Управление и контроль на рынке ценных бумаг

Контрольная работа

Управление и контроль на рынке ценных бумаг


Содержание

1. Основные функции государства на рынке ценных бумаг

2. Органы государственного управления рынком ценных бумаг в ретроспективе

3. Механизм противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ценных бумаг

4. Виды юридической ответственности за несоблюдение законодательства о ценных бумагах и их рынке

5. Современное состояние рынка ценных бумаг России, перспективы его развития

Литература


1. Основные функции государства на рынке ценных бумаг

На рынке ценных бумаг государство может занимать три основных положения. Во-первых, государство выступает эмитентом либо продавцом ценных бумаг. Так, оно наряду с муниципальными образованиями выпускает государственные (муниципальные) ценные бумаги. Роль продавца ценных бумаг государство играет, например, при продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий. Во-вторых, государство может являться приобретателем (инвестором) финансовых ценностей, правда, с определенными ограничениями в данной сфере. Уже отмечалось, что публично-правовые образования не могут участвовать в вексельных отношениях. Из статьи 66 ГК РФ, определяющей, что «государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом», следует общий запрет на приобретение государством акций акционерных обществ. Государство не может быть держателем сберегательных книжек. Некоторые ограничения косвенно вытекают из правовой природы отдельных видов ценных бумаг.

С другой стороны, Российская Федерация активно инвестирует свои сбережения в долговые ценные бумаги иностранных государств. В-третьих, государство является мощнейшим регулятором любых общественных отношений, в том числе и в сфере оборота ценных бумаг. Оно управляет финансовым рынком через органы общей и специальной компетенции - органы государственной власти. Их также называют регулирующими органами или органами государственного управления .

Так как две первые функции государства на фондовом рынке раскрыты в процессе изучения отдельных видов ценных бумаг, подробнее следует остановиться на третьей функции. Исходя из понимания цели как то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить , а задачи как то, что требует выполнения, разрешения1, целью государственного регулирования рынка ценных бумаг является обеспечение стабильного функционирования рынка ценных бумаг, а также защита участников рынка от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. Это означает, что конечным результатом государственного управления должно стать создание такой правовой надстройки, которая позволит всем звеньям фондового рынка работать как единый механизм, не допускающий никаких сбоев. Для достижения обозначенной цели государству необходимо решить следующие задачи:

  • реализация основ экономического и правового строя, социальных ценностей, заложенных в Конституции Российской Федерации;
  • исчерпывающая регламентация отношений по выпуску и обращению ценных бумаг, в том числе установление основных принципов регулирования данных отношений;
  • создание эффективной системы государственного регулирования рынка ценных бумаг;
  • закрепление прав, обязанностей и ответственности участников рынка ценных бумаг и иных взаимодействующих с ними лиц;
  • принятие эффективных мер защиты прав и законных интересов физических лиц, общественных объединений, организаций в сфере финансовых рынков;
  • повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за результаты своей деятельности;
  • организация взаимодействия органов государственной власти с другими субъектами рынка ценных бумаг по поводу осуществления и защиты своих прав;
  • обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг;
  • реализация государственной политики в области финансового рынка.

Последняя задача является крайне важной. Бесспорно, что направления

государственной политики должны реализовываться в законодательстве. В регулировании отношений с использованием ценных бумаг первостепенное значение имеет защита инвестиций частных лиц, так как государство в целом заинтересовано в развитии рынка ценных бумаг, как источника роста благосостояния населения, улучшения основных экономических показателей.

На рынке ценных бумаг чаще всего используются административно-правовой и экономический методы государственного управления. Составляющие их средства отличаются многообразием и своей спецификой.

Традиционно к административно-правовому методу государственного управления относят право государства принимать обязательные правила поведения и применять меры ответственности за их несоблюдение. Органы государственной власти в форме законов и подзаконных актов определяют обязательные условия и требования к участникам рынка ценных бумаг, к их деятельности, выпускам ценных бумаг, к операциям с ценными бумагами и т.д. Как уже говорилось в области оборота ценных бумаг принято колоссальное количество нормативных документов различной юридической силы. За их нарушение установлены гражданско-правовая, административная и уголовная виды ответственности.

Государство наделено правом контроля и надзора за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и др. требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Властные полномочия регулирующих государственных органов также проявляются в возможности направлять участникам рынка обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Следует упомянуть о таком административном средстве воздействия на объекты управления как лицензирование. Большинство видов деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основании специального государственного разрешения - лицензии. За несоблюдение законодательства о ценных бумагах, регулирующие органы вправе приостановить действие либо аннулировать лицензию.

К особым способам «императивного» управления, присущим данной сфере, следует отнести, во-первых, государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом, во-вторых, приостановление или признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся по основаниям, предусмотренным в Законе о рынке ценных бумаг.

И последнее, что кажется важным, это наличие правового механизма разрешения споров. Субъекты рынка ценных бумаг наделены правом обращения в суд за защитой своих нарушенных прав, а иногда и общественных интересов.

Экономический метод государственного управления включает меры, позволяющие достичь цели управления посредством воздействия на финансовые интересы субъектов соответствующих отношений. К данному блоку относятся:

  • установление системы налогообложения, способствующей развитию рынка ценных бумаг;
  • установление налоговых и других преференций для отдельных участников

рынка;

  • воздействие на размер процентной ставки заемного капитала. Так, государство может выпустить краткосрочные либо долгосрочные займы, предложив более высокие либо низкие процентные ставки, тем самым снижая либо повышая общий уровень цен на рынке. Данная мера также используется для контроля денежной массы, находящейся в обращении;
  • прямое бюджетное финансирование отдельных сегментов инфраструктуры рынка ценных бумаг;
  • создание экономически привлекательных условий для операций населения с ценными бумагами и т. д.2

Подведем итог вышесказанному.

  1. Государство на рынке ценных бумаг может выступать в роли эмитента, продавца, приобретателя ценных бумаг, а также органа управления рынком ценных бумаг.
  2. Целью государственного управления рынком ценных бумаг является обеспечение стабильного функционирования рынка ценных бумаг и защита участников рынка от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции.
  3. К основным методам государственного управления рынком ценных бумаг относятся административно-правовой и экономический методы.

2. Органы государственного управления рынком ценных бумаг в ретроспективе

Зарождение рыночных отношений в России, в том числе и в области оборота ценных бумаг, связано с изменением в нашей стране политического и экономического строя, произошедшее в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века. Переход России к новой системе хозяйствования, основанной на конкуренции и свободе торговли, вызвал необходимость создания специальных регулирующих органов, основными целями которых были недопущение злоупотреблений на складывающихся рынках, а также защита прав и материальных интересов граждан.

В постсоветской истории организации государственного управления рынком ценных бумаг, можно выделить три этапа, характеризующиеся разными подходами к управлению и организационной структурой.

Первый этап - этап «зарождения системы управления финансовым рынком» включает в себя период с 1988 по 1994 годы. В этот промежуток времени отсутствовал специальный государственный орган в области рынка ценных бумаг, да и сам рынок находился на начальной стадии развития. Исторически первыми российскими государственными органами, наделенными определенными полномочиями по управлению «молодым» рынком ценных бумаг, были Государственный банк СССР, Министерство финансов СССР и их областные, краевые или республиканские структуры на местах. В соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 15 октября 1988 года №1195 «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг», Госбанк СССР был уполномочен выдавать разрешения на выпуск и свободную продажу акций предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а на Министерство финансов СССР возлагались обязанности по регистрации произведенных выпусков акций и контроль3. На республиканском уровне данные функции выполнялись Министерством финансов РСФСР и Госбанком РСФСР. В связи с постепенным распадом СССР, с ноября 1991 года функции Министерства финансов СССР были закреплены за сформированным Министерством экономики и финансов РСФСР4, а функции Госбанка СССР принял на себя созданный в ноябре 1990 года Центральный банк РСФСР (Банк России)5. С февраля 1992 года по ноябрь 1994 годы основным регулирующим органом на рынке ценных бумаг являлось выделенное из Министерства экономики и финансов РСФСР Министерство финансов Российской Федерации. В частности, оно занималось государственной регистрацией выпусков ценных бумаг, выдавало лицензии профессиональных участников рынка, осуществляло проверки соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг и др. Справедливости ради следует указать, что в тот же период - с марта 1993 года по ноябрь 1994 годы функционировала Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации. Комиссия не являлась федеральным органом исполнительной власти, работала на безвозмездных началах и не имела значимых полномочий по регулированию рынка ценных бумаг .

Второй этап - этап «специального регулирования» длился с 1994 по 2013 годы. Первым государственным органом исполнительной власти специальной компетенции в области рынка ценных бумаг стала созданная в ноябре 1994 года Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку6. В июле 1996 года она была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ РФ)7. Комиссия проработала восемь лет. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на ее базе была создана Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР РФ). Данная служба была упразднена с 01 сентября 2013 года8 согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года №645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»9. С постепенным усложнением правовых связей на рынке ценных бумаг, увеличивалась и работа регулирующих органов. Кроме прежних полномочий добавлялись новые, например, с созданием системы инвестирования через различные негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды появились функции лицензирования и контроля также и в данной сфере.

Необходимо отметить, что на этапе «специального регулирования», кроме специального государственного органа на рынке ценных бумаг действовали и другие регуляторы. В частности, Банк России осуществлял управление и контроль деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, за исключением лицензирования. Министерство финансов Российской Федерации сохраняло за собой функции по управлению выпусками государственных и муниципальных ценных бумаг. Кроме того, с марта 2011 по сентябрь 2013 годы Министерство финансов Российской Федерации осуществляло полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков10.

Третий этап, современный, можно назвать этапом «мегарегулирования». В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» с 1 сентября 2013 года на Банк России возложены функции регулирования и надзора на всех секторах финансового рынка11. В соответствии с новыми подходами, Банк России на рынке ценных бумаг представляет государство и выполняет функции органа управления рынком ценных бумаг, озвученные нами в предыдущем параграфе, а также в ходе рассмотрения отдельных тем. Изменения не коснулись сути задач, ранее выполняемых Федеральной службой по финансовым рынкам и Министерством финансов Российской Федерации, а были направлены на сосредоточение всех полномочий в «одних руках». В компетенцию Банка России сегодня входят следующие наиболее существенные вопросы в области рынка ценных бумаг:

разработка политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством Российской Федерации);

осуществление регулирования, контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций и др.), профессиональных участников рынка ценных бумаг, за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах;

защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках.

Правовой статус Банка России определяется Федеральным законом от 10 июля

  1. года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»12. В законе указывается, что рассматриваемый орган является юридическим лицом, однако не установлена его организационно-правовая форма. Банк России не относится к органам государственной или муниципальной власти. Особенностью правового положения Банка России является то, что Банк России, не являясь государственным органом, обладает государственно-властными полномочиями13.

Несмотря на создание «мегарегулятора», за Министерством финансов Российской Федерации сохранились полномочия по управлению рынком государственных и муниципальных ценных бумаг. В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», данный орган, по-прежнему, занимается формированием государственного регистрационного номера для государственных и муниципальных ценных бумаг, утверждает стандарты раскрытия информации о государственных ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах; осуществляет государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и др.14.

В заключение отметим, что реформа системы управления финансовым рынком вызвала большой общественный резонанс. Имеются как ее сторонники, так и противники .

Подведем промежуточные итоги.

  1. Следует выделить три этапа в становлении системы государственного управления рынком ценных бумаг: первый этап - «зарождение системы управления финансовым рынком»; второй этап - «этап специального регулирования»; третий современный этап - «этап мегарегулирования».
  2. В настоящее время функции регулирования и надзора за всеми секторами финансового рынка закреплены за единым органом - Банком России.
  3. Полномочия по управлению рынком государственных и муниципальных ценных бумаг сохранились за Министерством финансов Российской Федерации.

3. Механизм противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ценных бумаг

Одной из государственных мер, направленных на обеспечение справедливого ценообразования, равенство инвесторов и укрепление их доверия, является правовой механизм предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

В целях побуждения инвесторов к совершению сделок, участники рынка зачастую искажают информацию о ценных бумагах, эмитентах и ценах, совершают действия для создания видимости повышения (понижения) цен и (или) торговой активности на рынке ценных бумаг относительно существующего уровня. Кроме того, обладатели какой-либо экономически значимой, но не доступной для всех информации, используют ее для получения дополнительной выгоды на рынке. Например, главный бухгалтер эмитента А, располагающий информацией о грозящем эмитенту банкротстве, быстро продает все имеющиеся у него акции данного эмитента по еще высокой цене. В целях борьбы с данными негативными явлениями принят Федеральный закон от 27 июля 2010 года №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об инсайде)15.

Под инсайдерской информацией понимается точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации (ст.

  1. Закона об инсайде). Перечень инсайдерской информации в отношении органов власти, имеющих право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, содержится в самом Законе. Состав данной информации для других субъектов рынка ценных бумаг приведен в Приказе Федеральной службы по финансовым рынкам России от 12 мая 2011 года №11-18/пз-н «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации»16. Так к инсайдерской отнесена информация об эмитентах, эмиссионные ценные бумаги которых допущены к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, в частности, о проведении общего собрания участников эмитента; о повестке дня заседания совета директоров, общего собрания участника; о появлении лица, контролирующего эмитента; о реорганизации (банкротстве) эмитента и другие подобные сведения.

Термин «манипулирование рынком» можно определить как неправомерные действия, перечисленные в Законе об инсайде, способные существенно влиять на цены (спрос) обращающихся на рынке финансовых инструментов, валюты, товаров. Например, это одновременное выставление на торгах заявок противоположной направленности, которые подаются за счет одного лица и в которых цена покупки ценной бумаги выше цены (либо равна цене) продажи такой же ценной бумаги в случае, если на основании указанных заявок совершены сделки; неоднократное в течение торгового дня совершение двумя или более участниками сделок с ценными бумагами, которые не имеют очевидного экономического смысла; неоднократное в течение торгового дня выставление заявок, направленных на введение в заблуждение участников рынка, имеющих наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи, в результате чего совершаются или могут совершаться сделки, приводящие к существенному увеличению или снижению цены ценной бумаги.

В качестве правовых барьеров совершения таких действий в законе установлены следующие меры:

определен список лиц - носителей инсайдерской информации («инсайдеры»). В широком смысле инсайдер (от англ. inside - внутри) - это любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям17. Для целей Закона в список инсайдеров были включены 13 групп субъектов, среди которых эмитенты и управляющие компании, организаторы торговли и клиринговые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и органы власти, имеющие право размещать свободные средства в финансовые инструменты, рейтинговые и информационные агентства, осуществляющие раскрытие информации (ст. 4 Закона об инсайде);

введен запрет на использование инсайдерской информации до ее раскрытия неограниченному кругу лиц;

на инсайдеров возложены обязанности по утверждению внутренних перечней инсайдерской информации и раскрытию их в сети интернет в установленные сроки18, а также ведению списков инсайдеров и доведению его до регулирующих органов в установленном порядке;

установлена гражданско-правовая (возмещение убытков), административная и уголовная ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком. Так, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введены составы, предусматривающие ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации, манипулирование рынком, нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Ответственность по статье 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации «Манипулирование рынком» наступает в случае, если действия нарушителя причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере. В качестве дополнительной меры предусмотрено право регулирующего органа на приостановление либо аннулирование лицензии на право заниматься соответствующей деятельностью.

Справедливости ради скажем, что подобные, но более мягкие меры раньше также имели место в законодательстве о рынке ценных бумаг и только применительно к операциям с ценными бумагами. В действовавшей до июля 2010 года редакции Закона о рынке ценных бумаг использовалось понятие «служебная информация» для обозначения рассматриваемых отношений. В настоящее время проблема «утечки информации» на рынках получила универсальное правовое решение в Законе об инсайде для всех видов финансовых инструментов, а также товаров.

Несмотря на очевидные положительные стороны Закона об инсайде, в научной литературе указывают на его недостатки. В частности, авторы обращают внимание на возможный конфликт норм законодательства об инсайдерской информации и законодательства о коммерческой, служебной, банковской тайне19, на необходимость индивидуального подхода к установлению прав и обязанностей отдельных групп инсайдеров и т. д.20.

На основании изложенного, подведем промежуточные итоги.

  1. В законодательстве предусмотрен механизм противодействия искажению информации о ценных бумагах, эмитентах и ценах, а также действиям, направленным на создание видимости изменения цен или торговой активности на рынке относительно существующего уровня. Кроме того, законодателем приняты меры для пресечения незаконного использования коммерчески значимой, но не доступной для всех информации, с целью извлечения дополнительной выгоды на рынке.
  2. Под инсайдерской информацией понимается точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации. Манипулирование рынком можно определить как неправомерные действия, перечисленные в Законе об инсайде, способные существенно влиять на цены (спрос) обращающихся на рынке финансовых инструментов, валюты, товаров.
  3. За незаконное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

4. Виды юридической ответственности за несоблюдение законодательства о

ценных бумагах и их рынке

Законодательство о ценных бумагах в основном содержит отсылочные нормы по вопросу ответственности в рассматриваемой сфере. Так, особенности и порядок привлечения к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за правонарушения на финансовых рынках определяются источниками данных отраслей права. Тем не менее, Закон о рынке ценных бумаг также устанавливает некоторые негативные последствия неправомерных действий с ценными бумагами.

Таким образом, кроме традиционных видов ответственности, можно выделить и специальные, предусмотренные законодательством о ценных бумагах. К ним, в первую очередь относится приостановление и (или) аннулирование лицензии участника фондового рынка. Данная мера применяется лицензирующим органом в случае неоднократного (два и более раза) нарушения в течение одного года участником рынка ценных бумаг законодательства о ценных бумагах, об инсайде, об исполнительном производстве, Закона о банкротстве21 и некоторого др. (ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг). Приостановление действия лицензии осуществляется на срок до 6 месяцев. К сожалению, законодатель подробно не характеризует действия, которые могут привести к потере (приостановлению) лицензии, как то - грубое или легкое это может быть нарушение, умышленное или по неосторожности и т. д. Также не установлены критерии разграничения действий, ведущих к приостановлению либо отзыву лицензии,

если Законом предусмотрена возможность использования любой из названных санкций .

Вторая мера специального характера - это аннулирование квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка у физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства о ценных бумагах (ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг). Нормы, регулирующие применение данной санкции, страдают теми же недостатками, что были названы выше.

И последней санкцией из законодательства о ценных бумагах является принудительная ликвидация юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе в случае неполучения им лицензии в установленные сроки (ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг). Данная процедура проводится по решению арбитражного суда по иску соответствующего органа власти (в настоящее время Банка России). К формулировкам и отсутствию конкретики в рассматриваемых положениях также можно предъявить претензии. Поэтому в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года №84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» уточнено, что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены22.

Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю (должнику в обязательственных отношениях) установленных гражданским законодательством или договором мер воздействия, выражающихся в возмещении убытков, применении установленных законом или договором имущественных санкций (неустойки, штрафа, пени), возмещении морального вреда в пользу другого лица (кредитора)23. Такая ответственность может наступать по договорам об оказании услуг на финансовом рынке, например, доверительного управления, брокерского обслуживания, по ведению реестра, организатора торговли и т.д. Кроме того, гражданско-правовые меры воздействия могут следовать за нарушениями, совершаемыми в ходе эмиссии, а также в случае признания несостоявшимся или недействительным выпуска ценных бумаг. В основе применения данного вида ответственности, в первую очередь, лежит Гражданский кодекс Российской Федерации.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено порядка 13 составов в области финансового рынка, которые условной можно разделить на три группы24. Первая группа (четыре состава) касается нарушений в порядке хранения документов и работы с информацией. Так, к ней относится ответственность за неисполнение обязанности по хранению установленных документов (ст. 13.25 КоАП РФ), нарушение требований законодательства по раскрытию информации на финансовых рынках (ст. 15.19), неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21), непредставление информации в регулирующий государственный орган (ст. 19.7.3). Вторая группа (семь составов) - это правонарушения при выпуске, обращении и фиксации прав на ценные бумаги, в том числе манипулирование рынком. К ней следует причислить несоблюдение эмитентом процедуры эмиссии ценных бумаг (ст. 15.17), незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами (ст. 15.18), нарушение правил ведения реестра ценных бумаг (ст. 15.22), нарушение законодательства об организованных торгах (ст. 14.24) и некоторые другие. Третья группа (два состава) связана с неправомерными действиями профессиональных и иных участников рынка ценных бумаг, в частности организаторов торговли, клиринговых организаций. В нее входят статья 15.29 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных участников финансового рынка, и статья 19.5 КоАП РФ, устанавливающая последствия невыполнения в установленный срок законного предписания регулирующего государственного органа. К административной ответственности привлекаются организации, их должностные лица, а в некоторых случаях и граждане. В качестве санкций чаще всего используются штрафы, размеры которых варьируются для граждан от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц от 20 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц от 300 до 1 миллиона рублей в зависимости от тяжести проступка и состава правонарушения. Все дела об административных правонарушениях, предусмотренных названными выше статьями, в настоящее время рассматривает Банк России, а в некоторых случаях и судебные органы, если Банк России передает дело на их рассмотрение.

Уже в первоначальной редакции Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (далее - УК РФ), вступившего в силу с 1 января 1997 года, были установлены два специальных состава преступлений в сфере рынка ценных бумаг и меры уголовной ответственности за их совершение25. Однако правовая практика показала, что для пресечения всех нарушений на финансовом рынке прежних норм стало явно недостаточно. Поэтому не случайно законодатель проводил целенаправленную работу по внесению в УК РФ изменений и дополнений, направленных на усиление уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг26. В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации содержит восемь статей, устанавливающих ответственность за нарушения в рассматриваемой области, а именно: статью 170.1 «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета»; статью 185 «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг», статью 185.1 «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах», статью 185.2 «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги», статью 185.3 «Манипулирование рынком», статью 185.4 «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг», статью 185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации» и статью 186 «Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг». Уголовная ответственность наступает при причинении крупного ущерба, которым признается ущерб, как правило, свыше одного миллиона рублей. В противном случае, возможна административная ответственность, если конечно данный состав предусмотрен КоАП РФ. Напомним, что уголовная ответственность предусмотрена только для физических лиц. Привлечение к уголовной (административной) ответственности не освобождает от возмещения убытков потерпевшей стороне.

На основании изложенного, выделим главные мысли.

  1. За несоблюдение законодательства о ценных бумагах предусмотрены гражданско-правовая, административная и уголовная виды ответственности.
  2. Специальными мерами ответственности являются приостановление (аннулирование) лицензии, аннулирование квалификационного аттестата специалиста финансового рынка, а также принудительная ликвидация юридического лица.
  3. В кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено порядка 13 составов правонарушений в рассматриваемой сфере.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит 8 статей, посвященных преступлениям на финансовом рынке.

5. Современное состояние рынка ценных бумаг России, перспективы его

развития

Рынок ценных бумаг России является одним из самых динамично развивающихся рынков. На его развитие положительно влияют снижение уровня инфляции, стабилизация курса национальной валюты, стабильность в политической сфере, развитие рынка государственных ценных бумаг, прирост промышленного производства, вызванный увеличением объемов экспорта сырья и энергоресурсов, приватизация, в процессе которой создаются новые акционерные общества и соответственно, растет рынок акций.

За последние годы, на рынке ценных бумаг произошло много перемен в лучшую сторону. К ним можно отнести, во-первых, создание мощной законодательной базы, регулирующей финансовые рынки. Во-вторых, рост рынка корпоративных ценных бумаг и увеличение его капитализации. В-третьих, создание инфраструктуры рынка, в том числе системы организованной торговли ценными бумагами, большого количества организаций, обслуживающих рынок ценных бумаг.

Важнейшим качественным показателем российского рынка ценных бумаг является растущее международное признание, доступ российских эмитентов к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить вступление Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации в Международную организацию, объединяющую национальные органы регулирования рынка ценных бумаг (International Organization of Securities Commissions

  • IOSCO), получение одновременно кредитного рейтинга Мооёу^, Standard&Роог's и 1ВСА, успешные выпуски еврооблигаций, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски международных депозитарных расписок рядом российских компаний, включение ряда российских эмитентов в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи и др.

Несмотря на все вышесказанное, по мнению многих авторов, российский рынок ценных бумаг пока далек от мировых стандартов и отличается небольшими объемами. К экономическим проблемам рынка относятся отсутствие крупных инвестиций в организации, занимающиеся деятельностью на рынке ценных бумаг; высокая степень всех рисков, связанных с ценными бумагами; инвестиционный кризис - низкая активность отечественных инвесторов, в том числе граждан (т. н. «розничных инвесторов»); относительно большой процент инфляции; высокий уровень издержек, которые несут малые и средние компании, прибегая к выпуску ценных бумаг.

К организационным проблемам рынка следует причислить несовершенство государственного регулирования в сфере финансового рынка; неэффективность контроля и надзора; нехватка крупных, с длительным опытом работы инвестиционных институтов, заслуживших общественное доверие, а также грамотных специалистов; отсутствие развитой инфраструктуры рынка в регионах и слабое информационное обеспечение; недостаточная информированность, особенно физических лиц, о возможностях инвестирования на фондовом рынке; административные барьеры.

Имеются также недостатки правового регулирования, которые обсуждались и будут обсуждаться по мере рассмотрения отдельных тем.

На системное (комплексное) решение данных проблем направлены несколько высших руководящих документов. Так, Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1998 года №1008 утверждена Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации . В данном документе определены принципы, цели и задачи государственной политики на рынке ценных бумаг, а также меры по развитию нормативной правовой базы. В Концепции указывается, что одной из целей государственной политики на рынке ценных бумаг является создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов. В качестве важнейших задач государства указывается создание условий, при которых граждане России и другие потенциальные инвесторы обретут доверие к рынку ценных бумаг.

Приоритеты государственной политики в сфере регулирования финансового рынка в целом, а также долгосрочные меры по его совершенствованию были определены в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №2043-р (далее - Стратегия)27.

Для реализации Стратегии в 2013 году по распоряжению Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2013 года №226-р была принята Государственная программа «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» (далее - Государственная программа)28. Судя по мероприятиям Государственной программы, она также рассчитана на период до 2020 года. Названный документ имеет целью повышение эффективности функционирования финансового рынка (в т.ч. фондового рынка, создание международного финансового центра), обеспечивающее рост конкурентоспособности национальной экономики. Задачами Государственной программы являются совершенствование российского законодательства, обеспечение эффективного контроля и надзора в сфере финансового рынка. В качестве основных мероприятий Государственной программы указываются:

  • сокращение регулятивных издержек на финансовом рынке;
  • снижение административных барьеров и упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг;
  • гармонизация российской и международной нормативно-правовой базы в части организации выпуска и обращения финансовых инструментов, деятельности финансовых институтов, систем раскрытия информации, систем бухгалтерского учета, отчетности и аудита;
  • усиление защиты прав потребителей финансовых услуг, инвестирования сбережений на финансовом рынке и создание компенсационных и гарантийных механизмов для участников финансового рынка;
  • обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;
  • повышение конкурентоспособности инфраструктуры финансового рынка;
  • обеспечение мониторинга и регулирования системных рисков финансового рынка;
  • развитие системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка. Поясним, что под пруденциальным надзором понимается предварительный, «ранний» надзор, позволяющий регистрировать потенциальные возможности осложнений и проблем в деятельности финансовых институтов и принять меры к их устранению29. К сожалению, нормативная база по такому надзору и его легальное определение отсутствуют;
  • развитие и совершенствование корпоративного управления;
  • предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;
  • введение консолидированного надзора (в рамках единого органа) и мотивированного суждения. Понятие «мотивированное суждение», которое называют еще и «профессиональным мнением», также не расшифровывается ни в Государственной программе, ни в законодательстве, однако встречается в нормативных документах Центрального банка Российской Федерации. В литературе оно рассматривается как наделение должностных лиц правом при проверках подведомственных организаций давать заключение о финансовой устойчивости и пр. на основе не только формальных показателей, но и субъективного мнения контролеров о практике работы проверяемой организации. Наличие данного права дает возможность как применять, так и не применять меры принудительного воздействия при формальных нарушениях. И наоборот, даже без формальных нарушений, в том случае, если, по мнению регулятора, риски организации превышают допустимый максимум, контролер вправе принять решение об ответственности вплоть до отзыва лицензии30.

Одним из амбициозных проектов нашего государства является создание в России международного финансового центра и вхождение его в десятку крупнейших международных центров мира. План мероприятий («дорожная карта») по его организации утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 года №1012-р31. Международный финансовый центр рассматривается не как некая организационная структура -юридическое лицо, а достижение Россией определенного уровня в известных международных финансовых рейтингах, а также контрольных показателей, используемых Всемирным банком. Как предполагается, реализация «дорожной карты» позволит повысить конкурентоспособность российского финансового рынка путем формирования устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов (услуг) для российских и иностранных участников финансового рынка, а также путем установления высокого уровня корпоративного управления, обеспечивающего защиту права собственности и интересов инвесторов. Как указывается в пункте 1 «Дорожной карты», данный проект призван обеспечить ускоренное развитие российской финансовой индустрии, привлечь инвестиции, устранить ценовой дисконт стоимости российских финансовых активов в сравнении с активами других развивающихся рынков, ускорить инвестиционную и деловую активность в экономике и повысить долгосрочную устойчивость финансовой системы Российской Федерации.

Обобщив сказанное, отметим главное.

  1. Рынок ценных бумаг России можно охарактеризовать как динамично развивающийся, тем не менее, для его дальнейшего роста необходимо решить ряд экономических, организационных и законодательных задач.
  2. Важное значение для становления рынка ценных бумаг России имеют принятая долгосрочная Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, а также Государственная программа «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра».
  3. Основной целью проводимых в Российской Федерации реформ в области финансового рынка является повышение эффективности функционирования финансового рынка (в т.ч. фондового рынка), обеспечивающее рост конкурентоспособности национальной экономики.
  4. Одним из значимых проектов является создание в России международного финансового центра.

Литература

Белов В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2005.

Беляев М.К. Мотивированное суждение как метод оценки правомерности банковских операций. // Внутренний контроль в кредитной организации. 2012. №2. С. 38 - 50.

Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Уголовная ответственность за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг. // Право и экономика. 2010. №3. С. 53 - 57.

Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут. 2011.

Гришаев С.П. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // СПС КонсультантПлюс. 2010.

Емельянова Е.А. Манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации как факторы ограничения конкуренции. // Конкурентное право. 2012. №1. С. 11 - 17.

Зенькович Е.В. Реорганизация системы регулирования финансового рынка: современные подходы. // Налоги. 2013. №9. С. 21 - 24.

Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг - административно-правовое регулирование / Науч. ред. Л. Л. Попов. М.: Волтерс Клувер, 2008.

Кинсбурская В. А. Мотивированное суждение Банка России как инструмент пруденциального надзора. // Банковское право. 2013. №2. С. 16 - 20.

Мухаметшин Т. Современные механизмы раскрытия и предоставления информации на рынке ценных бумаг. // Хозяйство и право. 2012. №1. С. 34 - 41.

Петров В. О. Лицензирование участников рынка ценных бумаг Российской Федерации: особенности правового регулирования. // Юридический мир, 2011, №5. С. 50 - 51.

Погосова А.С. Особенности правового режима инсайдерской информации на рынке ценных бумаг. // Современное право. 2011. №1. С. 86 - 89.

Пыхтин С.В. Инсайдерская информация: раскрытие и защита конфиденциальности. // Юридическая работа в кредитной организации. 2012. №3. С. 60 - 74.

Рогалева М.А. Иск о ликвидации юридического лица как способ защиты публичных интересов в сфере рынка ценных бумаг. // Вестник арбитражной практики. 2012. №4. С. 27 - 31.

Ротко С. В., Тимошенко Д.А. Рынок ценных бумаг - перспективный объект финансово-правового регулирования. // Налоги и финансовое право. 2008. №10. С. 13 - 328.

Рукавишникова И.В. Основные формы государственного воздействия на рынок ценных бумаг // Хозяйство и право. 1997. №№1- 2.

Нормативные акты и судебные материалы

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №32, ст. ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №5, ст. ст. 410.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено порядка 13 составов в области финансового рынка. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1.

Уголовный кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №25, ст. 2954.

Федеральный закон от 23 июля 2013 года №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей

Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». // Российская газета, 2013, №166.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об инсайде). // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №31, ст. 4193.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». // Российская газета, 2002, №127.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №17, ст. 1918.

Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года №645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №30, ст. 4086.

Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1998 года № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №28, ст. 3356.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации». // Российская газета, 2004, №162.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2013 года №226-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №9, ст. 979.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №3, ст. 423.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 28 февраля 2012 года №12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, №29.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 12 мая 2011 года №11-18/пз-н «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №31, ст. 4193.

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года №84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации». // Вестник ВАС РФ, 2004, №10.

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981. Т. 1. С. 514; Т. 4. С. 638.

2 Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг. // Финансовое право. 2005. №7.

3 Собрание Постановлений СССР, 1988, №35, ст. 100.

4 См. Указ Президента РСФСР от 28 ноября 1991 года №242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР». //Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, №48, ст. 1696.

5


См.: Декларация Совета народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 №22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, №2, Ст. 22; Постановление Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 ода «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики»// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, №6, ст. 98; Закон РСФСР от 02 декабря 1990 года №394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, №27, ст. 356.

6 см. Указ Президента Российской Федерации от 04 ноября 1994 года №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации». //Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №28, ст. 2972.

7 См. Указ Президента Российской Федерации от 01 июля 1996 №1009. // Российская газета, 1996, №130.

8 Российская газета, 2004, №48, 11.03.2004.

9 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №30, ст. 4086.

10


См. Указ Президента Российской Федерации от 04 марта 2011 года №270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». // Российская газета, 2011, №51.

11


Российская газета, 2013, №166.

12 Российская газета, 2002, №127.

13 Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ. Волтерс Клувер. 2011. С. 703.

14 Российская газета, 2004, №162.

15 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №31, ст. 4193.

16 Российская газета, 2011, №171.

17 Гришаев С.П. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 года №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // СПС КонсультантПлюс. 2010.

18 См. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 28 февраля 2012 года №12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, №29.

19 Емельянова Е. А. Манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации как факторы ограничения конкуренции. // Конкурентное право. 2012. №1. С. 11 - 17.

20 Пыхтин С.В. Инсайдерская информация: раскрытие и защита конфиденциальности // Юридическая работа в кредитной организации. 2012. №3. С. 60 - 74.

21 Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». // Российская газета. 2002. №209-210.

22 Вестник ВАС РФ, 2004, №10.

23 См. Абова Т.Е. Ответственность гражданская. Юридическая энциклопедия. / Под ред. академика Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ. 2001. С. 687.

24 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1.

25 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №25, ст. 2954.

26 Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Уголовная ответственность за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг. // Право и экономика. 2010. №3. С. 53 - 57.

27 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №3, ст. 423.

28 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №9, ст. 979.

29 Экономический словарь слов. Составители Н.И. Фокин, Фокин П.Н. // http://dictionary-economics.ru/art-59. Проверено 01 сентября 2013 года.

30 Подробнее см. Беляев М.К. Мотивированное суждение как метод оценки правомерности банковских операций. // Внутренний контроль в кредитной организации. 2012. №2. С. 38 - 50.


Кинсбурская В. А. Мотивированное суждение Банка России как инструмент пруденциального надзора. // Банковское право. 2013. №2. С. 16 - 20.

31 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №26, ст. 3371.

Управление и контроль на рынке ценных бумаг