Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Контрольная работа

Профессиональные участники рынка ценных бумаг


Содержание

1. Понятие и особенности профессиональных участников рынка ценных бумаг

2. Брокеры и дилеры

3. Депозитарии и их виды

4. Регистраторы

5. Управляющие

Литература


1. Понятие и особенности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Среди субъектов рынка ценных бумаг особое место занимают профессиональные участники. Данный термин вошел в правовой оборот с июля 1992 года в качестве синонима термину «инвестиционные институты»1, а с ноября 1994 года полностью заменил его2. Под инвестиционными институтами в то время понимали четыре группы субъектов - посредников (финансовых брокеров); инвестиционных консультантов; инвестиционные компании и фонды. Их деятельность подлежала лицензированию с 1992 года.

Как и тогда, сегодня легальное определение профессиональным участникам рынка ценных бумаг дается посредством перечисления видов профессиональной деятельности, которыми они могут заниматься. Действующий закон о рынке ценных бумаг к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относит юридических лиц, осуществляющих пять видов профессиональной деятельности, а именно - брокерскую, депозитарную, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, а также по ведению реестра ценных бумаг. Расшифровки понятия «профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг» в законодательстве не содержится.

Рассматриваемый правовой институт был введен в законодательство с целью защиты прав инвесторов и эмитентов на рынке ценных бумаг, пресечения злоупотреблений, усиления государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, а также повышения профессионализма на рынке ценных бумаг.

К источникам правового регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг относятся Закон о рынке ценных бумаг, Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 20 июля 2010 года №10-49/пз-н (далее Положение о лицензионных требованиях)3, порядки (положения) по каждому виду профессиональной деятельности, некоторые другие ведомственные документы, всего около десяти законов и сорока подзаконных нормативных актов.

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг находится под пристальным вниманием государства, что проявляется в детальной правовой регламентации их прав и обязанностей, а также в специальных мерах ответственности, установленных за нарушение законодательства. Особенности создания и осуществления рассматриваемыми субъектами своих функций на рынке ценных бумаг заключаются в следующем.

Только данные лица вправе заниматься перечисленными выше видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. На получение статуса профессионального участника могут претендовать только юридические лица (новелла декабря 2002 года). До этого момента профессиональной деятельностью вправе были заниматься и физические лица - предприниматели. Также изменился подход к организационно-правовым формам, которые должны иметь профессиональные участники. Ранее данная деятельность считалась исключительно предпринимательской, отсюда и требование о ее осуществлении только коммерческими юридическими лицами. Сегодня, данное ограничение снято, тем не менее, в отношении некоторых категорий профессиональных участников в законодательстве имеются указания на конкретную организационно-правовую форму. Например, центральный депозитарий может быть только акционерным обществом.

По общему правилу, рассматриваемые лица вправе заниматься любой деятельностью, в том числе осуществлять совмещение различных видов профессиональной деятельности на фондовом рынке. Исключением из данного правила является деятельность по ведению реестра, которую не допускается совмещать с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Закона о рынке ценных бумаг).

Закон о рынке ценных бумаг предъявляет специальные требования к учредителям, органам управления, а также лицам, занимающим руководящие должности в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг (статья 10.1). Например, предусмотрено, что не могут быть единоличным исполнительным органом, членом совета директоров, руководителем филиала профессионального участника рынка ценных бумаг лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

Профессиональный участник действует на основании специального разрешения - лицензии. Исключением из данного правила являются государственные корпорации.

Право заниматься профессиональными видами деятельности на рынке ценных бумаг может быть предоставлено им федеральным законом, на основании которого они созданы (ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг). Вопрос о целесообразности повсеместного лицензирования деятельности на рынке ценных бумаг является дискуссионным в юридической и экономической литературе. Так, наряду с положительными сторонами лицензирования, авторы выделяют и отрицательные, в частности, отсутствие здоровой конкуренции, снижение деловой активности в данной сфере, медленный рост инфраструктуры рынка ценных бумаг и др.

Существует два вида лицензий: профессионального участника рынка ценных бумаг (для всех видов профессиональной деятельности, кроме деятельности по ведению реестра) и лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра (ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг). С 1 сентября 2013 года лицензии выдаются Банком России. Стоимость лицензии в настоящее время составляет 20 тысяч рублей (государственная пошлина, согласно ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации)4. Срок действия лицензии не ограничен. Порядок и условия ее получения изложены в Положении о лицензионных требованиях. В частности, предъявляются серьезные требования к финансовому состоянию, программно-техническому обеспечению, органам управления, квалификации сотрудников организации- претендента и др. Так, например, лицензиат должен обладать собственными средствами в размере от 35 до 250 млн рублей в зависимости от вида деятельности, которую он планирует осуществлять (см. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 24 мая 2011 года №11-23/пз-н «Об утверждении Нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов»)5. Определенное количество работников организации-претендента должно иметь квалификационный аттестат специалиста финансового рынка. Для получения аттестата необходимо сдать экзамен в уполномоченном государственном органе либо в аккредитованных им организациях (подробнее об этом см. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 28 января 2010 года №10-4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка»)6. Банк России ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, содержащий данные о выданных, приостановленных и об аннулированных лицензиях на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

И последняя особенность заключается в том, что за правонарушения, совершенные профессиональными участниками в процессе работы на рынке ценных бумаг, установлена ответственность по пяти составам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в случае неоднократного нарушения законодательства Российской Федерации уполномоченным органом может быть принято решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии профессионального участника.

Такие жесткие требования к ведению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг связаны с тем, что в процессе ее осуществления затрагиваются материальные интересы многих субъектов, в частности, эмитентов и инвесторов. Например, регистратор осуществляет учет, а депозитарий хранение фондовых ценностей широкого круга лиц; брокер и управляющий совершают сделки с ценными бумагами на деньги клиентов и т.д.

Для обеспечения условий осуществления профессиональной деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональные участники вправе объединяться в саморегулируемые организации.

Отметим, что по общему правилу объектами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг являются эмиссионные ценные бумаги, однако, в случаях, установленных законодательством, к ним могут быть отнесены неэмиссионные ценные бумаги, а также иные финансовые инструменты, в частности инвестиционные паи, ипотечные сертификаты участия и др.

Подведем промежуточные итоги.

  1. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, к которой относится брокерская, депозитарная, дилерская деятельность, а также деятельность по ведению реестра ценных бумаг и управлению ценными бумагами.
  2. По общему правилу, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг можно осуществлять на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг или лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра.
  3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе объединяться в саморегулируемые организации.
  4. По общему правилу, рассматриваемые лица вправе заниматься любой деятельностью, в том числе осуществлять совмещение различных видов профессиональной деятельности. Исключением из данного правила является деятельность по ведению реестра, которую не допускается совмещать с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2. Брокеры и дилеры

Брокеры и дилеры совершают на фондовом рынке сделки с ценными бумагами. Разница между ними в том, что первые действуют в интересах клиента и за его счет, вторые от своего собственного имени и в своих интересах. Совместное рассмотрение этих правовых институтов объясняется, во-первых, их близкой правовой природой, а также тем, что в большинстве случаев юридическое лицо одновременно занимается брокерской и дилерской деятельностью.

Как сказано в Законе о рынке ценных бумаг, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером, соответственно, осуществляющий дилерскую деятельность, дилером. Обратимся к легальному определению рассматриваемых видов профессиональной деятельности. Брокерской признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом (ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг). Брокер работает с клиентами - физическими и юридическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентирования. На практике чаще всего заключается т.н. «договор на брокерское обслуживание», который не поименован в ГК РФ, но упоминается в Законе о рынке ценных бумаг без комментариев о его сущности и правовой природе. Доходы брокер получает в форме вознаграждения за оказываемые клиентам посреднические услуги.

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам (ст. 4 Закона о рынке ценных бумаг). Таким образом, дилер играет роль покупателя либо продавца на рынке ценных бумаг. Доходы он получает в виде разницы между ценой покупки и продажи ценных бумаг, поэтому его деятельность отчасти является спекулятивной. Торговля ценными бумагами осуществляется на основе публичных оферт. Если дилер отказывается заключить сделку на объявленных им же условиях, то потерпевшая сторона вправе через суд потребовать принудительного заключения сделки, а также возмещения убытков (ст. 4 Закона о рынке ценных бумаг).

К основным нормативным актам, регулирующим деятельность брокеров и дилеров, следует отнести Закон о рынке ценных бумаг, Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам России от 11 октября 1999 года №9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации»7, Совместное Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам России №32 и Министерства финансов России №108н от 11 декабря

  1. года «Об утверждении Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами»8, Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 05 апреля 2011 года №11-7/пз-н «Об утверждении Требований к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера»9.

Дилерской деятельностью могут заниматься только коммерческие юридические лица. Единственным исключением является некоммерческая организация в форме государственной корпорации (статьи 4, 39 Закона о рынке ценных бумаг). К сожалению, законодатель умалчивает вопрос об организационно-правовой форме брокера. Поэтому, приходится констатировать, что в настоящее время брокерская деятельность может осуществляться любыми юридическими лицами, что, на наш взгляд, необоснованно, так как она является предпринимательской. Рассматриваемые участники рынка должны обладать собственными средствами в размере 35 млн. рублей, которые являются гарантией прав третьих лиц.

Брокеры и дилеры действуют на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской либо дилерской деятельности, соответственно. Кроме того, брокер и дилер могут заниматься финансовым консультированием, то есть оказывать эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.

Следует отметить, что к брокерам, работающим со средствами пенсионных накоплений, а также накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предъявляются особые требования. Так, например, операции с такими средствами может осуществлять брокер с опытом работы не менее пяти лет, есть и другие ограничения (см. ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии вРоссийской Федерации» , ст. 22 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117- ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения

военнослужащих»)10.

Специфика деятельности брокера накладывает на него дополнительные обязанности и предоставляет дополнительные права. В частности, брокер по общему правилу обязан хранить денежные средства, полученные от клиентов и для клиентов, на обособленных банковских счетах, т.н. брокерских счетах. Данное требование не распространяется на брокеров - кредитных организаций. На эти счета не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера и брокер не может их временно использовать для своих целей, если иное не оговорено в договоре на брокерское обслуживание.

Если говорить о правах, то необходимо указать на право брокера предоставлять клиенту в заем денежные средства и/или ценные бумаги при наличии обеспечения их возврата. В качестве обеспечения возможен только залог ликвидных ценных бумаг, которые покупаются брокером для клиента. Брокер вправе взимать проценты за пользование заемными средствами в соответствии с условиями договора займа. Данный заем является целевым и направляется на совершение сделок с ценными бумагами. Сделки, совершаемые с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем, именуются маржинальными сделками. Понятие маржинальной сделки новое как для рынка ценных бумаг, так и для гражданского права в целом11. Оно введено в законодательство в конце 2002 года и имеет целью повышение активности на рынке ценных бумаг. Правила осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок), утверждены Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 07 марта 2006 года №06-24/пз-н12.

Брокер также наделен правом оказания услуг по размещению ценных бумаг. Такой вид деятельности в экономической литературе называется «андеррайтингом». Брокер в данном случае выступает от имени эмитента при реализации ценных бумаг. Условия андеррайтинга оговариваются в соответствующем договоре. В частности, может быть оговорено право брокера приобрести не размещенные в срок ценные бумаги по заранее оговоренной цене.

По состоянию на сентябрь 2013 года в России выдана 921 лицензия, дающая право заниматься брокерской деятельностью, и 924 лицензии на право осуществления дилерской деятельности. Более половины получателей лицензий являются банками13.

На основании изложенного, обобщим сказанное.

  1. Брокерской признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
  2. Брокер вправе совершать в пользу клиента сделки с ценными бумагами за счет денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем. Такие сделки именуются маржинальными сделками.
  3. Брокер может оказывать услуги по размещению ценных бумаг эмитента, что в экономической литературе называется «андеррайтингом».
  4. Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

3. Депозитарии и их виды

Под депозитарием понимается профессиональный участник рынка ценных бумаг, оказывающий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги (ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг). Для простого обывателя расходы на депозитарные услуги могут показаться излишними, тем не менее, данный правовой институт играет важную роль в обеспечении нормального функционирования рынка ценных бумаг. Во-первых, в законодательстве предусмотрены случаи обязательного депозитарного учета ценных бумаг. Это касается ценных бумаг, которые приобретены на средства, переданные в доверительное управление, например, средства инвестиционных фондов либо пенсионных накоплений. Депозитарий в данном случае призван защитить интересы доверителей и проконтролировать управляющие компании. Депозитарный учет также является обязательным условием обращения ценных бумаг на организованных торгах. Кроме того, в решении о выпуске документарных ценных бумаг может быть предусмотрено их обязательное централизованное хранение, что является функцией депозитария. Во-вторых, помощь депозитария может потребоваться в целях ограничения распространения информации о владении лица ценными бумагами. В системе ведения реестра ценных бумаг будет числиться депозитарий, а не владелец. В-третьих, некоторые авторы отмечают более дешевую стоимость услуг по учету ценных бумаг депозитарием, по сравнению с реестродержателем14. При наличии крупных пакетов ценных бумаг, их обладателю зачастую выгоднее поручить работу, связанную с управлением данным портфелем профессионалу-депозитарию, чем заниматься этим самостоятельно.

Правовую основу депозитарной деятельности составляют порядка двадцати законов и подзаконных нормативных актов, среди которых, кроме Закона о рынке ценных бумаг, следует упомянуть Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федерации от 16 октября 1997 года №36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения»15, Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 30 августа 2012 года №12-78/пз-н «Об утверждении Порядка открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов»16, Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 05 апреля 2011 года №11-8/пз-н «Об утверждении Положения об особенностях обращения и учета прав на ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, ииностранные ценные бумаги»17, Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 16 апреля 2013 года №13-29/пз-н «Об утверждении Положения о порядке, сроке и объеме раскрытия информации о получении и передаче выплат по ценным бумагам депозитарием, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг»18, Приказ Банка России от 25 июля 1996 года №02-259 «Об утверждении Правил ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в Российской Федерации»19, определяющий особенности депозитарной деятельности кредитных организаций.

Лицо, пользующееся услугами депозитария, именуется депонентом. Отношения депонента и депозитария регулируются депозитарным договором (договором о счете депо). Депонентами могут быть владельцы, эмитенты, доверительные управляющие, залогодержатели ценных бумаг, управляющие компании, а также другие депозитарии. Клиентами депозитария также могут быть клиринговые организации и организаторы торговли.

Депозитарии на основании заключенного с клиентами договора вправе оказывать следующие услуги:

  • хранение сертификатов ценных бумаг;
  • учет и переход прав на ценных бумаги. Для осуществления первых двух полномочий каждому депоненту открывается отдельный счет, т. н. «счет депо», на котором отражаются все операции, проводимые с ценными бумагами, переданными на обслуживание. В этом случае, в реестре владельцев ценных бумаг депозитарию открывается лицевой счет номинального держателя в отношении ценных бумаг клиента;
  • регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента (залог и пр.);
  • расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах организаторов торговли;
  • получение и перечисление депонентам доходов по ценным бумагам. В случае учета прав на ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, данная функция является обязательной. Средства депонентов учитываются на отдельных банковских счетах, открываемых депозитарием в кредитной организации. Это требование не распространяется на депозитарии -кредитные организации. Депозитарий, осуществляющий обязательное централизованное хранение ценных бумаг, обязан раскрывать в Ленте новостей уполномоченных информационных агентств и на сайте депозитария в сети Интернет информацию о получении и передаче выплат по ценным бумагам;
  • представление интересов депонента на собрании акционеров, передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной от эмитента или реестродержателя;
  • удержание налогов, обслуживание денежных счетов, представление отчетности.

Депозитарий имеет право привлекать к исполнению своих обязанностей другие

депозитарии, если это прямо не запрещено депозитарным договором. Объектами депозитарной деятельности, по общему правилу, могут являться как эмиссионные, так и не эмиссионные ценные бумаги, документарной и бездокументарной формы выпуска.

Возьмем на себя смелость проклассифицировать депозитарии в зависимости от статуса клиента и направлений деятельности на следующие виды.

«Простой» или обычный депозитарий обслуживает все категории заинтересованных лиц, за исключением тех, о которых будет сказано ниже. К сожалению, законодатель умалчивает вопрос об организационно-правовой форме такого депозитария, из чего следует ее свободный выбор, в т.ч. в области некоммерческих юридических лиц. Депозитарию следует получить лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности. Норматив достаточности собственных средств, установленный для данного вида депозитариев, составляет не менее 60 млн рублей. По состоянию на

сентябрь 2013 года выдано 628 лицензий на осуществление депозитарной деятельности .

Центральный депозитарий осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»20. Положения данного закона являются новыми для российского законодательства. Клиентами центрального депозитария могут стать публичноправовые образования, Банк России, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, оговоренный в Законе круг иностранных номинальных держателей, лица, интересы которых представляют профессиональные участники или Банк России, а также некоторые др.

Статус Центрального депозитария может получить только небанковская кредитная организация в форме акционерного общества, имеющая лицензию на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг и осуществлявшая функции расчетного депозитария в течение трех лет. Размер собственных средств соискателя должен составлять не менее четырех миллиардов рублей. Статус Центрального депозитария присваивается уполномоченным органом власти в области финансовых рынков. По состоянию на сентябрь 2013 года в России функционирует один Центральный депозитарий.

Расчетный депозитарий, кроме прочих, вправе оказывать услуги по осуществлению расчетов по результатам сделок, совершенных на организованных торгах, по соответствующим соглашениям с клиринговыми организациями и организаторами торговли на рынке ценных бумаг (ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг). Правовое регулирование деятельности расчетного депозитария практически отсутствует. К нему применимы правила, установленные для «обычного» депозитария, однако норматив достаточности собственных средств для него равен 250 млн рублей.

Специализированный депозитарий занимается депозитарным учетом финансовых инструментов, находящихся в доверительном управлении у управляющих компаний, которые и являются его клиентами. Выделяют четыре типа специализированных депозитария, в зависимости от объекта депозитарного учета. Это специализированные депозитарии, осуществляющие учет:

  • ценных бумаг, в которые инвестированы пенсионные накопления. Требования и особенности названных депозитариев установлены Федеральным законом от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»21 и некоторыми подзаконными нормативными актами. В качестве такого депозитария может выступать организация в форме акционерного общества либо общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, имеющая одновременно лицензии на осуществление депозитарной деятельности и деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Для работы в этом качестве необходимо 60 млн рублей собственных средств;
  • ценных бумаг, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих. В основе рассматриваемых отношений лежит Федеральный закон от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»22.
  • имущества, составляющего ипотечное покрытие, в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»23. Примечательно, что названный специализированный депозитарий вправе принимать на хранение не только ценные бумаги, но и документы, которыми подтверждены обеспеченные ипотекой требования, а также документы, подтверждающие права на иное имущество, составляющее ипотечное покрытие. Требования к трем рассмотренным типам специализированных депозитариев аналогичные.
  • активов акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Рассматриваемые организации действуют на основании Федерального закона от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее Закон об инвестиционных фондах)24. В целях оказания услуг названным субъектам, специализированному депозитарию необходима лицензия на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, для получения которой выдвигаются особые требования. Так, например, норматив достаточности собственных средств установлен в размере 80 млн рублей, организационно-правовой формой депозитария может быть только акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью. Специализированные депозитарии данного типа нельзя в полной мере причислить к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, в частности из-за особой лицензии, а также состава хранимых ими вещей. Так, в качестве объектов депозитарной деятельности в Законе об инвестиционных фондах рассматривается и иное имущество, составляющее акционерный инвестиционный фонд, например, недвижимость. Круг полномочий такого депозитария чрезвычайно широк.

Исходя из сказанного выше, сделаем следующие выводы.

  1. Под депозитарием понимается профессиональный участник рынка ценных бумаг, оказывающий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.
  2. В законодательстве установлены случаи обязательного депозитарного учета ценных бумаг.
  3. Каждому клиенту депозитария открывается специальный счет, т. н. счет «депо», на котором учитываются его ценные бумаги.
  4. В зависимости от статуса клиента и направлений деятельности, депозитарии можно классифицировать на центральный, расчетный, специализированные четырех типов, а также «обычный».

4. Регистраторы

Регистраторами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие сбор, фиксацию, обработку, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг (статья 8 Закона о рынке ценных бумаг).

Деятельность регистратора осуществляется юридическими лицами любой организационно-правовой формы на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра. Норматив достаточности собственных средств установлен в размере 100 млн рублей. К нормативным документам, регулирующим данную деятельность, относятся Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам России от 02 октября 1997 года № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг»25, Приказы Федеральной службы по финансовым рынкам России от 29 июля 2010 года №10-53/пз-н «О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг»26, от 13 августа 2009 года №09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг»27. Кроме того, основой для оказания соответствующих услуг является договор на ведение реестра, заключаемый между регистратором и эмитентом. Такой договор заключается только с одним юридическим лицом, в то время, как регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.

Регистратор осуществляет следующие функции:

  • открывает (закрывает) лицевые счета приобретателям, номинальным держателям, доверительным управляющим ценных бумаг (зарегистрированные лица);
  • списывает и зачисляет ценные бумаги на лицевые счета в связи с переходом прав на ценные бумаги. Переход прав на ценные бумаги между депонентами одного номинального держателя не отражается на лицевом счете номинального держателя. Две первые функции реестродержатель выполняет на основании распоряжения зарегистрированного лица о передаче ценных бумаг или на основании иных правоустанавливающих документов;
  • составляет список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, например, для выплаты эмитентом дивидендов;
  • блокирует операции по лицевому счету или количеству ценных бумаг на счете по распоряжению зарегистрированного лица при наличии оснований;
  • вносит записи об обременении и снятии обременения ценных бумаг;
  • выдает выписки из реестра, справки о наличии на счете определенного количества ценных бумаг, об операциях, проведенных по лицевому счету. В целях обеспечения конфиденциальности информации, такие сведения могут быть предоставлены только категориям лиц, установленным в законе (статья 8.6 Закона о рынке ценных бумаг, введена в декабре 2011 года). Так, к ним отнесены зарегистрированное лицо, его представитель, некоторые органы власти, а также эмитент, если это необходимо для исполнения требований законодательства;
  • предоставляет зарегистрированному лицу на лицевом счете которого учитывается более 1 процента голосующих акций эмитента, информацию из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных лиц и о количестве акций каждой категории (каждого типа), учитываемых на их лицевых счетах.

По общему правилу, срок осуществления операций в реестре составляет три рабочих дня (ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг), если иное не оговорено в нормативных актах. За свои услуги регистратор получает вознаграждение от эмитента.

Кроме того, он имеет право взимать с зарегистрированных лиц плату за проведение операций, в том числе за предоставление информации (ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг). Размер платы ограничен Приказом Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации от 25 декабря 2012 года №12-111/пз-н «О максимальной плате, взимаемой держателем реестра с зарегистрированных лиц за проведение в реестре операций, и порядке ее определения»28. Например, за открытие лицевого счета плата не должна быть более 100 рублей для физического лица и 500 рублей для юридического лица.

С декабря 2011 года предусмотрена возможность передачи иным регистраторам, депозитариям и брокерам (т.н. трансфер-агентам) полномочий по приемке документов для проведения операций в реестре, а также по передаче зарегистрированным и иным лицам выписки по лицевым счетам, уведомлений и иной информации из реестра (ст. 8.2 Закона о рынке ценных бумаг). Данный правовой институт призван стимулировать увеличение количества сделок с ценными бумагами и упростить процедуру переоформления прав на ценные бумаги. Трансфер-агенты действуют от имени и за счет регистратора на основании договора поручения или агентского договора, и доверенности.

В заключение данного параграфа отметим, что по состоянию на сентябрь 2013 года список лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра, состоит из 39 пунктов29.

Обобщим вышесказанное.

  1. Регистраторами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие сбор, фиксацию, обработку, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.
  2. За свои услуги регистратор кроме вознаграждения от эмитента, вправе взимать плату с зарегистрированных лиц, размер которой ограничен законодательством.
  3. Трансфер-агенты это брокеры, депозитарии или иные регистраторы, наделенные правом от имени и за счет регистратора осуществлять полномочия по приемке документов для проведения операций в реестре, а также по передаче зарегистрированным и иным лицам выписки по лицевым счетам, уведомления и иной информации.

5. Управляющие

Институт управляющих на рынке ценных бумаг направлен на попечение о финансовых ценностях и имущественных интересах инвесторов. Инвестор, на основании договора доверительного управления, вверяет профессионалу принадлежащие ему ценные бумаги, денежные средства, надеясь на их сохранение и преумножение. Управляющий, в свою очередь, рассчитывает на вознаграждение и возмещение произведенных им расходов. Такова экономическая сущность рассматриваемых отношений. Если обратиться к Закону о рынке ценных бумаг, то в нем под деятельностью по управлению ценными бумагами понимается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Соответственно, профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие данный вид деятельности, называются управляющими или доверительными управляющими (ст. 2 Закона).

Управляющие действуют на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами. Для ведения такой деятельности достаточно 35 млн рублей собственных средств.

В основе рассматриваемых отношений лежат Закон о рынке ценных бумаг, а также Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 03 апреля 2007 года №07-37/пз-н «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами»30 (далее - Порядок осуществления деятельности по управлению ценным бумагами) и некоторые другие документы.

Переданные в управление и полученные в процессе управления денежные средства хранятся управляющим на отдельном банковском счете. Для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении, в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг открывается лицевой счет (счета) доверительного управляющего, а если учет осуществляется в депозитарии - счет (счета) депо (ст. 8.2 Закона о рынке ценных бумаг).

Управляющий в интересах и за счет учредителя управления имеет возможность выполнять следующие функции:

  • по своему усмотрению осуществлять все права по ценным бумагам, переданным в управление. Данное правомочие позволяет управляющему, в том числе совершать сделки по продаже ценных бумаг. Безвозмездное отчуждение ценных бумаг клиента запрещено;
  • размещать денежные средства, находящиеся в доверительном управлении, а также полученные в процессе управления ценными бумагами, на счетах и во вкладах в кредитных организациях;
  • инвестировать данные денежные средства в ценные бумаги и производные финансовые инструменты;
  • самостоятельно обращаться в суд с любыми исками в связи с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами.

Несмотря на кажущуюся свободу управляющего, пределы управления четко оговариваются в договоре с клиентом - учредителем управления. Так, согласовываются ценные бумаги, которые вправе приобретать управляющий, виды сделок, которые он вправе заключать с принадлежащими учредителю управления объектами доверительного управления, структура объектов доверительного управления, в том числе соотношение между ценными бумагами различных видов, между ценными бумагами различных эмитентов, между ценными бумагами и денежными средствами данного учредителя управления и др. условия (см. главу 2 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами).

К наиболее существенным обязанностям управляющего следует отнести - ведение обособленного внутреннего учета денежных средств и ценных бумаг по каждому клиенту; предоставление учредителю управления отчета о своей деятельности в сроки, предусмотренные договором, но не реже одного раза в квартал; срочное уведомление учредителя управления об уменьшении стоимости имущества, находящегося в доверительном управлении, на 50 процентов и более; использование в целях рекламы методики расчета доходности управления ценными бумагами, установленной в Порядке осуществления деятельности по управлению ценными бумагами.

В заключение приведем статистические данные. По состоянию на сентябрь 2013

года в России выдано 822 лицензии на право осуществления рассматриваемой деятельности .

На основании изложенного, обобщим главные мысли.

  1. Управляющие это профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и денежными средствами.
  2. Отношения инвестора и управляющего оформляются договором доверительного управления, в котором в т.ч. оговариваются пределы управления.
  3. Доверительный управляющий по своему усмотрению осуществляет права по переданным в доверительное управление ценным бумагам в рамках договора доверительного управления.
  4. Денежные средства, находящиеся в управлении, управляющий вправе размещать на счетах и во вкладах в кредитных организациях, а также инвестировать в ценные бумаги и производные финансовые инструменты.

Литература

Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011.

Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг: административно-правовое регулирование. / под ред. Л. Л. Попова. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Назаренко А.М. История развития института маржинальной сделки. // Внешнеторговое право. 2011. №1. С. 28 - 31.

Семенов А.В. Правовой статус участников рынка ценных бумаг: проблемы регулирования: Дис. канд. юрид. наук. 12.00.03. М., 2005.

Нормативные акты

Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №17, ст. 1918.

Федеральный закон от 07 декабря 2011 года №414-ФЗ «О центральном депозитарии». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №50, ст. 7356.

Федеральный закон от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительноипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №34, ст. 3532.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 года №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №46 (ч. 2), ст. 4448.

Федеральный закон от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №30, ст. 3028.

Федеральный закон от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №49, ст. 4562.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 16 апреля 2013 года №13-29/пз-н «Об утверждении Положения о порядке, сроке и объеме раскрытия информации о получении и передаче выплат по ценным бумагам депозитарием, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг». // Российская газета, 2013, №154.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 30 августа 2012 года №12-78/пз-н «Об утверждении Порядка открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов». //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, №43.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от ФСФР России от 12 января 2012 года №12-1/пз-н «Об утверждении Положения об аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка». // Российская газета, 2012, №144.

Приказ Министерства финансов России от 13 апреля 2012 года №46н «Об утверждении Порядка присвоения статуса центрального депозитария». // Российская газета, 2012, №124.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 05 апреля 2011 года №11-8/пз-н «Об утверждении Положения об особенностях обращения и учета прав на ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, и иностранные ценные бумаги».// Российская газета, 2011, №122.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 05 апреля 2011 года №11-7/пз-н «Об утверждении Требований к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера». // Российская газета, 2011, №122.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 29 июля 2010 года №10-53/пз-н «О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг». //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №45.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 20 июля 2010 года №10- 49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №38.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 28 января 2010 года №10-4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №21.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 13 августа 2009 года №09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, №46.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 03 апреля 2007 года №07-37/пз-н «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, № 26.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 21 сентября 2006 года №06-102/пз-н «О типах и форме квалификационных аттестатов». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, №46.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 07 марта 2006 года №06-24/пз-н «Об утверждении Правил осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок)». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, №18.

Совместное Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам России №32, Министерства финансов России №108н от 11 декабря 2001 года «Об утверждении Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, №2.

Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам России от 11 октября 1999 года №9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, №4.

Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федерации от 16 октября 1997 года №36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения». // Вестник ФКЦБ России, 1997, №8.

Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам России от 02 октября 1997 года № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг». // Вестник ФКЦБ России, 1997, №7.

Приказ Банка России от 25 июля 1996 года №02-259 «Об утверждении Правил ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в Российской Федерации». //Банковский бюллетень, 1996, №33.

1


См. утр. силу Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 6 июля 1992 года №53 «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами». // Бюллетень нормативных актов, 1992, №9-10.

2 См. утр. силу Указ Президента Российской Федерации от 04 ноября 1994 года №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №28, ст. 2972.

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №38.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №32, ст. 3340.

5 Российская газета, 2011, №135.

6 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №21.

7 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, №4.

8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, №2.

9 Российская газета, 2011, №122.

10 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №34, ст. 3532.

11 Подробнее см. А.М. Назаренко История развития института маржинальной сделки // Внешнеторговое право. 2011. №1. С. 28 - 31.

12 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, №18.

13 Официальный сайт Федеральной службы по финансовым Рынкам России. http://www.fcsm.ru. Дата обращения 09 сентября 2013 года.

14 Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011, с. 908.

15 Вестник ФКЦБ России, 1997, №8.

16 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, №43.

17 Российская газета, 2011, №122.

18 Российская газета, 2013, №154.

19 Банковский бюллетень, 1996, №33.

20 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №50, ст. 7356.

21 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №30, ст. 3028.

22 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №34, ст. 3532.

23 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №46, ст. 4448.

24 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №49, ст. 4562.

25 Вестник ФКЦБ России, 1997, № 7.

26 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, № 45.

27 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 46.

28 Российская газета, 2013, № 68.

29 Официальный сайт Федеральной службы по финансовым Рынкам России. http://www.fcsm.ru. Дата обращения 09 сентября 2013 года.

30 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, №26.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг