Иные участники рынка ценных бумаг

Контрольная работа

Иные участники рынка ценных бумаг


Содержание

1. Инвесторы и защита их прав на рынке ценных бумаг

2. Клиринговые организации

3. Финансовые консультанты на рынке ценных бумаг

4. Организаторы торговли

5. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг

Литература


1. Инвесторы и защита их прав на рынке ценных бумаг

Инвестор - ключевая фигура на рынке ценных бумаг, главный потребитель финансовых услуг. Инвесторы это лица, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в финансовые и др. активы с целью получения прибыли.

Правовой основой для деятельности инвесторов на рынке ценных бумаг являются Закон о рынке ценных бумаг, Федеральный закон от 05 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее - Закон

о защите прав инвесторов)1, а также новый Федеральный закон от 28 ноября 2011 года №335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»2, который регламентирует совместные инвестиции двух и более лиц на основании заключенного между ними договора инвестиционного товарищества. Кроме того, нормы по защите прав инвесторов содержатся в большинстве правовых документов, посвященных рынку ценных бумаг.

Особое место среди инвесторов занимают квалифицированные инвесторы. Законодательство, хотя и не содержит определения данной категории, рассматривает квалифицированных инвесторов как инвесторов-профессионалов, имеющих опыт и знания для правильной оценки своих рисков на рынке ценных бумаг. Как следствие Законом о рынке ценных бумаг предусмотрено, что некоторые выпуски или виды эмиссионных ценных бумаг и других финансовых инструментов федеральными законами или актами Банка России могут быть предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов. Предполагается, что это будут более рискованные финансовые инструменты, но возможно более доходные (например, паи некоторых паевых инвестиционных фондов, вкладывающих средства в новые технологии и другие венчурные проекты). Таким способом законодатель произвел попытку защитить непрофессиональных инвесторов от непродуманных решений, а значит и от финансовых потерь. Рассматриваемый правовой институт был введен Федеральным законом от 06 декабря 2007 года №334-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и является новым для нашего законодательства.

В перечень квалифицированных инвесторов автоматически попали 14 групп организаций, перечисленных в Законе о рынке ценных бумаг. В частности к данным субъектам были отнесены профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые, страховые организации, Банк России, негосударственные пенсионные фонды, некоторые государственные корпорации. Кроме того, квалифицированными инвесторами могут стать физические и юридические лица, в заявительном порядке. Для этого необходимо: во-первых, соответствие установленным требованиям (опыт работы на рынке ценных бумаг и определенные финансовые показатели); во-вторых, признание квалифицированным инвестором и внесение в соответствующий реестр. Признаки квалифицированного инвестора и процедура присвоения статуса изложены в статье 51.2 Закона о рынке ценных бумаг и Приказе Федеральной службы по финансовым рынкам от 18 марта 2008 года №08-12/пз-н «Об утверждении Положения о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами»3. Например, физическое лицо может стать квалифицированным инвестором, если владеет ценными бумагами на сумму не менее 3 млн. рублей и имеет установленный опыт работы на фондовом рынке. Юридическое лицо должно обладать собственным капиталом в размере не менее 100 млн. рублей и совершать ежеквартально не менее чем пять сделок с финансовыми инструментами в течение последних четырех кварталов, совокупная цена которых составляет не менее 3 млн. рублей. Обязанности по признанию и исключению лица из квалифицированных инвесторов, регулярным проверкам соблюдения им требований, ведению соответствующего реестра возложены на брокеров, управляющих и иных лиц, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основные меры, предусмотренные законодательством для защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг, можно условно разделить на три группы - внутрикорпоративные, административные и судебные .

К внутрикорпоративной группе имеют отношение правовые процедуры, обеспечивающие права инвесторов посредством действий самих участников рынка, без вмешательства административного ресурса. Во-первых, к ним следует отнести страхование профессиональными участниками рынка ценных бумаг рисков своей ответственности. В настоящее время предусмотрено только два случая такого страхования в обязательном порядке - для специализированных депозитариев и управляющих компаний, работающих со средствами жилищного обеспечения военнослужащих и пенсионных накоплений. Во-вторых, это правовой институт раскрытия информации, который включает совокупность норм, обязывающих участников рынка ценных бумаг, регулирующего органа обеспечивать свободный доступ инвесторов к определенной законодательством информации об эмитентах, ценных бумагах, лицензиях и т. д.

Следующей мерой является право инвесторов-физических лиц создавать общественные объединения для защиты своих прав и законных интересов (ст. 18 Закона о защите прав инвесторов). К рассматриваемой группе необходимо также причислить некоторые положения законодательства о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, саморегулируемые организации обязаны осуществлять контроль за деятельностью своих членов (ст. 15 Закона о защите прав инвесторов). Статьей 17 того же Закона предусмотрено право данных организаций создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг - членов саморегулируемой организации. Кроме того, саморегулируемые организации рассматривают жалобы инвесторов. По результатам их рассмотрения они решают вопрос об исключении нарушителя из своих членов; об обращении за аннулированием или приостановлением его лицензии; о применении к нему санкций, установленных правилами и стандартами деятельности саморегулируемой организации и т.д.

Административные меры предусматривают использование механизма принуждения для обеспечения интересов инвесторов (исключая судебные органы). К данной группе, в первую очередь, следует отнести наличие на рынке ценных бумаг специального регулирующего органа, наделенного функцией нормотворчества и обладающего властными полномочиями. С 1 сентября 2013 года это Банк России. Важным элементом защиты прав инвесторов необходимо признать закрепленную за Банком России функцию контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов, саморегулируемых организаций, с правом направления им обязательных для исполнения предписаний. Регулирующий орган имеет полномочия по применению к нарушителям законодательства о рынке ценных бумаг таких мер ответственности, как приостановление размещения ценных бумаг, выпущенных в результате незаконной эмиссии; аннулирование (приостановление) лицензий и некоторые другие (см. главу 12 Закона о рынке ценных бумаг). Кроме того, Банк Росси рассматривает жалобы и заявления инвесторов.

Одна из наиболее значимых мер этой группы - привлечение виновных лиц к административной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.

Кроме того, следует упомянуть о системе проверки уровня профессионализма и финансовой состоятельности участников рынка ценных бумаг посредством лицензирования их деятельности.

Третья группа мер, что вытекает из ее названия, заключается в предоставлении инвесторам судебной защиты их прав. В суд могут обращаться сами инвесторы, Банк России (ст. 14 Закона о защите прав инвесторов), а также некоторые другие субъекты рынка ценных бумаг. Инвестор, например, вправе требовать в судебном порядке возмещения причиненных ему убытков. Банк России инициирует судебное разбирательство о принудительной ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии; о взыскании в доход государства доходов, полученных в результате безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг; о признании выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным и т.д.

Зачастую субъекты рынка для разрешения споров обращаются к услугам третейского суда.

Подведем промежуточные итоги.

  1. Инвесторы - это лица, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в финансовые и др. активы с целью получения прибыли.
  2. Особый статус на рынке ценных бумаг имеют квалифицированные инвесторы, под которыми понимаются инвесторы-профессионалы, имеющие опыт и знания для правильной оценки своих рисков при совершении сделок с ценными бумагами.
  3. В законодательстве предусмотрены меры (способы) защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг, которые можно разделить на внутрикорпоративные, административные и судебные.
  4. Особую роль в защите прав инвесторов играют регулирующий орган - Банк России и саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

2. Клиринговые организации

Разговор о названных выше участниках рынка ценных бумаг необходимо начать с истории. Возможность функционирования в России клиринговых организаций или клиринговых учреждений, как они назывались изначально, появилась в связи с принятием Банком России 10 февраля 1993 года Положения о клиринговом учреждении4. Клиринг определялся как система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. Как видно, данный институт изначально рассматривался как универсальная финансовая услуга, применяемая для упрощения и ускорения любых видов расчетов. Клиринговые учреждения подлежали лицензированию. Клиринг по ценным бумагам впервые упоминается в Положении о депозитариях, утв. Распоряжением Госкомимущества России от 20 апреля 1994 года №859-р5. Под ним понималось вычисление взаимных обязательств и требований по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами. При этом правом заниматься рассматриваемой деятельностью наделялись расчетные депозитарии. В апреле 1996 года был принят Закон о рынке ценных бумаг, в соответствии с которым было введено понятие клиринговых организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг. Клиринговая деятельность стала исключительно деятельностью на фондовом рынке по определению взаимных обязательств и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним (ст. 6 Закона в ранее действовавшей редакции). Однако 7 февраля 2011 года был принят Федеральный закон № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговых организациях» (далее - Закон о клиринге),

из содержания которого можно сделать вывод о возвращении законодателя к широкому пониманию клиринга . С 1 января 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №8-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности» в большей части утратили силу положения Закона о рынке ценных бумаг, регулирующие клиринговые отношения6. Клиринговые организации были исключены из перечня профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако свои функции на рынке ценных бумаг они не утратили.

Рассмотрим правовые основы клиринговой деятельности на современном этапе. Кроме названного выше Федерального закона, нормативную базу клиринга составляют Приказы Федеральной службы по финансовым рынкам России от 11 октября 2012 года №12-87 «Об утверждении Положения о требованиях к клиринговой деятельности»7; от 04 октября 2012 года №12-84/пз-н «Об утверждении Квалификационных требований и требований к профессиональному опыту лиц, указанных в части 2 статьи 6 Федерального закона от 07.02.2011 №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 №325-ФЗ «Об организованных торгах»8, от 02 октября 2012 года №12-83/пз-н «О требованиях к составу собственных средств клиринговых организаций» и некоторые другие ведомственные документы.

Согласно статье 2 Закона о клиринге, клиринговая организация это юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, а сам клиринг это определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга9 обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств. На рынке ценных бумаг клиринг позволяет уменьшить риски операций, ускорить расчеты и усилить контроль исполнения сделок по купле-продаже ценных бумаг.

Клиринговые организации создаются в форме хозяйственных обществ и действуют на основании бессрочной лицензии, выдаваемой Банком России. Соискатели на получение лицензии должны соответствовать установленным признакам в части собственных средств (не мене 100 млн рублей), внутренней структуры, органов управления, учредителей, а также квалификации персонала. Законом о клиринге регламентируются условия совмещения клиринговой деятельности с другими видами деятельности. Так, например, клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, однако вправе осуществлять иную профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также быть организатором торговли. Для профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг имеются дополнительные запреты. Например, статус организатора торговли исключает возможность заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Требования достаточно серьезные и объясняются они тем, что данный экономический механизм сформирован для обеспечения финансовых интересов довольно широкого круга субъектов, которые могут пострадать в случае непрофессионализма или несостоятельности клиринговой организации.

Отношения между участниками рынка ценных бумаг и клиринговой организацией регулируются договором об оказании клиринговых услуг. Клиентами клиринговых организаций (участниками клиринга) могут быть любые субъекты, в том числе и физические лица. На рынке ценных бумаг клиринговая организация выполняет следующие основные функции:

  • открывает клиентам торговые счета - отдельный банковский счет в кредитной организации (для учета денежных средств) или отдельный счет депо в депозитарии (для учета прав на ценные бумаги). Порядок и условия открытия и закрытия данных счетов, а также осуществления операций по ним счетам утверждены Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 09 февраля 2012 года №12-7/пз-н10;
  • определяет сумму денежных средств (количество ценных бумаг), подлежащих передаче клиенту по заключенным им договорам купли-продажи ценных бумаг;
  • зачисляет и списывает денежные средства (ценные бумаги) с торговых счетов во исполнение обязательств клиентов;
  • производит зачет встречных обязательств участников клиринга.

Разновидностью клиринговой организации является центральный контрагент,

который является стороной всех договоров, обязательства которых подлежат полностью прекращению зачетом и (или) иным способом в соответствии с правилами клиринга и (или) исполнением. То есть, простыми словами, центральный контрагент одновременно является клиринговой организацией для покупателя и продавца, регулирует расчеты между ними.

В заключении обратимся к статистике. С 01 января - даты вступления в силу Закона о клиринге 2012 года и по 02 августа 2013 года выдано шесть лицензий на осуществление клиринговой деятельности11. Все лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление клиринговой деятельности прекращены с 1 января 2013 года.

На основании вышеизложенного, обобщим главные мысли.

  1. С 1 января 2012 года изменились подходы законодателя к клиринговой деятельности и клиринговым организациям. В настоящее время законодательство о клиринге носит универсальный характер и применяется при расчетах по сделкам на любых видах рынков.
  2. Под клиринговой организацией понимается юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, а сам клиринг это определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств.
  3. В законе о клиринге имеются ограничения по совмещению клиринговой деятельности с другими видами деятельности.

3. Финансовые консультанты на рынке ценных бумаг

Следуя логике законодателя, мы не отнесли финансовых консультантов к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. На самом деле их следовало бы включить в список профессионалов. Согласно статье 2 Закона о рынке ценных бумаг, финансовый консультант на рынке ценных бумаг это юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг. Напомним, что в определенных случаях выпуск эмиссионных ценных бумаг сопровождается государственной регистрацией проспекта эмиссии. Проспект эмиссии это более подробная документация об эмитенте, его финансовом состоянии, условиях размещения ценных бумаг, предоставляемом обеспечении (см. статью 22 Закона о рынке ценных бумаг,). Как правило, проспект эмиссии требуется при эмиссии крупных пакетов ценных бумаг (более 500) путем открытой подписки (т.е. размещение среди неограниченного круга лиц).

Право заниматься данной деятельностью не предоставляется брокеру (дилеру) автоматически. Претендент на осуществление брокерской (дилерской) деятельности должен озвучить свое намерение стать финансовым консультантом на этапе получения соответствующей лицензии. Для финансового консультирования требуется наличие у лицензиата самостоятельного структурного подразделения по оказанию данных услуг и не менее двух работников, имеющих квалификационные аттестаты соответствующего типа. Второй способ работы в данном качестве - это направление брокером (дилером) уведомления в регулирующий орган о соответствии требованиям, необходимым для оказания услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, с приложением доказательств такого соответствия. Подробнее об этом см. Приказы Федеральной службы по финансовым рынкам России от 20 июля 2010 года №10-49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»12; от 28 января 2010 год №10-4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка»13; Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам от 11 октября 1999 года №9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации»14. Названные документы, а также Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 25 января 2007 года №07-4/пз- н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»15 составляют правовую основу работы финансового консультанта. Следует отметить, что нормы о финансовых консультантах являются новыми для российского законодательства, они были введены в действие в январе 2003 года.

В основные задачи данного правового института входит повышение профессионализма и ответственности при эмиссии ценных бумаг. Очевидно, что финансовые консультанты, обладая соответствующими опытом и знаниями, имеют возможность обеспечить качественный и быстрый выпуск ценных бумаг.

Отношения эмитента с финансовым консультантом оформляются договором на оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг. Так, финансовый консультант не только готовит проспект эмиссии ценных бумаг, но и по условиям договора подписывает его, подтверждая тем самым достоверность и полноту всей информации. В этом случае он несет совместно с другими лицами, принимавшими участие в выпуске, ответственность за убытки, причиненные инвестору, владельцу ценных бумаг вследствие недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, содержащейся в проспекте эмиссии.

Законодательство накладывает на рассматриваемого участника рынка определенные обязанности. Финансовый консультант не вправе быть аффилированным лицом эмитента16, а также совершать за свой счет сделки с любыми эмиссионными ценными бумагами эмитента с начала действия договора об оказании услуг финансового консультанта до даты, следующей за датой раскрытия эмитентом информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг (пункт 6.4.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг).

На основании изложенного, подведем предварительные итоги.

  1. Под финансовым консультантом понимается юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.
  2. Для оказания услуг по финансовому консультированию брокеры (дилеры) должны соответствовать дополнительным требованиям.
  3. Основные задачи данного правового института - повышение профессионализма и ответственности при эмиссии ценных бумаг.

4. Организаторы торговли

Законодательство об организованной торговле ценными бумагами было подвергнуто кардинальным изменениям в 2011 году. Организация торговли на рынке ценных бумаг исключена из перечня профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. Установлены единые правила организованной торговли любыми видами имущества, будь то товары либо финансовые ценности, за исключением электроэнергии, а также торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На современном этапе все нормативные источники по данному вопросу можно разделить на два блока. Первый блок составляют новый Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №325-ФЗ «Об организованных торгах»17 (далее - Закон об организованных торгах) и принятые в соответствии с ним подзаконные акты. Закон регламентирует отношения по созданию и функционированию организатора торговли, проведению и участию в организованных торгах, заключению договоров. Ко второму блоку относятся Закон о рынке ценных бумаг и некоторые другие документы, которые устанавливают условия допуска ценных бумаг и других финансовых инструментов к организованным торгам и, в незначительной степени, особенности торговли ценными бумагами.

Рассмотрим понятие организатора торговли и особенности организованных торгов, в том числе ценными бумагами. Под организованными торгами понимаются торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов, называется организатором торговли (ст. 2 Закона об организованных торгах).

В зависимости от объема оказываемых услуг, организаторы торговли делятся на два вида - торговую систему и биржу. Торговая система создается в форме хозяйственного общества и действует на основании лицензии торговой системы. Биржей может являться только акционерное общество с лицензией биржи. Минимальный размер собственных средств биржи должен составлять не менее 100 миллионов рублей, торговой системы - не менее 50 миллионов рублей (ст. 8 Закона об организованных торгах). Установлены ограничения и запреты на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с другими видами деятельности, в том числе на рынке ценных бумаг. Так, например, торговая система не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Помимо названных видов, биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.

Если продолжить разговор о различиях между названными видами организаторов торговли, то биржа, в дополнение к обычным органам управления, должна иметь коллегиальный совещательный орган - биржевой совет, не менее чем на 75 процентов состоящий их представителей участников торгов биржи (ст. 10 Закона об организованных торгах). Состав, положение о биржевом совете и его решения размещаются в свободном доступе. Биржа рассматривается законодателем как публичный институт. Она должна обеспечивать максимум открытости по всем вопросам своей деятельности. И последнее. Нормативными правовыми актами могут устанавливаться действия и услуги, которые не вправе совершать торговая система. Например, в Законе о рынке ценных бумаг предусмотрено, что допуск к торгам и торговля биржевыми облигациями, иностранными ценными бумагами, производными финансовыми инструментами являются исключительной прерогативой биржи.

Свои отношения с клиентами организатор торговли строит на основании договора об оказании услуг по проведению организованных торгов, который относится к договорам присоединения. Определимся с функциями организатора торговли и его значением на рынке. Во-первых, он предоставляет площадку для торговли определенным товаром, то есть то место, где собираются заинтересованные лица в покупке и продаже, в данном случае - ценных бумаг. Организатор торговли выступает в качестве лица, обеспечивающего необходимые организационные и технические условия для совершения сделок (компьютерные программы, информационное обеспечение и т.д.).

Во-вторых, самое главное, что делает организатор, это проводит торги. Торги - это выявление, среди многих претендентов, второй стороны по договору, предложившей наиболее хорошие условия (цену). Определением такого лица занимается организатор торговли. Таким образом, рассматриваемый участник является связующим звеном между покупателем и продавцом. Организатор обязан зарегистрировать в регулирующем органе Правила проведения торгов (в настоящее время - Банк России), согласно которым он планирует оказывать свои услуги. Правила должны содержать информацию о времени проведения торгов; об условиях допуска лиц к участию в торгах; порядке подачи заявок и заключения договоров и т.п. Обычно торги проходят посредством подачи заявок участниками торгов на покупку или продажу ценных бумаг. Все заявки регистрируются организатором торгов в Реестре заявок. Если интересы продавца и покупателя совпали, заключается сделка купли- продажи ценных бумаг, как правило, при участии клиринговой организации. Организатором торговли в обязательном порядке ведется реестр заключенных на организованных торгах договоров (ст. 5 Закона об организованных торгах). Основной торговой сессией обычно считается период с 9-00 до 19-00 местного времени. После 19-00 возможна дополнительная торговая сессия.

Организатор торгов предлагает услуги не просто рынка, а организованного рынка, отсюда третья функция - определение круга лиц, допущенных к торговле. Каждый организатор обязан иметь порядок допуска участников к торгам и требования к ним, вести реестр участников торгов и их клиентов. Согласно статье 16 Закона об организованных торгах, к участию в торгах ценными бумагами может быть допущен исчерпывающий перечень субъектов. К ним относятся дилеры, управляющие и брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, центральный контрагент, а также Банк России. Остальные лица совершают операции с ценными бумагами на организованных торгах исключительно при посредничестве названных участников.

Кроме допуска лиц к торгам, организатор также осуществляет включение ценных бумаг в список, допущенных к организованным торгам, в том числе в котировальный список (если торговля ведется биржей). Данный процесс называется листингом ценных бумаг (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). По общему правилу, листинг ценных бумаг осуществляется на основании договора с эмитентом ценных бумаг. В настоящее время на организованных торгах размещаются эмиссионные ценные бумаг, исключение составляют инвестиционные паи и ипотечные сертификаты. Данный список может быть расширен законом. Организатор торговли вправе без объяснения причин отказать в допуске ценных бумаг к организованным торгам или прекратить допуск (ст. 14 Закона о рынке ценных бумаг). Для включения в список, организатор обязан проверить, соблюдены ли условия эмиссии данных ценных бумаг, прошел ли регистрацию их выпуск, а также отчет о выпуске. Все ценные бумаги включаются в отдельные списки, которые являются информацией открытого доступа.

Следующая функция - это внутренний контроль за проведением торгов. В частности, у организатора есть право приостанавливать торговлю. Приостановка может применяться как ко всем торгам, так и к отдельным видам товаров либо к отдельным участникам.

Организатор торговли обеспечивает раскрытие информации о своей деятельности. Так, он должен иметь сайт в сети Интернет, где в свободном доступе размещаются его учредительные документы; правила организованных торгов; годовые отчеты и некоторые другие сведения (ст. 22 Закона об организованных торгах).

По состоянию на 02 августа 2013 года не выдано ни одной лицензии нового образца - биржи или торговой системы18. Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи были выданы шести акционерным обществам, из них четырем на ведение деятельности фондовой биржи. Согласно статье 19 Закона об организованных торгах, организации, имеющие такие лицензии, обязаны получить новые или прекратить осуществление деятельности организатора торговли до

  1. января 2014 года.

В заключение отметим, что реформа законодательства об организованной торговле не окончена. Многие подзаконные акты, на которые указывает Закон об организованных торгах, не приняты.

На основании изложенного, обобщим наиболее важные моменты.

  1. Организованные торги - торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
  2. Организатор торговли - это юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках, на основании лицензии.
  3. В зависимости от объема оказываемых услуг, выделяется два вида организатора торгов - торговая система и биржа. Биржа более функциональна.
  4. Листинг ценных бумаг это включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список.

5. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка

ценных бумаг

Система саморегулирования уже давно успешно работает за рубежом. Термины «саморегулирование» и «саморегулируемая организация» появились в США и Великобритании, где данные организации возникли в начале XX века. Появление саморегулируемых организаций стало результатом развития рыночных институтов в экономике, необходимости упорядочения и регламентации взаимоотношений бизнеса и государства19. Появление саморегулируемых организаций за рубежом не насаждалось государством, а имело классический вариант естественного развития20. В общем смысле саморегулирование - это объединение заинтересованных лиц, как правило, по профессиональному или иному признаку, для наиболее эффективного отстаивания своих интересов, улучшения имиджа, выработки единых правил поведения, контроля за их выполнением. В настоящее время внедрение данного механизма рассматривается в качестве одного из направлений реформирования системы управления российской экономикой. Он уже используется во многих отраслях (строительство, независимая оценка, аудиторская деятельность, банкротство). Но впервые саморегулирование появилось именно в законодательстве о рынке ценных бумаг. Сначала в ведомственных нормативных актах Федеральной комиссии по ценным бумагам России, а затем в 1996 году в Законе о рынке ценных бумаг.

Согласно статье 48 Закона, саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - саморегулируемая организация) именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Правовые аспекты деятельности саморегулируемых организаций обеспечивают Закон о рынке ценных бумаг, а также Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федерации от 01 июля 1997 года №24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг» (далее - Положение о саморегулируемых организациях)21. Действие Федерального закона от 01 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг22.

Значение данного правового института многогранно. Оказывая своим членам профессиональную и методологическую помощь, саморегулируемые организации способствуют совершенствованию отношений на фондовом рынке в целом. С точки зрения инвесторов, деятельность рассматриваемых субъектов является средством защиты их прав. Для профессиональных участников рынка членство в саморегулируемой организации - это эффективный способ лоббирования своих интересов, укрепления деловой репутации, а также возможность повышения квалификации. Одной из функций саморегулируемых организаций является проведение семинаров, тренингов для сотрудников участника. Например, Саморегулируемая организация «НАУФОР» (национальная ассоциация участников фондового рынка) ежегодно проводит для профессиональных участников фондового рынка конференцию «Российский фондовый рынок»23. Со стороны государства, данный механизм является дополнительным регулятором и вкладом в укрепление законности, способом снижения бюджетных затрат на администрирование.

Создать саморегулируемую организацию могут только профессиональные участники рынка ценных бумаг количеством не менее десяти (пункт 1.10 Положения о саморегулируемых организациях). Саморегулируемая организация оформляется как некоммерческая организация и приобретает статус саморегулируемой на основании разрешения, выданного Банком России (Ст. 50 Закона о рынке ценных бумаг). Для получения разрешения необходимо разработать правила и положения организации, принятые и обязательные для исполнения всеми ее членами. За выдачу разрешения взимается государственная пошлина, размер которой составляет 20 000 рублей (ст. 333.33 НК РФ).

К основным полномочиям рассматриваемых организаций относятся: утверждение правил и стандартов осуществления членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

контроль за соблюдением членами утвержденных саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;

осуществление обучения граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

проведение квалификационных экзаменов и выдача квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка, в случае если саморегулируемая организация аккредитована Банком России.

В отличие от саморегулирования в других сферах, членство в саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг не является одновременно допуском к осуществлению профессиональной деятельности. Вся профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг подлежит лицензированию.

Всего по состоянию на 24 октября 2008 года в России действуют семь саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Наиболее многочисленными из них являются Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая 403 участника и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) также в составе 403 участников24.

Изложенное позволяет нам сделать следующие выводы.

  1. Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и функционирующее на принципах некоммерческой организации.
  2. Саморегулируемая организация действует на основании разрешения регулирующего органа.
  3. К полномочиям рассматриваемой организации относятся утверждение правил и стандартов осуществления своими членами профессиональной деятельности и контроль за из соблюдением, осуществление обучения граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
  4. Саморегулируемые организации, аккредитованные Банком России, вправе проводить квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты специалистов финансового рынка.

Литература

Агеев А. А. Организованные торги по-новому. // Практическая бухгалтерия. 2013. №4. С. 82-83.

Бессарабов Д. Зонтик для инвестора. // Бизнес-адвокат. 2003. №6.

Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут. 2011.

Герасимов А.А. Зарубежный опыт регулирования деятельности саморегулируемых организаций. // Адвокат. 2010. №6. С. 46-55.

Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. Вып. 3.

Денисова А.А. Президент РФ подписал Закон об организованных торгах. // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Елизаров В. Делистинг по-русски: правовые и практические аспекты. // Консультант. 2009. №11.

Защита прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг. / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Издательский дом «Городец». 2009.

Морозова И.Г. Некоторые вопросы исторического развития саморегулируемых организаций. // Законодательство и экономика. 2012. №11. С. 75-79.

Попондопуло В.Ф. Правовое регулирование деятельности на организованных торгах: новеллы законодательства. // Конкурентное право. 2012. №2. С. 16-22.

Шевченко О.М. Правоотношения по допуску ценных бумаг к организованным торгам. // Предпринимательское право. 2012. №2. С. 35-39.

Нормативные акты

Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №17, ст. 1918.

Федеральный закон от 28 ноября 2011 года №335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №49 (ч. 1), ст. 7013.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №325-ФЗ «Об организованных торгах». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №48, ст. 6726.

Федеральный закон 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговых организациях», из которого следует, что законодатель вернулся к широкому

182

пониманию клиринга. // Собрание законодательства Российской Федерации», 2011, №7, ст. 904.

Федеральный закон от 05 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №10, ст. 1163.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 11 октября 2012 года №12-87 «Об утверждении Положения о требованиях к клиринговой деятельности». // Российская газета, 2012, №298.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 04 октября 2012 года №12-84/пз-н «Об утверждении Квалификационных требований и требований к профессиональному опыту лиц, указанных в части 2 статьи 6 Федерального закона от 07.02.2011 №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 №325-ФЗ «Об организованных торгах». // Российская газета, 2012, №280.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 02 октября 2012 года №12-83/пз-н «О требованиях к составу собственных средств клиринговых организаций». // Российская газета, 2012, №298.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 09 февраля 2012 года №12-7/пз-н «Об утверждении Порядка и условий открытия и закрытия клирингового и торгового товарных счетов, а также осуществления операций по указанным счетам». // Российская газета, 2012, №227.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 20 июля 2010 года №10-49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №38.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 28 января 2010 год №10-4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №21.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 18 марта 2008 года №08-12/пз-н «Об утверждении Положения о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, №19.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 25 января 2007 года №07-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, №25.

Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федерации от 11 октября 1999 года №9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, №4.

Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федерации от 01 июля 1997 года №24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг». // Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам России, 1997, №4.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №10, ст. 1163.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №49 (ч. 1), ст. 7013.

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, №19.

4 Документ опубликован не был.

5


Экономика и жизнь, 1994, №19.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №7, ст. 905.

7 Российская газета, 2012, №298.

8 Российская газета, 2012, №280.

9


Неттинг также является новой категорией для российской правовой системы. Под неттингом понимается полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).

10 Российская газета, 2012, №227.

11 Официальный сайт Федеральной службы по финансовым Рынкам России. http://www.fcsm.ru. Дата обращения 08 августа 2013 года.

12 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №38.

13 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №21.

14 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, №4.

15 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, №25.

16 Аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. См. ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, №16, ст. 499.

17 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №48, ст. 6726.

18 Официальный сайт Федеральной службы по финансовым Рынкам России. http://www.fcsm.ru. Дата обращения 08 августа 2013 года.

19 Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. Вып. 3. С. 42.

20 Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом. // Журнал российского права. 2007. №8.

21 Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам России, 1997, №4.

22 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №49, ст. 6076.

23 Сайт Национальной ассоциации участников фондового рынка. // http://naufor.ru.

24 Более поздних данных на сайте не представлено. // Официальный сайт Федеральной службы по финансовым Рынкам России. http://www.fcsm.ru. Дата обращения 11 августа 2013 года.

Иные участники рынка ценных бумаг