ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ММД
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ММД.
Литература.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. Изд. 2-е. М., 1992.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
- Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Н.Новгород, 1995.
- Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе.
- Причины возникновения и особенности проявления минимальных мозговых дисфункций у детей.
Развитие современной цивилизации дисгармонично и противоречиво. Повышая уровень и качество жизни, оно порождает и множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека. Поэтому резко возрастает число детей с различными патологиями, нарушениями и отклонениями в развитии.
Известно, что незрелый, развивающийся организм наиболее чувствителен к различным вредным воздействиям и менее всего способен противостоять им. Следовательно, именно дети, начиная с внутриутробного существования и включая первые годы жизни, получают максимум травм, нарушающих их развитие. Достижения медико-биологических наук во многом позволяют противостоять этим отрицательным воздействиям. Однако ничто не проходит бесследно. И если физическое развитие и общая жизнедеятельность ребенка достаточно быстро нормализуются, то нарушения и отклонения в работе мозга остаются еще надолго. Они менее очевидны, некоторые вообще с трудом диагностируются, почти не осложняют жизнь ребенка, поэтому относятся к разряду легких.
Сегодня именно эти легкие нарушения носят массовый характер. По данным обследования детских садов и школ Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются отклонения в созревании и функционировании НС, а по данным обследования в Нижнем Новгороде 60%. Это не только проблема России. Развитые страны столкнулись с ней несколько раньше.
Причины. Легкие нарушения в созревании и функционировании мозга могут вызываться очень широким кругом причин. К ним относятся и те, которые описаны как приводящие к тяжелым патологиям, если почему-либо их воздействие оказалось ослабленным.
Обычно осложнения в развитии ребенка подразделяют по времени воздействия вредных факторов и классифицируют как пренатальную (внутриутробную), натальную (повреждения в процессе родов) и постнатальную, к которой относятся различные осложнения первых лет жизни ребенка, начиная с рождения.
Если попытаться выделить факторы, которые могут отрицательно повлиять на развитие ребенка в пренатальный период, то их окажется много. Общее ухудшение экологической ситуации нередко в большей степени влияют на развивающегося в утробе ребенка, чем на саму мать. В то же время ослабленные, часто болеющие матери не только не могут защитить своих будущих детей, но и сами нередко являются для них источником патологических воздействий. Вредоносными для детей оказываются и инфекции, которым подвергаются матери во время беременности, и лекарства, которые они при этом принимают. Не проходят без последствий для ребенка любые пищевые отравления матери, принятие алкоголя, наркотиков, курение, травмы и ушибы в области живота, иммунологическая несовместимость (по резус-фактору), угрозы выкидыша. Многие хронические заболевания, обостряющиеся во время беременности, токсикоз второй половины беременности, приводят хотя и к легким, но нарушениям обменных процессов, отравлениям, недостаткам в снабжении плода кислородом и питательными веществами.
Естественным и закономерным продолжением осложнений беременности являются различные осложнения в протекании родов или перинатальная патология. Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, родовые осложнения, связанные с неправильным предлежанием плода, обвитие пуповиной могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе и плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков. Это нарушает отток венозной крови, способствуя повышению внутричерепного давления, снижают поступление к мозгу кислорода и питательных веществ. Такое неблагоприятное состояние, осложняющее рост, развитие и деятельность мозга, может продолжаться сколь угодно долго, пока не будут устранены причины.
В постнатальный период на созревании мозга могут отрицательно сказываться любые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств. Сотрясения и травмы головы могут серьезно нарушать деятельность мозга в любом возрасте. Такие заболевания как астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность, нефропатии, нарушения обмена веществ могут выступать как постоянно действующие факторы, депрессирующие нормальную работу мозга.
Невозможно перечислить все факторы, по которым созревание и рост мозга могут быть нарушены. Важно, что все легкие нарушения, чем бы они ни были вызваны, имеют практически одинаковую внешнюю картину проявления, независимо от глубинных анатомо-физиологических нарушений. Поэтому их объединяют в общую группу легких мозговых дисфункций.
Минимальные мозговые дисфункции наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
ММД не является медицинским диагнозом. Для психолога неврологический дефект ребенка выступает как данность, с которой он ничего сделать не может, кроме как предупредить и минимизировать его отрицательное влияние на развитие психических процессов. ММД не является препятствием к обучению в не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии и, в дальнейшем, в вузе. Для этого необходимо лишь консультативное сопровождение.
Общую картину нарушений при ММД можно охарактеризовать следующим образом. При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга, ЭЭГ имеет признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга. Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что осложняет процесс формирования связей между ними и координации их деятельности. Часто дополнительным нарушающим фактором является сдвиг баланса между процессами торможения и возбуждения. Следовательно, много энергии затрачивается непроизводительно, и общая работоспособность оказывается низкой.
Таким образом, можно ожидать следующие отклонения по сравнению с возрастной нормой:
- Быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность (при этом общее физическое утомление может отсутствовать);
- Резко снижены возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности;
- Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, умственной) при эмоциональной активации;
- Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности;
- Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать ограниченным объемом информации);
- Проблема упрочения временных связей (трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную).
В дошкольном возрасте только по поведенческим проявлениям практически невозможно отделить детей с ММД от просто утомляемых, неорганизованных, отвлекаемых, капризных, повышенно подвижных. Дети с ММД могут в дошкольный период не иметь никаких особых проблем в развитии.
Однако ситуация резко меняется с поступлением в школу, т.к. требования в школе предъявляются прежде всего к тем функциям, которые у детей с ММД нарушены. Почти непреодолимым оказывается режим школьного обучения: 40-минутные уроки, в течение которых требуется постоянная работоспособность и внимание. Специфика же интеллектуальной деятельности этих детей состоит в цикличности. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, очень незначительно 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 мин.) мозг «отдыхает». Накапливая силы для следующего цикла. Затем умственная активность восстанавливается на очередные 5-15 минут. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха пока не наступит полное истощение. Тогда для восстановления работоспособности мозга нужен сон.
В то время, пока мозг отдыхает, ребенок перестает понимать, осмысливать и воспринимать информацию. Причем эта информация нигде не фиксируется. В результате либо ребенок вообще не помнит, о чем шла речь, либо помнит обрывки информации, которые случайным образом комбинируются.
Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозга, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом, порождает обвальное нарастание проблем в начальной школе.
- Диагностика ММД: критерии выделения и физиологические особенности различных видов ММД.
Из общего описания первичного дефекта видно, что для диагностики ММД могут быть использованы методики, относящиеся к группе корректурных проб, направленные на оценку свойств внимания и динамики работоспособности.
Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов корректурной пробы, общий принцип которой был разработан еще Бурдоном в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по форме и содержанию в течение длительного, точно определенного времени. По своему характеру работа с тестом - монотонная, несложная деятельность, требующая постоянного напряжения внимания и волевого усилия.
По данным Л.А. Ясюковой, тест Тулуз-Пьерона является адекватным, быстрым и простым способом косвенной диагностики ММД по ближайшим нарушениям психической деятельности. Он не имеет ограничений для повторных применений, поэтому удобен для анализа динамики ММД, оценки эффективности лечения или коррекции. Еще одно преимущество заключается в том, методика фактически является экспресс методом и занимает не более 15 минут.
Существуют четыре формы: 1) для детей не младше 6 лет и учащихся 1-2 классов; 2) для учащихся 2 классов гимназий (строки длиннее); 3) для учащихся 3-6 классов общеобразовательной школы; 4) для 7-11 классов общеобразовательной школы и 5-11 классов гимназий.
PAGE 2
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ММД