Общая характеристика рынка ценных бумаг

Контрольная работа

Общая характеристика рынка ценных бумаг


Содержание

1. Понятие и функции рынка ценных бумагах

2. Внутренняя структура и виды рынка ценных бумаг

3. Понятие и классификация субъектов рынка ценных бумаг

4. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг

Литература


1. Понятие и функции рынка ценных бумагах

С точки зрения экономической теории ценные бумаги являются специфическим товаром, который реализуется на особом рынке - рынке ценных бумаг или фондовом рынке. Словосочетание «рынок ценных бумаг» не вызывает у студентов трудностей. Рынок ассоциируется с некой торговой площадкой, на которой осуществляется продажа каких-либо материальных ценностей, в данном случае ценных бумаг. Хотя, конечно, сегодня рынок ценных бумаг это сложнейший механизм, характеризующийся множеством участников, в т.ч. активной ролью государства.

Легального определения понятия «рынок ценных бумаг» не имеется, несмотря на то, что в законодательстве о ценных бумагах это один из наиболее употребляемых терминов. Около десяти федеральных законов, а также более двухсот подзаконных нормативных актов посвящены данному правовому институту. Отметим, что в статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации содержится понятие рынка товаров которым признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской

Федерации1.

В экономической науке существует достаточно много определений рынка ценных бумаг. Приведем одно из них. Под рынком ценных бумаг понимают совокупность экономических отношений, возникающих между его участниками, по поводу выпуска и обращения ценных бумаг2. Однако рынок ценных бумаг это не только система экономических, но и правовых отношений, отличительными признаками которых являются особые предмет, круг субъектов, содержание, методы правового регулирования. Кроме того, рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, имеет свои правила, функции, внутреннюю структуру. В законодательстве чаще всего термин рынок ценных бумаг используется применительно к эмиссионным ценным бумагам, так как оборот именно данных бумаг наиболее организован и регламентирован. Тем не менее, полагаем, что оснований для такого сужения не имеется, так как рынок это та сфера, которая позволяет совершать сделки с любыми разновидностями ценных бумаг.

История возникновения и развития рынка ценных бумаг - это история все более широкого превращения отношений между кредиторами и должниками в «оборотоспособное» имущество. В последние десятилетия эта тенденция, получившая название «секьюритизация», стала весьма распространенной на мировом финансовом рынке. Секьюритизация, превращая обычные обязательства должника к кредитору в имущество, дает этим обязательствам повышенную оборотоспособность, помещает их в готовую инфраструктуру фондового рынка и в конечном итоге делает финансовые отношения в экономике более мобильными, а саму экономику - более гибкой и эффективной3.

Таким образом, рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка. Финансовый рынок помимо рынка ценных бумаг включает рынок валютных ценностей, производных финансовых инструментов, а также рынок ссудного капитала (кредитный рынок).

Главную задачу рынка ценных бумаг можно определить как обеспечение совершения гражданско-правовых сделок с ценными бумагами.

Выделяются следующие функции рынка ценных бумаг. Перераспределительная функция, которая заключается в том, что посредством выпуска и обращения ценных бумаг происходит распределение финансовых ресурсов между теми, кто в них нуждается и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный капитал. Рынок ценных бумаг должен обеспечивать максимально возможный приток национальных и зарубежных инвестиций на российские рынки, формирование необходимых условий для стимулирования накопления и трансформации сбережений в инвестиции.

Мобилизационная функция означает, что посредством совершения сделок с ценными бумагами происходит накапливание денежных средств у эмитентов, которые в дальнейшем направляют их на решение производственных задач. Инвестиционная функция заключается в том, что рынок ценных бумаг дает возможность инвесторам получить доход от своих вложений. Более того, многие инвесторы используют рынок ценных бумаг для быстрого обогащения.

Следующая функция - информационная. Рынок ценных бумаг посредством правового механизма раскрытия информации дает представление о состоянии экономики, ценах, размерах возможного дохода и т.д. Сведения об экономической конъюнктуре позволяют инвесторам выбрать ориентиры для размещения своих капиталов. Информация о состоянии фондового рынка играет важное значение для стабильного развития экономики, его крах, т. е. сильное падение курсовой стоимости ценных бумаг за короткий промежуток времени, может вызвать застой в экономике.

Важное значение также имеет ценовая функция. С помощью рыночных механизмов формируется свободная (рыночная) цена на ценные бумаги. В налоговом законодательстве под рыночной ценой товара понимается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Кроме того, для целей налогообложения там же дается определение рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Такой ценой признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки (статья 40 Налогового кодекса Российской Федерации).

И последняя функция рынка ценных бумаг - регулятивная. Рынок ценных бумаг не только способствует совершению сделок, но и устанавливает правила их совершения, а также механизмы защиты прав участников рынка.

На основании изложенного, обобщим главные моменты.

  1. Рынок ценных бумаг это совокупность экономических и правовых отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
  2. Главную задачу рынка ценных бумаг можно определить как обеспечение совершения гражданско-правовых сделок с ценными бумагами.
  3. Рынок ценных бумаг несет перераспределительную, мобилизационную, инвестиционную, ценовую, информационную и регулятивную функции.

2. Внутренняя структура и виды рынка ценных бумаг

Как уже было сказано, рынок ценных бумаг является чрезвычайно сложной системой со множеством участников, специальными правовой базой и регулированием. Рынок ценных бумаг обслуживают организации различной направленности. Так, при совершении биржевых сделок с ценными бумагами может быть задействовано до десяти различных субъектов - посредники, расчетные организации, хранители ценных бумаг, биржа, саморегулируемые организации, контрольные органы и т.д..

Структурно рынок ценных бумаг можно разбить на следующие компоненты:

  1. Собственно рынок ценных бумаг, как сфера, в которой происходит обращение ценных бумаг;
  2. Непосредственные стороны сделок с ценными бумагами. К ним, например, относятся продавцы и покупатели ценных бумаг (т. е. инвесторы);
  3. Система посредничества на рынке ценных бумаг, которую представляют брокеры. Задачей брокеров является представительство сторон в сделках с ценными бумагами в их интересах за вознаграждение;
  4. Система хранения ценных бумаг в специально создаваемых для этих целей структурах - депозитариях;
  5. Система учета прав на ценные бумаги и регистрации сделок с ними.
  6. Расчетно-клиринговая сеть, которая представляет собой механизм определения взаимных обязательств - сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Такая деятельность может осуществляться с привлечением специализированных «клиринговых» организаций. Клиринговая деятельность регулируется вступившим в силу с 1 января 2012 года Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»4.
  7. Система организации торговли ценными бумагами, в которую входят организаторы торговли, в том числе биржи, а также организационные внебиржевые системы торговли ценными бумагами;
  8. Система информационного обеспечения рынка. В нее входит финансовая пресса, консультационные организации;
  9. Органы государственного регулирования и надзора, в первую очередь, Центральный банк Российской Федерации;
  10. Саморегулируемые организации - добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции.

Службы, перечисленные с третьего по восьмой пункты, составляют инфраструктуру рынка ценных бумаг, то есть правовые институты, обеспечивающие и способствующие совершению сделок с ценными бумагами. Два последних института относятся к регуляторам рынка.

В экономической и юридической литературе встречаются различные классификации рынка ценных бумаг. Так, например, в зависимости от стадии оборота ценной бумаги, рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный. На первичном рынке происходит отчуждение ценных бумаг от эмитента первым владельцам (инвесторам), если использовать лексику эмиссионных ценных бумаг, то это называется размещением. На вторичном рынке ценных бумаг происходит передача «размещенных» ценных бумаг от одного владельца другому посредством заключения гражданско-правовых сделок. По законодательству об эмиссионных ценных бумагах это является «обращением ценных бумаг». На вторичном рынке уже не происходит аккумулирования финансовых средств у эмитента, а наблюдается только перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов. В настоящее время термины первичный и вторичный рынки в законодательстве о ценных бумагах не употребляются.

По способу торговли выделяют организованный и неорганизованный рынок ценных бумаг.

К сожалению, определение организованного рынка отсутствует в российском законодательстве, хотя сам термин используется. Более популярна в настоящее время легальная категория «организованные торги». Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года №325-ФЗ «Об организованных торгах», это торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг и т.д.5 Поэтому, организованный рынок ценных бумаг можно охарактеризовать как систему отношений по обращению ценных бумаг на организованных торгах. Особенностью организованного рынка является то обстоятельство, что торговля на нем «организуется» только юридическими лицами в форме хозяйственного общества на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Эти лица называются «организаторы торговли». Как видно, торговля ценными бумагами на организованном рынке может осуществляться биржами (это будет биржевой рынок как разновидность организованного) либо иными юридическими лицами по лицензии. Подробнее о биржах и других организаторах торговли. Неорганизованный рынок, соответственно, это рынок, на котором обращение ценных бумаг происходит хаотично, без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

В экономической литературе встречается разделение рынка ценных бумаг на традиционный и компьютеризированный, которое не имеет юридического значения. Кроме того, по территориальному принципу, рынок ценных бумаг делится на международный, национальный и региональный рынки; по видам ценных бумаг - рынок акций, облигаций и т. д.; по эмитентам - рынок корпоративных ценных бумаг (организаций), рынок ценных бумаг физических лиц, рынок государственных ценных бумаг и т. п.

На основании изложенного, выделим главные мысли.

  1. Рынок ценных бумаг состоит из взаимосвязанных компонентов, которые составляют его внутреннюю структуру.
  2. Составными частями рынка ценных бумаг являются непосредственные стороны сделок с ценными бумагами; правовые институты, обеспечивающие и способствующие совершению сделок с ценным бумагами (инфраструктура рынка ценных бумаг); органы регулирования.
  3. Рынок ценных бумаг классифицируется по различным основаниям, из которых существенное юридическое значение имеют деление рынка ценных бумаг на первичный и вторичный; организованный и неорганизованный.

3. Понятие и классификация субъектов рынка ценных бумаг

Понятие «субъекты рынка ценных бумаг» охватывает всех лиц, которые участвуют в общественных отношениях по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

По правовому статусу их необходимо подразделить на пять видов: физические лица, юридические лица, публично-правовые образования, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В зависимости от выполняемой функции, субъектов рынка ценных бумаг можно разграничить на регулирующие органы (или регуляторы рынка) и участников рынка ценных бумаг. Регулирующие органы, это субъекты, обеспечивающие нормальное функционирование рынка ценных бумаг, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью участников рынка. В зависимости от наличия властных полномочий их можно классифицировать на органы власти и саморегулируемые организации. Первые характеризуются широкими административными возможностями, в том числе правом нормотворчества, применения мер принуждения к нарушителям законодательства о ценных бумагах и т.д. Саморегулируемые организации представляют институт добровольного объединения участников рынка ценных бумаг для внутренней регламентации деятельности, защиты интересов их членов.

К участникам рынка ценных бумаг относятся субъекты, которые напрямую или косвенно связаны с совершением сделок с ценными бумагами. Участников рынка ценных бумаг следует сгруппировать согласно их роли в совершении сделок с ценными бумагами, на субъектов, принимающих непосредственное участие в сделках с ценными бумагами и оказывающих сопутствующие совершению сделок услуги («вспомогательная группа»

Первую группу составляют продавцы и покупатели ценных бумаг. На первичном рынке в их роли выступают лица, выпускающие (выписывающие) ценные бумаги (эмитенты) и инвесторы соответственно. На вторичном рынке, это владельцы (обладатели) ценных бумаг и инвесторы. Понятие инвестора дано в Законе РСФСР от 26 июня 1991 года №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»6. В данном документе под инвесторами понимаются субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Если говорить о соотношении понятий владелец и инвестор, то они имеют различное правовое наполнение, используются в различных отраслях права. Владелец - это гражданско- правовой статус, определяющий отношение лица к вещи. Понятие инвестор имеет публичный оттенок, так как касается сферы осуществления и защиты вложений (инвестиций) в экономику. При этом, законодатель никак не связывает определение инвестора с моментом осуществления инвестиций. На какой-то стадии инвестор может являться потенциальным владельцем ценных бумаг.

Инвесторы, в свою очередь, делятся на квалифицированных и неквалифицированных. Данное деление является новеллой 2007 года. Квалифицированных инвесторов можно определить как инвесторов «с повышенным уровнем риска», имеющих опыт работы на финансовом рынке, профессиональные навыки и знания, позволяющие им осознанно вкладывать средства в рискованные операции на рынке, иметь большую доходность за счет повышенных рисков проводимых операций7. Определения квалифицированных инвесторов законодательство не содержит, устанавливая лишь требования, которым они должны соответствовать.

Неквалифицированными, соответственно, являются все остальные инвесторы. Приобретение ценных бумаг для них, как правило, носит нерегулярный разовый характер, полагаем, что это большинство из нас.

Иногда в литературе и подзаконных актах можно встретить термин «институциональные инвесторы», хотя в законодательстве определение данного понятия отсутствует. К ним традиционно причисляют наиболее активных участников рынка ценных бумаг коммерческие банки, пенсионные и инвестиционные фонды, страховые организации8.

Ко второй (вспомогательной) группе участников относятся лица, способствующие совершению сделок на рынке ценных бумаг (брокеры) и обслуживающие рынок ценных бумаг (депозитарии, клиринговые организации, регистраторы, организаторы торговли, финансовые консультанты).

Кроме того, участников рынка ценных бумаг традиционно делят на профессиональных и иных участников рынка ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, отнесенные к профессиональным Законом о рынке ценных бумаг. Глава 2 названного Закона к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относит пять групп субъектов, а именно брокеров, которые занимаются брокерской деятельностью, дилеров (соответственно - дилерская деятельность), управляющих (деятельность по управлению ценными бумагами), депозитарии (депозитарная деятельность), регистраторов (деятельность по ведению реестра ценных бумаг). С 1 января 2013 года исключены из числа профессиональных участников рынка ценных бумаг клиринговые организации, а с 1 января 2014 года также организаторы торговли на рынке ценных бумаг. Их деятельность регулируется отдельными федеральными законами.

В заключение отметим, что в данном параграфе лишь очерчен круг субъектов рынка ценных бумаг, предложена их классификация. Данный материал позволяет составить общее представление о субъектах рынка и их взаимосвязи.

Обобщим главные мысли.

  1. Понятие «субъекты рынка ценных бумаг» охватывает всех лиц, которые участвуют в общественных отношениях по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
  2. Субъектов рынка ценных бумаг можно классифицировать на участников рынка ценных бумаг и регуляторов рынка.
  3. Участники рынка ценных бумаг делятся на лиц, принимающих участие в совершении сделок с ценными бумагами, и лиц, выполняющих вспомогательные функции; профессиональных и иных участников рынка ценных бумаг.
  4. Регуляторы рынка ценных бумаг разграничиваются на органы власти и саморегулируемые организации.

4. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг

В последнее время законодатель все больше внимания уделяет проблеме доступности информации на рынке ценных бумаг. Обязанности по снабжению общественности и заинтересованных лиц информацией возложены на всех участников рынка: органы власти, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка, эмитентов и даже владельцев ценных бумаг. При этом данные обязанности в основном касаются субъектов эмиссионных отношений, так как именно обращение эмиссионных ценных бумаг характеризуется максимальными оборотами, масштабным субъектным охватом, соответственно, широким резонансом возможных нарушений.

В целях обеспечения доступности информации на рынке ценных бумаг приняты следующие законодательные меры:

  • установлены случаи обязательного представления информации на рынке ценных бумаг;
  • установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны находиться в свободном доступе;
  • определен круг субъектов раскрытия информации;
  • определены способы и источники размещения информации;
  • предусмотрены сроки раскрытия и доступности информации в соответствующих источниках;
  • разработаны правовые гарантии нахождения и получения информации;
  • предусмотрена ответственность за несоблюдение обязанностей по раскрытию информации.

Правовой институт информационного обеспечения рынка ценных бумаг составляют нормы, содержащиеся в источниках различной юридической силы. К ним относятся основополагающая глава 7 Закона о рынке ценных бумаг «О раскрытии информации на рынке ценных бумаг», Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 04 октября 2011 года №11-46/пз-н (далее -Положение о раскрытии информации)9, Постановление ФКЦБ России от 09 января 1997 года №2 «О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг»10 и некоторые другие.

Данные нормы способствуют достижению таких результатов как рост инвестиционной привлекательности российского фондового рынка; защита прав инвесторов и недопущение злоупотреблений на рынке; снижение затрат, связанных с принятием решений; обеспечение общественного контроля за действиями участников рынка ценных бумаг; стимулирование конкуренции, повышение добросовестности и ответственности организаций-эмитентов и профессиональных участников рынка11.

Наиболее подробная регламентация прав и обязанностей в рассматриваемой области имеет место в отношении эмитента. По общему правилу, при эмиссии ценных бумаг эмитенты сами принимают решение о составе и объеме представляемых в связи с этим сведений. Исключением является выпуск ценных бумаг с разработкой проспекта эмиссии ценных бумаг (подробнее об этом см. главу 2 раздела III об эмиссии ценных бумаг). В этом случае эмитент обязан обеспечить доступность сведений о себе трех видов: 1) ежеквартальный отчет; 2) консолидированная финансовая отчетность; 3) существенные факты.

В большей части, данная информация призвана дать представление об истинном финансовом положении эмитента. Так, в состав ежеквартальных отчетов включается бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за соответствующий период. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период (ст. 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»12). Определение и содержание консолидированной финансовой отчетности можно найти в Федеральном законе от 27 июля 2010 года №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»13. Это систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента (статья 30 Закона о рынке ценных бумаг). Не исчерпывающий перечень таких фактов, состоящий из 50 пунктов, приведен в названной статье. В частности, к ним относятся информация о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента, об одобрении крупных сделок, о выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента, о включении эмиссионных ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к торгам на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке, о появлении лица, контролирующего эмитента, о реорганизации или ликвидации эмитента, о принятии арбитражным судом заявления о признании эмитента банкротом и др. В открытом доступе находятся также сообщения об этапах эмиссии ценных бумаг, решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспект ценных бумаг, которые также являются существенными фактами.

Перечисленная выше информация подлежит раскрытию двумя способами. Во- первых, по запросам заинтересованных лиц с взиманием платы в размере, не превышающем расходы по изготовлению копий затребованных документов. Во- вторых, посредством ее размещения в сети Интернет. Примечательно, что в настоящее время сведения раскрываются не на официальном сайте эмитента, как это было раньше. В Положении о раскрытии информации предусмотрено, что эмитент должен использовать страницу, предоставляемую одним из информационных агентств, уполномоченных на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг («распространитель информации»). Распространителями информации сегодня являются пять информационных агентств - ЗАО «Интерфакс», ЗАО «А&КМ», ЗАО «СКРИН», ЗАО «Прайм-ТАСС», АНО «АЗИПИ»14. Данная мера направлена на сосредоточение всех раскрываемых сведений в заранее оговоренном количестве источников, что является дополнительной гарантией прав инвесторов. Кроме того, в случаях, когда эмитент обязан публиковать информацию, обновляемую в режиме реального времени, она также размещается на сайте распространителя информации в т.н. «Ленте новостей». Так, Положение о раскрытии информации устанавливает необходимость размещения в Ленте новостей сообщений о существенных фактах (глава 6 Положения), сообщений на этапах эмиссии ценных бумаг (глава 2 Положения), дополнительных сведений акционерных обществ (глава 8 Положения) и иной информации в соответствии со Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Эмитент, ценные бумаги которого включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на организаторе торговли, помимо страницы, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, должен использовать свою страницу в сети Интернет.

Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать, должна быть размещена и доступна в течение сроков, установленных Положением о раскрытии информации. Как правило, срок размещения устанавливается от 1 до 2 дней и менее, период доступности от 12 месяцев и более. Так, например, текст зарегистрированного проспекта облигаций должен быть доступен в сети Интернет с даты его опубликования и до погашения всех бумаг данного выпуска.

Статья 30.1 Закона о рынке ценных бумаг предусматривает возможность освобождения эмитента, являющегося акционерным обществом с числом акционеров менее 500, от обязанности раскрывать информацию. Так, общество должно обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с соответствующим заявлением. Решение об обращении должно быть принято общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов. Освобождение возможно, если у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги и эмиссионные ценные бумаги эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам.

Как уже было сказано, обязанности по информированию общественности на рынке ценных бумаг несут не только эмитенты, но и другие лица. Данных субъектов можно условно разделить на три категории - 1) лица, связанные с эмитентом; 2) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 3) регулирующие органы. К первой группе относятся участники (акционеры) эмитента, владеющие пятью и более процентами его голосующих акций (долей); лица, получившие право по различным основаниям распоряжаться пятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента; организации, подконтрольные эмитенту; лица, получившие полномочия для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента. Названные субъекты обеспечивают раскрытие информации различного содержания и степени детализации. Обобщая, подчеркнем, что такая информация имеет целью всестороннее освещение вопросов, связанных с выпуском эмиссионных ценных бумаг отдельно взятым эмитентом, для принятия инвесторами верных решений по вложению финансовых средств.

Если говорить о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, то они также обязаны раскрывать информацию. По вопросу о составе размещаемых ими сведений Закон о рынке ценных бумаг отсылает к ведомственным нормативным актам. Однако единого документа по этому вопросу не принято.

Регулирующий орган (ЦБ РФ) обязан на своем сайте в сети Интернет размещать следующую информацию:

об аннулировании (приостановлении) лицензий на рынке ценных бумаг; о безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг; о саморегулируемых организациях профессиональных участников; о наложенных административных взысканиях;

об эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением и об основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии;

о судебных решениях, вынесенных по искам регулирующего органа (ст. 8 Федерального закона от 05 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»15, ст. 51 Закона о рыке ценных бумаг).

И последнее. За нарушение рассмотренных выше обязанностей предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная и административная ответственность.

На основании изложенного, выделим главные мысли.

  1. Правовой институт информационного обеспечения рынка ценных бумаг направлен на повышение инвестиционной привлекательности российского фондового рынка; защиту прав инвесторов и недопущение злоупотреблений на рынке; обеспечение общественного контроля за действиями участников рынка ценных бумаг.
  2. Обязанность по доведению до общественности определенной информации на рынке ценных бумаг установлена для всех субъектов рынка.
  3. По общему правилу, информация размещается в сети Интернет. При этом установлены сроки ее раскрытия и доступности.
  4. Предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная и административная ответственность за несоблюдение обязанностей по раскрытию информации.

Литература

Вавулин Д. А. Порядок признания лиц квалифицированными инвесторами. // Право и экономика. 2008. №7.

Вавулин Д. А. Раскрытие информации акционерными обществами. М.: Юстицинформ, 2012.

Молотников А.Е. Рынок ценных бумаг и его место в современной экономике (лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право»). // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. №2. С. 76 - 86.

Польщикова А. Е. Влияние институциональных инвесторов на корпоративное управление. // Право и экономика. 2011. №8. С. 44 - 50.

Рынок ценных бумаг: Учебник. / Под ред. В.А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2002.

Нормативные акты

Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №17, ст. 1918.

Федеральный закон от 05 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №10, ст. 1163.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 04 октября 2011 года №11-46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, №8.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 18 марта 2008 года №08-12/пз-н «Об утверждении Положения о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, №19.

Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам России от 09 января 1997 года №2 «О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг». //Вестник ФКЦБ России, 1997, №1.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3824.

2 Рынок ценных бумаг: Учебник. / Под ред. В. А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 245.

3 Хабаров С.А. Комментарий к Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» (постатейный). // Право и экономика. 1999. №2. С. 13.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №7, ст. 904.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №48, ст. 6726.

6/0 Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, №29, ст. 1005.

7 Защита прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Издательский дом «Городец», 2009, с. 17-18.

8


См. Польщикова А.Е. Влияние институциональных инвесторов на корпоративное управление. // Право и экономика. 2011. №8. С. 44 - 50.

9 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, №8.

10 Вестник ФКЦБ России, 1997, №1.

11 Подробнее см. Д.А. Вавулин Раскрытие информации акционерными обществами. М.: Юстицинформ, 2012. С. 4.

12 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №50, ст. 7344.

13 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №31, ст. 4177.

14 Официальный сайт Федеральной службы по финансовым Рынкам России. http://www.fcsm.ru. Дата обращения 10 сентября 2013 года.

15 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №10, ст. 1163.

Общая характеристика рынка ценных бумаг