Анализ легитимности политической власти в России

Введение

На современном этапе обращения к проблеме легитимации государственной власти представляется весьма актуальным, поскольку Российская Федерация идет по сложному пути развития демократических институтов, становления правового государства.

В этих условиях повышается значимость исследования взаимоотношений между обществом и государством с учетом возрастающего интереса со стороны граждан к деятельности властных структур России, в том числе с позиции ее правового обеспечения. При этом необходимо, чтобы общество и государство составляли целостную систему, способствующую поддержанию стабильности, динамизма и безопасности. Формирование такой системы предполагает, помимо прочего, разработку соответствующего современным российским реалиям механизм легитимации государственной власти.

Легитимация государственной власти имеет важное значение в отношении любого государства для обеспечения законности и правопорядка, повышения уровня и качества жизни граждан. Понятие легитимации государственной власти предполагает положительно отношение общества к государственной власти, ее субъектам, форме правления, политическому режиму, что соответственно обеспечивает добровольное признание государственной власти.

Анализ литературы, связанной с проблематикой легитимации политической власти в России, дает возможность выявить ряд монографий и научных статей. Все источники по данной теме можно разделить на следующие группы:

Во-первых, это литература, посвященная непосредственно анализу политической власти и аспектам легитимности. Здесь можно выделить работы следующих авторов: М.Вебер, В.Г.Ледяева, В.В. Ильина, В.А. Гуторова.

Во-вторых, это работы, в которых исследуются различные типы политической легитимности и легитимность в современной России. Здесь можно выделить работы следующих авторов: А.В. Лубского, Л.Е. Бляхера, Т.Л. Огурцовой, И.А. Иванникова, А.А. Дахина.

Объектом данного исследования является легитимность политической власти, предметом – процесс формирования легитимности политической власти в России.

Цель данной курсовой работы заключается в анализе легитимности политической власти в России. Для этого представляется необходимым выполнение следующих задач:

  1. Определение понятие «легитимность» политической власти, а также выявить его сущность.,
  2. Выявить типы легитимности и ее структуру.,
  3. Охарактеризовать кризисы легитимности и найти способы их урегулирования.,
  4. Проследить особенности легитимации в современной России.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретическое исследование легитимности

политической власти.

  1. Понятие и структура легитимности политической власти.

Термин «легитимность»(legitimite) имел несколько значений. Возник он в начале 19 века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite»(законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной. Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти. Легальная власть, обладая качеством юридически-нормативной узаконенности, опирается на официально признанные и открытые обществу нормы. В то же время легальный характер власти не исчерпывается лишь законностью ее происхождения, он требует постоянного следования действующим нормам права. Несмотря на то, что признание за властью права предписывать нормы поведения другим индивидам и субъектам политических отношений традиционно ассоциируется с требованием законности самой власти, легитимность не тождественная легальности. Нередки ситуации, когда легальность и легитимность вступают в острое противоречие друг с другом. В подобных случаях приоритет одного их упомянутых ресурсов власти определяет характер политического режима в стране. Проблема легальности имеет еще одно измерение. В реальной политической практике довольно часто существуют не вполне легальные, полулегальные или совершено нелегальные, но влиятельные структуры власти, претендующие на государственный или даже межгосударственный статус и имеющие легитимность, не сводимую к формально - узаконенности.

«Легитимность – это своеобразный символ веры, представления, которое присутствует в сознании граждан. Оно означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения,обязательные для выполнения. Подобное объяснение принципа легитимности дал М.Вебер, который включил в неё два положения: во-первых, признание власти правителей, и, во-вторых, обязанности управляемых подчиняться ей».

Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, признание ее не только гражданами, но и мировым сообществом. В свою очередь, это оказывается возможным в том случае, если власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Поэтому даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе определенные признаки легитимности (выборность, народное представительство и др.). Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долгое время опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения.

«Однако, определяя легитимность как способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждения в том, что существующие политические институты являются наилучшими» (С.Липсет), не следует полагать, будто подобное убеждение разделяют все граждане. В обществе всегда есть социальные группы, не разделяющие политический курс режима и не принимающие его. Тем не менее, отражая ценности и предпочтения большинства, власть признается наилучшей и ей следует подчиняться, даже несмотря на ее промахи и недостатки».

Следовательно, введение принципа легитимности власти явилось отражением растущей цивилизованности общества. Этот принцип позволяет отличать законно установленную власть (на основе выбора или престолонаследия) от узурпированной, то есть насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д. Кроме того, принцип легитимности определяет границы правомерности использования властью насильственных мер. Наконец, международный аспект принципа легитимности заключается в признанании международным сообществом неправомерности насильственного изменения государственных границ (захват чужой территории) и нарушения режимом конкретной страны норм международного права.

В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествую некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражданам возможность поддерживать власть.

В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. «Так, по мнению австрийского ученого Г.Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны. а потому все свободны и в конструктировании своей жизни, и в отношении власти». Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно её целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционирования политического режима».

«Иной подход в 18 веке предложил английский мыслитель Э.Берк, который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал ее только с конкретным режимом, с конкретными гражданами». По его мнению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворила бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конструированию легитимности.

Таким образом, термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти. В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествую некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражданам возможность поддерживать власть. В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности.

Политическая власть может иметь различные основания и источники легитимности. По источнику легитимности власти можно установить природу и способ ее происхождения. Так, если в качестве источника легитимности выступает какая-либо религия, то можно предполодить, что политическая система будет строиться в соответствии с господствующими в этой религии нормами и ценностями.

Однако знания только источника легитимности недостаточно для выяснения механизма легитимации, т.е. тех способов и приемов, посредством которых политическая власть становится легитимной среди граждан.

Функционирование процессов легитимации власти носит сложный, социально обусловленный характер. Оно связано не только с источником легитимности власти, но и с такими общественными структурами, которые возникли много лет назад, а их существование в современном обществе зафиксировано в виде обычаев и традиций.

«Легитимность, есть общественное явление, которое возникает между управляющими и управляемыми. Власть считается легитимной, если она соответствует ожиданиям и предпочтениям граждан, и они в свою очередь оказывают ей определенную поддержку». Эта поддержка должна быть выражена действиями, которые можно расценивать как поддерживающие власть. Таким образом, власть может считать себя легитимной, если она удовлетворяет определенным условиям, образующим нормативную основу легитимности.

В качестве нормативной структуры легитимности выступают определенные уровни единства объективных субъективных факторов, легитимирующих власть. «В связи с этим мы делаем акцент в нашем исследовании на концепцию нормативной структуры легитимности, предложенной Д.Битэмом. Согласно его концепции, власть может считать себя легитимной и быть уверенной в поддержке граждан, если она удовлетворяет трем условиям, образующим нормативную основу легитимности:

1) власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам

2) эти правила оправданы путем ссылки на веру, которую разделают и управляющие, у управляемые

3)имеются доказательства согласия подчиненных на существующие отношения власти

Указанные условия образуют три уровня легитимации, которые учувствуют во взаимосвязи и не являются альтернативными друг другу.

Первый уровень составляет правила, устанавливающие власть, второй – убеждения в законности, оправданности установленных правил, третий – действия в соответствии с требованиями власти.

Первый уровень легитимности является базовым. Правила определяют порядок приобретения и использования власти. Власть может утверждать, что она легитимна на данном уровне, если она приобретена и используется в соответствии с принятыми нормами и правилами. Эти правила могут быть неписанными и существовать в виде неофициального соглашения, а могут быть и формализованными, зафиксированными в законах. Но в любом случае, правила приобретения и использования власти определяют принципы властвования, обуславливают порядок деления на властвующих и подвластных, каналы доступа к власти, способы перехода власти от одного лица к другому.

В условиях монархии правила регулируют переход единоличной власти от одного лица к другому. Этот переход может иметь различные формы: власть может перейти по завещанию монарха по обычаю или закону. Преемственность верховной власти может осуществляться и путем избрания монарха, как это было, в российской истории в период установления династии Романовых.

Совокупность правил, определяющих отношения между властными и подвластными, имела различное происхождение и была результатом длительного исторического развития. Одни правила складывались на протяжении веков и закреплялись в виде обычаев и традиций. Другие возникли и закреплялись в качестве точных формулировок законов в ходе политических конфликтов и их последующего разрешения на основе достижения конфликтов и их последующего разрешения на основе достижения согласия между противоборствующими силами. На протяжении столетий эти правила подвергались изменениям, но право на это в средние века имели, прежде всего, монархии, а в новое время – Парламенты.

Приобретение и использование власти в соответствии с легально установленными правилами не являются прочной и стабильной основой для того, чтобы власть могла считать себя легитимной, так как сами правила нуждаются в оправдании и в законном закреплении. Это приводит ко второму уровню легитимности – нормативному.

Власть становится легитимной тогда, когда легальные правила власти получают оправдание в терминах веры или убеждения, которые разделяют и управляющие и управляемые. Граждане имеют веру и убеждения в том, что данные правила являются единственно справедливыми и честными, что они способны привести к общезначимому позитивному результату.

Такие убеждения могут иметь различные социальные основания. Они могут основываться на определенных религиях и иметь ненаучное обоснование, могут обращаться к природе или к естественному праву или базироваться на определенных научных теориях. Данные убеждения должен разделять каждый гражданин, неважно какую позицию он занимает по отношению к власти, они касаются его индивидуального представления о справедливости и законности политической власти.

Вера в справедливость и законность политической власти поднимает уровень ее легитимности. Власть получает право на принуждение своих подданных, которые в случае непризнания за ней определенной легитимности могли бы противостоять ей своими действиями, не признавая в качестве законных ее требования и приказы. Но в данном случае подданные становятся обязанными подчиняться власти в силу ее авторитета, который они признают, веря в ее легитимный характер. Граждане, признавая за политической властью наличие легитимности, они тем самым дают власти моральное оправдание и поддержку, на которую политическая власть может рассчитывать до тех пор, пока сохраняет свой легитимный характер. Следовательно, если граждане верят в законность власти, то это значит, что они согласны на ее существование, что они будут иметь моральные обязательства перед ней, подчиняться ее приказам и законам.

Вера в легитимность власти, в законность ее правил, разделяемая как управляющими, так и управляемыми, служит общественно объединяющим фактором. Она способствует консолидации общества и свидетельствует о наличии в нем консенсуса относительно общего интереса и целей общественного развития. Разумеется, наличие веры в правильность существующих правил не приводит к полному тождеству интересов, ценностей, позиций управляемых и управляющих. Между ними сохраняются различия в виде возможностей и условий, которыми наделяет их власть.

Третий уровень легитимности включает в себя публичное выражение согласия подданных на определенные отношения власти, в которые они включаются благодаря своим действиям, служащим доказательством их согласия. Иначе говоря, этот уровень предполагает участие граждан в политике, определение их отношения к власти и политической системе в целом. При этом открываются возможности дифференцировать позиции, которые они занимают в зависимости от отношения к политической системе. В качестве этих позиций в политической науке выделяют следующие группы: не участвующие в совместных действиях, направленных на поддержку власти, пассивно противостоящие власти, открыто противостоящие власти (оппозиция власти).

Выделение нормативных структур принципиально важно с точки зрения исследования реальных процессов становления легитимности политической власти, особенно в переходных периодах от авторитаризма к демократии, когда общество в начале периода лишает власть своей поддержки, а затем в соответствии с новыми ценностями создает новые структуры власти и механизмы ее легитимации.

В этом плане нормативная структура легитимности играет роль своеобразного алгоритма легитимации политической власти, который систематически производится и воспроизводится обществом в периоды политического кризиса. Если обобщить основные теоретические подходы к проблеме, суммировать разнообразные концепции и точки зрения, накопленные в современной науке, то можно попытаться вывести обобщенную модель (алгоритм) процесса легитимации политической власти.

Воспроизводство легитимности власти предполагает восстановление ее структур и элементов. Иными словами, оно требует, во-первых, достижения ценностного консенсуса относительно правил легитимации власти на уровне элиты общества (управляющих)., во-вторых, достижения аналогичного минимального консенсуса на уровне управляемых., в-третьих, обеспечения национального консенсуса между управляемыми и управляющими относительно новых правил легитимации политической власти. « В результате достижения минимального национального консенсуса фактически восстанавливаются горизонтальная и вертикальная составляющие легитимности и создаются условия для роста веры в справедливость установленных правил и доверия к институтам власти, созданных в соответствии с принятыми правилами и сформулированными на их основе законами». Из сформулированного следует, что в процессе легитимации власти особую роль играет элита общества, как наиболее подготовленная в интеллектуальном и моральном плане часть общества. От ее умения освоить алгоритм легитимации власти зависит не только ее собственная судьба, но и общества в целом. Наличие подготовленной элиты всегда является необходимым условием успешного осуществления процессов производства и воспроизводства легитимности.

Понятно, что новые правила, определяющие легитимность власти, не могут быть сразу приняты в качестве оптимальных и наилучших. Какой-то период времени они естественно в общественном сознании будут сравниваться с предшествующими. Как свидетельствует политическая практика, укрепление веры или, наоборот, недоверие к ним будет во многом зависит от эффективности самой власти, от ее способности в кратчайшие сроки решить общественные проблемы и прежде всего те из них, которые вызвали политический кризис и идентифицируются общественным сознанием с предшествующей стадией развития общества.

Процесс легитимации власти нельзя сводить только к формально-юридическим процедурам. Последние, безусловно, создают важную нормативную базу процессу легитимации, но они, как правило, являются следствием минимального социального и политического консенсуса, предшествующего признанию в качестве законных формально-юридических процедур легитимации власти. Поэтому соблюдение юридических процедур

процесса легитимации практически означает сохранение условий консенсуса и признаниями всеми участниками соглашения результатов самого процесса вне зависимости от их соответствия частным интересам отдельных групп или лиц. Поэтому в современном обществе достаточно высоки требования по соблюдению процедур легитимации власти вне зависимости от типа политической системы или политического режима.

  1. Типы политической легитимности.

Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям может достигаться различными способами.

«Исходя из того, что различные типы властвования добываются авторитета с помощью разных ресурсов, М.Вебер предложил выделить три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный».

Исторический первым типом легитимности был традиционный. Основопологающим

Анализ легитимности политической власти в России