Религиоведение. Понятие и виды религий

Религиоведение

общая лекция для ОЗО

(по плану 1 лекция и 2 семинарских занятия)

Проблемы религии всегда волновали человечество, так как она оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на культуру, общественную жизнь, деятельность конкретного человека. Люди задаются вопросами – что такое религия, где ее истоки, почему она существует многие тысячи лет. Эти вопросы не так просты, как кажутся на первый взгляд. Помочь разобраться с этими проблемами поможет религиоведение, т.е. научная дисциплина, изучающая происхождение, эволюцию и современное состояние различных религий. Религиоведение рассматривает религию как культурно-исторический феномен и предлагает изучение религиозных верований, деноминаций, конфессий во всем их многообразии, избегая идеологических оценок. Во всякой религии присутствует объяснение человеческой жизни с точки зрения предельных основ и ценностей мироздания. Т.е. религия – это учение, верование, придающее смысл человеческой жизни и деятельности.

Религия, генетически предшествуя праву, оказывает существенное влияние на его возникновение и формирование. Правовое сознание первоначально тесно смыкается с религиозным, понятия «греховное» и «преступное» во многом совпадают, религиозные нормы служат источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители, любое посягательство на религию рассматривалось как преступление.

Взаимосвязь между религией и правом как регулятивными системами заключается в том, что они регулируют общественные отношения в одном направлении. Правовые и религиозные нормы при совпадении сферы регулируемых отношений, бывают очень близкими, а иногда и равнозначными. Взаимодействие религии и права проявляется в санкционировании правом применения религиозных норм, в придании им обязательного государственного облика.

Религиоведение – дисциплина, изучающая процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение, роль в жизни человека и общества, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры. Цель религиоведения – познать и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен..

Религия – это своеобразные мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование богов и сверхъестественного мира.

В религиоведении принято выделять в качестве структурных элементов религии – религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные объединения, религиозный комплекс.

Религий очень много, в мире принята их классификация:

-Мировые (буддизм, христианство, ислам)

-Национальные (индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство и др.)

-Племенные (религии американских индейцев, африканские религии)

-Современные нетрадиционные культы (общество сознания Кришны, Церковь объединения и т.д.)

Функции религии – это способы ее действий в обществе. Выделяют следующие: мировоззренческая, компенсаторская, коммуникативная, регулятивная, интегративная и культурно-транслирующая.

Национальные религии.

Индуизм.

Самая древняя национальная религия – это индуизм. Индуизм не имеет установленного исторического основателя. Слово «индуизм» более позднее чем, сама религия: мусульмане встретив приверженцев индуизма в провинции Синд (река Инд), дали им производное название.

В настоящее время последователей индуизма в мире более 800 млн чел (80% проживают в Индии).

Современный индуизм развивался тысячелетиями и основывался на изначальной религии древних индоевропейских народов (ариев). О религии арийских племен можно судить по священным книгам – Ведам, т.е. учение. Первоначальный текст вед возник еще в 3 тыс. до н.э. веды очень разнообразны по своему составу. Можно выделить 4 главных сборника. В Ригведу и Самаведу вошли религиозные гимны и песнопения, в Яджурведу – молитвы, произносившиеся во время жертвоприношений, в Атхарваведу – магические песни и заклинания. Эти 4 сборника дополнены более поздними текстами, которые называются брахманами. Выделяются среди ведической литературы упанишады, в которых изложена ранняя индийская философия.

Нельзя точно сказать, как возникали боги и был сотворен мир по мифологии древних ариев. Принято считать, что в арийской мифологии 33 божества (но их гораздо больше). Богов называют – дева, подразделяют на 3 группы – земные, воздушные, небесные. Девам противостоят небесные существа – асуры, обладающие магической силой.

Основные боги Ариев: Митра, Варуна, Индра, Агни.

На базе ведийской мифологии было образовано новое религиозное учение - брахманинизм.

Духовному господству брахманов помогло деление на группы – варны, в индийском обществе. (варны или касты: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) резко обособлялись одна от другой и брахманская считалась высшей. Кастовое деление упоминается в поздних гимнах Вед. В брахманских комментариях к ведам – главным богом-творцом является Брахма. Имя Брахма, отсутствующее в ведах восходит к понятию брахман (жрец, молитва к создателю, творческое начало – отсюда и творец). Брахма оказывается всем, все творения объединены в этом боге, который абстрактен и неопределим. Это даже не бог, а превыше любого из божеств.

Общие понятия характерные для индуизма:

Сансара – круговорот рождений и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей и богов.

Карма – закон воздаяния за совершенные поступки.

Мокша – освобождение из круговорота рождения и смерти.

Йога – специальные упражнения для постижения смысла жизни.

Индуизм разработал сложнейшую систему упражнений и медитаций, которые позволяют человеку овладеть своими физическими и психологическими потенциями, достичь уровня духовности.

ИУДАИЗМ

Иудаизм – религиозная система, возникшая на территории нынешней Палестины на рубеже 2-1 тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм»(на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося, по библейскому повествованию, самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен.

В соответствии с Библией родоначальником еврейского народа был Авраам – сын Эвера, внук Сима, первого сына Ноя. Семья Ноя, как рассказывается в Библии, была единственной уцелевшей после Всемирного потопа. 75-летний Авраам со своей многочисленной семьей примерно в 20 в до н.э. совершает переход из Южной Месопотамии в Ханаан (нынешняя Палестина). Во время этого похода Авраам заключил свой (завет) с Богом вечно ему покланяться в обмен на Ханаан и многочисленное потомство.

Переселивший в Палестину Авраам основал скотоводческое племя – будущий израильский народ. Через несколько поколений после его смерти племя откочевало в Египет, где было обращено в рабство. Около 13 в. до н.э. восстание израильтян против египтян возглавил пастух Моисей, одновременно возродивший и древнюю веру потомков Авраама.

Воодушевленный верой в Бога, Моисей освободил племя Авраама от власти египетского фараона. Это было не так просто. Моисей по воле Бога напустил на египтян десять казней. Только после десятой казни фараон разрешил евреям покинуть Египет. Этот день избавления от беды – день Пасхи.

Моисей обещал вывести израильтян в землю их праотца Авраама, которую Яхве обещал им во владение («землю обетованную»). Во время этого похода Моисей получил полное откровение от Бога на священной горе Синай. На двух каменных пластинах (скрижалях) повелел Яхве записать заповеди – десять основных требований к верующим, которые те должны исполнять, чтобы Бог оставался к ним милостив.

  1. Да не будет у тебя богов других богов перед лицом моим;
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся им и не служи им;
  3. Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно;
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела, а седьмой – суббота Господу Богу твоему;
  5. Почитай отца твоего и мать твою;
  6. Не убивай;
  7. Не прелюбодействуй;
  8. Не кради;
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего;
  10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.

Согласно богословской традиции все, что рассказал Яхве Моисею на Синае, было записано пророком и составило основу первых пяти книг Библии: «Бытия», «Исхода», «Левита», «Чисел» и «Второзакония». В иудаизме эти пять книг называются Тора (Учение).

Наиболее важным в иудаизме является понятие о Яхве как о единственном истинном Боге, не рожденном, существовавшем всегда творце мира и человечества, всеведущим и всемогущим. Он сотворил Вселенную из ничего в шесть дней и с помощью десяти фраз. Этот Бог, недоступный человеку, тем не менее присутствует повсюду. Он направляет свойственными ему тайными путями судьбу каждого человека и всей Вселенной. У Яхве нет соперников в лице злых богов.

Важнейшей частью представлений о Боге в иудаизме стало учение об избрании им потомков Израиля как особого народа, выделенного среди других народов, возлюбленного им. Именно движимый любовью к народу Израилеву Яхве вывел его из рабства и даровал блаженную землю – Ханаан. Позднее иудейские пророки истолкуют избрание израильтян как возложение на них особой миссии – владычество над миром. Строго определенные богослужебные ритуалы, до малейшей детали регламентированные в Торе.

Сборник комментариев к Торе называется Талмудом (Наставлениями).

Первоначальный вариант Талмуда, который и стал основой нового иудаизма, был составлен в Палестине в начале 3 в. н. э. Окончательный вариант возник только в 5 в. н.э. Постановления Талмуда соединили рассеянный иудейский народ в одно целое, так как евреем стал считаться тот, кто выполняет все религиозные предписания, упомянутые в талмудских трактатах. Покрой одежды, манеры поведения, даже традиция отдельного проживания от иноверцев – все это было закреплено и узаконено в Талмуде.

Среди праздников в современном иудаизме выделяется Пасха (Пейсах), посвященная воспоминаю об освобождении израильтян из египетского рабства. В Палестине Пасха сначала превратилась в праздник благодарности Богу за освобождение из плена, а затем в торжество, посвященное в грядущему пришествию Мессии.

Мировые религии

БУДДИЗМ

Буддизм - самая древняя из мировых религий - возник в 6 в до н.э. Его основателем стал принц Сиддхартха Гаутама, в последствии названный Буддой – «Просветленный». Он родился предположительно в 563 г. до н. э. в поблизости от современной индо-непальской границы. Его отец кшатрий и правитель небольшого княжества, надеялся воспитать достойного приемника, всеми силами пытался отвлечь сына от размышлений о смысле бытия и привязать его к земной жизни, к ее радостям и удовольствиям. Принц ни в чем не знал отказа, от него скрывали все отвратительное, пугающее или уродливое. Казалось, что его замысел близок к тому, чтобы исполниться самым блестящим образом, однако четыре случайные встречи, произошедшие во время прогулок Сиддартха, решительно изменили и взгляды, и настроение молодого принца. Он сталкивается с похоронной процессией, видит дряхлого старика и больного проказой и, наконец, замечает отшельника, который отказался от всех земных радостей ради будущего освобождения. Настроение, близкое большинству индусов этого времени охватило Сиддартху: к чему наслаждаться жизнью, если за радостями следуют страдания, а за ними - неизбежная смерть? В поисках смысла жизни он (в 30 лет) навсегда покидает дом отца, свою молодую жену и маленького сына.

Следующие годы стали для Сиддартхи временем духовных поисков и разочарований. Он знакомится с философами и отшельниками, слушает их споры и поучения. Молодой принц, уже получивший прозвище Шакьямуни, становится на путь самого строгого аскетизма, бесконечно изнуряя себя йогическими упражнениями. Однажды ночью он сидел, погруженный в размышления, между корнями огромного баньяна (дерева). Внезапно он почувствовал сильнейшее душевное волнение, воспоминания о минувшей жизни, о жене и сыне охватили его. Сиддартха понял, что эти, казалось бы, давно угасшие желания насылаются на него извне. Это явился повелитель зла Маара, чтобы искушать отшельника и отвратить его от истинного предназначения. Как только Шакьямуни понял это, все усилия Мары оказались бесплодными. Он оставался непоколебим, и посрамленный демон исчез. В эти секунды тишины после духовного сражения Шакьямуни постигло озорение, в котором ему открылась вся Вселенная, беспокойная, охваченная страхом, несомая куда-то потоком «тришны» - жажды бытия, которая вновь и вновь возвращает успокоившихся к страданиям жизни. Он осознал корень зла и нашел способ борьбы с ним. Нужно только отказаться от «тришны», погасить в себе эту жажду жизни, и тогда наступит блаженство вечного покоя – нирвана. Шакьмуни узнал истину и стал Просветленным – Буддой(В 36 лет (16 мая 588 г. до н.э.) становится Буддой (просветленным).).В 80 лет (16 мая 544 г. до н.э.) умирает в селении Кушинагар. Его тело было кремировано, а день ухода из мира стал днем начала буддизма как мировой религиозной системы.

Основу своего учения Будда изложил в виде «четырех благородных истин», кратко сводившихся к следующему:

- все в мире приводит к страданию;

- у страдания есть главная причина – это жажда бытия;

- но существует возможность прекратить страдание;

- для этого необходимо следовать священному восьмиречному пути.

Восмиречный путь в самом общем виде состоит из:

  1. Правильных взглядов, свободных от суеверий и заблуждений;
  2. Правильных возвышенных и мудрых мыслей;
  3. Правильной, доброжелательной и правдивой речи;
  4. Правильных, честных и чистых действий;
  5. Правильных усилий (самовоспитания и самообладания);
  6. Правильного поведения, куда входит и отказ от причинения страданий;
  7. Правильного, активного и изучающего внимания;
  8. Правильного сосредоточения, то есть глубокой медитации, размышлений над сутью жизни.

Будда подчеркивал, что он открыл «дхарму» - мировой закон, освобождающий от кошмаров существования.

Первоначальный буддизм существовал в том виде, в каком его преподал сам Будда, и только позже начались расхождения, раздробившие единую религию на несколько направлений. Главное в буддийском учении – это стремление к избавлению от страданий, стремление к нирване (на санскрите означает угасание. Это высшее состояние сознания, о котором нельзя даже сказать ничего определенного, кроме того, что там прекращаются все страдания. Буддизм подчеркивает, что достичь нирваны можно, только воплотившись в человека, а уже в человеческом облике следует достичь состояния «просветленного» - «будды». Будда достигает нирваны еще при жизни, но это не окончательная нирвана. Полное угасание даже для Будды наступает лишь после смерти.). Согласно буддизму, зная «четыре благородных истины» и «священный восмиречный путь спасения», можно навсегда избавиться от воплощения в материальном мире. Будда учил, что жизнь человека определяет карма – закон воздаяния за совершенные поступки. Карму по буддийскому учению, нельзя исправить ни жертвами, ни упованием на богов, которые тоже подчиняются ее неумолимым законам. Только правильный образ жизни – «движение по пути спасения» - разрушает карму.

Основной священной книгой буддизма является «Типитака» - «три корзины учения». Ближайшие ученики Сидхархи Гаутамы рассказали все, что когда-либо он говорил им о пути к спасению. До 1 в. до н.э. «Типитаку» предпочитали заучивать наизусть, и именно поэтому сохранились достоверные сведения о записях главной книги буддизма.

Помимо текстов «Типитаки» большое значение для понимания сути буддизма имеют несколько жизнеописаний Будды, хотя и составлены они достаточно поздно – в 1-3 вв. н.э. Главной целью создателей этих биографий было не рассказать о земной жизни Сиддхарты, а показать, как, проходя через инкарнации, он достиг совершенства и просветления.

В середине 2 в. н.э. в буддизме выделились два религиозных направления, названных в последствии хинаяной и махаяна.

Махаяну («Большую колесницу», или «широкий путь спасения») принято отождествлять с северным буддизмом, а хинаяну («малую колесницу», или «узкий путь спасения») – с южным, но географическое размежевание, конечно, не главное, что их различает. Если идеи хинаяны, распространившиеся в основном в Индии, Индокитае, Индонезии и на Цейлоне, мало чем отличаются от первоначального буддизма, то учение махаяны, упрочившееся в Непале, Китае, Корее и Японии, было совершенно новым этапом в развитии буддийской религии.

Махаянисты стали практиковать уже не только одни медитации и собрания общины, но и пышные богослужения с молитвами бодхисатвам, поклонениями статуям Будд, церемониальными шествиями. Община нищенствующих монахов в махаяне превратилась в организованную церковь с духовенством, одной из главных обязанностей которого стало исполнение обрядов и совершение публичных служб.

Тибетский вариант буддизма настолько отличается от первоначального учения Будды-Гаутамы, что исследователи религий рассматривают его отдельно от махаяны и хинаяны, предпочитая называть его даже не буддизмом, а ламоизмом. Проникнув в Тибет в 6 в., буддизм, во-первых, испытал сильнейшее влияние со стороны местного язычества – «бон-по» (черной веры), какой-то разновидности шаманства, а во-вторых, тибетский буддизм пережил несколько реформ.

Тибетский буддизм, развивавший идеи, заложенные в махаяне, испытал сильное влияние индуизма и бон-по. Сохранив веру в учение о сансаре, нирване и карме, тибетское духовенство, однако, придало им крайне причудливую отличную от той, что была принята в раннем буддизме, форму.

Для ламаизма характерно учение о грядущем царстве справедливости, оно обычно связывается со сказанием о таинственной стране Шамбале, которая скрыта где-то в глубине Тибетского нагорья. Это учение наиболее сильно отличает ламаизм от других версий буддизма. Из шамбалы должен появиться Майтрейя-Майдари, легендарный спаситель человечеста в «последние времена». Войско Шамбалы начнет последнюю войну со злом за торжество «желтой веры» - буддизма. После неизбежной победы буддистского воинства на всей земле установится мир и благоденствие под мудрым правлением самого Майтрейя-Майдари.

Значительные ламаистские общины есть в Индии, Монголии и России (Калмыкия, Тыва).

Современная география и численность буддистских общин:

около 800 млн. чел. верующих; около 300 млн. чел. регулярно участвующих в обрядах; свыше 2 млрд. чел. интересующихся. После ислама буддизм является самой многочисленной религией на Востоке.

Основной регион - Азия, а также: США. Европа, Россия.

ХРИСТИАНСТВО.

Из всех мировых религий христианство является самой распространенной и оказавшей самое значительное влияние на мировую историю. Более миллиарда человек, часть всего человечества связывают себя с христианством. Эта религия самая большая в численном отношении, представлена на всех континентах и существует в различных культурных средах. В настоящее время христианство разделено на 3 направления: православие, католицизм и протестантизм.

Священная книга всех христиан Библия, состоящая из Ветхого и Нового Завета.

В христианстве огромное значение имеет личность его основателя – Иисуса Христа. Он в отличии от других мировых религий не посланец Бога, а сам Бог. Иисуса Христа называют богочеловеком, он объединяет в себе нераздельно и неслиянно два естества – Божественное и Человеческое. Воплощение Бога Сына было необходимо для спасения человечества от «греха» - изначальной порчи его природы, произошедшей после его создания, о которой рассказывали первые главы библейской книги «Бытие». Первый мужчина Адам и первая женщина Ева нарушили запрет Бога и вкусили плод дерева познания добра и зла, росшего в райском саду. Это было первым грехом, за который люди были изгнаны из рая, и который лег проклятьем на все их потомство. Освободить их от этого проклятия могло только божественное самопожертвование и для этого Бог Сын воплотился на Земле.

Главные религиозные идеи, присущие всем направлениям христианства.

  1. Вера в Триединого Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух), сотворившего Вселенную.
  2. Вера в искупительную жертву Бога Сына Иисуса Христа, для этого воплотившегося на Земле.
  3. Вера в Божественную благость – таинственную силу, ниспосылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  4. Вера в посмертное воздаяние за совершенное в жизни и, следовательно, вера в Рай и Ад.
  5. Вера в ангелов и демонов.

Для борьбы с ересями и установления вероисповедных принципов, которые должны признавать все христиане (догматов). С 4 в. н.э. в христианской церкви созываются Вселенские соборы. Собором в христианстве называют совет епископов, представляющих отдельные церкви, созванный для решения самых важных вопросов религиозной жизни. Собор, где присутствуют епископы всех существующих церквей, называют Вселенским. Такой же, где собраны представители только одной церкви, - поместным. Всего было 7 Вселенских соборов.

Исторически сложившаяся разница между двумя ветвями христианства (западной и восточной), обусловленная уже самим разделением единой Римской империи на Восточную и Западную, все больше и больше проявлялась в 4-8 вв.

Римский епископ получил почетный титул папы, а 756 г. он стал еще и главой целого государства – Папской области. В Западной церкви постепенно стали возникать идеи организации всей христианской церкви по одному образцу, как церковной монархии во главе с первосвященником. Папа должен был получить даже право изменять догматы, принятые Вселенскими соборами.

В середине 11 в., при Константинопольском патриархе Михаиле Керулларии, произошел окончательный разрыв. По приказу патриарха в 1053 г. все церкви и монастыри в Константинополе, придерживающиеся римского обряда, были закрыты. Римский папа Лев 9 послал к Михаилу Керулларию делегацию, но не для решения спора между церквами, а для передачи папского указа об отлучении патриарха. В ответ на это в 1054 г. был созван собор, анафемствовавший римского папу. С этого момента церкви окончательно разделились. Изменились даже их общеупотребительные названия – Западная церковь стала называться католической, а Восточная – православной.

Культовая практика русского православия

Особые священнодействия, во время которых на верующих нисходит Божья благодать, называются таинства. В православии к ним причислены крещение, миропамазание, причащение (делает причастников сотелестниками Иисуса Христа, укрепляет христиан), покаяние (исповедь), священство (рукоположение, наделение духовной властью – учить верующих, отпускать грехи и т.д.), елеосвящение (соборование) (таинство совершаемое над больным ради исцеления и прощения грехов), брак.

РПЦ установлены особые дни для чествования различных святых и событий – церковные праздники. По степени торжественности они разделяются на малые, средние и великие; к последним относятся так называемые двунадесятные.

Двунадесятными праздниками называются 12 особенно чтимых в православии праздников. В двунадесятные праздники богослужение отличается особой торжественностью. Среди этих праздников одни имеют определенные даты, другие же – подвижные – нет: это связано с днем Пасхи, празднование которой зависит от дня весеннего полнолуния.

Пасха величайший христианский праздник – Воскресение Христово. Праздник этот переходящий зависит от фаз луны. Празднование Пасхи в православной церкви переходит от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Рождество Христово – праздник постоянный, торжествуемый 7 января, когда в Вифлееме совершилось рождение Спасителя.

Крещение и Богоявление Господне – 19 января. В этот день Иисус Христос был крещен святым пророком Иоанном Предтечей и Крестителем в реке Иордан и на него снизошел Дух Святой.

Преображение Господне – 19 августа, когда на горе Фавор под Иерусалимом неземной свет осиял Иисуса Христа, придав ему божественную сущность.

Вход Господень в Иерусалим, иначе называемый Вербным воскресением, празднуется за неделю до Пасхи. В этот день Иисус Христос совершил торжественный въезд в Иерусалим, чтобы проповедовать там слово Божие.

Вознесение Господне празднуется на сороковой день после Пасхи. В этот день в присутствии учеников воскресший Христос вознесся на небеса, чтобы воссесть там одесную (справа) о Бога Отца и судить живых и мертвых.

Пятидесятница, или Троица, празднуется на 50 день после Пасхи. На следующий день РПЦ отмечает Духов День – день сошествия Святого Духа на апостолов, после этого понесших слово Господне по земле.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня празднуется 27 сентября, когда святой благоверный императрицей Еленой был обнаружен в Иерусалиме крест, на котором распяли Иисуса Христа.

Сретенье Господне – 15 февраля. В этот день родители Иисуса Мария И Иосиф принесли младенца в храм, дабы по обычаю посвятить его Богу.

Также в приходах празднуются храмовые и престольные праздники, посвященные событиям или святым, во имя которых устроен храм.

Посты – учреждения Церкви, имеющие целью содействовать господству в христианине духовно-нравственных стремлений над материально-чувственными. В РПЦ они разделяются на многодневные и однодневные. К числу многодневных принадлежат: 1) святая четыредесятница, в течении семи недель перед Пасхой (постных дней 40); 2) пост апостолов Петра и Павла, начинающийся через неделю после Троицы и длящийся до 12 июля; 3) Успенский пост в честь Богородицы – с 14 по 28 августа; 4) Рождественский пост, начинающийся за сорок дней до Рождества Христова – с 27 ноября по 7 января. По обычаю православные постятся до появления первой звезды в память звезды, взошедшей над Вифлеемом при рождении Младенца.

К однодневным принадлежат посты в среду и пятницу. Они установлены в память страстей Господних и Его крестной смерти. В постные дни не допускается скоромная пища, то есть животная пища, а в периоды особой строгости рекомендуется воздерживаться от пищи (для больных и детей делаются отступления от строгости постов).

Богослужения и обряды РПЦ чрезвычайно многообразны и многосложны. Главную часть богослужения составляет литургия, в просторечье ее называют обедней. Все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Суточный круг богослужения совершается церковью на протяжении суток; всех богослужений девять: вечерня, повечерие, полуношница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и божественная литургия.

Недельный круг богослужения – это порядок служб на протяжении недели. В воскресенье Церковь вспоминает и прославляет бесплотные силы –Ангелов. Во вторник - святого Иоанна Крестителя. В среду вспоминается предательство Господа Иудою. В четверг прославляются святые апостолы и святой Николай Чудотворец. В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя. В субботу прославляется Богородица и все святые, а также все усопшие в истиной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Годовой круг богослужения – это порядок служб на протяжении всего года. Сюда включаются и все церковные праздники.

Православное духовенство делится на белое и черное. Белое духовенство живет в миру, отправляя богослужения в приходских храмах. Черное духовенство – монашествующее. Постригаться в монахи могут мужчины не моложе 30 и женщины не моложе 40 лет; наличие высшего образования снижает этот возраст до 25 лет. Это так называемый канонический век. В РПЦ имеется три степени священства: диаканская (диакон помощник священника во время богослужения), пресвитерская (это старший священник в соборе) и епископская (епископат поставляется только из черного духовенства), различающиеся положением духовной среде, обязанностями во время богослужения и особыми духовными правами.

Католицизм.

Католичество – Западная или Римско-католическая, христианская церковь самая многочисленная в христианстве (более 1млрд чел.). Различия между католичеством и православием повлияли на формирование разных путей развития в странах Западной и Восточной Европы.

Основные различия между православием и католицизмом касаются догматических нововведений. В качестве догматов католики признают следующие:

  1. Догмат о происхождении Бога Святого Духа от Бога Отца и Бога Сына.
  2. Догмат о месте временного посмертного воздаяния – «чистилища», не относящемся ни к Аду, ни к Раю.
  3. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
  4. Догмат о непогрешимости папы римского.

Помимо этих отличий в Западной церкви существует еще ряд особенностей, возникших до разделения церквей, но канонически зафиксированных постановлениями соборов в Средние века и Новое время. Католическая церковь, как и православная, признает источниками христианского учения Священное Писание и Священное Предание, но католики принимают за канонические библейские книги, считающиеся в Восточной церкви неканоническими: Варуха, Товита, Юдифъ т.д.

Определенные нововведения был внесены католиками в таинства. Крещение совершается только путем обливания (в православии обливание взрослого, а младенца троекратное окунание). Миропомазание производится не над окрещенными младенцами, а над детьми по достижении ими 7 лет. В таинство причащения (евхаристии) было введено несколько нововведений: вместо квасного хлеба используется пресный (опресноки, оплатки) младенцев не причащают вообще, также считается, что святые дары (хлеб и вино) преобразуются в кровь и тело Христово после произнесения слов: «Сие есть тело мое, сие есть кровь моя», а не после призывания Святого Духа. Исповедь превращается в своеобразное расследование священником преступлений грешника. Отпущение грехов во время покаяния не является окончательным и исповедующийся должен еще принести удовлетворение Правде Божьей (в виде индульгенции). Священникам Римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (этим стерто различие между черным и белым духовенством в православии - белое - живущее в миру, черное – монахи). В церковную иерархию была введена должность кардинала, ближайшего советника папы, настоящего «князя церкви». Кардиналы в католической иерархии считаются превыше епископов и могут назначаться папой. С 1059 г. совет кардиналов избирает нового римского папу, папа избирается пожизненно, на 18 день после смерти предыдущего папы. Для избрания папы требуется 2/3 голосов совета кардиналов плюс один голос.

Современное управление Римско-католической церковью по-прежнему определяется тем, что римский папа является главой не только церковной организации, но светского государства Ватикан. Поэтому он строит свои отношения со светскими главами других государств как всем им равный лидер, а высший орган управления католической церковью (римская курия) одновременно занимается и мирскими проблемами. В римскую курию входят постоянно работающие органы управления: статссекретариат, девять конгрегаций, занимающихся вопросами управления церковью, двенадцать советов, три трибунала, три секретариата (по единству христиан, по связям с нехристианскими религиями, по делам неверующих). Финансовыми вопросами занимается Префектура по экономическим делам Святого престола; светскими административными – Управление собственности апостолического престола. К римской курии также относятся коллегия кардиналов и Синод епископов, созывающийся один раз в три года.

Главные епископы католической церкви в отдельных странах носят титул «примасов» (первенствующих), подчеркивающий их верховную роль и одновременно указывающий на то, что они не являются независимыми главами церквей, как в православии, а только представителями папы римского. Иногда для решения важных вопросов управления отдельной национальной католической церковью или для разрешения внутренних конфликтов римский папа отправляет чрезвычайного посла – легата. В отличие от легатов, занимающихся чисто церковными вопросами, другие папские посланники – нунции исполняют те же функции, что и послы светских государств – представляют римский престол при правительствах других стран. В Римско-католической церкви сейчас более 400 тыс. священников в 194 тыс. приходах, а также 140 монашеских орденов, которые объединяют около миллиона монахов.

В наше время католические приходы существуют почти во всех странах мира, а во Франции, Италии, Испании, Португалии, Ирландии, Хорватии, Словении, Австрии, Польше, Чехии, Словакии, на Филиппинах и странах Латинской Америки католическая церковь является господствующей.

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантизм возник в Западной Европе в 16 в. Это направление выделилось из католицизма и зародилось как протест против католической церкви. Это учение о спасении верой, о «всеобщем священстве» и отказ от Священного Предания. Согласно протестантским взглядам, ни исполнение таинств, ни праведная жизнь не обеспечивают спасения человеку. Только вмешательство самого Бога, дарующего благодать, может спасти верующего. Получение благодати не зависит от церкви. Каждый человек может получить благодать, и, следовательно, все верующие могут считаться священниками. Главным же в деле спасения души являются не дела или обряды, а только искренняя вера в Иисуса Христа.

Начало Реформации (движение в 16 в.) связывают с деятельностью немецкого монаха Мартина Лютера, После того как 31 октября 1517 г. Лютер вывесил на дверях церкви своего родного города Виттенберга лист с 95 тезисами против индульгенций (грамоты, гарантировавшие отпущение грехов всем их купившим), его обвинили в ереси и вызвали в Рим на суд. Мартин Лютер не ответил на вызов и события стали развиваться помимо его воли. Светские государи Германии, давно тяготившиеся зависимостью от римского престола, помогли богослову избежать преследования, а затем активно поддержали формирование возглавленного им антикатолического движения. Вскоре М. Лютер стал говорить о необходимости не просто обновления церкви, а ее реформы (отсюда и пошло название Реформация) и возвращения ее к обрядам и вероучению апостольских времен, искаженных католичеством.

Лютер изложил основные положения нового учения в документе, названном «Аугсбургским вероисповеданием». В Германии началась религиозная война, закончившаяся только в 1555 г. подписанием в Аугсбурге религиозного мира, согласно которому государь каждого германского княжества определял веру своих подданных. Лютеранство стало официально признанным.

Подобные идеи в Швейцарии выдвинули проповедники Жан Кальвин и Ульрих Цвингли. Последователи Кальвина (Гугеноты) появились во Франции, что вызвало затяжную войну, кульминацией которой стала Варфоломеевская ночь-убийство более 2 тыс. гугенотов в 1572 г.

В Англии протестантское движение было активно поддержано королем Генрихом 8. Однако король не допустил значительного изменения в организации церкви в Англии. Тем не менее так называемая англиканская церковь с 1534 г. окончательно отделяется от католичества.

ОСНОВНЫЕ ПРОТЕСТАНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Англиканская церковь. В англиканской церкви сохраняется наибольшее сходство с католичеством в обрядах и традициях. Внесено протестантское учение о спасении только верой, отрицалось Священное Предание, признавались только 2 таинства: крещении и причастие. Богослужение было переведено на английский язык и при сохранении римско-католического чина сильно сократилось. Церковная иерархия сходна с католической, но главой церкви считается английский король, назначающий епископов. Безбрачие для священников отменено. После короля наивысшей властью в церкви обладает архиепископ Кентерберийский. Он занимается главными вопросами церковного управления. Приверженцами англиканства является около 70 млн. верующих.

Лютеранство. В богословии главным принципом остается положение об оправдании только верой. Богослужение ведется на национальных языках, из всех таинств исполняются только крещение и евхаристия, из церковных символов сохранилось лишь изображение креста в храмах, отвергнуто почитание Богородицы и святых. Однако богослужение упорядочено и сохранен епископат.

Современные объединения носят названия евангелических или евангелическо-лютеранских церквей. Общее число лютеран в мире достигает 75 млн. человек, входящих в 192 церкви. Деятельность значительной части церквей координируется Всемирным лютеранским союзом, который создан в 1947 г.

Кальвинизм. Все кальвинистское учение построено на богословском тезисе об абсолютном предопределении. Жан Кальвин учил, что все люди изначально предназначены либо для Рая, либо для Ада. Изменить это предначертание невозможно – ни искренней верой, ни добрыми делами. Человек может только угадать свое предначертание, если Бог посылает ему знаки в виде успеха в земных делах (особенно в предпринимательстве). Кальвин выдвинул идею «мирского аскетизма», согласно которой человек всегда находится на службе у Бога и поэтому должен быть готов дать ему отчет за использование каждой минуты своей жизни. Кальвинисты радикально изменили все богослужение, которое свелось к проповеди священника, коллективным молитвам и чтению псалмов. Отменены были все символы христианства, даже крест, а из таинств сохранились только крещение и евхаристия, воспринимающиеся как знаки принадлежности к общине верующих.

В настоящее время кальвинизм расколот на три основных направления: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм.

Меннонизм. Менонитская секта возникла в 16 в. в Голландии и названа по имени ее основателя Менно Симонса (1492-1559). М Симонс в своем основном сочинении «Фундамент истинной христианской веры» призывает к непротивлению и отрицает идею борьбы со злом. Меннониты не приняли идею изначального предопределения и придают большое значение для спасения верующих искренней личной вере.

Другие протестантские направления: баптизм, методизм, Армия спасения, квакеры, пятидесятники, мормоны, адвентисты, Свидетели Иеговы и др.

ИСЛАМ

1. Ислам есть название истинной религии, предание себя Богу.

Мусульманство есть сообщество людей, предающих себя Богу, то есть мусульманин - предавший себя Богу. Отсюда стиль, тип поведения и манер мусульманина, для которого нет деления жизни на светскую и религиозную части.

Коран (араб. чтение) - совершенное послание на чистейшем арабском языке, которое получил Мухаммад из уст архангела Джебраила (священная книга мусульман). Коран состоит из 114 сур (глав) которые были записаны последователями Мухаммада с его слов в 610 - 632 годах. Суры делятся на айаты (стихи). При правильном чтении Корана нисходит Сакина, то есть Божественное присутствие.

Основатель Ислама – пророк Мухаммад (около 570 г. - 632 г.). Около 610 года в пещере, на горе Хира, он вдруг услышал голос и приказ читать и кто-то тяжелый навалился на его тело. Так он получил названия коранов, то есть чтений, так как открывались как нечто прочитываемое, а затем читались вслух Мухаммадом своей семье, друзьям, сторонникам. Движение росло, начались гонения, Мухаммад бежал в Медину.

1 июля 622 г, с момента торжественного вхождения Мухаммада в Медину начинается мусульманская Умма и мусульманское летоисчисление. В 630 г. Мухаммад возвращается в Мекку с паломнической миссией, уничтожает идолов Каабы и освящает древний религиозный центр как святилище ислама. Весь Хиджаз (западная часть Аравийского полуострова, вдоль Красного моря) признает Мухаммада как пророка и правителя, вносит в Умму Закат (милостыню) как символ вечного договора с Богом.

Великая Сунна Пророка Мухаммада - сообщения о земной жизни и учении Мухаммада, передаваемые из уст его жен, последователей, всех слышавших пророка; Сунна - араб. путь, пример, образец;

Божественные изречения хадис кудси - слова Мухаммада, которые считаются богодухновенными.

Священное право шариат - путь, закон, то есть актуальное право мусульман.

При принятии вероисповедания произносится шахада, то есть свидетельство:

«Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха».

5 столпов ислама:

1 столп ислама - обязательное произнесение шахады как главного нравственного догмата, повтор в молитвах как своеобразной клятвы и публичного исповедания веры, т.е. свидетельство о единобожии;

2 столп - салят (намаз, моление) - молитва, которая должна совершаться пять раз в день: между рассветом и восходом, в полдень, до заката, после заката, с наступлением ночи; молитвы совершаются также по собственному усмотрению дополнительно ночью или днем, а также в особых случаях, на похоронах, при затмениях и т.п.; молятся в одиночку или коллективно, в мечети (араб. место, где совершаются земные поклоны), либо в любом месте, но обязательно лицом к Мекке (в мечетях специальные ниши в стене); обязательное условие - ритуальное очищение перед молитвой (чистота=благочестие); мужчины и женщины молятся раздельно.

3 столп - закят - добровольная очистительная милостыня; фактически, предписываемый шариатом ежегодный налог на имущество и доходы (обычно взимается не менее 2,5% годового дохода, однако единства мнений среди богословов нет); платит закят глава семьи; закят распределяется среди нуждающихся, идет на поддержание школ, больниц, библиотек, бань, мостов, колодцев и т.п.; существует также закят аль-фитр (налог-милостыня), который обязан платить каждый взрослый в день окончания поста в месяце рамадан для раздачи милостыни;

4 столп - саум (от араб. сама - поститься) - пост в течение всего месяца рамадан, обязательный для всех мусульман, также существуют еще даты желательного поста; с рассвета до заката запрещено пить, есть, принимать лекарства, курить, предаваться удовольствиям и развлечениям. По представлениям мусульман, в рамадан был ниспослан Мухаммаду Коран, отсюда и возник пост как обязательное условие для размышления и улучшения своей духовной и нравственной жизни; в конце рамадана в течение нескольких дней празднуется особый праздник прекращения поста «ид аль-адха» (ид аль-кабир, тюрк. курбан-байрам, то есть праздник жертвенных животных, режут овец в память об Ибрахиме и его сыне Исмаиле);

5 столп - хаджж - паломничество в Мекку (если позволяют возможности). Мекка священный город для мусульман.

4. Основные направления в исламе:

= 1 = шииты --- имамиты (Ирак), зайдиты (Йемен), «крайние» (гулат), исмаилиты (карматы - Афганистан, Индия, Пакистан);

= 2 = сунниты --- асхаб ал-хадис, асхаб ар-рай;

= 3 = хариджиты ---азракиты, суфриты, ибадиты;

= 4 = мутазилиты;

= 5 = мурджииты;

= 6 = суфии --- суфийские братства;

= 7 = ваххабиты;

= 8 = исламисты-фундаменталисты;

= 9 = социальные реформаторы в рамках «исламского государства», др.

Сегодня мусульманская община насчитывает от 800 млн. человек (по разным оценкам свыше 1млрд чел.), которые проживают в более чем 120 странах мира. Ислам является государственной религией в таких странах, как Египет, Ирак, Иран, Кувейт, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия.

Свыше 90% населения исповедуют ислам в следующих странах: Алжир, Афганистан, Бахрейн, Гамбия, Джибути, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливия, Мавритания, Мальдивская Республика, Марокко, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сомали, Тунис, Турция. Свыше 40 % населения Африки - мусульмане. В Индии проживают свыше 100 млн. мусульман (около 11% населения).

PAGE 19

Религиоведение. Понятие и виды религий