ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Л е к ц и я 4.
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
1. Предмет и метод финансового права.
2. Финансовая деятельность государства и финансовая система Республики Беларусь.
3. Финансовый контроль в Республике Беларусь.
4. Бюджетное право Республики Беларусь
4.1. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь.
4.2. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии.
5. Налоговое право Республики Беларусь.
6. Правовые основы государственного кредита.
7. Правовые основы сметно-бюджетного финансирования.
8. Правовые основы денежного обращения и валютных операций в Республике Беларусь.
1. Предмет и метод финансового права.
Финансовое право в настоящее время это самостоятельная отрасль системы права Республики Беларусь, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства.
Предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе многосторонней финансовой деятельности государства. Их характерными, обличительными признаками являются:
- во-первых, их возникновение всегда связано с образованием, распределением и использованием денежных фондов;
- во-вторых, материальной основой этих отношений обязательно выступают деньги или денежные обязательства;
- в-третьих, одной из сторон в этих отношениях выступает само государство в лице органов, представляющих его интересы.
Метод это способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права Республики Беларусь закреплены два возможных способа действия с целью выполнения норм права, административно-правовой и гражданско-правовой.
Основным методом финансово-правового регулирования является метод власти и подчинения, т.е. административный .
Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.
Основными субъектами, которые принимают участие в мобилизации денежных средств, в доход государства являются:
- государство в целом;
- административно-территориальные единицы (районы, города, области и т.д.);
- органы государственной власти и государственного управления общей компетенции (высшие, представительные и исполнительные органы);
- специально создаваемые органы управления финансовой системой государства (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.);
- финансовые органы (в широком смысле);
- юридические лица;
- определенная часть физических лиц являющихся налогоплательщиками, или кредиторами государства путем хранения денег в отделениях сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.
Все субъекты, которые участвуют в мобилизации денежных средств, одновременно являются и субъектами расходования (использования) этих же денежных средств самыми разнообразными способами.
2. Финансовая деятельность государства и финансовая система Республики Беларусь.
Под государственной финансовой деятельностью государства понимают деятельность по образованию и использованию денежных фондов, представляющих собой материальную основу функционирования государства.
. Основными общими принципам являются:
- принцип законности;
- принцип гласности финансового процесса;
- принцип демократизации;
- принцип плановости.
Специфическими принципами финансовой деятельности являются: режим экономии, строго целевое расходование денежных средств, учет и контроль, накопление, хозяйственный расчет.
Под финансовой системой Республики Беларусь понимают совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.
Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих основных звеньев:
- финансы Республики Беларусь;
- финансы органов местного управления и самоуправления;
- республиканский бюджет;
- местные бюджеты;
- бюджеты свободных экономических зон;
- бюджет Союза Республики Беларусь и Российской Федерации;
- республиканские внебюджетные фонды;
- муниципальные внебюджетные фонды;
- финансы предприятий и отраслей народного хозяйства;
- имущественное, личное страхование и страхование ответственности;
- государственный и банковский кредит.
3. Финансовый контроль в Республике Беларусь.
Финансовый контроль это контроль, за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Особенностью финансового контроля является его всеобъемлющий и универсальный характер.
Главным назначением финансового контроля является обеспечение проведения в жизнь единой финансовой политики государства, обеспечение законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Основные задачи финансового контроля заключаются в следующем:
- проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
- проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
- выявление внутренних резервов производства;
- устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения, финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
В зависимости от органов осуществляющих финансовый контроль выделяют финансовый контроль:
а) Президента;
б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
в) исполнительных органов власти общей компетенции;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) аудиторский.
В Республике Беларусь придается большое значение финансовому контролю. Основополагающим законодательным актом, регулирующим эту сферу отношений, является Указ Президента Республики Беларусь №510 от 16 октября 2009г. в соответствии с которым, образован совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.
4. Бюджетное право Республики Беларусь.
4.1. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь.
Бюджетное устройство определяется админстративно-территориа-льным устройством Республики Беларусь как суверенного государства и представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Под бюджетной системой Республики Беларусь понимается система, основанная на нормах законодательства, экономических отношениях, совокупность республиканского и местных бюджетов, а так же бюджетов свободных экономических зон и Союза Российской Федерации и Республики Беларусь.
Основным законодательным актом, регулирующим межбюджетные отношения, является Закон Республики Беларусь «Бюджетный кодекс Республики Беларусь.» от 16.07.2008г. №412-З.
4.2. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии.
Бюджетный процесс это регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетный процесс включает четыре стадии деятельности:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение и утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Бюджетный процесс, строится на специфических принципах, которые присущи только этому процессу:
1) единство и полнота охвата всех доходов и расходов;
2) реальность запланированных средств;
3) гласность и публичность;
4) ежегодность;
5) специализации бюджетных показателей.
5. Налоговое право Республики Беларусь.
Обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков, называются налогами.
Основными признаками налога являются:
1) обязательность;
2) индивидуальная безвозмездность;
3) денежная форма уплаты налога;
4) внесение за счет средств, принадлежащих плательщикам;
5) внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
В Республике Беларусь сформировалась национальная налоговая система, представляющая собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и других обязательных отчислений, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений.
По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.
В зависимости от источника уплаты различают налоги уплачиваемые с заработной платы, выручки, дохода (прибыли), а также относящиеся на себестоимость.
В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные.
Налоговому законодательству присущи следующие принципы: принцип справедливости, принцип всеобщности, принцип равенства, принцип установления налога Законом, принципы определенности налоговой обязанности; принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех не неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов налогового законодательства, принцип единства налоговой системы, принципы исчерпывающего перечня налогов, принцип подвижности, принцип стабильности налогового законодательства.
Налоговый кодекс Республики Беларусь все налоги, сборы подразделяет на две группы республиканские и местные.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
подоходный налог с физических лиц;
налог на недвижимость;
земельный налог;
экологический налог;
налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
оффшорный сбор;
гербовый сбор;
консульский сбор;
государственная пошлина;
патентные пошлины;
таможенные пошлины и таможенные сборы.
Согласно ст.9 налогового Кодекса Республики Беларусь к местным налогам и сборам относятся: налог с различных продаж; налог на владение собаками ,курортный сбор, сбор с заготовителей.
В настоящее время основополагающими законодательными актами, регулирующими налоговые отношения, являются: Конституция Республики Беларусь, Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002г. с посл. изменениями и дополнениями.
6. Правовые основы государственного кредита.
.
Кредит это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности.
С правовой точки зрения государственный кредит это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Государственный кредит выступает в трех видах: займов Правительства у Национального банка; государственных ценных бумаг; иностранных кредитов.
Кредиторы в принципе не могут принудить государство к выполнению своих обязательств, и лишены возможности, прибегнуть к административному или судебному порядку защиты своих прав и законных интересов.
При условии, если государство заимствует на внутреннем финансовом рынке, это приводит к образованию его задолженности перед юридическими и физическими лицами и понимается как внутренний государственный долг.
В том случае, если заимствование осуществляется на внешних финансовых рынках, образуется внешний государственный долг.
Внутренний и внешний государственный долг в Республике Беларусь регулируются Законом «Бюджетный кодекс Республики Беларусь» от 16 июля 2008г. №412-З, статьями 54,55,57,58,59,60,63,64,69.
7. Правовые основы сметно-бюджетного финансирования.
Основным направлением бюджетного финансирования является сметно-бюджетное. Государственные учреждения и организации непроизводственной сферы покрывают свои расходы в основном за счет бюджетных доходов. Объем расходов на содержание этих учреждений и организаций определяется на основании финансовых планов-смет.
Объектами сметно-бюджетного финансирования являются все социально-значимые в государстве мероприятия: наука, образование, здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение и др.
Сметно-бюджетное финансирование, осуществляется как на общих принципах финансирования (безвозмездность, безвозвратность, целевое направление, на определенный срок), так и на частных, присущих лишь этому режиму бюджетного финансирования (покрытие всех расходов на текущее содержание учреждений и затрат на расширение их деятельности из бюджета, тесная связь расходов с программами экономического и социального развития, установление предельных сумм ассигнований на каждый объект финансирования, соблюдение режима экономии, применение нормативного метода при планировании расходов, систематический учет и контроль, за финансовым состоянием учреждений со стороны вышестоящих и финансовых органов).
Государственные расходы носят преимущественно безвозмездный характер, хотя не исключается осуществление государственных расходов в форме бюджетных ссуд, причем расходы могут быть как безвозвратными, так и возвратными. Законодательное установление государственных расходов является базовым принципом, обеспечивающим проявление названных принципов.
8. Правовые основы денежного обращения и валютных операций в Республике Беларусь.
Правовое регулирование денежного обращения осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь, Банковского кодекса, законов, актов, издаваемых Президентом и Правительством, а также Национальным банком Республики Беларусь.
Главная и особая роль в обеспечении функционирования денежного обращения принадлежит Национальному банку, обладающему исключительным правом на эмиссию денег в наличной и безналичной формах. Помимо этого именно он устанавливает порядок ведения кассовых операций, правила осуществления эмиссионных кассовых операций, правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов.
Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000г. №441-З является основным законодательным актом, регулирующим денежное обращение в стране.
Национальным банком в развитие и конкретизацию данного кодекса принято ряд нормативных правовых актов, касающихся наличного и безналичного денежного обращения.
Безналичное денежное обращение организуется посредством заключения гражданско-правового договора расчетного или текущего счета.
В соответствии со ст.232 Банковского кодекса Республики Беларусь безналичные расчеты проводятся посредством: платежных поручений, платежных требований, платежных требований-поручений, аккредитивов, чеков, банковских пластиковых карточек.
Налично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения. Оно осуществляется на основе кассовых планов банков по кассовым заявкам его клиентов.
Валютный рынок и валютные правоотношения в их современном виде стали складываться относительно недавно.
Государственное регулирование в осуществлении порядка открытия, ведения и режима счетов всем резидентам и нерезидентам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте, а для нерезидентов и в белорусских рублях. Национальный банк также устанавливает порядок открытия и ведения инвалютных счетов резидентами в банках за пределами Республики Беларусь.
Все валютные операции подразделяются на: текущие и связанные с движением капитала.
Организационно-правовые основы валютного регулирования и валютного контроля установлены Законом Республики Беларусь от 22 июня 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле», а сам порядок осуществления валютных операций урегулирован правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004г. №72.
PAGE 2
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА