выборочное чтение.
1 четверостишье: что говорится о лесе? Как вы понимаете значение слова «зардел»?
- Кто принёс весть о приходе весны?
- Где жаворонок запел свою песнь?
- Объясните, что такое «лазурь».
2 четверостишье: докажите строчками из текста, что поэт описывает весну.
- Какое чувство вызвал у него приход весны? Подтвердите строчками из текста.
- Что поэт увидел и услышал, находясь в поле, в лесу весной?
- Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какие краски бы взяли?
VII. Подготовка к выразительному чтению стих-ния.
- Прочитаем стихотворение по строчкам и сделаем зарисовки к каждой строчке и подумаем, как надо прочитать. Анализ каждой строки по плану:
А) Что увидели. Краски.
Б) Звуки, запахи.
В) Чувство.
Г) Как читать – темп, громкость.
На солнце темный лес зардел – тихо, спокойно, прохладно, розовый, темный; медленный темп, умеренная громкость.
В долине пар белеет тонкий – тихо, спокойно, холодно, темный, белый.
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий – голос жаворонка, желтый, голубой, тепло, нежность, радость.
Он голосисто с вышины поет, на солнышке сверкая – радость, счастье.
Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны! – опять радость, ликование.
VIII. Выразительное чтение.
IX. Обобщающая работа.
Работа по репродукции с картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
- Рассмотрите картину. Выскажите своё мнение о том, что на ней изображено.
- Как вы думаете, почему она так называется?
- Какая пора весны на ней изображена?
- Опишите словами небо, деревья.
- Сравните содержание картины со стихотворением. Что между ними общего?
- Какие чувства они у вас вызывают?
- Подготовьте рассказ по картине, употребляя слова и выражения из прочитанных текстов о весне.
2. Рассказ учащихся.
3. Обобщение.
X. Итог урока.
1. - Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились? Кто его написал?
- Понравилось ли вам это стихотворение? Что вам особенно понравилось, запомнилось?
2. Прослушивание романса М. Глинки «Жаворонок».
- Какие звуки весны вы услышали?
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Почему?
XI. Дом. задание.
Стр. 158 выучить стихотворение наизусть.