Конспект урока по истории Преобразования Петра I


Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Преобразования Петра I»

Цель урока: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи

Задачи урока:

• повторить, обобщить, углубить знания учащихся о личности Петра I, его реформах, внешней политике государства;

• расширить представления о роли и значении личности в истории;

• формировать умения: анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, работать с историческими документами;

• развивать критическое мышление;

•способствовать формированию чувства уважения к прошлому своей Родины; вырабатывать гражданские качества.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Форма урока: общественный смотр знаний.

Оборудование:

компьютер;

интерактивная доска;

мультимедиапроектор;

раздаточный материал с отрывками из исторических источников;

сигнальные карточки

бланки для подготовки тестовых заданий.

Учебно-методическое оснащение:

1) карта «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.»;

2) выставка книг о Петре 1;

3) репродукция картины П. Деляроша «Портрет Петра I»;

4) компьютерная презентация ;

Содержание урока: соответствует образовательному стандарту, рабочей программе, доступно учащимся.

Методика проведения урока:

А) методы обучения (по Лернеру):

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- проблемный

Б) методические приёмы:

- работа с интерактивной контурной, настенной картами;

- выполнение заданий на интерактивной доске ( «Соедини», «Кто лишний»);

- обсуждение проблемного вопроса;

- анализ исторического документа;

- составление тестовых заданий

Оценивание в течение урока: промежуточное (жюри выставляет призовые баллы в лист контроля), конечное (отметки в журнал в соответствии с количеством полученных призовых баллов).

Эпиграфы на доске:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А. С. Пушкин)

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А. С. Пушкин)

Ход урока:

I. Организационный этап

Учитель: Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

- Я предлагаю начать его с хорошего настроения. Давайте все вместе возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя.

- Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.

Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?

А чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников).

Да, вы правы, наша цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.

Наш урок будет проходить в форме общественного смотра знаний. У вас сегодня имеется возможность показать свои знания гостям. Лист контроля передан им. За правильные ответы вам будут ставиться баллы, которые в конце урока превратятся в отметки.

- Обратите внимание на эпиграфы урока. Это знаменитые пушкинские строки. Кому они посвящены? (Петру 1)

III. Обобщение и систематизация знаний.

- Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в конце XVII века.

1. Укрепление обороноспособности страны.

2. Преодоление экономической отсталости

3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.

4. Развитие просвещения

5. Изменение положения классов.

-И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?

(сильный, любознательный, трудолюбивый, энергичный, дальновидный, решительный, волевой, жесткий, жестокий и др.)

Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков. Обратите внимание на проблемное задание. С ним вы должны будете справиться в конце урока.

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории нашей страны.

1 этап. «Разминка» (1 балл за правильный ответ)

Учитель задает вопрос. Отвечает первый из учеников, кто поднял руку.

1. Назовите годы жизни Петра I. (1672-1725 гг.)

2. Назовите годы царствования Петра I. (1682-1725 гг.)

3. Кто были родители Петра I?(Царь Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина)

4. Кто был первым учителем Петра I? (Никита Зотов)

5. Как звали первую жену Петра? (Евдокия Лопухина)

6. Кто являлся соправителем Петра I? (Брат Иван)

7. С какого года Петр правил единолично? (с 1689 года) 8. Под каким именем Петр 1 отправился за границу? (Петр Михайлов)

9.Каковы первые шаги Петра во внешней политике? (Азовские походы, Великое посольство)

10. В каких областях были проведены реформы? (военные, экономические, административная, церковная, реформа органов управления, изменения в культуре и быте)

11. В чем заключалась военная реформа? (регулярная армия, военные школы, «Устав воинский», «Устав морской»)

12. Назовите реформы в управлении. (Сенат, Синод, коллегии)

2 этап. «Птенцы гнезда Петрова» (1 балл за правильный ответ)

- Но один Петр не смог бы сделать многого. Среди многочисленных качеств Петра I было умение подбирать способных и деятельных помощников. Перед вами портреты сподвижников Петра Первого (Лефорт, Меньшиков, граф Шереметьев, Головкин и др.).

Задача участников: угадать по описанию личности сподвижников Петра I и поднять нужную цифру

1) Сын конюха, торговец пирожками, в 1686 г. был денщиком у Петра I, затем стал бомбардиром Преображенского полка. Участвовал в Азовских походах, в Великом посольстве, в Северной войне. Одержал ряд побед: при Калише, при Лесной. С 1717 г. – сенатор, с 1718 г. – президент Военной коллегии, с 1721 г. – вице-адмирал. Располагал неограниченным доверием Петра, приобрел огромное влияние на государственные дела. (3..Меншиков.)

2) Был родом из боярской семьи, начал свою военную карьеру еще при Алексее Михайловиче. Был отправлен за границу, где быстро усвоил западные обычаи. Участвовал в Северной войне, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой. Однако Петр прислал одобрительное письмо и пожаловал чин генерал-фельдмаршала. После этого одержал ряд блестящих побед. В 1705 году послан усмирять бунт в Астрахани. Участвовал в Полтавской битве, возглавлял главные силы русской армии во время русского Прутского похода, после которого был послан в Константинополь для заключения мира. (4.Шереметев.)

3) Родился в Польше. С малых лет оказался пажом у начальника артиллерии Головина, затем перешел к царскому двору. С 1701 г. состоял денщиком при Петре. Во время Прутского похода был возведен в генерал-адъютанты. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената. Получил прозвище «око государево». (1. Ягужинский.)

3 этап: Историко-географический (работа с интерактивной доской) (до 3-х баллов за каждый правильный ответ)

Чем знамениты следующие населенные пункты? (Учащиеся показывают на карте населенный пункт, называют даты и кратко характеризуют события военной истории):


Г