Выбор посадок и допусков для деталей машин и приборов

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Кафедра ПР-2 «Метрология, сертификация и диагностика»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой ПР-2

________________В.В. Клюев

«___»____________2007г.

Для студентов курса факультета ПР

Специальностей 2005. 01, 2005. 03

Кандидат технических наук, доцент Пухальский В. А.

ЛЕКЦИЯ № 5

по дисциплине 2204 «Метрология, стандартизация, сертификация и взаимозаменяемость»

ТЕМА «Выбор посадок и допусков для деталей машин и приборов»

Обсуждена на заседании кафедры

(предметно-методической секции)

«___»_______________2007 г.

Протокол №___

МГУПИ – 2007г.

Выбор посадок и допусков

для деталей машин и приборов

5.1. Допуски и посадки шпоночных соединений

Соединения призматическими и сегментными шпонками. Для облегчения сборки и создания неподвижных или подвижных соединений валов и втулок одна и та же шпонка боковыми гранями (по ширине b) часто сопрягается с пазами вала и комплектной к нему втулки по разным посадкам. Требуемые посадки получают, изменяя поля допусков пазов при неизменном поле допуска шпонки, т. е. по ширине шпоночных соединений применяют посадки в системе вала. С учетом технически целесообразной точности на ширину призматических и сегментных шпонок стандартами намечены поля допусков h9 (рис. 5.1).

Система допусков и посадок для соединений призматическими шпонками (ГОСТ 23360–78) не распространяется на шпоночные посадки с пригонкой или подбором шпонок, а также на специальные посадки, например, шпоночные посадки ходовых валиков. На основные размеры рассматриваемых соединений намечены следующие поля допусков (см. рис. 5.1): на ширину пазов валов – H9, N9 и Р9; на ширину пазов втулок – D10, Js9 и Р9; на высоту шпонок при h = 2 ...6мм – h11 b свыше 6 мм – h14; на длину шпонок – h14 и на длину пазов – H15.

По ширине шпонок перечисленные поля допусков образуют три вида посадок или соединений:

1) свободное соединение, применяемое при затрудненных условиях сборки и действии нереверсивных равномерных нагрузок, а также для получения подвижных соединений при легких режимах работы;

2) нормальное соединение – неподвижное соединение, не требующее частых разборок, не воспринимающее ударных реверсивных нагрузок, отличающееся благоприятными условиями сборки;

3) плотное соединение, характеризуемое вероятностью получения примерно одинаковых небольших натягов в соединениях шпонок с обоими пазами; сборка осуществляется напрессовкой; применяется при редких разборках и реверсивных нагрузках.


Допуски и посадки подшипников качения

5.2. Точность подшипников качения

Подшипники качения, работающие при самых разнообразных нагрузках и частотах вращения, должны обеспечивать точность и равномерность перемещений подвижных частей машин и приборов, а также обладать высокой долговечностью. Работоспособность подшипников качения в большой степени зависит от точности их изготовления и характера соединения с сопрягаемыми деталями.

Точность подшипников качения (ГОСТ 520–71, СТ СЭВ 774–77) определяется следующими показателями:

- точностью присоединительных поверхностей, т. е. точностью формы и размеров отверстия диаметром d во внутреннем кольце 1, цилиндрической поверхности диаметром D наружного кольца 2 и ширины колец В (рис. 5.2);

- точностью размеров и формы тел качения, а также дорожек качения наружного kн и внутреннего kB колец;

- радиальным биением дорожек качения внутреннего Rt и наружного Ra колец;

- непостоянством ширины колец Up;

- биением базового торца внутреннего кольца относительно его отверстия Si и наружной поверхности наружного кольца относительно базового торца Sa;

- осевым биением дорожки качения внутреннего Ai и наружного Аа колец относительно базовых торцов;

- шероховатостью посадочных и торцовых поверхностей колец.

В зависимости от перечисленных показателей точности все типы подшипников качения делят на пять классов точности: 0, 6, 5, 4, 2 (в порядке повышения точности). В машино- и приборостроении при средних нагрузках и скоростях, а также нормальной точности вращения (например, в редукторах общего назначения) в основном применяют подшипники класса точности 0; при повышенных требованиях к точности вращения в тех же случаях применяют подшипники класса точности 6; при высоких частоте вращения и требованиях к точности вращения – подшипники классов точности 4 и 5 для прецизионных приборов и в других, особых случаях – подшипники класса точности 2. Отдельные специальные технические требования к подшипникам, применяемым, в авиационной промышленности, на железнодорожном транспорте, в узлах станков и приборов высокой точности и т. д., установлены ТУ. Класс точности (кроме класса 0) указывают через тире перед условным обозначением подшипника, например 6–205.

Система допусков и посадок, принятая для подшипников качания, обеспечивает взаимозаменяемость подшипников качения по их присоединительным размерим D и d, а также необходимое разнообразие посадок. Эта система, основанная на системе допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений, имеет ряд особенностей.

1. Дня сокращения номенклатуры подшипников качения значения предельных отклонении, установленных на размеры D и d, зависят только от размеров и пласт точности подшипников и не зависят от характера сопряжения подшипников с корпусами и валами.

2. Требуемый характер соединения колец подшипников с деталями механизмов достигается обработкой сопрягаемых поверхностей валов и отверстий в корпусах по предельным отклонениям, соответствующим намеченным посадкам, т. е. для соединения подшипников качения с деталями механизмов приняты по наружному кольцу – система вала, а по внутреннему – система отверстия.

3. Поля допусков наружного и внутреннего диаметров подшипников качения расположены ниже нулевой линии. Таким образом, поле допуска наружного диаметра подшипника D занимаем такое же положение, как поле допуска основного вала, а поле допуска внутреннего диаметра d по сравнению с полем допуска основного отверстия перевернуто относительно нулевой линии.

4. Поля допусков, по которым обрабатывают посадочные поверхности валов и отверстий в корпусах в сочетании с полями допусков, установленными на диаметры подшипников качения D и d, образуют специальные посадки. Это объясняется следующими причинами.

Посадочные поверхности валов и корпусов обрабатывают no IT3–IT11, а подшипников качения – приблизительно по IT2–IТ5. Следовательно, в сопряжениях колец с деталями механизмов получают более точные посадки, чем в сопряжениях деталей, обработанных по одинаковым квалитетам ЕСДП СЭВ.

По внутреннему диаметру подшипников благодаря перевернутому положению поля допуска с помощью полей допусков валов из ЕСДП получают специальные посадки.

К точности формы и шероховатости посадочных поверхностей валов и отверстий предъявляют специальные требования. Например, в зависимости от классов точности подшипников овальность и конусность посадочных поверхностей не должны превышать 0,25 ... 0,5 допуска на размер, а шероховатость – Ra= 0,32 ... 1,25 мкм.

Обозначения посадок подшипников качения на чертежах. На сборочных чертежах и чертежах деталей рядом с номинальным размером дают условное обозначение поля допуска только поверхности, сопряженной с подшипником. Например, сопряжение подшипника с корпусом на рис. 3.1 должно быть обозначено Ф 42Js7.

5.3. Основные указания по выбору посадок

При выборе полей допусков учитывают тип машины, требования к точности вращения, характер нагрузок (постоянные, переменные, ударные) и другие эксплуатационные условия, а также тип, размеры и условия монтажа подшипников.

На характер соединения подшипников с деталями механизмов большое влияние оказывает вид нагружения колец подшипников качения. Вид нагружения зависит от того, какое кольцо вращается относительно результирующей радиальной нагрузки, действующей на подшипник. Различают три вида нагружения колец: местное, циркуляционное и колебательное.

При местном нагружении кольцо воспринимает, радиальную нагрузку Рс, постоянную по направлению, лишь ограниченным участком дорожки качения и передает ее соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности вала или корпуса.

При циркуляционном нагружении кольцо воспринимает радиальную нагрузку Рс последовательно всей окружностью дорожки качения и передает ее всей посадочной поверхности вала или корпуса.

При колебательном нагружении кольцо воспринимает равнодействующую Рr двух радиальных нагрузок (Pc– постоянная по направлению; Рu – вращается; Рu < Pc) ограниченным участком окружности дорожки качения и передает ее соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности корпуса или вала.

Выбор посадки колец подшипника определяется характером его нагружения (местное, циркуляционное, колебательное), зависящим от того, вращается или не вращается кольцо относительно действующей на него нагрузки.

Местно-нагруженные кольца должны иметь соединение с зазором или незначительный натяг между кольцом и сопрягаемой деталью.

Циркуляционно-нагруженные кольца должны иметь неподвижное соединение с сопрягаемой деталью.

Колебательно-нагруженные кольца должны иметь плотноподвижное соединение.

При местном нагружении кольца посадки подшипников на вал и в корпус выбирают по табл. III-11, а при колебательном нагружении кольца (невращающегося) – по табл. III-12.

При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки на вал и в корпус выбирают по величине PR – интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности кольца или по величине минимального допустимого натяга Nmin.

Допускаемые значения PR подсчитанные по средним значениям посадочных натягов, приведены в табл. III-13.

Интенсивность нагрузки определяется по формуле:

PR =R/B•KП•F•FA

где R – расчетная радиальная реакция опоры, Н; В – ширина кольца подшипника, мм; KП – динамический коэффициент посадки табл. (Ш-14);

F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (табл. Ш-15) (при сплошном вале F=1);

FA – коэффициент неравномерности распределения; радиальной нагрузки R между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках (рис. III-15) или между сдвоенными шарикоподшипниками (рис. III-16) при наличии осевой нагрузки А на опору.

Значения FA, зависящие от величины A/R•ctg , приведены в табл. III-16.

5.4. Основные типы, параметры и условия работы

резьб и резьбовых соединений.

Резьбы служат для образования неподвижных (крепежных) и подвижных (кинематических) соединений. Обычно применяют для неподвижных соединений метрические (рис. 5.4) или дюймовые резьбы, а для подвижных – трапецеидальные

(см. рис. 13.11) или упорные резьбы. Резьбовые поверхности имеют сложную форму. Однако современные: методы нарезания и контроля резьб обеспечивают полную взаимозаменяемость резьбовых деталей. Главным условием взаимозаменяемости резьб является свинчиваемость винтов и гаек, имеющих резьбу одинакового профиля, шага и номинального диаметра, при получении заданного характера соединения без подгонки.

К основным параметрам резьб относятся (рис. 5.4, а):
наружный диаметр резьбы d(D) – диаметр воображаемого цилиндра, описанного касательно к вершинам наружной резьбы I или впадинам внутренней резьбы III(обычно
является номинальным диаметром резьбы); средний диаметр резьбы d2(D2) – диаметр воображаемого цилиндра, образующие которого пересекают номинальный профиль
резьбы II в точках, где ширина выступов равна ширине впадин; внутренний диаметр резьбы d1(D1) – диаметр воображаемого цилиндра, описанного касательно к впадинам наружной резьбы или к вершинам внутренней резьбы; шаг резьбы Р – расстояние между соседними одноименными (правыми и левыми) боковыми сторонами профиля, измеренное параллельно оси резьбы на расстоянии, равном половине d2 (D2) от указанной оси; ход резьбы Pn – без учета погрешностей шага и других параметров Рn = Рп (n – число заходов резьбы); угол профиля резьбы – угол между боковыми сторонами
профиля, измеренный в плоскости, проходящей через ось резьбы; половина угла профиля /2 или углы наклона боковых сторон профиля и резьб с несимметричным профилем (например, упорных), равные углам между рассматриваемой боковой стороной профиля и перпендикуляром к оси резьбы; высота теоретического профиля H – высота остроугольного профиля, полученного при продолжении боковых сторон профиля до их пересечения; рабочая высота профиля Н1 – высота соприкосновения
витков наружной и внутренней резьб в направлении, перпендикулярным к оси;

длинна свинчивания резьбы l – длинна соприкосновения наружной и внутренней резьб в осевом направлении (может быть выражена через целое или дробное число витков резьбы)

5.5. Допуски метрических резьб. Посадки с зазором.

Для наиболее распространенных метрических крепежных резьб с диаметрами от 1 до 600 мм СТ СЭВ 640—77 устанавливает допуски и основные отклонения (табл. 5.1) резьб для посадок с наименьшим зазором Smin 0.

Т а б л и ц а 5.1 Резьба метрическая. Степени точности и основные отклонения

для посадок с зазором

Вид

резьбы

Диаметры резьбы

Степени точности

Основные отклонения

Наружная

d

d2

4; 6; 8

3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10 *

d; е; f; g; h

d; е; f; g; h

Внутренняя

D2

D1

4; 5; 6; 7; 8; 9 *

4; 5; 6; 7; 8

E; F; G; H

E; F; G; H

П р и м е ч а н и я. 1. Допуски диаметров d1 и D не устанавливаются.

2. Допуски среднего диаметра d2 (D2) резьб являются суммарными.

3. Верхнее отклонение диаметра d1 должно соответствовать основному отклонению диаметра d2, т.е. es (d1) = es (d2).

4. Нижнее отклонение диаметра D должно соответствовать основному отклонению диаметра D2, т. е. ЕI (D) = EI (D2).

* Только для резьб на деталях из пластмасс.

Та блица 5.2 Метрическая резьба. Поля допусков для посадок с зазором, установленные в классах точности и в группах длин свинчивания

Класс

точности

Длина свинчивания (2,24…6,7) P•d0,2

Малая (S)

Нормальная (N)

Большая (L)

Поля допусков наружных резьб

Точный

(3h4h)

4g 4h

(5h4h)

Средний

5g6g; (5h6h)

6d 6е 6f [6g] 6h

(7е6е) 7g6g (7h6h)

Грубый

8g (8h)*

(9g8g)

Поля допусков внутренних резьб

Точный

4Н5Н; 5Н

6H

Средний

(5G) 5Н

6G[6H]

(7G) 7H

Грубый

7G 7H

(8G) 8H

П р и м е ч а и и я. 1. Поля допусков, заключенные в рамки, являются предпочтительными, а в круглые скобки – ограниченного применения.

2. При длинах свинчивания S и L можно применять поля допусков группы N.

3. Поля допусков для наружной и внутренней резы отобраны из всех полей допусков, которые могут быть получены различным сочетанием степеней точности и основных отклонений, установленных в СТ СЭВ 640 (см. табл. 5.1). Разрешается применять поля допусков, которые можно получать иными сочетаниями степеней точности и основных отклонений из табл. 5.1. Однако такие поля допусков считаются специальными, и их применение должно быть обосновано.

4. В посадках допускаются любые сочетания полей допусков наружной и внутренней резьб, установленные настоящим стандартом. Однако рекомендуется сочетать поля допусков одного класса точности.

* Только для резьб с шагом Р 0,8 мм. При Р < 0,8. мм применяют поле допуска 8h6h.

намечают, чтобы получить наиболее благоприятные действительные размеры сопрягаемых деталей, например размеры, при которых уменьшаются пределы колебаний зазоров или натягов и повышается определенность характера соединения. Узлы собирают из деталей, относящихся к группам одинаковых номеров, например шпильки группы I ввинчивают в гнезда также группы I.

Селективная сборка позволяет снизить стоимость изготовления деталей благодаря тому, что высокую точность соединении можно получать при более широких допусках сопрягаемых размеров. Однако при селективной сборке необходимость сортирования деталей на группы и сборки деталей, относящихся к определенным группам, усложняет процессы контроля и сборки деталей, а также ремонт конечных изделий. Кроме того, возможно появление некомплектных деталей, так называемого незавершенного производства. При числе групп свыше четырех эти недостатки снижают экономический эффект селективной сборки.


Таблица III-11

Размеры посадочных

диаметров, мм

Посадки

Типы подшипников

на вал

(ось)

в корпус стальной или чугунный

свыше

до

неразъемный

разъемный

Нагрузка спокойная или с умеренными толчками и вибрацией

80

Все типы, кроме штампованных игольчатых

80

260

gП ; fП

260

500

HП;HП

500

1600

Нагрузка с ударами и вибрацией

80

JSП

Все типы, кроме штампованных игольчатых и

роликовых конических

двухрядных

80

260

260

500

JSП

500

1600

120

JSП

Роликовые конические двухрядные

120

1600

Примечание. В табл. III-11, III-12 и III-13 указаны только буквы, обозначающие посадки; номер квалитета определяется классом точности подшипника, например для классов 0-го и 6-го следует брать 6-й квалитет для валов и 7-й для отверстий.

Таблица III-12

Размеры посадочных диаметров, мм

Посадки колец

свыше

до

внутренних

наружных

80

80

260

jSП

260

jSП


Таблица III-13

Диаметр, мм

Допускаемые значения PR, H/мм

отверстия внутреннего кольца подшипника

посадки на вал

свыше

до

jSП

n

18

80

До 300

300–1400

1400–1600

1600–3000

80

180

До 600

600–2000

2000–2500

2500—4000

180

360

До 700

700–3000

3000–3500

3500—6000

360

630

До 900

900–3500

3500–4500

4500—8000

наружной поверхности наружного кольца

посадки в корпус

свыше

до

КП

МП

РП

50

180

До 800

800—1000

1000—1300

1300—2500

180

360

До 1000

1000—1500

1500—2000

2000—3300

360

630

До 1200

1200—2000

2000—2600

2600—4000

630

1600

До 1600

1600—2500

2500—3500

3500—5500

Таблица III-14

Характер нагрузки

Нагрузка с умеренными толчками и вибрацией. Перегрузка до 150%

1,0

Нагрузка с сильными ударами и вибрацией. Перегрузка до 300%

1,8

Таблица III-15

Значения коэффициента F

для вала

для корпуса

свыше

до

для всех подшипников

0,4

1

1

1

1

0,4

0,7

1,2

1,4

1,6

1

0,7

0,8

1,5

1,7

2

1,4

0,8

2

2,3

3

1,8

Здесь d и D – соответственно диаметры отверстия и наружной поверхности подшипника; dотв – диаметр отверстия полого вала; DKОР – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса.

Таблица III-16

FA

свыше

до

0,2

1

0,2

0,4

1,2

0,4

0,6

1,4

0,6

1

1,6

1

2

Примечание. Для радиальных и радиально-упругих подшипников однорядных FA = 1.


Рис. 5.1

Рис. 5.2

Рис. 5.3

Рис. 5.4

Рис. 5.1

Рис. 5.5

Рис. 5.7

Рис. 5.6

Рис. 5.8

Выбор посадок и допусков для деталей машин и приборов