Тема дома и семьи в повести И. С. Тургенева «Муму»


В статье «Детство, Дом, Добро», опубликованной в № 15, говорилось о важности проблемы дома и семьи в литературе. Учитель обсуждал с ребятами роль дома в жизни маленьких героев различных художественных произведений. Продолжение темы — урок о роли дома, но уже в судьбе взрослого человека — крепостного дворника Герасима из повести И. С. Тургенева «Муму».

Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал “добрые чувства”, то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Начать стоит с анализа “догородской” жизни Герасима. Буквально в нескольких строках автор рассказывает о том, как глухонемой сельский житель, обитая “в небольшой избушке, отдельно от братьев”, не имея, в силу своей немоты, семьи, находит удовлетворение в крестьянском труде. Тяжёлая работа, будь то пахота, косьба или молотьба, настолько спорилась в его руках, что “весело было смотреть на него”. Очевидно, что этот богатырь сроднился с землёй и перенёс на неё свою любовь, столь же мощную, сколь и его сила. Деревня, родная земля — вот его дом, и другого герою не надобно. Однако “самый исправный тягловый мужик” не властен в своей судьбе: по приказу барыни его насильно перевозят в Москву, дают “в руки метлу и лопату” и определяют дворником в городской усадьбе. Обратим внимание учащихся на то, что сама барыня, хотя у неё есть и сыновья, и дочери, и многочисленные приживалки, одинока: нигде не говорится о том, что дети и внуки её навещают; лишь в начале повести автор скупо упоминает, что “сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж”. Можно предположить, что, несмотря на многочисленное потомство, настоящей семьи, доброго и тёплого дома у этой женщины никогда не было.

Привлечём внимание учеников к одной только фразе: “День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи”. Пятиклассники, конечно, поймут, что И. С. Тургенев, талантливый мастер детали, хотел подчеркнуть здесь и вздорный, неуживчивый характер помещицы, и печальную её старость, и драму жизни барыни в целом, ту драму, в которой прежде всего повинна она сама. (Вероятно, следует сообщить ребятам, что в образе старой барыни отразились некоторые черты матери писателя Варвары Петровны, с которой у сына складывались весьма непростые отношения.) И вот именно эта капризная и своенравная героиня повести вершит судьбы своих крепостных.

Говоря о городской жизни насильно разлучённого с землёй Герасима, Учащиеся отметят, что герою “крепко не полюбилось… сначала его новое житьё”: ведь на родной стороне он подсознательно ощущал себя деревом, выросшим “на плодородной почве”, а здесь, в Москве, его словно лишили корней. Отвечая на вопрос, Как же повёл себя Герасим в чуждых для него условиях, ученики скажут, что, будучи по-крестьянски основательным, герой и в барской усадьбе начинает устраиваться прочно и надолго. Он по своему вкусу оборудует выделенную ему каморку над кухней, запирая её всякий раз, когда приходится отлучаться (“он не любил, когда к нему ходили”), имеет своё место за обеденным столом, куда теперь никто, кроме него, не смеет садиться. Считая барскую дворню “за своих”, по-настоящему уважает лишь… дворовых гусей за важность и рассудительность (“он сам смахивал на степенного гусака”). Однако герою не хватает именно дома и семьи. Он невольно ищет близкую себе душу, находя её в прачке Татьяне, которую с самого детства “держали в чёрном теле... а ласки она никакой никогда не видала”. Полагаю, учащиеся смогут объяснить, почему именно эта худенькая, некрасивая, робкого нрава женщина привлекла внимание Герасима: герой повести увидел в Татьяне человека, остро нуждающегося в поддержке и защите. Так же, как он когда-то заботился о земле-кормилице, захотел немой богатырь заботиться и о несчастной, запуганной прачке. Именно её дворник мечтал видеть хозяйкой в своей городской каморке, с ней желал бы создать дом и семью.

Пятиклассники могут проследить по тексту, как менялось отношение Татьяны к Герасиму. Увидев его впервые, женщина “чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры” и старалась не встречаться с новым дворником, но затем постепенно привыкла к нему, даже принимала от героя нехитрые знаки внимания: пряничного петушка или ленту (ведь никто никогда не дарил ей подарков!). Татьяна почувствовала, что этот сильный и степенный человек сможет стать для неё настоящей защитой. Однако Герасиму, уже однажды насильно оторванному от родного дома, не суждено было и здесь, в городе, обрести дом и семью. По желанию барыни несчастную Татьяну выдают замуж за башмачника Капитона, горького пьяницу и лентяя, а через некоторое время отправляют вместе с мужем, “окончательно спившимся с круга”, в дальнюю деревню. И, может быть, впервые за всю свою горькую жизнь Татьяна перед отъездом решается открыто проявить своё чувство: она “прослезилась и… по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом”, вероятно, понимая, что больше никогда не увидит его.

Казалось бы, ничему хорошему в жизни несчастного богатыря уже не быть, но оказывается, что судьба — именно в день расставания с Татьяной — посылает ему свой последний, щедрый и горький, как окажется впоследствии, подарок: маленького щуплого щенка, которого чья-то злая рука бросила в реку. И вновь оттаивает сердце закаменевшего, казалось бы, в своём горе и одиночестве Герасима: герой обретает существо, остро нуждающееся в заботе и защите, существо, которое поистине стало смыслом его жизни. Отвечая на вопрос, Что изменилось в жизни героя с появлением Муму, учащиеся прежде всего отметят, что он занят теперь приятными хлопотами: устраивает для щенка удобную постель, поит из блюдечка молоком, бережно обтирает дрожащее мокрое тельце, даже спит рядом со спасённой им собачкой. И, наверное, впервые за долгие месяцы сон его “тих и радостен”. Ещё бы! Ведь у одинокого человека появилась наконец семья, пусть и такая необычная, а его каморка обрела черты настоящего дома!

Работая с текстом, пятиклассники найдут аргументы, подтверждающие этот факт: благодаря “неусыпным попечениям” Герасима Муму (именно так смог назвать щенка глухонемой спаситель) превратилась в “очень ладную собачку испанской породы”. Дворник ухаживал за ней так, как “ни одна мать… не ухаживает за ребёнком”, “любил её без памяти”, собака же, в свою очередь, “страстно привязалась” к герою и в его каморке чувствовала себя “полной хозяйкой”. Именно семья, Муму, которая стала для немого и дочерью, и другом, то есть самым родным и близким существом на всём свете, дала Герасиму полное ощущение счастья и довольства своей судьбой. Однако этому счастью недолго суждено было длиться: по приказу капризной и вздорной барыни собаку убирают со двора.

Что же в это время происходит с Герасимом?

Ученики отметят, что ещё никогда он так не тосковал, как в те дни, когда искал свою любимицу: в поисках “успел обежать пол-Москвы”, “всю ночь охал” и не сомкнул глаз, “его лицо… словно окаменело”. И всё же несчастному удаётся обрести ещё одну, пусть и очень недолгую, радость: Муму, измученная, с обрывком веревки на шеё, возвращается к своему воспитателю.

Их встреча — это настоящее счастье для обоих, когда самые близкие существа после трагического расставания вновь обретают друг друга.

Почему же Герасим не смог уберечь Муму от гибели? Почему он был вынужден сам умертвить собаку?

Дети вспомнят, что, навсегда уводя свою любимицу из дома, немой надел праздничный кафтан (именно этой одежды он дожидался когда-то, чтобы идти свататься к Татьяне), тщательно вычесал Муму (“шерсть на ней так и лоснилась”), накормил её в трактире щами с мясом. Это единственное, чем герой повести смог порадовать напоследок бесконечно дорогое ему существо. Не в силах был крепостной пойти против воли своей хозяйки, уже в третий раз лишающей его надежды на обретение дома, семьи и счастья. Однако если раньше глухонемой безропотно подчинялся барскому приказу, то теперь, после гибели несчастной Муму, в душе этого степенного, сдержанного, основательного человека пробуждается протест. Он Прибегает в каморку, Проворно Укладывает в старую попону нехитрые пожитки и навсегда уходит из усадьбы. Здесь, среди барской дворни, не место сильному, доброму, могучему крестьянину. Герасим так торопился в родную деревню, “будто мать-старушка ждала его на родине… будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях”.

Наверное, именно встреча с родной землёй-матушкой даёт герою повести силы для дальнейшей жизни, хотя незаживающая рана в его душе останется до конца жизни: ведь ни женщины, ни собаки в избёнке немого богатыря нет и никогда уже не будет. Глубоко погребена мечта его о счастье семейном, о доме, о родной душе рядом.

После чтения и анализа повести «Муму» можно предложить учащимся разговор о роли дома и семьи в жизни каждого человека; спросить, что значат для них эти понятия. Пожалуй, стоит обратить внимание и на отношение людей к “братьям нашим меньшим”. Вероятно, ученики вспомнят произведения, в которых животные выступают как истинные друзья человека (это и народные сказки, где действуют Сивка-Бурка, Серый Волк, любимая коровушка Крошечки-Хаврошечки; и рассказы Сетона-Томпсона, Паустовского, Пришвина, Астафьева…).

Главное, чтобы сама тема дома и семьи, раскрытая на примере повести И. С. Тургенева, не оставила их равнодушными, помогла бы детям в очередной раз ощутить притяжение к вечным ценностям.